Исследование проводится в два этапа, каждый из которых обусловлен различным мотивом выбора: в основе первой ситуации лежат эмоционально-личностные мотивы выбора, в основе второй учебно-познавательные.


Скачать 307.11 Kb.
НазваниеИсследование проводится в два этапа, каждый из которых обусловлен различным мотивом выбора: в основе первой ситуации лежат эмоционально-личностные мотивы выбора, в основе второй учебно-познавательные.
страница1/2
ТипИсследование
filling-form.ru > Бланки > Исследование
  1   2
Содержание психологической части педагогической практики для студентов 3-го курса

Задание: Изучение особенностей развития малой группы на основе определения специфики межличностных отношений в классе и характера доминирующей мотивации учащихся:

  1. Изучение межличностных отношений проводится с помощью социометрического метода.

  2. Для определения доминирующей мотивации учащихся данного класса используются методы:

- анкетирование;

- неоконченных предложений.

  1. Требования к проведению социометрии:

Социометрия (социальное измерение), метод разработанный Дж.Морено является разновидностью метода опроса, который позволяет исследовать эмоционально-непосредственные отношения внутри малой группы за счет получения данных об отношениях членов группы друг к другу на основе взаимных симпатий.

Исследование проводится в два этапа, каждый из которых обусловлен различным мотивом выбора: в основе первой ситуации лежат эмоционально-личностные мотивы выбора, в основе второй – учебно-познавательные. Для этого учащимся задается два социометрических вопроса: первый из сферы досуга (С кем бы ты поехал летом отдыхать в молодежный лагерь? Кого пригласил бы в кино? Кого пригласил бы к себе на день рождения?); второй вопрос из деловой сферы (С кем из одноклассников ты бы стал вместе готовить доклад? К кому бы из одноклассников ты обратился, если возникнут трудности при подготовке к контрольной работе?).

Критерием выбора выступает желание человека совместно с кем-то что-то делать. И чем больше членов группы выбирает конкретного человека для совместной деятельности, тем более популярным он является и тем выше его социометрический статус.

Для проведения исследования заранее необходимо сформулировать два вопроса к учащимся из деловой и развлекательной сферы, и приготовить карточки. На карточках необходимо подписать фамилию и имя опрашиваемого. Социометрические вопросы можно или вписать в карточки заранее, или написать на доске.

Перед проведением исследования необходимо установить доверительные отношения с группой и объяснить цели социометрического исследования. Важно также подчеркнуть значение самостоятельности и секретности при ответах и гарантировать испытуемым сохранение тайны ответов. Необходимо также проверить правильность и однозначность понимания вопросов и показать точно и ясно технику записи ответов.

Выбор должен ограничиваться 3 фамилиями одноклассников. Желательно чтобы в исследовании приняли участие все ученики класса. Если какие-то ученики отсутствуют, то выбирать их присутствующим ученикам не разрешается. О чем стоит испытуемых предупредить перед проведением опроса. Если учащийся сообщает, что не может ограничиться только тремя одноклассников, а выбрал бы больше и в карточке пишет более трех фамилий, то для исследования берутся только три первых фамилии.

На основе полученных данных делается вывод о положении каждого учащегося в среде одноклассников.

Для придания социометрическим данным наглядности и упрощения подсчета результатов и получения на их основе выводов, данные сначала сводятся в социоматрицу (таблицу), а затем на их основе выстраиваются социограммы групповые и индивидуальные.

Социоматрица составляется следующим образом:

  1. Члены группы обозначаются буквами алфавита или порядковыми номерами, которые расставляются по вертикали (кто выбирает) и горизонтали (кого выбирают). Далее проводится диагональ, которая вычеркивает те квадраты, в которых выбирающий мог бы отметить себя.

  2. В рядах отмечаются выборы сделанные испытуемыми какими-либо обозначениями: крестиками, галочками и т.п.

  3. Внизу каждого столбца подсчитывается сумма выборов, полученных учащимся.

  4. Далее в социоматрице отмечаются взаимные выборы (например, когда испытуемый А выбирает испытуемого D, и тот, в свою очередь отвечает ему взаимностью, т.е. испытуемый D тоже выбирает испытуемого А). Взаимные выборы на социоматрице можно выделять кружками соединенными попарно чертой перпендикулярной диагонали. Затем взаимные выборы подсчитываются в каждой строке и заносятся в строку «Сумма взаимных выборов» внизу каждого столбца.

  5. На каждый вопрос составляется отдельная социоматрица.

Пример социоматрицы:

кто выбирает

кого выбирают

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

 

 

Х

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

Х

3

Х

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

Х

Х

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Х

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

Х

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

8

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

Х

9

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

Х

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

Х

Х

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

Х

 

Х

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

Х

 

 

 

Х

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

Х

Х

 

 

14

Х

 

Х

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

Х

16

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

Х

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

17

 

Х

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

18

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

Х

Х

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

Х

Х

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

20

 

Х

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

∑в 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

∑в.в. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Далее по каждой социоматрице выстраиваются социограммы.

Групповую социограмму можно изобразить в виде радиальных окружностей. В центре которой помещаются обозначения учащихся, набравших половину возможных выборов (которая рассчитывается по формуле: , где n – количество учащихся в классе.

Во втором круге от центра размещаются условные обозначения учащихся набравших меньше половины возможных выборов, но больше 2 выборов.

В третьем круге от центра размещаются условные обозначения учащихся набравших 1-2 выбора.

В четвертом круге размещаются условные обозначения учащихся не получивших ни одного выбора.

Традиционно мальчиков обозначают треугольником, девочек – кружком. Внутри треугольника или кружка пишут букву или цифру, обозначающую испытуемого.

На основе заполнения радиальной социограммы можно сделать предварительные выводы о групповой сплоченности класса. Если большинство значков сосредоточены в центре социограммы (1 и 2 окружности) это говорит о сплоченности данного класса, если большинство значков расположились на периферии (3 и 4 окружности) – это говорит о разобщенности данного класса. Если часть значков сосредоточены в центре, а часть на периферии, то можно сделать вывод о частичной сплоченности и частичной разобщенности класса или о том, что в целом разобщенном классе имеется сплоченное «ядро».
Более точно сплоченность класса можно узнать, подсчитав коэффициент групповой сплоченности по формуле:
Коэффициент взаимности (КВ) = . 100%
По величине показателя группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности:

I – 15-20% (низкий уровень), II – 21-30% (средний уровень), III – 31-40% (высокий уровень), IV – 40% и выше (сверхвысокий уровень). К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы учеников, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.

Чем с большим числом одноклассников связывает ученика взаимная симпатия, тем более удовлетворяется его потребность в общении и тем лучше будет его эмоциональное состояние.
Коэффициент удовлетворенности (КУ) = . 100%
Так как максимальное количество выборов ограничено 3, то и взаимных выборов может быть тоже только 3, следовательно КУ может быть высоким – 100%, средним – 67%, низким – 22% или учащийся может быть неудовлетворен взаимностью выборов при 0%.
Число выборов, полученных каждым учащимся, характеризует его положение (социометрический статус) в системе личных отношений.
Социометрический статус (СС) = . 100%
По социометрическому статусу учащиеся могут быть отнесены к одной из четырех статусных категорий: «популярные», «предпочитаемые», «принятые», «изолированные». Первая и вторая статусные группы являются благоприятными, третья и четвертая – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого учащегося в группе, то есть насколько желанен ученик в системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить об эмоциональном климате группы для каждого учащегося данного класса.
Индекс изолированности. Вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или их число достигает 5-6%; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25%. Величина этого индекса – показатель успешности воспитательной работы.
На самых популярных учащихся составляются инидивидуальные социограммы.

Сначала на рисунке в центр помещают тех, кто получил наибольшее число выборов, далее стрелками изображают те предпочтения, которые они сделали, и тех, кто их выбрал, постепенно переходят ко всем оставшимся элементам групповой структуры. Как правило, в группе не бывает одного общепризнанного лидера, к которому тяготели бы все члены, на социограмме должно быть в наглядной форме показано расположение полюсов притяжения в группе. А также хорошо просматриваются группировки и микрогруппы: диады, триады, тетрады:

Тетрада

Диада

Триада

При анализе полученных социограмм делаются выводы о межличностных предпочтениях в классе, популярности отдельных учащихся и их окружения, взаимности выборов, наличии или отстутствии группировок, наличии или отсутствии связей между группировками.

На основании проведенного исследования пишутся общие выводы по социометрическому исследованию (пример написания выводов см. в Приложении…). Результатом проведённого анализа является общий вывод о характере межличностных отношений в данном классе с указанием лидеров (референтной группы), количества учащихся, находящихся в том или ином социометрическом статусе, с характеристикой взаимных выборов. Полученные результаты используются при составлении характеристики класса.

После проведения исследования межличностных отношений в классе методом социометрия, студенты приступают к выполнению 2 задания - определения доминирующей мотивации учащихся данного класса. Определение ведущей мотивации учащихся позволяет определить их отношения   к обучению в школе и друг к другу. Совпадение мотивов у учащихся приводит к их взаимопониманию и взаимодействию, а противоречие мотивов может вызвать проблемы в общении учащихся, непонимание, неприязнь, противодействие и противостояние.

Определение доминирующих мотивов у популярных учащихся позволяет сделать предположения о том, какое влияние они оказывают на свою референтную группу и весь коллектив в целом. Направленность популярных учащихся на учебную деятельность позволит сделать предположение о том, что микрогруппа сформированная вокруг них направлена тоже на учебную деятельность и является активом класса. Бессодержательная (эмоциональная) и социальная направленность мотивов лидера в сочетании с низкой учебной и профессиональной мотивацией может служить основанием для предположения о том, он будет демотивировать учебную деятельность учащихся, на которых оказывает влияние.

Определение доминирующих мотивов у изолированных учащихся может позволить определить причину их изоляции. Несовпадение мотивов у изолированных учащихся с основной мотивацией других учащихся класса может быть причиной их непопулярности в классе.

Повышение успеваемости учащихся, улучшение результатов их учебной деятельности, сплочение коллектива, улучшение психологического климата возможно при грамотном воздействии педагога на мотивационную сферу учащихся. Для проведения этого воздействия, планирования коррекционной, воспитательной и обучающей деятельности учителю необходимо знать мотивационную направленность учеников, соответствие или несоответствие их мотивации учебным и воспитательным целям и задачам.

Доминирующая мотивация учащихся определяется при помощи проведения анкетирования и метода неоконченных предложений.

Требования к проведению анкетирования:

    1. Анкетирование учащихся класса проводится с целью выявления характера доминирующей мотивации учащихся.

    2. Студенту необходимо выбрать тип анкеты для соответствующего класса (см. Приложение 1) и, следуя инструкции, провести анкетирование детей. Методика может применяться фронтально при использовании индивидуальных бланков с вопросами.

    3. Результаты анкетирования оформляются в таблицу:

Таблица …1

Результаты анкетирования учащихся____класса

по выявлению доминирующей мотивации





Список класса

Виды мотивов учебной деятельности ребёнка

Характер доминирующей мотивации

Примечания




Андрей А.

Социальный, познавательный

Широкая социальная мотивация







Саша Б.

Познавательный, м. достижения.

Мотив достижения

Болезненно переживает неудачи



……

……………….









    1. В отчётной документации по данному методу студенту необходимо представить как промежуточные таблицы обработки данных (Приложение …), так и итоговую таблицу…1, которая является обобщением фактических данных.

Требования к проведению методики «Неоконченные предложения»

Данная методика проводится с целью выявления направленности интересов учащихся.

Ход работы:

Учащегося просят закончить начатые предложения так, как он считает нужным. При фронтальном проведении методики у каждого испытуемого должен быть свой бланк, который пронумерован тем числом, под которым фамилия ребёнка стоит в журнале (№ написан на обратной стороне листа). Бланки раздаются заранее.
  1   2

Похожие:

Исследование проводится в два этапа, каждый из которых обусловлен различным мотивом выбора: в основе первой ситуации лежат эмоционально-личностные мотивы выбора, в основе второй учебно-познавательные. iconГоду на подготовку офицеров в Вооруженные Силы рф, обучение по основным...
...

Исследование проводится в два этапа, каждый из которых обусловлен различным мотивом выбора: в основе первой ситуации лежат эмоционально-личностные мотивы выбора, в основе второй учебно-познавательные. iconКлассный час вместе с родителями «Кем быть и какими нам быть?»
Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это...

Исследование проводится в два этапа, каждый из которых обусловлен различным мотивом выбора: в основе первой ситуации лежат эмоционально-личностные мотивы выбора, в основе второй учебно-познавательные. iconКлассный час вместе с родителями «Кем быть и какими нам быть?»
Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это...

Исследование проводится в два этапа, каждый из которых обусловлен различным мотивом выбора: в основе первой ситуации лежат эмоционально-личностные мотивы выбора, в основе второй учебно-познавательные. iconЗакупки, извещение об осуществлении которых планируется разместить в 2017, 2018, 2019 годах; 2
Перейдите на рабочее место «Закупки по 44-фз» (см. Рисунок 1). Путем выбора рабочего места слева, или выбора рабочего места из выпадающего...

Исследование проводится в два этапа, каждый из которых обусловлен различным мотивом выбора: в основе первой ситуации лежат эмоционально-личностные мотивы выбора, в основе второй учебно-познавательные. iconПояснительная записка. 1Нормативные документы Цели и задачи, которые...
Программа предназначена для обучения школьников в российских общеобразовательных учреждениях и школах с углублённым изучением английского...

Исследование проводится в два этапа, каждый из которых обусловлен различным мотивом выбора: в основе первой ситуации лежат эмоционально-личностные мотивы выбора, в основе второй учебно-познавательные. iconИсследование по валидизации выполнено с участием пациентов с депрессией,...
Великобритании и в последующем получила международное признание (переведена на 30 языков). Она разработана на основе диагностических...

Исследование проводится в два этапа, каждый из которых обусловлен различным мотивом выбора: в основе первой ситуации лежат эмоционально-личностные мотивы выбора, в основе второй учебно-познавательные. iconАвтор методики: Холланд Дж
В 1966 г. Дж. Холланд разработал психологическую концепцию, которая объединила теорию личности с теорией выбора профессии. Эта концепция...

Исследование проводится в два этапа, каждый из которых обусловлен различным мотивом выбора: в основе первой ситуации лежат эмоционально-личностные мотивы выбора, в основе второй учебно-познавательные. iconНароды, миграции, территории
Российской империи. Исследование выполнено на основе архивных материалов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, и...

Исследование проводится в два этапа, каждый из которых обусловлен различным мотивом выбора: в основе первой ситуации лежат эмоционально-личностные мотивы выбора, в основе второй учебно-познавательные. icon2Формирование закупки способом «Конкурс»
Перейдите на рабочее место «Закупки по 223-фз» (см. Рисунок ) путем выбора рабочего места слева, или выбора рабочего места из выпадающего...

Исследование проводится в два этапа, каждый из которых обусловлен различным мотивом выбора: в основе первой ситуации лежат эмоционально-личностные мотивы выбора, в основе второй учебно-познавательные. icon«Оборудование торговых предприятий»
Я заданной цели решаются задачи приобретения знаний и практических навыков в области рациональной организации технологических и торговых...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск