Скачать 249.03 Kb.
|
Полякова М.Н. Статья в журнале «Детский сад от А до Я, №6, 2014. С.4-18 СИСТЕМА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Уже длительное время в российском дошкольном образовании (как и в сфере образования в целом) происходят существенные изменения, обусловленные необходимостью модернизации образования и повышения его качества. Большинство отечественных исследователей (М.М. Поташник, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто и др.) определяют качество образования как единство трех составляющих: качества педагогической системы (т.е. условий, созданных для образования), качества процессов, протекающих в педагогической системе, и качества образовательных результатов. В современных условиях качество образования является важной характеристикой, определяющей конкурентоспособность, как отдельных образовательных учреждений, так и национальных систем образования в целом. Модернизация дошкольного образования имеет целью повышение его качества. Одним из путей достижения этой цели является усовершенствование и повышение качества образовательного процесса за счет внедрения в образовательную отрасль такой инновации, как мониторинг в образовании. Использование в педагогическом процессе детского сада технологий образовательного мониторинга позволит решить проблему оценки и обеспечения качества образования в силу того, что мониторинг предполагает:
Под мониторингом качества дошкольного образования будем понимать процесс организации сбора, анализа, обобщения и распространения информации о деятельности детского сада, обеспечивающий непрерывное наблюдение и оценку образовательных условий, образовательного процесса и образовательных результатов. Необходимость осуществления мониторинга образовательных систем разного уровня особо подчеркивается в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в действие с 1 сентября 2013 года [7]. В этом документе рассматриваемой нами процедуре уделяется пристальное внимание законодателей: выделяется понятие «мониторинг в сфере образования», определяются субъекты, участвующие в процедурах мониторинга, ответственные структуры, отвечающие за его организацию. Из текста Закона следует, что мониторинг осуществляют как организации, созданные специально для оценки качества образования (внешний мониторинг), так и непосредственно образовательные организации (проводящие самообследование по заданным федеральными органами исполнительной власти показателям, а также обеспечивающие функционирование внутренней системы оценки качества образования), определена необходимость осуществления мониторинга образовательных систем разного уровня – от федерального до локального (образовательная организация). В тексте документа оговаривается, что для педагогов локальными актами учреждения должно быть отведено специальное время для проведения диагностики (мониторинга), должна быть обеспечена информационная открытость образовательных организаций, в т.ч. результатов самообследования. (Ст. 6 п.1.13; Ст. 8 п.1.11; Ст. 28 п.3.10, 3.11, 3.13; Ст. 29 п.2.3; Ст. 42 п.4; Ст.44 п.3.6; Ст. 47 п.6; Ст. 89 п.2.4, Ст. 97 п.2, 4, 5). [7] «Закон об образовании» дополняется нормативными документами, которые конкретизируют ряд его положений [4,5,6]. Таким образом, анализ нормативно-правовых документов позволяет сделать вывод о необходимости организации мониторинга образовательного процесса, в том числе непосредственно в дошкольной образовательной организации (внутренняя система оценки качества образования). Однако после вступления в действие Федерального государственного образовательного стандарта [1] в педагогическом сообществе не утихают споры: надо ли педагогам ДОУ проводить педагогический мониторинг (как это они делали при реализации Федеральных государственных требований) или делать этого не следует? К разному пониманию необходимости педагогического мониторинга в ДОУ привела противоречивость текста стандарта. Так, с одной стороны в Общих положениях документа заявлено, что «Стандарт является основой для <…> «объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта» (п.1.7. подпункт 4); что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики и результаты этой диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей» (Раздел III, пункт 3.2.3.). Вышеприведенный текст свидетельствует о возможности проведения мониторинга. С другой стороны, есть и такие абзацы: «Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников <…> Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей). (Раздел ΙΥ, пункты 4.3. и 4.5.). Эти формулировки ориентируют на запрет осуществления мониторинга в ДОУ. Поэтому некоторые педагоги (и управленцы разного уровня) расценили вышеприведенные тексты как запрет на проведение мониторинга, а другие – как разрешение. Кто же прав? Для ответа на этот вопрос надо определить, с какой целью может проводиться мониторинг, какие функции он реализует. В ряде исследований (Абрамова Р.М., К.Ю.Белая, Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Шпаковская Л.И.) выделены основополагающие функции, которые реализует мониторинг в управлении качеством образования: контрольно-диагностическая, информационная, рефлексивная, интегративная и прогностическая. Контрольно-диагностическая функция заключается в том, что мониторинг выступает инструментом оценки и контроля качества образования. Она позволяет отслеживать соответствие образовательного процесса заданным нормативным требованиям. Информационная функция позволяет получить полную и разностороннюю информацию о качестве образования. На этой основе происходит участие субъектов образования (педагогических работников, родителей, органов управления образованием, общественности) в управлении образовательным процессом. Рефлексивная функция позволяет обеспечить обратную связь образовательной организации со всеми заинтересованными сторонами. Реализация этой функции содействует повышению профессиональной культуры и мобильности персонала. Регулярное проведение мониторинговых обследований создает предпосылки для осознания педагогами смысла своей работы, а воспитанниками и их родителями - целей образования; стимулирует создание атмосферы сотрудничества, осознания личной ответственности за общие результаты образования. Интегративная функция состоит в том, что результаты мониторинга могут быть проанализированы как локально, в рамках одной образовательной организации, так и системно, на уровне города, государства. Это позволяет увидеть образовательную ситуацию целостно и оценить ее достаточно объективно. Прогностическая функция позволяет составить спрогнозировать дальнейшие тенденции развития образовательной организации и внести соответствующие коррективы, что создает предпосылки для повышения качества образовательной работы. Вернемся к анализу нормативных документов. Отметим, что в Федеральном стандарте дошкольного образования запрет высказан вполне определенно в отношении реализации лишь контрольно-диагностической функции (проведение мониторинга результативности освоения дошкольниками образовательной программы для оценки уровня их подготовки). И для этого есть основания. Специфика уровня дошкольного образования (его необязательный характер, вариативность организационных форм в детском саду, особенности возраста воспитанников и пр.) определяет невозможность и ненужность уровневой оценки развития воспитанников и на ее основе оценки профессионализма педагогов для аттестации. Именно эти позиции запрещены для мониторинговых измерений результатов в дошкольном образовании. Однако в отношении других функций мониторинга (рефлексивной, информационной, интегративной, прогностической) такого запрета нет. Таким образом, анализ базовых нормативно-правовых источников дает основание говорить о том, что мониторинг оценки качества образования возможен и, более того, даже необходим для выявления сильных и слабых сторон образовательного процесса. Его результаты станут основанием для формирования образовательной программы, для самоанализа профессиональной деятельности педагогического коллектива, для анализа достижений и проблем, требующих решения, для определения направлений по совершенствованию образовательных условий, для выявления степени удовлетворенности родителями процессом и результатами образования. Образовательной организации законодательно делегированы право и обязанность обеспечить проведение самообследования и функционирование внутренней системы оценки качества образования (Ст.28). [7]. Сложность и новизна мониторинговых исследований в детском саду порождает много вопросов в процессе осуществления диагностических измерений и их оценки. Как правильно организовать мониторинг оценки качества образования в дошкольной образовательной организации? Образовательная организация самостоятельно определяет процедуру оценки качества образования в рамках нормативно-правовых документов. Поскольку это новая задача для детских садов, есть трудности в ее решении. Представленная ниже система внутреннего мониторинга как инструмента оценки качества образования может послужить основой для разработки собственной системы оценки качества в дошкольной образовательной организации. Поскольку в основе системы всегда лежат определенные принципы, раскроем их для описываемого ниже мониторинга оценки качества дошкольного образования.
Откуда появляется такая норма? Из нескольких источников. Во-первых, это нормативно-правовые документы, в которых определяются характеристики, требования, условия и т.п. (например, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте условия реализации образовательной программы). Во-вторых, это научные исследования, в которых описаны достижения детей разного возраста, определены оптимальные условия воспитания и обучения. В-третьих, это запросы семьи к условиям и результатам образования. В-четвертых, это представления самих педагогов о желаемых результатах и условиях педагогической деятельности. Совокупность источников определения сопоставительной нормы логично приводит к пониманию, что такая норма будет иметь некоторые отличия в разных образовательных организациях.
Смысл проведения мониторинга – совершенствование качества дошкольного образования, принятие верных управленческих решений и планирование по результатам мониторинга актуальных задач для развития образовательной организации. Деятельность дошкольного образовательного учреждения многоаспектна, поэтому оценка ее качества должна быть адекватной этой сложности. Система мониторинга качества образования в дошкольной образовательной организации складывается из
Остановимся более подробно на каждом из направлений. Мониторинг образовательного процесса. Что оценивается? Оценке подлежит динамика освоения детьми образовательной программы детского сада по всем образовательным областям. Так, Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования определяет пять образовательных областей: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие. Полученные результаты позволят оценить качество образовательной программы, эффективность используемых педагогами методов, форм и средств обучения и воспитания дошкольников, выделить достижения и проблемы у каждого ребенка и группы детей в целом. Все эти выводы учитываются при планировании дальнейшей образовательной работы с детьми. Кто проводит мониторинг? Воспитатели групп раннего и дошкольного возраста, специалисты и педагоги дополнительного образования. Каждый из них оценивает успешность освоения детьми текущего содержания образовательной программы в своей части. Какая периодичность проведения диагностических измерений для данного мониторинга? Она определяется особенностями планирования образовательной работы. Так, если это комплексно-тематическое планирование, то диагностические измерения проводятся по каждой теме. Если это проектное планирование, то диагностические измерения ведутся по каждому проекту. Предполагаются два измерения по каждой теме или проекту: входящие (до начала реализации темы/проекта) и выходящие (после реализации темы/проекта). Это позволит оценить динамику развития ребенка за время освоения конкретной темы. Какие выбрать методы проведения мониторинга образовательного процесса? Поскольку педагоги решают целую группу задач, реализуя план образовательной работы, целесообразно для диагностических измерений выделить основную задачу темы/проекта и подбирать диагностические методы именно для ее оценки. Более всего здесь будут информативны специальные диагностические ситуации. Чтобы они позволяли за один день педагогам продиагностировать всех детей группы, они должны быть мало затратными по времени, не требующими сложной и объемной фиксации данных, информативными, ориентированными на продуктивные виды детской деятельности, должна быть возможность фото и видеофиксации ответов и продуктов детей. Важно, чтобы оценка проводилась по одинаковым критериям во входящем и выходящем измерениях. Дошкольниками такие диагностические ситуации будут восприниматься как обычные игры и занятия, но для воспитателей они должны носить диагностический характер. (См примеры в Приложении). Продукты детской деятельности, полученные при проведении таких диагностических ситуаций, составляют основу портфолио (как каждого воспитанника, так и дошкольной группы). Анализ индивидуального портфолио за весь год позволяет выявить характерные индивидуальные особенности ребенка, динамику его развития, актуальные для него образовательные задачи и условия, построение индивидуальной траектории развития. Анализ группового портфолио поможет выявить общие интересы воспитанников, достижения и проблемы педагогов в реализации поставленных образовательных задач, соответствие содержания образовательной программы детским интересам, возможностям и потребностям, наиболее результативные методы обучения и воспитания детей, эффективные дидактические средства. Как учитывать результаты мониторинга образовательного процесса? При выявлении проблем освоения образовательной программы группой детей анализируются возможные причины и, в зависимости от них, вносятся изменения в содержание и задачи образовательной программы, подбираются более эффективные для данной возрастной группы методы и формы работы с детьми. Мониторинг образовательных условий. Что оценивается? Оценке подлежат условия реализации образовательной программы дошкольного образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены требования к условиям реализации образовательной программы, которые и подлежат мониторингу. Это требования
Мониторинг финансовых условий осуществляет заведующий детским садом. Основная цель мониторинга: учет поступающих из разных источников и расходуемых для организации образовательного процесса финансовых средств. Владение такой информацией поможет рационально планировать финансовое обеспечение образовательной деятельности, соотносить финансовые возможности и потребности детского сада в процессе функционирования и развития, фактически обосновывать необходимость дополнительного финансирования с учетом потребностей образовательной программы детского сада. Учет финансов ведется постоянно, в конце года подводятся итоги. Мониторинг материально-технических условий осуществляется заместителями заведующего по административно-хозяйственной части и учебно-воспитательной работе (или методистами, старшими воспитателями). Основная цель мониторинга: оценка соответствия созданных в детском саду материально-технических условий заданным нормативам и правилам, выявление нужд для обеспечения образовательного процесса необходимым оборудованием и материалами. Постоянно ведется учет имеющегося оборудования, а также планируется приобретение нового необходимого оборудования и материалов для оснащения развивающей среды детского сада. Мониторинг кадровых условий осуществляется заместителями заведующего по административно-хозяйственной части и учебно-воспитательной работе (методистом, старшим воспитателем). Основная цель мониторинга: сбор информации о потенциале кадрового состава (педагогах и обслуживающем персонале). Для этого используется форма портфолио и специальные учетные карты, в которых отражаются необходимые сведения о сотрудниках детского сада. Учет ведется постоянно в течение всего года, по мере поступления новой информации вносятся изменения в учетные карточки сотрудников. Мониторинг предметно-развивающей среды осуществляется педагогическим составом. Цель мониторинга: оценка развивающего потенциала предметной среды в группах и других помещениях, а также прогулочного участка детского сада. Для оценки используются разные виды контроля, осуществляемого методистом в течение учебного года (тематический, смотр-конкурс, самоконтроль, взаимоконтроль и др.); результаты контроля отражаются в аналитических справках. В качестве дополнительных источников информации можно использовать беседы с детьми, наблюдение за их самостоятельной деятельностью в группе, анкетирование родителей. Это позволит узнать их мнение о средовых условиях, созданных в детском саду. Мониторинг психолого-педагогических условий осуществляется педагогами и администрацией детского сада в течение года. Цель мониторинга: оценка атмосферы детского сада, профессиональной компетентности его сотрудников при решении образовательных задач. Такая оценка осуществляется методистом в течение учебного года при использовании оперативного контроля; педагогами при проведении самоанализа и взаимопосещении; изучается мнение родителей (через анкетирование), детей (в беседах). Мониторинг достижения планируемых результатов. Что оценивается? Оценке подлежит степень достижения детьми планируемых образовательных результатов освоения дошкольной образовательной программы. Образовательные результаты планируются на основе заявленных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в виде целевых ориентиров. Цель мониторинга: оценить собственную образовательную деятельность, выявить промахи, неудачи в образовательной работе, отметить достижения, осознать причины неудач и определить пути совершенствования качества образования в детском саду. Кто проводит мониторинг? Проектирование и проведение мониторинга организует Заведующий образовательным учреждением (организацией), он назначает сроки и ответственных за проведение проектировочных и диагностических процедур, за анализ полученной информации, вынесение итоговых оценок и оформление результатов. В мониторинге принимают участие все педагоги, работающие в детском саду. Это и воспитатели, и музыкальные работники, и методисты, и (если есть) психологи, логопеды, дефектологи, педагоги дополнительного образования и другие педагогические работники. Необходимо правильно распределить между ними обязанности. Поэтому организация мониторинга включает ряд этапов. 1 этап – создание рабочей группы, в нее входят педагогические работники (психолог, педагоги дополнительного образования, специалисты), ответственные за разработку и организацию мониторинга. Группа создается приказом заведующего ДОУ. В Приказе отражены Общие положения (нормативные основания, цели, задачи и принципы мониторинга), выделены основные направления мониторинга и определен порядок его проведения с указанием состава рабочей группы, предмета мониторинга, периодичности и сроков, методов диагностики, форм отчетности, способов отражения информации. 2 этап – проектирование системы мониторинга, что предполагает определение объекта мониторинга, сопоставительной нормы (эталона, норматива), диагностического инструментария мониторинга (критериев и показателей, методов диагностики, шкалы оценок) [2, 3]. Это делает рабочая группа. Даже если за основу берется готовый (т.е. уже кем-то разработанный мониторинг), он адаптируется к условиям данного образовательного учреждения (организации) с учетом имеющихся особенностей (целей, условий, состава воспитанников, запросов родителей и проч.). При необходимости проводится обучение педагогов правильному проведению мониторинга. 3 этап – практическое проведение диагностических измерений. Этап фиксирован по времени, обычно его длительность составляет 2-4 недели. Проводят диагностику все педагоги детского сада. Воспитатели преимущественно используют метод наблюдения и беседы с детьми, а трудоемкие по времени методики целесообразнее проводить педагогам дополнительного образования, специалистам. В ст.47 Закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается выделение педагогическим работникам специального времени на проведение диагностических и мониторинговых процедур (издается локальный нормативный акт). Результатом этапа становятся заполненные диагностические листы. 4 этап – количественный и качественный анализ полученных фактов (отражение результатов в таблицах, графиках, диаграммах и текстовом описании). Просчитываются совокупные оценки, на основе которых определяется уровень достижения результатов освоения образовательной программы воспитанниками детского сада. 5 этап – интерпретация полученных данных, оценка степени достижения планируемых результатов (что достигли, что не смогли реализовать, какие причины этого), формулирование актуальных образовательных задач. Интерпретируя данные, важно учитывать многофакторное влияние на образовательный процесс: семьи, социального окружения, состояния здоровья ребенка, длительности посещения детского сада и проч. Если воспитатели испытывают затруднения в общей оценке полученных результатов, необходимо организовать помощь со стороны более опытных педагогов. На основе оценочных суждений формулируются актуальные задачи работы на следующий этап. Они связаны как с решением выявленных проблем, так и с поддержкой достижений работы детского сада. Например, если результаты показали слабо выраженную познавательную потребность дошкольников практически всех возрастов, значит, необходимо совершенствовать условия познавательного развития дошкольников: вносить изменения в среду групп и детского сада в целом, повышать компетентность педагогов в вопросах технологий познавательного развития через обучение на курсах повышения квалификации соответствующей направленности, внутрифирменное обучение, педагогические советы, консультирование, тематические проверки и т.д. Если же, например, выявлены хорошие результаты по развитию у детей представлений о себе и мире, следует подумать о систематизации опыта по данному направлению и его трансляции на разных уровнях, начиная с педагогических советов в детском саду и далее, выступлениях в районе, городе стране, тиражировании опыта. 6 этап – доведение информации (результатов мониторинга) до субъектов образовательного процесса (через педагогические советы, публикации, сайт учреждения и др.). Обобщенные данные мониторинга, которые представляют интерес для разных категорий (родителей, учителей, органов управления, общественности), должны появиться в открытом доступе. Реализация указанной выше системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования возможна только при создании ряда условий.
Литература
Приложение Примеры мониторинга освоения детьми содержания образования 2 младшая группа (воспитатель Лукашевич З.В., ГБДОУ №25 Курортного района г.Санкт-Петербурга) |
Конференция) выступает Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 6 с приоритетным... | Владимировны и работниками дошкольной образовательной организации в лице выборного органа первичной профсоюзной организации (председатель... | ||
Руководство предназначено для инсталляции программного изделия «Информационная система мониторинга качества государственных услуг»... | Российской Федерации", Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых иродуктов",СанПиН 4 3049-13, Уставом мдоу «Детский... | ||
Сош», мдоу «Детский сад №7», мдоу «Детский сад №11», мдоу «Детский сад №17» (ул. Калинина, 34), мдоу «Детский сад №17» (ул. Калинина,... | Республиканский конкурс «Лучший детский сад года -2014» (далее Конкурс) проводится Министерством образования Республики Коми, Государственным... | ||
Александровны и работниками дошкольной образовательной организации в лице выборного органа первичной профсоюзной организации (председатель... | ... | ||
Настоящее Положение разработано для работников муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7 общеразвивающего... | Полное и сокращенное (при наличии) наименования соискателя лицензии на право ведения образовательной деятельности (далее лицензия)... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |