Программа государственной итоговой аттестации выпускников по направлению подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование, направленности (профилю) «Географическое образование»


НазваниеПрограмма государственной итоговой аттестации выпускников по направлению подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование, направленности (профилю) «Географическое образование»
страница1/3
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет

им. М.Акмуллы

Программа

государственной итоговой аттестации выпускников

по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование,

направленности (профилю) «Географическое образование»

квалификация (степень) выпускника – магистр

Уфа – 2015

Программа составлена в соответствии с ФГОС ВО уровня высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. №1505, Положением о государственной итоговой аттестации выпускников вузов, утвержденным приказом Минобразования РФ от 25.03.2003 № 1155.
Цели и задачи государственной итоговой аттестации
Государственные итоговые испытания нацелены на определение теоретической и практической подготовленности магистрантов по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры), направленность «Географическое образование» к выполнению профессиональных задач, установленных действующим ФГОС ВО, и к продолжению образования в аспирантуре.
Компетентностная модель выпускника
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает образование, социальную сферу, культуру.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры:

- педагогическая;

- научно-исследовательская;

- методическая.

Программа магистратуры сформирована в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы.

Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

Педагогическая деятельность:

- изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы;

- организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям;

- организация взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными;

- осуществление профессионального самообразования и личностного роста;

научно-исследовательская деятельность:

- анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;

- проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий;

методическая деятельность:

- изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения;

- исследование, организация и оценка реализации результатов методического сопровождения педагогов.
Компетенции выпускника и формы проверки их сформированности в рамках процедуры итоговой государственной аттестации


Компетентностная характеристика выпускника

Формы проверки на ИГА

Оценка на комплексном гос. экзамене

Оценка на защите ВКР

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры:







педагогическая деятельность:







ПК-1 способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам

Ответ на 1,2,3 вопросы




ПК-2 способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики

Ответ на 1,2,3 вопросы




ПК-3 способностью руководить исследовательской работой обучающихся

Ответ на 1-ый вопрос

Методическая часть ВКР

ПК-4 готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Ответ на 1,2 вопросы




научно-исследовательская деятельность:







ПК-5 способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретныхнаучно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование

Ответ на 1-ый вопрос

Теоретическая и экспериментальная части

ПК-6 готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач




Теоретическая и экспериментальная части

методическая деятельность:







ПК-11 готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использованияв организациях, осуществляющих образовательную деятельность




Методическая часть ВКР

ПК-12 готовностью к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области


Ответ на 1-ый вопрос

Обзор литературы


Формы государственной итоговой аттестации

Государственная итоговая аттестация выпускников по направлению подготовки по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры), направленность «Географическое образование» включает:

  1. Итоговый государственный экзамен по географии с теорией и методикой обучения географии;

  2. Защиту выпускной квалификационной работы.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, соответствуют основной образовательной программе высшего образования, которую он освоил за время обучения.


  1. ИТОГОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

Итоговый государственный экзамен магистра должен выявить умение использовать теоретическую подготовку для решения профессиональных задач на уровне требований Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 44.04.01 Педагогическое образование.
Программа государственного экзамена
Дисциплина 1. Педагогика высшей школы
Проверяемые компетенции: ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-12.

Дидактические единицы. Современное развитие образования в России и за рубежом. Содержательные проблемы дидактики высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии. Теоретические и методические основы воспитания студентов, основы педагогического мастерства и роста преподавателя вуза.
Теоретические вопросы:

  1. Профессиональное образование как социокультурный феномен, как система, процесс и результат. Ведущие парадигмы в профессиональном образовании. Этапы процесса непрерывного профессионального образования.

  2. Модель специалиста в контексте профессионально-квалификационных характеристик. Структура педагогического процесса в высшей школе. Виды деятельности преподавателя и студента в структуре педагогического процесса.

  3. Профессиональное становление и развитие личности в контексте и континууме онтогенеза. Стадии профессионального становления и развития личности и их характеристики

  4. Целеполагание, определение содержания, состава форм и методов педагогического взаимодействия, контролирование результатов профессионального образования.

  5. Современные подходы в организации и реализации профессионального образования.


Примерные задания

1. Разработать тестовые задания различных видов для оценки качества освоения дидактической единицы.

2. Проанализировать заданную программу дисциплины, выявить ее достоинства и недостатки в сфере реализации компетентностного подхода и соответствия ее ФГОСу.

3. Предложить систему психолого-педагогических мероприятий по сопровождению личности на стадии адаптации к професииональной деятельности.

4. Преобразовать лекцию традиционной формы (план-конспект лекции задан) в форму лекции-беседы.

5. Преобразовать учебное практическое занятие (план-конспект занятия задан, приложение 4) в форму Case-Study.
Литература

  1. Шарипов Ф. В. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие - М.: Логос, 2012. - Режим доступа: http: //www. biblioclub.ru

  2. Громкова М. Т. Педагогика высшей школы.-М.: Юнити-Дана, 2012. - УМО. - Режим доступа: http: //www. biblioclub.ru

  3. Бордовская Н.В. Педагогика.- СПб.: Питер,2011.- УМО РФ

  4. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2011 г. - Режим доступа: http: // ibooks.ru

  5. Загвязинский В. И. Педагогика.- М.: Академия, 2011.


Дисциплина 2. Современные проблемы науки и образования

Проверяемые компетенции: ПК-2, ПК-4

Дидактические единицы. Предмет и основные концепции философии науки
Теоретические вопросы

  1. Наука и образование на различных этапах развития общества. Изменение роли науки, ее назначения, функций, методологии.

  2. Парадигмальные основы образовательной сферы. Полипарадигмальность как парадигма современной науки и современного образования.

  3. Трансформация концептуальных идей в образовательной сфере. Новые концептуальные идеи и направления развития педагогической науки.

  4. Определение, сущность и этапы научного исследования. Классификация исследований. Основные правила и процедуры исследовательской работы.

  5. Компетентность как уровень образованности. Систематизация результатов, их интерпретация и основные виды изложения материалов исследования.

Примерные задания

  1. Составить оценочный лист для оценки материалов педагогов, участвующих в конкурсе на получение президентского гранта «Лучший учитель», наполнив критерии соответствующими показателями

  2. Согласно критериям оценки эффективности педагогических инноваций (новизна, оптимальность, результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте) оценить качество предложенного инновационного педагогического проекта.

  3. Составьте примерный список методов, которые использовали для исследования выделенной Вами проблемы, и обоснуйте порядок применения этих методов.

  4. Определение, сущность и этапы научного исследования. Классификация исследований. Основные правила и процедуры исследовательской работы.

  5. Какие методологические подходы вы использовали при исследовании выбранной вами проблемы? Почему?

Литература

1. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.: Академия, 2010.- (Электронный ре-сурс) Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. - М.: Академия, 2009. - УМО РФ

2. Миронов Д. В. Управление инновационными процессами на предприятии - М.: Лаборатория книги, 2010. Режим доступа: http: //www. Biblioclub

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат .- М.: Академия, 2005

4. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2007. - УМО РФ.

5. Шарипов Ф.В. Педагогика высшей школы.- Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ,

2008.
Дисциплина 3. Инновационные процессы в образовании

Проверяемая компетенция: ПК-2.

Дидактические единицы: Современные технологии обучения. Проблемное обучение на занятиях по географии в профильной школе. Модульное обучение в профильной школе. Развивающее обучение в профильной школе. Дифференцированное обучение в профильной школе. Активное (контекстное) обучение в профильной школе. Обучение развитию критического мышления.
Теоретические вопросы

  1. Педагогическая инноватика как новая отрасль научного знания, изучающая проблемы теории и практики инновационных процессов в образовании.

  2. Инновационные процессы в сфере образования: сущность, структура, типология.

  3. Учитель как субъект инновационной деятельности.

  4. Проектирование развития региональных систем образования как педаго
    гическое новшество.


Примерные задания

  1. Проведите сравнительный анализ традиционных и инновационных моделей обучения в России.

  2. Проведите сравнительный анализ традиционных и инновационных моделей обучения за рубежом.

  3. Сформулируйте основные принципы организации международных форм образования (международные колледжи, европейские школы, билингвальные учебные заведения и др.).

  4. Проанализируйте Проект «Профессиональный стандарт педагога» и
    сформулируйте требования к личностным качествам и профессиональным компе-
    тенциям современного учителя.

  5. Составьте программу профессиональной подготовки современного учите-
    ля и его рейтинг.


Литература

  1. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / Н.В Бордовская., А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2008.

  2. Региональная модель университетского комплекса: перспективы и тенденции развития [Текст] / под ред. P.M. Асадуллина. - Уфа, МО и НФ РФ, ГОУ ВПО БГПУ, 2007.

  3. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие кол. авторов / под ред. Н.В.Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010.

  4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., Академия, 2008.


Дисциплина 4. Методология и методы организация научного исследования

Проверяемые компетенции: ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-12.

Теоретические вопросы

1. Общая характеристика методов научных, педагогических исследований. Исследовательские возможности различных методов. Выбор методов исследования.

2. Систематизация результатов, их интерпретация и основные виды изложения материалов исследования.

3. Определение, сущность и этапы научного исследования. Классификация исследований. Основные правила и процедуры исследовательской работы.

4. Методология науки и уровни методологического знания, их характеристика.

5. Методологическая культура педагога. Характеристика основных компонентов методологической культуры.
Примерные задания

1. Составьте примерный список методов, которые использовали для исследования выделенной Вами проблемы, и обоснуйте порядок применения

этих методов.

2. Известно, что между получением нового психолого-педагогического знания и широким внедрением его в практику проходит от 5 до 10 лет. Что, по-вашему, препятствует более быстрому внедрению достижений науки в образовательную практику? Ответ обоснуйте.

3. В. В. Краевский утверждает: «В настоящее время исследование, как правило, должно быть обосновано еще до его реализации. Нужно обозначить исходные положения, предполагаемый результат и способ получения этого результата». Возможно, ли обосновать психолого-педагогическое исследование еще до того, как оно проведено? Не нарушает ли это связей между наукой и практикой образования? Дайте обоснование своей точки зрения.

3. Перечислите методологические подходы, использованные вами в исследовании выбранной проблемы. Обоснуйте свой ответ.

4. Назовите характеристики, которые описывают научное исследование. Определите назначение каждой из этих характеристик.

5. Определите содержание деятельности исследователя на подготовительном этапе психолого-педагогического исследования.
Литература

  1. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М.: Академия, 2010.- УМО РФ.- Режим доступа: http: //www.lib.bspu.ru;

  2. Завалько Н. А. Эффективность научно-образовательной деятельности в высшей школе.- М.:Флинта, 2011.-Режим доступа: http: //www. biblioclub.ru;

  3. Рузавин Г. И. Методология научного познания. Учебное пособие - М.: Юнити-Дана, 2012. - Режим доступа: http: //www. biblioclub.ru;

  4. Кожухар В. М. Основы научных исследований. - М.: Дашков и Ко, 2012. - Режим доступа: http: //www. biblioclub.ru.


Дисциплина 5. Экологическая география

Проверяемые компетенции: ПК-5, ПК-12

Дидактические единицы: Экологическая география в системе наук. Эколого-географический анализ. Глобальные экологические проблемы. Задачи эколого-географических исследований. Природный экологический потенциал современных ландшафтов. Ландшафтная структура территории России. Антропогенные воздействия на ландшафты и изменение среды обитания.
Теоретические вопросы:

  1. Экологическая география в системе наук

  2. Вопросы взаимодействия общества в природы.

  3. Ландшафтная структура территории России.

  4. Взаимодействие организма и среды.

  5. Административно-правовые механизмы управления природопользованием.


Литература

  1. Маринченко, А. В. Экология: учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Дашков и К`, 2012.

  2. Коробкин, В. И. Экология: учеб. для студентов бакалавр. ступени многоуровневого высш. проф. образования. - Ростов н/Д. : Феникс, 2012

  3. Экология и экономика природопользования: учеб. для студентов вузов/ под ред. Э. В. Гирусова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011

  4. Хисамов, Э. Н. Биологическая индикация химического загрязнения окружающей среды. - Уфа : БГПУ, 2012

  5. Экологический менеджмент: природопользование и экология промышленных городов [Электронный ресурс] / М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2014. - 144 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru

  6. Степановских А. С. Общая экология. Учебник.- М.: Юнити-Дана, 2012. Режим доступа: http: //www.biblioclub.ru

  7. Экология России: учеб. для студентов пед. вузов / под ред. А. В. Смурова и В. В. Снакина. - М. : Академия, 2011


Дисциплина 6. Геоинформационные системы

Проверяемые компетенции: ПК-2, 12

Дидактические единицы: Геоинформационные методы исследований в географии. Особенности применения компьютерных методов в частных географических науках. Модели пространственной организации территорий. Интеллектуализация компьютерного моделирования в географии. Технологии искусственного интеллекта, базы знаний и экспертные системы. Системы поддержки принятия решений. Техническое, программное и организационное обеспечение компьютерных технологий в географии.

Теоретические вопросы

  1. Перечислите основные методы географии, где широко используются компьютерные технологии.

  2. Каким образом можно использовать компьютерные технологии для описаний в географии?

  3. Охарактеризуйте систему геофизических методов моделирования геосистем.

  4. В чем особенности геохимических методов моделирования геосистем?

  5. В чем особенности компьютерной обработки статистических, картографических, аэро- и космических материалов?

Литература

  1. Лурье, И. К. Геоинформационное картографирование. - М. : КДУ, 2010. – УМО

  2. Геоинформатика: в 2 кн.: Кн. 2: учебник/ под ред. В.С. Тикунова – М.: Академия, 2010г. – МО РФ.

  3. Геоинформатика: в 2 кн.: Кн. 1: учебник/ под ред. В.С. Тикунова – М.: Академия, 2010г. – МО РФ.

  4. Попов С. Ю. Геоинформационные системы и пространственный анализ данных в науках о лесе. – М.: ИЦ "Интермедия", 2013. - Режим доступа: http: //www.biblioclub.ru

  5. Ловцов, Д. А. Геоинформационные системы [Электронный ресурс] : учебное пособие / Д. А. Ловцов, А. М. Черных. - М.: Российская академия правосудия, 2012. - 191 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru


Дисциплина 7. Проблемы географического образования в общеобразовательной школе

Проверяемые компетенции: ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-12.

Дидактические единицы: Предметно-ориентированные технологии. Личностно ориентированные технологии. Технологии проектного обучения. Технология формирования учебной деятельности. Технологии развития критического мышления. Системно-деятельностный подход. Проблемы географического образования в СОШ.

Теоретические вопросы:

1. Инновационные образовательные технологии в обучении географии.

2. Системно-деятельностный подход к обучению географии.

3. Современный подход урок географии в рамках деятельностного подхода.

4. Интерактивные технологии на уроках географии.

5. Проектная технология обучения географии как средство формирования ключевых компетенций учащихся.

Примерные задания

  1. Разработайте программу проведения Недели географии в июле. Обоснуйте необходимость выбранных вами форм внеурочной работы.

  2. Защита проекта: «Визитная карточка Республики Башкортостан» Создать проект обобщенного собирательного портрета Республики Башкортостан.

  3. Разработать проект создания учебной экологической тропы природы. Определить содержание экологического воспитания на ней.

  4. Составить систему вопросов и заданий для проведения географической олимпиады. Включить нее вопросы и задания I, II, III уровня усвоения знаний.

  5. Составьте годовой план внеурочной воспитательной работы учителя географии. Обоснуйте спланированные Вами содержание, методы и формы воспитания учащихся в процессе географического образования.

  6. Определить содержание и предложите свой вариант оформления краеведческой экспозиции в школьном музее.

  7. Проанализируйте содержание темы «Литосфера» в школьном учебнике географии 6 класса и выделите основные компоненты знаний и заполните таблицы




Теоретические знания

Эмпирические знания

Методологические знания




























  1. Разработайте развернутый план традиционного и современного урока географии по выбранной теме.

  2. Составьте календарно тематический план изучения какого-либо раздела выбранного Вами курса

  3. Разработайте план проведения основы какой-либо педагогической технологии.

  4. Разработать фрагмент урока по одной из тем курса географии 6 класса, в котором показать какие методы и средства обучения использует учитель для формирования понятия и представления.

Литература

Основная литература:

  1. Практикум по методике обучения географии/ [В. Д. Сухоруков и др.]. - М. : Академия, 2010.

  2. Практикум по методике обучения географии/ [В. Д. Сухоруков и др.]. - М. : Академия, 2010.

  3. Душина, И. В. Практикум по методике обучения географии [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. В. Душина, Е. А. Таможняя, Е. А. Беловолова. - М.: Прометей, 2013. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/

  4. Летягин, А. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения географии: учеб. пособие / А. А. Летягин, И. В. Голубченко, И. Б. Киямова ; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО МПГУ, БГПУ. - Уфа : [БГПУ], 2011.


Дисциплина 8. Эволюционная география

Проверяемые компетенции: ПК-5, ПК-12.

Дидактические единицы: Взаимодействие общества и природы как объект исследования эволюционной географии. Место эволюционной географии в решении практических задач на разных этапах развития науки и техники. Природопользование – фактор антропогенного преобразования геосистем. Географическое обоснование территориальной организации производства и населения. Региональные географические проблемы.

Теоретические вопросы:

1. Сущность эволюционной географии.

2. Задачи, решаемые методами эволюционной географии. Цель данного курса: связь географической науки и хозяйственной практики.

3. Роль эволюционной географии в решении важнейших государственных задач экономического и экологического содержания.

4. Взаимозависимость человека и природы в плиоцене

Примерные задания

  1. Определение изменений природы (природных объектов) района под влиянием различных видов природопользования (на примере реки, озера, почв, леса, луга и др.).

  2. Характеристика схемы охраняемых территорий Республики Башкортостан.

  3. Определение роли географии в решении практических задач на разных исторических этапах.

  4. Осуществление количественной и качественной оценки природных ресурсов района.


Литература

  1. Карпенков, С. Х. Концепции современного естествознания: учеб. для студентов вузов/ С. Х. Карпенков. - 11-е изд. ; перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2012.

  2. Наумов, Г. Б. Геохимия биосферы :учеб. пособие для студентов вузов. - Москва : Академия, 2010.

  3. Геология, география и глобальная энергия. 2010, № 3(38) [Электронный ресурс] / Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. -. Режим доступа: http://biblioclub.ru/



Дисциплина 9. Геоурбанистика

Проверяемые компетенции: ПК-5, ПК-12

Дидактические единицы: Геоурбанистика. Современные географические исследования городов, их си-стем и урбанизации Город и урбанизация в современном мире. Системы городов. Карта городов мира. Город как система

Теоретические вопросы

1.Экологические проблемы городов РБ.

2.Место городов РБ в урбанистической системе России.

3.Динамика географического положения Уфы.

4.Особенности природопользования в большом городе.

5.Применение полевых методов исследования городов (на примере Уфы, Белорец-ка и др. городов).

Литература

Основная литература

  1. Перцик, Е.Н. Геоурбанистика/ Е. Н. Перцик.-М. : Академия, 2009.-УМО

  2. Горохов, С. А. Общая экономическая, социальная и политическая география: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011

  3. олубченко, И. В. Географический анализ региональной сети расселения - Уфа : [БГПУ], 2009.

  4. Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география. Курс лекций. В 2-х ч. - М.,: Владос , 2009, Ч.1

  5. Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география. Курс лекций. В 2-х ч. - М.,: Владос , 2009, Ч.2

  6. Введение в экономическую географию и региональную экономику России :учеб. пособие для студентов вузов/ под ред. Е. Л. Плисецкого.- М. : ВЛАДОС, 2008

  7. Максаковский В. П. Общая экономическая и социальная география. Курс лекций. В двух частях. Часть 1. Москва: ВЛАДОС, 2008. - Режим доступа: http: //www. biblioclub.ru

  8. Горохов, С. А. Общая экономическая, социальная и политическая география [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. А. Горохов, Н. Н. Роготень. - М.: Юнити-Дана, 2012. - Режим доступа: http://biblioclub.ru

  9. Алексеев, А. И. Россия: социально-экономическая география [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. И. Алексеев, В. А. Колосов. - М.: «Новый хронограф», 2013. - Режим доступа: http://biblioclub.ru


Особенности процедуры проведения итогового государственного экзамена
Государственный экзамен проводится в устной форме по билетам, включающим вопросы по дисциплинам, входящим в настоящую Программу, с обязательным составлением тезисов ответов на подписанных для этого листах. Каждый билет включает теоретический вопрос, один практический вопрос и вопрос по дисциплинам общенаучного цикла. Первая часть вопросов направлена на оценку общих знаний магистранта, овладение им понятийным аппаратом актуальных географии и географического образования и на ориентацию в основных направлениях изучаемой магистерской программы. Практические задания ориентированы на выявление профессиональных навыков магистрантов. Третий вопрос направлен на оценку сформированности компетенций общенаучного цикла.

Вопросы по дисциплинам формируются, исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта по направлению в соответствии с утвержденными рабочими программами. Список вопросов по каждой дисциплине, входящей в государственный экзамен, определяется в программе государственного экзамена по направлению и утверждается на заседании кафедры географии и географического образования.

Для подготовки ответа на билеты магистрантам предоставляется время (60 минут). Время для ответа на вопросы билета каждому магистранту предоставляется не более 15 минут. После окончания ответа на вопросы билета члены государственной экзаменационной комиссии могут задать магистранту вопросы в порядке уточнения отдельных моментов по вопросам, содержащимся в билете. По решению председателя государственной экзаменационной комиссии уточняющие вопросы могут задаваться и сразу после ответа магистранта по каждому вопросу билета. Если магистрант затрудняется ответить на уточняющие по билету вопросы, члены комиссии могут задавать дополнительные вопросы в рамках программы государственного экзамена.

Ответы магистрантов оцениваются каждым членом комиссии, а итоговая оценка по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно») выставляется в результате закрытого обсуждения и простого голосования. Если мнения членов комиссии об оценке знаний магистранта разделяются, то решающим голосом обладает председатель государственной экзаменационной комиссии по приему междисциплинарного экзамена. Результаты экзамена объявляются в день его проведения после оформления протокола заседания государственной экзаменационной комиссии.
Структура экзаменационного билета:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М. АКМУЛЛЫ»

(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»)

Естественно-географический факультет
Кафедра географии, землеустройства и кадастра

Отделение: ОДО

Направление 44.04.01.68 Педагогическое образование Географическое образование

Курс: II

Государственный экзамен по географии с теорией и методикой обучения географии

2015 год

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

1. Профессиональное образование как социокультурный феномен, как система, процесс и результат. Ведущие парадигмы в профессиональном образовании. Этапы процесса непрерывного профессионального образования.

2. Роль эволюционной географии в решении важнейших государственных задач экономического и экологического содержания.

3. Разработайте программу проведения Недели географии в июле. Обоснуйте необходимость выбранных вами форм внеурочной работы.
Председатель ГЭК ___________________________ …
Критерии оценивания

При оценке уровня профессиональной подготовленности магистров по результатам государственного экзамена учитываются следующие критерии:

- знание учебного материала (учебных дисциплин);

- глубина научного анализа и полнота раскрытия вопроса;

- уровень рассмотрения вопроса в научно-теоретическом и методологическом аспектах;

- логичность и последовательность представления усвоенных знаний;

- уровень сформированности профессиональными компетенциями;

- умение аргументировать свою точку зрения в области знания, умения и владения профессиональными компетенциями;

Уровень знаний магистранта определяется следующими оценками: («отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно»).

Оценка «отлично» - ставится при полных аргументированных ответах на все основные экзаменационные вопросы. Ответы должны отличаться логической последовательностью, четкостью, умением делать выводы, обобщать знания основной и дополнительной литературы, умением пользоваться понятийным аппаратом, знанием проблем, суждений по различным вопросам дисциплины.

Оценка «хорошо» - ставится при полных аргументированных ответах на все основные экзаменационные вопросы. Ответы должны отличаться логичностью, четкостью, знанием учебной литературы по теме вопроса. Возможны некоторые упущения при ответах, однако основное содержание вопроса должно быть раскрыто полно.

Оценка «удовлетворительно» - выставляется при неполных, слабо аргументированных ответах, свидетельствующих лишь об элементарных знаниях учебной литературы, неумения применения теоретических знаний при решении практических заданий.

Оценка «неудовлетворительно» - ставится при незнании и непонимании экзаменационных вопросов. При выставлении неудовлетворительной оценки, председатель комиссии должен объяснить магистранту недостатки ответа. Списывание (или использование магистром материалов помимо указанных в категории «разрешенных») является основанием для получения магистром оценки «неудовлетворительно».
II. МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

Магистерская диссертация представляет собой научно-квалифицированную работу, выполняемую на базе теоретических знаний и практических навыков в области предметных знаний. Магистерская диссертация является итогом научно-исследовательской и научно-педагогической работы студента за весь период обучения. Магистерская диссертация должна соответствовать современному уровню развития географии и географического образования, а ее тема – быть актуальной.
Примерная тематика магистерской диссертаций

  1. Геоэкологический анализ Стерлитамакского промышленного района в целях изучения в курсе школьной географии.

  2. Эколого-географический анализ рекреационных ресурсов (территории по выбору…..).

  3. Реализация принципа историзма в географическом исследовании территории (страны, региона, города)

  4. Тенденции и региональные особенности развития урбанизации в России.

  5. Географические особенности трансформации расселения и хозяйства (территории по выбору…..)

  6. Статистическое исследование региональных закономерностей социально-экономического развития территории (на примере …)

  7. Возможности использования различных видов геоизображений в географическом образовании

  8. Научно-методические основы картографического моделирования социально-экономических процессов в системе географического образования

  9. Роль современных геодемографических исследований в актуализации содержания географического образования.

  10. Возможности использования информационно-коммуникационной среды для совершенствования географического образования

  11. Изучение природно-ресурсного потенциала Южного Урала в курсе школьной географии.

  12. Геэкологический анализ Стерлитакских шиханов в целях изучения в курсе школьной географии.

  13. Географическое исследование тенденций и особенностей социально-экономического развития территории (страны, региона по выбору)

  14. Компьютерные технологии как средство повышения педагогического мастерства

  15. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании школьного курса географии

  16. Реализация историко-географического исследования территории в создании электронного учебного пособия по краеведению (на примере…)

  17. Развитие исследовательских умений у учащихся профильных классов на практических занятиях по географии

  18. Особенности проектирования элективных курсов по экономической и социальной географии для учащихся 10-11 классов.

  19. Формирование междисциплинарного мышления в процессе обучения географии.

  20. Основные направления экономико-географического (физико-географического) картографирования.


Требования к содержанию магистерской диссертации

Темы магистерских диссертаций разрабатываются кафедрой географии и географического образования и утверждаются проректором по учебной работе университета. Тема магистерской диссертации может быть предложена самим магистрантом с учетом степени его осведомленности по выбранному спектру проблем.

Основная задача автора диссертации – продемонстрировать уровень научной квалификации, умение самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы, знать общие методы и приемы их решения и при помощи этих методов решать конкретные научные задачи.

Содержание диссертации должно отражать исходные предпосылки научного исследования, процесс его проведения и полученные результаты. Магистерская диссертация должна позволять судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость.
Требования к структуре магистерской диссертации

Магистерская диссертация должна содержать следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложения.

  • На титульном листе последовательно, сверху вниз, помещаются следующие реквизиты: наименование Министерства, университета, факультета, выпускающей кафедры, название работы, сведения об авторе, научном руководителе, место (город) написания диссертации. Тема должна быть указана без кавычек и без слова «Тема».

  • Оглавление содержит пронумерованные названия глав и параграфов диссертационной работы, точно соответствующие использованным в тексте работы названиям, с указанием номеров страниц. Страница оглавления также не нумеруются.

  • Введение включает обоснование выбора темы исследования, ее актуальность, задачи и методологию исследования, объект и предмет исследования, а также основные гипотезы. Введение также должно содержать обоснование теоретической и практической значимости полученных результатов и характеризовать структуру работы.

  • Основная часть состоит из трех (и более) глав.

Глава 1. Обзорная часть. Анализ научной литературы по теме исследования, истории вопроса и его современного состояния, представление различных точек зрения и обоснование позиций автора исследования. Определение перечня задач исследования.

Глава 2. Экспериментальная. Описание методики и результатов проведенного эксперимента, изложение и анализ полученных результатов, их обсуждение, формирование выводов и рекомендаций.

Глава 3. Методическая часть работы. Обязательная часть диссертации, включающая описание методики применения основных идей диссертации, включающая описание методики применения основных идей диссертации в образовательной практике, показывающая уровень сформированности профессиональных компетенций у магистранта.


  • Заключение отражает результаты проведенного исследования в соответствии с поставленными задачами и практическую ценность полученных результатов, а также перспективы дальнейшей разработки проблемы.

  • Список использованной литературы оформляется по алфавиту.

  • В приложения включаются материалы, имеющие справочное значение и не являющиеся необходимыми для полного освещения темы в основном тексте работы. В приложения могут включаться выдержки из отчетных материалов, первичные статистические данные, материалы эксперимента, карты и др.

Автореферат магистерской диссертации должен содержать следующие элементы: актуальность темы, описание научной проблемы, объекта, предмета исследования, формулировка цели, задачи работы, методологию и основные гипотезы исследования, характеристику структуры работы, обоснование теоретической и практической значимости исследования, краткое содержания диссертационной работы по главам и характеристику основных результатов. Объем автореферата составляет 8-12 страниц (через 1 интервал).
Правила оформления магистерских диссертаций

Диссертация оформляется в точном соответствии с существующими правилами. К защите принимаются только сброшюрованные работы, выполненные с помощью компьютерного набора.

Рекомендуемый объем магистерской диссертации - 70-100 страниц печатного текста (без приложений). Объем работы определяется, прежде всего, раскрытием темы исследования, необходимостью полной реализации поставленных задач, целей и обоснования полученных результатов.
1. Общие требования

Текст должен быть набран на компьютере и отпечатан на стандартных листах белой бумаги формата А4 (210х297 мм).

Текст набирается в редакторе MS Word. При наборе рекомендуется использовать гарнитуру шрифта Times New Roman. Размер основного шрифта – 14 пт, вспомогательного (для сносок, таблиц) – 12 пт, межстрочный интервал – 1,5. Поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Наименование разделов, глав, параграфов должны быть краткими.

Все страницы нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист, но на нем цифра 1 не ставится, на следующей странице (вслед за титульным листом обычно располагается содержание) проставляется цифра 2 и т.д., т.е. страницы выпускной квалификационной работы нумеруются арабскими цифрами нормальным шрифтом № 14 с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номера страниц проставляются внизу в центре страницы без точки в конце (меню – вставка – номер страницы). Иллюстрации, таблицы и схемы, расположенные на отдельных листах внутри текста, входят в общую нумерацию.
2. Правила компьютерного оформления текста

Материал работы формируется в одном файле MS Word.

Перенос слов в заголовках не допускается. Наименование разделов (введение, содержание, заключение, список литературы, приложения) печатаются в виде заголовков первого порядка, без точки в конце и с новой страницы. Во избежание смещения начала главы рекомендуется перед заголовком ставить разрыв страницы (в меню Вставка – разрыв – новую страницу).

Текст набирается с соблюдением следующих правил:

1) формирование абзацев выполняется через команду Формат - Абзац;

2) слова разделяются только одним пробелом;

3) перед знаком препинания пробелы не ставятся, после знака препинания – один пробел;

4) при наборе должны различаться тире (длинная черточка) и дефисы (короткая черточка). Тире отделяется пробелами, а дефис нет.

5) после инициалов перед фамилией, внутри сокращений, перед сокращением г.– указанием года и т.п. ставится неразрывный пробел (Shift-Ctrl-пробел), для того чтобы не разрывать цельность написания, например: А.С. Пушкин, 1998 г., т. д., т. е.;

6) основной текст выравнивается по ширине, с отступом первой строки 1,25 см;

7) точка в конце заголовка не ставится; рекомендуется смысловое деление заголовка по строкам;

8) шрифтовые выделения внутри текста должны соответствовать следующей иерархии: строчной полужирный прямой – строчной полужирный курсив – строчной светлый курсив;

9) таблицы набираются кеглем 12 и помещаются в основной текст;

10) цитаты, прямую речь, иносказательные выражения лучше помещать в двойные кавычки;

11) при трехуровневой рубрикации (главы – параграфы – пункты) заголовки первого уровня (введение, содержание, названия глав, заключение, список литературы, приложения) набираются прописными полужирными буквами (шрифт 14), второго (названия параграфов) – строчными полужирными (шрифт 14), третьего (названия в пунктах параграфа) – строчным полужирным курсивом (шрифт 14). При двухуровневой рубрикации заголовки первого уровня (названия глав и пр.) – строчными полужирными (шрифт 14), второго (названия параграфов) – полужирным курсивом (шрифт 14). Выравнивание заголовков – по центру. Нумеровать главы, параграфы, пункты в тексте работы следует арабскими цифрами.

Пример:
  1   2   3

Похожие:

Программа государственной итоговой аттестации выпускников по направлению подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование, направленности (профилю) «Географическое образование» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников очной формы...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников очной формы обучения Института культуры и искусств по направлению подготовки...

Программа государственной итоговой аттестации выпускников по направлению подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование, направленности (профилю) «Географическое образование» iconПрограмма государственной итоговой аттестации выпускников по направлению...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. №1505, Порядком проведения государственной итоговой аттестации...

Программа государственной итоговой аттестации выпускников по направлению подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование, направленности (профилю) «Географическое образование» iconПрограмма учебной дисциплины б б. 3 Иностранный (немецкий) язык Направление...
Фгос впо по направлению подготовки 050400. 62 «Педагогическое образование» (утвержден 17 января 2011 г., №46) и учебного плана по...

Программа государственной итоговой аттестации выпускников по направлению подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование, направленности (профилю) «Географическое образование» iconРоссийской федерации
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов по направлению подготовки «44. 03. 05 Педагогическое образование» (5...

Программа государственной итоговой аттестации выпускников по направлению подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование, направленности (профилю) «Географическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Политическая география и геополитика»
Направление— 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа Географическое образование Форма подготовки (очная)

Программа государственной итоговой аттестации выпускников по направлению подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование, направленности (профилю) «Географическое образование» iconПрограмма государственной итоговой аттестации выпускников по направлению...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. №1505, Порядком проведения государственной итоговой аттестации...

Программа государственной итоговой аттестации выпускников по направлению подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование, направленности (профилю) «Географическое образование» iconПрограмма подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников...
...

Программа государственной итоговой аттестации выпускников по направлению подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование, направленности (профилю) «Географическое образование» iconРабочая программа производственной (педагогической) практики код...
Рабочая программа учебной практики составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования...

Программа государственной итоговой аттестации выпускников по направлению подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование, направленности (профилю) «Географическое образование» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание умк по дисциплине Психология аддиктивной личности для студентов направления подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование...

Программа государственной итоговой аттестации выпускников по направлению подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование, направленности (профилю) «Географическое образование» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Психология аддиктивной личности в образовании для студентов направления подготовки 44. 03. 01 Педагогическое...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск