Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по фармакологии для студентов специальностей 30. 05. 01 Медицинская биохимия


НазваниеУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по фармакологии для студентов специальностей 30. 05. 01 Медицинская биохимия
страница1/9
ТипУчебно-методическое пособие
filling-form.ru > Бланки > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Министерство образования и науки Российской Федерации

Псковский государственный университет
н. в. иванова

Учебно-методическое пособие для

самостоятельной работы по фармакологии


для студентов специальностей

30.05.01 — Медицинская биохимия

30.05.03 — Медицинская кибернетика

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом

Псковского государственного университета


Псков

Псковский государственный университет

2015




УДК

ББК

И
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом

Псковского государственного университета
Рецензенты:

— П. А. Торкунов, главный врач ГБУЗ Псковской области «Псковская областная психиатрическая больница № 1», доктор медицинских наук;

— З. Н. Третьякевич, доктор медицинских наук, профессор, ФГБОУ ВПО Псковский государственный университет
И
И
ванова, Н. В.


Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по фармакологии. — Псков : Псковский государственный университет, 2015. — 90 с. Табл. 19. Библиогр. 16 назв.

ISBN 978-5-91116-377-8 (общий)

ISBN 978-5-91116-378-5 (часть I)
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по фармакологии предназначено в помощь студентам в системном овладении знаниями, умениями и навыками по курсу «Фармакология». Пособие позволяет предоставить студентам сведения относительно молекулярных мишеней для лекарственных веществ, механизмов развития биологической реакции на разных уровнях, начиная с целого организма и заканчивая субклеточным и молекулярным.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 30.05.01 — Медицинская биохимия и 30.05.03 — Медицинская кибернетика.

УДК

ББК
ISBN 978-5-91116-377-8 (общий)

ISBN 978-5-91116-378-5 (часть I)
© Иванова Н. В., 2015

© Псковский государственный университет, 2015

СОДЕРЖАНИЕ
Введение в дисциплину

Твердые, мягкие и жидкие лекарственные формы.

Общая рецептура

Общая фармакология. Фармакокинетика. Фармакодинамика.

Факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику

Частная фармакология

Нейротропные средства

Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию. Лекарственные средства, влияющие на эфферентную иннервацию. Холинергические агонисты

Холинэргические антагонисты

Адренергические и дофаминергические агонисты.

Адренергические антагонисты.

Блокаторы адренергических нейронов.

Средства для общей анестезии.

Снотворные средства. Спирт этиловый. Средства для лечения алкоголизма. Анальгетические (болеутоляющие) средства

Противосудорожные средства

(противоэпилептические и др.).

Противопаркинсонические средства

Психотропные средства (нейролептики, анксиолитики, седативные и нормотимические средства)

Психотропные средства (антидепрессанты, психостимулирующие и ноотропные средства)

Перечень вопросов к зачету по дисциплине

«Фармакология» (5 семестр)

Лекарственные средства, регулирующие функции исполнительных органов и систем

Фармакология лекарственных средств, влияющих на функции органов дыхания

Средства, влияющие на функции сердечно – сосудистой системы. Кардиотонические и антиаритмические средства.

Гипотензивные средства

Средства, влияющих на функции органов пищеварения

Мочегонные средства (диуретики). Средства, влияющие на миометрий

Средства, влияющие на систему крови

Вещества с преимущественным влиянием на процессы тканевого обмена. Гормональные средства

Химиотерапевтические средства. Антисептики и дезинфицирующие средства. Антибактериальные химиотерапевтические средства: сульфаниламиды, производные нитрофурана, нафтиридина, хиноксалина, 8-оксихинолина и фторхинолоны. Антибиотики

Вопросы для самостоятельной подготовки к экзамену по фармакологии

Список сокращений

Литература
Введение в дисциплину
1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Определение фармакологии; её задачи как науки и учебной дисциплины; роль и место в системе медицинского образования и здравоохранения.

1.2. Понятия (определение): лекарственное средство, лекарственное сырьё, лекарственный препарат, лекарственное вещество, лекарственная форма (лекарства).

1.3. Названия лекарственных средств: международное непатентованное название (МНН) и термин «генерик» («дженерик») — синоним МНН; патентованное (коммерческое, торговое, фирменное) название.

1.4. Источники получения лекарственных средств. Схема изыскания и внедрения новых лекарственных средств в медицинскую практику.

1.5. Понятие о лекарствоведении и фармации (их структура и задачи).

1.6. Фармакопея (определение, предназначение) государственная и международная.

1.7. Аптека (определение, задачи, типы и разновидности).

1.8. Рецепт (определение, структура). Формы рецептурных бланков. Правила выписывания рецептов.

1.9. Твердые лекарственные формы (порошки, таблетки, драже, капсулы), их дополнительное подразделение, способы выписывания.

1.10. Мягкие лекарственные формы, способы выписывания.

1.11. Лекарственные формы для инъекций (заводского и аптечного изготовления), способы выписывания. Требования, предъявляемые к инъекционным лекарственным формам.
Занятие 1

ТВЕРДЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Ознакомление с рецептом и его структурой, особенностями твердых лекарственных форм.

2. Освоение правил выписывания лекарственных средств в порошках, таблетках, драже и гранулах.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственном препарате, лекарственной форме. Источники получения лекарственного сырья. Понятие о галеновых и новогаленовых препаратах.

2. Государственная фармакопея, ее содержание и назначение.

3. Классификация лекарственных форм.

4. Рецепт и его структура. Формы рецептурных бланков.

5. Формы рецептурных прописей.

6. Обозначение дозировок лекарственных веществ в рецепте.

7. Допустимые сокращения в рецепте. Дополнительные обозначения в рецепте. Краткие грамматические замечания.

8. Аптека и ее структура. Понятие о списках А и Б. Правила хранения и выписывания ядовитых и сильнодействующих лекарственных веществ.

8. Твердые лекарственные формы, их сравнительная характеристика и правила выписывания.

9. Назначение и особенности выписывания лекарственных форм в капсулах.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

I. Ознакомиться с памяткой для врача. Заполнить рецептурные бланки. Ознакомиться с рецептурными сокращениями.

II. Выписать в рецептах:

  1. 20 порошков лимонника (Schizandra) по 0,02. Назначить по 1 порошку 3 раза в день.

  2. 30,0 магния сульфата (Magnesii sulfas). Назначить по 1 столовой ложке на прием, растворив в 2/3 стакана теплой воды.

  3. Порошок, содержащий 20,0 цинка окиси (Zinci oxydum) и 30,0 талька (Talcum). Для присыпки.

  4. 10 порошков, содержащих экстракт красавки сухой (Extractum Belladonnae siccum) по 0,005 и парацетамола (Paracetamolum) по 0,2. Отпустить в парафинированной бумаге (Сharta paraffinata). Назначить по 1 порошку на ночь.

  5. 10 официнальных таблеток «Панангин». Назначить по 1 таблетке 3 раза в день.

  6. 10 таблеток, содержащих ацетилсалициловую кислоту (Acidum acetylsalicylicum) по 0,25 и кофеин-бензоат натрия (Coffeinum-natrii benzoas) по 0,003. Назначить по 1 таблетке при головной боли.

  7. 20 драже, содержащих по 0,05 аскорбиновой кислоты (Acidum ascorbinicum) и 0,03 рутина (Rutinum). Назначить по 2 драже 3 раза в день.

  8. 20 драже, содержащих по 500 000 ЕД нистатина (Nystatinum). Назначить по 1 драже 4 раза в день.

  9. 30 порошков пирацетама (Pyracetamum) по 0,4 в капсулах. Назначить по 1 капсуле 3 раза в день.

10. Сравнить образцы выписывания рецептов на порошки, помещенные в капсулы и расфасованные в бумагу:

Rp.: Papaverini hydrochloride 0,02 Rp.: Papaverini hydrochloridi 0,02

Phenobarbitali 0,01. Phenobarbitali 0,01.

M. f. pulvis Sacchari 0,3.

D. t. d. N. 10 in capsulis. M. f. Pulvis.

S. По 1 порошку в день.

D. t. d. N. 10. S. По 1 порошку в день.
Занятие 2

МЯГКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Ознакомление с основными свойствами мягких лекарственных форм, изучение их преимуществ и недостатков, особенностей приготовления и использования;

2. Освоение правил выписывания мягких лекарственных форм.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

  1. Виды мягких лекарственных форм.

  2. Общая характеристика мазей. Мазевые основы, их свойства и значение для действия лекарственных средств. Требования к мазевым основам.

  3. Официальные и магистральные мази. Развернутые и сокращенные формы выписывания мазей.

  4. Особенности выписывания глазных мазей.

  5. Общая характеристика паст, их отличие от мазей, особенности приготовления паст.

  6. Развернутые и сокращенные формы выписывания паст.

  7. Общая характеристика суппозиториев. Особенности формообразующих веществ в суппозиториях

  8. Формы прописи суппозиториев.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Выписать в рецептах:

  1. 50,0 мази, содержащей 5,0 кальция пантотената (“Calcii pantotenas”). Нанести на ожоговую поверхность 2 раза в день.

  2. 10,0 глазной мази, содержащей 3 % ацеклидина (Aсeclidinum). Закладывать за нижнее веко на всю ночь.

  3. 5,0 официнальной мази «Дермозолон» (“Dermosolonum”). Для нанесения на пораженные участки кожи 3 раза в день.

  4. 50,0 мази на вазелине и ланолине (поровну), содержащей 10 % танина (Taninum). Для нанесения на пораженные участки кожи.

  5. 150,0 мази на свином жире (Adeps suillus) c cодержанием 2 % салициловой кислоты (Acidum salicylicum) и 5 % очишенной серы (Sulfur depuratum). Для нанесения на пораженные участки кожи.

  6. 50,0 официнальной борно-цинко-нафталанной (Boro-Zinci naphtalanum) пасты. Для нанесения на пораженные участки кожи.

  7. 50,0 пасты на вазелине и ланолине (поровну), содержащей 5 % анестезина (Anaesthesinum). Для нанесения на пораженные участки кожи.

  8. 100,0 пасты на вазелине, содержащей 2,0 салициловой кислоты (Acidum salicilicum), крахмала и оксида цинка поровну по 25,0. Для нанесения на пораженные участки кожи.

  9. 100,0 пасты на нафталанной мази (Unguenti Naphthalani), содержащей 8 % ихтиола (Ichthiolum). Для нанесения на пораженные участки кожи.

  10. 10 официнальных ректальных суппозиториев, содержащих по 500000 ЕД нистатина (Nystatinum). Назначить по 1 свече в прямую кишку 2 раза в день.

  11. 10 ректальных детских суппозиториев, содержащих по 0,05 дерматола (Dermatolum). Назначить по 1 свече в прямую кишку на ночь.

  12. 10 вагинальных суппозиториев, содержащих по 0,1 фуразолидона (Furazolidonum). Назначить по 1 свече во влагалище на ночь.

  13. 10 официнальных ректальных суппозиториев «Цефекон» (“Cefeconum”). Назначить по 1 свече в прямую кишку на ночь.



Приложение к занятию № 2

  1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ


Карамели (Caramela) — твердая лек. форма, приготовленная по типу конфет (лек. вещества смешивают с сахаром и патокой). Предназначены для лечения заболеваний слизистой полости рта; их держат во рту до полного рассасывания.

Пример рецепта — Rp.: Carameli Decamini 0,00015 N. 20.

D. S. Под язык по 1–2 карамели (до полного рассасывания).

Rp.: Decamini 0,00015.

D. t. d. N. 20 in caramel.

S. Под язык по 1–2 карамели (до полного рассасывания).
Пастилки (Trochisci — род. пад. ед. число) — твердая лекарственная форма, получаемая путем смешивания лекарственных веществ с сахаром и слизями, внешне напоминает лепешки (пастилки-лепешки). Используются при заболеваниях слизистой ротовой полости.

Пример рецепта — Rp.: Trochisci Benzalconii N. 10.

D. S. По 1 пастилке (держать во рту до полного рассасывания).
Глоссеты (Glossetes) — небольшие таблетки, предназначенные для сублингвального применения (подобно нашему отечественному нитроглицерину). Поэтому их можно выписывать как таблетки или с употреблением их названия (glossetes).

Пример рецепта — Rp.: Sterandrili 0,01.

D. T. d. N. 20 in glossetis.

(in tab.)

S. По 1 глоссете (табл.) под язык.
Гранулы (Granula) — твердая лекарственная форма в виде однородных частиц (размером 0,2–0,3 мм) различной формы, предназначенная для внутреннего применения. В состав гранул входят лекарственные и вспомогательные вещества (сахар, крахмал, декстрин, глюкоза, сиропы и др.), что улучшает вкус и растворимость.

Пример рецепта — Rp.: Granularum Urodani 100,0.

D. S. По 1 чайной ложке 4 раза в сутки (перед едой, в 1/2 стакана воды).

Допускается выписывать как порошок, неразделенный на дозы (без слова Granularum).
Пленки и пластинки (Membranulae et Lamellae) — специальные лекарственные формы, где на полимерной основе содержатся лекарственные вещества.

Пример рецепта — Rp.: Membranulas ophtalmicas cum Pilocarpini hydrochlorido N. 30.

D. S. Помещать за край нижнего века по 1 пленке 1 раз в день.

Rp.: Lamellas Trinitrolong 0,001 N. 50.

D. S. Фиксировать к верхней десне над клыками до рассасывания.
Аэрозоли (Aerosola) — дисперсные системы, где дисперсной средой является газ или газовая смесь, а дисперсной фазой — чаще жидкости, реже мельчайшие твердые частицы. Предназначаются для местного (кожа, слизистые) действия или для резорбтивного действия (при ингаляциях). Все аэрозоли официнальны, изготавливаются в фабрично-заводских условиях.

Пример рецепта — Rp.: Aerosolum “Ephatinum” N. 2.

D. S. По 2 ингаляции (дозы) 4 раза в день.
Сиропы (Sirupi) — густоватые, прозрачные, сладкие жидкости для внутреннего употребления, различные по составу, вкусу и запаху. Основное назначение сиропов — исправление вкуса лекарственных веществ.

Примеры рецептов — Rp.: Coffeini natrio-benzoatis 1,2.

Sirupi simplicis 24,0.

Aquae destillatal ad 150 ml.

M. D. S. По 1 десертной ложке 2 раза в день.

Лекарственный (сложный по составу, с коммерческим названием):

Rp.: Sirupi “Broncholitinum” 125,0.

D. S. По 1 десертной ложке 3 раза в день.

Приведенные примеры рецептов кафедра рекомендует переписать в тетради для лабораторных занятий.
Занятие 3

ЖИДКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Ознакомление с особенностями основных жидких лекарственных форм, изучение их преимуществ и недостатков

2. Освоение правил выписывания жидких лекарственных форм.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Общая характеристика растворов и растворителей.

2. Способы выписывания и обозначения концентрации ра-створов для наружного применения.

3. Особенности выписывания растворов для приема внутрь.

4. Требования к лекарственным формам для инъекций. Правила выписывания лекарственных форм в ампулах, флаконах и стерильных магистральных лекарственных форм.

5. Характеристика жидких лекарственных форм, получаемых из растительного лекарственного сырья (настои, отвары, настойки, экстракты).

6. Правила выписывания настоек, экстрактов, настоев и отваров.

7. Извлечения (вытяжки) из растительного лекарственного сырья, классификация. Галеновые и новогаленовые препараты. Правила выписывания, дозирование.

8. Новогаленовые препараты и жидкие органопрепараты, правила их выписывания.

9. Характеристика и правила выписывания суспензий и эмульсий.

10. Жидкие мази. Выписывание официальных и магистральных линиментов.

11. Способы выписывания микстур.

12. Характеристика и выписывание аэрозолей.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Выписать в рецептах:

1. Выписать раствор салицилата натрия (Natrii salicylas) на 6 дней по 0,5 на прием. Назначить по десертной ложке 3 раза в день.

2. Выписать раствор кодеина фосфата (Codeini phosphas) по 0,05 на 12 приемов. Назначить по 20 капель 3 раза в день.

3. На сколько дней хватит больному лекарства, если врач выписал ему 160 мл раствора, назначив по 1 десертной ложке 4 раза в день?

4. 10 ампул, содержащих по 2 мл 0,25 % раствора верапамила (Verapamilum). Назначить внутримышечно по 2 мл 2 раз в день.

5. 10 флаконов, содержащих по 10 мл (400 ЕД) инсулина (Insulinum). Назначить подкожно по 10 ЕД 3 раза в день.

6. 10 мл 0,5 % масляного раствора ментола (Mentholum) для закапывания в нос.

7. 800 мл стерильного 0,25 % раствора тримекаина (Trime-cainum) на 0,9 % растворе натрия хлорида (Natrii chloridum). Назначить для инфильтрационной анестезии.

8. 10 ампул, содержащих по 1 мл раствора коргликона (Corglyconum) в такой концентрации, чтобы в одной ампуле содержалось 0,0006 этого вещества. Назначить по 0,0006 внутривенно медленно 1 раз в день, предварительно разведя содержимое ампулы в 10 мл 0,9 % раствора натрия хлорида.

9. Настой из травы пустырника (herbae Leonuri) на 4 дня (растение сильнодействующее). Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.

10. Смесь настоек красавки (Belladonna) и валерианы (Valeriana). Разовая доза настойки красавки — 8 капель, настойки валерианы — 12 капель. Назначить по 20 капель 2 раза в день.

11. 25 мл жидкого экстракта пасcифлоры (Passiflora). Наз-начить по 25 капель 3 в день.

12. 170 мл суспензии «Алмагель» (“Almagel”). Назначить по 1 чайной ложке 4 раза в день. Перед употреблением взбалтывать.

13. На 16 приемов микстуру, содержащую настой корней и корневищ валерианы (Rizoma cum radicibus Valerianae) 1:30 с добавлением 0,5 раствора натрия бромида (Natrii bromidum) на прием. Назначить по 1 столовой ложке 4 раза в день.

14. 150 мл жидкой мази, состоящей из равных количеств масла терпентинного очищенного (Oleum Terebinthinae rectificatum) и хлороформа (Chloroformium) с добавлением 10,0 метилсалицилата (Methylii salicylas). Для втирания в область пораженного участка кожи.
Занятие 4

ОБЩАЯ РЕЦЕПТУРА

(семинар)
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

  1. Контроль усвоения основных свойств и особенностей различных лекарственных форм (индивидуальные рецептурные задания для выписывания 10 лекарственных форм).

  2. Письменный контроль умения выписывать рецепты на различные лекарственные формы.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

  1. Сравнительная характеристика и правила выписывания твердых лекарственных форм.

  2. Сравнительная характеристика и правила выписывания мягких лекарственных форм.

  3. Сравнительная характеристика и правила выписывания жидких лекарственных форм, получаемых из сырья растительного происхождения.

  4. Сравнительная характеристика растворов, эмульсий, суспензий, жидких мазей и микстур. Правила их выписывания.

  5. Сравнительная характеристика и правила выписывания лекарственных форм, применяемых для инъекций.

  6. Допустимые сокращения, используемые при выписывании рецептов.

  7. Краткие сведения о падежных окончаниях латинских склонений.

  8. Государственная фармакопея. Номенклатура лекарственных веществ.


Литература

Д. А. Харкевич. Фармакология. Изд. 11-е. М.: ГЕОТАР-Медиа. 2013. С. 14–38; 691–735.
ПРИМЕЧАНИЕ. При изучении материала по «Общей рецептуре» и оформлении рецептов на занятия студенты приходят с тетрадями для лабораторных занятий по фармакологии, в которых конспектируют материал, излагаемый преподавателем, а также составляют (оформляют) рецепты по условиям задания.
Занятие 5

ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ

(семинар)
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить общие принципы и закономерности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, а также особенности действия лекарственных веществ при комбинированном и повторном введении.

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Предмет и задачи фармакологии. Связь фармакологии с другими медико-биологическими, фармацевтическими и клиническими дисциплинами.

1.2. Основные этапы развития фармакологии. Достижения современной фармакологии. Выдающиеся отечественные фармакологи.

1.3. Принципы изыскания новых лекарственных средств. Характеристика лекарственного сырья. Галеновые и новогаленовые препараты.

1.4. Понятие о биологической стандартизации.

1.5. Основные принципы и этапы испытания новых лекарственных веществ. Понятие о «плацебо» и этическая сторона его назначения.

1.6. Понятие о фармакокинетике. Механизмы всасывания лекарственных средств.

1.7. Сравнительная характеристика путей введения лекарственных средств. Особенности дозирования лекарственных средств при различных путях введения.

1.8. Факторы, определяющие концентрацию лекарственных средств в крови. Распределение лекарственных средств в организме. Биологические барьеры. Биодоступность и пресистемная элиминация.

1.9. Пути превращения и выделения лекарственных средств из организма. Количественная характеристика процесса элиминации лекарственного средства (квота элиминации, период полужизни — T ½ и клиренс лекарственного средства).

1.10. Доза лекарственного средства, ее виды. Зависимость действия лекарственного средства от дозы. Широта терапевтического действия лекарственного средства.

1.11. Понятие о фармакодинамике. «Мишени» и виды действия лекарственных средств. Первичная фармакологическая реакция. Спектр терапевтического действия лекарственного средства.

1.12. Зависимость действия лекарственных средств от их химического строения, физических свойств, состояния организма, возраста, пола, генетических факторов и времени суток.

1.13. Понятие о фармакологическом (фармакокинетическом и фармакодинамическом) и фармацевтическом взаимодействии лекарственных средств.

1.14. Комбинированное применение лекарственных средств (суммирование, потенцирование, антагонизм и его виды).

1.15. Особенности действия лекарственных средств при их повторном применении (сенсибилизация, кумуляция, привыкание, тахифилаксия, пристрастие).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

ФАРМАКОЛОГИЯ: общие принципы. Фармакокинетика.

  1. Определение фармакологии. Задачи фармакологии как науки и учебной дисциплины, ее роль и место в системе здравоохранения и медицинского образования.

  2. Понятие о лекарственных (фармакологических) средствах. Лекарственное сырье, лекарственный препарат, лекарственная форма (лекарство).

  3. Источники получения лекарственных средств. Схема изыскания и внедрения новых лекарственных средств в медицинскую практику.

  4. Понятие о лекарствоведении и фармации, их структура и задачи.

  5. Определение и предназначение фармакопеи. Официнальные лекарственные формы. Международные (фармакопейные) и торговые (фирменные) названия препаратов.

  6. Основные методы (направления) современной лекарственной терапии (аллопатия и гомеопатия), их сущность и широта использования. Немедикаментозные методы лечения больных.

  7. Общая фармакология, определение раздела и его содержание. Фармакокинетика лекарственных средств, ее составные части.

  8. Пути введения лекарственных веществ в организм (классификация, сравнительная характеристика). Трансдермальный путь введения: ТТС и их использование.

  9. Особенности сублингвального, ректального, интраназального и ингаляционного путей введения лекарственных веществ, их преимущества и недостатки.

  10. Особенности инъекционных путей введения лекарственных веществ. Требования, предъявляемые к лекарственным формам для инъекций.

  11. Преимущества и недостатки перорального пути введения лекарственных веществ. Основные механизмы всасывания лекарственных веществ.

  12. Понятие о биодоступности (биоусвояемости) лекарственных веществ. Транспорт и распределение лекарственных веществ в организме и факторы, на них влияющие. Одно- и двухкамерная модели распределения; объем распределения (сущность, значение).

  13. Элиминация лекарственных веществ, ее составные части. Константа скорости элиминации, период полужизни (t ½) и клиренс.

  14. Биотрансформация (виды и факторы, изменяющие ее). Характеристика путей выведения лекарственных веществ из организма. Количественные показатели скорости выведения лекарств, их характеристика.


Фармакодинамика. Факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику.

  1. Фармакодинамика лекарственных веществ, определение, содержание. Типы (механизмы) действия лекарственных веществ, их краткая характеристика.

  2. Рецепторный механизм действия лекарственных веществ, типы рецепторов. Лекарственные вещества как агонисты (в т. ч. частичные) и антагонисты лигандов.

  3. Взаимодействие лекарств со специфическими рецепторами биологически активных веществ. Роль цАМФ, фосфатидилинозитола и других вторичных медиаторов (мессенджеров) в механизмах действия лекарственных средств.

  4. Краткая характеристика конечных фармакологических эффектов, вызываемых лекарственными веществами.

  5. Виды действия лекарственных веществ. Характеристика местного, рефлекторного, резорбтивного, избирательного (элективного) и общеклеточного действия.

  6. Виды действия лекарственных веществ. Характеристика прямого и косвенного, обратимого и необратимого, главного и побочного действия.

  7. Зависимость действия лекарственных веществ от внешних факторов. Доза (определение, классификация). Широта терапевтического действия лекарственных средств; терапевтический индекс.

  8. Зависимость действия лекарственных веществ от физико-химических свойств (растворимость, структура, кислотно-основные свойства, стереоизомерия). Понятие о фармацевтической несовместимости лекарственных средств.

  9. Комбинированное (сочетанное) действие лекарственных веществ, его разновидности. Виды синергизма, их использование в медицинской практике.

  10. Комбинированное (сочетанное) действие лекарственных веществ, его разновидности. Виды антагонизма (фармакологической несовместимости), их использование в медицинской практике.

  11. Зависимость действия лекарственных веществ от внутренних факторов (возраста и пола; патологического состояния органов и систем, определяющих гомеостаз). Особенности назначения лекарственных средств пожилым людям и детям.

  12. Понятие о хронофармакологии. Влияние биологических ритмов на действие лекарств. Клинические аспекты фармакологии (клиническая фармакология как основа фармакотерапии заболеваний).

  13. Понятие о фармакогенетике. Индивидуальная и видовая толерантность; идиосинкразия.

  14. Явления, развивающиеся при повторном применении лекарственных веществ: привыкание (приобретенная толерантность), тахифилаксия, сенсибилизация.

  15. Кумуляция лекарственных веществ и ее виды. Явления, развивающиеся при внезапной отмене лекарственных веществ. Синдром отмены и его профилактика.

  16. Виды лекарственной терапии, их характеристика, использование.

  17. Побочное действие лекарственных веществ, его разновидности и основные пути профилактики.

  18. Лекарственная аллергия (лекарственная болезнь), определение, клиника, диагностика, профилактика и лечение.

  19. Суперинфекции, вызываемые лекарственными веществами (причины, разновидности, лечение и профилактика).

  20. Отрицательное влияние лекарственных веществ на эмбрион и плод, (виды, профилактика). Мутагенность и канцерогенность.

  21. Лекарственная зависимость (пристрастие) и токсикомания (определение); виды наркоманий.


Литература

Д. А. Харкевич. Фармакология. Изд. 11-е. М.: ГЕОТАР-Медиа. 2013. С. 39–82.
Тема 2: ЧАСТНАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
2.1. Нейротропные средства
2.1.1. Лекарственные средства, влияющие на

афферентную иннервацию. Лекарственные средства, влияющие на эфферентную иннервацию.

Холинергические агонисты
Занятие 6–7
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

  1. Изучить фармакодинамику М-холиномиметических, М-хо-лино-блокирующих и антихолинэстеразных средств, показания и противопоказания к их применению.

  2. Научиться выписывать рецепты на препараты перечисленных групп.


1. Основные (контрольные) вопросы темы:

    1. Классификация средств, влияющих на афферентную иннервацию (с указанием групп препаратов).

    2. Местноанестезирующие средства: определение, классификация (по различным признакам) и ее практическое значение.

    1. Механизм развития местноанестезирующего эффекта (зависимость от факторов). Отличительные особенности препаратов.

    2. Резорбтивное действие местных анестетиков (эффекты и их использование в медицине). Побочные и токсические эффекты препаратов. Отравление кокаином.

1.5. Фармакологическая характеристика вяжущих, обволакивающих и адсорбирующих средств. Применение в мед. практике.

    1. Фармакологическая характеристика раздражающих средств («отвлекающий» и «трофический» эффекты), использование в медицине. Правила применения горчичников.

1.7. Анатомо-физиологическая характеристика эфферентной иннервации.

1.8. Понятие о синапсах, медиаторах и рецепторах, их подразделение и локализация.

1.9. Биосинтез и распад ацетилхолина.

1.10. Агонисты мускарина (механизм действия, эффекты, применение).

1.11. Агонисты никотина (препараты, широта использования).

1.12. Медико-биологические проблемы табакокурения.

    1. Агонисты мускарина и никотина (классификация, механизм действия, эффекты, применение).

1.14. Клиника острого отравления мускарином и агонистами мускарина и никотина непрямого действия. Меры помощи.
Занятие 6
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

  1. Анатомо-физиологические особенности вегетативной нервной системы.

  2. Классификация нервных волокон и рецепторов в зависимости от химической природы медиатора.

  3. Строение и функции холинергического синапса. Классификация и топография холинореактивных структур.

  4. Ацетилхолин, его синтез и инактивация в организме. Ферменты, принимающие участие в обмене ацетилхолина.

  5. Классификация средств, влияющих на холинергический синапс.

  6. Фармакодинамика М-холиномиметических средств, препараты, показания и противопоказания к их применению.

  7. Острое отравление М-холиномиметиками. Меры помощи.

  8. М-холиноблокирующие средства: фармакодинамика, препараты, показания и противопоказания к их применению.

  9. Острое отравление М-холиноблокаторами, меры помощи.

  10. Классификация антихолинэстеразных средств. Характер их взаимодействис с ацетилхолинэстеразой.

  11. Фармакодинамика антихолинэстеразных средств. Сравнительная характеристика препаратов, показания и противопоказания к их применению. Особенности действия фосфорорганических соединений.

  12. Отличие антихолинэстеразных средств от М-холиномиметиков по механизму и спектру фармакологического действия.

  13. Острое отравление антихолинэстеразными средствами. Применение реактиваторов холинэстеразы при отравлениях фоcфороорганическими соединениями.


ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ

1. Используя табл. 1, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) для лечения глаукомы; 2) для купирования приступа бронхиальной астмы; 3) для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки; 4) для профилактики рефлекторной брадикардии; 5)для лечения атриовентрикулярной блокады; 6) для исследования глазного дна; 7) М-холиноблокатор в аэрозоле; 8) для стимуляции перистальтики кишечника в послеоперационном периоде; 9) для устранения спазма гладкой мускулатуры; 10) для определения истинной рефракции при подборе очков; 11) при остром отравлении М-холиноблокаторами; 12) при остром отравлении антихолинэстеразными средствами; 13) при остром отравлении М-хо-линомиметиками; 14) функциональный антагонист М-хо-линомиметиков; 15) функциональный антагонист антихолинэстеразных средств; 16) функциональный антагонист М-хо-линоблокаторов; 17) средство, вводимое перед наркозом для предупреждения бронхоспазма; 18) антихолинэстеразное средство обратимого действия; 19) для лечения невритов; 20) для повышения тонуса скелетных мышц; 21) для улучшения памяти в начальной стадии прогрессирующей деменции.

Таблица 1

Список препаратов для выписывания рецептов

Препарат

Лекарственная форма

Пилокарпина гидрохлорид

(Pilocarpini hydrochloridum)

Флаконы по 10 мл 1 % и 2 % р-ра

Ацеклидин (Aceclidinum)

Ампулы по 1 и 2 мл 0,2 % р-ра,

Атропина сульфат

(Atropini sulfas)

Ампулы по 1 мл 0,1 % р-ра, флаконы по 10 мл 1 % р-ра, таблетки по 0,0005 г

Платифиллина гидротартрат

(Platyphyllini hydrotartras)

Ампулы по 1 мл 0,2 % р-ра, таблетки по 0,005 г

Пирензепин (гастрозепин)

(Pirenzepine,um)

Ампулы по 2 мл 0,5 % р-ра, таблетки по 0,025 (0,05) г

Тровентол (Troventolum)

Аэрозольные баллоны по 21 мл, содержащие 0,0125 (0,025) г порошка

Прозерин (Proserinum)

Ампулы по 1 мл 0,05 % р-ра, таблетки по 0,015 г

Галантамина гидробромид (Galanthamini hydrobromidi)

Ампулы по 1 мл 0,1 % (0,25 %) р-ра




  1. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, особенности и применение): 1) прокаин; 2) тетракаин; 3) бензокаин; 4) лидокаин; 5) бупивакаин; 6) артикаин; 7) танин; 8) отвар коры дуба; 9) настой плодов черники; 10) таб. «Викалин»; 11) серебра нитрат; 12) слизь крахмала и семян льна (seminum Lini); 13) уголь активированный; 14) полифепан; 15) ментол; 16) раствор аммиака; 17) пилокарпин; 18) ацеклидин;19) таблетки «Табекс»; 20) физостигмин; 21) неостигмин; 22) армин; 23) изонитрозин.


Занятие 7
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

  1. Изучить фармакологию местноанестезирующих, вяжущих, обволакивающих, адсорбирующих, раздражающих средств.

  2. Научиться выписывать рецепты на препараты перечисленных групп.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Классификация лекарственных средств, действующих в области чувствительных нервных окончаний.

2. Местноанестезирующие средства: фармакодинамика, классификация, препараты. Условие, необходимое для проявления обезболивающего эффекта этой группы лекарственных средств.

3. Сравнительная характеристика местноанестезирующих средств.

4. Фармакодинамика и использование в клинике резорбтивного действия новокаина и других местных анестетиков.

5. Принцип действия и классификация вяжущих средств, показания для их применения.

6. Применение в медицинской практике обволакивающих и адсорбирующих средств.

7. Характеристика средств, стимулирующих рецепторы слизистых оболочек, кожи и подкожных тканей. Принцип действия горчичников.
ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ

Используя табл. 1.1, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) для проводниковой анестезии; 2) для инфильтрационной анестезии; 3) адсорбируюшее средство; 4) обволакивающее средство; 5) вяжущее средство; 6) местноанестезирующее средство; 7) раздражающее средство; 8) при энтероколите; 9) при метеоризме; 10) при отравлении химическими соединениями; 11) при диарее; 12) для стимуляции дыхательного центра.

Таблица 1.1

Список препаратов для выписывания рецептов

Препарат

Лекарственная форма

Новокаин (Novocainum)

Ампулы по 5 и 10 мл 1 % и 2 % р-ра, 0,25 % и 0,5 % стерильный р-р во флаконах по 200 мл

Тримекаин (Trimecainum)

Ампулы по 10 мл 0,25 %, 0,5 %, 1 %, 2 % р-ра, по 1 и 2 мл 2 % и 5 % р-ра

Лидокаина гидрохлорид

(Lidocaini hydrochloridum)

Ампулы по 10 и 20 мл 1 % р-ра, по 2 и 10 мл 2 % р-ра, по 2 мл 10 % р-ра,

Висмута нитрат основной

Порошок, таблетки по 0,25 (0,5) г

Крахмал (Amylum)

Порошок

Уголь активированный

(Carbo activatus)

Порошок, таблетки по 0,25 (0,5) г

Раствор аммиака

(Solutio Ammonii caustici)

Флаконы по 10, 40, 100 мл; ампулы по 1 мл
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по фармакологии для студентов специальностей 30. 05. 01 Медицинская биохимия iconУчебно-методическое пособие для выполнения самостоятельной работы...
Печатается по решению редакционно-издательского совета фгбоу впо «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по фармакологии для студентов специальностей 30. 05. 01 Медицинская биохимия iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки и отработки мануальных навыков сестринской практики в условиях...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по фармакологии для студентов специальностей 30. 05. 01 Медицинская биохимия iconУчебно-методическое пособие для студентов технических специальностей
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения для всех специальностей, предусматривающих...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по фармакологии для студентов специальностей 30. 05. 01 Медицинская биохимия iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов очной...
Методическое пособие предназначено для практических занятий и самостоятельной работы студентов специальностей 110400. 65-«Зоотехния»,...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по фармакологии для студентов специальностей 30. 05. 01 Медицинская биохимия iconРеспублики Коми Государственное автономное образовательное учреждение...
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы на практических занятиях по фармакологии

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по фармакологии для студентов специальностей 30. 05. 01 Медицинская биохимия iconМетодическое пособие для самоподготовки для специальностей 060101...
Методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по фармакологии для студентов специальностей 30. 05. 01 Медицинская биохимия iconУчебно-методическое пособие по выполнению самостоятельной работы...
Учебно-методическое пособие по выполнению самостоятельной работы для студентов заочной формы

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по фармакологии для студентов специальностей 30. 05. 01 Медицинская биохимия iconУчебно-методическое пособие предназначено для студентов 4-го курса...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 4-го курса специальностей «Сестринское дело» и«Лабораторная диагностика»...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по фармакологии для студентов специальностей 30. 05. 01 Медицинская биохимия iconДоговорная документация туристских предприятий Учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов специальности 230500 «Социально-культурный...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по фармакологии для студентов специальностей 30. 05. 01 Медицинская биохимия iconПравовое обеспечение социальной работы учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие по правовому обеспечению социальной работы для студентов дневного отделения / Е. С. Путилина, М. А. Каплюк;...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск