Учебное пособие отражает содержание курса «Педагогические теории, системы, технологии»


НазваниеУчебное пособие отражает содержание курса «Педагогические теории, системы, технологии»
страница1/38
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38






ББК 74.00 А94

Под редакцией Абдуллиной О. А.

Рецензенты:

д-р. пед. наук, проф. Непомнящий А. В.,

канд. пед. наук, доц. Дебердеева Е. Е.

Афонина Г. М.

А94 Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Под ред. Абдуллиной О. А. Второе издание (Серия «Учебники, учебные пособия»). — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. —512 с.

Работа относится к числу учебных пособий, которые соответствуют государственному стандарту базового педагогического образования студентов педагогических и непедагогических учебных заведений по специальности «Педа­гогика».

Учебное пособие отражает содержание курса «Педагогические теории, системы, технологии», содержит теоретическую и практические части данного курса, включая творческие задания для студентов, помещенные в конце кал-сдой темы.

ISBN 5-222-01982-9 ББК 74.00

© Афонина Г. М., 2002

© «Феникс», оформление, 2002

Введение

Эта книга адресована прежде всего студентам педаго­гических учебных заведений, так как в силу чрезвычайно сложной науки автор сжато изложил основные теорети­ческие вопросы, идеи, факты, современные подходы к обу­чению и воспитанию.

Все изложенные вопросы в пособии в обязательном порядке присутствуют в курсе «Педагогические теории, системы и технологии», который введен в вузы в соответ­ствии с Государственным стандартом высшего педагоги­ческого образования. Эта нормативная база представляет новую структуру блока психолого-педагогической подго­товки будущего учителя.

Философия образования разнообразными тезисами подтверждает мысль о том, что сложившаяся система об­разования тесно взаимосвязана с социальными условия­ми и оказывает огромное влияние на весь ход преобразо­ваний в обществе.

Несомненно, педагогическое творчество, творческая индивидуальность учителя делают его работу привлека­тельной, интересной и определяют качество учебно-вос­питательного процесса.

Российская система образования на современном эта­пе своего развития вышла на путь качественной подготов­ки специалиста, где одной из приоритетных задач призна­на подготовка будущего учителя, способного творчески и эффективно действовать в условиях современной педаго­гической действительности.

Современная сложившаяся ситуация в образовании требует новых подходов к организации образовательной деятельности педагогов. Одной из позитивных тенденций в этом направлении считается переход к многообразным авторским программам, действующим в рамках стандар­та. Они создают предпосылки для создания индивиду­альной образовательной стратегии, которая предусматри­вает адаптацию содержания обучения, объема учебных

3

программ, учебных пособий к реальным потребностям и возможностям обучаемых, переход к гибкому характеру педагогического процесса.

Жизнь в педагогической профессии характеризуется не­стандартным подходом к любому явлению учебно-воспи­тательного процесса. Вот почему в работе учителя так важ­но мастерство, в основе которого лежит высокий уровень усвоения психолого-педагогических знаний. Курс «Педаго­гические теории, системы и технологии» представляет тот минимум профессиональных знаний, которыми должен вла­деть будущий учитель, создавая свои технологии обучения и воспитания.

Издание данного учебного пособия обусловлено дефи­цитом в подобной литературе, испытываемым как сту­дентами, так и преподавателями.

ГЛАВА I

ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И СИСТЕМЫ»

Лекция 1

Тема: Педагогика как общественная наука. Ее предмет, объект, основные категории и методологические основы

План

  1. Наука педагогика и ее основные категории.

  2. Педагогика как общественная наука. Наука педаго­гика в условиях общественных перемен.

  3. Функции науки педагогики.

  4. Роль воспитания в жизни общества.

  5. Система педагогических наук.

  6. Связь педагогики с другими науками.

  7. Методологические основы науки педагогики.

  8. Внедрение достижений педагогической науки в прак­тику.

Каждая наука как одна из форм человеческого созна­ния имеет свою историю и достаточно определенный ас­пект природных и общественных явлений, которые она изучает. Педагогическая отрасль знаний признается са­мой древней и неотделимой от развития общества. Раз­витие общества, его культуры, социального опыта стало возможным лишь потому, что в любые времена старшее поколение находило способы передачи накопленного жиз­ненного опыта новому поколению людей. Передача опы­та от старшего поколения и активное его усвоение моло­дым поколением и составляет суть самого воспитания как основы совершенствования общества. Каждое новое поколение, вступающее в жизнь, должно овладеть про­изводственным, социальным и духовным опытом пред­ков. Уже первобытные люди передавали свой жизненный опыт младшему поколению. Существовали специальные заведения — «дома молодежи», где человек, свободный от других функций в общине, занимался воспитанием детей. В период рабовладельческого строя воспитание вы­деляется в особую функцию общества.

Со времен античной Греции берет начало термин «пе­дагогика» — «пайдагогас» («пайд» — дитя, «гогос» — 6

веду), что означает детоводство, детоводитель. В Древней Греции педагогом называли раба, который брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Впоследствии слово «педагогика» стало употребляться в общем смысле — им называли людей, которые занима­лись обучением и воспитанием детей. Постепенное на­копление знаний о процессе воспитания привело к воз­никновению особой науки — педагогики. Она впервые была вычленена из системы философских знаний в нача­ле XVII века и обязана своему оформлению выдающему­ся чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому.

Педагогика — наука о воспитании человека. Разви­ваясь первоначально как наука о воспитании детей, се­годня она стала наукой о закономерностях, принципах воспитания человека на различных возрастных этапах его развития. Такая трактовка педагогики особенно ак­туальна теперь, когда в нашей стране создается система непрерывного образования, включающая все звенья, — от дошкольных учреждений до многообразия форм общего, профессионального образования и повышения квалифи­кации работающих. Иногда педагогика рассматривается как искусство и представляется рядом авторов как ис­кусство воспитания детей. То, что касается практическо­го аспекта воспитательной деятельности, который требу­ет от педагога своего собственного стиля в применении воспитательных средств, методов, приемов, форм и др. и находит выражение в профессиональном умении и мас­терстве, — это область искусства в воспитании. Но теоре­тический аспект воспитания является предметом науч­но-педагогического исследования. Для определения педагогики как науки важно установить ряд факторов, которые характеризуют ее как и любую другую науку.

  1. Наука педагогика имеет свой предмет исследова­ния — воспитание.

  2. Объектом познания в педагогике является ребенок.

  3. Наука возникла из практической потребности обще­ства в изучении, обобщении и передаче ранее накоп­ленных исторических ценностей.

  4. Педагогическая наука изучает законы образования и воспитания. Она обобщает различные факты, устанав-

7

ливает причины и связи между явлениями, прогнози­рует события, отвечает на вопросы, почему и какие изменения происходят в развитии человека под влия­нием обучения и воспитания.

  1. Для изучения своего предмета исследования наука пе­дагогика использует методы научного исследования (анкетирование, наблюдение, метод тестов, интервьюи­рование, метод изучения школьной документации, бе­седу, эксперимент и др.)

  2. Как и любая наука, педагогика имеет свои основные категории (воспитание, обучение, образование). Кате­гории, в отличие от понятий, характеризуют наиболее существенные свойства педагогических объектов.

В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смысле слова. Когда говорим о воспи­тании в узком смысле слова, то отождествляем его с вос­питательной работой в школе, то есть представляем его как целенаправленный и организованный процесс со сто­роны учителя. В этом смысле воспитание — это целе­направленный процесс организации жизнедеятельности школьников. А в широком смысле слова воспитание пред­полагает социальный процесс, где становление и разви­тие личности происходит под воздействием всей сово­купности объективных и субъективных факторов. Итак, воспитание происходит под влиянием целенаправленных и стихийных факторов. Весьма образно по этому поводу писал А.С. Макаренко: «...воспитывает каждый квад­ратный сантиметр площади». Н.К. Крупская отмечала, что человека воспитывает жизнь и все, что его окружает. Поэтому когда мы говорим о воспитании в широком смыс­ле слова, то имеем в виду семейное воспитание, окружаю­щую ученика среду, социальную среду; улицу, где он про­водит время, события, которые он переживает, и др.

Обучение — это двусторонний процесс. Это совмест­ная деятельность учителя и учащегося, когда первый пе­редает свои знания и руководит процессом обучения, а второй (ученик) учится, то есть усваивает знания и выра­батывает на их основе умения и навыки. Учитель осуще­ствляет деятельность преподавания, а ученик — деятель­ность учения. Таким образом, обучение представляет собой

деятельность преподавания и учения. В процессе обуче­ния ученик усваивает знания, формирует мировоззрение и развивает свои способности.

Образование — результат обучения. В буквальном смысле слова означает некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью, фор­мированием образа, своего «Я». Это усвоение опыта че­ловеческой деятельности в виде системы научных знаний, умений, навыков.

7. Как и всякая наука, педагогика имеет методологичес­кую основу. Это важнейший фактор развития педаго­гической теории с древнейших времен. Все знания и законы развития природы, человека, общества, позна­ния с давних времен аккумулировались в философии. Это и дает ей право служить методологической осно­вой всех наук, в том числе и педагогики. Будучи дол­гое время частью науки философии, педагогика разви­валась и продолжает развиваться под влиянием ос­новных философских концепций. Недаром антропо­логия педагогической мысли связана с именами круп­ных древнегреческих философов Сократ (496-399 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (348-322 гг. до н.э.), Демокрит (460-370 гг. до н.э.) и др. В их трудах глубоко разработаны важнейшие идеи, связанные с воспитанием и развитием челове­ка. Долгое время произведение Марка Квинтилиана (35-96 гг. до н.э.) «Образование оратора» служило основной книгой по педагогике.

Под методологией науки понимается совокупность ис­ходных философских идей, которые лежат в основе изу­чения природных или общественных явлений и которые решающим образом влияют на теоретическую интерпре­тацию этих явлений. Кроме того, методологическая фун­кция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разраба­тывает систему общих принципов и способов научного познания.

Появление воспитания как преднамеренной, целеуст­ремленной деятельности людей относится к возникнове­нию человеческого общества. Исследования историков, эт-


8

9

нографов, экономистов и представителей других наук об­наружили поразительную ловкость и искусность в добы­вании пищи путем охоты и рыболовства, в строительстве жилищ. Очевидно огромное стремление передать этот опыт старших подрастающему поколению, причем сделать это можно было только путем приобщения детей к практи­ческой деятельности взрослых.

Воспитание в животном мире основано на инстинк­тивных действиях и подражании во имя сохранения био­логического вида. В человеческом обществе воспитание представляет собой сознательную передачу подрастающе­му поколению усвоенного социального опыта, накоплен­ных знаний и трудовых умений. В животном мире в силу биологической неприспособленности к жизни, происходит собирательство того, что есть в природе, а люди уже про­изводят материальные блага. Только это дает возмож­ность новому поколению включиться в производствен­ную и общественную жизнь. Даже примитивное орудие труда выражало собой материализацию опыта деятель­ности человека. Конструкция орудия труда подсказала, как нужно с ним обращаться и для чего его использо­вать, то есть зафиксирован был сам способ действия. Были сделаны первые шаги в создании специфических соци­альных средств передачи опыта, что положено в основу создания культуры общества. Путем подражания и до­полнительного эксперимента, то есть путем проб и оши­бок старшее поколение стремилось не столько передать производственный опыт, сколько стимулировало соответ­ствующую деятельность. С возникновением человеческо­го общества появляется и воспитание, которое становит­ся неотъемлемой его жизненной функцией на всех этапах развития. В любом обществе, независимо от уровня его социальной культуры, существует воспитание. А вот цели, содержание, характер, методы, средства и формы воспита­ния обуславливаются системой производительных сил, про­изводственными отношениями и уровнем развития куль­туры данного общества.

Ретроспективный анализ и археологические данные показывают, что воспитание связано с уровнем развития общества. В родовой общине воспитание не отделялось

10

от труда и осуществлялось непосредственно в процессе трудовой деятельности. По мере развития труда и услож­нения его функций воспитание становилось более много­образным. Основной целью воспитания было выживание рода, а содержание воспитания определялось видами че­ловеческой деятельности. В отсутствие языка, знаковой системы, речи и средств трансляции опыта сам акт пове­дения взрослых служил средством передачи опыта. Об­ряды, ритуалы, игры служили формой воспитания, ин­формация передавалась посредством имитации самой деятельности. Эта деятельность демонстрировалась стар­шими. Обряды и ритуалы как форма воспитания выпол­няли роль репетиции, тренинга участников предстоящей деятельности. Становление воспитания привело в итоге к тому, что оно оформилось в человеческом обществе в самостоятельную деятельность со всеми присущими ему элементами — целью, содержанием, формами, средствами, методами, характерами воспитания.

Поскольку воспитание служило способом передачи со­циального опыта, культуры общества, то с развитием об­щества, накоплением знаний в нем, преобразованием жиз­недеятельности людей воспитание как социальная категория изменяется, а также видоизменяются все ха­рактеристики самого этого процесса. Это можно просле­дить, если детально рассмотреть развитие воспитания в различные исторические эпохи (рабовладельческое обще­ство, феодальное и буржуазное общество), а вместе с тем и проследить, как развивается педагогическая мысль (Ко­валев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педа­гогику. — М., 1975; Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. и др. Педагогика. — М., 1968; Джуринская А.Н. История пе­дагогики. — М., 1999; Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. — М., 1997. — Раздел II).

Суть самого процесса воспитания сводится к передаче общественного опыта. Воспитание готовит человека к жиз­ни, труду, передает ему производственно-трудовой опыт, духовные богатства, накопленные в прошлом. В процессе воспитания происходит целенаправленное создание усло­вий (материальных, духовных, организационных) для ус­воения новым поколением общественно-исторического

ii








опыта. Происходит процесс социализации личности, адап­тация его к конкретной социокультурной среде, но вместе с тем идет дальнейшее совершенствование исторического общества, культуры общества, так как ребенок не только усваивает одно из многочисленных направлений культу­ры, но и совершенствует его. Ключевая проблема педаго­гической науки — развитие личности. В процессе своей жизни ребенок социализируется благодаря влиянию на него социальных групп, с которыми он общается и разви­вается. Человек становится продуктом общественной жиз­ни, социальных отношений. Основная функция личности в процессе воспитания — творческое освоение обществен­ного опыта и включение человека в систему обществен­ных отношений. В этом случае и происходят качествен­ные процессы преобразования человека. В силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формиро­ванию собственной позиции, неповторимой индивидуаль­ности. Как следствие этой тенденции происходит адапта­ция человека к существующей социальной системе, развитие и преобразование ее и самого общества.

Вот и сегодня, когда идет процесс переустройства об­щества, мы говорим о воспитании, педагогике в условиях общественных перемен. Будущее любого общества зави­сит от уровня образованности подрастающего поколения. В Древнем Риме сам император назначал учителя в госу­дарстве. Еще Гельвеций, французский просветитель, пи­сал о том, что воспитание всемогуще. Так уж историчес­ки сложилось, что наука педагогика связана со школой, и сегодня ее состояние оценивают положением дел в шко­ле. Острые неурядицы нашего общества болезненно отра­жаются на ситуацию в школе: продолжает падать инте­рес к учению, особенно осложняется работа с подростками и старшеклассниками, резко падает качество успеваемос­ти, отсутствуют идеалы в воспитании. В то же время про­должается рост детской преступности, аморальных поступ­ков, наркомании, огульное очернение всего прошлого в истории нашей страны, расслоение среди детей и другие отрицательные явления, которые осложняют процесс вос­питания, характеризуют очевидный его кризис.

Эти недостатки школы, промахи в воспитании и ра­боте школ многие считают следствием отставания науки педагогики, ее консерватизма, оторванности от учебно-воспитательной практики. Вместе с тем в педагогических исследованиях разрешены многие проблемы, однако они до сих пор не востребованы учителями школ. Статисти­ка сегодня утверждает, что «каждый второй педагог не изучает методическую литературу по предмету, 70% не интересуются.вопросами психологии и педагогики и только 1% учителей занимается исследовательской работой, раз­работкой авторских программ, курсов и методик» («Учи­тельская газета», 1995). Творческие находки учителей, их опыт не встречают широкого распространения в школь­ной практике. Наука педагогика не может нейтрализо­вать негативные общественные явления.

Общество сегодня решает вопрос политического и эко­номического устройства. Каково же место школы в сегод­няшнем обществе? Школа должна быть нацелена на бу­дущее общества. От того, какова школа, как она работает, какую главную цель осуществляет, — во многом зависит будущее общества. Вот поэтому наука педагогика должна разрешить основные вопросы:

  • помочь школе сформировать личность рачительного хозяина, хозяина бережливого, расчетливого, предпри­имчивого;

  • школа должна заняться воспитанием субъекта ры­ночной экономики, восстановить психологию рыноч­ной среды, свободного предпринимательства, собствен­ника. Наша молодежь должна приучиться за все пла­тить, преодолеть безделье, понять, что доступность ве­щей пропорциональна труду, уму, предприимчивости;

  • осуществлять экономическое просвещение школьни­ков, которое должно сочетаться с производительным трудом;

  • воссоздать национальный характер культуры; обра­зованность должна носить многонациональный ха­рактер;

  • наука педагогика должна разработать содержание об­щего среднего образования на основе базовых зна-




12

13

ний как фундамента дальнейшего непрерывного об­разования;

  • сделать так, чтобы школа востребовала научные раз­работки в педагогике и психологии;

  • создать в РАО банк данных по проблемам школы и науки;

  • осуществить поиски методов обучения с помощью ком­пьютеров и организовать личностно-ориентированное обучение;

  • приступить к интеграции исследований в области вос­питания и обучения всех стран;

  • совершенствовать подготовку учителя-профессионала;

  • осуществить практическую направленность педагоги­ческих исследований.

Как науке о воспитании человека педагогике свой­ствен ряд функций: научно-теоретическая, практическая и прогностическая. В свое содержание педагогика вклю­чает важнейшие научно-педагогические идеи (идея гума­низации образования, идея педагогики сотрудничества, идея связи обучения с жизнью и др.); научные теории — теория развивающего обучения, теория развития личнос­ти, теория отбора содержания образования, теория систе­мы воспитания и др. Педагогика изучает закономерности развития и воспитания, закономерности процесса обуче­ния. Теоретическая функция науки педагогики реализу­ется в том случае, когда дается оценка того или иного опыта деятельности учителей, учительских коллективов, описывается передовой новаторский опыт.

Однако, развиваясь в теоретическом плане, педагоги­ка, как и всякая другая наука, служит практике — со­вершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе. Предусматривается разработка научной информа­ции на методическом уровне с целью ее широкого внедре­ния в педагогический процесс. Внедряются методические рекомендации по применению на практике конкретных теорий. Ученые-исследователи разрабатывали конкретные рекомендации по внедрению теории развивающего обуче­ния, создавали учебные пособия для учителей и учащих­ся по теории коллективного творческого воспитания, раз-

14

витию одаренных детей и др. Учеными разрабатывались общедидактические требования и рекомендации к прове­дению современного урока, представлялись различные виды самостоятельных работ для учащихся, тщательно отра­батывались до уровня практического внедрения методи­ки проблемного и компьютерного обучения, составлялись программы обучения для компьютера и др. Одной из эф­фективных форм реализации практической функции пе­дагогической науки служит создание передовых техноло­гий обучения и воспитания, которые особенно привлекают сегодня внимание учителей. Технология представляется в виде четкой инструкции, графиков, чертежей, схем, кото­рые обеспечивают высокое качество организации учебно-воспитательного процесса.

Как и любой науке, педагогике свойственно прогнози­рование. Функция прогнозирования включает в себя спе­циальное научное исследование, которое на основе анали­за тенденции развития общества, его культуры, экономики, политики прогнозирует школу будущего, то есть сама шко­ла является объектом педагогического прогнозирования. На основе прогнозирования создаются модели преобразо­вания педагогических процессов. Объектами прогнозиро­вания могут быть и теории, которые в перспективе можно применить в практической деятельности. Итак, у каждой функции педагогической науки есть свое особое и специ­фическое назначение.

Человечество выжило, окрепло и достигло современно­го уровня благодаря воспитанию, благодаря тому, что со­зданный предшествующими поколениями опыт использо­вался и совершенствовался последующим поколением. История развития общества убедительно показывает слу­чаи, когда опыт терялся, воспитание замедлялось, а люди в результате оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад. Утрачивалось много времени, чтобы заново восстановить потерянные звенья культуры. Но, с другой стороны, исторический процесс развития общества неопро­вержимо доказывает, что значительных успехов добива­лись в своем развитии народы, у которых был хорошо отрегулирован механизм воспитания. Воспитание возникло в человеческом обществе и стало неотъемлемой частью

15

его жизни и развития. Многочисленные ученые-философы устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества. В 70-х и в начале 80-х годов западный мир вступил в полосу обостряющегося экономического кризиса, который сопро­вождался крупными сокращениями расходов на социальные нужды, в том числе и на образование. В этот период мно­гочисленные теории подчеркивали, что периоды оживле­ния экономики и улучшения благосостояния людей в об­ществе напрямую связаны с их образованием. Воспитание воздействует на развитие общества, его прогресс, в свою очередь развитое общество предоставляет огромные воз­можности для воспитания. Было бы ошибкой не признать тот факт, что воспитание оказывает влияние на социальные преобразования в обществе. Теоретические и практичес­кие работы, посвященные проблеме взаимосвязи воспита­ния и общества, отмечают, что у образования большое бу­дущее, так как оно способно преобразовать общество.

Об уровне развития любой науки судят по степени ее дифференцированности и по многообразию связей с дру­гими науками.

В систему педагогических наук входят следующие науки:

  • общая педагогика, исследующая основные закономер­ности процесса воспитания, обучения и развития;

  • возрастная педагогика, которая представлена преддош-кольной педагогикой, дошкольной педагогикой и пе­дагогикой школы. К тому же различают педагогику среднего образования и педагогику высшей школы. Эти направления в педагогике изучают особенности воспитания на различных возрастных этапах;

  • специальная педагогика (дефектология) распадается на ряд отраслей: сурдопедагогика (образование глу­хих и плохослышащих детей), тифлопедагогика (об­разование слепых и плоховидящих), олигофренопеда­гогика (образование умственно отсталых), логопедия (обучение детей с расстройством речи);

  • история педагогики изучает развитие педагогических идей, мыслей и практики воспитания в различные ис­торические эпохи;

16


  • частные дидактики (методики), изучающие методики преподавания различных дисциплин на основе общих законов и закономерностей обучения (методика мате­матики, физики, русского языка, истории и др.);

  • профессиональная педагогика осуществляет развитие личности рабочего человека. Она изучает закономер­ности, принципы, технологии воспитания и образова­ния человека, ориентированного на конкретную про­фессиональную деятельность;

  • сравнительная педагогика, исследующая закономерно­сти функционирования и развития систем образова­ния и воспитания в различных странах путем сопос­тавления и нахождения сходства и различия в них;

  • социальная педагогика занимается изучением и раз­работкой области внешкольного образования и вос­питания детей и взрослых. Различные социальные институты воспитания (клубы, музыкальные и худо­жественные школы, спортивные секции, театральные и музыкальные студии, изостудии) служат средством развития культуры, передачи специальных знаний, раз­витию творческих способностей детей, применению по­лученных знаний на практике;

» исправительно-трудовая педагогика содержит теоре­тические обоснования и разработку практики пере­воспитания лиц, находящихся в заключении за совер­шение преступлений.

За последние годы интенсивно развиваются новые на­правления в педагогике:

  • военная педагогика;

  • музыкальная педагогика;

  • инженерная педагогика;

  • педагогика семейного воспитания (родительская пе­дагогика);

  • педагогика детских и юношеских организаций;

  • педагогика наставничества;

  • валеология.

Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками, так как объект науки

17

педагогики — ребенок — служит объектом ряда других наук — физиологии, психологии, социологии. Человек, его сфера жизни, среда и условия развития интересуют педа­гогов профессионально, со всех сторон, в целях эффектив­ного и глубокого изучения своего предмета исследования, то есть во всех его связях. У других социальных наук, имеющих совершенно другой предмет исследования, есть немало точек соприкосновения с педагогикой — каждая из них изучает человека в определенном плане. Отмечая специфичность предмета педагогики, следует подчеркнуть, что педагогика по своей сути интегративная наука, при­званная объединить данные не только социально-гума­нитарных, но и естественных наук, связанных с познани­ем человека.

Педагогика тесно связана с физиологией, которая изу­чает природу физического развития человека, закономер­ности жизнедеятельности организма в целом, функциони­рование его отдельных частей. Знание закономерностей функционирования системы высшей нервной деятельнос­ти позволяет педагогике моделировать развивающее обу­чение, контролировать технологии учебно-воспитательного процесса, обеспечивать оптимальность целостного педа­гогического процесса.

Педагогика развивается в органичном единстве с пси­хологией. Обе эти науки имеют общий объект изучения — развивающегося человека, но каждый имеет свой пред­мет исследования. Психология изучает закономерности и механизмы развития психических процессов и лич­ных свойств человека, разрабатывает законы управле­ния развитием личности. Воспитание и обучение чело­века основано на развитии психики человека (мышление, представление, память, воображение, деятельность и т.д.). Многие методы научного исследования психологии ус­пешно применяются в педагогике и решают собствен­ные педагогические проблемы. Педагогика пользуется психологическими знаниями для описания и объясне­ния фактов, явлений учебно-воспитательного процесса. Педагогика исследует процесс целенаправленного преоб­разования свойств, состояний человека, процесс воспита­ния личности.

18

Педагогика тесно связана с науками, изучающими ре­бенка как индивида (биология, анатомия, антропология и медицина). Проблема соотношения природных и соци­альных факторов развития человека как одна из цент­ральных для педагогики неизбежно приводит к связи пе­дагогики с экологией и антропологией, которые рассматривают физические, природные условия и возмож­ности человека во всей его многомерности.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врож­денные отклонения в развитии. Коррекционная педаго­гика разрабатывает совместно с медициной многоуровне­вую, дифференцированную программу коррекции отклонений в воспитании, тщательно анализирует при­чины этих отклонений и находит систему средств, с помо­щью которых достигается значительный эффект процес­са социализации личности.

Развитие педагогики тесно связано с науками, изуча­ющими человека в обществе, в системе его социальных отношений. Поэтому устанавливаются устойчивые взаи­моотношения с социологией, экономикой, культурологией, политологией и другими социальными науками.

Отношения между педагогикой и экономическими на­уками наиболее значительны, так как экономическая по­литика государства во все времена была необходимым условием образования общества.

Традиционной считается связь с социологией и куль­турологией, поскольку общество дает своеобразный заказ системе воспитания, предъявляет свои требования к уровню образованности людей, разрешает проблемы адаптации человека к конкретным социальным условиям. Педаго­гика ищет пути решения вечных проблем — успешность процесса социализации личности. Социализация личнос­ти с учетом ее индивидуальных возможностей и природ­ных особенностей связана с процессом совершенствова­ния общества, развития его культуры, ценностей.

Образовательная политика всегда являлась отражени­ем идеологии господствующих классов и партий в обще­стве. В силу этого она неразрывно связана с политологи­ей. Однако наука педагогика стремится выявить условия

19

и на основе их создать механизм становления субъекта политического сознания, возможность усвоения полити­ческих установок общества.

Педагогика связана с кибернетикой как наукой об уп­равлении, так как управление процессом обучения и вос­питания непременно требует знания общих законов и ме­ханизмов управления любым процессом. Знание педагогами кибернетики включает дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения.

Взаимодействие с различными социальными науками позволяет педагогике более четко сформулировать цель, •задачи, содержание, формы и методы воспитания.

Связь с наукой математикой так же неизбежна, как и с другими науками. Определяя критерии эффективности, оптимальности обучения, наука педагогика не может обой­тись без математики. Многие явления учебно-воспита­тельного процесса носят вероятностный характер, что требует применения к ним теории математической ста­тистики. Особенно явно проявляется связь педагогики и математики при обработке анкет, сочинений, наблюдений и др., при применении ранговых методик, диагностичес­ких тестов, графиков различных педагогических явлений, фактов связей; нахождении необходимых и достаточных условий развития чего-либо, составлении матрицы свя­зей, отражающих глубину исследования, и т. д. Исполь­зование математических методов в педагогике приводит к убедительности и совершенству самого научно-педаго­гического исследования.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отме­тим ее наиболее длительную и продуктивную связь с фи­лософией. Связи педагогики с философией сложились в числе первых. Философские идеи продуцировали созда­ние педагогических концепций, теорий и служили ее ме­тодологическим основанием. Процесс получения педаго­гического знания подчиняется общим законам научного познания, которые изучает философия. Философия явля­ется теоретической базой осмысления педагогического опы­та и создания педагогических концепций. Философские знания необходимы для понимания самого воспитания как общественного, социального явления, его сущности.

Цели и задачи воспитания невозможно определить без философских знаний, анализа тенденций развития обще­ства. Сама философская теория познания благодаря об­щности законов определяет закономерности учебно-по­знавательной деятельности. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и це­лого, законы и закономерности, взаимосвязи и взаимоза­висимости, развития и его движущих сил положены в основу любой педагогической мысли. Достаточно вспом­нить, что педагогика как область научных знаний после­дней вышла из состава науки философии. А сегодня про­блема качественного совершенства педагогических исследований вновь привела к новой отрасли человечес­ких знаний — философии образования и воспитания. Фи­лософия и сегодня осталась основой педагогики.

Рассмотрим философию как методологическую осно­ву развития науки педагогики. Успехи, достигнутые оте­чественной педагогикой, и ее реальные планы на будущее обусловлены прежде всего тем, что с первых дней своего становления она развивалась и строила свои исследова­ния на методологической основе. Методология — это уче­ние о способах узнавания мира. Методология науки — это ее область, которая изучает методы научных исследо­ваний и принципы подхода к изучению предмета данной науки. Каждая наука имеет свой предмет исследования и, естественно, специфические для нее методы исследования, характер которых определяется стоящими перед исследо­ваниями задачам. Однако существует всеобщая методо­логия научного познания, общенаучная методология, ко­торая составляет принципиальную основу разработки вопросов исследования внутри любой науки. Поэтому при­нято различать методологию педагогики и всеобщую ме­тодологию. В исследовании любого вопроса в педагогике проявляют себя всеобщие и частные законы науки.

Под методологией педагогики понимаем общие прин­ципиальные исходные положения, которые лежат в осно­ве исследования любой педагогической проблемы, то есть это законы философии. Любая наука пользуется прежде всего общим положением, общим подходом к изучаемо­му явлению, а затем использует свои специфические ме-


20

21

тоды для дальнейшего исследования проблемы. Такой подход к изучению явлений характеризует полноту иссле­дования. Иначе говоря, методы педагогического исследо­вания должны быть поставлены на основу, фундамент, роль которого выполняет всеобщая методология.

Приведем примеры. Воспитание и обучение ускоряют процесс развития личности. Термин «развитие» — фило­софский. Поэтому когда мы говорим о развитии в педа­гогическом процессе, то стратегическую линию этого про­цесса, его движущую силу составляют противоречия. Основное содержание противоречия в воспитании выяв­ляется между желанием, потребностью личности и воз­можностями осуществить это желание. Разрешение этого противоречия приводит к качественным изменениям в личности.

Движущей силой самого учебно-воспитательного про­цесса служит противоречие между требованиями (обще­ства, учителя, администрации школы и др.) и возможнос­тями воспитуемого выполнить их. Создание всевозможных условий, обеспечивающих разрешение этих противоречий, приводит к совершенствованию самого педагогического процесса.

В дидактике процесс усвоения знаний строится на основе материалистического процесса познания. Мате­риалистическая философия утверждает, что познание на­чинается с ощущения. Формулируем закон познания — «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике», который характеризует процессуаль­ную сторону познания. Всеобщая методология позволя­ет определить основные этапы (звенья) процесса обуче­ния — восприятие, осмысление, закрепление.

Успешное развитие педагогической науки находится в прямой зависимости от разработки ее методологии. Раз­виваясь в теоретическом плане, педагогика, как и любая наука, служит практике. Накапливая и обобщая новую научную информацию, она предусматривает конкретные пути ее применения в широкой практической действи­тельности. Вопрос о внедрении педагогических идей в практику ставит первостепенную задачу — сделать так, чтобы сегодня школа востребовала научные знания.

22

Дословный перевод английского слова «внедрение» оз­начает «втискивание». Что означает — внедрить дости­жения науки? Это значит показать эффективное влияние на практическое применение педагогических идей.

Что можно внедрять?

  • Передовой педагогический опыт (опыт развивающего обучения в начальной школе — Л.В. Занков, авторс­кие школы — школа Л. Тарасова).

  • Методы обучения — метод комментированного пись­ма, метод В.Ф. Шаталова в обучении, метод ускорен­ного обучения иностранному языку и др.

  • Системы воспитания (система воспитания В.А. Кара-ковского, А. Захаренко, А.С. Макаренко и др.).

  • Технологии обучения и воспитания (технология кол­лективного творческого воспитания — И.П. Иванов), технология модульного обучения — П. Эрдниев), но­вые технологии воспитания — Н. Щуркова).

  • Частичное внедрение (проверка знаний по цепочке — из опыта В.Ф. Шаталова), виды самостоятельных ра­бот — П.И. Пидкасистый) и др.

  • Виды обучения — программированное обучение, ком­пьютерное, проблемное, частично-поисковое, алгорит­мическое и др..

  • Различные теории (теория развивающего обучения — Л.С. Выготский, В.В. Давыдов), теория непрерыв­ного образования, теория отбора содержания образо­вания и др.

Задачи внедрения теоретических достижений педа­гогики в практику обучения и воспитания предполагают прежде всего разработку общих методических рекоменда­ций по применению той или иной педагогической теории.

Творческие задания по теме

  1. Сформулируйте задачи и подберите методы исследова­ния по теме «Влияние самооценки школьника на его поведение».

  2. Наблюдая за работой учителя в школе, подчеркните, какие достижения педагогической науки он внедряет в педагогический процесс.

  3. Подчеркните методологическую основу, о которой идет речь.

23

Исследуя такой вопрос, как преодоление второгодни­чества в школе, необходимо прежде всего основательно выяснить причины низкой успеваемости каждого отста­ющего ученика. В одном случае, возможно, сказался про­должительный перерыв в учении в связи с длительной болезнью или переездом семьи школьника. В другом слу­чае могло повлиять отсутствие у него желания учиться в школе и, как следствие, отставание в занятиях. А может быть, сказывается неумение ученика учиться. Возможно, причину следует искать в отсутствии контроля за учени­ком со стороны родителей или в неблагоприятных усло­виях семейной жизни. Но чаще всего на ухудшение успе­ваемости влияет не одна, а несколько взаимосвязанных причин. В какой-то момент ученик не понял объяснение учителя, и сам не сумел разобраться в изучаемом мате­риале. Возникший пробел в знаниях неизбежно повлек за собой другой. Появилось отставание в учебе. Посыпа­лись неудачи, двойки. Нарастающее огорчение породило неприязненное отношение к школе. Пропали интерес к овладению знаниями, желание учиться. Очевидно, и вып­равлять положение нужно, учитывая связь всех тех фак­торов, под влиянием которых у ученика сложилось не­правильное отношение к учебе.

Основная литература

  1. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1993.

  2. Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996 (тема 1).

  3. Пидкасистый П.И. Педагогика. — М,, 1996.

  1. Столяренко Л.Д., Самыгин СИ. Психология и педаго­гика в вопросах и ответах. — М., 1999.

  2. Сластенин В А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. — М., 1997.

  1. Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 1990. — Гл. II.

  1. Бордовская Н.В., РеанАА. Педагогика. — Санкт-Пе­тербург, 2000. — Гл. 1.

  2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. — М., 1999. — Гл. 1.

Лекция 2

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

Похожие:

Учебное пособие отражает содержание курса «Педагогические теории, системы, технологии» iconУчебное пособие по английскому языку часть I для I курса
Данное учебное пособие прнедназначено для студентов 1 курса миу и является первой частью пособия по общему языку

Учебное пособие отражает содержание курса «Педагогические теории, системы, технологии» iconУчебное пособие к курсу “Upstream” Уровни А2―В1 Издательство «мгимо-университет»
Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса факультета мэо, которые изучают английский как второй иностранный язык

Учебное пособие отражает содержание курса «Педагогические теории, системы, технологии» iconМетодические указания к лабораторным работам по математическому моделированию...
Методические указания к лабораторным работам по математическому моделированию и теории принятия решений

Учебное пособие отражает содержание курса «Педагогические теории, системы, технологии» iconУчебно- методическое пособие
Учебное пособие предназначено для преподавателей курса основ безопасности жизнедеятельности в обучении учащихся безопасному поведению...

Учебное пособие отражает содержание курса «Педагогические теории, системы, технологии» iconУчебное пособие по дисциплине «Геология и геохимия нефти и газа»
Геология и геохимия нефти и газа: Электронное Учебное пособие (для вузов) / Под ред. А. Н. Резникова. – Ростов-на-Дону: юфу, 2008....

Учебное пособие отражает содержание курса «Педагогические теории, системы, технологии» iconУчебное пособие по английскому языку для студентов 4 курса факультета экономики
Разработано учебное пособие в соответствии с требованиями Программы дисциплины английский язык для направления 080 100. 62 «Экономика»...

Учебное пособие отражает содержание курса «Педагогические теории, системы, технологии» iconУчебное пособие представляет собой систематизированное изложение...
Т. В. Шлёнская, Е. В. Журавко. Санитария и гигиена питания. Учебное пособие. – М., Мгуту, 2004

Учебное пособие отражает содержание курса «Педагогические теории, системы, технологии» iconПояснительная записка Образовательная программа специальных (коррекционных)...
Образовательная программа специальных (коррекционных) классов определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности...

Учебное пособие отражает содержание курса «Педагогические теории, системы, технологии» iconМетодическое пособие по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Методическое пособие по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов II курса специальности...

Учебное пособие отражает содержание курса «Педагогические теории, системы, технологии» iconУчебное пособие Учебное пособие Владимир 2016 г. Учебное пособие...
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск