МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Экономика »
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Экономическая теория»
К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
для студентов 3-го курса подготовки бакалавров по направлениям:
230100, 152200, 231300, 230700, 230400, 280705, 261400, 140400,
23100, 150400, 200100, 201000
всех форм обучения.
Ростов-на-Дону 2013
УДК 330.1(07)
Составитель: кандидат экономических наук, доцент Т.М. Калачева,
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Экономическая теория». — Ростов н/Д: ДГТУ, 2013. — 34 с. В компактной форме приводится информация необходимая для семинарских и практических занятий по дисциплине «Экономическая теория» при подготовке бакалавров по направлениям:
230100, 152200, 231300, 230700, 230400, 280705, 261400, 140400,
23100, 150400, 200100, 201000
всех форм обучения.
Печатается по решению методической комиссии факультета «Инновационный бизнес и менеджмент»
Научный редактор доктор экономических наук, профессор Калачев Ю.В.
© ДГТУ, 2013
Введение
В соответствии с ООП направления подготовки бакалавров, у которых учебная дисциплина «Экономическая теория» является базовой частью цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) организация ее изучения предусматривает два вида аудиторных занятий – лекционные и семинарские занятия. Цель изучения дисциплины «Экономическая теория» ознакомить студентов с основными принципами экономической теории, вооружить будущего бакалавра знаниями и навыками в области экономики, определяющими его рациональное поведение и непосредственное практическое применение этих знаний и навыков в своей профессиональной деятельности.
Задача дисциплины. Приобретение практических навыков анализа мотивов и закономерностей деятельности субъектов экономики, ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и объемов выпуска продукции, а также решения проблемных ситуаций на микроэкономическом уровне (домохозяйство, фирма, отраслевой рынок). Приобретение практических навыков анализа и интерпретации показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на макроуровне.
Решение поставленных задач предусматривает закрепление студентами теоритических знаний, полученных в ходе лекционного курса и самостоятельной работы и применение этих знаний в ходе обсуждения вопросов семинарского занятия, в процессе написания контрольных и практических работ. При рассмотрении тем семинарских и практических занятий их следует увязывать с современной российской теорией и практикой .
Учебный курс состоит из четырех разделов: Раздел I. Общие основы экономической теории; Раздел 2.Микроэкономика; Раздел 3. Макроэкономика; Раздел 4. Экономика всемирного хозяйства. Методические указания содержат:
1. Учебные задания по каждой теме семинарского занятия, задачи, тесты, темы научных сообщений.
2. Контрольные вопросы по всему курсу, которые используются для зачета .
3. Список литературы, используемый для изучения дисциплины.
Тема 1. Организация и методика изучения учебной дисциплины
«Экономическая теория». Предмет и метод. Цель занятия: определить цели и задачи курса «Экономическая теория»; методику организации и проведения семинарских занятий и рейтинговой системы оценки знаний; предмет, метод и этапы развития экономической науки, ее современные задачи и функции.
Основные вопросы : Содержание курса «Экономическая теория», его цели и задачи, рекомендуемая литература к курсу.
Календарно-тематический план семинарских занятий. Знакомство с методикой организации и проведения семинарских занятий. Виды и график сдачи рейтинговых заданий.
Требования, предъявляемые к устным выступлениям и письменным работам бакалавров. Критерии оценки знаний студента.
Современная экономическая теория: предмет, задачи и функции.
Методы экономического анализа.
Основные категории: предмет науки, объект исследования, макроэкономическая и микроэкономическая теория, позитивная и нормативная экономическая теория, экономические законы, эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, экономико-математическая модель, деловая игра, имитационная игра, прогнозирование, экономическая политика. логический и исторический методы, системный метод, экономическое наблюдение. Темы научных сообщений:
1.Генезис экономической науки.
2.Экономическая мысль в России: история и современность.
3.Современные направления и школы экономической теории Тема 2 . Общие проблемы экономического развития Цель занятия: раскрыть содержание базовых экономических категорий, показать их взаимосвязь
|