Методическая разработка лекции на тему: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения»


Скачать 421.17 Kb.
НазваниеМетодическая разработка лекции на тему: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения»
страница1/7
ТипМетодическая разработка
filling-form.ru > Бланки > Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6   7
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сызранский медико-гуманитарный колледж»

Методическая разработка лекции на тему:
«Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения»


по дисциплине Фармакология специальности 060101 Лечебное дело
Составитель: Егорова Л.И. – преподаватель первой квалификационной категории дисциплин Фармакология, Основы латинского языка с медицинско терминологией
Рассмотрена и утверждена на

заседании ЦМК ПМ специальностей Фармация, Лабораторная диагностика

Протокол № ___ от _________________

Председатель ЦМК

__________________________________

(подпись)


г.о.Сызрань,2016г.


Тема лекции: ЛС, влияющие на функции системы пищеварения.
Цели лекции: изучение темы: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения».
Образовательные: научить обучающихся консультировать посетителей аптеки по лекарственным средствам, влияющим на функции системы пищеварения; углубить и актуализировать знания о классификации средств данной группы, о фармакодинамике и фармакокинетике данной группы препаратов, о показаниях к применению, побочных эффектах и особенностях лекарственных средств, влияющих на систему пищеварения; выявить готовность обучающихся успешно применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности.
Воспитательные: формировать умение работать в коллективе, чувство ответственности за всех и каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей, конкурировать с партнерами, коллегиально принимать решение, воспитывать трудолюбие и прилежание, любовь к избранной профессии.
Развивающие: развивать умение выделять главное, самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, развивать логическое, креативное и фармацевтическое мышление, речь; развивать умение организовывать себя для выполнения поставленной задачи, осуществлять поиск альтернативных способов решения; преобразовывать ранее известные алгоритмы деятельности в новые; развитие способности анализировать полученную информацию, развивать умение работать с дополнительной литературой.
Формирующая: овладеть знаниями и умениями в соответствии с РП дисциплины Фармакология.
Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.


Задачи лекции:

- обучающийся должен знать представителей фармакологической группы;

классификацию препаратов данной группы, фармакодинамику, фармакокинетику, показания к применению, побочные эффекты представителей фармакологической группы;

- правила заполнения рецептурных бланков на лекарственные средства.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:


  • выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы;

  • находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;

  • ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

  • применять лекарственные средства по назначению врача;

  • давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм.


Лекция подготовлена в монологическом варианте.

Продолжительность занятия: общее время 180 мин.

Место проведения: лаборатория фармакологии ГБПОУ «СМГК».
Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинета:

1. Доска классная;

2. Стол и стул для преподавателя;

3. Столы для обучающихся;

4. Стулья для обучающихся;

5. Шкафы.
Технические средства обучения:

1. Компьютер

2. Интерактивная доска
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

1. Таблицы

2. Рабочая тетрадь для обучающихся

3. Образцы лекарственных препаратов (муляжи)

4. Компьютерные программы (обучающие, контролирующие)

6. Справочные материалы.
Информационное обеспечение обучения

Основные источники:
- Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А. «Фармакология с рецептурой», Санкт – Петербург: Спецлит, 2012.

- Машковский М.Д. «Лекарственные средства», Москва: ООО Издание «Новая волна», 2010г.

- Регистр лекарственных средств, Москва, 2014 г.

- «Руководство по общей рецептуре», учебное пособие, Н.Б. Анисимова, изд. Мед. 2006 г.

- Справочные правовые системы (Интернет- ресурсы, Консультант +, Кодекс, Гарант).

- «Фармакология с рецептурой», учебник/ М.Д. Гаевый, 2004 г.,

изд. центр «Март».

- «Фармакология с общей рецептурой», учебное пособие для мед. училищ, В.В. Майский 2008 г.

- «Фармакология» учебник, В.В. Ряженов, 2004 г.

Дополнительные источники:

  1. «Рецептурный справочник для фельдшеров и акушерок, медицинских сестер», Н.,И. Федюкович., М.Мед. 2008 г.

  2. «Полный лекарственный справочник медсестры», М.Б. Ингерлейб, 2004 г.

  3. «Справочник по лекарственным средствам», справочник Э.Г. Громова.,

2005 г.

  1. «Фармакология с основами фитотерапии», учебное пособие, Е.Е. Лесновского., Л.В. Пастушенков., 2006 г.

  2. «Лекарственные средства» справочник – путеводитель, ГЭОТАР МЕДИА, Петров Р.В., 2003 г.


Интернет-ресурсы и электронные учебные пособия и учебники:

1. www.consultant.ru

2. www.garant.ru

3. www.minzdravsoc.ru
План лекции






Этап

Время

Название

Описание

1.

Введение


Актуальность данной темы: обучающийся должен знать анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы, классификацию лекарственных средств, влияющих на функции пищеварительной системы, механизмы и особенности их действия, показания к применению, побочные эффекты представителей данной группы препаратов; уметь ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств; уметь выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы.

5 мин

2

Анатомо-физиологические особенности и основные механизмы регуляции функций системы пищеварения

Воробьева Е.В. «Анатомия и физиология человека», тема: «Пищеварительная система»- процесс пищеварения в желудке и кишечнике, образование и выделение соляной кислоты желудочного сока, желчи, механизмы возникновения рвотного рефлекса.

15мин.

3

Основные группы лекарственных средств, влияющих на функции системы пищеварения

Классификация лекарственных средств, влияющих на функции пищеварительной системы, отдельные представители каждой классификационной группы.

15 мин.

4

Характеристика лекарственных средств заместительной терапии при гипофункции пищеварительных желез

Основные отличительные особенности лекарственных средств по схеме: представители, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и меры их профилактики

15мин.

5

Лекарственные средства, влияющие на аппетит

Основные отличительные особенности лекарственных средств по схеме: представители, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и меры их профилактики

10мин.

6

Лекарственные средства, применяемые при гиперфункции желез желудка

Основные отличительные особенности лекарственных средств по схеме: представители, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и меры их профилактики

40мин.

7

Желчегонные средства

Основные отличительные особенности лекарственных средств по схеме: представители, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и меры их профилактики

15мин.

8

Гепатопротекторы

Основные отличительные особенности лекарственных средств по схеме: представители, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и меры их профилактики

15мин.

9

Противорвотные средства

Основные отличительные особенности лекарственных средств по схеме: представители, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и меры их профилактики

15мин.

10

Слабительные средства

Основные отличительные особенности лекарственных средств по схеме: представители, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и меры их профилактики

15мин.

11

Антидиарейные средства

Основные отличительные особенности лекарственных средств по схеме: представители, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и меры их профилактики

15мин.

12

Заключение

Резюме содержания занятия. Сообщить о домашнем задании.

5мин.



Задание на дом.


Вопросы для самоподготовки

Источники информации. Литература.

Цель.

Самоконтроль.

1.Анатомо-физиологические особенности и основные механизмы регуляции функций системы пищеварения.

2. Классификация лекарственных средств, влияющих на функции пищеварительной системы, отдельные представители каждой классификационной группы.

Воробьева Е.В. «Анатомия и физиология человека», тема: «Пищеварительная система»;

-изучить лекционный материал по данной теме;

-изучить материал учебника Майский В.В., Муратов В.К.

«Фармакология с рецептурой»;

Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А. «Фармакология с рецептурой», Санкт – Петербург: Спецлит, 2012.

Ряженов В.В. «Фармакология»;

Руководство по общей рецептуре», учебное пособие, Н.Б. Анисимова, изд. Мед. 2006 г.


Иметь представление: об

анатомо-физиологических особенностях пищеварительной системы, знать классификацию лекарственных средств, влияющих на функции пищеварительной системы, механизмы и особенности их действия, показания к применению, побочные эффекты представителей данной группы препаратов; уметь выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы.

В рабочих тетрадях: 1.схематично представить процесс пищеварения в желудке и кишечнике характеристика»;

2.заполнить таблицу: «Характеристика средств, влияющих на функции системы пищеварения»;

3.Выписать в рецептах следующие препараты:

  • таблетки «Фестал», количество 20 штук, для приема внутрь по 1 таблетке во время еды, в течение 10 суток;

  • 0,5% раствор Церукала в ампулах по 2 мл, количество 10 штук, для внутримышечного введения при рвоте, связанной с приемом лекарственных средств;

  • Фамотидин в виде сухого порошка во флаконах по 0,02 г. количество 5 штук, для внутривенного введения для купирования острого эрозивного гастрита;

  • «Алмагель» во флаконе объемом 170 мл, для применения внутрь по 1 порционной ложке при изжоге;

  • Касторовое масло в капсулах по 1,0, количество 30 штук для приема внутрь по 1 капсуле утром через 1 час после еды в течение 5 суток;

  • таблетки Угля активированного по 0,25 г., количество 20 штук для приема внутрь по 1 таблетке 3 раза в сутки в течение 3 дней.


Вопросы для самоподготовки:


  1. Пищеварительная система: строение, функции;

  2. Возможные нарушения секреторной и моторной функций пищеварительной системы;

3. ЛС, влияющие на аппетит: механизм действия, применение;

4. Гипосекреция пищеварительных желез: заместительная терапия, время ее реализации;

5. ЛС, тормозящие секрецию желудочных желез: классификация, сравнительная характеристика; Антациды: всасывающиеся и не всасывающиеся, особенности действия;

6. Желчегонные средства: классификация, сравнительная характеристика;

7. Перечислите возможные причины и механизмы развития рвотного рефлекса, механизмы действия противорвотных ЛС;

8. Дайте сравнительную характеристику антидиарейных и слабительных средств по следующим пунктам:

  • скорость наступления эффекта;

  • показания к применению;

  • риск развития побочных эффектов.

9. Какие препараты применяют:

  • для купирования эпигастральных болей, изжоги;

  • для купирования острого гастрита, протекающего с явлениями кровотечения из эрозированной слизистой оболочки желудка;

  • для купирования тошноты и рвоты функционального происхождения;

  • для купирования печеночной колики;

  • для купирования рвоты центрального генеза;

  • для купирования острой диареи функционального происхождения;

  • для выведения ядовитого вещества из ЖКТ при энтеральных отравлениях.


Литература




1. Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А. «Фармакология с рецептурой», Санкт – Петербург: Спецлит, 2012.

2. «Фармакология с общей рецептурой», учебное пособие для мед. училищ, В.В. Майский 2008 г.

3. «Руководство по общей рецептуре», учебное пособие, Н.Б. Анисимова, изд. Мед. 2006 г.

4. «Рецептурный справочник для фельдшеров и акушерок, медицинских сестер», Н.,И. Федюкович., М.Мед. 2008 г.

5. Машковский М.Д. «Лекарственные средства», Москва: ООО Издание «Новая волна», 2010г.

6. Справочные и другие материалы.
Полный текст лекции.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методическая разработка лекции на тему: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconМетодическая разработка Проведения учебного занятия на тему «Судебное разбирательство»
Методическая разработка предназначена для обучающихся специальности 38. 02. 01

Методическая разработка лекции на тему: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconМетодическая разработка на тему тестовый контроль в методах и средствах...
Методическая разработка на тему: «Тестовый контроль в методах и средствах личностно ориентированного обучения». Подготовила Фалько...

Методическая разработка лекции на тему: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» icon«Современные твердые и мягкие лекарственные формы. Современные жидкие...
Тема: «Современные твердые и мягкие лекарственные формы. Современные жидкие лекарственные средства для внутреннего и наружного применения....

Методическая разработка лекции на тему: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» icon«Наркотические и ненаркотические анальгетики» для специальности: 34. 02. 01 Сестринское дело
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Наркотические и ненаркотические анальгетики»....

Методическая разработка лекции на тему: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconМетодическая разработка по дисциплине «Организация инновационной деятельности предприятия»
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями фгос впо третьего поколения

Методическая разработка лекции на тему: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconГосударственное профессиональное образовательное учреждение «беловский...
Разработка урока предназначена для проведения занятия по дисциплине оп. 05 Технические средства для специальности 23. 02. 01 Организация...

Методическая разработка лекции на тему: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconМетодическая разработка предназначена для проведения дифференцируемого...
Методическая разработка предназначена для проведения дифференцируемого зачета по дисциплине «Английский язык» в учреждении среднего...

Методическая разработка лекции на тему: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия в форме конкурса «Проверь себя»
Методическая разработка посвящена внеклассному мероприятию в форме конкурса «Проверь себя». Данная разработка может быть полезна...

Методическая разработка лекции на тему: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconМетодическая разработка урока биологии для 7 класса 28 Подготовка...
Авторский коллектив муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Костёнковская средняя общеобразовательная школа» Кемеровской...

Методическая разработка лекции на тему: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconОбластной конкурс методических разработок по проведению интернет-урока...
Методическая разработка интернет – практикума для родителей на тему: «Счастливая семья – здоровая семья»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск