«Устный счет, как одна из форм организации обучения математики в коррекционной школе.»


Скачать 427.14 Kb.
Название«Устный счет, как одна из форм организации обучения математики в коррекционной школе.»
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5
ГБОУ "Специальная школа-интернат г. Усмань"

Тема: «Устный счет, как одна из форм организации обучения математики в коррекционной школе.»





Подготовил:

Гузнаев В.В.
I. Цели проведения устного счета:

1) Развивать память, внимание, навыки счета, вычислений, смекалку, формировать и развивать логическое мышление, воображение, интерес к математике, к другим предметам, активность учащихся. Раскрывать связь обучения с жизнью, способствовать подготовке детей к самостоятельной жизни.

2) Развивать устную речь учащихся, приучать их к умению вести дискуссии, соотносить свои высказывания с поставленной проблемой и мнениями других детей.

3) Расширять знания учащихся об окружающем мире.

4) Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки; формировать навыки культурного поведения.
II. Значение обучения учащихся приёмам устного счёта.

В задачи учителя математики специальной (коррекционной) VIII вида школы входит формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков, преодоление равнодушия умственно отсталых детей, умственную инертность их мышления.

Опытный учитель знает, как важно, чтобы урок с самого начала «заладился». Если хорошо проведен устный счет, который обычно проводится в начале урока, то с известной долей уверенности можно ждать, что занятие и дальше пойдет успешно, ученики будут активны. Задания, подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес, сыграют свою роль – подготовят детей к восприятию нового материала, к решению предложенных задач и упражнений.

Устный счет- это одна из форм организации обучения математики, цель которой – закрепить математические понятия, нумерацию чисел, свойства действий.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида плохо ориентируются в новых условиях, не умеют найти наиболее рациональные пути решения поставленных задач, у них отсутствует понимание связи теории с практикой, нет уверенности в своих силах, а между тем по окончанию школы умственно отсталого школьника ждет работа на заводе, в сельском хозяйстве, в быту, где часто возникает потребность в устном вычислении. Всё это усиливает практическое образовательное значение упражнений устного счета на уроках математики. Эти упражнения должны служить развитию и укреплению навыков устного счета, возбуждать в детях интерес к вычислениям, развивать логическое мышление, воспитывать сообразительность и находчивость, развивать внимание, укреплять память. Ведь все эти стороны личности у учащихся вспомогательных школ развиты очень слабо. В ходе упражнений по устному счету хорошо организуется коллектив класса; укрепляются и расширяются познавательные интересы, обеспечивается усвоение нового материала, вырабатывается четкость, точность выполнения заданий.

Занятия по устному счету строятся на числовом материале, который подбирается в соответствии с программой специальной (коррекционной) школы VIII вида, с учетом математических способностей каждого класса и отдельного ученика. В пятом и шестом классе – устный счет в пределах 100 и 1000. В седьмом классе в пределах 1000 и 10000. В восьмом и девятом классах в пределах 100000.

Существует несколько взглядов на методы подбора устных упражнений, их цели и задачи. Например, Хилько А.А. считает, что устные упражнения должны находиться в тесной связи с основной темой урока, подчиняться его целевой установки. Они должны, по её мнению, предварять, дополнять или заключать ту часть урока, которой подчинены.

Сегалевич Е.Ф. указывает, что устный счет может иметь другие цели: закрепление пройденного, подготовка учащихся к восприятию нового, повторение пройденного материала.

В действительности же учитель сам должен ставить цели и задачи устного счета с учетом тех или иных особенностей класса. Опыт подсказывает, что для развития интереса у детей к устному счету учитель должен разнообразить виды упражнений. Для этого нужно заранее представлять себе, каким образом можно хотя бы на небольшой срок удержать неустойчивое внимание на нужном материале, как вызвать положительное отношение к уроку. Ответы на эти и другие важные вопросы можно получить, анализируя результаты психологических исследований. Так, например, экспериментально доказано, что умственно отсталые дети запоминают тот материал, который вызывает у них эмоциональных отклик, побуждает к переживанию. Учеников привлекает динамика событий, резкие повороты сюжета.

Сколько-нибудь сложная умственная деятельность быстро утомляет ученика со сниженным интеллектом. Он стремится тем или иным способом избавиться от неё – прекращает работу или выполняет её, не учитывая всех предложенных условий.

Правильная постановка устного счета немыслима без настойчивой работы по развитию математической речи. Необходимо требовать от учащихся склонение числительных, полных ответов, умения объяснять ход решения задачи или примера. Нужно чтобы учащиеся сознательно владели хотя бы минимумом пространственных представлений, понятиями о реальной величине и форме предметов, о расстоянии между ними, такими представлениями как уже – шире, выше – ниже и т.п. Развивать эти понятия и представления нужно с первого класса, включая их в устные упражнения.

Результаты наблюдений и проведенных различными авторами разноаспектных психологических исследований подтверждают положения, высказанные Л.Е. Выготским о соотношении обучения и развития детей. Они свидетельствуют о том, что устный счет оказывает влияние на продвижение умственно отсталых учащихся в общем развитии, на становление их личностных качеств, на подготовку к социальной и трудовой адаптации.

При обучении детей устному счету необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся, т.к. один ученик считает правильно, другой ошибается, третий считает верно, но медленно, четвертый медленно и допускает ошибки.

III. Приемы устных вычислений.

Приемы устных упражнений можно разбить на общие и частные. К общим относятся такие приемы, которые годятся для любых числовых данных и основаны на использовании законов и свойств арифметических действий. Например, чтобы сложить 47 и 43, можно представить каждое слагаемое в виде суммы десятков и единиц и, пользуясь переместительным законом и сочетательным, сложить десятки с десятками, а единицы с единицами, а затем сложить суммы..

С общими приемами устных вычислений учащиеся знакомятся с 1 по 4 классы, но это дается нелегко, требуются многочисленные упражнения в течение 6-7 лет обучения, чтобы умственно отсталые дети научились считать правильно. Необходимо обратить внимание на сознательность усвоения этих приемов, на выработку быстроты и рационального счета.

Наряду с общими, существуют частные приемы, которые значительно упрощают вычисления. Например: 1.Округления 97 + 44 + 89 = 100 + 44 + 100 – 3 – 11 = 244 – 14 =230 или 98 + 58 = 98 + 2 + 58 – 2 = 156 198 + 52 = 198 + 2 + 52 – 2 = 250.

2.Группировка слагаемых с использованием сочетательного закона сложения. Например: 18 + 52 + 65 + 35 + 37 = (18 + 52) + (65 + 35) + 37

3.Умножение и деление на 5, 25, 50.

48 . 5 = 48 . 10 : 2 = 240

48 . 25 = 48 . 100 : 4 = 1200

48 . 50 = 48 . 100 : 2 = 2400

725 : 5 = 725 . 2 : 10 = 145

725 : 25 = 725 . 4 : 100 = 29

1250 : 50 = 1250 . 2 : 100 = 25

В 9 классе обязательно следует производить устно все действия в пределах 100, действия над круглыми десятками и легкие случаи в пределах 1000.

Устные вычисления следует широко применять при обучении действиям с десятичными дробями, процентами.

Устный счет по внешним формам может быть разделен на 3 группы:

1) Счет в уме, когда учащиеся воспринимают данные числа на слух, ничего не записывают и не пользуются пособиями. Это слуховые упражнения.

2) Запись учителем примеров на доске, в то время как учащиеся решают их устно и записывают ответы в тетрадь. Это зрительные упражнения.

3) Устный счет при помощи таблиц, плакатов, фигур и других наглядных пособий, учитель читает и иллюстрирует примеры пособиями. Это зрительно-слуховые упражнения.

У детей с умственной отсталостью наблюдаются нарушения тех или иных анализаторов, память ослаблена, внимание не сосредоточено. Для большей эффективности занятия по устному счету нужно использовать зрительно-слуховые упражнения.

IV. Виды занятий по устному счету.

1.Последовательность отсчитывание нескольких единиц или присчитывание. Этот вид счета развивает память, внимание, быстроту счета и вычислений.

Например: Первое число 75. Сколько единиц надо отсчитать, чтобы получить 69, присчитать, чтобы получить 87?

2.Счет цепочкой 38 + 4 24 . 4

- 8 - 8

- 6 + 7

Счет цепочкой развивает память, быстроту вычислений и помогает точному усвоению таблиц сложения, умножения.

3.Беглый счет. Можно выполнять устно или письменно. Учащиеся считают молча, поднимают руки в знак того, что задания выполнены. Этот прием оживляет класс, возбуждает активность класса.

4.Примеры, развивающие внимание.

а) Расставить знаки действий 84 ? 4 ? 3 = 63

б) Найти пример по данному ответу.

5.Занимательные квадраты.
























Заполнить клетки в квадрате так, чтобы сумма чисел была одинаковая. Какая – сообщает учитель.

6. Круговые примеры.

7.Одним из самых сложных видов устного счета является решение задач. Умение самостоятельно решать задачи вырабатывается у детей очень медленно, в результате многочисленных упражнений, подобранных в системе.

Работу надо начинать с простых задач в одно, два действия. Для повышения мотивации у учащихся текст задачи должен быть для учащихся интересным, познавательным, раскрывающим связь обучения с жизнью. Только тогда решение задач будет иметь большое воспитательное значение и будет способствовать лучшему пониманию учащимися смысла арифметических действий, закреплению вычислительных навыков, способствовать подготовке умственно отсталых детей к жизни.

Разнообразие видов устных упражнений бесконечное. Необходимо учитывать проблемы того или иного класса и отдельных учащихся и с учетом этого выбирать упражнения необходимого вида, способствующего развитию учащихся.

Тема: Все действия в пределах 100 (2 часа)

Урок № 1

1. Игра « Назови число».

Назови числа на 1 больше чисел 25,29,40, 67.

Назови «соседей» чисел 80,43,59,13,6.

Какие числа «живут» между 49 и 51, 93 и 95, 17 и 19.

Какие числа «потерялись»: 47,48,49,52,53,55,57,59,62.

Назови числа, которые на один десяток больше чисел 27, 70, 83, 14, 90.

Назови все числа первой сотни, которые оканчиваются цифрой 5. Сколько таких чисел?

2. Прочитать ряд чисел: 9,8,7,6,5,4,3,2,1.

Что можно сказать об этом ряде чисел?

(эти числа однозначные, они записаны в порядке убывания).

Прочитать ряд чисел: 71,72,73,75,76,7.

Какое число «лишнее»? Почему? Какое число пропущено? Что общего у этих чисел?

На какие две группы можно разделить эти числа? (четные или нечетные).

3. Соотнесите число 10 с единицами счета (10 единиц = 1 десяток)

(10 десятков = 1 сотня)

4. Отнесите это число с единицами длины.

(10 мм =1 см)

(10 см =1 дм)

(10 дм = 1 м)

5. Двум лошадям по норме выдали 6 кг овса в день.

Сколько килограммов овса потребуется 18 лошадям при той же норме выдачи?
Урок №2

1. Счет цепочкой 39+9 54 - 4

- 10 : 5

+ 2 х 3

: 4 +8

х 5 -10

2. В автобусе едут 4 майора, 9 капитанов и столько солдат, сколько офицеров. Сколько военных едет в автобусе?

3. Какие двузначные числа можно записать цифрами 1 и 2; 0 и 1.

4. Считайте единицами от 15 до 25; от 42 до 53; от 68 до 72.

5. Прочитайте числа 81, 49, 36, 72, 30. Назовите наибольшее число, наименьшее. Назвать предыдущее и последующее число.
Тема № 2 Нумерация в пределах 1000 (4 часа)

Урок № 1

1. Найдите сумму 48 и 7; 35 и 9.

Чему равна разность 53 и 7; 62 и 9?

На сколько 30 больше 20; 8 меньше 18?

Во сколько раз 24 больше 8; 45 меньше 90?

2. Пакет молока стоит 4 р. 50 к., а пакет сметаны дороже на 3 рубля. Сколько стоят молоко и сметана вместе?

3. Считайте десятками до 100. Сколько в одной сотне единиц? Сколько десятков?

Сколько единиц в 2 сотнях? Сколько десятков?

Сколько единиц в 3 сотнях? Сколько десятков?

Сколько единиц в 4 сотнях? Сколько десятков?

4. Считайте сотнями до 1000. Сколько единиц в 1000? Сколько десятков? Сколько сотен?

5. Считайте десятками от 200 до 300 и обратно, от 400 до 500 и обратно.

6. В 1р содержится 100к. Сколько копеек в 2 р, 3 р, 5 р, 10 р.?

7. Сколько см в 1 м, в 2 м, в 3м, 10 м.?
Урок № 2

1. Прочитать числа и набрать на наборном полотне их: 3,30,300,5,50,500, 4,40,400.

2. Сколько в числе 572 единиц, десятков, сотен; в числе 602?

3. Считайте единицами от 593 до 602 и обратно. Назвать предыдущее и последующее числа числу 600.

4. В букете 3 красных гвоздики, а белых в 2 раза больше. Поставить вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие, в два действия.

Урок № 3

1. Считайте единицами от 365 до 372 и обратно, от 877 до 887, от 495 до 510, от 993 до 1000.

2. Назвать соседей, следующих чисел:…350… …851… …750.. …299… …600… …999…

3. Сколько см в 1 м; 2 м; 3дм; 5м; 9дм; в 1м 10 см; 4 м 20см; 7м 85см.

4. Вставь пропущенные числа.

564=? +60+4

971= 900+?+1

211=200+10+?

5. Отложить числа из текста на наборном полотне.

Комнатная муха взмахивает крылышками 352 раза в секунду, шмель 220 раз, пчела- 440 раз, а комар - 550 раз.
Урок № 4

1. Сравни числа: 589…598 607…670

504…514 438…428

311…301 302…203

2. Реши примеры.

410+1 300-1 599+1

529+1 998+1 711-1

400-1 801-1 700+1

707-1 909+1 101+1

3. Назвать самое маленькое трехзначное число,

самое большое трехзначное число,

число, предшествующее числу 500,

число, следующее за числом 799,

число, стоящее между числами 299 и 301.

4. Тигры достигают 290 см длины. Сколько метров и дециметров составляет длина тигра?

5. Размах крыльев у кондора 275 см. Сколько это метров, дц, и см?
Тема № 3. Меры массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. (3 часа)

Урок № 1

1. Продолжить ряды чисел:

145, 150,155…

100,150, 200…

200,400,…

2. Назовите все меры веса (массы), начиная с наименьшей.

Нужно отвесить 200 г масла. Какие гири надо взять?

Мама купила 3 кг муки. Какими гирями взвешивали муку?

3. В 3 детские сада отправили по 100 кг огурцов. Сколько всего огурцов отправили в детские сады? Сколько это центнеров?

4. В хлебопекарню привезли 3ц ржаной муки и 7ц пшеничной. Сколько центнеров муки привезли? Сколько это тонн?

5. Чтобы вычислить нормальный вес человека, нужно 4 кг умножить на рост человека в дециметрах. Рост ученика 100 см. Найдите его вес.

Урок № 2

1. Сравнить 3ц и 5 ц; 1т и 1000кг; 100кги 1ц; 500 кг и 200 кг; 700 кг и 1 т; 850г и 580 кг.
  1   2   3   4   5

Похожие:

«Устный счет, как одна из форм организации обучения математики в коррекционной школе.» iconПрограмма кружка Замечательный английский Wonderful English (WE)...
...

«Устный счет, как одна из форм организации обучения математики в коррекционной школе.» iconУрокам математики в 5 6 классах
Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой...

«Устный счет, как одна из форм организации обучения математики в коррекционной школе.» iconРеспублики Коми «Специальная (коррекционная) школа №41»
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со...

«Устный счет, как одна из форм организации обучения математики в коррекционной школе.» iconКодекс*(1)
Товарищество собственников жилья как одна из форм управления многоквартирным домом

«Устный счет, как одна из форм организации обучения математики в коррекционной школе.» iconРабочая программа составлена на основании образовательной программы...
В программе представлено развернутое тематическое планирование курса "Домоводства" в 5-9 классах в специальной (коррекционной) школе...

«Устный счет, как одна из форм организации обучения математики в коррекционной школе.» iconСовременное технологическое обучение в основной школе
Методика организации непрерывного технологического обучения в основной школе 27

«Устный счет, как одна из форм организации обучения математики в коррекционной школе.» iconМетодические рекомендации об особенностях преподавания математики...
Преподавание математики в основной и старшей школе в 2016/2017 учебном году определяется следующими нормативными документами

«Устный счет, как одна из форм организации обучения математики в коррекционной школе.» iconФормирование универсальных учебных действий в процессе обучения английскому...
Целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образовательного процесса произошел...

«Устный счет, как одна из форм организации обучения математики в коррекционной школе.» iconМеждународная научно-практическая конференция по теме: «Актуальные...
Деловое письмо как предмет в 10 – 12 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

«Устный счет, как одна из форм организации обучения математики в коррекционной школе.» iconОбразовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой...
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать образовательные...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск