ДНЕВНИК
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПОМОЩНИК ВРАЧА ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ Специальность 31.05.02. ПЕДИАТРИЯ
5 курс
2018
1. Цель практики "Помощник врача детской поликлиники"
Целью производственной практики является овладение общекультурными и профессиональными компетенциями врача педиатра, подготовка студентов 5 курса педиатрического факультета к следующим видам профессиональной деятельности врача педиатра участкового:
1) профилактической;
2) лечебно-диагностической;
3) реабилитационной;
4) организационно-методической;
5) научно-исследовательской. 2. Задачи практики
Задачами практики являются:
Знакомство студентов с вопросами организации работы детской поликлиники, врача педиатра участкового, врачей педиатров образовательных учреждений;
Изучение содержания профилактической, лечебной и организационной работы врача педиатра участкового;
Овладение навыками проведения комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков, формирования у детей, подростков и членов их семей навыков здорового образа жизни, устранения вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние их здоровья;
Проведение диспансерного наблюдения за здоровыми детьми и детьми с различными хроническими заболеваниями;
Осуществление диагностики и лечения острых и хронических заболеваний у детей и подростков;
Оказание неотложной помощи детям в условиях амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения;
Ведение учетно-отчетной медицинской документации в детской поликлинике;
Выполнение НИР, анализ научной литературы и официальных статистических обзоров.
3. Место и время проведения практики
Практика «Помощник врача детской поликлиники» студентов 5 курса педиатрического факультета проводится в летний период 10 семестра в соответствии с расписанием занятий на базе следующих медицинских организаций:
МБУЗ "Детская городская поликлиника №45",
поликлиническое отделение ДГБ №2,
поликлиническое отделение ДГБ №1,
МБУЗ "Городская поликлиника №14".
4. В результате прохождения данной практики студенты 5 курса должны приобрести следующие практические навыки, умения:
Навыки:
соблюдения правил этики и деонтологии врача педиатра в общении с пациентом и его родителями;
сбора и оценки социального, биологического и генеалогического анамнезов;
проведения антропометрического обследования ребенка: измерение массы тела, длины тела, окружности грудной клетки, окружности головы;
измерение уровня артериального давления, частоты сердечных сокращении и дыханий в 1 минуту;
оценки физического развития ребенка на основании использования данных антропометрических стандартов и индексов;
оценки нервно-психического развития ребенка;
определения группы здоровья ребенка на основании комплексной оценки состояния здоровья;
проведения клинического обследования здорового и больного ребенка (осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация);
оценки результатов дополнительного обследования: общего анализа крови; анализов мочи общего, анализов мочи по Нечипоренко, Аддису-Каковскому, Амбурже, пробы по Зимницкому; копрограмму;
оценки результатов исследования иммунограммы, ИФА, ПЦР;
оценки результатов биохимических анализов крови при соматических и инфекционных заболеваниях;
оценки результатов ЭКГ- исследования;
проведение расчета и коррекции питания детей первого года жизни;
проведения расчета и коррекции питания больных детей различных возрастов и групп здоровья;
составления режима дня для здоровых детей раннего возраста;
составления режима дня для больных детей различных возрастов и групп здоровья;
проведения иммунизации детей;
определения противопоказаний к проведению профилактических прививок;
осуществления наблюдения за ребенком в поствакцинальном периоде;
проведения анализа показателей работы врача педиатра участкового;
владения навыками гигиенического ухода за новорожденным (уход за кожей и слизистыми оболочками, обработка пупочной ранки, гигиеническая ванна и др.);
владения методикой и техникой введения лекарственных препаратов: внутримышечно, подкожно, внутривенно; расчета дозы и разведения лекарственных средств;
оформления медицинской документации:
истории развития (ф-112),
медицинской карты для образовательных учреждений (ф-026),
карты профилактических прививок (ф-063),
контрольной карты диспансерного наблюдения (ф-030),
экстренного извещения в СЭС (ф-058),
эпикриза на ребенка первого года жизни; дородового патронажа беременной; патронажа новорожденного,
документации при оформлении ребенка в детский сад, школу, санаторий,
рецептурные бланки, больничные листы и справки;
- проведение анализа показателей работы детской поликлиники, показателей работы участкового педиатра.
5. Содержание производственной практики студентов 5 курса
Производственная практика проводится на базе педиатрических отделений детских поликлиник г. Ростова-на-Дону. Работая в качестве помощника врача педиатра, обучающиеся изучают принципы организации работы, функциональные обязанности врача педиатра участкового. Работая совместно с врачом педиатром участковым, обучающиеся овладевают методами оказания профилактической и лечебной помощи здоровым и больным детям и подросткам в условиях амбулаторно-поликлинического учреждения, а также неотложной помощи при различных экстренных состояниях у детей, знакомятся с оснащением кабинета врача педиатра участкового для оказания неотложной помощи. Выполняют дежурства в отделении неотложной помощи поликлиники, а также в процедурном кабинете.
В соответствии с расписанием занятий производственная практика студентов 5 курса проводится в 10 семестре летом (июль месяц). Продолжительность практики составляет 2 недели, всего 108 часов. Продолжительность ежедневной работы студентов 5 курса: аудиторной - 6 академических часов, самостоятельной внеаудиторной работы - 3 часа.
Работая с участковым врачом педиатром, обучающиеся принимают участие в проведении приёмов в поликлинике и обслуживании вызовов на дому к заболевшим детям; проведении санитарно-просветительной работы, оказании неотложной помощи, оформляют дневник практики.
По окончании практики каждый студент оформляет дневник практики и получает производственную характеристику с оценкой его деятельности по четырехбалльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), подписанную зав. педиатрическим отделением и руководителем практики.
При оценке работы наибольшее внимание уделяется грамотности ведения записей в дневнике, объему самостоятельно выполненной работы, правильности выбранной тактики при оказании медицинской помощи здоровым и больным детям и подросткам.
В последний день практики каждый студент сдает зачет. Зачет проводится в три этапа: 1) оценка качества ведения дневника производственной практики, 2) оценка владения умениями и практическими навыками, полученными обучающимся во время работы в детской поликлинике, 3) оценка ответа по контрольным вопросам билета (представлены ниже).
Перечень контрольных вопросов к зачету по производственной практикестудентов 5 курса.
Основные задачи и направления деятельности детской поликлиники.
Типы, категории, структура и штаты детских поликлиник.
Функциональные обязанности врача педиатраучасткового.
Организация приема детей в поликлинике. Нормативы приема врача педиатра участкового. Оснащение кабинета врача педиатраучасткового.
Профилактическая деятельность врача педиатра участкового; ее содержание.
Основные виды лечебной работы врача педиатра участкового.
Порядок оказания помощи детям на дому в случае возникновения острого заболевания.
Принципы организации «стационара на дому».
Бесплатное лечение, принципы его организации и учета. Контингенты льготного детского населения, категории заболеваний. Правила выписывания рецептов.
Правила выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность родителей и подростков.
Основные формы отчетно-учетной документации в работе врача педиатра участкового.
Служба неотложной помощи детям на догоспитальном этапе. Принципы её организации. Штаты, задачи, функции врача отделения неотложной помощи детской поликлиники.
Показания к экстренной госпитализации в стационар больных при неотложных состояниях.
Определение, причины, клиника и первая врачебная помощь при лихорадке и гипертермическом синдроме у детей.
Первая врачебная помощь при судорогах различной этиологии у детей.
Первая врачебная помощь при анафилактическом шоке у детей.
Обструктивный бронхит. Определение, причины, клиника, диагностика, неотложная помощь.
Острый бронхиолит. Определение, причины, клиника, диагностика, неотложная помощь.
Бронхиальная астма у детей. Клиника приступного периода. Критерии степени тяжести приступа бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия. Неотложная помощь.
Астматический статус. Определение, причины, клиника, оказание неотложной помощи при различных стадиях астматического статуса.
Токсикозы у детей раннего возраста. Определение, клиническая картина нейротоксикоза. Неотложная помощь. Принципы инфузионной терапии.
Токсикоз с эксикозом по вододефицитному типу. Причины, клиника, основные принципы оральной регидратации и инфузионной терапии.
Токсикоз с эксикозом по соледефицитному типу. Причины, клиника, диагностика. Основные принципы инфузионной терапии.
Геморрагическая болезнь новорожденных в позднем неонатальном периоде. Определение, клиника, диагностика. Неотложная помощь при кровотечениях.
Форма промежуточной аттестации знаний студентов 5 и 6 курсов по итогам практики - зачёт
Список отчетной документации по производственной практике:
1. Дневник производственной практики.
2.Производственная характеристика студента.
Дневник практики включает характеристику педиатрического участка (план-схема участка, численность детского населения, его возрастная структура, численность детей инвалидов, детей, состоящих на диспансерном учете с хроническими заболеваниями).
Дневник заполняется студентами ежедневно, отражая содержание работы в течение дня, а именно:
часы работы на приеме и на участке по обслуживанию вызовов;
количество обслуженных вызовов к заболевшим пациентам с указанием их фамилий и диагнозов заболеваний;
объём и характер лечебных мероприятий, выполненных при обслуживании данных вызовов.
практические навыки, кратность выполнения
Записи в дневнике ежедневно подписываются участковым педиатром.
Дневник производственной практики и характеристика на студента заверяется заведующим педиатрическим отделением поликлиники.
По окончании производственной практики дневник, отчет и характеристику студенты сдают своему руководителю, после чего принимается зачет.
Дата
| Форма дневника
| Практические навыки, кратность выполнения
| Подпись руковод.
| 08.08.2018г.
| Содержание выполненной работы: На приеме (8.00-11.00) осмотрены 10 детей, из них: 5 - с ОРВИ в стадии реконвалесценции, и т. п.
На участке обслужены 2 вызова, из них: 1-й ребенок - Иванов П., 3 года, диагноз:ОРВИ, острый ринофарингит, гипертермический синдром. Назначена симптоматическая терапия, введена в/м литическая смесь (р-р анальгина 50% - 0,3 мл, пипольфен 2,5% - 0,4 мл,); 2-й ребенок - Николаев А., 1 год 6 мес., диагноз: ОРВИ, обструктивный бронхит, ДНII степени. Ребенок госпитализирован во II грудное отделение гор.больницы № 2.
| 1.
2.
3.
4.
5.
и т.д.
| 08.08.2018 г.
| Производственная характеристика и оценка работы студента, данная руководителем:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись заведующего
педиатрическим отделением поликлиники ФИО
Подпись руководителя ФИО
Список лекарственных препаратов к зачету
| Азитромицин
Амбозон
Амброксол
Амоксиклав
Амоксициллин
Анаферон
Ацетилцистеин
Бронхо-мунал
Гексализ
Гексетидин аэрозоль
Домперидон
Дротаверина
Ибупрофен
Имудон
индапамид
Интерферон α2b
ИРС-19
Клемастин
Ксимелин
Лизобакт
Лоратадин
Меглуминоакридонацетат
Метоклопромид
Мукалтин
Нифуроксазид гидрохлорид
Оксиметазолин
Парацетомол
Поливитамины (мультитабс, алфавит)
Римантадин
Спирамицин
Умифевир
Фенспирид
Фрамецитин спрей назальный
Фюзафунжин
Хлоропирамин
Цетиризин
Цефиксим
Цефуроксимаксетил
| Аминофиллин 2,4% - 10,0
Бендазол 1% - 2,0
Викасол 1% - 1,0
Гаммаоксимасляная кислота 20%-10,0 мл
Глюкосалан (регидрон, оралит) порошок
Дексаметазон 0,4% -1,0 мл
Диазепам 0,5% -2,0 мл
Дифенгидрамин 1% - 1,0 мл
Дроперидол 0,25%- 5,0 мл
Дротаверина гидрохлорид 2% -2,0 мл
Кальция глюконат 10% -10 мл
Коргликон 0,06%-1,0 мл
Кофеина бензоат натрия 10%-1,0 мл
Метамизол 50% - 1,0 мл
Никетамид 25% 2,0 мл
Папаверина гидрохлорид 2% - 2,0мл
Преднизолон 3% - 1,0 мл
Прометазин 2,5% - 1,0 мл
Пропранолол 0,1% - 1,0 или 5,0 мл
Сернокислая магнезия 25% - 10,0 мл Фенилэфрин 1% - 1,0
Фуросемид 1% - 2,0 мл
| Основная литература:
Профилактическая работа участкового врача педиатра: учеб.пособие/ под ред. проф. А.А. Сависько. - Ростов н/Д, Изд-во РостГМУ, 2016.- 266с.
Диспансерное наблюдение и основы медицинской реабилитации детей и подростков в амбулаторных условиях: учеб.пособие/под ред. проф. А.А. Сависько. - Ростов н/Д, Изд-во РостГМУ, 2016.- 240с.
Поликлиническая педиатрия в схемах и таблицах: учеб.пособие/под ред. проф. А.А. Сависько.- Ростов - н/Д, Изд-во РостГМУ, 2009. - 560с.
11.2 Дополнительная литература:
Поликлиническая и неотложная педиатрия: учебник для вузов / под ред. А.С. Калмыковой. – М.: ГЭОТАР–МЕДИА, 2013. - 895с.
Пропедевтика детских болезней: учеб.пособие/под ред. В.В.Карпова. - Ростов н/Д, Изд-во РостГМУ, 2010. - 196с.
Заболевания детского возраста: учеб. пособие/под ред проф. А.А. Сависько. - Ростов н/Д, Изд-во РостГМУ, 2010. - 252с.
Детские болезни, том.1: учебник для студентов вузов / Н.П.Шабалов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Спб: Питер, 2012. - 922с.
Детские болезни, том.2: учебник для студентов вузов / Н.П.Шабалов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Спб: Питер, 2012. - 872с.
Инфекционные болезни у детей: учеб.пособие/ под ред. проф. Э.Н. Симовоньян - Ростов н/Д, Изд-во Феникс, 2011.- 768с.
Руководство по скорой медицинской помощи/под ред. С.Ф. Багненко, - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2007. - 224с.
Цыбулькин Э.К. Угрожающие состояния в педиатрии. Экстренная врачебная помощь. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2007. - 224с.
11.3.Периодические издания
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
Эпидемиология и вакцинопрофилактика.
Российский вестник перинатологии и педиатрии.
Репродуктивное здоровье детей и подростков.
Педиатрия. Журнал имени. Г.Н.Сперанского.
Педиатрическая фармакология.
Медицинский вестник Юга России.
11.4. Интернет-ресурсы
Электронная учебная библиотека РостГМУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://80.80.101.225/opacg
| Консультант врача. Электронная медицинская библиотека [Электронный ресурс]: ЭБС. – М.: ООО «ИПУЗ». - Режим доступа: http://www.rosmedlib.ru[07.09.2016].
| ClinicalKey[Electronic resource] / Elsevier Inc., Reed Elsevier. – Electronic data. – Philadelphia: Elsevier Inc, PA, 2015. –Режимдоступа: https://www.clinicalkey.com[06.09.2016].
| Федеральная электронная медицинская библиотека Минздрава России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.femb.ru/feml/ , http://feml.scsml.rssi.ru [12.05.2016].
| Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php[12.05.2016].
| Научная электронная библиотека eLIBRARY [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru [12.05.2016].
| Scopus [Electronic resource] / Elsevier Inc., Reed Elsevier. – Electronic data. – Philadelphia: Elsevier B.V., PA, 2015. – Режимдоступа: http://www.scopus.com/, ограниченный [12.05.2016].
| FreedomCollection [Электронный ресурс] / ELSEVIER. - Режим доступа: http://www.sciencedirect.com/ [12.05.2016].
| Архив научных журналов [Электронный ресурс] / НЭИКОН. - Режим доступа: http://archive.neicon.ru/xmlui/[12.05.2016].
| Medline (PubMed, USA) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/[12.05.2016].
[12.05.2016].
| Журналы открытого доступа на русском языке[Электронныйресурс]/ платформа ElPubНЭИКОН. – Режим доступа:http://elpub.ru/elpub-journals [30.05.2016].
| КиберЛенинка[Электронныйресурс]: науч. электрон.биб-ка. - Режимдоступа:http://cyberleninka.ru/[12.05.2016].
| Национальная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://нэб.рф/[12.09.2016].
| |