Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Городище
УТВЕРЖДЕНА
Приказом МКОУ СОШ с. Городище
от 25.08.2016 г. № 140 Рабочая программа
по информатике (ФК ГОС) Уровень образования: основное общее образование (8-9 классы)
с. Городище
2016 год
Пояснительная записка Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Место предмета в учебном плане Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики на ступени среднего общего образования отводится 105 часов:
Класс
| Кол-во часов в неделю
| Кол-во часов за год
| 8
| 1
| 35
| 9
| 2
| 70
|
Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Информационные процессы Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.
Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
Информационные технологии Основные устройства ИКТ Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):
- запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
- текстов (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);
- музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
- таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Создание и обработка информационных объектов Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство.
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
Образовательные области приоритетного освоения: языки, искусство; проектная деятельность в различных предметных областях.
Поиск информации Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение, естественнонаучные дисциплины, языки.
Проектирование и моделирование Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Простейшие управляемые компьютерные модели.
Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).
Организация информационной среды Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины.
Содержание
Поурочное планирование 8 класс 1 час в неделю, всего 35 часов.
№ урока
| Тема урока
| Содержание
| 1
| Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК.
| Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
| 2
| Информация и человек.
| Информация, информационные объекты различных видов
Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
| 3
| Восприятие и представление информации.
| Представление информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки
| 4
| Информационные процессы.
| Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
| 5
| Измерение информации.
| Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.
| 6
| Контрольная работа по измерению информации.
|
| 7
| Назначение и устройство компьютера.
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
| 8
| Компьютерная память.
| Основные компоненты компьютера и их функции.
| 9
| Как устроен персональный компьютер.
| Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ
Программный принцип работы компьютера.
| 10
| Основные характеристики персонального компьютера.
| Использование различных носителей информации, расходных материалов. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов
| 11
| Программное обеспечение компьютера.
| Программное обеспечение, его структура.
Программное обеспечение общего назначения
| 12
| Системное ПО и системы программирования.
| Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс)..
| 13
| Файлы и файловые структуры.
| Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств
| 14
| Пользовательский интерфейс.
| Простейшие операции по управлению компьютером(включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.)
| 15
| Проверочная работа по устройству компьютера.
|
| 16
| Тексты в компьютерной памяти.
| Тексты.
| 17
| Текстовые редакторы.
| Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов
| 18
| Работа с текстовым редактором.
| Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений.
| 19
| Дополнительные возможности текстовых процессоров.
| Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
| 20
| Системы перевода и распознавания текстов.
| Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира:
- текстов (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи).
Печать текста.
| 21
| Итоговая практическая работа по текстовому редактору.
|
| 22
| Компьютерная графика.
| Рисунки и фотографии
Двумерная и трехмерная графика
| 23
| Технические средства компьютерной графики.
| Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):
- запись изображений с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров);
| 24
| Кодирование изображения.
| Кодирование и декодирование информации
| 25
| Растровая и векторная графика.
| Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов.
| 26
| Работа с графическим редактором растрового типа.
| Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов
| 27
| Тестирование по графике.
|
| 28
| Мультимедиа.
| Звуки и видеоизображения
| 29
| Аналоговый и цифровой звук.
| Дискретная форма представления информации.
Кодирование и декодирование информации
| 30
| Технические средства мультимедиа.
| Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего : - звука с использованием различных устройств ( видеокамер, магнитофонов); - музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
| 31
| Компьютерные презентации.
| Композиция и монтаж
| 32
| Создание презентации.
| Использование простых анимационных графических объектов
| 33
| Тестирование по мультимедиа
| Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде презентации с использованием шаблонов.
| 34
| Контрольное тестирование.
|
| 35
| Итоговое занятие.
|
| Поурочное планирование 9 класс 2 часа в неделю, всего 70 часов.
№ урока
| Тема урока
| Содержание
| 1
| Вводный урок. Инструктаж по ТБ.
| Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
| 2
| Компьютерная сеть.
| Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
| 3
| Электронная почта и другие услуги сетей.
| Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения.
Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
| 4
| Аппаратное и программное обеспечение сети.
| Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
| 5
| Интернет и всемирная паутина.
| Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них.
| 6
| Способы поиска в Интернете.
| Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов
| 7
| Передача информации по техническим каналам связи.
| Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
| 8
| Архивирование и разархивирование файлов.
| Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов
| 9
| Итоговая работа по теме «Компьютерные сети»
|
| 10
| Моделирование.
| Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного.
| 11
| Графические информационные модели.
| Чертежи. Диаграммы, планы, карты.
| 12
| Табличные модели.
| Таблица как средство моделирования.
| 13
| Информационное моделирование на компьютере.
| Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира: таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
| 14
| Системы, модели, графы.
| Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы
| 15
| Объектно-информационные модели.
|
| 16
| Построение моделей
| Простейшие управляемые компьютерные модели.
| 17
| Базы данных. Основные понятия.
| Базы данных.
| 18
| Система управления базами данных.
| Поиск данных в готовой базе.
| 19
| Создание и заполнение баз данных.
| Создание записей в базе данных
| 20
| Условия выбора и простые логические выражения.
| Логические значения, операции, выражения
| 21
| Условия выбора и сложные логические выражения.
| Логические значения, операции, выражения
| 22
| Сортировка, удаление и добавление записей.
| Создание записей в базе данных
| 23
| Итоговая работа по теме «Хранение и обработка информации в базах данных»
|
| 24
| Двоичная система счисления.
| Обработка информации
Кодирование и декодирование информации
Двоичное представление информации
| 25
| Числа в памяти компьютера.
| Дискретная форма представления информации
| 26
| Электронная таблица.
| Таблица как средство моделирования.
| 27
| Правила заполнения таблицы.
| Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению
| 28
| Работа с диапазонами. Относительная адресация.
| Ввод и редактирование математических формул
| 29
| Деловая графика. Условная функция.
| Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике
| 30
| Логические функции и абсолютные адреса.
| Логические значения, операции, выражения
| 31
| Электронные таблицы и математическое моделирование.
| Таблица как средство моделирования.
| 32
| Имитационные модели в электронных таблицах.
| Простейшие управляемые компьютерные модели.
| 33
| Тест по теме «Табличные вычисления на компьютере»
|
| 34
| Управление и кибернетика.
| Управление
| 35
| Автоматизированные и автоматические системы управления.
| Управляемые компьютерные модели
| 36
| Управление с обратной связью.
| Управление, обратная связь
| 37
| Определение и свойства алгоритма.
| Алгоритм, свойства алгоритмов
| 38
| Графический учебный исполнитель.
| Способы записи алгоритмов; блок-схемы
| 39
| Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.
| Алгоритмические конструкции . Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм
| 40
| Циклические алгоритмы.
| Алгоритмические конструкции
| 41
| Ветвление и последовательная детализация алгоритма.
| Алгоритмические конструкции
| 42
| Проверочная работа по теме «Управление и алгоритмы».
|
| 43
| Программирование.
| Представление о программировании.
| 44
| Алгоритмы работы с величинами.
| Представление о программировании.
| 45
| Линейные вычислительные алгоритмы.
| Алгоритмические конструкции Представление о программировании.
| 46
| Знакомство с языком Паскаль.
| Представление о программировании
| 47
| Алгоритмы с ветвящейся структурой.
| Алгоритмические конструкции Представление о программировании.
| 48
| Программирование ветвлений на Паскале.
| Алгоритмические конструкции Представление о программировании.
| 49
| Программирование диалога с компьютером.
| Алгоритмические конструкции Представление о программировании.
| 50
| Программирование циклов.
| Алгоритмические конструкции Представление о программировании.
| 51
| Алгоритм Евклида.
| Алгоритмические конструкции
| 52
| Таблицы и массивы.
| Алгоритмические конструкции Представление о программировании.
| 53
| Массивы в Паскале.
| Алгоритмические конструкции Представление о программировании.
| 54
| Задачи на обработку массива.
| Представление о программировании.
| 55
| Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива.
| Представление о программировании.
| 56
| Сортировка массива.
| Представление о программировании.
| 57
| Языки программирования и трансляторы.
| Представление о программировании.
| 58
| Контрольная работа по программированию.
|
| 59
| Предыстория информатики.
| Основные этапы развития средств информационных технологий.
| 60
| История чисел и систем счисления.
| Основные этапы развития средств информационных технологий.
| 61
| История ЭВМ.
| Основные этапы развития средств информационных технологий.
| 62
| История программного обеспечения и ИКТ.
| Основные этапы развития средств информационных технологий.
| 63
| История навыков программирования.
| Основные этапы развития средств информационных технологий
| 64
| Информационные ресурсы современного общества.
| Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
| 65
| Проблемы формирования информационного общества.
| Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
| 66
| Тестирование по пройденному курсу.
|
| 67
| Защита рефератов.
|
| 68
| Итоговое занятие.
|
| |