Скачать 0.7 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета Кафедра истории, социально-экономических и общественных дисциплин . Уголовно-процессуальное право Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение профиля подготовки Правоведение и правоохранительная деятельность очной формы обучения ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 24 декабря 2015 г. Содержание: УМК по дисциплине Уголовно-процессуальное право для студентов направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение профиля подготовки Правоведение и правоохранительная деятельность, очной формы обучения Автор(-ы): Меньшикова Е.В Объем 38 стр.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета Кафедра истории, социально-экономических и общественных дисциплин Меньшикова Е.В Уголовно-процессуальное право Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение профиля подготовки Правоведение и правоохранительная деятельность очной формы обучения Тюменский государственный университет 2015 Меньшикова Е.В Уголовно-процессуальное право. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение профиля подготовки Правоведение и правоохранительная деятельность, очной формы обучения. Ишим, 2015, 38 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ Уголовно-процессуальное право [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой истории, социально-экономических и общественных дисциплин . Утверждено директором ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Курышев И.В. Ф.И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой © Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме, 2015. © Меньшикова Е.В., 2015. Ф.И.О. автора Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:
Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) – это одна из профилирующих учебных дисциплин, которая представляет собой самостоятельную правовую отрасль и\или механизм реализации уголовно-правовой политики государства. Именно с этой позиции определяется сущность и значение уголовно-процессуального права (уголовного процесса) как необходимой совокупности правовых норм, гарантирующих обеспечение конституционных прав и свобод граждан, в случае их нарушения совершенным преступлением, с одной стороны, с другой стороны от незаконных действий должностных лиц правоохранительных органов в процессе расследования уголовного дела. Реализация концепции судебно-правовой реформы и интенсивность модернизации уголовно-процессуального законодательства обуславливают необходимость изучения дисциплины. Программный материал соответствует положениям нового УПК Российской Федерации и государственным образовательным стандартам. Указанной цели соответствуют следующие задачи дисциплины: 1. Формирование у студентов системы знаний об основных категориях и понятиях уголовно-процессуального права (уголовного процесса), ее роли в системе правоведения, а также об основных закономерностях происхождения, развития и функционирования уголовно-процессуального права (уголовного процесса). 2. Изучение современных концепций уголовно-процессуального права (уголовного процесса). 3. Формирование в ходе обучения у студентов ценностных ориентаций в жизни и практической деятельности. 4. Формирование у студентов с помощью практических занятий, деловых игр и учений устойчивых навыков и умений применения уголовно-процессуального законодательства в процессе осуществления уголовного судопроизводства; 5. Освоение студентами основных правил работы с законодательством, его толкования и применения. 6. Развитие умения осмысливать политико-правовые явления и процессы, ориентироваться в политико-правовой сфере. 7. Развитие профессиональных качеств на основе уяснения ценности права и законности, в том числе противодействующих деформации правового сознания. 1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы Учебная дисциплина «Уголовно-процессуальное право» предусмотрена Госстандартом, а также учебным планом специальности «Правоведение и правоохранительная деятельность». Целью изучения курса является формирование у обучаемых достаточных теоретических знаний о задачах и принципах уголовно-процессуального права (уголовного процесса), правилах производства следственных действий и иных процессуальных действий, процедуре сбора, проверки, оценки и использования доказательства в процессе расследования уголовного дела, обоснованности применения мер уголовно-процессуального принуждения, а также привитие навыков принятия решений и уголовно-процессуальных актов. Таблица 1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы. В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями: готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики (ОК-21); готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОК-27); готовностью к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач (ПК-19); 1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю): Знать: – современное состояние и основные тенденции (направления) развития уголовного судопроизводства России; – основные положения теории уголовно-процессуального права, исходные понятия и категории российской уголовно-процессуальной доктрины; – основные положения, характеризующие структуру уголовного судопроизводства России, функции и компетенции его основных участников, юридические и фактические основания принятия основных процессуальных решений; – порядок законного, обоснованного и эффективного осуществления деятельности в стадии возбуждения уголовного дела, предварительного расследования преступления, судебного рассмотрения и разрешения уголовных дел, в контрольно-проверочных производствах и стадиях. Уметь: – методологически точно определяться в иерархии источников российского уголовно- процессуального права; – правильно определять субъектный состав и компетенцию основных участников уголовно-процессуальных отношений, их целевые функции; – принимать законные и обоснованные решения в стадии возбуждения уголовного дела; – эффективно организовывать деятельность по расследованию и раскрытию преступлений или защите (обеспечению) конституционных прав и свобод участников процесса в стадии предварительного расследования; – правильно (в зависимости от выполняемой функции) определять стратегию и тактику деятельности по достижению своих интересов в стадии судебного разбирательства и в контрольно-проверочных производствах. Владеть: – обнаружения, фиксации, проверки и оценки доказательств в целях эффективного выполнения возложенной функции или для обеспечения своих интересов, прав и свобод; – анализа и оценки юридических и фактических оснований для законного и обоснованного принятия основных процессуальных решений или реализации института обжалования и ходатайств; – подготовки/составления основных актов (процессуальных документов) в стадии возбуждения уголовного дела, стадии предварительного расследования, в судебных стадиях и производствах. – законного и обоснованного производства основных следственных и процессуальных действий; эффективного участия в судебном разбирательстве (в соответствии с выполняемой функцией). 2. Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр 2 Форма промежуточной аттестации экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 180 академических часа, из них 63,2 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 84 часов, выделенных на самостоятельную работу. Аудиторных занятий (всего) – 60 ч., в том числе: лекций – 20 ч., практических занятий – 40 ч. Самостоятельная работа – 84 ч. Общая трудоемкость – 180 ч. Вид промежуточной аттестации – экзамен. 3. Тематический план Таблица 2.
*- если предусмотрены учебным планом ОП. 4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля Таблица 4.
5. Содержание дисциплины. Тема 1.1. Сущность и основные понятия уголовного процесса Сущность и основные понятия уголовного процесса. Правосудие и уголовный процесс. Общая характеристика стадий уголовного процесса: понятие, признаки, система. Понятие уголовно-процессуального права. Предмет и метод уголовно-процессуального права. Соотношение уголовно-процессуального права с другими отраслями права. Механизм уголовно-правового регулирования. Уголовно-процессуальные правоотношения: их содержание и особенности. Уголовно-процессуальная форма. Единство и дифференциация уголовно-процессуальной формы. Уголовно-процессуальные функции, понятие и виды. Обвинение, защита и разрешение уголовных дел как функции уголовного процесса. Уголовное преследование: понятие, содержание и виды. Соотношение частного и публичного начала в российском уголовном судопроизводстве. Процессуальные гарантии. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе. Институт реабилитации. Основания возникновения и последствия признания права на реабилитацию. Наука уголовно-процессуального права. Предмет и метод науки уголовно-процессуального права. Ее соотношение со смежными отраслями права. Уголовный процесс как учебная дисциплина. Ее соотношение со смежными учебными дисциплинами: конституционного права, уголовного права, криминалистикой, оперативно-розыскной деятельности, судебной медициной, судебной психиатрией, юридической психологией, судебной статистикой и другими. Тема 1.2 Участники уголовного процесса Субъекты уголовного процесса. Понятие и классификация субъектов уголовного процесса. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Право на заявление ходатайств. Суд – орган правосудия по уголовным делам. Полномочия суда. Подсудность уголовных дел. Судебный контроль и его формы. Состав суда при рассмотрении уголовных дел. Присяжные заседатели. Основания и порядок отвода судей. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Прокурор, его задачи и полномочия в уголовном процессе. Процессуальное положение прокурора на различных стадиях уголовного процесса. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Участие прокурора в судебном разбирательстве. Основания и порядок отвода прокурора. Следователь и начальник следственного отдела. Полномочия и процессуальная самостоятельность, основания и порядок отвода. Органы дознания, их виды и компетенция. Должностные лица, на которых возложена обязанность производить неотложные следственные действия. Дознаватель, процессуальное положение, основания и порядок отвода. Потерпевший, частный обвинитель и гражданский истец. Понятие и процессуальное положение. Законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего. Представители потерпевшего, частного обвинителя и гражданского истца. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты. Подозреваемый. Особенности процессуального положения. Обвиняемый и его процессуальное положение. Законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого. Защитник. Права и обязанности защитника в уголовном судопроизводстве. Лица, имеющие право участвовать в деле в качестве защитника. Порядок допуска к участию в уголовном судопроизводстве. Обязательное участие защитника. Приглашение, назначение и замена защитника. Иные участники уголовного процесса. Свидетель. Его процессуальное положение. Лица, наделенные свидетельским иммунитетом. Лица, которые не могут быть допрошены в качестве свидетеля. Эксперт и специалист, понятие и соотношение. Процессуальное положение, основания и порядок отвода. Переводчик, права и обязанности, порядок назначения. Понятой, его процессуальное положение. Обязательное участие понятых при производстве следственных действий. Тема 1.3. Принципы уголовного процесса Принципы уголовного процесса. Система принципов уголовного процесса. Взаимодействие уголовно-процессуальных принципов. Принципы уголовного процесса и международные стандарты. Гарантии реализации принципов уголовного процесса. Законность при производстве по уголовным делам. Гласность и публичность в уголовном судопроизводстве. Осуществление правосудия только судом. Независимость судей и подчинение их только закону. Уважение чести и достоинства личности. Охрана прав и свобод человека и гражданина. Неприкосновенность личности в российском уголовном процессе. Неприкосновенность жилища. Гарантии неприкосновенности частной жизни и жилища граждан. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Презумпция невиновности. Состязательность и равноправие сторон в уголовном судопроизводстве. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Свобода оценки доказательств. Язык уголовного судопроизводства. Обеспечение возможности пользования родным языком в уголовном судопроизводстве. Право на обжалование процессуальных действий и решений. |
Й федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации,... | О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации... | ||
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации... | Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации... | ||
Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "о верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской... | Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской... | ||
Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных... | Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и пунктом 53(52). 3 Положения о... | ||
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и пунктом 53(52). 3 Положения о... | Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |