Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе по курсу «Теоретические основы товароведения»


НазваниеМетодические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе по курсу «Теоретические основы товароведения»
страница1/3
ТипМетодические указания
filling-form.ru > Договоры > Методические указания
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Донской государственный технический университет»

Факультет «Инновационный бизнес и менеджмент»

Кафедра «Экономики»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическим занятиям и самостоятельной работе

по курсу «Теоретические основы товароведения»

по направлению 100700 «Торговое дело»

Ростов-на-Дону

2012 г.

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе по курсу «Теоретические основы товароведения».
Практикум содержит задания и методические рекомендации по подготовке студентов к практическим и семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов по курсу «Теоретические основы товароведения».

Указанные материалы помогут студентам применять теоретические знания в области товароведения потребительских товаров в специальных разделах товароведения и в практической деятельности.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по программам направления 100700 «Торговое дело».

Методические указания составлены доцентом, канд.эк.наук, Коваленковой О.Г и утверждены на заседании кафедры «Экономики»
Протокол № ___ от «___» ________ 2012 г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………........4

1 ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ……………..……..5

1.1. Предмет, цели, задачи, принципы товароведения. История

и направления развития………………………………………………………..……....5

1.2 Объекты и субъекты товароведной деятельности……………………………….5

1.3 Методы товароведения. Классификация и кодирование

потребительских товаров……………………………………………………………..10

1.4 Ассортимент товаров, его виды, показатели, основы

формирования и управления……………………………………………………........14

2 КАЧЕСТВО ТОВАРА...……………………………………………………….……..22

2.1 Потребительские свойства товаров и показатели качества,

номенклатура потребительских свойств………………………………….………...22

2.2 Оценка качества товаров…………………………………………….…………...24

2.3 Количественная характеристика и контроль качества товаров……………....24

2.4 Физико-химические свойства товаров………………………………………….24

3. ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ

И СОХРАНЕНИЕ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ……………………………………...…26

4. ВИДЫ И СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИ О ТОВАРЕ……………..…………….…26

ВВЕДЕНИЕ
Практикум предназначен для овладения студентами умений и навыков самостоятельной работы по определению основополагающих товароведных характеристик потребительских товаров, а также их информационному обеспечению.

Перечень тем соответствует рабочей программе по курсу «Теоретические основы товароведения», утвержденной кафедрой «Экономики». Темы включают в себя практические и семинарские задания.

Каждое задание имеет унифицированную структуру, включающую определение цели, подготовительную работу студента к нему, средства обучения, в отдельных случаях – объекты исследования, а также задания. Благодаря такой структуре студент получает возможность овладеть дополнительными умениями оформлять результаты исследований, составлять таблицы, анализировать и обобщать их, делать заключения, что служит подготовительным этапом для выполнения более сложных исследовательских работ (курсовых, дипломных)

Ключевые слова: товароведение, товаровед, товар, потребитель, классификация, кодирование, ассортимент, качество, номенклатура потребительских свойств товара, товарная информация.
Правила оформления письменных заданий

  1. Практические задания оформляются в отдельной тетради или в общей с конспектом лекций. В последнем случае в тетради должно быть отведено определенное место с все работы необходимо компоновать вместе.

  2. Студент должен четко написать название задания, тему, цель, объекты и результаты исследования. Если предусмотрено оформление работ в виде таблиц, то необходимо все результаты занести в таблицу тетради. После каждого занятия или в конце работы должно быть сделано заключение с обобщением.

  3. В конце работы студент ставит свою подпись и дату, а преподаватель – оценку или факт выполнения работы с подписью.

Итоговым контролем выполнения практических заданий является зачет каждой работы по результатам ее выполнения и устного сообщения с получением допуска к экзамену на последнем занятии.

Раздел 1. Предмет и основные категории товароведения

1.1. Предмет, цели, задачи, принципы товароведения. История и направления развития.

Задание 1.

Цель семинарского занятия: изучение студентами основных понятий, принципов товароведения, исторических предпосылок развития науки, современных актуальных проблем.
Вопросы для обсуждения (доклады, рефераты):

1. Потребительная стоимость товаров как предмет исследования товароведения

2. Цели и задачи товароведения.

3. Принципы товароведения.

4. История возникновения и развития товароведения.

5. Актуальные проблемы товароведения на современном этапе.

6. Межпредметные связи товароведения с другими учебными дисциплинами: предшествующими, сопутствующими и последующими.

7. Возникновение и развитие товароведения в России.
Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «товароведение».

2. Назовите основные понятия товароведения.

3. Какие принципы товароведения вы знаете?

4. Какие основные этапы в развитии товароведения?

5. Какова связь дисциплины товароведение с другими научными дисциплинами?
Литература:

  1. Калачев С.Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы : учеб. для бакалавров. - М. : Юрайт, 2012.

  2. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2012.

  3. Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы. Учебник для бакалавров. 5-е изд., испр. и доп. - М.:Дашков и Ко, 2012

  4. Теплов В.И. Коммерческое товароведение. Учебник. 4-е изд., перераб. и доп.- М.:Дашков и Ко, 2012


1.2 Объекты и субъекты товароведной деятельности

Задание 2

Цель семинарского занятия: изучение студентами товара как объекта товароведной деятельности, роли товароведов, как субъектов товароведной деятельности, критериев современного состояния потребительского рынка.
Вопросы для обсуждения (доклады, рефераты):

  1. Источники насыщения рынка, их состояние.

  2. Законодательная и нормативная база товарного обеспечения рынка.

  3. Перспективы развития потребительского рынка: меры по государственному регулированию производства и реализации товаров, прогнозы развития.

  4. Роль товароведов в развитии потребительского рынка. Должностная инструкция товароведа.

  5. Товароведная деятельность как составная часть коммерческой деятельности

  6. Товары как объекты товароведной и коммерческой деятельности.

  7. Ассортиментная, качественная, количественная и стоимостная характеристика товара. Их взаимосвязь друг с другом

  8. Субъекты товароведной деятельности – товароведы, технологи, маркетологи и потребители.


Контрольные вопросы:

1. Что является объектом товароведной деятельности?

2. Назовите основные характеристики товаров.

3. Что включает ассортиментная характеристика товаров?

4. Объясните, чем отличается качественная характеристика товаров от ассортиментной.

5. Чему способствует количественная характеристика товаров?

6. Дайте определение следующим понятиям: субъект, товаровед, потребитель.

7. Что должен знать товаровед в области товароведения?
Литература:

  1. Калачев С.Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы : учеб. для бакалавров. - М. : Юрайт, 2012.

  2. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2012.

  3. Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы. Учебник для бакалавров. 5-е изд., испр. и доп. - М.:Дашков и Ко, 2012

  4. Теплов В.И. Коммерческое товароведение. Учебник. 4-е изд., перераб. и доп.- М.:Дашков и Ко, 2012


Задание 3. Тестовое задание
Выполняется письменно тестовое задание по предложенным вопросам из пройденных тем учебной программы с возможными вариантами ответов. Необходимо указать правильные ответы.
Задание 4. Изучение и применение основных положений Закона РФ «О защите прав потребителей»

Цель работы: формирование знаний в области защиты прав потребителей и осознанного применения Закона РФ «О защите прав потребителей», прививание навыков к самостоятельному оперативному использованию норм, регулирующих отношения между производителями, продавцами и потребителями в условиях цивилизованного рынка.

Подготовка студента к занятию: подготовить таблицы по заданиям 4.1-4.4 с кратко сформулированными вопросами.

Средства обучения:

- Закон РФ «О защите прав потребителей»

- Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара

- Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

- Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению.

- Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежать удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков.

Специалисты в области торгового дела должны хорошо знать законы и нормативные акты, связанные с защитой прав потребителей, уметь ими пользоваться при защите прав как потребителя, так и продавца.
Задание 4а. Общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей»

Изучите главу 1 закона (статьи 1-17), обратите внимание на требования к качеству товара (работы, услуги); понятия срока годности, срока службы, гарантийного срока; требования к информации об изготовителе (исполнителе, продавце), о товарах (работах, услугах); имущественную собственность продавца (изготовителя, исполнителя).

Изученный материал в виде ответов на вопросы оформите в таблице 1.1

Таблица 1.1. – Основные положения ФЗ «О защите прав потребителей»

№ вопроса

Вопрос

Ответ

Обоснование














Содержание задания

  1. Перечислите правовые акты, регулирующие отношения в области прав потребителей.

  2. В каких случаях отношения в области защиты прав потребителей регулируются международными договорами?

  3. Как определяются требования к качеству товаров?

  4. Дайте определение следующим понятиям: срок службы, срок годности, гарантийный срок.

  5. Каким образом изготовитель обеспечивает возможность использования товара в течение его срока службы?

  6. Что понимают под безопасностью товара (работы, услуги)?

  7. Назовите срок, в течение которого изготовитель обязан обеспечить безопасность товара (работы).

  8. Дайте понятие информации: необходимый и достоверный.

  9. Какие сведения должны быть указаны на вывеске розничного торгового предприятия?

  10. Обязательные требования к информации об индивидуальном предпринимателе.

  11. Требования к информации о продуктах питания.

  12. Порядок определения режима работы продавца (исполнителя).

  13. Возможные последствия ненадлежащей информации о товаре (работе, услуге).

  14. Права потребителя в случае представления ему ненадлежащей (недостоверной, недостаточно полной) информации.

  15. Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей.

  16. В каких случаях продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств?

  17. Права потребителя в случае, если продавец (изготовитель, исполнитель) не удовлетворит его требования в добровольном порядке.

  18. Порядок возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя.

  19. Кто, кроме потребителя, может требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги)?

  20. В каких случаях изготовитель (продавец, исполнитель) освобождается от ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)?


Решите ситуацию.

Покупательница И.П.Снегирева купила в магазине дрожжи германского производства. Придя домой, не обнаружила аннотации на русском языке. Снегирева вернулась в магазин и потребовала русский текст к дрожжам. Продавец сказала, что аннотаций на русском языку у нее уже нет: «Были – все раздала».

Объясните права И.П.Снегиревой, обязанности и ответственность продавца в данной ситуации.
Задание 4б. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям

Изучите главу 2 Закона РФ «О защите прав потребителей» (статьи 18-26). Ответы на вопросы оформите, продолжая таблицу 1.1.
Содержание задания

  1. Какие права имеет потребитель, если ему продан товар с недостатком?

  2. Каковы особенности удовлетворения требований потребителя в отношении технически сложных товаров?

  3. Укажите порядок предъявления и удовлетворения требований потребителя по товарам, приобретенным с недостатками.

  4. Каков порядок исчисления гарантийного срока товара, а также срока его службы?

  5. Укажите особенности исчисления этих сроков для сезонных товаров.

  6. Какой установлен порядок доставки товаров, подлежащих замене или возврату?

  7. Какие установлены сроки предъявления покупателями требований по поводу недостатков, обнаруженных в купленных товарах?

  8. Какие установлены сроки устранения недостатков, обнаруженных в купленных товарах?

  9. Назовите сроки обмена товаров, купленных с недостатками.

  10. Укажите размер неустойки за невыполнение требований покупателей.

  11. Как производятся расчеты с потребителем в случае приобретения им товаров с недостатками?

  12. Охарактеризуйте права потребителя в случае приобретения им товара надлежащего качества.

  13. Охарактеризуйте порядок расчетов с покупателем, в случае приобретения им товара надлежащего качества, но не подошедшего по фасону, размеру, расцветке и т.д.

  14. Особенности расчетов с покупателями в случае расторжения договора купли –продажи, если товар был продан в кредит.

  15. Кем утверждаются правила отдельных видов договоров купли-продажи товаров?


Решите ситуацию:

10 августа покупательница Н.С. петрова купила в магазине шоколадные конфеты «Ассорти». Через день Н.С. Петрова пришла в магазин и попросила обменять «Ассорти» на «Кедровый грильяж». Однако заведующая секцией отказалась удовлетворить требования покупательницы.

Права ли заведующая секцией? Дайте обоснование ответа.
Задание 4 в. Защита прав потребителей при выполнении работ или оказании услуг
Изучите главу 3 Закона РФ «О защите прав потребителей» (статьи 27-39). Ответы на вопросы оформите, продолжая таблицу 1.1.

Содержание задания

  1. Каким требованиям должно соответствовать качество выполненной работы?

  2. Права потребителя, если исполнитель не приступил своевременно к выполнению работы.

  3. Ответственность исполнителя в случае нарушения сроков начала и выполнения работы или оказания услуги.

  4. Права потребителя, если выполненная работа или оказанная услуга имеют ненадлежащее качество.

  5. Права потребителя, если исполнитель нарушает сроки устранения недостатков выполненной работы или оказанной услуги.

  6. Ответственность исполнителя в случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя.

  7. В каких случаях исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого от потребителя?

  8. Охарактеризуйте порядок расчетов за выполненную работу (оказанную услугу).


Решите ситуацию:

Потребитель Николаев заключил со строительной фирмой договор на строительство дачного дома. После того, как 50% работы было выполнено, Николаев решил достроить дом своими силами. Претензий к качеству работы, выполненной строителями, у потребителя не было. Имеет ли потребитель Николаев право на расторжение договора? Определите меру его ответственности в данной ситуации.
  1   2   3

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе по курсу «Теоретические основы товароведения» iconМетодические указания созданы в соответствии с рабочей программой...
К 03. 01. «Теоретические основы товароведения» предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, которые...

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе по курсу «Теоретические основы товароведения» iconМетодические указания по практическим занятиям и самостоятельной...
Миронова Е. А. Договорная работа: Методические указания по практическим занятиям и самостоятельной работе для направления подготовки...

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе по курсу «Теоретические основы товароведения» iconМетодические указания к практическим занятиям по пп. 01 «Учебная...
Представлены методические указания к практическим занятиям по учебной практике, образцы документов для выполнения практических заданий,...

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе по курсу «Теоретические основы товароведения» iconМетодические указания к семестровым и практическим занятиям рпк «Политехник»
Правоохранительные органы рф: Методические указания к семестровым и практическим занятиям / Сост. – И. И. Евтушенко; Волгоград гос...

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе по курсу «Теоретические основы товароведения» iconМетодические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе...
Методические указания предназначены для практического изучения вопросов по дисциплине «Организация, нормирование и оплата труда»,...

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе по курсу «Теоретические основы товароведения» iconМетодические указания для практических занятий и самостоятельной...
Методические указания предназначены для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студентов по направлению подготовки...

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе по курсу «Теоретические основы товароведения» iconМетодические указания для практических занятий, самостоятельной работы...
Методические указания предназначены для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студентов по направлению подготовки...

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе по курсу «Теоретические основы товароведения» iconМетодические указания для студентов к практическим занятиям с использованием программы
Бухгалтерский учет. Методические указания для студентов к практическим занятиям с использованием программы «1С: Предприятие. Бухгалтерия...

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе по курсу «Теоретические основы товароведения» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы научных исследований»
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2004

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе по курсу «Теоретические основы товароведения» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «экономическая...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономическая география и регионалистика мира» для специальности 036401-...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск