«Система практических работ по географии с 6 по 11 классы» Разработал: Учитель географии


Название«Система практических работ по географии с 6 по 11 классы» Разработал: Учитель географии
страница1/8
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Корликовская общеобразовательная школа»



«Система практических работ по географии

с 6 по 11 классы»

 

Разработал:

Учитель географии

Федюнина Елена Андреевна

 

Корлики

2014

«Система практических работ по географии с 6 по 11 классы».
Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует учета психологических особенностей обучаемых, использования системно-деятельностного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, которая обеспечивает достижение четко спланированных результатов обучения.

Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими и др. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ.

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности.

Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений: называть и показывать различные географические объекты; описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами, определять направления, географические координаты; измерять расстояния, азимуты; наблюдать за различными компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации; прогнозировать изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.

Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемными подходами и методами.

Организуя практические работы, помню, что программа задает лишь общее направление работы, а я, как учитель, конкретизирую содержание, определяю конкретную территорию, объем задания.

Психологи утверждают, что реальный смысл учения определяется не столько целями, сколько мотивами, отношением школьников к предмету.

Мотивы – внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию.

Все практические работы я оцениваю. Причем оценки за работу всему классу ставлю сразу, одновременно, проверяя результаты работы у всех, или поэтапно, проверяя работу по мере готовности её у разных школьников.

Важно, чтобы все работы были оценены объективно. Для этого я предлагаю следующие примерные нормы оценок:

  • “5” – правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;

  • “4” – погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;

  • “3” – погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении;

  • “2” – серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления;

  • “1” – полное отсутствие знаний и умений, необходимых для выполнения работы, грубые ошибки по содержанию, непонимание сути задания.

Содержание.


6 – 7 классы

5

Идея учебного практического проекта для учащихся 6 – 7 классов. Проект « Вот так, Африка!»

Тема: «Вулканы. Горячие источники».

Тема: «Гидросфера».

Тема: «Основные формы рельефа Земли».

Тема: «Как люди открывали мир».

Тема: «Построение розы ветров».

Тема: «Географическое положение Африки».

«Географическое положение Северной Америки».

Тема: «Географическое положение Южной Америки».

Тема: «Характеристика крупнейших рек Евразии».

Тема: «Атмосфера. Географическая оболочка».

8 класс

20

Тема: «Географическое положение России».

Тема: «Моря как крупные природные комплексы».

Тема: «Характеристика морей России».

Тема «Определение местного и поясного времени».

Тема: «Обозначение на контурной карте важнейших месторождений минеральных ресурсов России».

Тема: «Обоснование связи рельефа со строением земной коры и размещением полезных ископаемых».

Тема: «Обоснование связи рельефа со строением земной коры и размещением полезных ископаемых».

Тема: «Климат и климатические ресурсы России».

Тема: «Внутренние воды и водные ресурсы России».

Тема: «Обозначение  на  контурной  карте  крупнейших  рек,  озёр  России  и  бассейнов  океанов».

Тема: «Природные комплексы России».

Тема «Общая характеристика рек России».

Тема: «Географическая карта. Решение задач».

9 класс

34

Тема: «Составление характеристики Норильского промышленного узла».

Тема: «Хозяйство и специализация районов России».

Тема: «Изучение особенностей структуры хозяйства России».

Идея учебного проекта по географическому краеведению

для учащихся 8 – 9 классов.

Тема «Население села Корлики».

Тема: «Металлургический комплекс».

Тема: «Климатические пояса и типы климата на территории Якутии».

Тема: «Охрана природы в ХМАО».




10 – 11 классы

43


Тема: «Государственный строй стран мира».

Тема: «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира».

Тема: «Характеристика политико-географического положения страны».

Тема: «Государственный строй и основные формы административно–территориального устройства».

Тема: «Объяснение процессов воспроизводства населения в странах мира».

Тема: «Объяснение региональных и отраслевых различий в структуре занятости населения стран мира».

Тема: «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран мира (в виде таблицы)».

Тема: «Объяснение причин миграционных процессов».

Тема: «Характеристика центров мирового хозяйства».

Тема: Составление картосхемы « Региональные и отраслевые группировки стран мира».

Тема: «Составление картосхемы «Угольная промышленность мира».

Тема: Составление картосхемы «Металлургия мира».



6 -7 классы.

Идея учебного практического проекта для учащихся 6 – 7 классов.

Проект « Вот так, Африка!»
Тип проекта по доминирующему способу деятельности: информационный.

Цель:

Раскрыть особенности своеобразие климата, полезных ископаемых, рельефа, животного и растительного мира, населения Африки в связи с его географическим положением.

Задачи:

1. Научить ребят ставить перед собой проблемные вопросы, самостоятельно изучая учебник, дополнительную литературу, данные с Интернета.

2. Научить учащихся решить проблемные ситуации в группе.

3. Самостоятельное изучение параграфов учебника, дополнительной литературы, данных с Интернета.

4. Умение анализировать, обобщать, сопоставлять данные таблиц, картограмм и диаграмм, тематических карт.

5. Практическое применение знаний, оформление работ (в виде рефератов, докладов).

                                     План проекта:

1.      Подготовительный этап: (1 урок)

- создание рабочих групп;

- формирование целей и задач;

- определение методов работы;

- распределение обязанностей участников проекта;

- планирование работы.

                    2.    Основной этап: (2-4 урок)

                           -постановка цели и задачи;

                          2 урок - проверка полученных результатов;

                          3 урок - писать, оформлять, отбор материала.

                          4 урок - оформление результатов.

                    3. Заключительный этап (5 урок)

                        - выступление команд;

                        - работа на компьютере: тесты и практические задания;

                        - блиц вопросы;

                        - решение тестов, кроссвордов, работа на контурных картах по памяти;

                        - подведение итогов;

                        - марокканский танец.

План урока

         Тема: Презентация материалов подготовленных по методу проектов, по главе

                     «Африка».

        Цель урока: обобщить знания учащихся об особенностях Африки:

                               - крайние точки материка;

                               - план характеристики материка;

                               - план характеристики страны и географического объекта;

                               - обобщенный и комплексный материал по материку.

Задачи урока:

        1. научить ребят работать с дополнительной литературой;

        2. прививать любовь к работе с компьютером;

        3. научить делать самостоятельно выводы.


Эпиграфом нашего урока сегодня мы берем слова из популярной детской песни:

                                 В Африке горы – вот такой вышины;

                                 В Африке реки – вот такой ширины,

                                 Крокодилы, бегемоты, обезьяны, кашалоты,

                                 И зеленый попугай…

                                                              Ход урока:

приглашение помощницы (девушка в современном арабском наряде);

представление команд (географы, исследователи, гидрологи, геологи, климатологи, демографы, страноведы);

                                                          Презентация:

                  - выступление команд;

                  - физкультминутка;

                  - просмотр компьютера (работа на компьютере);

                  - блиц вопросы;

                  - решение тестов и кроссвордов, выполнение заданий на контурных картах по памяти (на местах);

                  - подведение итогов;

                  - вывод;

                  - марокканский танец.
Планируемый результат:

  • Умение обучающихся ставить перед собой проблемные вопросы, самостоятельно изучать учебник, дополнительную литературу, данные с Интернета.

  • Умение обучающихся решить проблемные ситуации в группе.

  • Умение анализировать, обобщать, сопоставлять данные таблиц, картограмм и диаграмм, тематических карт.

  • Практическое применение знаний, оформление работ (в виде рефератов, докладов).

Тема: «Вулканы. Горячие источники».

Цели работы:

  • Изучить строение вулканов и причины их возникновения.

  • Выяснить, как горячие источники используются в хозяйственной деятельности человека.

  • Определить роль вулканизма в формировании рельефа Земли.

  • Обозначить на контурной карте полушарий действующие вулканы.

Оборудование: атлас, контурная карта, учебник.

ХОД РАБОТЫ

  1. Как используются воды горячих источников человеком?

  2. Сделайте схематический рисунок вулкана в разрезе. Изобразите: а) конус; б) жерло; в) очаг магмы; г) кратер. Правильно сделайте надписи, выполните все аккуратно.

  3. Какую форму имеет вулканические горы?

  4. Отметьте на контурной карте местонахождение вулканов: Этна, Везувий, Ключевская Сопка, Килиманджаро, Котопахи.

  5. Почему в вулканических областях источники, часто бывают минеральными и с высокой температурой?

  6. Какова роль вулканизма в формировании рельефа Земли?

  7. Расскажите о вулкане Ключевская Сопка?

По этой же теме я предлагаю творческую работу. Учащиеся по группам готовят доклады: первая – о магматических, вторая – об осадочных, третья – о метаморфических породах, четвертая – о землетрясениях. Темы даются заранее, проводится консультация по работе с литературой, видеоматериалами, содержанию докладов, по использованию материалов кабинета.

Тема: «Гидросфера».

Цели работы:

  • Изучить строение гидросферы и ее частей.

  • Развивать практические умения работать с картой, атласом, контурной картой.

ХОД РАБОТЫ

1. На контурной карте океанов подпишите:

а) Материки: Евразия, Северная Америка, Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка.
б) Океаны: Северный Ледовитый, Индийский, Атлантический, Тихий.
в) Моря: Черное Средиземное, Берингово, Карское, Балтийское, Красное, Карибское.
г) Заливы: Бискайский, Бенгальский, Мексиканский.
д) Проливы: Бернигов, Гибралтарский, Дрейка.
е) Острова: Гренландия, Гавайские, Мадагаскар, Сахалин, Исландия, Огненная Земля.
ж) Полуострова: Камчатка, Индостан, Аравийский.

2. Пользуясь физической картой полушарий, заполните таблицу:

Название океана

Какие части света (материки) омывает

Наибольшая глубина

 

 

 

 

 

 

3. Распределите приведенные ниже моря по тем океанам, к которым они относятся. Результат оформите в таблицу:

Название моря

Океан, к которому относится

Какие материки омывает

Окраинное или внутреннее

 

 

 

 

Моря: Чукотское, Азовское, Баренцево, Белое, Красное, Черное, Желтое, Японское, Балтийское, Южно-Китайское, Мраморное, Аравийское, Средиземное, Карибское, Берингово.

4. Правильно выберите проливы, которые соединяют следующие моря: Черное и Азовское, Мраморное и Эгейское, Баренцево и Карское, Чукотское и Берингово, Черное и Мраморное.

Проливы: Дарданеллы, Керчинский, Босфор, Карские Ворота, Берингов.

5. Выпишите в таблицу, в каких океанах расположены следующие острова и полуострова:

Острова: Новая Земля, Британия, Исландия, Сахалин, Большие Зондские, Новая Гвинея, Мадагаскар, Гренландия, Антильские, Огненная Земля, Гавайские.

Полуострова: Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Аравийский, Индостан, Камчатка, Лабрадор.

Океаны

Острова

Полуострова

Тихий

 

 

Атлантический

 

 

Индийский

 

 

Северный Ледовитый

 

 

6. Прочитайте, вставляя пропущенные слова. Озаглавьте текст. _____________________________.

С поверхности суши и Мирового океана непрерывно ______________ вода. В атмосфере водяные пары _______________ и образуют облака, которые ветром ______________ на тысячи километров. Из облаков осадки выпадают на сушу и в океан. Со временем осадки, выпавшие на сушу, _______________ в океан по рекам или с подземными водами.

Слова для вставок: возвращаются, выпадают, испаряется, конденсируется, переносятся.

Тема: «Основные формы рельефа Земли».

Цели работы:

  • Изучить основные формы земной поверхности.

  • Развить практические умения работать с картой.

Оборудование: атлас, учебник.

ХОД РАБОТЫ

1. По картам атласа определите:

а) горные системы: Уральские, Кавказские, Верхоянские, Гималаи, Кордильеры, Памир.
б) вершины: пик Коммунизма, Джомолунгма (Эверест).

2. Что свидетельствует о происходящих в настоящее время процессах горообразования?

3. Пользуясь физической картой полушарий, приведите примеры низких, средневысотных и высоких гор.

4. По каким признакам можно установить, что потухший вулкан раньше был действующим?

5. Сделайте схематический рисунок горста, грабена.

6. Заполните таблицу: “Различие гор по строению” (приведите примеры).

Складчатые

Глыбовые

Складчато-глыбовые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. На каком материке расположены горы: Гималаи, Кордильеры, Уральские, Памир, Альпы, Анды, Атлас?

Тема: «Как люди открывали мир».

Цели работы:

  • Изучить эпоху Великих географических открытий.

  • Учиться работать с большими объемами информации, изучая книгу и атлас.

Оборудование: учебник, атлас.

ХОД РАБОТЫ

1. Внимательно прочитайте раздел учебника, посвященный важнейшим географическим путешествиям и открытиям, рассмотрите карту, портреты путешественников, ученых, рисунки и заполните в тетради таблицу.

Имена путешественников или ученых

Страны, где развивались географические знания

Этапы накопления знаний

Открытые географические объекты и научные открытия

 

 

 

 



Тема: «Построение розы ветров».
Цель работы:


  • отработать навыки работы по построению розы ветров, формирование представления о понятии «ветер

  • развитие умения выстраивать причинно-следственные связи при определении направления ветра

  • отработать умения по отбору необходимого материала по выполнению практической работы

Оборудование: календарь погоды, карандаш, линейка, рабочая тетрадь

Ход урока

  1. Орг. Момент

  2. Повторение изученного материала по теме

«Роза ветров»
Что такое ветер? (это перемещение воздуха в горизонтальном направлении)

Дайте характеристику ветра. (Ветер всегда дует из области ВД в область НД (ВД-НД)

Чем измеряется ветер?
Направление ветра

Направление ветра определяется по стороне горизонта, откуда он дует. Для анализа преобладающих в данной местности ветров строят специальный график – розу ветров

Сила и скорость ветра

Для определения силы и скорости ветра существует специальная шкала, а для возможности его практического использования есть ряд признаков, позволяющих определить примерную силу ветра

Шкала Бофорта

Безветрие называют штилем. Тихий ветер (скорость 1-1,5 м в секунду) лишь отклоняет дым трубы или от костра, легкий шелестит листьями деревьев, а слабый раскачивает тонкие ветки. Умеренный (6-8 м в секунду) раскачивает сучья и поднимает пыль, при свежем и сильном (11-12 м в секунду) шумят верхушки деревьев, а на воде появляются волны барашками, раскачиваются толстые сучья. При скорости более 20 м в секунду ветер называют штормовым, а при 30 м в секунду и более - ураганным

Термины и понятия

Скорость ветра (сила ветра) измеряется в м/с (при обслуживании авиации — в км/час, при обслуживании морского флота — в узлах, то есть морских милях в час).
Существует оценка скорости ветра в баллах по действию, которое ветер производит на земной поверхности; эта система предложена в 1805 г. английским адмиралом Ф. Бофортом и называется шкалой Бофорта. Скорость ветра изменяется в больших пределах от почти полного затишья, штиля (голланское stil), при котором не наблюдаются ветровые волны, до шторма (голландское storm), со скоростью ветра более 15—20 м/с, и урагана (испанское huracan, из языка карибских индейцев), со скоростью ветра более 30 м/с, — продолжительных ветров разрушительной силы, обычно связанных с прохождением атмосферных фронтов, циклонов, смерчей.
Направление ветра — сторона (точка) горизонта, откуда дует ветер. Таким образом, северный ветер всегда дует на юг, юго-восточный — на северо-запад и т.д.
В метеорологии направление ветра определяют по 8 или по 16 румбам.
Роза ветров — диаграмма, показывающая повторяемость ветров различных направлений для какого-либо пункта. Строится обычно по средним многолетним данным для месяца, сезона, года. Диаграмма представляет собой пучок лучей, исходящих из одной точки и направленных по румбам горизонта. На каждом луче от центра в сторону, откуда дует ветер, откладывается в определенном масштабе отрезок, пропорциональный повторяемости ветра данного направления. Концы отрезков обычно соединяются прямыми линиями. Рядом с розой ветров или в ее центре указывается повторяемость безветренной погоды. Первые письменные упоминания розы ветров относятся к ХII в.
Бриз (от французского brise — легкий ветер) — местный ветер, обычно небольшой силы, до 4 баллов по шкале Бофорта, образующийся на берегах морей, озер, иногда крупных рек; днем дует с моря или озера на сушу (морской бриз), ночью — с суши на море (береговой бриз). Бриз захватывает лишь узкую полосу побережья — до нескольких километров.
Муссон (от арабского маусим — сезон) — устойчивые ветры над определенными областями Земли, дующие летом с океана на сушу, а зимой наоборот. Летний муссон (с океана) несет влажную дождливую погоду, а зимний (с суши) — малооблачную сухую погоду.

Ученые, путешественники, экспедиции, организации.


Гиппал римский купец, установивший особенности движения муссонов.
Френсис Бофорт (1774—1857) — английский адмирал, предложивший в 1805 г. балльную систему оценки скорости (силы) ветра по действию, которое ветер производит на земной поверхности.

Инструментарий географа.


Анемометр (от греческого anemos — ветер и metreo — измеряю) — прибор для определения скорости ветра. Простейший анемометр — флюгер. Анемометры иных типов имеют вертушку, вращающуюся под действием ветра; число ее оборотов за определенное время позволяет судить о скорости ветра. Есть анемометры ручные и постоянно закрепленные на мачтах, механические и электрические.
Флюгер (от голландского vleugel — буквально крыло) — прибор для определения направления и скорости ветра. На вертикальной оси расположен металлический флажок, поворачивающийся под воздействием ветра; противовес этого флажка направлен в сторону, откуда дует ветер; направление ветра читается по горизонтальным штифтам, ориентированным по восьми румбам. На флюгере перпендикулярно направлению ветра укреплена свободно качающаяся металлическая дощечка, по углу отклонения которой от вертикали можно с помощью специальной таблицы определить силу ветра. Флюгер устанавливается на высоте 8—10 м.

Задание:
А. Используя данные календаря погоды за месяц (по усмотрению учителя), постройте розу ветров. Для этого:
1. Начертите в тетради пресекающиеся линии, показывающие основные и промежуточные стороны горизонта. Подпишите названия сторон горизонта.
2. По результатам наблюдений на этих линиях от центра графика отложите в масштабе 1 клеточка (0,5 см) — 1 день количество дней, в течение которых преобладал ветер определенного направления. Например, за месяц ветер северного направления дул 3 раза, то есть от центра графика по линии, направленной на север, необходимо отложить 3 клеточки и поставить точку
3. Повторите действия из пункта 2 для всех направлений.
4. Полученные точки ветров на соседних направлениях соедините линией.
5. В центре графика подпишите количество безветренных дней.
Б. По розе ветров определите преобладающие ветры.

Практическое выполнение работы учащимися.



Опорная карточка

РУМБЫ

Буквенные обозначения

Названия румбов

русские

международные

С

N

Север (норд)

СВ

NE

Северо-восток (норд-ост)

В

E

Восток (ост)

ЮВ

SE

Юго-восток (зюйд-ост)

Ю

S

Юг (зюйд)

ЮЗ

SW

Юго-запад (зюйд-вест)

З

W

Запад (вест)

СЗ

NW

Северо-запад (норд-вест)



Тема: «Географическое положение Африки».

Цели работы:

1. Научиться определять физико-географическое положение материка

2. Определять географические координаты крайних точек.

3. Вычислять протяженность материка, используя градусную сеть карты.

4. Самостоятельно работать с текстом учебника при заполнении таблицы.

5. Работать с контурной картой.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

«Система практических работ по географии с 6 по 11 классы» Разработал: Учитель географии iconРабочая программа по географии, 10-11 классы, составлена на основе...
Рабочая программа по географии, 10-11 классы, составлена на основе программы по географии. 6-10 классы. М.: Ооо «тид «Русское слово...

«Система практических работ по географии с 6 по 11 классы» Разработал: Учитель географии iconПояснительная записка к рабочей программе по географии 10 класса
Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...

«Система практических работ по географии с 6 по 11 классы» Разработал: Учитель географии iconНастоящий комплект практических работ предназначен в качестве методического...
В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по географии 10- 11 класса, ученик должен

«Система практических работ по географии с 6 по 11 классы» Разработал: Учитель географии iconМаксаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. / В. П. Максаковский
Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Данная программа опубликована в учебном издании «Примерная...

«Система практических работ по географии с 6 по 11 классы» Разработал: Учитель географии iconРабочая программа по географии для 9 класса на 2014 2015 гг
Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа; практических работ – 23, из них оценочных – 13

«Система практических работ по географии с 6 по 11 классы» Разработал: Учитель географии iconПояснительная записка. Данная рабочая учебная программа по географии...
Данная рабочая учебная программа по географии составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений...

«Система практических работ по географии с 6 по 11 классы» Разработал: Учитель географии iconРабочая программа по географии представляет собой целостный документ,...
Настоящая программа по географии для 7 класса создана на основе следующих документов

«Система практических работ по географии с 6 по 11 классы» Разработал: Учитель географии iconРабочая программа по географии Уровень: среднее общее образование
Программа разработана на основе Программы по географии для 10-11 классов (базовый уровень). Автор: В. П. Максаковский. М. Просвещение,...

«Система практических работ по географии с 6 по 11 классы» Разработал: Учитель географии iconПояснительная записка Pабочая программа реализуется в учебниках по...
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...

«Система практических работ по географии с 6 по 11 классы» Разработал: Учитель географии iconРабочая программа по географии 11 класс
Федеральным базисным учебным планом (утвержденным приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004г №1312), на основе Примерной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск