Скачать 0.75 Mb.
|
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Корликовская общеобразовательная школа» «Система практических работ по географии с 6 по 11 классы» Разработал: Учитель географии Федюнина Елена Андреевна Корлики 2014 «Система практических работ по географии с 6 по 11 классы». Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует учета психологических особенностей обучаемых, использования системно-деятельностного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, которая обеспечивает достижение четко спланированных результатов обучения. Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими и др. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ. Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности. Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений: называть и показывать различные географические объекты; описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами, определять направления, географические координаты; измерять расстояния, азимуты; наблюдать за различными компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации; прогнозировать изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов. Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемными подходами и методами. Организуя практические работы, помню, что программа задает лишь общее направление работы, а я, как учитель, конкретизирую содержание, определяю конкретную территорию, объем задания. Психологи утверждают, что реальный смысл учения определяется не столько целями, сколько мотивами, отношением школьников к предмету. Мотивы – внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию. Все практические работы я оцениваю. Причем оценки за работу всему классу ставлю сразу, одновременно, проверяя результаты работы у всех, или поэтапно, проверяя работу по мере готовности её у разных школьников. Важно, чтобы все работы были оценены объективно. Для этого я предлагаю следующие примерные нормы оценок:
Содержание.
6 -7 классы. Идея учебного практического проекта для учащихся 6 – 7 классов. Проект « Вот так, Африка!» Тип проекта по доминирующему способу деятельности: информационный. Цель: Раскрыть особенности своеобразие климата, полезных ископаемых, рельефа, животного и растительного мира, населения Африки в связи с его географическим положением. Задачи: 1. Научить ребят ставить перед собой проблемные вопросы, самостоятельно изучая учебник, дополнительную литературу, данные с Интернета. 2. Научить учащихся решить проблемные ситуации в группе. 3. Самостоятельное изучение параграфов учебника, дополнительной литературы, данных с Интернета. 4. Умение анализировать, обобщать, сопоставлять данные таблиц, картограмм и диаграмм, тематических карт. 5. Практическое применение знаний, оформление работ (в виде рефератов, докладов). План проекта: 1. Подготовительный этап: (1 урок) - создание рабочих групп; - формирование целей и задач; - определение методов работы; - распределение обязанностей участников проекта; - планирование работы. 2. Основной этап: (2-4 урок) -постановка цели и задачи; 2 урок - проверка полученных результатов; 3 урок - писать, оформлять, отбор материала. 4 урок - оформление результатов. 3. Заключительный этап (5 урок) - выступление команд; - работа на компьютере: тесты и практические задания; - блиц вопросы; - решение тестов, кроссвордов, работа на контурных картах по памяти; - подведение итогов; - марокканский танец. План урока Тема: Презентация материалов подготовленных по методу проектов, по главе «Африка». Цель урока: обобщить знания учащихся об особенностях Африки: - крайние точки материка; - план характеристики материка; - план характеристики страны и географического объекта; - обобщенный и комплексный материал по материку. Задачи урока:
Эпиграфом нашего урока сегодня мы берем слова из популярной детской песни: В Африке горы – вот такой вышины; В Африке реки – вот такой ширины, Крокодилы, бегемоты, обезьяны, кашалоты, И зеленый попугай… Ход урока: приглашение помощницы (девушка в современном арабском наряде); представление команд (географы, исследователи, гидрологи, геологи, климатологи, демографы, страноведы); Презентация: - выступление команд; - физкультминутка; - просмотр компьютера (работа на компьютере); - блиц вопросы; - решение тестов и кроссвордов, выполнение заданий на контурных картах по памяти (на местах); - подведение итогов; - вывод; - марокканский танец. Планируемый результат:
Тема: «Вулканы. Горячие источники». Цели работы:
Оборудование: атлас, контурная карта, учебник. ХОД РАБОТЫ
По этой же теме я предлагаю творческую работу. Учащиеся по группам готовят доклады: первая – о магматических, вторая – об осадочных, третья – о метаморфических породах, четвертая – о землетрясениях. Темы даются заранее, проводится консультация по работе с литературой, видеоматериалами, содержанию докладов, по использованию материалов кабинета. Тема: «Гидросфера». Цели работы:
ХОД РАБОТЫ 1. На контурной карте океанов подпишите: а) Материки: Евразия, Северная Америка, Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка. б) Океаны: Северный Ледовитый, Индийский, Атлантический, Тихий. в) Моря: Черное Средиземное, Берингово, Карское, Балтийское, Красное, Карибское. г) Заливы: Бискайский, Бенгальский, Мексиканский. д) Проливы: Бернигов, Гибралтарский, Дрейка. е) Острова: Гренландия, Гавайские, Мадагаскар, Сахалин, Исландия, Огненная Земля. ж) Полуострова: Камчатка, Индостан, Аравийский. 2. Пользуясь физической картой полушарий, заполните таблицу:
3. Распределите приведенные ниже моря по тем океанам, к которым они относятся. Результат оформите в таблицу:
Моря: Чукотское, Азовское, Баренцево, Белое, Красное, Черное, Желтое, Японское, Балтийское, Южно-Китайское, Мраморное, Аравийское, Средиземное, Карибское, Берингово. 4. Правильно выберите проливы, которые соединяют следующие моря: Черное и Азовское, Мраморное и Эгейское, Баренцево и Карское, Чукотское и Берингово, Черное и Мраморное. Проливы: Дарданеллы, Керчинский, Босфор, Карские Ворота, Берингов. 5. Выпишите в таблицу, в каких океанах расположены следующие острова и полуострова: Острова: Новая Земля, Британия, Исландия, Сахалин, Большие Зондские, Новая Гвинея, Мадагаскар, Гренландия, Антильские, Огненная Земля, Гавайские. Полуострова: Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Аравийский, Индостан, Камчатка, Лабрадор.
6. Прочитайте, вставляя пропущенные слова. Озаглавьте текст. _____________________________. С поверхности суши и Мирового океана непрерывно ______________ вода. В атмосфере водяные пары _______________ и образуют облака, которые ветром ______________ на тысячи километров. Из облаков осадки выпадают на сушу и в океан. Со временем осадки, выпавшие на сушу, _______________ в океан по рекам или с подземными водами. Слова для вставок: возвращаются, выпадают, испаряется, конденсируется, переносятся. Тема: «Основные формы рельефа Земли». Цели работы:
Оборудование: атлас, учебник. ХОД РАБОТЫ 1. По картам атласа определите: а) горные системы: Уральские, Кавказские, Верхоянские, Гималаи, Кордильеры, Памир. б) вершины: пик Коммунизма, Джомолунгма (Эверест). 2. Что свидетельствует о происходящих в настоящее время процессах горообразования? 3. Пользуясь физической картой полушарий, приведите примеры низких, средневысотных и высоких гор. 4. По каким признакам можно установить, что потухший вулкан раньше был действующим? 5. Сделайте схематический рисунок горста, грабена. 6. Заполните таблицу: “Различие гор по строению” (приведите примеры).
7. На каком материке расположены горы: Гималаи, Кордильеры, Уральские, Памир, Альпы, Анды, Атлас? Тема: «Как люди открывали мир». Цели работы:
Оборудование: учебник, атлас. ХОД РАБОТЫ 1. Внимательно прочитайте раздел учебника, посвященный важнейшим географическим путешествиям и открытиям, рассмотрите карту, портреты путешественников, ученых, рисунки и заполните в тетради таблицу.
Тема: «Построение розы ветров». Цель работы:
Оборудование: календарь погоды, карандаш, линейка, рабочая тетрадь Ход урока
«Роза ветров» Что такое ветер? (это перемещение воздуха в горизонтальном направлении) Дайте характеристику ветра. (Ветер всегда дует из области ВД в область НД (ВД-НД) Чем измеряется ветер? Направление ветра Направление ветра определяется по стороне горизонта, откуда он дует. Для анализа преобладающих в данной местности ветров строят специальный график – розу ветров Сила и скорость ветра Для определения силы и скорости ветра существует специальная шкала, а для возможности его практического использования есть ряд признаков, позволяющих определить примерную силу ветра Шкала Бофорта Безветрие называют штилем. Тихий ветер (скорость 1-1,5 м в секунду) лишь отклоняет дым трубы или от костра, легкий шелестит листьями деревьев, а слабый раскачивает тонкие ветки. Умеренный (6-8 м в секунду) раскачивает сучья и поднимает пыль, при свежем и сильном (11-12 м в секунду) шумят верхушки деревьев, а на воде появляются волны барашками, раскачиваются толстые сучья. При скорости более 20 м в секунду ветер называют штормовым, а при 30 м в секунду и более - ураганным Термины и понятия Скорость ветра (сила ветра) измеряется в м/с (при обслуживании авиации — в км/час, при обслуживании морского флота — в узлах, то есть морских милях в час). Существует оценка скорости ветра в баллах по действию, которое ветер производит на земной поверхности; эта система предложена в 1805 г. английским адмиралом Ф. Бофортом и называется шкалой Бофорта. Скорость ветра изменяется в больших пределах от почти полного затишья, штиля (голланское stil), при котором не наблюдаются ветровые волны, до шторма (голландское storm), со скоростью ветра более 15—20 м/с, и урагана (испанское huracan, из языка карибских индейцев), со скоростью ветра более 30 м/с, — продолжительных ветров разрушительной силы, обычно связанных с прохождением атмосферных фронтов, циклонов, смерчей. Направление ветра — сторона (точка) горизонта, откуда дует ветер. Таким образом, северный ветер всегда дует на юг, юго-восточный — на северо-запад и т.д. В метеорологии направление ветра определяют по 8 или по 16 румбам. Роза ветров — диаграмма, показывающая повторяемость ветров различных направлений для какого-либо пункта. Строится обычно по средним многолетним данным для месяца, сезона, года. Диаграмма представляет собой пучок лучей, исходящих из одной точки и направленных по румбам горизонта. На каждом луче от центра в сторону, откуда дует ветер, откладывается в определенном масштабе отрезок, пропорциональный повторяемости ветра данного направления. Концы отрезков обычно соединяются прямыми линиями. Рядом с розой ветров или в ее центре указывается повторяемость безветренной погоды. Первые письменные упоминания розы ветров относятся к ХII в. Бриз (от французского brise — легкий ветер) — местный ветер, обычно небольшой силы, до 4 баллов по шкале Бофорта, образующийся на берегах морей, озер, иногда крупных рек; днем дует с моря или озера на сушу (морской бриз), ночью — с суши на море (береговой бриз). Бриз захватывает лишь узкую полосу побережья — до нескольких километров. Муссон (от арабского маусим — сезон) — устойчивые ветры над определенными областями Земли, дующие летом с океана на сушу, а зимой наоборот. Летний муссон (с океана) несет влажную дождливую погоду, а зимний (с суши) — малооблачную сухую погоду. Ученые, путешественники, экспедиции, организации.Гиппал — римский купец, установивший особенности движения муссонов. Френсис Бофорт (1774—1857) — английский адмирал, предложивший в 1805 г. балльную систему оценки скорости (силы) ветра по действию, которое ветер производит на земной поверхности. Инструментарий географа.Анемометр (от греческого anemos — ветер и metreo — измеряю) — прибор для определения скорости ветра. Простейший анемометр — флюгер. Анемометры иных типов имеют вертушку, вращающуюся под действием ветра; число ее оборотов за определенное время позволяет судить о скорости ветра. Есть анемометры ручные и постоянно закрепленные на мачтах, механические и электрические. Флюгер (от голландского vleugel — буквально крыло) — прибор для определения направления и скорости ветра. На вертикальной оси расположен металлический флажок, поворачивающийся под воздействием ветра; противовес этого флажка направлен в сторону, откуда дует ветер; направление ветра читается по горизонтальным штифтам, ориентированным по восьми румбам. На флюгере перпендикулярно направлению ветра укреплена свободно качающаяся металлическая дощечка, по углу отклонения которой от вертикали можно с помощью специальной таблицы определить силу ветра. Флюгер устанавливается на высоте 8—10 м. Задание: А. Используя данные календаря погоды за месяц (по усмотрению учителя), постройте розу ветров. Для этого: 1. Начертите в тетради пресекающиеся линии, показывающие основные и промежуточные стороны горизонта. Подпишите названия сторон горизонта. 2. По результатам наблюдений на этих линиях от центра графика отложите в масштабе 1 клеточка (0,5 см) — 1 день количество дней, в течение которых преобладал ветер определенного направления. Например, за месяц ветер северного направления дул 3 раза, то есть от центра графика по линии, направленной на север, необходимо отложить 3 клеточки и поставить точку 3. Повторите действия из пункта 2 для всех направлений. 4. Полученные точки ветров на соседних направлениях соедините линией. 5. В центре графика подпишите количество безветренных дней. Б. По розе ветров определите преобладающие ветры. Практическое выполнение работы учащимися. Опорная карточка РУМБЫ
Тема: «Географическое положение Африки». Цели работы: 1. Научиться определять физико-географическое положение материка 2. Определять географические координаты крайних точек. 3. Вычислять протяженность материка, используя градусную сеть карты. 4. Самостоятельно работать с текстом учебника при заполнении таблицы. 5. Работать с контурной картой. |
Рабочая программа по географии, 10-11 классы, составлена на основе программы по географии. 6-10 классы. М.: Ооо «тид «Русское слово... | Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | ||
В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по географии 10- 11 класса, ученик должен | Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Данная программа опубликована в учебном издании «Примерная... | ||
Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа; практических работ – 23, из них оценочных – 13 | Данная рабочая учебная программа по географии составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений... | ||
Настоящая программа по географии для 7 класса создана на основе следующих документов | Программа разработана на основе Программы по географии для 10-11 классов (базовый уровень). Автор: В. П. Максаковский. М. Просвещение,... | ||
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта... | Федеральным базисным учебным планом (утвержденным приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004г №1312), на основе Примерной... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |