Рабочая программа
на 2013-2014 учебный год
Количество часов в неделю по программе 2
Количество часов в неделю по учебному плану 2
Количество часов в год 68
Из них:
*экскурсий 3
Окружающий мир
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы общеобразовательных учреждений авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир. 1 – 4 классы» (2011г.).
Реализация программы предполагает использование УМК «Перспектива». Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.
Цель обучения:
– формирование личности ребенка;
– развитие универсальных учебных действий;
– развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
Задачи программы:
формирование у детей современной картины мира с позиции экологической этики;
воспитание любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу (селу), своему Отечеству;
развитие стремления к познанию окружающего мира и самого себя, своего внутреннего мира;
расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких, как норма, ценность, идеал.
Основные содержательные линии
Программа включает разделы «Радость познания», «Мир как дом», «Дом как мир», «В поисках Всемирного наследия». Большое внимание уделяется вопросам охраны здоровья, тесно связанным с актуализацией детской игровой культуры народов России, а также, как всегда, проблемам охраны природы. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно, эмпирические исследования, предусмотрена проектная деятельность. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, работа с интерактивной доской, использование ЦОР, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».
Радость познания
(9ч + 1ч практическая работа+1ч проверочная работа+1экскурсия)
Свет знания.
Как изучают окружающий мир.
Книга – источник знаний.
Отправимся на экскурсию.
О чем расскажет план.
Планета на листе бумаги.
Страны и народы на политической карте мира.
Путешествуя, познаем мир.
Транспорт.
Средства информации и связи.
Мир как дом
(19 ч +2 ч практическая работа + 1ч проверочная работа
+ 1экскурсия)
Мир природы в народном творчестве.
Из чего состоит все.
Мир небесных тел.
Невидимое сокровище.
Самое главное вещество.
Свойства воды. Круговорот воды в природе.
Природные стихии в народном творчестве.
Кладовая Земли.
Чудо под ногами.
Мир растений.
Плодородная земля и растения в народном творчестве.
Мир животных.
Животные в народном творчестве.
Невидимые нити в живой природе.
Лес – волшебный дворец.
Луг – царство цветов.
Водоем – дом из воды.
Как сохранить богатство природы.
Охрана природы в культуре народов России и мира
Дом как мир
(21 ч +1 ч практическая работа + 1 ч проверочная работа)
Родной дом – уголок Отчизны.
Свой дом – свой простор.
В красном углу сесть – великая честь.
Побываем в гостях.
На свет появился – с людьми породнился.
Родословное дерево.
Муж и жена – одна душа.
Святость отцовства и материнства.
Добрые дети – дому венец.
Детские игры – школа здоровья.
Праздник «Игры народов нашего края – школа здоровья»
Строение тела человека.
Как работает наш организм.
Что такое гигиена.
Наши органы чувств.
Школа первой помощи.
Здоровью цены нет.
Дом невелик, а стоять не велит.
Семейный бюджет.
Мудрость старости.
Путешествие к А.С. Пушкину.
В поисках всемирного наследия
(10ч + 1ч краеведческая экскурсия+1ч проверочная работа)
Всемирное наследие.
Московский Кремль.
Озеро Байкал.
Путешествие в Египет.
Путешествие в Грецию.
Путешествие в Иерусалим.
Путешествие в Китай.
Всемирные духовные сокровища
Заочная экскурсия к объектам Всемирного наследия с помощью современных средств информации
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Устанавливать связи:
Внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных;
Между деятельностью человека и условиями его жизни в разных природных зонах;
Между условиями жизни человека в разных природных зонах и устройством его быта (строения, одежда, питание).
Владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
Проводить наблюдения за природой родного края ( на примере одного из сообществ);
Оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;
Уметь выделить главное в письменном тексте.
Знать:
Состав и свойства почвы;
Характерные признаки сезонов года родного края;
Названия основных сообществ ( лес, луг, водоем);
Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;
Названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;
Особенности природы своего края;
Правила поведения в природе;
Имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир и Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Д. Пожарский и К. Минин.
Уметь:
Понимать условный язык карт и планов, пользоваться масштабом;
Находить на физической карте России природные зоны;
Характеризовать природные зоны и природные сообщества России;
Узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
Приводить примеры растений и животных природных зон и природных сообществ (2-3 объекта);
Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней.
Школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность овладеть следующими дополнительными умениями и знаниями:
Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп).
Иметь представление об истории человека в древние времена.
Знать имена исторических лиц древности: Аристотель, Александр Македонский; имена зарубежных ученых и путешественников: Ф. Магеллан, Х. Колумб, Н. Коперник, И. Ньютон.
Иметь представление об истории родного края. Результаты изучения курса
Результатами изучения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Список литературы:
Нормативные документы:
Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Минобразования России от 09.03.2004г. №1312.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089.
Примерные программы, созданные на основе федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Учебные пособия:
А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Учебник. Часть 1 и 2. М., Просвещение, 2013.
А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. М., Просвещение, 2013.
А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Уроки по окружающему миру: пособие для учителя. М., Просвещение, 2010.
4. DVD – диск «Электронное приложение»
5. А.А. Плешаков, А.А.Румянцев «Великан на поляне или первые уроки экологической этики» , М. Просвещение 2012г. Окружающий мир. А.А.Плешаков М.Ю.Новицкая 3 класс.
Календарно – тематическое планирование по предмету.
№
| Тема
| Кол-во часов
| Стр.
учебника
Доп. лит-ра
| Планируемые результаты
| Виды деятельности
| Дата
| Раздел
| Предметные
| Метапредметные
Личностные
УУД
| Стр. тетради
| Знать
| Уметь
| 1
| Свет знания
| 1
| 4-7
| - почему люди изучают окружающий мир
-древнегреческий миф о Дедале и Икаре
- пословицы о силе разума, знаний, умелых рук
- что составляет основу богатства разных стран
- особенности познания: беспрерывность, бесконечность, способность изменять личность человека, обогащать его духовные силы
| - формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека
- выявлять особенности познания
- пересказывать миф о Дедале и Икаре, формулировать вывод о давней мечте человека летать, о беспредельности человеческого стремления к познанию мира
| Личностные:
- воспитание ответственности за то, как и в каких целях используются открытия и изобретения
- представление о своей этнической принадлежности Познавательные:
- проводить классификацию изучаемых объектов
- составлять и формулировать вопросы - строить сообщение в устной форме
- работать с дополнительными источниками информации
- ориентировка в учебнике
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
Коммуникативные
- работа со взрослыми
|
- высказывать мотивированное суждение об ответственности познающего человека за то, как и в каких целях используются его открытия и изобретения
- подобрать пословицы народов Ставрополья о силе знаний -определять сферы познания: природа и культура
- составлять и записать вопросы по фотографиям объектов природы и культуры
- составить рассказ о природных и культурных объектах
- найти и представить информацию о Красной площади, ели.
- подготовить рассказ о Д.И. Менделееве
- составить рассказ по фотографиям в учебнике о том, что изучают люди, какие приборы используют
|
| 3-5
| 2
| Как изучают окружающий мир
| 1
| 8-11
| - способы познания мира: опыт, измерение, моделирование, определение природных объектов
- этапы проведения наблюдения и опыта
- измерительные приборы и инструменты, увеличительные приборы, лабораторное оборудование
| - характеризовать способы изучения окружающего мира
- различать этапы исследования
- различать виды оборудования для изучения окружающего мира, узнавать и называть предметы оборудования, объяснять их назначение
| Личностные:
- интерес к предметно- исследовательской деятельности Познавательные:
- работать с дополнительными источниками информации - делать выводы - использование знаково- символических средств представления информации
- проводить сравнения, сопоставления
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные
- работа в паре
|
- анализ результатов летних наблюдений и исследований детей. Презентации фотоальбомов - самостоятельно ознакомиться с рассказом «Изучили» из книги «Великан на поляне»
- вывод об ответственности человека за свои действия при исследовании окружающего мира
- работа с условными знаками, используемыми при обозначении параметров погоды, явлений природы
- сравнить опыт и наблюдение, выявить различие - обсуждение рассказа «Изучили»
|
| 6-7
| 3
| Как изучают окружающий мир (практическая работа)
| 1
|
| - этапы проведения опыта
- название и назначение приборов для измерения массы, времени, температуры, длины
- приёмы использования школьного оборудования, измерительных инструментов
| - проводить простейшие опыты, соблюдая этапы проведения
- измерять длину с помощью линейки, рулетки; массу с помощью весов; температуру с помощью термометра
| Личностные:
- интерес к предметно- исследовательской деятельности
Познавательные:
- делать выводы, заключения - работа с таблицами, фиксация результатов исследований
- составление и формулировка вопросов по изученной теме
Регулятивные:
- составление плана последовательности действий
- оценивать свои успехи при выполнении практических работ
Коммуникативные
- работа в группе - работа в паре
|
- проведение опытов, измерений
- по результатам проведения практических работ
- заполнение таблицы в рабочей тетради по результатам исследований -составление вопросов, определяющих достигнуты ли цели практических работ
-фиксировать результаты оценки в рабочей тетради
- проведение опыта с магнитом
- измерение массы, длины, температуры
|
| 8-11
| 4
| Книга - источник знаний
| 1
| 12-15
| - источники информации об окружающем мире
- понятия «справочная литература», «путеводитель»
- разные типы словарей справочников, путеводителей
- расположение сведений в изданиях справочного типа
| - определять тип справочной и научно-познавательной литературы
- находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе
- правильно называть автора и название книги
- презентовать научно-популярную книгу, обобщать и раскрывать её содержание, демонстрировать иллюстрации по теме
| Личностные:
- формирование положительного отношения к книге, как к необходимому источнику знаний
Познавательные:
- ориентироваться в справочной литературе
- строить речевое высказывание - работать с дополнительными источниками информации
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу
- пользоваться изученным алгоритмом действий
Коммуникативные
- умение выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической формой речи
|
- Презентация полюбившейся научно-популярной книги
- найти сведения об авторах высказываний о пользе книг
- придумать своё высказывание о пользе книг и чтения
- узнать, чем знаменит древнегреческий город Троя - при нахождении необходимых сведений в словаре и справочной литературе
- высказывать своё мнение о полюбившейся книге
|
| 12-13
| 5
| Отправимся на экскурсию.
Посещение научно-просветительского учреждения
| 1
| 16-19
| - важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера
- правила поведения на экскурсии
| - характеризовать различные научно-просветительские учреждения, приводить примеры
- находить необходимые сведения о них в путеводителях и других источниках
- вести себя на экскурсии, опираясь на общепринятые этические нормы и правила
| Личностные:
- интерес к познанию окружающего мира
Познавательные:
- определять тему экскурсии
- обобщать полученные сведения
- оформлять впечатления от полученной информации
- работа с дополнительными источниками информации
Регулятивные:
- контролировать своё поведение во время проведения экскурсии
- оценить экскурсию
Коммуникативные
- работа в группе
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации - представлять результаты проделанной работы
|
- экскурсия в библиотеку
- обобщать и раскрывать содержание экскурсии
- оформлять впечатления от экскурсии -Собрать сведения о наиболее известных музеях страны, поместить их изображения в рабочей тетради - мотивировать свою оценку экскурсии
- ролевая игра в экскурсоводов и экскурсантов
- задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии в соответствии с личными интересами
- демонстрировать свои рисунки, фотографии, материалы, изданные учреждением
|
| 14-17
| 6
| О чем расскажет план
| 1
| 20-23
| - определение: план местности
- условные знаки плана
- понятие: масштаб
- виды планов, их значение в повседневной жизни
| - читать план местности
- различать наиболее распространённые виды планов
| Личностные:
- интерес к различным видам учебной деятельности
Познавательные:
- пользоваться схемами, символами - строить сообщение в устной форме - проводить сравнение, сопоставление
Регулятивные:
- проводить самооценку
Коммуникативные
- работа в паре
|
- практическая работа с планами
- извлекать информацию из туристических планов
- обсуждать значение плана в повседневной жизни
- сравнивать рисунок и план местности
- проверять по учебнику правильность изображения условных знаков плана
- в тетради оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана
- изучать условные знаки плана местности, применять их для чтения плана
|
| 18-21
| 7
| Планета на листе бумаги
| 1
| 24-27
| - определение: карта
- условные знаки карты
- приёмы чтения карты
- материки
- части света
| - читать карту мира
- называть материки и части света; узнавать их по силуэтам
| Личностные:
- интерес к познанию окружающего мира
Познавательные:
- проводить сравнения, понимать выводы, сделанные на основе сравнения
- работа с таблицами
- извлекать нужную информацию из учебника
Регулятивные:
- принимать роль в учебном сотрудничестве
Коммуникативные
- работа в парах
|
- Игра «Виртуальный путешественник»
- сравнивать план и карту, глобус и карту мира, материк и часть света
- заполнять таблицу «Материки и части света»
- с помощью учебника дописать определения материка и части света, карты
- изучать условные знаки карты, применять их для чтения карты мира
|
| 22-23
| 8
| Страны и народы на политической карте мира
| 1
| 28-31
| - отличительные особенности политической карты мира
- количество стран и народов мира
| - находить на карте ту или иную страну, показывать её границы, определять столицу, называть соседние страны
- соотносить название страны с названием языка и наоборот
| Коммуникативные
-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем
Познавательные:
- работа с дополнительными источниками информации (справочной литературой)
- проводить сравнения, понимать выводы, сделанные на основе сравнения
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом
- Построение рассуждений Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу
Личностные:
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур
|
- находить в справочной литературе информацию о составе населения страны и об особенностях её культуры
- сравнивать политическую карту мира с физической картой, определять её отличительные особенности
- рассказать о своих впечатлениях от посещения зарубежной страны
- высказывать своё мнение, отвечая на вопрос: «Почему в любой стране есть 1 или несколько государственных языков?» - с помощью карты называть страны, определять государственные языки, делать сообщения об особенностях культуры разных народов
|
| |