Пояснительная записка Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и развитие всесторонне грамотной, свободной и жизнелюбивой, талантливой личности, обогащающейся научными знаниями о природе, человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. В связи с тем, что учебный план предполагает занятия по литературному чтению три часа в неделю (что явно недостаточно), и возникла необходимость для разработки данного учебного курса.
Цель курса: формирование читательской деятельности школьников, умения различать виды текстов и специфику работы над каждым произведением.
Задачи курса:
Формировать у детей интерес к книге;
Уметь воспринимать и понимать прочитанный текст;
Учить отвечать на вопросы по содержанию;
Учить пересказу;
Развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков;
Учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные «гипотезы смысла».
Факультативный курс рассчитан на 34 часа, изучается во 2 классе (предполагается, что дети уже имеют некоторые знания по литературному чтению).
Содержание курса включает следующее:
- знания о значении книги и чтения;
- виды литературных произведений;
- приёмы работы с разными текстами;
- использование интонационных и речевых средств;
- умение проводить самоконтроль и самооценку. Условием овладения читательской деятельностью является знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определёнными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению.
Общая характеристика учебного курса
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствуют повышению их познавательной и творческой активности, дает ребенку образцы правильного литературного языка, служит для того, чтобы помочь каждому ученику научится самостоятельно вступать в диалог с различными «голосами» произведений, замечать любые творческие проявления, учеников и создавать условия для их развития.
Для развития речи(словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении. Программа рассчитана на то, чтобы научить делать интерпретацию текста:
Интонирование произведения (отрывка) вслух (выразительное чтение текста, позволяющее представить личную точку зрения исполнителя);
Устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, высказывание читателя и слушателей);
«Раскадровка» текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету художественного произведения;
Чтение произведения по ролям;
Драматизация произведения (постановка спектакля по изученной пьесе);
Иллюстрирование произведений, прочитанных на занятиях и самостоятельно.
Ведущим методом является чтение- рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы – фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления.
Высокая эффективность методов, средств и форм обучения обосновывается следующими доводами:
Соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность, наглядность, занимательность изучаемого материала;
Тексты разнообразны по содержанию;
Занятия способствуют повышению желания детей читать художественную литературу, что особенно актуально в наше время;
Они способствуют воспитанию любви к русскому слову.
Программа состоит из трех разделов:
Народное творчество;
Авторские прозаические произведения;
Авторские поэтические произведения.
Каждый раздел программы заканчивается викториной, игрой-путешествием, конкурсом.
Приобщаясь к художественной литературе, ребенок приобретает новый вид внутренней психологической активности – умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, что закладывает основу всей последующей творческой деятельности.
При ознакомлении с поэтическими произведениями педагог должен стремиться к тому, чтобы дети воспринимали настроение произведения, его образность, ритмичность.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника и рассчитана на возрастной аспект – 7-10 лет, представляет систему литературных занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения. Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение курса «Искусство художественного чтения» в начальной школе выделяется в 3 классе 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недели).
Общая характеристика курса
Курс включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные).
Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Планируемые результаты по итогам обучения в 3 классе Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
В результате освоения программы факультатива «ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;
умения понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;
умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.
читать текст про себя и понимать прочитанное;
самостоятельно определять главную мысль произведения;
задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;
пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
умения работать в соответствии с заявленным планом;
умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,
дома и т. д.
совпадающих с собственным мнением.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
умения владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Содержание программы
3 класс (34 ч)
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная
карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных. Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон,
Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление. Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей (3 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…» (2 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Универсальные учебные действия:
работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
сравнивать басни по структуре и сюжету;
выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
собирать информацию для библиографической справки об авторе;
составлять таблицу жанров произведений писателя;
выполнять поисковую работу по проекту;
презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
находить по каталогу нужную книгу;
заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
писать отзыв о книге или героях книги;
пользоваться библиографическим справочником;
рассматривать и читать детские газеты и журналы;
находить нужную информацию в газетах и журналах;
собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
готовить материал для классной и школьной газеты;
пользоваться электронными газетами и журналами.
Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса
Сборник программ внеурочной деятельности 1 – 4 классы под ред. Н.Ф. Виноградовой. 2.
Общеинтеллектуальное направление программа факультатива «В мире книг» Л.А.
Ефросинина. Издательский цент «Вентана Граф» 2012 г «Начальная школа XXI века»
Соотетствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г
4. Анатолий Чирва. Книга в твоих руках. Издательство «Просвещение» 1985 г.учебная хрестоматия
5. «Литературное чтение. 3 класс» в 2 ч. (автор-составитель Л.А. Ефросинина);
6. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников / Под ред. М. С.
Васильевой и др. М., 1994.
7. Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.
8. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2000.
9. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2001.
10. Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М., 1988. Материально- техническое обеспечение программы:
А)Специфическое сопровождение (оборудование):
-портреты писателей и поэтов, художников.
-Репродукции картин, иллюстрации к литературным произведениям,
-Библиотека книг для занятий,
-Уголок читателя с информацией о прочитанной и читаемой литературе.
Б)Электронно-программное обеспечение:
-записи музыкальных произведений,
-видеофильмы,
-презентации к занятиям
В) Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор, ноутбук
-демонстрационный материал,
-музыкальный центр,
-магнитная доска.
Учебно – тематическое планирование уроков внеклассного чтения 3 класс (34 ч):
№
урока
| Тема урока
| Дата
по плану
| Дата
по факту
|
| 1
| Книги-сборники былин, легенд, сказов.
| 2.09
|
|
| 2
| Первые книги. Библия. Детская библия.
| 9.09
|
|
| 3
| Летописи. Рукописные книги.
| 16.09
|
|
| 4
| История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
| 23.09
|
|
| 5
| Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки
А.С. Пушкина».
| 30.09
|
|
| 6
| Сказки бытовые, волшебные, о животных.
| 7.10
|
|
| 7
| Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
| 14.10
|
|
| 8
| История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги – сборника.
| 21.10
|
|
| 9
| Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен.
| 11.11
|
|
| 10
| Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.
| 18.11
|
|
| 11
| Герои басен. Инсценирование басен.
| 25.11
|
|
| 12
| Родные поэты.
| 2.12
|
|
| 13
| Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева,
А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.
| 9.12
|
|
| 14
| Проект «Краски и звуки поэтического слова».
| 16.12
|
|
| 15
| Книги Л.Н. Толстого для детей.
| 23.12
|
|
| 16
| Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок.
| 30.12
|
|
| 17
| Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.
|
|
|
| 18
| Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».
|
|
|
| 19
| Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв.
|
|
|
| 20
| Художники-иллюстраторы книг о животных.
|
|
|
| 21
| Дети — герои книг. Типы книг.
|
|
|
| 22
| Книги-сборники произведений о детях.
|
|
|
| 23
| Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках».
|
|
|
| 24
| Книги зарубежных писателей.
|
|
|
| 25
| Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях.
|
|
|
| 26
| Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация.
|
|
|
| 27
| Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».
|
|
|
| 28
| Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).
|
|
|
| 29
| Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале.
|
|
|
| 30
| Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др.
|
|
|
| 31
| Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др.
|
|
|
| 32
| Создание классной газеты «Книгочей».
|
|
|
| 33
| Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея.
|
|
|
| 34
| Итоговая проверочная работа
|
|
|
| |