Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Солнышко»
Программа Социально-педагогическое сопровождение семей находящихся в трудной жизненной ситуации Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения «Солнышко»
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт Программы ……………………………………………………………….……. 2
Информационная справка об учреждении ………………………………………….…. 5
Общие сведения об учреждении и контингенте семей воспитанников ……… 5
Межведомственное взаимодействие с учреждениями системы профилактики…6
Анализ деятельности ОУ …………………………………………………………….…. 7
Концептуальные основания Программы ……………………..………………………... 8
Приоритетные направления реализации Программы ………………………………… 8
Проектирование деятельности по реализации Программы ........................................... 8
Проект «Доброе сердце» …………………………………………………………8
Проект «Выявление и определение семейного поля семьи»………………….9
Проект «Сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации»……………………………………………………..……………………….… 10
Проект «Профилактика социально-опасного положения»………………….12
Проект «Накопление педагогического опыта работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации» …………………………………13
Проект «Социальное партнерство»………………………………………….…13
Управление Программой …………………………….………………………..……….. 14
Паспорт Программы
Наименование Программы
| Социально-педагогическое сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации Муниципального Дошкольного образовательного Учреждения «Солнышко»
| Разработчик Программы
| Семёнова Людмила Витальевна, социальный педагог МДОУ «Солнышко»
| Исполнители Программы
| Администрация ОУ, педагогический коллектив ОУ, родители, общественность
| Правовая основа Программы
| Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990;
Конвенция ООН о правах ребёнка, 1989;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.06.1999 г № 120 –ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 24.07.1998 г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.06.1999 г № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Постановление Государственной Думы ЯНАО от 24.11.2004г № 1501 «О Концепции семейной политики Ямало-Ненецкого автономного округа»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
| Этапы обсуждения и принятия Программы
| 1 этап – формирование структуры Программы, май, 2014 г.;
2 этап – определение проектов Программы, июнь-август, 2014 г.;
3 этап – обсуждение и утверждение Программы, сентябрь,2014 г
4 этап – экспертиза Программы, май, 2014 г.
| Кем принята Программа
| Педагогическим советом МДОУ «Солнышко»
| С кем согласована Программа
| Управление образования администраци Муниципального образования Приуральский район
| Цели и задачи Программы
| Цель:
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса.
Задачи:
Формировать социокультурную среду, соответствующую социальному статусу семьи;
Защищать детей от всех форм физического и психического насилия;
Создавать условия социальной ситуации развития детей;
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогических работников при организации работы с семьями, находящими в трудной жизненной ситуации;
Расширить социальное партнёрство ОУ с учреждениями села;
Взаимодействовать с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, в том числе посредством проектной деятельности
| Проектирование деятельности по реализации Программы
| выявление и определение проблемного поля семей;
сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
накопление опыта работы педагогических работников с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;
социальное партнёрство.
| Ожидаемые результаты реализации Программы
| создание банка данных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
разработка плана мероприятий для каждой категории семей с учётом социального статуса;
Профилактика семейного неблагополучия;
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ОУ;
Создание взаимовыгодного социального партнёрства ОУ с учреждениями села.
| Этапы реализации Программы
| I этап 2014-2015учебный год
Пробный: апробация Программы в режиме инновации
II этап 2016-2019 годы.
Деятельностный: внедрение проектов в текущую практику;
IIIэтап 2019 год
Итоговый: подведение итогов и соотнесение результатов деятельности ОУ с целью и задачами по реализации запланированных проектов Программы.
| Срок действия Программы
| 2014-2019 гг.
| Структура Программы
| Паспорт Программы
Информационная справка об учреждении.
Анализ деятельности ОУ
Концептуальные основания Программы
Приоритетные направления реализации Программы.
Основные проекты по реализации Программы.
Управление Программой.
| Ресурсное обеспечение реализации Программы
| Психолого-педагогические условия;
Кадровые условия;
Образовательная среда;
Развивающая предметно-пространственная среда;
Социокультурная среда ОУ
| Порядок управления реализацией Программы
| Управление и корректировка Программы осуществляется по мере необходимости, согласовывается коллегиальным органом ОУ, утверждается локальными актами.
| Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы.
| Мониторинг реализации Программы осуществляется по завершению работы каждого этапа.
|
Информационная справка об учреждении
Общие сведения об учреждении и контингенте семей воспитанников
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Солнышко» (далее – МДОУ «Солнышко) является частью образовательной системы Управления образования Администрации МО Приуральский район. В своей деятельности ОУ руководствуется Уставом, нормативными документами Управления образования, локальными актами учреждения.
МДОУ «Солнышко» расположено в 2-х корпусах, в учреждении – 9 возрастных групп. В них воспитывается 195 детей дошкольного возраста из 183 семей. Количественный состав и категории семей воспитанников представлены в таблице.
Благополучные 121 (66 %)
| Семьи в трудной жизненной ситуации 70 (34 %)
| Семьи в социально-опасном положении 8 (9)
| Семьи «группы риска» 91 (100)
| Многодетные
| Опекунские
| Учёт КДН и ЗП
| Учёт ОПБД и П
| Неблагополучные многодетные
| Неполные
| Безработные
| Малоимущие
| Беженцы, вынужденные переселенцы
| 27 (34)
| 4 (4)
| 6 (7)
| 2 (2)
| 11 (13)
| 32 (34)
| 4 (4)
| 43 (48)
| 1 (1)
|
Благополучные семьи – это семьи, исполняющие функции, удовлетворяющие потребности всех членов семьи и общества (материальные, психологические, юридические).
Многодетные семьи – это семьи, имеющие трех и более детей.
Опекунские и приёмные семьи имеют опекаемых детей. В такие семьи устраиваются дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В ОУ присутствует категория детей находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – ТЖС). Данная категория детей воспитывается в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Семья, находящая в ТЖС – семья, находящая в определённом социальном неблагополучии (ситуация, связанная с экономическими, юридическими педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, не повлекшая за собой нарушений прав ребёнка).
Такие категории семей находятся в социально-опасном положении и в «группе риска».
Семьи, находящиеся в социально-опасном положении (далее – СОП) – категория семей, стоящих на различных видах учёта:
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав МО Приуральский район;
Отдел профилактики безнадзорности детей и подростков.
Семьи «группы риска» – это категория семей, которые в силу определённых обстоятельств своей жизни нуждаются в социальной поддержке, в противном случае такие семьи могут оказаться в СОП.
Неблагополучные многодетные семьи – это семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия, т.к. дети в них зачастую являются средством для получения различного рода пособий. Кроме того, в большинстве случаев в таких семьях само появление детей на свет является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного опьянения;
Неполные семьи – означает воспитание ребенка одним из родителей. В ОУ присутствуют виды как материнской, так и отцовской неполной семьи;
Безработные семьи – семьи в рассматриваемый период не имели работы или другого доходного занятия, самостоятельно или при чьем-либо посредничестве занимались поиском работы и были готовы приступить к ней;
Малоимущие семьи – это категория семей, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО. К данной категории относятся семьи: семьи, с одиноким, воспитывающим родителем (неполные), неблагополучные многодетные семьи, просто неблагополучные семьи, семьи безработных родителей. В этом учебном году группу малообеспеченных пополнили категории семья беженцев и вынужденных переселенцев.
Семьи беженцев, вынужденных переселенцев – семьи, которые не имеют российского гражданства и находятся на территории РФ из-за реальных опасений для жизни и здоровья в своём государстве.
Межведомственное взаимодействие с учреждениями системы профилактики
Большое внимание в работе ОУ уделяется межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики, таких как:
Отдел по охране и защите прав детства Управления образования Администрации МО Приуральский район. Информирование о несовершеннолетних и их законных представителях,о фактах психологического или физического насилия.
ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница». Взаимодействие в случае постановки семьи с алкогольной зависимостью на учет и проведения дальнейшей профилактической работы.
МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения». Оказание адресной материальной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
ОМВД ЯНАО по Приуральскому району. Патронат семей, с целью контроля и профилактики неблагополучных семей
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Координация работы с семьями СОП.
Сотрудничество с учреждениями помогает найти более оптимальные и эффективные пути решения выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации в семьях воспитанников ОУ.
Анализ деятельности ОУ по направлению
Работа в ОУ по социально-педагогическому сопровождению в течение 2012-2014 гг. велась по направлениям:
Диагностическое. Формы работы: анкетирование родителей «Социальный паспорт семьи», составление списков неблагополучных семей, рассмотрение заявленийна оказание помощи в виде освобождения от родительской платы, приём информации из различных источников об трудной жизненной ситуации семей. Данное направление позволяетустановить статус семей воспитанников ОУ.
Профилактическое. Формы работы: патронаж, ходатайство, индивидуальные беседы, рейды, привлечение родителей к образовательной и культурно-досуговой деятельности ОУ.
Патронаж предусматривает посещение семьи дома с диагностической, контролирующей целью, который позволяет изучить проблемные ситуации и оказывать срочную помощь. В течение года осуществляется периодический патронаж семей.
Специалистами ОУ составляются акты обследования жилищно-бытовых и социально-психологических условий проживания несовершеннолетних. Отслеживаются семьи с низким материальным достатком. В течение учебного года 20 семьям, оказавшимся, в трудной жизненной ситуации, предоставлялась льгота по родительской плате. 7 семьям была оказана вещевая помощь, в течение акции «Помоги ближнему».
Ходатайство – официальная просьба и представление адресованное государственным органам (общественным организациям), вышестоящим инстанциям. В течение 2013-2014 уч. года Составлено ходатайство за 1 семью об оказании материальной помощи ГБУ «КЦСОН», на 2 семьи в оказании содействия в трудоустройстве через ЦЗН.
Индивидуальные беседы проводятся с целью профилактики пропусков без уважительной причины детьми ОУ, о необходимости своевременного внесения оплаты за посещения детьми ОУ.
Рейды – Проведено 40 рейдов на квартиры, с целью выяснения причин отсутствия воспитанников в ОУ.
работапо повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, конкурсах совместного творчества родителей и детей.
Все профилактические мероприятия фиксируются в «Журнале профилактических мероприятий». На каждую семью, находящуюся в ТЖС заведено личное дело, где отражена вся проведенная профилактическая работа.
Аналитическое. В конце учебного года проводится анализ эффективности профилактических мероприятий. Ведётся учёт положительной динамики (графики). В случае необходимости планируется дальнейшее сопровождение семей.
Вывод: Социально-педагогическое сопровождение в МДОУ «Солнышко» имеет определенную систему.
Данная система нуждается в дополнениях и изменениях:
Привлечение педагога-психолога для оказания своевременной психологической помощи семьям и воспитанникам, оказавшимся в ТЖС;
Распространение положительного опыта семейного воспитания по возрождению семейных ценностей и традиций;
Использование нетрадиционных форм работы с семьями, находящимися в ТЖС.
|