Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«Курганинский аграрно – технологический техникум»
Методическая разработка открытого
урока учебной практике Тема :«Торгово- технологический процесс. Порядок приемки товаров по количеству и качеству»
Подготовила мастер производственного обучения
Датоян Марита Рафиковна
Курганинск ,2015г
Профессия: «Продавец, контролер - кассир»
План урока
Профессия: «Продавец, контролер - кассир»
Тема урока: «Торгово- технологический процесс. Порядок приемки товаров по количеству и качеству»
Тип урока: Урок формирования знаний и умений
Цель урока: обучающая, развивающая , воспитывающая.
. В ходе урока содействовать:
Обучению учащихся
совершенствовать знания, умения и навыки учащихся при выполнении следующих операций-оформление документации , осуществлять приемку товара,
Развивающая ; на основании использования метода активного обучения развивать профессиональные навыки у учащихся .
Воспитывающая;
Воспитывать трудолюбие, усидчивость, бережного отношения к товару, аккуратности в работе с документацией, внимание, ответственности за выполняемую работу понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии
а)Нести ответственность за результаты своей работы
б) Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
в) Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации
г) Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
3.В ходе урока способствовать развитию у обучающихся
* Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной
деятельности
* Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности
* Развивать логическое мышление при выполнении работ
Перечень учебно-производственных работ:
* Приемка товаров в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции по количеству №П-6, № П-7 от 15.06.1965г. с изменениями от 29.12.1973 и от 14.11.1974г;
Заполнение товарной книги
Изучение инструкционной карты по заполнению бланков счет - фактуры и накладной;
Составление акта о несоответствии товара по количеству; и качеству
Сдача работы мастеру.
Материально-техническое оснащение урока:
Оборудование:
* Компьютер,
* Микрокалькуляторы. Инструмент:
* Ручки.
Технологическая документация:
* инструкционная карта - 3 шт.
* критерии оценивания выполненной работы. Бланковая продукция:
* счет-фактура ,товаротранспортная накладная, накладная,
* акт о несоответствии товара по количеству.
Кортоные коробки, с муляжами штучного товара имеющая маркировку .
ХОД УРОКА
1.Организационная часть урока (5 минут)
проверка наличия обучающихся;
проверка внешнего вида обучающихся;
назначение дежурных.
2. Контроль знаний (60 минут)
Начнем урок с проверки знаний обучающихся к уроку производственного обучения по теме: «Порядок приемки товаров по количеству». Что вы узнали на уроках теоретического обучения по предметам: розничная торговля непродовольственных товаров, учет и отчетность.
Работы по приемке товаров, заполнению книги приемки товаров, сверки с товарно-сопроводительными документами, по заполнению акта (при несоответствии) о несоответствии товара по количеству выполняются на производстве двумя материально- ответственными лицами. Подгруппа разделилась на две группы из шести человек, в каждой группе есть заведующие магазином.
Сейчас каждая группа для проверки теоретических знаний берет карточку с вопросами (в каждой карточке по 2 вопроса). На подготовку отводится 3 минуты, а затем каждая группа отвечает на вопросы. Остальные обучающиеся внимательно слушают ответы и при необходимости их дополняют. За полные ответы по каждой карточке вы можете набрать 10 баллов. Если же ответы не полные с вас снимаются баллы, согласно критериям оценок, которые лежат перед вами.. З.Вводный инструктаж (60 минут)
И так, мы выслушав все ответы, вспомнили о технологии заполнения приходных документов , товарной книги ,составления акта о несоответствии товара по количеству по типовой и произвольной формам.
Сегодняшний урок производственного обучения посвящен практической работе по приемке товара в соответствии с вопросами теоретической части данного урока.
Переходим к разбору и освоению практических навыков урока: «Порядок приемки товаров по количеству и качеству».
Перед вами лежит инструкционная карта «Порядок оформления счет - фактуры», где расписан порядок выполнения работ.
Далее мастер производственного обучения описывает порядок выполнения работ.
Сегодняшнюю работу мы начинаем с приемки товара по количеству. Приемка товара по количеству осуществляется по инструкцыи П-7 , осмотра целостности тары по количеству мест или по количеству товарных единиц, по маркировки на таре, проводим по схеме от товара к накладной или от накладной к товару.
При повреждении или отсутствии тары, а также в случае отсутствия или нарушения маркировки тары, товар принимается по количеству единиц.
После осмотра целостности тары приступаем к полной проверке товара по количеству. После приемки товара по количеству проводим приемку по качеству. Приемка по качеству проводится по инструкции П-6. Качество товара должно соответствовать требованиям сертификатов, качественных удостоверений и т. д .Качество товара определяют органолептическим методом. Каждый вид товара имеет свою особенность приемки по качеству.
Записываем в товарную книгу реквизиты товаросопроводительных документов, порядковый номер, артикул, наименование товара, его цену и количество единиц, подпись принявших товар. Оформляем ценник на поступивший товар
Если количество и качество товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то на накладную ставим штамп предприятия или штамп «оприходован» материальное лицо ставит свою роспись.. Если количество и качество товара не соответствует, указанному, то составляем акт о недостаче и несоответствие качеству продукции.
В конце рабочего дня каждая группа сдает работу мастеру.
Закрепление нового материала вводного инструктажа
(20 минут)
Срок приемки товара по количеству, качеству
* Назовите лиц, имеющих право принимать товар,
* Назовите инструкцию о порядке приема товара. 4.Самостоятельная работа обучающихся по приемке товаров (180 минут)
Приступаем к выполнению работы по приемке товара. Выполнение работы производите согласно инструкционной карте. На выполнение отводится 3 часа. При выполнении работы не забывайте сверяться с критериями оценки, где указаны возможные ошибки.
Текущий инструктаж, отработка профессиональных навыков.
4.1. Целевые обходы рабочих мест.
Контроль за выполнением учащимися учебно-производственных работ,
* приобретение ими профессиональных навыков по:
* организации рабочего места учащегося,
* использованию технологической документации,
* осмотру целостности тары в соответствии с ГОСТом, проверка по количеству.
Проверка качеству товара органолептическим методом
.
порядок оприходования товара ,( заполнения товарной книги )
* составлению акта о несоответствии товара по количеству и качеству.
Индивидуальное инструктирование и дополнительный показ приемов выполнения работ не справляющими с заданием учащимися.
. Индивидуальный опрос учащихся в ходе работы.
5. Заключительный инструктаж. (20 минут)
5.1. Назвать лучшую группу по выполнению учебно-производственной работы.
5.2.Сделать анализ причин, вызвавших затруднения при отработке профессиональных компетенций. 6. Подведение итогов урока(10 минут)
Подведем итоги знаний теоретического материала по теме сегодняшнего урока:
Группа №1 набрала- баллов,
Группа №2 набрала - баллов,
Дать оценку освоенным профессиональным компетенциям учащихся по теме урока.
К концу урока каждый обучающийся должен
Знать
| Уметь
| Товарно-сопроводительные документы
Сверку товарно-сопроводительных документов с книгой приемки товаров
Текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности.
Правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами
Стандарты и правила продажи товаров
Контроль сохранности товарно-материальных ценностей производится верно, в соответствии с требованиями нормативных документов
| Оформлять товарно-сопроводительные документы в соответствии с Постановлением Правительства РФ
Производить сверку товарно-сопроводительных документов с книгой приемки товаров
Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Работать в команде, эффективно общаться с обучающимися группы, руководством
Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей
| 7. Выдача домашнего задания (5 минут)
ВЕДОМОСТЬ ОЦЕНОК
урока производственного обучения
№ п/п
| № бригады
| Органи
зация
раб.
места
| Использование
тех. документации
| Фиксир
ование
целости
ости
тары
| Группировка
товаров
по видам
| Порядок
Приемки по количеству.
| Порядок
Приемки по качеству
| Заполн
ение
акта на
расхож
дение
| Заполн
ение
товарной книги
| количество
баллов п/о
| Оценка
за т/о
| Оценка за урок в целом
| количество баллов
| 10
| 10
| 10
| 10
| 10
| 15
| 10
| 15
| 100
|
|
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«5 » - 100 баллов
«4» - 70 баллов
«3» - 50 баллов
«2» - мене 20 баллов
Инструкционная карта
Тема: Получение товара от поставщика. Порядок приемки товаров по количеству.
Цель: Отработка знаний, умений оформлять товарно-сопроводительные документы.
Упражнения
| Оснащение
| 1.Оформление счет- фактуры по исходным данным.
2.Оформление накладной по данным по данным условно выбранного предприятия.
| Бланки счет-фактуры, микрокалькуляторы, ручки, карандаши, ластик.
| Порядок выполнения
| Дополнительные пояснение
| Упр. 1. 1.Ознакомиться с разделами счет - фактуры.
2.3аполнить реквизиты.
3.Заполнить товарный раздел
| К упр. 1
1. Выписывается в двух экземплярах
- документы выписываются без исправлений и помарок
- документы оформляются отправителем на компьютере 2.Содержит сведения о продавце и плательщике:
- реквизиты
- сведения о товаре
- сумму НДС
- подписи лиц, подписавших и принявших товар Содержит данные:
- дата, номер,
- адрес заказчика и наименование,
- данные, характеризующие товар,
- количество, цена и стоимость товара.
| Упр.2. 1.Оформить счет-фактуру.
| К упр.2.
1.Указать реквизиты
2. Оформить необходимое количество экземпляров
|
Инструкционная карта
Тема: Торгово-технологический процесс Порядок приемки товаров по количеству и качеству
Цель: Отработка знаний, умений оформлять товарно-сопроводительные документы.
Упражнения
| Оснащение
| 1.Оформление накладной по исходным данным.
2.Оформление накладной по данным по данным условно выбранного предприятия
предприятия.
| Бланки накладной, микрокалькуляторы, ручки, карандаши, ластик.
| Порядок выполнения
| Дополнительные пояснение
| Упр. 1.
1. Ознакомиться с разделами накладной.
2. 3аполнить реквизиты.
3. Заполнить товарный раздел
| Упр. 1.
1.Выписывается в двух экземплярах
- документы выписываются без исправлений и помарок
- документы оформляются отправителем
2.Содержит сведения о продавце и плательщике:
- реквизиты
- сведения о товаре
- сумму НДС
- подписи лиц, подписавших и принявших товар 3.Содержит данные:
- дата
- адрес заказчика и наименование
- данные, характеризующие товар
- количество, цена и стоимость товара.
| Упр.2.
1.Оформить накладную.
| Упр.2.
1 .Указать реквизиты
2. Оформить необходимое количество экземпляров
|
Инструкционная карта
Тема: Получение товара от основных поставщиков, особенности ассортимента и качества продукции. Порядок приемки товаров по количеству.
Цель:оприходование товара , порядок заполнения товарной книге
Упражнения
| Оснащение
| 1.Ознакомление с товарной книгой.
2.Оприходование товара
| Товарная книга, микрокалькуляторы, ручки, карандаши, ластик.
| Порядок выполнения
| Дополнительные пояснение
| Упр. 1.
1 .Ознакомиться с последовательностью заполнения товарной книги.
| Упр. 1.
Заполняется материально ответственным лицом.
| Упр.2.
1 .Оформить товарную книгу.
| Упр.2.
Содержит сведения:
- о поставщике
- дату и номер товарно-сопроводительных документов
- данные, характеризирующие товар
- подпись материально-ответственного лица
|
критерии оценивания в балах
Наименование работ
| максимальное кол-во баллов
| за что снимаются баллы
| Организация рабочего места
| Без замечаний –
10 баллов
| Бланковая продукцияиспользуется не по
назначению-2б.
| Использование
технологической
документации
| Без замечаний
10 баллов
| Нерациональноеиспользование
документации- 36.
| Норма времени
| Уложился в норму
10 баллов
| Выполнил с запозданием на каждые 10 мин-2 б.
| Фиксирование целостности тары
| Без замечаний
10 баллов
| Осмотр тары не по стандарту-2 б.
| Группировка товаров по видам
| Без замечаний -0балов
| Товар не правильно сгруппирован-10 б.
| Заполнение книги приемки
| Без замечаний 10 баллов
| Отсутствует артикул,наименование товара,
количество, цена,порядковый номер, номер
фактуры и наименованиепоставщика- 1 балл за
каждое замечание
| Сверка стоваросопроводитель
ными документами
| Без замечаний 10 баллов
| За каждый пропущенный вид товара - 1 балл
| Заполнение акта на расхождение
| Без замечаний 10 баллов
| Акт составлен сзамечаниями-1 балл за
каждое замечание
|
Контроль знаний
Вопрос
| Эталон ответа
| Перечислите сотрудников, имеющих право осуществлять приемку товаров по количеству в магазине?
| Приемка товаров в магазине осуществляется материально ответственным лицом , например, заведующей секцией или заместителем директора магазина в зависимости от объемов деятельности организационной структуры предприятия. Приемка производится на основании товаросопроводительных документов в соответствии с Инструкцией о порядке приема продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству №П-6 и № П-7 покачеству и
| Опишите ваши действия в случае несоответствия фактического наличия товаров.
| Составляется акт (форма ТОРГ-2), который является юридическим основанием для выставления претензий поставщику. При этом в сопроводительных документах является отметка об актировании.
| В какой форме составляется акт о недостаче товаров и кем утверждается?
| Акт о несоответствии товара по количеству может быть составлен в типовой или произвольной форме и утверждается директором предприятия не позднее следующего дня.
| Перечислите сотрудников, входящих в состав комиссии по приемке товаров.
| В состав комиссии по приемке товаров входят: представитель администрации или руководитель структурного подразделения, принимающий товар на хранение; материально- ответственное лицо; представитель поставщика или производителя, если это предусмотрено договором, а также представитель незаинтересованной стороны, указанным в сопроводительных документах.
| Опишите, в каких случаях составляется акт (форма ТОРГ-2)
| В случае несоответствия фактического наличия товаров или установленного в договоре отклонений по качеству
| Что представляет собой товарная книга
| Товарная книга документ строгой отчетности . Должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена в конце книги печатью предприятия. Запись ведется без исправлений и помарок , заполняется каждая строчка без пропусков
| Сроки приемки товаров по количеству в районах Крайнего севера
товара
| В районах Крайнего севера и других местностях досрочного завоза непродовольственные товары принимаются по количеству не позднее 60 дней, часов с момента поступления их в магазин.
| Сроки приемки товаров по количеству и качеству
товара
| продовольственные (за исключением скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а скоропортящиеся товары - не позднее 48
| Перечислите сотрудников, которые могут принимать участие в приемке товаров в качестве представителей предприятия-получателя?
| В качестве представителей предприятия-получателя не могут выделяться материально-ответственные лица; лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей, а также руководители предприятий и их заместители, работники юридической службы.
| Опишите, как производится приемка товара, если товар поступил в торговое предприятие без сопроводительных документов?
| Если товар поступил в торговое предприятие без сопроводительных документов поставщика, то приемка производится комиссией по фактическому наличию товара с оформлением акта о приемке товаров (форма № ТОРГ-1)
| Опишите, как производится приемка товара на складе поставщика?
| Приемка товара на складе поставщика осуществляется работником магазина на основании доверенности на получении товара и накладной. Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка ведется по количеству мест и массе брутто или по количеству единиц по маркировке на таре. Если не проводилась проверка фактического наличия в таре, то делается отметка об этом в сопроводительных документах, чем упрощается процедура выставления претензий поставщику в случае возникновения несоответствия фактического количества товара указанному при окончательной приемке.
| Какой документ при приемке товаров является основанием для оприходования?
| Основанием для приемки товаров материально ответственным лицом в магазине и их оприходования является накладная.
| Опишите, какие документы обязательны при приемке товара
| Обязательными документами при поступлении каждой партии товара являются сертификаты (соответствия,)
| Опишите, как принимается товар при повреждении или отсутствии тары?
| При повреждении или отсутствии тары , а также в случае отсутствия или нарушения маркировки тары, товар принимается по количеству единиц, массе нетто и качеству.
|
Критерии оценивания уровня теоретических знаний:
7 балл за каждый полный ответ;
1 балла за ответ, требующий дополнений;
1 балл за дополнения к ответу отвечающего учащегося;
1 балл снимается за подсказки, некорректное поведение и т.п.
Оценка «5» - 10 баллов;
Оценка «4» - 7 баллов;
Оценка «3» - 5 баллов.
Оценка «2» - менее 4 баллов
Обучающийся, набравший 7-10 баллов, считается усвоившим материал на 70% (Кус=0,7)
Самоанализ урока производственного обучения проведенного в 901 группе по профессии «Продавец, контролер-кассир» мастером п/о Датоян М Р
Тема: «Порядок приемки товаров по количеству и качеству» Перед уроком были поставлены
Цели:
Обобщить и систематизировать изученный в учебный материал по предмету «товароведению продовольственных и непродовольственных товаров».
Развитие основ мыслительной деятельности, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; склонности к инициативному самовыражению.
Воспитание чувства коллективизма, формирование дружеских отношений в коллективе, чувства взаимопомощи.
Задачи:
Формировать навык осознанного грамотного оформления товарно- сопроводительных документов.
Оборудование:
Использование мастерской «Продавец, контролер-кассир».
При подготовке к уроку были учтены особенности и уровень подготовки обучающихся данной группы. Урок производственного обучения рассчитан на обучающегося со средним уровнем знаний.
Урок производственного обучения соответствовал всем современным требованиям. Он спроектирован с учетом содержания программы и обязательного минимума содержания образования. Построен на основе игровой технологии.
Ставились учебно-познавательные задачи, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Для организации учебной деятельности были использованы группавая форма обучения
Состоялись дидактические отношения мастер- обучающийся, обучающийся-обучающийся, обучающийся - учебный материал, обучающийся -компьютер.
На уроке производственного обучения я формировала у обучающихся такие компетенции:
Целостно-смысловую (способность видеть и понимать окружающий мир);
Учебно-познавательную (самостоятельная познавательная деятельность);
Информационная (деятельность ученика с информацией);
коммуникативная (способность взаимодействия с окружающими людьми).
Для более глубокого восприятия материала обучающимся, придачи наглядности и образности изучаемому вопросу, формированию умения работать с информацией был использован компьютер.,интерактивная доска.
Функции мастера на данном уроке производственного обучения: консультант – организатор.
Вывод. При подведении итогов деятельности обучающихся оценивался результат работы на уроке производственного обучения. Цели и задачи, поставленные мною, были достигнуты полностью. Считаю применение ИКТ на уроках производственного обучения по профессии «Продавец, контролер-кассир» очень эффективно. Повышает интерес обучающихся к изучению предмета.
Список использованной литературы
Организация и технология торговли: учеб.пособие для студентов учреждений сред. проф. Образования, / З.В. Отскочная, Ю.А. Наплекова, И.И. Чуева, О.Н. Дегтяретрь; М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 192 с. – (Торговля).
Технология розничной торговли: учебник /О.В. Памбухчиянц. – 9-е изд. Перераб. И доп. –М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 288с.
Правила торговли 2011. – М.: Эксмо, 2011. -96 с. – (Российское законодательство).
АКТ О НЕДОСТАЧЕ ТОВАРА
В случае обнаружения покупателем недостачи при приемке товара должен быть составлен акт недостачи. В акте необходимо указать номер документа, по которому был получен товар, состояние упаковки и расхождения с накладной по артикулам, количество полученных мест. Акт должен быть скреплен круглой печатью предприятия и иметь не менее 3-х подписей членов комиссии.
Образец Акта о недостачи.
Акт № от 20 г.
о недостаче товара.
Название организации ИНН КПП
Комиссия в составе: , ,
при получении товара от ООО «Мир открыток» по накладной №
от сч.ф.№ от определила:
Состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции, содержание наружной маркировки, исправность пломб
Количество полученных мест фактически наименование
документа (почтовая квитанция) №
Количество мест по документам поставщика
Подробное описание полученного товара по артикулам:
Артикул товара
| Ед.измер.
| Цена с НДС
| По документам
| Фактически оказалось
| Разница
| Кол-во
| Сумма с НДС
| Кол-во
| Сумма с НДС
| Кол-во
| Сумма с НДС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого Сумма недостачи, руб. (прописью) составляет в том числе
НДС, руб. (прописью) .
Подписи членов комиссии:
Должность подпись Ф.И.О.
Должность подпись Ф.И.О.
Должность подпись Ф.И.О.
|