Изложение научной проблемы


НазваниеИзложение научной проблемы
страница1/7
ТипИзложение
filling-form.ru > Туризм > Изложение
  1   2   3   4   5   6   7


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени ЯРОСЛАВА МУДРОГО»

ИЗЛОЖЕНИЕ НАУЧНОЙ ПРОБЛЕМЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ, ДИССЕРТАЦИЙ



Великий Новгород


2007

ББК 72 Печатается по решению

УДК 001 РИС НовГУ

К31

Рецензенты


доктор философских наук, профессор Кузьмин А.А.

кандидат философских наук, доцент Маленко С.А.

Изложение научной проблемы: учебно-методические рекомендации по

К31 подготовке рефератов, курсовых и дипломных работ, диссертаций / Авт.-сост. Н.А. Кащей. – НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2007. – 64 c.
В учебно-методических рекомендациях рассмотрены особенности подготовки рефератов, курсовых и дипломных работ, диссертаций и разъяснены требования, предъявляемые к их содержанию и оформлению. Пособие адресовано студентам, аспирантам и соискателям, всем тем, кто заинтересован в профессиональном изложении научных проблем.

Работа выполнена в авторской редакции.

ББК 72


© Новгородский государственный

университет, 2007

© Кащей Н.А. составление 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ИЗОБРЕТЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выбор темы исследования 5

Организация работы над научным сочинением 11

Структура и стилистика научного сочинения (на примере реферата и курсовой работы) 15

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Общие требования к дипломной работе 20

Требования к структуре содержания 20

Требования к оформлению 20

Исправление и дополнение выпускной работы 21

Порядок оценки работы 22

Критерии оценки 22

О порядке рецензирования дипломной работы 23

О подготовке и проведении защиты 23

НАПИСАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Общие принципы построения текста 25

Методика изложения содержания и стилистика 30

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ 35

ПРИМЕЧАНИЯ 53

ВВЕДЕНИЕ
Правильно выполненные реферат, курсовая работа, выпускное квалификационное сочинение (дипломная работа) - показатель качества подготовки специалиста, его профессиональной зрелости. Поэтому в течение всех лет обучения студенты приобретают навыки, необходимые для их написания.

Конечно, учебным планом предусмотрены разные виды занятий, вырабатывающих и развивающих у студентов навыки самостоятельного научного анализа. Основные из них: лекции; практические занятия, сопровождающие лекционные курсы; специальные курсы лекций; специальные семинары. Лекции вузовского историко-философского и современного курса философии, в которых учитываются самые современные исследования в области философии, являются важнейшей формой обучения студентов. С другой стороны, лекционный курс не может претендовать на полноту в освещении всех проблем философского процесса, особенно в данный момент, когда существует тенденция к сокращению часов, отводимых на лекции. В связи с этим возрастает значение специальных лекционных курсов, посвященных отдельным философским проблемам. На философском факультете Новгородского университета для чтений спецкурсов приглашаются ведущие философы из центральных вузов и института философии Российской академии наук.

На практических занятиях формируются навыки самостоятельной работы студентов, а преподаватель получает возможность лучше познакомиться с будущими специалистами. Практические занятия позволяют соединить изучение закономерностей философского процесса с анализом конкретных произведений и творчества отдельных мыслителей. В процессе самостоятельной работы студенты приобретают необходимые специалисту элементарные и более сложные навыки теоретического и конкретно-исторического изучения общих закономерностей философского развития, направлений, течений, теорий, а также вырабатывают приемы самостоятельного философского анализа.

Цель данного методического пособия заключается в оказании помощи при выполнении письменного научного сочинения, помочь полученные в ходе аудиторных занятий знания и навыки научного анализа изложить в форме научной работы. Здесь мы ставим перед собой, по крайней мере, две задачи. Во-первых, дать начинающему исследователю общие представления о научном поиске, показать поэтапно, от простого к сложному, особенности и специфику таких научных жанров как реферат, курсовая и дипломная работа, кандидатская диссертация. Во-вторых, создать своего рода справочное пособие по научной работе в вузе, к которому может обратиться как студент первых курсов, так и аспирант, поскольку в данных методических рекомендациях собранна и обобщенна информация, соответствующая нормативам и ГОСТам в сфере научной деятельности, знание которой позволит исключить ненужный шаги, как в изложении, так и оформлении научного материала.

ИЗОБРЕТЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выбор темы исследования. Каждый студент в поисках мотивации научных интересов, задает себе вопрос: "С чего начинать свою научную работу?" В том случае, если его круг научных интересов ещё не определился, если студент ещё не решил, какая научная проблема ему ближе, какие конкретные философы или ученые его интересует, он выбирает тему из предложенных научным руководителем. От выбора темы исследования в значительной мере зависит успех работы, поэтому очень важно, чтобы это был осознанный и по мере возможности самостоятельный выбор.

Наиболее общие требования к вузовским научным сочинениям (рефератам, курсовым и дипломным работам):

– перспективность;

– новизна;

– актуальность;

– практическая значимость.

Реферат – (произошло от латинского слова referre - сообщать, докладывать) - это краткое изложение письменного документа, монографии, учебника, статьи, научной проблемы и т.д. В вузовской практике реферат используется как форма обучения, усвоения нового материала и иногда входит в учебные программы в качестве обязательной формы контроля знаний студента при сдаче зачетов и экзаменов. Вторая важная функция реферата – формирование навыков научного исследования, написание реферата может предварять курсовую и дипломную работу, диссертацию, сдачу экзаменов кандидатского минимума, здесь реферат представляет собой анализ точек зрения по какой-либо научной проблеме и мотивированный выбор собственной позиции. Именно реферат как форма научного исследования и будет объектом нашего внимания.

Курсовая работа начальный этап научных исследований, она невелика по объему (приблизительно 1 печатный лист, т. е. около 24 страниц машинописного текста) и, как правило, посвящается конкретной проблеме.

При написании дипломной работы студент должен продемонстрировать умение сочетать разные подходы и принципы исследования, применять полученные философские знания, а также знания смежных дисциплин - истории, культурологии, психологии, лингвистики и других наук, связанных с темой исследования.

Наиболее продуктивным надо признать вариант, когда дипломное сочинение вырастает из одной-двух курсовых работ. В этом случае к написанию дипломной работы студент приступает со знанием специальной литературы, известной долей вхождения в материал, некоторыми практическими результатами. Вот почему тема каждой курсовой работы должна быть тщательно продумана, соотнесена с возможностями и склонностями автора и обеспечена научным и текстологическим материалом.

Известная плодотворность заключается и в другом варианте, когда студент пробует свои силы на темах разного плана. Работа над такими курсовыми сочинениями позволяет автору не только выявить его интересы и возможности, но и овладеть определённой культурой научного исследования.

Тематика научной студенческой работы по своему содержанию должна отвечать реальным задачам в различных областях философского знания. Темы рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры, они предлагаются преподавателями, но студентам предоставляется право выбора темы, а также право предложения своей темы при условии обоснования целесообразности ее разработки.

Выбирая тему, студент часто боится отсутствия большой критической литературы, но это ложный страх, так как перед автором открывается возможность проявить свою самостоятельность, сделать свои, пусть небольшие, научные открытия.

Возникают опасения и другого рода: тема достаточно известная, разработанная, слишком многочисленна литература, посвященная ей, как тут можно сформулировать собственную концепцию. На самом деле и такая тема может быть перспективной, поскольку каждая эпоха открывает новые возможности её осмысления. С другой стороны, каждый исследователь может предложить собственное прочтение известного материала, может обнаружить новые материалы по теме, казавшейся исчерпанной. Все это становится возможным при большом трудолюбии, умении критически мыслить.

Вариантов тематики исследовательских работ множество, однако, наиболее распространенными являются следующие типы тем:

- целостный анализ какого-либо произведения или философа. Например: ««Метафизика» Аристотеля и ее значение в истории философской мысли»; «Гуманистический характер экзистенциализма А. Камю»;

- направленный анализ философских произведений, т. е. исследование одной проблемы. Например: «Учение Вольтер, Гельвеция, Руссо об обществе и государстве»;

- темы, посвященные проблемам своеобразия философского метода и стиля философствования. Например: «Феноменология Э Гуссерля»;

- темы, связанные с изучением этапов исторического развития философской мысли и творческого развития философов. Например: "Докритическая философия И Канта", «Философия эпохи эллинизма»;

- анализ типологически или генетически сходных проблем и отдельных мотивов. Например: «Проблема метода познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта»;

- анализ типологически сходных проблем и явлений в философии и других дисциплинах. Например: «Философский анализ вероятности»; «Постмодернизм в философии и современном искусстве»;

- темы, связанные с отечественной философией и культурой. Например: «Проблемы философии в творчестве Ф. М. Достоевского»;

- темы по методике и философской методологии. Например: «Становление и развитие научной методологии в философии Нового времени», «Герменевтика или аргументация: современная риторика в поисках научной методологии».

Приведенная типологизация далеко не полная, ее задача направить поиск, определиться с научными предпочтениями, для большей наглядности мы здесь также приведем перечень примерных тем рефератов, курсовых и дипломных работ, рекомендуемых кафедрой философии для студентов очной и заочной формы обучения. Перечень тем дипломных проектов составлен из наиболее интересных работ выпускников философского факультета.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Изложение научной проблемы iconМетодические рекомендации по выполнению рефератов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Реферат (от лат referre – сообщать, докладывать) – это краткое изложение в письменном виде содержания научной работы, литературных...

Изложение научной проблемы iconРекомендации к написанию и оформлению авторского исследования
Авторское исследование представляет собой изложение имеющихся в научной литературе и других источниках информации интернет, газеты,...

Изложение научной проблемы iconXx международная научно-техническая конференция и Российская научная...
Системные проблемы надёжности, качества, компьютерного моделирования, информационных и электронных технологий в инновационных проектах...

Изложение научной проблемы iconИсследование операций методология решения
Характеристика степени научной разработанности проблемы обзор полученных результатов с указанием

Изложение научной проблемы iconИзложение вправе писать
Итоговое сочинение (изложение) является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего...

Изложение научной проблемы iconКурсовая работа по кафедре политической экономии
Курсовая работа – это первый опыт самостоятельной научной работы студента по той или иной дисциплине. Изучение избранной проблемы...

Изложение научной проблемы iconСтуденческой научной
Материалы международной студенческой научной конференции ( 27-29 февраля 2012 г.) Том 1

Изложение научной проблемы iconСтуденческой научной
Материалы международной студенческой научной конференции (27 29 февраля 2012 г.) том 2

Изложение научной проблемы iconОсновы научной коммуникации
Воронцова Т. А. Основы научной коммуникации: учебно-методическое пособие. Ижевск: изд-во «Удмуртский университет», 2011 – 40 с

Изложение научной проблемы iconУтверждаю Директор Научной библиотеки им. М. Горького Мацнева Н. Г. Согласовано
Библиотека факультета международных отношений отраслевой отдел Научной библиотеки им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск