ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Удмуртский государственный университет»
Институт права, социального управления и безопасности
Кафедра уголовного процесса и правоохранительной деятельности УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ Уголовно-процессуальное доказывание
Для специальности 0211100
030501 «Юриспруденция»
Составители рабочей программы
Л.Г. Татьянина, д.ю.н., профессор ______________
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «04»сентября 2012 г.
Зав. кафедрой _______________________/_________________________/ Согласовано с методической комиссией факультета (института) «____»___________20_г.
Председатель МК ____________________/_________________________/
ИЖЕВСК
2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ Кафедра уголовного процесса и правоохранительной деятельности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Уголовно-процессуальное доказывание» Для специальности (021100) 030501.65 «Юриспруденция» (формы обучения очная, заочная) ИЖЕВСК 2012 Рабочая программа составлена на основании _________________________________________________________ (название документа, дата утверждения) Составитель рабочей программы Д.ю.н., профессор ЛГ. Татьянина Рабочая программа утверждена на заседании кафедры 04 сентября 2012 г. Заведующий кафедрой _________________________З.З. Зинатуллин «___»________________2012 г. Решение методической комиссии Института права, социального управления и безопасности «_________» ______________ 20 г. Председатель методической комиссии ________________ ____________________________ (подпись) (Ф.И.О.)
Требования государственного образовательного стандарта (ГОС)
по специальности (021100) - юриспруденция030501.65 1.Общие требования к образованию дипломированного специалиста: Общие требования к образованию дипломированного специалиста:
Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.
Юрист должен:
обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;
понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.
Основная образовательная программа подготовки специалиста – юриста формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студентов в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. 2. Требования государственного образовательного стандарта
(ГОС) для специальности 12.00.11 «Юриспруденция»
по курсу «Уголовно-процессуальное доказывание» - ОПД. Н - Р.02 Основные понятия и система дисциплины; уголовно-процессуальное доказывание: сущность, содержание, социальное назначение и понятие; соотношение познания и уголовно-процессуального доказывания; методологические основы уголовно-процессуального доказывания; цель, предмет и пределы доказывания; понятие, виды и содержание средств доказывания, их характеристика; понятие и виды доказательств; характеристика отдельных видов доказательств; использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания по уголовным делам; презумпции и преюдиции в уголовно-процессуальном доказывании; способы собирания доказательств, проверка и оценка доказательств; субъекты уголовно-процессуального доказывания; уголовно-процессуальное доказывание на отдельных стадиях процесса; доказывание по уголовным делам в отношении отдельной категории лиц; доказывание по делам о преступлениях несовершеннолетних; уголовно-процессуальное доказывание по делам о применении принудительных мер медицинского характера; доказывание при оказании международной помощи по уголовным делам. 3. Требования по циклу дисциплины: Цель спецкурса «Уголовно-процессуальное доказывание» – это углубленное изучение работы с доказательствами, формирование у студентов судебной и прокурорско-следственной специализации теоретических представлений по проблемным вопросам доказывания в уголовном процессе и навыков его практического осуществления. Юрист должен в области уголовно-процессуального-доказывания:
иметь научное представление о роли уголовно-процессуального доказывания в вопросах уголовного процесса и защиты прав личности при производстве по уголовным делам;
знать правовую регламентацию работы с доказательствами, внутреннюю, познавательную структуру доказывания, а также значение доказательств в уголовном процессе;
уметь решать юридические проблемы, возникающие в процессе доказывания;
владеть навыками написания соответствующих процессуальных документов.
Принципы построения курса «Уголовно-процессуальное доказывание» Данный курс является специальным курсом, направленным на углубление знаний вопросов уголовно-процессуального доказывания, что обусловлено спецификой деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры и суда при производстве по уголовным делам.
Программа специального курса «Уголовно-процессуальное доказывание» предназначена для реализации государственных требований к подготовке специалистов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» уголовно-правовой специализации для всех форм обучения.
Для успешного изучения курса студент должен знать основные проблемы уголовно-процессуального доказывания, особенности собирания, проверки и оценки доказательств; использование их на отдельных стадиях уголовного процесса; особенности доказывания в зависимости от процессуальной формы производства по уголовному делу; доказывание в отношении отдельной категории лиц.
Ядро курса составляют исследования методологии уголовно-процессуального доказывания; понятия и видов доказательств; цели доказывания; особенностей собирания, проверки и оценки доказательств.
Программа курса для студентов очной формы обучения (нормативные и сокращенные сроки на базе СПО) включает 16 лекционных тем, для студентов заочной формы обучения (нормативные и сокращенные на базе высшего неюридического образования, сокращенные на базе СПО) включает 7 лекционных тем. Предмет спецкурса «Уголовно-процессуальное доказывание» дает общую характеристику доказательственного права и теории доказательств; понятие, содержания, цель, предмет и пределы доказывания; понятие, классификацию, характеристику и оценку доказательств; понятие и характеристику субъектов доказывания. Значительная часть учебного материала посвящена способам собирания и проверке доказательств, а также особенностям доказывания на отдельных стадиях уголовного процесса. Необходимо подчеркнуть, что доказательства изучаются не в тактико-криминалистическом, а в процессуально-гносеологическом аспекте.
Курс предполагает: выполнение практических заданий, связанных с решение конкретных ситуаций, решение задач, исследованием процессуальных решений, подготовкой самостоятельных решений по предложенным материалам.
При изучении спецкурса студенты могут написать курсовую работу по одной из предлагаемых тем с целью углубления знаний в области уголовно-процессуального доказывания.
Оценка знаний и умений студентов нормативной дневной формы обучения проводится с помощью БРС и экзамена, для студентов иных форм образования в форме экзамена. 4. Методические указания для преподавателей
по курсу «Уголовно-процессуальное доказывание» Общие методические указания для преподавателей
по подготовке и чтению лекций 1. Детально разработав структуру и содержание курса, целесообразно разработать отдельные наиболее предпочтительные методы обучения и формы самостоятельной работы обучающихся, адекватные виды лекционных и семинарских занятий.
2. При изложении лекционного материала обучающимся строго следовать программе курса в изложении дидактических единиц, указанных в Госстандарте в соответствующих вопросах к излагаемой темы лекции. Дидактические единицы должны присутствовать в вопросах выносимых на тестирование, а также вопросах экзамена, зачета.
3. Необходимо предусмотреть развитие форм и методик осуществления самостоятельной работы, позволяющих обучающимся завершить изучение учебной дисциплины и сформировать профессиональное юридическое мировоззрение.
4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.
5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у обучающихся ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:
изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;
логичность, четкость и ясность в изложении материала;
возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности обучающихся в ходе лекции;
опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;
тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью обучающихся.
6. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания учащихся наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций учащимися младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.
7. Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике приемы изложения лекционного материала, их дидактические и воспитательные возможности, а также их роль в структуре учебного процесса.
При выстраивании лекционного курса по «Уголовно-процессуальному доказыванию» преподаватель должен учитывать, что процесс обучения включает в себя аудиторные занятия (лекции, семинары), консультации, иные виды контроля, а также самостоятельную работу студентов.
Лекции носят проблемный характер, которые читаются по всем разделам курса. Первая лекция является установочной. В ходе анализа проблем уголовно-процессуального доказывания преподаватель должен заострять внимание студентов на том факте, что целью является исследование возникающих проблем при применении уголовно-процессуальных норм при производстве по уголовным делам на практике и пути их решения. При этом необходимо демонстрировать связи и преемственность отраслей теоретического блока научной юриспруденции, т.е. теории государства и права, конституционного права, уголовного и уголовно-процессуального права, гражданского, семейного, жилищного, трудового, гражданско-процессуального права и др.
5. Учебно-тематический план по курсу «Уголовно-процессуальное доказывание» распределение часов по темам курса и видам занятий для студентов очной нормативной формы обучения
Тема
| Лекции
| Семинары
| Самостоятельная работа
| Всего
| Сущность, содержание и социальное назначение уголовно-процессуального доказывания
| 4
| 2
| 6
| 12
| Методологические основы уголовно-процессуального доказывания
| 1
| 2
| 6
| 9
| Цель, предмет и пределы доказывания
| 4
| 2
| 4
| 10
| Понятие, виды и содержание средств доказывания, их характеристика
| 4
| 4
| 6
| 14
| Способы собирания и проверки доказательств
| 2
| 2
| 4
| 8
| Оценка доказательств
| 2
| 2
| 4
| 8
| Субъекты доказывания
| 2
| 2
| 4
| 8
| Доказывание на досудебных стадиях уголовного процесса
| 2
| 2
| 6
| 10
| Доказывание в судебных стадиях.
| 3
| 4
| 8
| 15
| Доказывание в суде присяжных
| 2
| 2
| 2
| 6
| Доказывание по отдельным категориям уголовных дел
| 4
| 4
| 4
| 12
| Доказывание по делам особого производства
| 2
| 2
| 2
| 6
| Итого
| 32
| 30
| 52
| 114
|
6. Содержание курса лекционных занятий
Тема № 1 Сущность, содержание и социальное назначение уголовно-процессуального доказывания
Доказательственное право и теория доказательств
Место уголовно-процессуального доказывания
Уголовно-процессуальное доказывание, его понятие и содержание
Методологические основы уголовно-процессуального доказывания
|