1. Пояснительная записка. Направленность дополнительной образовательной программы


Название1. Пояснительная записка. Направленность дополнительной образовательной программы
страница1/4
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4







МОАУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» города Кирова


Утверждено

Директор ЦДЮТЭ города Кирова

Б.Ю. Зимин




Протокол

Педагогического совета

от _______________№______________


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Спортивный туризм»

возраст воспитанников 10 -18 лет,

срок реализации - 3 года

Автор-составитель:

Сандалова Людмила Анатольевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МОАУ ДОД ЦДЮТЭ г. Кирова

Киров, 2007 г.

1. Пояснительная записка.

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы – туристско-краеведческая.

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Туризм - самый массовый и самый доступный вид спорта.

Туризм - овладение не только бытовыми и специальными знаниями, умениями и навыками, но и глубокими и прочными знаниями в различных областях, умение применять их на практике в экстремальных ситуациях.

Туризм - средство воспитания личности, позволяет активно влиять на формирование жизненно важных человеку умений и навыков, совершенствование его двигательных способностей, развитие морально-волевых и интеллектуальных качеств. Кроме того, длительность передвижения в походных условиях, постепенное повышение физических нагрузок воспитывает выносливость и волевые качества.

Туризм - явление многогранное. Здесь требуется овладение не только бытовыми и специальными знаниями, умениями и навыками, но и глубокими и прочными знаниями в различных областях, умение применять их на практике в экстремальных ситуациях.

Туризм - это коллективные действия. Залог успеха - создание самоорганизующегося и самоуправляемого коллектива единомышленников.

Разработка программы вызвана необходимостью совершенствования учебно-воспитательного процесса в связи с ростом требований к дополнительному образованию детей. Основные принципы программы - целостность и системность, предполагающие последовательное развитие обучающихся от минимального уровня знаний и умений до туристского мастерства

1.3. Цель и задачи программы.

Цель программы: всестороннее развитие личности школьника средствами туризма и краеведения.

Задачи программы:

  1. Обучающие.

  1. Углубление знаний по школьным предметам: географии, биологии, экологии, краеведению, истории.

  2. Изучение и охрана природного и исторического наследия Вятского края.

  3. Получение основных знаний, умений, навыков, необходимых для занятий спортивным туризмом: правила организация походов, безопасность в походах, виды и правила пользования туристским снаряжением, организация туристского быта, правила оказания доврачебной помощи, приемы ориентирования на местности и работы с картой, виды и правила туристских соревнований.

  1. Воспитательные.

  • организация самоопределения детей к истории и культуре Вятского края

  • формирование основ экологических знаний, культуры общения с природой

  • сохранение лучших традиций самодеятельного туризма

  • Воспитание чувства любви к родному краю.

  • Воспитание бережного отношения к природе.

  • Воспитание патриота своей Родины

  • Воспитание коллективизма, чувства взаимопомощи и взаимоответственности.

  • Воспитание любви к труду и умения трудиться.

  • Воспитание здорового образа жизни.

  1. Развивающие.

  • Развитие памяти, внимания, мышления

  • Совершенствование туристского и спортивного мастерства.

  • Создание условий для реализации творческого потенциала личности

  • Развитие самостоятельности и ответственности, самодисциплины и коммуникабельности, умения действовать в неожиданных ситуациях

  • Развитие физических качеств и стремления к здоровому образу жизни.


1. 4. Контингент объединения.

Комплектация кружка из школьников 10 - 18 лет Состав кружка не менее 12 человек.

Заниматься в кружке могут хорошо физически развитые юноши и девушки, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям туризмом.

1.5. Образовательный ресурс программы 3 года.

Программа предусматривает приобретение детьми знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентировании на местности, ведении краеведческих наблюдений и исследований, оказании первой медицинской помощи, необходимых знаний для получения спортивных разрядов по туристскому многоборью и спортивным походам
1.6. Формы и режим занятий

Занятия кружка проходят после учебных занятий. Программа рассчитана на 9, 9, 9 часов в неделю для 1, 2, 3, года обучения соответственно. В течение учебного года занятия распределены неравномерно. Как правило, занятия на местности проводятся по выходным дням, походы выходного дня – 2 раза в месяц. Большая часть практических занятий приходится на осень и весну.

Теоретические и практические занятия в помещении проводятся по расписанию, обычно теоретические и практические вопросы тесно связаны друг с другом и рассматриваются, если позволяет время, на одном занятии. Походы и соревнования входят в сетку часов.

Летние многодневные походы, экспедиции и лагеря проводятся вне сетки часов.

Календарный план занятий по данной программе целиком зависит от особенностей погодных метеоусловий и сроков проведения соревнований.

В зависимости от погодных условий, графика соревнований, походов, финансового бюджета, а т.ч. контингента занимающихся, календарный план и количество часов по темам может незначительно изменяться. Все изменения отражаются в календарном плане, составляющемся в начале каждого учебного года и являющемся приложением к данной программе.

Занятия проводятся с полным составом объединения, но по мере роста опыта занимающихся делается большой упор на групповые (2 -3 человека) и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинается специализация, так же при подготовке к соревнованиям. Для проведения теоретических и практических занятий возможно привлечение учителей-предметников, опытных судей, инструкторов, врачей, спасателей, спортсменов.

Процесс обучения идет по спирали. Возвращаясь к старым темам, ребята глубоко знакомятся с историей развития туризма, детальнее изучают вопросы по топографии, ориентированию, техники и тактики пешего, лыжного, водного, горного туризма, вопросы туристского хозяйства, гигиены и медицины.

Предполагается такая методика занятий:

1) личное и групповое туристское снаряжение - беседы, практические занятия, как на местности, так и в помещении, просмотр диафильмов, игры;

2) организация туристского быта, привалы и ночлеги - беседы, практические занятия на местности и в помещении, тематические вечера, конкурсы, эстафеты, тренировки и соревнования;

3) подготовка к походу, путешествию - практические занятия на местности и в помещении, просмотр видеофильмов, слайдов, диафильмов, тематические игры, конкурсы;

4) питание в туристском походе - беседы, лекции, практические занятия на местности и в помещении, просмотр диафильмов, вечера вопросов и ответов;

5) топография и ориентирование - беседы, практические занятия на воздухе и в помещении, эстафеты, игры, конкурсы, подвижные игры с элементами ориентирования;

6) обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировках - лекции, практические занятия со снаряжением, игры, эстафеты, соревнования;

7) краеведение - лекции, беседы, викторины, загородные экскурсии, экскурсии по городу, посещение краеведческих музеев, подборка литературы по вопросам, изучаемых в походе, беседы с местными жителями;

8) общая физическая подготовка - практические занятия на местности, туристско-спортивные праздники, утренняя зарядка, тренировки по бегу, спортивные соревнования, обучение плаванию, беседы по организации закаливания;

9) теория и практика по видам туризма - беседы, практические занятия на местности, туристские соревнования и слёты, тематические вечера, соревнования на полосе туристских препятствий, просмотр видеофильмов, туристские походы.
1.7. Ожидаемые результаты:

Результаты первого года обучения: формирование представлений о родном крае, об основных видах туризма, туристских походах и соревнованиях, снаряжении и правилах пользования им, основах топографической подготовки туриста, тактике туризма, а т. ж. умения применять полученные знания на практике. Обязательное прохождение зачетного похода 1 степени сложности. Выполнение спортивных нормативов по пешеходному и водному туризмуюношеские и 3 взрослый разряд в зависимости от состояния здоровья и физических возможностей каждого обучающегося). Выполнение спортивных разрядов по туристскому многоборью ( в зависимости от физических возможностей и желания обучающихся). Социальная адаптированность учащихся, сформированность морально – этических и волевых качеств. Самостоятельность принимаемых решений, готовность помочь товарищам в сложной жизненной ситуации.
Результаты второго года обучения: углубление знаний умений и навыков по изучаемым разделам программы с обязательным прохождением зачетного похода 2 степени сложности. Выполнение спортивных нормативов по пешеходному и водному туризму (юношеские и 3 взрослый разряд в зависимости от состояния здоровья и физических возможностей каждого обучающегося). Выполнение спортивных разрядов по туристскому многоборью (в зависимости от физических возможностей и желания обучающихся). Самостоятельность принимаемых решений, готовность помочь товарищам в сложной жизненной ситуации
Результаты третьего года обучения: расширение и углубление ранее полученных знаний умений и навыков, достижение самостоятельности в практической деятельности, выполнение нормативов 1 юношеского разряда по туристскому многоборью, обязательное прохождение зачетного похода 3 степени сложности. Выполнение спортивных нормативов по пешеходному и водному туризму (юношеские и3 взрослый разряд в зависимости от состояния здоровья и физических возможностей каждого обучающегося). Выполнение спортивных разрядов по туристскому многоборью (в зависимости от физических возможностей и желания обучающихся)

Подготовка к организации и судейству соревнований по туризму, к руководству спортивными походами. Самостоятельность принимаемых решений, готовность помочь товарищам в сложной жизненной ситуации
1.8. Формы подведения итогов реализации программы

Методы контроля за усвоение ЗУН: устный, фронтальный и групповой (тестовые задания) и метод самоконтроля.

Методы диагностики: наблюдение, анкетирование и тестирование.

Хорошим способом определить уровень знаний и умений воспитанников являются диагностические карты, позволяющие оценить, на каком из трех уровней обученности находится каждый из воспитанников. Кроме того, важным показателем обученности являются результаты воспитанников на соревнованиях.

Диагностическая карта

обученности воспитанников

Храмушина

Татьяна

Казаков

Михаил

Балаганская

Надежда

Шиляева

Ксения

Санникова

Дарья

Нохрина

Анастасия

Нохрина

Мария

Широков

Илья

Бессонов

Иван

Хлопов

Иван

Наумов

Павел

Ковков

Егор

Братухин Гавриил

Топография:

  • Топознаки – 8 заданий

  • Расстояние по карте – 2 задания

  • Топознаки – более 4 баллов штрафа

  • Расстояние по карте – более 5 баллов штрафа








































  • Топознаки – до 3 баллов штрафа

  • Расстояние по карте – до 4 баллов штрафа








































  • Топознаки – до 1 балла штрафа

  • Расстояние по карте – до 2 балла штрафа








































Медицинская подготовка:

  • Состав медицинской аптечки

  • ПМП при ожоге

  • ПМП при обморожении

  • ПМП при поверхностных ранениях

  • Действия при укусе клеща

Низкий: не знает








































Средний: знает, но на практике допускает незначительные ошибки








































Высокий: знает хорошо, может оказать на практике








































Бивак:

  • Установка палатки

  • Разведение костра

  • Приготовление пищи на костре

Низкий: делает с помощью руководителя








































Средний: делает с незначительными подсказками








































Высокий: делает самостоятельно, без ошибок








































Узлы:

Время вязки одного узла: 20 – 30 секунд

Низкий: знает менее 4 узлов или допускает грубые ошибки при вязке








































Средний: знает 4– 6 узлов, допускает незначительные ошибки при вязке








































Высокий: знает более 6 узлов, вяжет их без ошибок











































Техника пешеходного туризма:

  • Подъем спортивным способом

  • Спуск спортивным способом

  • Навесная переправа

  • Параллельные перила

  • Бревно с горизонтальным маятником

Выполняет с подсказками руководителя, или с грубыми техническими ошибками (более 6 баллов штрафа)








































Выполняет самостоятельно, с незначительными техническими ошибками (до 6 баллов штрафа)








































Выполняет самостоятельно, без ошибок








































Техника лыжного туризма:

  • Спуск с торможением

  • Спуск с поворотами

  • Спуск серпантином

  • Подъем серпантином

  • Подъем на лыжах спортивным способом с транспортировкой палок

Выполняет с подсказками руководителя, или с грубыми техническими ошибками (более 6 баллов штрафа)








































Выполняет самостоятельно, с незначительными техническими ошибками (до 6 баллов штрафа)








































Выполняет самостоятельно, без ошибок








































Выполнение спортивных разрядов

  • 3 юношеский – туристское многоборье

  • 3 юношеский – спортивный туризм

  • Не выполнены разряды








































  • Выполнен разряд по одному виду спорта








































  • Выполнены разряды по двум видам спорта








































Участие в соревнованиях по ТМ

1 соревнований








































2 соревнований








































3 соревнований








































Уровень подготовки по видам

Низкий х 1








































Средний х 2








































Высокий х 3








































Итоговый уровень подготовки

Низкий – до 10 баллов; средний – от 11 до 17 баллов; высокий – от 17 до 24 баллов







































  1   2   3   4

Похожие:

1. Пояснительная записка. Направленность дополнительной образовательной программы iconПояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы

1. Пояснительная записка. Направленность дополнительной образовательной программы iconПрограмма «Этика и этикет»
Направленность дополнительной образовательной программы «Этика и этикет» социально-педагогическая

1. Пояснительная записка. Направленность дополнительной образовательной программы iconПояснительная записка Программа разработана в соответствии с фгос...
...

1. Пояснительная записка. Направленность дополнительной образовательной программы iconПояснительная записка к образовательной программе 3
Программно-методическое и технологическое обеспечение Основной образовательной программы

1. Пояснительная записка. Направленность дополнительной образовательной программы iconПояснительная записка с. 4 Цели и задачи реализации основной образовательной...
...

1. Пояснительная записка. Направленность дополнительной образовательной программы iconПояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования

1. Пояснительная записка. Направленность дополнительной образовательной программы iconПояснительная записка к образовательной программе основного общего образования. 4
Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы гимназии

1. Пояснительная записка. Направленность дополнительной образовательной программы iconПояснительная записка к образовательной программе основного общего образования 1
Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы

1. Пояснительная записка. Направленность дополнительной образовательной программы iconПояснительная записка направленность программы
В соответствии со статьей №59 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской...

1. Пояснительная записка. Направленность дополнительной образовательной программы iconПояснительная записка направленность программы данная программа имеет...
В федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» в статье 59 «Итоговая...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск