Скачать 196.88 Kb.
|
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» Методическая разработка открытого интегрированного занятия для преподавателей. тема: «Моногенное наследование признаков. Определение вероятности рождения детей с аутосомными рецессивными патологиями. Неонатальный скрининг » ОП 04.04.«Генетика с методами медико-генетических исследований» ПМ.04 Медицинская помощь женщине, новорожденному, семье при патологическом течении беременности, родов, послеродового периода. МДК 04.04. Проведение сестринского ухода за больным новорожденным Специальность 31.02.03 «Лабораторная диагностика» 31.02.02 «Акушерское дело» Самара 2016 Разработчики: Бакай О.В. – Преподавательпедиатрии Иванова Т.А. – Преподаватель генетики Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК « Лечебно-акушерское дело » Протокол № от /2016. Председатель ЦМК / Манелис Н.М. Утверждено на заседании методического совета от «__» __________ _______ Протокол № _ от ______2016г. Жиляковой О.И. Методическая разработка интегрированного занятияна тему:«Моногенное наследование признаков. Определение вероятности рождения детей с аутосомными рецессивными патологиями. Неонатальный скрининг», Самара, 2016 г. Пояснительная записка Наследственные болезни обмена веществимеют тяжёлые проявления ив 47% ведут к ранней инвалидизации детей.Для некоторых наследственных болезней обмена в настоящее время разработаны эффективные методы диагностики, а при ряде заболеваний - и лечения.Неонатальный скрининг имеет большое значение для раннего выявления этих болезней, своевременного лечения, профилактики инвалидности и развития тяжёлых клинических последствий, а также снижения летальности от наследственных заболеваний. Бинарное занятие на тему «Моногенное наследование признаков. Определение вероятности рождения детей с аутосомными рецессивными патологиями. Неонатальный скрининг» разработано и проведено для студентов отделений акушерского дела и лабораторной диагностики. Тема «Наследственные заболевания обмена. Неонатальный скрининг» изучается студентами акушерского дела при освоении раздела «Проведение сестринского ухода за больным новорожденным» ПМ.04 Медицинская помощь женщине, новорожденному, семье при патологическом течении беременности, родов, послеродового периода». Тема «Моногенное наследование признаков. Определение вероятности рождения детей с аутосомными рецессивными патологиями» изучается студентами отделения лабораторной диагностики при изучении ОП 04.04. «Генетика с методами медико-генетических исследований». Бинарный урок способствовал тому, чтобы знания по генетике и педиатрии представали целостными и взаимосвязанными. Это дало возможность студентам более качественно закрепить изученный материал, повысить интерес к предмету, расширить знания. При разработке методического сопровождения занятия реализованы следующие принципы обучения: – профессиональная направленность, когда содержание учебного материала имеет профессиональную направленность на основе взаимосвязи изучаемых вопросов; – политехнизм, когда студенты ориентируются на применение тех или иных знаний по предметам в производственной деятельности; – взаимосвязь теории с практикой, общеобразовательного с профессиональным обучением. При проведении бинарного занятия были достигнуты следующие разработке методического обеспечения занятия были поставлено несколько целей
Целиучебного занятия «Моногенное наследование признаков. Определение вероятности рождения детей с аутосомными рецессивными патологиями. Неонатальный скрининг»:
ОП 04.04. «Генетика методами медико-генетических исследований» ПК 2.1 – Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства. ПК 2.2 – Осуществлять лечебно – диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3 – Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами. ПК 2.5 – Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно- диагностического процесса. ПК 2.6 – Вести утвержденную медицинскую документацию. ПМ.04 Медицинская помощь женщине, новорожденному, семье при патологическом течении беременности, родов, послеродового периода. ПК 4.1. Участвовать в проведении лечебно-диагностических мероприятий беременной, роженице, родильнице с акушерской и экстрагенитальной патологией и новорожденному. 2. Развивающая цель: развитие у студентов логического мышления, способствовать умению анализировать, принимать решения в нестандартных ситуациях, формирование общих компетенций: ОК-2 — Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК-3 — Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях. ОК-4 — Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. ОК- 5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК-6 - Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. 3. Воспитательная цель: продолжение формирования позитивных качеств личности и общей компетенции: ОК-1 — Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК- 7- Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК-11 — Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. Целеполагание - прогнозируемый результат:
Контроль за деятельностью студентов будет осуществлен через тестирование, решения ситуационных задач, ролевую игру. Этапы работы:
Требования к уровню усвоения учебного материала В результате изучения темы: 1) студент должен знать:
2)студент должен уметь:
Место проведения: учебная комната. Время проведения: 90 мин. (2 часа). Межпредметные связи: МДК 04.04. «Генетика с методами медико-генетических исследований» МДК 01.04. Проведение сестринского ухода за здоровым новорожденным Оснащение занятия: ТСО, презентации, фильмы, муляжи, инструментарий, медицинская документация, индивидуальная рабочая тетрадь студента. Используемые технические средства обучения: проектор, ноутбук. Литература:
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«доминантный признак» -______________________________________________ «рецессивный признак» - ______________________________________________ «скрининг»- _________________________________________________________ «неонатальный скрининг» ______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Перечислить заболевания, на выявление которых проводится неонатальный скрининг: __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальный набор:
Лекарственные средства,
Подготовительные мероприятия
3. Предупредить мать об условиях забора (через 3 часа после кормления). Алгоритм проведения - вымыть руки (гигиенический уровень), надеть перчатки; - вымыть пятку ребёнка; - протереть пятку стерильной салфеткой, смоченной 70% спиртом, промокнуть её сухой стерильной салфеткой; - проколоть пятку стерильным одноразовым скарификатором; - снять первую каплю крови стерильным сухим тампоном; - мягко надавить на пятку для получения второй капли крови; - приложить перпендикулярно тест-бланк к капле крови и пропитать его кровью насквозь; - аналогичным образом нанести на тест-бланк 6-8 капель, вид пятен крови должен быть одинаковым с обеих сторон. - высушить тест-бланк в горизонтальном положении на чистой обезжиренной поверхности не менее 2 ч без применения тепловой обработки и попадания прямых солнечных лучей; - упаковать тест-бланки в чистый конверт таким образом, чтобы пятна крови не соприкасались. Оформление сопроводительной документации и транспортировка. После забора образцов крови медсестра разборчиво записывает шариковой ручкой на тест-бланке, не затрагивая пятен крови, следующие сведения: - наименование учреждения, в котором произведён забор образцов крови; - фамилия, имя, отчество матери ребёнка; - адрес выбытия матери ребёнка; - порядковый номер тест-бланка с образцом крови; - дата и номер истории родов; - дата взятия образца крови; - состояние ребёнка (здоров/болен); - доношенный/недоношенный (срок гестации) - масса тела ребёнка; - фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего забор крови. Доставка тест-бланков для проведения исследований осуществляется не реже одного раза в три дня, в термо-контейнере с соблюдением температурного режима (+2 - +8 С), вместе с журналом регистрации забора крови.
а) - вымыть руки, надеть перчатки; - вымыть пятку ребёнка, протереть пятку стерильной салфеткой; - проколоть пятку стерильным одноразовым скарификатором; - снять первую каплю крови стерильным сухим тампоном; - мягко надавить на пятку для получения второй капли крови; - приложить перпендикулярно тест-бланк к капле крови и пропитать его кровью насквозь; - аналогичным образом нанести на тест-бланк 3-5 капель, вид пятен крови должен быть одинаковым с обеих сторон; - высушить тест-бланк в горизонтальном положении на чистой обезжиренной поверхности не менее 4 ч без применения тепловой обработки и попадания прямых солнечных лучей; б) - вымыть руки, надеть перчатки; - вымыть пятку ребёнка, протереть пятку стерильной салфеткой; - проколоть пятку стерильным одноразовым скарификатором; - снять первую каплю крови стерильным сухим тампоном; - мягко надавить на пятку для получения второй капли крови; - приложить перпендикулярно тест-бланк к капле крови и пропитать его кровью насквозь; - нанести на тест-бланк 6-8 капель, вид пятен крови должен быть одинаковым с обеих сторон; - высушить тест-бланк в горизонтальном положении на чистой обезжиренной поверхности не менее 2 ч без применения тепловой обработки и попадания солнечных лучей; - упаковать тест-бланки в чистый конверт так, чтобы пятна крови не соприкасались. в) - вымыть руки; - вымыть пятку ребёнка, протереть пятку стерильной салфеткой; - проколоть пятку стерильным одноразовым скарификатором; - снять первую каплю крови стерильным сухим тампоном; - мягко надавить на пятку для получения второй капли крови; - приложить перпендикулярно тест-бланк к капле крови и пропитать его кровью насквозь; - аналогичным образом нанести на тест-бланк 6-8 капель, вид пятен крови должен быть одинаковым с обеих сторон. - высушить тест-бланк в горизонтальном положении на чистой обезжиренной поверхности не менее 2 ч без применения тепловой обработки и попадания прямых солнечных лучей; - упаковать тест-бланки в чистый конверт. Заполните таблицу рефлексии «Дневник исследователя»
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Выберите правильные ответы: 1. Укажите генетическое заболевание, связанное с патологией коры надпочечников
1). АА и АА 2). Аа и Аа 3). АА и Аа 4). Аа и аа 5). АА и аа
1). 100% 2). 50% 3). 25% 4). 0% Ответы:
Приложение 2 Техника проведения неонатального скрининга (ролевая игра) Медсестра: Доброе утро. Сколько времени прошло после последнего кормления? Молодая мама: почти 3 часа. Медсестра: очень хорошо. Сейчас Вашему сделают анализ. Вы не волнуйтесь. Сейчас всем новорожденным делают анализ на определение болезней скрытых болезней обмена. Молодая мама: что это такое??? Медсестра:Вы знаете о доминантных и рецессивных генах? Молодая мама: этому в школе учат, но я уже некоторые моменты забыла. Медсестра: отлично.Тогда мне легче будет Вам объяснить, что болезни обмена являются рецессивными признаками. Поэтому у внешне здоровых родителей может родиться ребенок с заболеванием обмена. Если вовремя определить заболевание, то при соответствующем лечении ребенок будет развиваться нормально. А, если время упустить, то ребенок будет болеть очень тяжело. Поэтому давайте мне Вашего малыша, и мы поспешим. Медсестра:здравствуйте, мы пришли к Вам уколоть пяточку Лаборант:конечно-конечно. Не переживай, малыш, я постараюсь сделать быстро. Медсестре: Освободите пяточку. Лаборант:сейчас я вымою руки и надену перчатки. А теперь мы вымоем твою пяточку и протрем ее спиртом. Подсушим салфеткой. Сейчас будет немножко больно. Все-все-все! Тампончиком снимем кровь и чуть-чуть надавим. Это уже не больно. Где мой тест-бланк? Мы его приложим и пропитаем все 5 кружочков. И еще несколько раз. Ну, вот и готово. У нас с двух сторон пятнышки одинаковые. Вы можете идти, а я просушу бланки на столе в тенечке и положу в конверт для отправки в генетический центр. Будем надеяться, что результаты твои будут отрицательные. Медсестра:оставьте мне историю болезни. Я перепишу все данные на тест-бланк. Молодая мама: наконец то, я очень волновалась. Медсестра: не нужно волноваться, иначе молоко может пропасть. Молодая мама: что же дальше, как узнать результаты анализов? Медсестра:результаты анализов придут в детскую консультацию. Вам могут позвонить и из генетического центра, если результат будет положительный. Но волноваться не надо! Во – первых, результат может быть ложноположительный. При повторном обследовании заболевание может не подтвердиться. Но, даже если у ребенка обнаружат одно из болезней обмена, волноваться не нужно. Вы обязательно должны будете соблюдать все рекомендации врачей, и тогда ребенок будет здоровым. Молодая мама: Вы меня напугали. Медсестра: Не надо волноваться раньше времени. Ознакомьтесь пока с «Буклетиком молодой мамы». Прочитайте все, что Вам нужно знать о болезнях обмена новорожденных. Молодая мама: Хорошо, Вы меня убедили. Приложение 3 Тактика медперсонала при положительном анализе Медсестра: Алло, Вас звонят из генетического центра. Не волнуйтесь, пожалуйста, ничего страшного не произошло. Но хотелось бы, чтобы Вы вместе с малышом подъехали к нам. Молодая мама: У нас положительная реакция? Какое заболевание у ребенка? Медсестра:Еще раз прошу Вас успокоиться. Хотелось бы еще раз взять анализ, уточнить некоторые цифры. Молодая мама: Когда нам подъехать? Медсестра:В любой день после кормления ребенка. И не волнуйтесь, еще ничего не произошло. Тревога может быть преждевременной. Молодая мама: Мы завтра приедем. До свидания. Медсестра:До свидания. Приложение 4 «Дневник исследователя»
|
Методическая разработка предназначена для преподавателей учреждений среднего профессионального образования с целью проведения учебного... | |||
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со слушателями умц с целью изучения основных требований... | Методическая разработка предназначена для обучающихся специальности 38. 02. 01 | ||
Структура раздела «Лабораторное исследование мочевыделительной системы» | Студент должен знать: понятия «информационные системы», «базы данных», «ms access», схему работы с ms access, определение основных... | ||
Тема Осуществление сестринского ухода за пациентами с инфекционными заболеваниями | Объем времени, отводимого для изучения темы: 6 часов (2 ч. – лекция, 2 ч. – семинар, 2ч. – практическое занятие) | ||
Изучение темы базируется на системе знаний, умений, полученных студентами при изучении таких тем, как «Анатомо физиологические особенности... | Методическая разработка практического занятия по пм05 «Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации» для... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |