Скачать 84.31 Kb.
|
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. ПрихожанДанная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Проведение исследования Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”. Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин. Обработка и интерпретация результатов Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
А.уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; Б.высоту самооценки — от «о» до знака «—»; В.значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
Уровень притязаний Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности. Высота самооценки Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий. В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.). Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.
|
Изучаемый показатель | Методики |
Интеллектуальная одаренность | - Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна. - Тест Д. Векслера. - Тест Р. Амтхауэра. -Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.) -Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, 5-7 кл.), - Методика «Школьный тест умственного развития» |
Когнитивные психические процессы | - Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия). - Изучение кратковременной образной и вербально - логической памяти. - Оценка устойчивости внимания. - Оценка переключения внимания. - Оценка вербально – логического мышления. - Оценка образного мышления. - Тест «Куб Линка». - Механической понятливости тест (Беннета). - Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф). - Диагностика восприятия: «Эталоны»; «Исследование уровня сенсорного восприятия»; Тест Мюнстерберга на восприятие +Ключи; «Восприятие времени»; Тест «Компас»; Тест «Ведущая репрезентативная система» |
Математическая одаренность | Тест на математические способности Г. Айзенк. |
Лингвистическая одаренность | - Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя). - Тест на вербальные способности. Г. Айзенк. - Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника). |
Творческий потенциал | - Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник). - Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника). - Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса) - Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР). - Методика «Предложения». - Методика «Классификация». - Методика «Две линии». - Методика Вартега «Круги». - Опросник для определения творческих наклонностей у школьников. - Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер) |
Мотивация | - Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина) - Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман) - Диагностика структуры учебной мотивации школьника - Диагностика мотивационной сферы учащихся младших классов Лускановой - Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова) |
Личность | - Тест 16-PF (Р.Кеттела). - Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.» (Т.В.Снегиревой). - Тест «Акцентуации характера». - Характерологический тест Айзенка. - Опросник САН - Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна). - Методика «Несуществующее животное». - «Тест школьной тревожности Филлипса». |
Социальная одаренность | - Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени). - Методика изучения коммуникативных и организаторских умений. - Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК). - Методика «Q-сортировка». - Тест интерперсональной диагностики Т. Лири. - Оценка отношений полростка с классом. - Методика «Незаконченные предложения». |
Комплексные методики для педагогов и родителей | - Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой) - Методика оценки общей одаренности (А.И, Савенков) - Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову) |
Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание | К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер. Как протекают процессы восприятия, чувства,... | ||
Цель: Исследование лабильности, т е способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение... | Предлагаемая методика позволит школьному психологу помогать подросткам в выборе профессии с учетом не только своих желаний, но и... | ||
В технологической части, реализованной в виде отдельной главы, содержится описание технологии выполнения операций и использования... | Батарея тестов «Творческое мышление» Е. Е. Туник (модификации тестов Гилфорда и Торренса) | ||
Действительно, опубликованные сведения об имуществе и доходах ряда чиновников вызвали большой общественный резонанс. Вместе с тем,... | Профессиональное самоопределение – это осознанный выбор ребенком профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств... | ||
Методика основана на определении смертности и изменений в плодовитости цериодафний (Ceriodaphnia affinis, Cladocera, Crustacea) при... | Данная методика разработана с учетом следующих нормативно-правовых актов и документов |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |