Скачать 88.75 Kb.
|
Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку в начальной школе Леконцева О.В., учитель английского языка МАОУ «СОШ №116» г. Перми За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образовательного процесса произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, способности успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Формирование универсальных учебных действий включено в стандарты начального образования нового поколения и нашло отражение в новой программе по иностранным языкам для начальной школы. Учителя английского языка, обучающие пятиклассников, зачастую сталкиваются с неготовностью учащихся осваивать иностранный язык в новых условиях (большее количество часов в неделю и более трудные задания по сравнению с начальной школой, как правило, новый учитель и т.д.). Этот факт связывают с тем, что пятиклассники не умеют самостоятельно учиться: планировать свою деятельность, ставить цели и целеустремленно двигаться к их достижению, оценивать процесс и результаты своей деятельности по овладению иноязычной речью. Педагоги отмечают несформированость технических навыков чтения и письма, неумение осмысленно читать (извлекать смысл из прочитанного) на иностранном языке, самостоятельно строить высказывания, как в монологической, так и в диалогической форме, неспособность удерживать цели своих речевых действий, неумение адекватно оценить свою деятельность по овладению иноязычной речью, несформированость внутренней положительной мотивации к изучению языка. Всё это сводится к неспособности многих пятиклассников справляться с большим объёмом домашних заданий, к хронической неуспешности и эмоциональной усталости. Интересно, что и выпускники испытывают те же самые трудности, причины которых следует искать в начальном образовании. Слабым местом школы, по признанию исследователей (А.Г. Асмолов) остается её неспособность научить школьников самостоятельно учиться, а слабым местом языкового образования (З.Н.Никитенко) является неспособность начального иноязычного образования обеспечить достаточную готовность учащихся к успешному включению в иноязычную речевую деятельность более сложного уровня. Данная готовность обеспечивается сформированностью основных компонентов учебной деятельности по овладению иностранным языком и развитием универсальных учебных действий. Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. Теоретико-методологической основой разработки концепции развития универсальных учебных действий для начальной школы в рамках создания Государственных стандартов общего образования стал системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на основе этого подхода концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Термин «Универсальные учебные действия» есть не что иное, как конкретизация термина «умение учиться», то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта. В психологическом значении А.Г. Асмолов определяет этот термин как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную область «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». (А.Г. Асмолов). Формирование умения учиться, или способности к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности, означает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) мотивы (игровые, познавательные и учебные мотивы); 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Развитие универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку находит отражение в современных УМК, предлагающих широкий спектр увлекательных заданий, позволяющих учащимся расширить и углубить изучаемый материал, увидеть связь между тем, что изучается на уроках английского языка, и содержанием других школьных предметов. Рассмотрим на примере УМК «Enjoy English» для начальной школы под редакцией М.З.Биболетовой и др., какие задания и упражнения могут способствовать формированию универсальных учебных действий в соответствии с классификацией, предложенной А.Г. Асмоловым.
Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является инструментом обеспечения самостоятельности учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного взаимодействия и коммуникации. Примечание: таблица, иллюстрирующая классификацию универсальных учебных действий А.Г.Асмолова, разработана автором данной статьи. Список литературы:
|
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных... | Программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в образовательных учреждениях начального общего образования... | ||
Планируемые результаты освоения обучающимися междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её... | Планируемые результаты освоения обучающимися междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её... | ||
Примерных программ по иностранному языку. В ней учтены наиболее существенные положения программы развития универсальных учебных действий... | Федерального закона от 29. 12. 2012г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23. 07. 2013) | ||
Погожева Т. А., учитель английского языка мбоу «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» | Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов,... | ||
Содержанием промежуточной годовой аттестации являются две стандартизированные контрольные работы: по математике и русскому языку... | Примерных программ по иностранному языку. В ней учтены наиболее существенные положения программы развития универсальных учебных действий... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |