Скачать 0.6 Mb.
|
МОАУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» города Кирова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Спортивный туризм» возраст воспитанников 10 -18 лет, срок реализации - 3 года Автор-составитель: Сандалова Людмила Анатольевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории МОАУ ДОД ЦДЮТЭ г. Кирова Киров, 2007 г. 1. Пояснительная записка. 1.1. Направленность дополнительной образовательной программы – туристско-краеведческая. 1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Туризм - самый массовый и самый доступный вид спорта. Туризм - овладение не только бытовыми и специальными знаниями, умениями и навыками, но и глубокими и прочными знаниями в различных областях, умение применять их на практике в экстремальных ситуациях. Туризм - средство воспитания личности, позволяет активно влиять на формирование жизненно важных человеку умений и навыков, совершенствование его двигательных способностей, развитие морально-волевых и интеллектуальных качеств. Кроме того, длительность передвижения в походных условиях, постепенное повышение физических нагрузок воспитывает выносливость и волевые качества. Туризм - явление многогранное. Здесь требуется овладение не только бытовыми и специальными знаниями, умениями и навыками, но и глубокими и прочными знаниями в различных областях, умение применять их на практике в экстремальных ситуациях. Туризм - это коллективные действия. Залог успеха - создание самоорганизующегося и самоуправляемого коллектива единомышленников. Разработка программы вызвана необходимостью совершенствования учебно-воспитательного процесса в связи с ростом требований к дополнительному образованию детей. Основные принципы программы - целостность и системность, предполагающие последовательное развитие обучающихся от минимального уровня знаний и умений до туристского мастерства 1.3. Цель и задачи программы. Цель программы: всестороннее развитие личности школьника средствами туризма и краеведения. Задачи программы:
1. 4. Контингент объединения. Комплектация кружка из школьников 10 - 18 лет Состав кружка не менее 12 человек. Заниматься в кружке могут хорошо физически развитые юноши и девушки, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям туризмом. 1.5. Образовательный ресурс программы 3 года. Программа предусматривает приобретение детьми знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентировании на местности, ведении краеведческих наблюдений и исследований, оказании первой медицинской помощи, необходимых знаний для получения спортивных разрядов по туристскому многоборью и спортивным походам 1.6. Формы и режим занятий Занятия кружка проходят после учебных занятий. Программа рассчитана на 9, 9, 9 часов в неделю для 1, 2, 3, года обучения соответственно. В течение учебного года занятия распределены неравномерно. Как правило, занятия на местности проводятся по выходным дням, походы выходного дня – 2 раза в месяц. Большая часть практических занятий приходится на осень и весну. Теоретические и практические занятия в помещении проводятся по расписанию, обычно теоретические и практические вопросы тесно связаны друг с другом и рассматриваются, если позволяет время, на одном занятии. Походы и соревнования входят в сетку часов. Летние многодневные походы, экспедиции и лагеря проводятся вне сетки часов. Календарный план занятий по данной программе целиком зависит от особенностей погодных метеоусловий и сроков проведения соревнований. В зависимости от погодных условий, графика соревнований, походов, финансового бюджета, а т.ч. контингента занимающихся, календарный план и количество часов по темам может незначительно изменяться. Все изменения отражаются в календарном плане, составляющемся в начале каждого учебного года и являющемся приложением к данной программе. Занятия проводятся с полным составом объединения, но по мере роста опыта занимающихся делается большой упор на групповые (2 -3 человека) и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинается специализация, так же при подготовке к соревнованиям. Для проведения теоретических и практических занятий возможно привлечение учителей-предметников, опытных судей, инструкторов, врачей, спасателей, спортсменов. Процесс обучения идет по спирали. Возвращаясь к старым темам, ребята глубоко знакомятся с историей развития туризма, детальнее изучают вопросы по топографии, ориентированию, техники и тактики пешего, лыжного, водного, горного туризма, вопросы туристского хозяйства, гигиены и медицины. Предполагается такая методика занятий: 1) личное и групповое туристское снаряжение - беседы, практические занятия, как на местности, так и в помещении, просмотр диафильмов, игры; 2) организация туристского быта, привалы и ночлеги - беседы, практические занятия на местности и в помещении, тематические вечера, конкурсы, эстафеты, тренировки и соревнования; 3) подготовка к походу, путешествию - практические занятия на местности и в помещении, просмотр видеофильмов, слайдов, диафильмов, тематические игры, конкурсы; 4) питание в туристском походе - беседы, лекции, практические занятия на местности и в помещении, просмотр диафильмов, вечера вопросов и ответов; 5) топография и ориентирование - беседы, практические занятия на воздухе и в помещении, эстафеты, игры, конкурсы, подвижные игры с элементами ориентирования; 6) обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировках - лекции, практические занятия со снаряжением, игры, эстафеты, соревнования; 7) краеведение - лекции, беседы, викторины, загородные экскурсии, экскурсии по городу, посещение краеведческих музеев, подборка литературы по вопросам, изучаемых в походе, беседы с местными жителями; 8) общая физическая подготовка - практические занятия на местности, туристско-спортивные праздники, утренняя зарядка, тренировки по бегу, спортивные соревнования, обучение плаванию, беседы по организации закаливания; 9) теория и практика по видам туризма - беседы, практические занятия на местности, туристские соревнования и слёты, тематические вечера, соревнования на полосе туристских препятствий, просмотр видеофильмов, туристские походы. 1.7. Ожидаемые результаты: Результаты первого года обучения: формирование представлений о родном крае, об основных видах туризма, туристских походах и соревнованиях, снаряжении и правилах пользования им, основах топографической подготовки туриста, тактике туризма, а т. ж. умения применять полученные знания на практике. Обязательное прохождение зачетного похода 1 степени сложности. Выполнение спортивных нормативов по пешеходному и водному туризмуюношеские и 3 взрослый разряд в зависимости от состояния здоровья и физических возможностей каждого обучающегося). Выполнение спортивных разрядов по туристскому многоборью ( в зависимости от физических возможностей и желания обучающихся). Социальная адаптированность учащихся, сформированность морально – этических и волевых качеств. Самостоятельность принимаемых решений, готовность помочь товарищам в сложной жизненной ситуации. Результаты второго года обучения: углубление знаний умений и навыков по изучаемым разделам программы с обязательным прохождением зачетного похода 2 степени сложности. Выполнение спортивных нормативов по пешеходному и водному туризму (юношеские и 3 взрослый разряд в зависимости от состояния здоровья и физических возможностей каждого обучающегося). Выполнение спортивных разрядов по туристскому многоборью (в зависимости от физических возможностей и желания обучающихся). Самостоятельность принимаемых решений, готовность помочь товарищам в сложной жизненной ситуации Результаты третьего года обучения: расширение и углубление ранее полученных знаний умений и навыков, достижение самостоятельности в практической деятельности, выполнение нормативов 1 юношеского разряда по туристскому многоборью, обязательное прохождение зачетного похода 3 степени сложности. Выполнение спортивных нормативов по пешеходному и водному туризму (юношеские и3 взрослый разряд в зависимости от состояния здоровья и физических возможностей каждого обучающегося). Выполнение спортивных разрядов по туристскому многоборью (в зависимости от физических возможностей и желания обучающихся) Подготовка к организации и судейству соревнований по туризму, к руководству спортивными походами. Самостоятельность принимаемых решений, готовность помочь товарищам в сложной жизненной ситуации 1.8. Формы подведения итогов реализации программы Методы контроля за усвоение ЗУН: устный, фронтальный и групповой (тестовые задания) и метод самоконтроля. Методы диагностики: наблюдение, анкетирование и тестирование. Хорошим способом определить уровень знаний и умений воспитанников являются диагностические карты, позволяющие оценить, на каком из трех уровней обученности находится каждый из воспитанников. Кроме того, важным показателем обученности являются результаты воспитанников на соревнованиях.
|
Направленность дополнительной образовательной программы «Этика и этикет» социально-педагогическая | |||
... | Программно-методическое и технологическое обеспечение Основной образовательной программы | ||
... | Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования | ||
Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы гимназии | Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы | ||
В соответствии со статьей №59 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской... | В федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» в статье 59 «Итоговая... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |