Методическая разработка мероприятия открытого круглого стола Тема: «От экологии пространства к экологии души»


Скачать 487.85 Kb.
НазваниеМетодическая разработка мероприятия открытого круглого стола Тема: «От экологии пространства к экологии души»
страница1/4
ТипМетодическая разработка
filling-form.ru > Туризм > Методическая разработка
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Солнечный промышленный техникум»

(КГБ ПОУ СПТ)

Методическая разработка мероприятия – открытого круглого стола

Тема: «От экологии пространства – к экологии души»

Разработала: Березина Римма Ивановна, преподаватель

п. Солнечный, 2017г.

Аннотация

Методическая разработка посвящена проблеме строительства гидроэлектростанций в бассейне реки Амур, их влиянию на экологию Дальнего Востока. Проблема обсуждается с позиции нравственности и духовности.

Методическая разработка раскрывает вопросы взаимосвязи экологического кризиса и низкого уровня духовности и нравственности человека. Обращение к категориям нравственности и духовности не случайно, ведь именно они определяют поступки людей в повседневной жизни. В процессе коллективной беседы за «круглым столом» с позиций нравственности и духовности обсуждаются вопросы негативного воздействия гидроэлектростанций на качество воды в реке Амур, на рыбные запасы, на животный мир и растения, на сельское хозяйство в бассейне реки Амур, обсуждаются вопросы, связанные с переселением коренных народов Дальнего Востока с затопленных водохранилищами территорий.

Студенты знакомятся с нравственными и духовными принципами, на которые ориентируют их труды великих ученых - В.И.Вернадского и Н.М.Карамзина, а также статьей Д.С. Лихачева и Ф.Разумовского.

Мероприятие – круглый стол проводится в формате коллективной беседы с элементами дискуссии и направлено на формирование ценностного отношения к природным богатствам и формирование таких нравственных ориентиров:

-человек не противостоит природе: он сам – неотделимая часть природы;

- человек должен возделывать землю, служить Земле.

Методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования и полезна руководителям групп для подготовки мероприятий экологической направленности.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………4

2.Методологические приемы……………………………………………….5

3.Конспект проведения мероприятия………………………………………9

4.Заключение……………………………………………………………….29

Список используемой литературы………………………………………..30

Приложения………………………………………………………………...32

1.Введение

…Что воспитывает широту духа,

Как не эта удивительная природа?

Её надо беречь, как мы бережем самую жизнь человека.

Потомки никогда не простят нам опустошения Земли,

надругательства над тем,

что по праву принадлежит не только нам, но и им.
П.И. Чайковский

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность и теоретическую подкованность специалиста, а его умение видеть суть проблемы и находить пути ее решения на основе практического применения имеющихся знаний. Как одна из организационных активных форм взаимодействия, «круглый стол» имеет большие возможности для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов, позволяющих углубить и укрепить объективную позицию педагога с одной стороны и повысить уровень духовно-нравственного потенциала студентов с другой.

Все более очевидным становится тот факт, что непременным условием выживания человеческого рода является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире.

Необходимость нравственного и духовного совершенствования человека вполне согласуется с известным тезисом учения В.И. Вернадского о переходе биосферы в управляемое человеческим разумом состояние – ноосферу. К этому же выводу приводят нас представления Н.А. Бердяева о творчестве как высшем призвании человека и очередном этапе развития человеческой цивилизации. Гармония мира невозможно без внутренней гармонии самого человека. Все окружающее нас несовершенство бытия – только отражение бездуховности человека, дисгармонии его отношений с природой и друг с другом.

2. Методологические приемы проведения мероприятия

Форма проведения мероприятия – «круглый стол», который организован в формате коллективной беседы с элементами нерегламентированной дискуссии.

Используемые методические приемы и методы: поиск, гипотеза, анализ, групповая дискуссия, рефлексия.

Межпредметные связи: учебные дисциплины - электротехника, экология, история, литература.

Обсуждаемая проблема: строительство гидроэлектростанций в бассейне реки Амур, их влияние на экологию Дальнего Востока. Проблема обсуждается с позиции нравственности и духовности.

Цель: Повышение духовно – нравственного потенциала студентов через формирование ценностного отношения к Земле, ее природным богатствам.

Задачи:

1) Дать краткую информацию об Амуре и его притоках, о строящихся в бассейне Амура и предлагаемых к строительству гидроэлектростанциях.

2) Представить краткую справку о нарушениях экологии, связанных со строительством ГЭС.

3) Организовать дискуссию по вопросу целесообразности строительства ГЭС.

4) Доказать опасность строительства ГЭС для природы и человека на примере существующих гидроэлектростанций в бассейне реки Волги.

5) Сформировать у студентов гражданскую позицию ответственности и любви к родному краю в отношении строительства ГЭС на Амуре.

6) Способствовать формированию у студентов убеждения в том, что человек не противостоит природе, он «сам неотделимая часть природы» на примере научных трудов В.И Вернадского, произведений Н. М. Карамзина и П.И. Чайковского, литературных статей Д.С. Лихачева и Ф. Разумовского.

Оснащение кабинета: компьютер, мультимедийный проектор, микрофоны, трибуна, стендовый доклад «Человек не противостоит природе – он сам неотъемлемая часть природы», выставка книг «Амур – река жизни», банер «Земля – наш дом».

Важным аспектом предлагаемой мною методики является использование регионального компонента: вопрос повышения духовности и нравственности студентов решается при обсуждении проблемы, требующей решения на территории Дальнего Востока, что позволяет учесть особенности нашего региона.

Особенностью предлагаемой методики «круглого стола» является персонифицированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а свою личную точку зрения).

Организация и проведение мероприятия включает три этапа: подготовительный, дискуссионный и завершающий.

1. Подготовительный этап включает:

- выбор проблемы.

Проблема для дискуссии, выбранная мною, является актуальной. Несмотря на все заявления экологов, представителей общественности, независимых экспертных организаций об отрицательном влиянии строительства ГЭС на природу бассейна реки Амур и людей, проживающих на этой территории, заинтересованные фирмы, особенно со стороны КНР не отказались от планов строительства, и угроза для экологии Дальнего Востока остается. Эта проблема непосредственно связана с низким уровнем духовности и нравственности людей.

- выбор модератора.

Модератор руководит процессом обсуждения, создает доверительную атмосферу, поддерживает дискуссию, владеет методом наращивания информации. Модератором может быть как преподаватель, так и студент, глубоко знающий суть проблемы и возможные пути ее решения.

- подбор дискутантов.

Дискутантами являются студенты следующих групп «Солнечного промышленного техникума»: ТЭО-2, ТЭО-3, ТЭО-4, ИС-3, ИС-1, МК-21, МЖКХ-22, ТЭП -1. Состав участников круглого стола расширен путем привлечения представителей исполнительной власти и других организационных структур. В работе круглого стола так же участвуют: начальник отдела промышленности и охраны окружающей среды Администрации поселка Солнечного Потогин Р.В., библиотекарь отдела краеведения Центральной районной библиотеки Солнечного района Сизых Т.А., председатель общественного совета при администрации Солнечного район Якумов А.А., преподаватель истории Солнечного промышленного техникума Макаревская Н.Ю.

- консультирование участников.

Консультирование участников «круглого стола» позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться.

- подготовка сценария.

Мероприятие проводится по заранее спланированному сценарию, что позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе «круглого стола». Сценарий предполагает:

-определение понятийного аппарата (тезариуса);

-вступительную речь модератора, в которой объявляется тема и спектр затрагиваемых в ее рамках проблем, контекст желаемого обсуждения;

-перечень вопросов дискуссионного характера;

-разработку домашних заготовок ответов с использованием репрезентативной выборки информации;

-заключительную речь модератора.

2.Дискуссионный этап проходит в следующим порядке:

1) Модератор сообщает общие правила коммуникации:

-будь активен в беседе;

-оперируй фактами из официальных источников;

-умей слушать;

-избегай общих фраз, будь конструктивен.

2) Участники заслуживают краткие доклады, позволяющие уточнить некоторые аспекты предложенной к обсуждению проблемы.

3) Участники высказываются в определенном порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.

4) С целью поддержания остроты дискуссии мною формулируются дополнительные вопросы.

5) Участники отвечают на дополнительные вопросы.

6) Модератор подводит мини-итоги по различным блокам выступлений и дискуссии, формулирует основные выводы о способах решения данной проблемы.

3.Завершающий этап включает:

- подведение заключительных итогов;

-выработка рекомендаций;

-установление общих результатов проводимого мероприятия.

3. Конспект проведения мероприятия

Презентация, слайды 1,2,3,4. (тема, проблема, цель, задачи мероприятия)

Модератор: Добрый день, уважаемые участники «круглого стола» экологической направленности. Тему нашего разговора сегодня я бы назвала так: «От экологии пространства - к экологии души».

Сегодня мы будем обсуждать с вами проблему возможного строительства каскада ГЭС в бассейне реки Амур и отрицательное влияние этого строительства на природу, сельское хозяйство и здоровье людей, проживающих на Дальнем Востоке, в т.ч. в Хабаровском крае. Проблему мы будем обсуждать в контексте духовности и нравственности. Мы с вами постараемся разобраться в сути проблемы и предложить свои пути ее решения. Я надеюсь на нашу общую плодотворную работу, которая будет строиться по такому плану:

1.Мы заслушаем краткие доклады, которые справочно дадут нам последнюю информацию об объекте нашего разговора за «круглым столом».

2.Далее предлагаю организовать дискуссию по вопросу о целесообразности строительства ГЭС на реке Амур. Рекомендую подойти к обсуждению с различных точек зрения: экономической, экологической, нравственной.

3.Мы также заслушаем выступления начальника отдела промышленности и охраны окружающей среды Администрации Солнечного района Потогина Руслана Владимировича и представителя нашего социального партнера («ООО «Теплосервис») - инженера - эколога Степашкиной Екатерины Андреевны.

Видеофрагмент, рассказывающий о том, что по мере развития производства и роста народонаселения человечество построило около шестидесяти тысяч плотин для разных целей: для орошения полей, для защиты от разрушительных наводнений, для получения механической и электрической энергии.

Модератор: Реку Амур ласково называли в старину Амур-батюшка, почитали Амур за богатства его: рыбой, птицей, пушным зверем в тайге по берегам его.

Я приглашаю для выступления начальника отдела краеведения Центральной районной библиотеки Солнечного района - Сизых Т.А.

Презентация «Река Амур», показывающая географическое положение реки Амур и ее притоков.

Выступление Сизых Т.А.

Первые русские люди, пришедшие на берега Амура, сразу прониклись к нему уважением и стали величать: Амур-батюшка.

Амур входит в десятку крупнейших рек мира, занимая среди них четвертое место по площади бассейна -1855 тысяч квадратных километров и девятое по длине-4,444 километра от слияния истоков - Шилки и Аргуни- 2824 километра.

Бассейн реки расположен в трех странах: в России -54%, в Китае -44%,и 2% на территории Монголии.

Все начинается с Онона в Монголии, который вытекает небольшим ручейком со склона нагорья Хэнтэй. Сливаясь с другими горными потоками ручеек становится все больше. Через 20 км - это уже небольшая река, она направляется к российской границе и пересекает российско-монгольскую границу. Со склонов Борщавочного хребта с огромной высоты берет начало река Ингода. Долго текут они, разделенные могучими горными цепями и дремучими лесами, не подозревая о своем родстве. И вот, наконец, прозрачная Ингода сливается с мутным Ононом, несущим песчаную пыль монгольских плоскогорий.

Там, где они встретились, началась река Шилка.

Шилка - быстрая, чистая горная река. Она мчит свои воды, пробивая себе путь, не зная о том, что на ее соединение с ней стремится река Аргунь.

И вот, исторический момент - где сошлись они дам и начинается Амур.

Река Амур - крупнейшая трансграничная река Евразии. Протяженность государственной Границы с КНР по Амуру составляет 1819 километров.

Пограничный с КНР участок по рекам Аргунь, Амур, Уссури и Сунгача до озера Ханка составляет более 3200 км.

Амур делится на части:

Верхнее течение Амура от места слияния прохладной, чистой Шилки с мутной Аргунью до Благовещенска еще сохранило на значительном протяжении черты дикости природы. Редко увидишь на берегах селения, мало встречается здесь речных судов. Повсюду пышные, почти первобытные леса, великолепные, сказочных очертаний утесы - Кумарский, Масляный, Кольцовский. Нередко они обрываются прямо в воду, образуя местами башни, уступы, скалы удивительной красоты, неожиданно появляющиеся за поворотом и меняющие свой вид в зависимости от того, откуда на них смотришь. Это чудесные и неповторимые каменные изваяния - символы первозданности природы.

С трудом пробивает себе путь Амур: в Забайкалье - прочные горные породы. Но и дальше то тут, то там - все утесы и утесы.

Средний Амур - наиболее сложный отрезок реки в ее среднем течении - от Благовещенска до Хабаровска. Его русло начинает дробиться на рукава, сначала робко на два-три, а затем все сильнее и сильнее и вот уже оно извивается десятками проток среди многочисленных островов. Заболоченные пространства, унылость, редкие чахлые березы, лиственницы.

Почти в самом центре Среднеамурской низменности возвышается хребет – Большой Хехцир, и Амур направляется прямо к нему, где у подножия гор сливается с рекой Уссури.

Нижний Амур - от Хабаровска до устья.

Здесь собирается много воды со всего бассейна, много наносов. Поэтому образуется много рукавов, которые могут объединяться в озера. Много образуется кос.

Сток Амура в два моря. Сахалин преграждает выход Амура к морю. Эта преграда настолько велика, что мощный поток реки раздваивается: большая часть воды идет на север в Охотское море, меньшая на юг в Японское.

Ниже г. Николаевска-на Амуре река сильно расширятся, и непонятно - это уже море или еще Амур.

Основные притоки реки Амур: Река Зея, Бурея, Сунгари, Уссури, Амгунь, Ашой,

По разнообразию ихтиофауны Амур не знает себе равных среди рек нашей страны. Здесь водится 135 видов рыб, среди которых крупнейший представитель осетровых - калуга, достигающая - пяти-шести метров_в длину.

Амур - богатейшая лососевая река Евразии, здесь нерестится девять видов лососевых рыб.

В бассейне обитают 5000 видов сосудистых растений, не менее 520 видов наземных позвоночных животных. Незначительное число эндемичных, реликтовых, а также редких и исчезающих растений.

Особенностью Амура является широтное расположение и простирание в различных географических районах с отличающимися природными условиями.

В связи с этим велика биогеографическая значимость Амурского бассейна, в пределах которого проходят границы дауро-монгольской, ангарской, берингийской и маньчжурской флор и фаун.

В значительной степени за счет пограничных популяций растений и животных в данном природном комплексе обеспечивается формирование богатого генетического, видового и экосистемного биологического разнообразия.
  1   2   3   4

Похожие:

Методическая разработка мероприятия открытого круглого стола Тема: «От экологии пространства к экологии души» iconМетодическая разработка открытого практического занятия тема: «работа...

Методическая разработка мероприятия открытого круглого стола Тема: «От экологии пространства к экологии души» iconИзвещение о проведении открытого запроса цен
Договора на оказание комплекса услуг по организации и проведению Молодежного круглого стола в рамках Петербургского международного...

Методическая разработка мероприятия открытого круглого стола Тема: «От экологии пространства к экологии души» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия в форме конкурса «Проверь себя»
Методическая разработка посвящена внеклассному мероприятию в форме конкурса «Проверь себя». Данная разработка может быть полезна...

Методическая разработка мероприятия открытого круглого стола Тема: «От экологии пространства к экологии души» iconДоклад об основных результатах работы министерства природных ресурсов...
В 2013 году в соответствии с полномочиями министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области и с учетом решаемых задач...

Методическая разработка мероприятия открытого круглого стола Тема: «От экологии пространства к экологии души» iconМетодическая разработка для проведения занятий со слушателями умц. Тема №13
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со слушателями умц с целью изучения основных требований...

Методическая разработка мероприятия открытого круглого стола Тема: «От экологии пространства к экологии души» iconМетодическая разработка открытого практического занятия тема:«Общий...
Структура раздела «Лабораторное исследование мочевыделительной системы»

Методическая разработка мероприятия открытого круглого стола Тема: «От экологии пространства к экологии души» iconОтчет о состоянии коррупции и мерах по реализации антикоррупционной...
...

Методическая разработка мероприятия открытого круглого стола Тема: «От экологии пространства к экологии души» iconЗаседание круглого стола. Учащиеся делятся на три группы. Каждая...
Цель: закрепить представления о языке как средстве общения, познакомить с понятием «развитой язык»

Методическая разработка мероприятия открытого круглого стола Тема: «От экологии пространства к экологии души» iconМетодическая разработка Проведения учебного занятия на тему «Судебное разбирательство»
Методическая разработка предназначена для обучающихся специальности 38. 02. 01

Методическая разработка мероприятия открытого круглого стола Тема: «От экологии пространства к экологии души» iconМетодическая разработка по дисциплине «Организация инновационной деятельности предприятия»
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями фгос впо третьего поколения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск