Методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования


НазваниеМетодическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4


Методическое сопровождение введения

федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования

(на примере МБОУ «СОШ №2» г.Сосногорска)


Исполнитель:

Зверева Ирина Геннадиевна

Научный руководитель:

Демина Э.М., доцент кафедры управления, экономики и права в образовании
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в системе образования страны происходят существенные изменения, связанные с поэтапным переходом её на федеральные государственные образовательные стандарты. С 01 сентября 2011г. уже в штатном режиме осуществлен переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС НОО. С 01 сентября 2015г. запланирован обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО.

Нормативная база введения ФГОС ООО на федеральном уровне обеспечивается целым пакетом нормативно-правовых документов. Исходя из содержания этих документов в каждом общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО. А именно:

- кадровых;

- финансово-экономических;

- материально-технических;

- психолого-педагогических;

- информационно-методических.

Одним из основных условий для успешного перехода общеобразовательного учреждения на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, на наш взгляд, является кадровое обеспечение.

В образовательном учреждении должна быть сформулирована концепция повышения компетентности педагогов, реализация которой позволит им овладеть инструментами оценки и фиксации динамики индивидуальных метапредметных достижений учащихся (умения планировать свою деятельность, контролировать и оценивать себя, моделировать, работать в группе и пр.).

Необходимо организовать постоянное взаимодействие педагогов начальной школы (уже имеющих первоначальный опыт реализации ФГОС НОО) и педагогов основной школы (начинающих реализацию ФГОС ООО) по планированию работы по формированию новой результативности образования в соответствии со ФГОС НОО и ФГОС ООО (прежде всего метапредметных, а также предметных и личностных результатов).

В каждом общеобразовательном учреждении должна быть сформирована система научно-методической работы по сопровождению введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования всех участников образовательного процесса и, в первую очередь, педагогов школы.

Таким образом, в условиях внедрения в образовательный процесс образовательного учреждения стандарта нового поколения обозначилось противоречие между необходимостью научно-методического сопровождения этого инновационного процесса и отсутствием опыта такой деятельности. Стремление найти пути решения указанного противоречия и обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Актуальность исследования обусловлена необходимостью переструктуризации и перенацеливания системы методической работы школы, продиктованной обеспечением необходимых условий введения нового образовательного стандарта.

Целью настоящей работы является создание практико-ориентированной модели методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательный процесс.

Практическая значимость работы видится в создании практико-ориентированной модели методического сопровождения введения ФГОС ООО в общеобразовательном учреждении.


  1. Особенности перехода общеобразовательного учреждения на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897. Введение в действие ФГОС ООО на институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО. Обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО будет осуществлен с 01 сентября 2015 года [15, с. 1].

Нормативная база введения ФГОС ООО на федеральном уровне обеспечивается следующими документами:

  • национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» [2];

  • планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы [3];

  • федеральной целевой программой развития образования на 2011–2015 годы [4];

  • постановлением Правительства РФ от 31 мая 2011 года № 436 «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования» [5];

  • приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/13 учебный год» [11];

  • приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» [8];

  • приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» [7];

  • приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений» [9];

  • постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [6];

  • приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» [10].

При введении ФГОС ООО в образовательное учреждение следует руководствоваться следующими документами федерального уровня:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [13].

  2. Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования [16, 17].

А также инструктивно-методическими письмами Департамента общего образования Министерства образования и науки России:

  • О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03255) [15];

  • Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296);

  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03).

Для того чтобы обеспечить грамотный переход общеобразовательного учреждения на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, в первую очередь надо понять основные отличия стандартов второго поколения от ныне действующих.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

В своей статье Л.Л. Любимов (доктор экономических наук, профессор, заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой макроэкономического анализа НИУ ВШЭ) «Эффективный инструмент создания новой школы» писал: «Что на что меняем? Прежде всего, меняем «почти всеобуч» на деятельностную парадигму, т.е. вчерашний день на завтрашний. Меняем «их учат» на «они учатся». Меняем набивку памяти невостребуемой информацией… на развитие мышления, на повышение IQ. Меняем «запомнил» (и через день забыл) на «знаю и умею». Меняем «а мне все равно» на «хочу сказать, хочу почувствовать, хочу не согласиться». Меняем «Я» на «Я и Ты», на «Я и Мы», «Я и Они». Меняем «меня заставляют» на «мне лично нужно и интересно». Много чего меняем…» [30, с. 194].

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:

  • требований к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования,

  • требований к структуре основных образовательных программ (к тому, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),

  • требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.) [13].

Все эти требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидов. Так же стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

В Стандарте 2004г., по которому продолжают учиться сейчас школьники 3-11 классов, детально описывается содержание образования – темы, дидактические единицы. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования содержал нормы и требования, определяющие:

  • обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;

  • максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

  • уровень подготовки выпускников образовательных учреждений [14].

В Стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

  • личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме);

  • метапредметным, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике (умение учиться);

  • предметным умениям, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета, умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами [13, с. 4-5].

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, новый образовательный стандарт разрабатывался в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни.

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов - личностных, метапредметных и предметных - устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную (итоговую) аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования [13, с. 8-25].

В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Системно-деятельностный подход ставит перед учителем следующие вопросы: «Каким образом включить ученика в образовательный процесс?» «Как помочь его самоопределению?». И ответ только один: «Только с помощью действия».

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системно-деятельностный подход является попыткой объединения двух подходов. Между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев [18], Б.Ф.Ломов [29] и др.), и деятельностным (его разрабатывали Л.С.Выготский [21], Л.В.Занков [25], А.Р.Лурия [26], Д.Б.Эльконин [33], В.В.Давыдов [23, 24] и многие др.).

Итак, методологическая основа стандартов второго поколения сводится к следующей модели.

  • Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом; учитель не транслирует готовую информация, а организует деятельность ученика по работе с информацией на основе созданной им модели урока.

  • Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях); ученик не получает готовую информацию, а осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации.

  • Основная педагогическая задача: создание и организация условий, инициирующих детское действие, она может совпадать с целью урока или не совпадать.

  • Основной результат: развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий; развитие «компетентности к обновлению компетенций» и мотивации к обучению на разных этапах развития личности учащегося.
  1   2   3   4

Похожие:

Методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconРабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального...
Государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной

Методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа по изучению технологии в...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от «17» декабря 2010 г. №1897

Методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена с использованием...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...

Методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconОсновная образовательная программа основного общего образования в...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного...

Методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПрофессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо центра воспитания и дополнительного образования детей посвящено введению Федерального государственного...

Методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconРабочая программа по технологии составлена на основе Федерального...
Перечень литературы и другого методического обеспечения учебно-образовательного процесса

Методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconРабочая программа составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...

Методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconИз опыта работы региональной пилотной площадки по апробации введения...
Информационная справка о муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Созонова...

Методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconОбразования и науки Российской Федерации Об утверждении и введении...
Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного...

Методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconОсновная образовательная программа федерального государственного...
Основная образовательная программа федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск