Методические указания к практическим (семинарским) занятиям по учебной дисциплине «Русский язык»


НазваниеМетодические указания к практическим (семинарским) занятиям по учебной дисциплине «Русский язык»
страница1/13
ТипМетодические указания
filling-form.ru > Туризм > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
НОЯБРЬСКИЙ ИНСТИТУТ НЕФТИ И ГАЗА

(филиал)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(Филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске)


Предметно-цикловая комиссия общегуманитарных и социально – экономических дисциплин
Русский язык

методические указания к практическим (семинарским) занятиям по учебной дисциплине «Русский язык» для студентов всех специальностей дневной формы обучения
Составитель Р.Г. Валиуллина


Ноябрьск, 2013

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
НОЯБРЬСКИЙ ИНСТИТУТ НЕФТИ И ГАЗА

(филиал)

Русский язык
методические указания к практическим (семинарским) занятиям по учебной дисциплине «Русский язык» для студентов всех специальностей дневной формы обучения



Ответственный секретарь РИС
_____________ __________________

(подпись) расшифровка подписи

«____» декабрь 2013г.

Директор института ТюмГНГУ

наименование

______________ С.П. Зайцева

(подпись) расшифровка подписи

« 29 » ноября 2013 г.


Зав. кафедрой (базовый вуз)_____________

(наименование)

______________ _________________

(подпись) расшифровка подписи

«____» декабрь 2013г

Председатель учебно-методического совета

____________ Л.А.Муртазина

(подпись) расшифровка подписи

« 29 » ноября 2013 г.



Подписи и контактные телефоны авторов

______________ Р.Г.Валиуллина

(подпись) расшифровка подписи

« 23 » ноября 2013г
тел. 89220976825

Председатель П(Ц)К ОГСЭ

(наименование)

______________ Р.Н. Зиязова

(подпись) расшифровка подписи

« 29 » ноября 2013 г.

Протокол № 2 от 29.11.13.



Ноябрьск 2013

Русский язык: метод. указ. к практическим (семинарским) занятиям по дисциплине «Русский язык» для студентов всех специальностей дневной формы обучения /сост. Р.Г.Валиуллина; Ноябрьский институт нефти и газа (филиал) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ».– 2-е изд., испр.– Тюмень: Издательский центр БИК ТюмГНГУ 2013.– 93с.


Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании ПЦК ОГСЭ дисциплин

«29» октября 2013 года, протокол №2 .

УДК 468(034.5)

ББК 84.5+631+49

Аннотация:
Методические указания по изучению дисциплины «Русский язык» предназначены для обучающихся по специальностям:

210407 СПО ГОС /Многоканальные коммуникационные системы, специалист по телекоммуникациям.

130503 СПО ГОС /Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, техник.

140613 СПО ГОС /Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, техник.

150411 СПО ГОС/Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), техник.

-190631 СПО ФГОС/Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, техник. Данная дисциплина изучается в двух семестрах.
Приведено содержание практических работ, разработаны указания по подготовке к практическим занятиям, по планированию времени, отведенного на проведение практических занятий, рекомендации по подготовке к практическим занятиям, указания по работе с литературой.

Настоящие методические указания, созданные на основании действующей программы учебной дисциплины, позволяют проверить умение извлекать информацию из учебных текстов, использовать теоретические сведения в практической деятельности.

Данные практические работы разработаны на основе учебника под редакцией Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина «Русский язык. 10 класс (базовый уровень)».

Содержание

СТР

1.Аннотация………………………………………………………… 4

2.Содержание………………………………………………………. 5

3. Введение ………………………………………………………… 6

4. Содержание практических/семинарских занятий ………….. 7-15

5. Учебно-методические материалы по выполнению практических

работ. Порядок (алгоритм) выполнения работ…………………… 16

6. Практические работы……………………………………………. 17-83

7. Критерии оценки работы обучающихся …………………….. 84

8. Список литературы, необходимой для подготовки к каждому практическому/ семинарскому занятию ………………………….. 89-93

1.ВВЕДЕНИЕ
Назначение методических указаний к практическим (семинарским) занятиям по дисциплине «Русский язык» (далее- методические указания, МУ): МУ составлены для студентов первого курса всех специальностей дневной формы обучения в соответствии с ФГОС на основе рабочей программы по русскому языку.

Основная цель учебно-методического обеспечения

- Создать условия для реализации требований ФГОС посредством предоставления обучающимся полного комплекта учебно-методических материалов для аудиторного и самостоятельного освоения практического компонента содержания учебной дисциплины, углубить и закрепить знания, полученные на теоретических занятиях и в результате самостоятельного изучения рекомендованной литературы, совершенствовать навыки устной и письменной речи.

В сборнике использованы материалы из популярных литературных источников по практической стилистике. Задания составлены на основе картотеки типичных речевых ошибок.

Практические задания даются в виде связных текстов или отдельных предложений. Предлагаются предтекстовые задания, в которых выделяются прежде всего вопросы по теме раздела, а затем вопросы на повторение, имеющие комплексный характер.

Наличие учебно-методического обеспечения позволяет:

- систематизировать нормативные документы, методические материалы и средства обучения;

- повысить эффективность и качество практических учебных занятий;

- сформировать систему объективной оценки компетенций обучающихся и выпускников.

Актуальность предлагаемых материалов обуславливается значительным количеством требований к уровню практической подготовки обучающихся по русскому языку.

Требования к знаниям обучающихся по курсу русского языка:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

осуществлять речевой самоконтроль;

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения


2. Содержание практических занятий
Тематический план проведения практических/семинарских занятий


Цель занятия

Темы практических/семинарских занятий с перечнем вопросов, выносимых на обсуждение

Объем аудиторных часов

Краткие теоретические материалы/выполняемые задания;



1

2




3

Цель – формирование представления о дисциплине «Русский язык», роль русского языка в профессиональной деятельности;


Практическая работа № 1 по теме: « Язык и речь».

Основные вопросы:

Каковы функции языка? Чем отличаются языковая личность и речевая личность?

Виды речевой деятельности.

Речевая ситуация и её компоненты

1

Построение речевых высказывании в устной и письменной форме с учетом требований культуры речи.

Работа со словарной статьёй.

Цель–изучение особенностей жанров научного стиля, лексико- грамматических средств каждого жанра 

Практическая работа

2 по теме: «Функциональные стили речи».

Основные вопросы:

Какие функциональные стили речи существуют? И назовите их особенности: признаки стиля, сфера использования. Назовите основные жанры научного стиля.

1

Анализ текста: особенности использования метафоры в языке науки. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение.


Цель – формирование умений определять и формулировать тему и микротемы высказывания

Практическая работа № 3 по теме: «Текст как произведение речи».

Основные вопросы:

Каковы существенные особенности текста? Назовите основные признаки текста.

1

Преобразование монологической речи в диалогическую и наоборот (с одновременным привнесением в создаваемый текст соответственно элементов разговорного языка и строго нормированного литературного языка письменной речи). Основные признаки текста: связность и цельность. Ключевые слова. Абзац.

Цель – формирование речевой компетенции, развитие и совершенствование стилистических умений 

Практическая работа №4 по теме: «Функционально-смысловые типы речи». Основные вопросы:

Объясните, в чем разница между

описанием, повествованием и рассуждением.

1

Построение речевых высказывании в устной и письменной форме с учетом требований культуры речи.

Цель – обогащение словарного запаса общенаучной, терминологической специальной лексикой и сочетаниями, активизация их в речи

Практическая работа №5

По теме: «Слово в лексической системе языка».

Основные вопросы:

Что называется лексическим и грамматическим значением слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Дайте определение понятиям: что такое омонимы, синонимы, антонимы.

1

Употребление в речи лексики пассивного состава языка (неологизмы, окказионализмы, архаизмы, историзмы, слова иноязычного происхождения).

Цель – обогащение словарного запаса общенаучной, терминологической специальной лексикой и сочетаниями, активизация их в речи

Практическая работа №6 по теме: «Русская лексика с точки зрения её происхождения». Основные вопросы:

Назовите отличительные признаки исконно русской лексики, заимствованной лексики, старославянизмов.

1

Работа с текстом: выявление языковых норм и историю развития (нормы древнерусского литературного языка, литературный язык московского государства, языковая норма Петровской эпохи, система норм литературного языка  XVII - XIX вв.).

Цель – обогащение словарного запаса общенаучной, терминологической специальной лексикой и сочетаниями, активизация их в речи

Практическая работа № 7 по теме:

«Фразеологизмы». Основные вопросы:

Дать определение понятиям: что такое фразеология, свободные и несвободные словосочетания, клише и этикетные слова?


1

Характеристика фразеологизмов с точки зрения происхождения и традиции использования:

а) выражение из разговорно-бытовой речи;

б) выражения из профессиональных сфер употребления

в) выражения из книжно-литературной речи.

выписать из художественных произведений.

Цель – обогащение словарного запаса общенаучной, терминологической специальной лексикой и сочетаниями, активизация их в речи

Практическая работа № 8 по теме: «Лексические нормы».

Основные вопросы:

Объясните, в чем разница между монологом и диалогом, тавтологией и плеоназм.



1

Выявление лексических ошибок. Двусмысленность как речевое явление. Стилистическая дифференциация лексики современного русского литературного языка. Проблемы нормы в лексике.


Цель – формирование речевой компетенции в рамках темы, развитие и совершенствование орфографических умений в области правописания согласных корня слова. 

Практическая работа № 9 по теме:

« Фонетические единицы языка».

Основные вопросы:

Чем отличается звук от фонемы? Дайте определение понятиям: какие слоги называются открытыми и закрытыми слог.


1

Наблюдение над собственным произношением, учет и классификация собственных ошибок в произношении и словесном ударении; ведение личного словарика «Пишу и говорю правильно!».

 Цель – обогащение и активизация в речи терминологии русского языка, правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме; 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям по учебной дисциплине «Русский язык» iconМетодические указания к практическим занятиям студентов по учебной дисциплине фармакология
Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов по учебной дисциплине фармакология. – Ульяновск: огбоу спо умк, 2014....

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям по учебной дисциплине «Русский язык» iconМетодические указания по дисциплине «Экономическая теория»
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Экономическая теория». — Ростов н/Д: дгту,...

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям по учебной дисциплине «Русский язык» iconМетодические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Право»
Предназначено для студентов очной и заочной формы обучения по направлению 080100 «Экономика»

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям по учебной дисциплине «Русский язык» iconМетодические указания к практическим занятиям по пп. 01 «Учебная...
Представлены методические указания к практическим занятиям по учебной практике, образцы документов для выполнения практических заданий,...

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям по учебной дисциплине «Русский язык» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «экономическая...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономическая география и регионалистика мира» для специальности 036401-...

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям по учебной дисциплине «Русский язык» iconМетодические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе...
Практикум содержит задания и методические рекомендации по подготовке студентов к практическим и семинарским занятиям и самостоятельной...

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям по учебной дисциплине «Русский язык» iconМетодические указания к семестровым и практическим занятиям рпк «Политехник»
Правоохранительные органы рф: Методические указания к семестровым и практическим занятиям / Сост. – И. И. Евтушенко; Волгоград гос...

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям по учебной дисциплине «Русский язык» iconМетодические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» исодержат список...

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям по учебной дисциплине «Русский язык» iconМетодические указания к семинарским занятиям Составитель
Международное право является обязательной учебной дисциплиной для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям по учебной дисциплине «Русский язык» iconМетодические указания для студентов к практическим занятиям с использованием программы
Бухгалтерский учет. Методические указания для студентов к практическим занятиям с использованием программы «1С: Предприятие. Бухгалтерия...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск