Скачать 307.11 Kb.
|
Содержание психологической части педагогической практики для студентов 3-го курса Задание: Изучение особенностей развития малой группы на основе определения специфики межличностных отношений в классе и характера доминирующей мотивации учащихся:
- анкетирование; - неоконченных предложений.
Социометрия (социальное измерение), метод разработанный Дж.Морено является разновидностью метода опроса, который позволяет исследовать эмоционально-непосредственные отношения внутри малой группы за счет получения данных об отношениях членов группы друг к другу на основе взаимных симпатий. Исследование проводится в два этапа, каждый из которых обусловлен различным мотивом выбора: в основе первой ситуации лежат эмоционально-личностные мотивы выбора, в основе второй – учебно-познавательные. Для этого учащимся задается два социометрических вопроса: первый из сферы досуга (С кем бы ты поехал летом отдыхать в молодежный лагерь? Кого пригласил бы в кино? Кого пригласил бы к себе на день рождения?); второй вопрос из деловой сферы (С кем из одноклассников ты бы стал вместе готовить доклад? К кому бы из одноклассников ты обратился, если возникнут трудности при подготовке к контрольной работе?). Критерием выбора выступает желание человека совместно с кем-то что-то делать. И чем больше членов группы выбирает конкретного человека для совместной деятельности, тем более популярным он является и тем выше его социометрический статус. Для проведения исследования заранее необходимо сформулировать два вопроса к учащимся из деловой и развлекательной сферы, и приготовить карточки. На карточках необходимо подписать фамилию и имя опрашиваемого. Социометрические вопросы можно или вписать в карточки заранее, или написать на доске. Перед проведением исследования необходимо установить доверительные отношения с группой и объяснить цели социометрического исследования. Важно также подчеркнуть значение самостоятельности и секретности при ответах и гарантировать испытуемым сохранение тайны ответов. Необходимо также проверить правильность и однозначность понимания вопросов и показать точно и ясно технику записи ответов. Выбор должен ограничиваться 3 фамилиями одноклассников. Желательно чтобы в исследовании приняли участие все ученики класса. Если какие-то ученики отсутствуют, то выбирать их присутствующим ученикам не разрешается. О чем стоит испытуемых предупредить перед проведением опроса. Если учащийся сообщает, что не может ограничиться только тремя одноклассников, а выбрал бы больше и в карточке пишет более трех фамилий, то для исследования берутся только три первых фамилии. На основе полученных данных делается вывод о положении каждого учащегося в среде одноклассников. Для придания социометрическим данным наглядности и упрощения подсчета результатов и получения на их основе выводов, данные сначала сводятся в социоматрицу (таблицу), а затем на их основе выстраиваются социограммы групповые и индивидуальные. Социоматрица составляется следующим образом:
Пример социоматрицы:
Далее по каждой социоматрице выстраиваются социограммы. Групповую социограмму можно изобразить в виде радиальных окружностей. В центре которой помещаются обозначения учащихся, набравших половину возможных выборов (которая рассчитывается по формуле: , где n – количество учащихся в классе. Во втором круге от центра размещаются условные обозначения учащихся набравших меньше половины возможных выборов, но больше 2 выборов. В третьем круге от центра размещаются условные обозначения учащихся набравших 1-2 выбора. В четвертом круге размещаются условные обозначения учащихся не получивших ни одного выбора. Традиционно мальчиков обозначают треугольником, девочек – кружком. Внутри треугольника или кружка пишут букву или цифру, обозначающую испытуемого. На основе заполнения радиальной социограммы можно сделать предварительные выводы о групповой сплоченности класса. Если большинство значков сосредоточены в центре социограммы (1 и 2 окружности) это говорит о сплоченности данного класса, если большинство значков расположились на периферии (3 и 4 окружности) – это говорит о разобщенности данного класса. Если часть значков сосредоточены в центре, а часть на периферии, то можно сделать вывод о частичной сплоченности и частичной разобщенности класса или о том, что в целом разобщенном классе имеется сплоченное «ядро». Более точно сплоченность класса можно узнать, подсчитав коэффициент групповой сплоченности по формуле: Коэффициент взаимности (КВ) = . 100% По величине показателя группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности: I – 15-20% (низкий уровень), II – 21-30% (средний уровень), III – 31-40% (высокий уровень), IV – 40% и выше (сверхвысокий уровень). К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы учеников, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. Чем с большим числом одноклассников связывает ученика взаимная симпатия, тем более удовлетворяется его потребность в общении и тем лучше будет его эмоциональное состояние. Коэффициент удовлетворенности (КУ) = . 100% Так как максимальное количество выборов ограничено 3, то и взаимных выборов может быть тоже только 3, следовательно КУ может быть высоким – 100%, средним – 67%, низким – 22% или учащийся может быть неудовлетворен взаимностью выборов при 0%. Число выборов, полученных каждым учащимся, характеризует его положение (социометрический статус) в системе личных отношений. Социометрический статус (СС) = . 100% По социометрическому статусу учащиеся могут быть отнесены к одной из четырех статусных категорий: «популярные», «предпочитаемые», «принятые», «изолированные». Первая и вторая статусные группы являются благоприятными, третья и четвертая – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого учащегося в группе, то есть насколько желанен ученик в системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить об эмоциональном климате группы для каждого учащегося данного класса. Индекс изолированности. Вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или их число достигает 5-6%; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25%. Величина этого индекса – показатель успешности воспитательной работы. На самых популярных учащихся составляются инидивидуальные социограммы. Сначала на рисунке в центр помещают тех, кто получил наибольшее число выборов, далее стрелками изображают те предпочтения, которые они сделали, и тех, кто их выбрал, постепенно переходят ко всем оставшимся элементам групповой структуры. Как правило, в группе не бывает одного общепризнанного лидера, к которому тяготели бы все члены, на социограмме должно быть в наглядной форме показано расположение полюсов притяжения в группе. А также хорошо просматриваются группировки и микрогруппы: диады, триады, тетрады: Тетрада Диада Триада При анализе полученных социограмм делаются выводы о межличностных предпочтениях в классе, популярности отдельных учащихся и их окружения, взаимности выборов, наличии или отстутствии группировок, наличии или отсутствии связей между группировками. На основании проведенного исследования пишутся общие выводы по социометрическому исследованию (пример написания выводов см. в Приложении…). Результатом проведённого анализа является общий вывод о характере межличностных отношений в данном классе с указанием лидеров (референтной группы), количества учащихся, находящихся в том или ином социометрическом статусе, с характеристикой взаимных выборов. Полученные результаты используются при составлении характеристики класса. После проведения исследования межличностных отношений в классе методом социометрия, студенты приступают к выполнению 2 задания - определения доминирующей мотивации учащихся данного класса. Определение ведущей мотивации учащихся позволяет определить их отношения к обучению в школе и друг к другу. Совпадение мотивов у учащихся приводит к их взаимопониманию и взаимодействию, а противоречие мотивов может вызвать проблемы в общении учащихся, непонимание, неприязнь, противодействие и противостояние. Определение доминирующих мотивов у популярных учащихся позволяет сделать предположения о том, какое влияние они оказывают на свою референтную группу и весь коллектив в целом. Направленность популярных учащихся на учебную деятельность позволит сделать предположение о том, что микрогруппа сформированная вокруг них направлена тоже на учебную деятельность и является активом класса. Бессодержательная (эмоциональная) и социальная направленность мотивов лидера в сочетании с низкой учебной и профессиональной мотивацией может служить основанием для предположения о том, он будет демотивировать учебную деятельность учащихся, на которых оказывает влияние. Определение доминирующих мотивов у изолированных учащихся может позволить определить причину их изоляции. Несовпадение мотивов у изолированных учащихся с основной мотивацией других учащихся класса может быть причиной их непопулярности в классе. Повышение успеваемости учащихся, улучшение результатов их учебной деятельности, сплочение коллектива, улучшение психологического климата возможно при грамотном воздействии педагога на мотивационную сферу учащихся. Для проведения этого воздействия, планирования коррекционной, воспитательной и обучающей деятельности учителю необходимо знать мотивационную направленность учеников, соответствие или несоответствие их мотивации учебным и воспитательным целям и задачам. Доминирующая мотивация учащихся определяется при помощи проведения анкетирования и метода неоконченных предложений. Требования к проведению анкетирования:
Таблица …1 Результаты анкетирования учащихся____класса по выявлению доминирующей мотивации
Требования к проведению методики «Неоконченные предложения» Данная методика проводится с целью выявления направленности интересов учащихся. Ход работы: Учащегося просят закончить начатые предложения так, как он считает нужным. При фронтальном проведении методики у каждого испытуемого должен быть свой бланк, который пронумерован тем числом, под которым фамилия ребёнка стоит в журнале (№ написан на обратной стороне листа). Бланки раздаются заранее. |
... | Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это... | ||
Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это... | Перейдите на рабочее место «Закупки по 44-фз» (см. Рисунок 1). Путем выбора рабочего места слева, или выбора рабочего места из выпадающего... | ||
Программа предназначена для обучения школьников в российских общеобразовательных учреждениях и школах с углублённым изучением английского... | Великобритании и в последующем получила международное признание (переведена на 30 языков). Она разработана на основе диагностических... | ||
В 1966 г. Дж. Холланд разработал психологическую концепцию, которая объединила теорию личности с теорией выбора профессии. Эта концепция... | Российской империи. Исследование выполнено на основе архивных материалов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, и... | ||
Перейдите на рабочее место «Закупки по 223-фз» (см. Рисунок ) путем выбора рабочего места слева, или выбора рабочего места из выпадающего... | Я заданной цели решаются задачи приобретения знаний и практических навыков в области рациональной организации технологических и торговых... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |