Скачать 314.2 Kb.
|
ПОСОБИЕПО РУССКОМУ ЯЗЫКУдля поступающих в Томский Государственный университетТомск – 2013 Пособие по русскому языку составлено на основе примерной программы, разработанной Министерством образования и науки РФ. Пособие включает программу подготовки к экзамену по русскому языку как в формате ЕГЭ, так и в традиционной письменной форме. Методическое пособие содержит примеры заданий, указания к их выполнению, с учетом требований и критериев проверки, и помогут подготовиться к письменному экзамену. . Протокол № 4 от 24.12.2012г. Составители: кандидат филологических наук, доцент ФилФ Т.Б.Банкова, доктор филологических наук, профессор, Г.В. Калиткина ПРОГРАММА Раздел «Орфография»
Раздел «Пунктуация»
Раздел «Морфемика и словообразование»
Раздел «Морфология» (части речи и их признаки) Определение частей речи и их грамматических признаков.
Раздел «Синтаксис»
Раздел «Лексика» Слово. Значение слова. Прямое и переносное значение. Синонимы, Антонимы. Раздел «Текст» 1. Средства связи в тексте. 2. Тип речи текста. 3. Стиль текста. 4. Языковые средства выразительности в тексте и их функции. Лексические средства выразительности и их функции. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Фразеологизмы. Устаревшая лексика. Диалектные слова. 5.Тропы. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Олицетворение. Сравнение. Эпитет. Гипербола. Литота. Перифраз(а). Оксюморон. 6. Синтаксические средства выразительности. Риторические фигуры. Антитеза. Градация. Анафора. Эпифора. Синтаксический параллелизм. Период. Риторическое восклицание. Риторический вопрос. Риторическое обращение. Вопросно - ответная форма изложения текста. Цитация. Инверсия. Эллипсис. Умолчание. Парцелляция. Рекомендуемая литература
Рекомендуемые словари: Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М./ любое издание. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М., 1980. Большой орфографический словарь русского языка /Составитель А.А. Медведева.- М.: ЗАО Центрополиграф, 2004. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменений.- М.: Рус. яз., 1980. Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1994. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы.- М.: Рус. яз.- Медиа, 2004. Ожегов С.И., Шведова Н.В. Словарь современного русского языка.- М.: Рус. яз., 2000. Словарь иностранных слов/ Отв. ред. В.В. Бурцева, Н.М. Семенова.- М.: Рус. яз. – Медиа, 2003. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- М., 1991. Методические указания Общие указания Структура экзаменационного билета Томского государственного университета ориентируется на основные задания, предлагаемые в рамках ЕГЭ по русскому языку. В каждом билете для анализа предложен текст, который представляет собой отрывок из публицистического или художественного произведения отечественного писателя. Этот текст переписывать не надо. Задания билета делятся на две части. Часть 1 На материале предложенного текста даются 10 заданий. Они формируются экзаменаторами из следующих групп. 1 группа заданий связана с проверкой орфографической грамотности абитуриента. Ему надо выписать из текста слова с указанными орфограммами: при этом необходимо вставить пропущенные буквы, определить слитное или раздельное написание слов, выбрать написание с прописной или строчной буквы, например: оз…ренный, оказался (под)стать, (Т, т)омские газеты. 2 группа заданий направлена на проверку пунктуационной грамотности. В некоторых (указанных специально) предложениях абитуриент должен восстановить знаки препинания (пунктограммы), например: Потом пёс чуть слышно хрустел под своей лавкой благодарно шаркал языком розовую ребячью ладошку да и закрывал поскорее глаза давая сердобольному мальцу понять что он насытился и взяла его дрема. 3 группа заданий связана с определением частей речи. Для правильного ответа на вопрос абитуриент должен узнавать и квалифицировать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы (а также такие формы глагольных слов, как причастия и деепричастия), наречия, предлоги, союзы, частицы, междометия, модальные слова. Следует помнить о том, что определить частеречную принадлежность некоторых слов можно только в тексте, например: Раненые (существительное) гуляли в госпитальном саду. Раненые (прилагательное) пальцы быстро зажили. Благодаря (предлог) хорошей погоде прогулка удалась на славу. Благодаря (деепричастие) и кланяясь, гость вышел. 4 группа заданий посвящена определению морфемной структуры слова. Абитуриенту требуется разбить указанные слова на морфемы. Для этого надо уметь узнавать и выделять графически при помощи общепринятых обозначений приставки, корни, интерфиксы (соединительные гласные), суффиксы, окончания, постфиксы. Следует помнить о том, что в слове может быть несколько приставок, корней и суффиксов. Абитуриент должен понимать, что существуют неизменяемые слова, в которых нет окончания (хорошо, быстрей, шутя, вскачь), и изменяемые слова с нулевым окончанием (ходил, красив, роль). 5 группа заданий предполагает определение способа словообразования. Эти задания оказываются для абитуриентов наиболее трудными. Нужно помнить, что способы словообразования в русском языке делятся на 2 группы: морфологические (аффиксальные) и неморфологические. К основным морфологическим (аффиксальным) способам относятся следующие: приставочный – антивоенный военный, приходить ходить, послезавтра завтра; суффиксальный – домик дом, учитель учить, речной река; ноль-суффиксальный (в старых учебниках он называется бессуффиксным) – переход переходить, подогрев подогревать, высь высокий; постфиксальный – молиться молить, встретиться встретить, пачкаться пачкать; приставочно-суффиксальный – подснежник снег, уронить ронять, безрогий рог; приставочно-постфиксальный – выспаться спать, напиться пить, дохулиганиться хулиганить. К основным неморфологическим способам относятся следующие: слияние – нижеподписавшиеся ниже подписавшиеся, сумасшедший с ума сшедший; аббревиация – ГИБДД Государственная инспекция безопасности дорожного движения, вуз высшее учебное заведение, комбат командир батальона, педсовет педагогический совет; сложение основ – жизнеутверждающий, железобетон, сложение слов – кресло-кровать, долго-долго. Пограничное положение занимает сложно-суффиксальный способ – орденоносец орден, носить, полнолуние полная, луна. Кроме того, абитуриент должен выделять морфолого-синтаксический способ словообразования (конверсию, переход слова в другую часть речи): учительская, проездной, стоял молча, шел шагом, согласно расписанию. Для определения способа словообразования следует подобрать самое близкое по форме и значению слово. Разница в форме и укажет на конкретный способ словообразования, например: задушевный душевный (приставочный способ), загородный город (приставочно-суффиксальный способ). 6 группа заданий связана с отражением звукового облика слова буквами. Задания предполагают поиск в указанных предложениях слов, в которых не совпадает количество букв и звуков, например: Он если не всегда, то очень часто чувствовал себя нездоровым, а еще, вероятно, стеснялся, не считая себя хорошим наездником. 7 группа заданий проверяет знания о лексическом (словарном) составе русского языка. Абитуриент должен найти синонимы или антонимы к указанным словам, объяснить значения фразеологических оборотов (прожужжать уши, как сыр в масле кататься) или найти метафоры в указанном фрагменте текста (Пассажиры парохода впились глазами в деревушку на подмытом крутом яру, издырявленном гнездами ласточек. Деревня была как деревня – с огородами, выходящими к реке, с банями на огородах, с кучами сохлого навоза возле стаек и с густой крапивой на межах, с жухлыми кустами картошки, наполовину уже выкопанной, с редкими тополями возле насупленных сибирских изб. Все уже молчали, но слова Сережи что-то тронули во мне.) 8 группа заданий направлена на квалификацию типов подчинительной связи в словосочетаниях (согласование, управление и примыкание). Абитуриентам предлагается выбрать из указанных предложений словосочетания с определенным типом связи или же выписать все словосочетания и самостоятельно определить тип связи в них. Следует помнить о том, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием. 9 группа заданий посвящена поиску и квалификации обособленных членов предложения в указанных фрагментах текста, например: Семейные реликвии достойны уважения. Я люблю дома, где сохраняют увесистые, местами потертые бархатные альбомы с семейными фотографиями. Ларцы с пожелтевшими письмами и открытками, написанными прабабушками. Картины, литографии, может, и скромных художественных достоинств, но зато висевшие и у родителей, у родителей родителей. Люблю семейные портреты, старые, уже неполные сервизы, старые книги, которые читали еще предки. 10 группа заданий связана с определением типа односоставных предложений. Односоставные предложения делятся на 2 основные группы: глагольные и именные. Среди глагольных следует различать определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные и безличные предложения. В указанном фрагменте текста абитуриенту надо самостоятельно найти односоставные предложения, или же он должен определить тип указанного односоставного предложения. 11 группа заданий связана с квалификацией типа придаточных предложений (придаточные определительные, изъяснительные и обстоятельственные – места, времени, цели, причины, условия, уступки). Абитуриент получает задание найти придаточные предложения в указанном фрагменте текста или определить тип конкретного придаточного предложения. 12 группа заданий предполагает полный синтаксический разбор указанного предложения. В него входит характеристика предложения (цель высказывания, интонация, простота / сложность; для простых: составность, полнота, распространенность, осложненность; для сложных: союзное / бессоюзное; для союзных: сочинительная / подчинительная связь; для связанных подчинительной связью: главное и тип придаточного, далее для каждого из них: составность, полнота, распространенность, осложненность; для связанных сочинительной связью: составность, полнота, распространенность, осложненность). Затем производится разбор по членам предложения, с указанием для подлежащего морфологического выражения, также надо указать тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное), тип определения (согласованное / несогласованное), тип дополнения (прямое / косвенное), тип обстоятельства (места, времени, образа действия, цели, условия, причины, уступки). Выполненные 10 заданий оцениваются максимально 5 баллами каждое. Следовательно, абитуриент может набрать от 0 до 50 баллов. Задание. Часть 2 На основе предложенного в билете текста абитуриент должен написать мини-сочинение. В нем экзаменуемый формулирует затронутую писателем проблему, анализирует ее актуальность, глубину и справедливость выводов автора текста, высказывает свое отношение к этой проблеме, а также оценивает уровень языкового мастерства (использованные средства языковой выразительности), продемонстрированный писателем в предложенном тексте. Минимальный объем сочинения – 150 слов. При его оценке учитывается грамотность абитуриента и его умение строить связный текст. Сочинение оценивается в 0-50 баллов. Максимально возможное количество баллов за экзамен – 100. |
А. Г. Буймов – Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | С 894 Суицидология: учебное пособие / И. Л шелехов, Т. В. Каштанова, А. Н. Корнетов, Е. С. Толстолес – Томск: Сибирский государственный... | ||
Уфк по Томской области (Национальный исследовательский Томский государственный университет) | Председатель профсоюзной организации гоу впо «Томский государственный университет» | ||
Председатель профсоюзной организации гоу впо «Томский государственный университет» | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский... | ||
Положение о методах интерактивного обучения студентов по фгос 3 в техническом университете: для преподавателей тусур – Томск: тусур,... | Гражданский процесс: Практикум. В 2 ч. Ч. 1 / отв ред. Н. Г. Галковская. – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета,... | ||
Язык и нормы судебной речи: учебное пособие / Л. И. Ермоленкина, Е. А. Костяшина, Н. В. Савельева. Томск: Изд-во фгу «Томский цнти»,... | Провести для выпускников XI классов учреждений образования Актанышского муниципального района 23 марта 2012 года пробный единый государственный... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |