Методические рекомендации выполнению практических работ по общеобразовательной дисциплине «Химия»


НазваниеМетодические рекомендации выполнению практических работ по общеобразовательной дисциплине «Химия»
страница1/6
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Методические рекомендации

выполнению практических работ

по общеобразовательной дисциплине

«Химия»»


2016 г
Организация-разработчик: ГБПОУ «Бурятский Республиканский техникум строительных и промышленных технологий».

Разработчик: Назимова Л.Г. преподаватель химии и биологии

Рассмотрена на ЦК общеобразовательных дисциплин, протокол № 1от 31 08 2016 г.

Председатель ЦК Цыдыпова Т.С

Утверждена заместителем директора по учебной работе: Бурантарова Е.А.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Порядок работ

Меры предосторожности, которые необходимо соблюдать во время проведения

практических работ

Простейшие правила первой помощи при несчастных случаях в лаборатории Методики лабораторных и практических работ

I. Углеводороды

Тема: Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединениях

Тема: Моделирование структурных формул алканов и производных

Тема: Получение этилена и опыты с ним

Тема: Получение ацетилена и опыты с ним

Тема: Ознакомление с продуктами нефтепереработки и коксования каменного угля

II. Кислородсодержащие соединения

Тема: Изучение свойств этилового спирта

Тема: Изучение свойств многоатомных спиртов на примере глицерина

Тема: Изучение свойств фенола

Тема: Свойства альдегидов

Тема: Изучение свойств карбоновых кислот (уксусной кислоты)

Тема: Синтез этилового эфира уксусной кислоты

Тема: Свойства жиров

Тема: Мыла, синтетические моющие средства. Сравнение свойств

III. Углеводы

Тема: Свойства глюкозы

Тема: Изучение свойств полисахаридов(крахмала)

IV. Азотсодержащие соединения

Тема: Свойства белков

V. Изучение полимеров

Тема: Изучение свойств и синтетических волокон термопластичных полимеров

VI. Решение экспериментальных задач по органической химии

VII. Решение расчетных задач по химии

Список используемой литературы


Введение

Учебный химический эксперимент является важной формой повышения эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся.

При изучении органической химии он обретает несколько иной характер, чем при изучении неорганической химии. Ему присущ исследовательский подход. Он более продолжителен, менее ярок. Первые ученические опыты должны представлять собой

небольшие работы, требующие воспроизведения опытов, которые демонстрирует учитель.

Постепенно количество опытов для учащихся увеличивается, в их выполнении возникает

вариантность, но при этом учащиеся продолжают точно следовать инструкции. В дальнейшем постепенно включаются элементы исследования.

В данной работе представлены разработки лабораторных и практических работ по темам курса органической химии.

Раздел VI посвящен решению экспериментальных задач по курсу органической химии.

Эта разновидность работ проводится иначе. Она не содержит инструкций, а только условия.

План решения задачи разрабатывается самим учеником и осуществляется самостоятельно.

Экспериментальные задачи носят более творческий характер.

Методики лабораторных работ представлены в виде таблиц с конкретными заданиями

и вопросами, что существенно облегчает работу студентов и преподавателя. В теоретической части каждой работы представлена главная информация по данной теме, которая потребуется студенту; даны задания для выполнения домашних работ, включающие химический

эксперимент; список вопросов для самостоятельной проверки знаний.

Порядок работы

Лабораторные и практические работы по химии проводятся в специально оборудованном

химическом кабинете. Выполнение работ связано с использованием оборудования,

химической посуды и реактивов, способных нанести травмы при неумелом обращении.

Поэтому студенты должны с первых дней приучаться к аккуратной и внимательной работе, строгому соблюдению правил техники безопасности.

При работе в химическом кабинете необходимо придерживаться следующих правил:

1. Работы проводить индивидуально, соблюдать тишину.

2. Предварительно повторить теоретический материал соответствующей главы и

ознакомиться с содержанием практической работы.

3. Проверить наличие необходимого оборудования и реактивов для данной работы.

4. Уяснить и точно соблюдать порядок и последовательность операций, указанных

в руководстве.

5. Соблюдать все меры предосторожности, указанные в инструкции или

сообщенные предварительно устно.

6. Внимательно следить за ходом опыта. В случае неудачной постановки опыта,

прежде чем его повторить, следует установить причину; в сомнительных случаях

обращаться к преподавателю.

7. Все записи наблюдений делать сразу же после окончания опыта в папке для

лабораторных работ.

8. После окончания работы вымыть использованную посуду и привести рабочее

место в порядок.

9. Сдать реактивы преподавателю.

Отчет о работе должен содержать следующие сведения:

1. Номер работы.

2. Название работы.

3. Краткое описание хода работы с указанием условий проведения опыта.

4. Наблюдения.

5. Уравнения протекающих реакций.

6. Расчеты, таблицы, графики.

7. Выводы.

Отчет о проделанной работе проверяет преподаватель.

Меры предосторожности, которые необходимо соблюдать во время проведения практических работ

1. Работая в химической лаборатории, необходимо соблюдать большую осторожность.

Помнить, что неаккуратность, невнимательность, недостаточное знакомство с

приборами и свойствами химических веществ может повлечь за собой несчастный

случай.

2. Приступать к выполнению задания только после указания преподавателя о начале

работы.

3. Химические реакции выполнять с такими количествами и концентрациями веществ, в

такой посуде и приборах, как это указано в соответствующем разделе руководства.

4. Производить опыты в чистой посуде.

5. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.

6. Все опыты, сопровождающиеся выделением ядовитых, летучих и неприятно пахнущих веществ (например, выпаривание, кипячение растворов кислот, а также растворов, содержащих галогены, аммиак, сероводород и т. п.), проводить только в вытяжном шкафу.

6. Выполняя опыты с легковоспламеняющимися веществами или кислотами и щелочами,

помимо соблюдения всех других мер предосторожности, работать стоя. Поджигать газы

и пары можно только после предварительной проверки их на чистоту, так как смесь

горючего газа с воздухом взрывается.

7. Наливая или нагревая реактивы, не наклоняться над сосудом, так как возможно

разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, колбы, стаканы, не

держать их отверстием к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.

8. Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе.

9. Реактивы не пробовать на вкус, так как большинство из них в той или иной мере

ядовиты.

10. Держать дальше от огня легковоспламеняющиеся вещества: эфир, бензин, спирт, бензол и др. Если воспламенится бензин, спирт или эфир, надо немедленно накрыть пламя

асбестом или засыпать песком.

12. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку не зажигать, наклоняя ее к другой

горящей спиртовке: гасить спиртовку, накрывая ее сверху колпачком.

11. В случае возникновения пожара в лаборатории немедленно позвонить в пожарную

охрану. До прибытия пожарных гасить огонь песком, огнетушителем и водой.

12. В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью необходимо оказать пострадавшему

первую помощь.

Простейшие правила первой помощи при несчастных случаях в лаборатории

1. При ранении стеклом убедиться в том, что в ранке не осталось стекла, быстро

протереть ранку ваткой, смоченной спиртом, смазать йодом и забинтовать.

2. При горячих (термических) ожогах на обожженное место наложить компресс (без

бумаги) из концентрированного раствора перманганата или смазать это место мазью

от ожогов. Если под рукой нет перманганата и мази, рекомендуется присыпать

обожженное место двууглекислой (питьевой) содой и приложить бинт, смоченный

холодной водой.

3. В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью немедленно

обмыть пораженное место большим количеством воды (мыть под краном минут

пять), а затем: при ожоге кислотами обмыть 2%-ным раствором питьевой соды или слабым раствором нашатырного спирта;

при ожоге щелочами обмыть 1 % -ным раствором уксусной или лимонной кислоты.

В обоих случаях после наложить компресс из бинта, смоченного спиртом.

4. При попадании кислоты или щелочи в глаза необходимо промыть их большим

количеством воды, а затем:

при попадании кислоты промыть разбавленным раствором питьевой соды;

при попадании щелочи промыть 1% раствором борной кислоты.

5. Если необходимо, то пострадавшего после оказания первой помощи немедленно

доставить в медпункт или в поликлинику.

После ознакомления с правилами техники безопасности при работе в химической

лаборатории каждый студент должен расписаться в специальной книге или журнале.

Перед проведением очередного занятия в лаборатории преподаватель должен повторить

указания о мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при использовании в данных опытах тех или иных реактивов (концентрированных серной и азотной кислот, хлора, фенола, едких щелочей и др.).

Методика лабораторных и практических работ

I. Углеводороды

Тема: Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединениях.

Теоретическая часть.

Для того чтобы понять сущность работы, надо знать, безводный сульфат меди СиS04 —

вещество белого цвета, а при взаимодействии с водой приобретает голубую окраску

СиS04+5Н20 = СиS04*5Н20

Известковая вода Са(ОН)2 под действием оксида углерода (IV) (углекислого газа) С02

мутнеет вследствие образования нерастворимого карбоната кальция СаСОз

Са(ОН)2 + С02 = СаСОз↓+ Н20

Пары хлорида меди (II) СиС12 окрашивают пламя в зеленый цвет.

Запомни: Пользуясь прибором, не забывайте вынуть конец газоотводной трубки из

раствора известковой воды, прежде чем прекратить нагревание!

При сдаче работы преподавателю, будьте готовы ответить на следующие вопросы

1.Назовите общую формулу алканов.

2.Какие углеводороды являются гомологами метана?

3.Напишите молекулярные формулы алканов: пропан, гексан, октан.

4.Составьте структурные формулы изомеров пентана и назовите их.

Практическая часть

Цель: Научиться определять качественный состав углеводородов.

Оборудование и реактивы

Пробирки, вата, газоотводная трубка, резиновая пробка медная проволока, тигельные

щипцы, горелка, спички штатив. Парафин, оксид меди (II) СиО, медный купорос СиS04,

известковая вода, Са(ОН)2, хлороформ СС14

Опыт 1. Определение углерода и водорода в органических веществах

Цель о п ы т а : установить, содержатся ли в составе выданного вам образца

органического вещества — парафина — углерод и водород.

Соберите прибор, как показано на рисунке.

Для опыта возьмите маленькие пробирки.

Приготовьте смесь из хорошо растертого парафина и порошкообразного (или гранулированного) оксида меди (II), взятого в избытка. Поместите смесь в пробирку слоем 0,5 см. У отверстия пробирки поместите рыхлый комочек ваты с нанесенным на нее безводным сульфатом меди СиS04. Вставьте в пробирку пробку с газоотводной трубкой (2), конец которой опустите в другую пробирку (3) с известковой водой (0.5 мл).

Прибор укрепите в штативе, как показано на рисунке, и подогрейте смесь в пробирке 1.

Когда вы придете к заключению, что реакция окончилась, выньте из известковой воды

конец газоотводной трубки и после этого прекратите нагревание.

Дайте прибору остыть, после чего разберите его и рассмотрите результаты реакции,

отметив, произошли ли изменения с сахаром, оксидом меди (II), с сульфатом меди (II) и с

известковой водой? Опишите и объясните причину этих изменений. Составьте уравнения

реакций.

Сделайте вывод, свидетельствуют ли прошедшие реакции о том, что в состав парафина

входят углерод и водород и почему
Опыт 2. Определение хлора в органическом веществе

Цель о п ы т а — исследовать, содержится ли в выданном образце органического

вещества - хлор.

Прокалите в пламени горелки медную проволоку, держа ее тигельными щипцами, до тех

пор, пока перестанет окрашиваться пламя. Дайте ей остыть.

- Поместите на стекло каплю хлороформа, прикоснитесь к ней концом проволоки и

быстро внесите снова в пламя горелки, внимательно наблюдая за её окраской. Объясните свои наблюдения.

Проделать опыты, результаты занести в таблицу.

Что делали?

Что наблюдали?

Уравнения реакций

Выводы














Тема: Моделирование структурных формул алканов и их производных

Теоретическая часть

Для названия органических соединений две номенклатуры: рациональная и современная

–систематическая, которую называют также международной или научной (предложена

Международным союзом теоретической и прикладной химии IUPAK в 1957, 1965 гг.). Она имеет много общего с женевской номенклатурой, часто встречающейся в химической

литературе.

По систематической номенклатуре первые четыре представителя ряда насыщенных

углеводородов называются: метан, этан, пропан, бутан. Названия последующих углеводородов образуются из основы греческих числительных и окончания –ан, например С6Н14 – гексан и т.п.

Углеводородными радикалами называются заряженные частицы, полученные при

отнятии от молекул предельных углеводородов атомов водорода. Названия однозарядных

радикалов производят от названий соответствующих углеводородов, в которых окончание –ан заменяют на –ил.

Общее название предельных углеводородов – алканы.

Названия сложных углеводородов с разветвленной цепью производятся по следующей

схеме:

1. Выбираем самую длинную цепь атомов углерода.

2. Нумерацию цепи начинаем с того края, к которому ближе расположен радикал

(разветвление) или заместитель.

3. Называем радикалы (заместители)

 начинаем с простейшего радикала (метил, затем этил и т.д.)

 если в соединении есть несколько одинаковых радикалов (заместителей), их количество

указывается греческими числительными (ди, три, тетра и т.д.)

4. Называем основную углеродную цепь.

Так, соединение

1 2 3 4 5 6

СН3 – СН – СН – СН – СН2 – СН3

| | |

СН3 СН3 С2Н5

называется 2,3-диметил-4-этилгексан.

При сдаче работы преподавателю, будьте готовы ответить на следующие вопросы:

1. Дайте определения следующим понятиям:

 Предельные углеводороды

 Структурная формула

 Изомерия, изомеры

 Гомологи

 Гибридизация

2. Назовите общую формулу алканов, тип гибридизации атомов углерода в молекуле

метана, угол между гибридными орбиталями.

3. Какой тип реакций характерен для предельных углеводородов?

4. Какой вид изомерии характерен для предельных углеводородов?

5. Изменяются ли валентные углы С-С-С при вращении атомов углерода вокруг σ-

связей? Сохраняется ли при этом длина связей?

6. Нахождение предельных углеводородов в природе.

7. Применение предельных углеводородов.

Практическая часть.

Цель: Научиться моделировать молекулы алканов и их производных.

Оборудование:

Варианты заданий, наборы шаровых и шаростержневых моделей.

Вариант №1

1. Из шаростержневого набора смоделировать молекулу метана СН4.

2. Составить формулы:

а) 2,2-дихлорпентан

б) 2-метил-3,3-диэтилгептан

в) 3-метил-4-этилоктан

г) 3,3-диметилпентан

3. Назовите углеводороды:

1. СН3 –СН—СН2—СН2—СН3

|

СН3
CH3

|

2. СН3—СН—СН2—СН—СН3

|

CH3

3. CH3—CH—CH2—CH—CH3

| |

CH3 CH3

Cl

|

4. CH3—C—CH2—CH3

|

Cl
Вариант №2

1. Из шаростержневого набора смоделировать молекулу метана СН4.

2. Составить формулы:

а) 2,3-диметилпентан,

б) 1-хлор-2-метилбутан

в) 2,2,4,4-тетраметилпентан,

г) 2,4-диметил-3-этилпентан

3.Назовите углеводороды:

CH3

|

1. СН3 –С—СН3

|

СН3 CH3 CH3

| |

2. СН3—СН2—С—СH—СН3

|

CH3
3. CH3—CH2—CH2—Cl

4. CH3—CH2—CH—CH2—CH3

|

C2H5

Выполнить задание и сдать тетрадь преподавателю.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические рекомендации выполнению практических работ по общеобразовательной дисциплине «Химия» iconМетодические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Документационное обеспечение управления» предназначены...

Методические рекомендации выполнению практических работ по общеобразовательной дисциплине «Химия» iconМетодические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «История»
Настоящие методические рекомендации для практических работ предназначены в качестве методического пособия при проведении практических...

Методические рекомендации выполнению практических работ по общеобразовательной дисциплине «Химия» iconМетодические указания по выполнению практических заданий по дисциплине...
Методические указания предназначены для проведения практических занятий по дисциплине Технология топографо-геодезических и маркшейдерских...

Методические рекомендации выполнению практических работ по общеобразовательной дисциплине «Химия» iconМетодические указания к выполнению практических и лабораторных работы...
Методические указания к выполнению практических работ обучающимися по дисциплине оп. 05

Методические рекомендации выполнению практических работ по общеобразовательной дисциплине «Химия» iconМетодические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Техническое черчение»
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Техническое черчение» для обучающихся по профессии 13. 01....

Методические рекомендации выполнению практических работ по общеобразовательной дисциплине «Химия» iconМетодические рекомендации по выполнению практических занятий по учебной дисциплине
Методические рекомендации к проведению лабораторных и практических работ для обучающихся разработаны в соответствии с требованиями...

Методические рекомендации выполнению практических работ по общеобразовательной дисциплине «Химия» iconМетодические указания к выполнению практических работ по дисциплине...
Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Подтверждение соответствия продукции машиностроения». – Екатеринбург,...

Методические рекомендации выполнению практических работ по общеобразовательной дисциплине «Химия» iconМетодические указания по выполнению лабораторно-практических заданий...
Методические указания предназначены для выполнения лабораторно-практических работ по проведению сервисных и восстановительных работ...

Методические рекомендации выполнению практических работ по общеобразовательной дисциплине «Химия» iconМетодические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине
Методические указания по выполнению практических работ разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Правовое обеспечение...

Методические рекомендации выполнению практических работ по общеобразовательной дисциплине «Химия» iconМетодические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине
Методические указания по выполнению практических работ разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Право»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск