Скачать 455.05 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОШАХТИНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ имени Героя Советского Союза Вернигоренко И.Г.» Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности студентов. Автор Великанова С.Н. г. Новошахтинск Содержание 1. Пояснительная записка. 2.Введение. Исследовательская работа как важнейшая форма учебного процесса. 3. Цели и основные задачи исследовательской работы студентов. 4. Организация исследовательской работы: а) Структура и этапы учебно-исследовательской работы. б) Выбор темы учебно-исследовательской работы. в) Характеристика методов исследования. г) Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе. 5. Создание текста учебно-исследовательской работы: а) Цели и задачи исследования. б) Работа с научной литературой. в) Выводы. г) Составление списка используемой литературы. д) Реферирование как особая форма учебно-исследовательской работы. 6. Требования к оформлению учебно-исследовательской работы. 7. Формы представления исследовательских работ. 8. Оценка учебно-исследовательской работы. 9. Составление отзыва руководителя на исследовательскую работу. 10. Составление рецензии на исследовательскую работу. 11. Заключение. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. 12. Литература. Пояснительная записка Цель разработки: -показать значимость исследовательской работы обучающихся как инновационной формы учебного процесса; -определить и расписать основные этапы работы над исследовательским проектом; -раскрыть требования, предъявляемые к исследовательским работам при их проверке. В общественном сознании и сознании педагогов прочно утвердился миф о том, что человек может начинать собственный исследовательский поиск только тогда, когда обогатит свою память множеством знаний. Многие из нас отвергают мысль о том, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, а значительно раньше того времени, как родители поведут его в детский сад. В работе речь идет об учебно-исследовательской работе обучающихся как о новом виде учебной деятельности в условиях внедрения инновационных педагогических технологий. В данной работе показано, как в организации исследовательской работы преломляется личностно-деятельностный подход. Во-первых, обучающийся сам решает заняться такой работой, поскольку это ему нужно и интересно; сам выбирает тему исследования в соответствии со своими склонностями и предпочтениями. Во-вторых, процесс работы над исследованием строится на основе знаний и умений, которыми владеетобучающийся. В-третьих, тесное сотрудничество между учеником и учителем (научным руководителем) подразумевает доверительные отношения, плодотворные для обучения и личностного развития. В-четвертых, решая исследовательскую задачу,обучающийсяактивно добывает знания и заинтересован в результате работы. Эффективность такой учебной деятельности будет выражаться не в качестве сделанных исследований, а в приобретении исследовательских навыков. Введение. Исследовательская работа как важнейшая форма учебного процесса. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения человеком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления обучающегося к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Мы должны четко понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Умения и навыки исследовательского поведения универсальны и требуются в самых разных сферах жизни. В последнее десятилетие общественные требования к образованию существенно изменились. Это изменение принято связывать с так называемым «информационным взрывом, основной признак которого — легкость получения, общедоступность информации. Следовательно, важной образовательной задачей становится подготовка выпускников, готовых жить и работать в условиях информационного общества. От характерного для советской школы гностического («знаниевого») подхода, при котором основной образовательной задачей являлось формирование прочной системы знаний, произошел поворот к деятельностному, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний обучающимися. В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования эти задачи конкретизируются: сформировать навыки ведения исследовательской работы во всей ее полноте: «выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Процесс учебно-исследовательской работы должен быть особым образом организован, чтобы в центре внимания была личность ученика: его мотивы, цели, потребности, неповторимый внутренний мир, индивидуальный опыт и психологический склад. Такой подход принято называть личностным. Однако нужно принимать во внимание, что современная психологическая наука связывает развитие личности прежде всего с деятельностью. Это предполагает, что из объекта ученик становится полноправным участником образования (проще говоря, не «его учат», а «он учится»). Очевидно, что изменяется и роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении. Цели и основные задачи исследовательской работы студентов. Исследовательская работа - планируемая учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем за собой роль не стороннего наблюдателя, но руководителя этого вида работы студентов). Как в организации исследовательской работы преломляется личностно-деятельностный подход? Во-первых, ученик сам решает заняться такой работой, поскольку это ему нужно и интересно; сам выбирает тему исследования в соответствии со своими склонностями и предпочтениями. Во-вторых, процесс работы над исследованием строится на основе знаний и умений, которыми владеет ученик. В-третьих, тесное сотрудничество между учеником и учителем (научным руководителем) подразумевает доверительные отношения, плодотворные для обучения и личностного развития. В-четвертых, решая исследовательскую задачу, ученик активно добывает знания и заинтересован в результате работы. Управление исследовательской работой студентов включает в себя
Основные характеристики исследовательской работы студентов: 1. Психологические условия успешности исследовательской работы студентов. Прежде всего – это формирование устойчивого интереса к избранной профессии и методам овладения ее особенностями, которые зависят от следующих параметров: взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе; 2. Уровень сложности заданий для исследовательской работы; 3. Включенность студентов в формируемую деятельность будущей профессии. Как любой вид человеческой деятельности, учебная деятельность с психологической точки зрения представляет собой процесс решения специфических задач. Отличие исследовательских задач от всяких других состоит в том, что их целью является изменение самого субъекта, которое заключается в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Необходимость в постановке и решении таких задач возникает перед субъектом лишь в том случае, если ему необходимо овладеть такими способами действия, в основе которых лежат обобщения теоретического типа. На начальном этапе обычно выделяется основное направление исследования, уточнение темы и её окончательное формулирование происходит позднее, когда пишется текст работы и ведется подготовка к представлению исследования. Цель – это ответ на вопрос, что именно я хочу показать в своей работе. Определить цель – значит ответить на вопрос: зачем проводится исследование? Задачи описывают основные шаги, задачи исследования уточняют цель. Позднее высказывается гипотеза (предположение). В качестве гипотезы могут быть предположения: - о существовании или отсутствии какого-либо феномена; - об условии его возникновения и проявления; - о взаимосвязи между явлениями; - о наличии свойства и степени его выраженности у какого-либо объекта. Гипотеза, как правило, начинается со слов: предположим…, допустим…, возможно…, или что, если… Гипотеза в рабочем или окончательном виде совсем не обязательно включается в текст исследовательской работы, но формулировать её необходимо, чтобы определить конкретную цель исследования. Организация исследовательской работы. Преподаватель формирует содержание, планирует, организует, руководит, контролирует исследовательскую работу студентов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и программ. Формирование содержания исследовательской работы включает в себя: определение и обоснование необходимого минимума разделов, тем, вопросов, заданий, выносимых на аудиторную и внеаудиторную УИР студентов; отбор и предложение методов и форм УИР студентов в соответствии с современными технологиями обучения; определение форм и методов контроля за выполнение УИР студентами; разработку критериев оценки результатов исследовательской работы, с учетом требований к уровню подготовки студентов, определенных Госстандартом. Структура и этапы учебно-исследовательской работы. Исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Основными компонентами (или этапами) научного исследования являются:
Подобным образом организуется и учебно-исследовательская работа (УИР). Обязательным условием, обеспечивающим эффективность УИР, является соблюдение этапности в ее организации и проведении. Можно выделить следующие основные этапы в подготовке и проведении исследовательской работы студентов. Первый этап – подготовительный. Он должен включать в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий для УИР; сквозное планирование УИР на семестр; подготовку учебно-методических материалов; диагностику уровня подготовленности студентов. Второй этап – организационный. На этом этапе определяются цели индивидуальной и групповой работы студентов; читается вводная лекция, проводятся индивидуально-групповые установочные консультации, во время которых разъясняются формы УИР и ее контроля; устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов. Третий этап – мотивационно-деятельностный. Преподаватель на этом этапе должен обеспечить положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности; проверку промежуточных результатов; организацию самоконтроля и самокоррекции; взаимообмен и взаимопроверку в соответствии с выбранной целью. Переходя от этапа к этапу, студент учится
Непременное требование к основной части исследовательской работы — наличие аргументов, их объективность и доказательность. Выдвигаемые в работе тезисы (утверждения) должны быть подтверждены языковым материалом, обработанным адекватными научными лингвистическими методами. Четвертый этап – контрольно-оценочный. Он включает индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. Результаты могут быть представлены в виде дипломного проекта, курсовой работы, реферата, доклада, схем, таблиц, устных сообщений, моделей, макетов, отчетов и т.п. (в зависимости от дисциплины и специальности). Подробнее этапы исследовательской работы можно рассмотреть в следующей таблице:
Выбор темы учебно-исследовательской работы. Работа преподавателя начинается с собеседования с обучающимися. На таком «консилиуме» рождаются оригинальные идеи исследований, всегда связанные с увлечениями, личными склонностями и интересами исследователей. Этап выбора темы для исследования очень сложен. Какой же должна быть хорошая тема? Хорошая тема — интересна исследователю и отвечает задаче развития его личности; — интересна научному руководителю; — опирается на знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их; — соответствует принципу научности; — доступна: соответствует возрасту, знаниям, способностям исследователя; — посильна по объему и времени, необходимому для его выполнения; — содержит проблему, требующую решения. На начальном этапе обычно выделяется основное направление исследования, уточнение темы и ее окончательное формулирование происходит позднее, когда пишется текст работы и ведется подготовка к представлению исследования. Характеристика методов исследования. Наблюдение - активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Сравнение - позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается общее, что присуще двум или нескольким объектам. Измерение - определение численного значения некоторой величины, посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности. Эксперимент - предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения, без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств Абстрагирование - мыслительное отвлечение от несущественного, выделение и фиксация одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета исследования. Процесс абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к получению такого результата как абстракции. Примерами могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость… Анализ - изучение каждого элемента как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы. Синтез - соединение элементов изучаемого объекта в единое. Моделирование - исследование объектов при помощи моделей – аналогов определенного фрагмента природной или социальной реальности. Построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов. Моделирование может быть предметным и знаковым. В предметном – исследование проводится на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта – оригинала. При знаковом – моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п. Обобщение - позволяет обнаружить в многообразии предметов нечто общее, необходимое для правильной ориентации в окружающем мире. Прогнозирование - вероятностные суждения о состоянии какого-либо явления в будущем Беседа - организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, ее мотивов, позиции. Применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора информации. Анкетирование – метод опроса, заключающийся в самостоятельном заполнении респондентом (опрашиваемом) опросного листа (анкеты) по указанным в нем правилам. Интервьюирование - метод опроса, осуществляемый в форме целенаправленной беседы по заранее подготовленному плану с лицом или группой лиц, чьи ответы на поставленные вопросы служат исходным источником информации. Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе. Основной этап учебно-исследовательской работы — этап сбора и анализа языкового материала. Существуют разные методы сбора языкового материала. Можно
Перед этой работой сообщим обучающимся несколько важных правил: 1. Необходимо до начала сбора материала установить, какого рода информацию нужно получить: просто частоту использования того или иного языкового средства или, например, оттенки значения определенной языковой единицы. В последнем случае не обойтись без записи достаточно обширного контекста. 2. Записи не должны искажаться, хотя и могут быть сделаны в сокращенном виде — с помощью специальных стенографических и им подобных значков. Бессмысленно записывать устный диалог товарищей на перемене, придя вечером домой: большинство специфических черт спонтанной разговорной речи будет утрачено. Для таких целей удобно пользоваться диктофоном, тем более что это устройство практически всегда под рукой: в каждом современном мобильном телефоне или МРЗ-проигрывателе. 3. Обязательно нужно фиксировать, когда, где и как сделана запись: из какого журнала (название, год, номер, страница) или книги (название, автор, год издания, страница) выписана; от кого, когда и при каких обстоятельствах услышана; наконец, когда сделана самозапись. Хотя на уроках русского языка школьников знакомят с элементами некоторых лингвистических методов исследования (словообразовательным анализом, структурно-семантическим анализом при разборе предложения, описательным методом при характеристике явлений языка),эффективно использовать их они, как правило, не умеют. Среди основных (общих) лингвистических методов необходимо назвать сравнительно-исторический — первый научный метод, с которым связано становление языкознания как науки. Он позволяет выявить неповторимое своеобразие языка в сравнении с другими, обнаружить родственные языки, установить место языка в языковых группах и семьях. При факте владения обучающимися двумя языками можно рискнуть предложить им сравнительное обозрение сходств и различий и вообще особенностей этих языков. Сравнительно-исторический метод можно использовать в исследовательской работе в условиях двуязычия места жительства обучающихся: например, русско-белорусского, русско-казахского и других. Элементы этого метода могут быть использованы в сравнительном анализе текста. Однако, хотя «очень благодарное средство для развития наблюдательности и научного мышления учащихся представляет сравнение языков по их строению… это довольно сложная задача, и не следует ею злоупотреблять. Экспериментальные методы позволяют «изучать факты языка в условиях, управляемых и контролируемых исследователем» (Лингвистический энциклопедический словарь). Этими методами, в отличие от сравнительно-исторического, изучаются только живые языки; они зарекомендовали себя в изучении фонетики, диалектологии, вопросов языковой нормы. К лингвистическим экспериментам можно отнести наблюдение (в том числе и самонаблюдение) и различные виды анкетирования. Социолингвистическое исследование также является экспериментальным методом. По нашему опыту оно привлекает исследователей, склонных к активной публичной деятельности, общению. Будучи пограничной областью лингвистики и социологии, социолингвистика использует методы, заимствованные у социологии: устный опрос, интервью, анкетирование, тесты, статистические методы обработки полученных результатов. При этом ставятся лингвистические цели: собрать языковой материал или сведения об отношении к тому или иному языковому явлению. Очевидно, что на эффективность проведения социолингвистического исследования — его достоверность — влияют: 1) продуманность составления вопросника, анкеты; 2) тщательность в проведении опросов (независимые ответы и аккуратная их фиксация); 3) выбор респондентов. Социолингвистические исследования дают возможность изучить языковое явление в социальном аспекте. Итак, самые важные вопросы, связанные с методологией лингвистических исследований в рамках учебной исследовательской работы: 1) по этапам проведения исследования методы делятся на методы сбора и обработки материала; 2) многие методы используются в школьном преподавании русского языка (описательный, словообразовательный, структурно-семантический и другие); 3) некоторые методы сбора и обработки материала не используются в школе, но в адаптированном виде они доступны, посильны и очень интересны для школьников; 4) выбор метода исследования зависит от исследуемого материала и от теоретических установок, в рамках которых проводится исследование. Еще раз подчеркнем, что работу обучающихся без собственно исследовательской части нельзя рассматривать как исследование. Смысл исследовательской работы обучающихся - прежде всего, в овладении методами исследования, что равнозначно овладению универсальным способом познания. Создание текста учебно-исследовательской работы. В ученических исследованиях чаще всего конечным продуктом является текст. Это может быть текст разных жанров: - устный доклад, - курсовая работа, - дипломная работа, -письменный текст доклада, - статья, - реферат, -текст компьютерной презентации… Как и любой научный текст, текст учебно-исследовательской работы должен отвечать требованиям логичности, точности, объективности. Логичность обеспечивается, во-первых, непротиворечивостью, аргументированностью суждений, во-вторых, композиционной стройностью текста, который должен включать: 1) постановку цели и задач исследования; 2) основную исследовательскую часть; 3) выводы. Цели и задачи исследования. Рекомендую преподавателям требовать от обучающихся начинать и работу над исследованием, и сам текст исследовательской работы с формулирования целей и задач исследования. Пример: Научно - исследовательская работа «Аббревиатуры в русском языке». Цель исследования: - Определить роль и значение аббревиатур в современном русском языке. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. Рассмотреть историю возникновения аббревиатур у древних народов. 2. Проследить динамику развития аббревиатур в различных областях русского языка. 3. Рассмотреть способы образования аббревиатур и систематизировать наиболее употребительные. 4. Исследовать область употребления аббревиатур в современном русском языке. Обратите внимание, что задачи раскрываются как этапы достижения цели. Каждый этап — это, по сути дела, спланированный шаг к достижению поставленной в работе цели. Продуманные задачи служат и планом действий, и планом («содержанием») создаваемого текста. Работа с научной литературой. Изучение литературы по теме исследования – следующий после выбора темы этап работы; его основная цель – получение информации. В научном исследовании на этом этапе выясняется, какое понимание объекта изучения сложилось в науке, и какая его сторона остается недостаточно исследованной. Это важно и для учебно-исследовательской работы. Однако не менее важны и другие, обучающие задачи:
Эти навыки важны для любого современного человека, специалиста в любой области. Понятно, что поиск информации при составлении списка литературы в большей степени ложится на плечи научного руководителя. Самый привычный путь поиска - изучение библиотечного каталога. Найти научную и научно- популярную литературу по теме можно и с помощью поисковых систем в Интернете. Ученики, как правило, делают это не хуже учителей, однако предварительно нужно обсудить с ними отправную точку поиска: имя автора или название статьи, ключевые понятия. Одна из главных трудностей, возникающих при чтении научной литературы у обучающихся, — непонимание специфической терминологии. Решить эту проблему помогает правильный отбор текстов. И в этом помогает преподаватель. Перед чтением статьи нужно пояснить термины: руководитель может предложить поработать со справочной литературой или дает необходимые объяснения сам. Ещё один способ подобрать литературу по теме (например, для тех, кто пишет работу, связанную с изучением языковых явлений) – обратиться к справочному аппарату лингвистических энциклопедий. В них после статьи на определенные темы дается список литературы, в которой надо постараться сориентироваться научному руководителю, чтобы выбрать основополагающие и при этом доступно написанные, небольшие по объёму работы. Дополнить список современными исследованиями можно с помощью библиографии тематических научных сборников и обзорных статей по проблеме. Кроме умения пользоваться каталогом, Интернетом, справочной литературой – научному руководителю в не меньшей степени необходимы коммуникативные способности. Не стоит упускать возможность получить необходимую консультацию от любого компетентного человека: библиографа, бывшего одноклассника, который стал профессиональным ученым, в научно-исследовательском институте. Иными словами, следует использовать все доступные способы, чтобы получить информацию о научной литературе по теме, которая заинтересовала ученика. Теперь необходимо остановиться на проблеме отбора литературы для учебно-исследовательской работы. Составление библиографии -слишком трудоемкое занятие для обучающихся, и оно вряд ли принесет пользу. Тем более излишне изучать все обнаруженные труды. Если вы составили с помощью справочной литературы и каталогов достаточно обширный список, его следует «сжать», оставив только наиболее доступное и необходимое для дальнейшего исследования, и прежде всего публикации, в которых доступно изложены основные положения теории. Ещё один совет по отбору научной литературы для УИР: отдельная статья предпочтительнее, чем монография того же автора. В статье основная мысль выражена лаконично и проиллюстрирована примерами кратко. Одну из главных трудностей, возникающих при чтении научной литературы у школьников, - непонимание специфической терминологии. Напомним, что решить эту проблему помогает правильный отбор текстов. Перед чтением статьи нужно пояснить термины: руководитель может предложить поработать со справочной литературой или даст необходимые объяснения сам. Может возникнуть и другая трудность – в понимании целого текста, его логики, которая задана ходом авторской мысли. Тогда чтение работы рациональнее задать на дом, предварительно поставив вопросы, которые помогут сориентироваться при самостоятельной работе. При работе с научной литературой необходимы навыки конспектирования, создания вторичного текста, в котором зафиксирована переработанная информация. Конспект избавляет от необходимости вновь обращаться к источнику; это особенно ценно, когда источники многочисленны или представляют собой монографии большого объема. Чаще всего прибегают к более экономичным видам конспектирования - составлению тезисного плана или выборочному конспектированию. Выборочный конспект включает отдельные фрагменты первоисточника, например, определения того или иного понятия, представляющие интерес для составителя. Обратите внимание на оформление ссылок в тексте. Возможно • указание источника в скобках непосредственно после цитаты; • присвоение каждой цитате порядкового номера и помещение ссылки внизу страницы; • присвоение каждой цитате порядкового номера и помещение ссылки в конце текста. Наиболее приемлемы следующие виды ссылок: 1. Подстрочные ссылки. В тексте, после цитаты, заключённой в кавычки, над строкой ставится цифра или звёздочка. На той же странице внизу под последней строкой текста проводится черта длиной 2 см., под ней повторяется цифра или звёздочка, а затем дается библиографическое описание цитируемого издания по схеме: Фамилия И.О. автора ( в том числе, второго и третьего). Основное заглавие. -Место издания, Год издания. - Номер страницы, где находится цитата. ______ Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М.,1997.-С.139. 2. Затекстовые ссылки. Оформляются с помощью круглых (или квадратных) скобок. В скобках после цитаты ставится арабская цифра, которая указывает порядковый номер источника цитаты в библиографическом списке, а через запятую указывается страница: (1,с.15) или (1,15). 3. Внутритекстовые ссылки. В скобках после цитаты указывается автор работы, через запятую – год издания, а затем – номер страницы: (Шамова Т.И., 2001,с.321). Такой способ применяется, если библиографический список не пронумерован. Какой из этих вариантов выбрать – вопрос личного предпочтения, однако ссылки на литературу необходимы. Одна из важнейших научных традиций — признание достижений предшественников. Нужно учитывать, что работа с научной литературой связана с освоением нового функционального стиля речи – научного. Практический опыт работы с научной литературой даже у старшеклассников, как правило, незначителен и исчерпывается, чаще всего, чтением учебно-научной и научно-популярной литературы. Поэтому следующий этап УИР – написание текста УИР в научном стиле речи – для них может представлять серьезные затруднения. Последовательная работа научного руководителя (учителя) по обучению чтению научной литературы поможет снять значительную часть их. Выводы. Задача обобщить полученные факты и закономерности и сформулировать выводы представляет известную трудность. На этом этапе работы над текстом исследователь более всего нуждается в помощи научного руководителя. Нужно иметь в виду, что выводы должны кратко излагать факты и закономерности, полученные в ходе исследования; в них не должно быть привнесено ни соображений, оснований для которых нет в исследовании, ни излишней риторики, призванной украсить финал. Если работа проводилась четко по задачам, поставленным для достижения цели, то выводы будут обязательно соотнесены с этими задачами, целью исследования и, разумеется, с формулировкой темы исследования. Пример: Выводы в работе «Аббревиатуры»: В своей работе мы рассмотрели историю, способы образования и область употребления аббревиатур и пришли к следующим выводам: 1. Аббревиатуры возникли в Древнем Риме и Древней Греции для сбережения места и времени. В России аббревиатуры возникают и начинают активно использоваться в начале XX века в связи с коренными изменениями в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны. Многие аббревиатуры уже прочно вошли в наш язык и живут в нём на правах обычных слов. 2. Основная задача аббревиатур – это экономия речи и письменного текста. 3. В русском языке преобладают инициальные аббревиатуры и сложносокращенные слова. 4. Аббревиатуры используются чаще всего в научной литературе, в названиях учреждений. 5. В связи с употребительностью аббревиатур создано множество соответствующих словарей. Составление списка используемой литературы. При написании работы соблюдайте правила оформления библиографии. Список литературы обязательно должен быть включён в УИР. Напомним, что он не должен быть большим. Его «ядром» должны стать: 1) научные работы по проблеме исследования; 2) справочные издания: энциклопедии и словари; 3) сборники текстов, публицистическая и художественная литература, Интернет-ресурсы и т.д. Рассмотрим данные записи на примерах: Статья из газеты: Литвинова О. Радость чтения: цель простая – воспитать счастливого человека/ О. Литвинова // Учит. газ.-2005.-14 февр.-С.11. Статья из журнала: Чудинова Е.В.Особенности моделирования в учебной деятельности подростка/ Е.В.Чудинова // Вопр. психологии.- 2005.-№4.-С.107-117. Книга одного автора: Максакова В.И. Педагогическая антропология: учеб. Пособие для пед. вузов / В.И.Максакова. - М.: Академия, 2001. – 207с. – (Высшее образование).- ISBN 5-7695-0744-6. |
Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного поиска информации, грамотного и логического изложения избранной проблемы... | Автор-составитель: Бабичева Т. И. преподаватель дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» гбоу спо «Пильнинский... | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е.... | Методические рекомендации предназначены для медицинских сестер лпу. В пособии описаны этапы организации и требования к оформлению... | ||
Развитие творческих способностей и мыслительной деятельности студентов при самостоятельной работе | Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с рабочими программами,... | ||
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,... | В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,... | ||
Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко... | Самостоятельная работа является одной из форм организации учебно-профессиональной деятельности студентов |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |