Основы научной коммуникации


Скачать 386.62 Kb.
НазваниеОсновы научной коммуникации
страница1/4
ТипУчебно-методическое пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФБГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Кафедра стилистики и риторики

Т. А. ВОРОНЦОВА
ОСНОВЫ НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Учебно-методическое пособие


Ижевск 2011


УДК 811.161.1(043)

ББК 81.411.2я431
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом УдГУ
Воронцова Т.А. Основы научной коммуникации: учебно-методическое пособие. Ижевск: изд-во «Удмуртский университет», 2011 – 40 с.
Данное учебно-методическое пособие представляет собой программу и материалы для практических занятий по курсу «Основы научной коммуникации».

Необходимость издания пособия обусловлена востребованностью данной лингвистической дисциплины при подготовке научных специалистов в любой профессиональной сфере.

Материал пособия может использоваться как для аудиторной, так и для самостоятельной работы. Данное пособие предназначено для студентов, магистрантов и аспирантов.


УДК 811.161.1(043)

ББК 81.411.2я431
© Воронцова Т.А.

© ФБГОУ «Удмуртский университет», 2011

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

  1. Программа……………………………………………………………..

    1. Лекции…………………………………………………………..

    2. Практические занятия…………………………………………

  2. Методические указания………………………………………………

  3. Список литературы…………………………………………………...

  4. Электронные ресурсы………………………………………………...

  5. Практикум……………………………………………………………..

    1. Стилистика и прагматика научного дискурса………………..

5.2. Принципы формирования терминосистемы научного текста. Дефиниции……………………………………………………

5.3. Риторика научного дискурса…………………………………..

6. Контрольные задания…………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Научная речь является не только средством овладения определенной информацией, но и средством ее реализации в конкретных видах деятельности, таких как написание научных работ, доклады и выступления на семинарах и конференциях, участие в научных дискуссиях, научное рецензирование.

Данное учебно-методическое пособие представляет собой программу и материалы для практических занятий по курсу «Основы научной коммуникации».

Оригинальность данного пособия определяется тем, что курс является авторским. Теоретическую основу данного курса составляют современные концепции и методики обучения эффективным формам письменного и устного научного общения.

Необходимость издания пособия обусловлена востребованностью данной лингвистической дисциплины при подготовке научных работников, специалистов высшей школы и среднего специального образования. Особую значимость материал данного курса приобретает в условиях перехода на двухуровневую систему образования при подготовке магистерской диссертации.

Материал пособия может использоваться как для аудиторной, так и для самостоятельной работы.

Данное пособие предназначено для преподавателей вуза, аспирантов, магистрантов.и студентов.

Цель освоения курса «Основы научной коммуникации» – научить студентов, магистрантов, аспирантов создавать прагматически эффективные научные тексты и сформировать систему умений и навыков, необходимых для практического владения эффективной и риторически грамотной научной речью. Успешное освоение курса позволяет реализовать полученные знания, умения и навыки в научно-исследовательской работе, в том числе и при подготовке и защите дипломной работы магистерской или кандидатской диссертации.

Задачи освоения дисциплины:

  • дать представление о специфике научного дискурса как одной из форм статусно-ориентированного дискурса;

  • показать основные принципы формирования научного текста; своеобразие использования языковых средств различных уровней при создании письменного и устного научного текста;

  • научить создавать научные произведения различных жанров;

  • дать представление о различии устного и письменного научного текста, научить адаптации научных текстов для аудиального восприятия;

  • представить систему взаимосвязанных методов риторической деятельности в сфере научной речи (метод риторического анализа чужого высказывания, метод анализа речевого поведения, метод самоанализа, метод создания собственного высказывания, метод выбора адекватного речевого поведения и самоконтроля). 

  • обучить речевому поведению в устных жанрах научного дискурса (доклад, дискуссия, реплика и т.д.).

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций:

а) общекультурных:

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и

общекультурный уровень;

свободное владение русским и иностранным языками как средством

делового общения;

б) профессиональных:

– владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач;

– владение навыками квалифицированного анализа, комментирования,

реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных иными специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта;

– владение навыками проведения практических занятий по филологическим дисциплинам в учреждениях высшего профессионального образования;

– способность к созданию, редактированию, реферированию и систематизированию всех типов текстов;

– способность к трансформации различных типов текстов (изменению

стиля, жанра, целевой принадлежности текста и т. п.);

– готовность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • знать основные принципы создания научного текста; специфику научного дискурса как одну из форм статусно-ориентированного дискурса; своеобразие использования языковых средств различных уровней при создании письменного и устного научного текста;

  • уметь аннотировать и реферировать научную литературу, создавать научные произведения различных жанров, адаптировать научные тексты для аудиального восприятия, вести научную дискуссию;

  • владеть системой взаимосвязанных методов риторической деятельности в сфере научной речи (метод риторического анализа чужого высказывания, метод анализа речевого поведения, метод самоанализа, метод создания собственного высказывания, метод выбора адекватного речевого поведения и самоконтроля). 

Изучение курса предполагает дополнительную самостоятельную работу студентов, формами контроля за которой являются собеседования и самостоятельные работы по анализу и составлению научного текста.

Данный курс предусматривает прежде всего практическое овладение научным стилем, каждое занятие включает в себя как теоретический, так и практический блок.

Важная роль отводится самостоятельной творческой работе студентов (магистрантов, аспирантов) по созданию научных текстов и освоению жанров научной речи.

Курс построен по модульной системе

В курсе выделено 7 основных тем:

Тема 1. Научный дискурс

Тема 2. Стилистика и прагматика научного дискурса

Тема 3. Структура научного текста.

Тема 4. Принципы формирования терминосистемы научного текста. Тема 5. Дефиниции.

Тема 6. Грамматика научного текста.

Тема 7. Риторика научного дискурса.

1. ПРОГРАММА

1.1. ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Лекция 1. Научный дискурс

Понятие дискурса. Научный дискурс как разновидность статусно - ориентированного дискурса. Ключевые концепты научного дискурса. Цели научного общения. Стратегии научного дискурса. Жанры научного дискурса Прецедентные тексты. Дискурсивные формулы.
Лекция 2. Стилистика и прагматика научного дискурса

Научный стиль как один из основных функциональных стилей русского языка. Общая характеристика научного стиля. Сфера использования и функции. Стилеобразующие факторы. Языковые особенности научных текстов: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические. Разновидности научного стиля. Подстили: собственно-научный, научно-деловой, научно-популярный, учебно-научный, научно-публицистический. Жанры научной речи. Прагматические характеристики научного стиля. Устойчивые текстовые категории применительно к научному тексту 1)связность; 2) структурность; 3) цельность; 4)модальность.
Лекция 3. Структура научного текста

Логико-композиционная структура письменного научного текста. Прагматические клише при оформлении структурных частей научного текста. Вводная часть собственно научного текста. Специфика формирования основной части научного текста. Типы заключений научного текста. Принципы рубрикации научного текста. Цитаты и ссылки.

Лекция 4. Принципы формирования терминосистемы научного текста

Употребление термина в научном тексте. Системность терминологии. Независимость термина от контекста. Краткость термина. Его абсолютная и относительная однозначность. Простота и понятность. Степень внедрения термина. Способы представления терминов в научном дискурсе.
Лекция 5. Дефиниции

Дефиниция как способ толкования специальных понятий. Прямые и косвенные дефиниции. Явные, контекстуальные и комбинированные дефиниции. Выбор дефиниций в зависимости от специфики научного дискурса.
Лекция 6. Грамматика научного текста

Лексические особенности научного дискурса. Морфологические особенности научного текста. Синтаксис научного дискурса. Деагентивность изложения в научном тексте. Именной характер научной речи (номинализация).
Лекция 7. Риторика научного дискурса

Риторические особенности научного дискурса. Основные виды научной риторики: научный доклад, лекция. Научно-популярный текст – текст для неподготовленной аудитории. Способы выражения критических замечаний в научной речи. Научная дискуссия.
1.2. ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Научный дискурс
Научный дискурс как разновидность статусно- ориентированного дискурса: прототипические параметры научного дискурса: содержание, место, участники. Ключевые концепты научного дискурса. Континуальность как один из признаков научного дискурса. Стратегии и тактики научного дискурса. Первичные жанры научного дискурса. Вторичные жанры научного дискурса.

Литература

  1. Вишнякова С.А. Теоретические основы обучения моделированию научного текста. – СПб , изд-во СПбГУ, 1999.

  2. Вишнякова С.А. Смысл и форма научного текста. – СПб.:, 1999.

  3. Метс Н.А. , Митрофанова О.Д., Одинцова Т.Б. Структура научного текста и обучение монологической речи. – М., 1981.

  4. Основы научной речи / Под ред.В.В. Химика и Л.Б.  Волковой – СПб., М., 2003.


2. Стилистика научного дискурса

Языковые особенности научных текстов: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические. Особенности использования языковых средств в разных подстилях научного стиля: собственно-научном, учебно-научном и научно-популярном. Прагматика научного текста. Связность научного текста: основные средства.

Литература

  1. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Общие понятия стилистики. Научный стиль речи. – М., 1976.

  2. Вишнякова С.А. Теоретические основы обучения моделированию научного текста. – СПб.: изд-во СПбГУ, 1999.

  3. Вишнякова С.А. Смысл и форма научного текста. – СПб.:, 1999.

  4. Воронцова Т.А. Элементарная стилистика. – Ижевск: изд-во Удмуртского госуниверситета, 2009.

  5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: , 2003.

  6. Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими : Учебное пособие. – Пермь: изд-во ПГУ, 1972.

  7. Стилистический энциклопедический словарь. М.: Флинта- Наука , 2003.


3. Структура научного текста

Логико-композиционная структура письменного научного текста. Прагматические клише при оформлении структурных частей научного текста. Вводная часть собственно научного текста. Специфика формирования основной части научного текста. Типы заключений научного текста. Принципы рубрикации научного текста. Цитаты и ссылки.

Литература

  1. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы. – М.,1991.

  2. Метс Н.А. , Митрофанова О.Д., Одинцова Т.Б. Структура научного текста и обучение монологической речи. – М., 1981.

  3. Основы научной речи / Под ред.В.В. Химика и Л.Б.  Волковой – СПб., М., 2003.

  4. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. М., 1984.


4. Цитаты и ссылки в научном тексте

Интертекстуальность как один из параметров научного текста. Способы введения цитат в научный текст. Полное цитирование. Редуцированные цитаты. Цитирование с купюрами. Ссылки в научном тексте. Внутритекстовые ссылки. Затекстовые ссылки. Подстрочные ссылки.

Литература

  1. Вишнякова С.А. Теоретические основы обучения моделированию научного текста. – СПб , изд-во СПбГУ, 1999.

  2. Вишнякова С.А. Смысл и форма научного текста. – СПб.:, 1999.

  3. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы. – М.,1991.

  4. Метс Н.А., Митрофанова О.Д., Одинцова Т.Б. Структура научного текста и обучение монологической речи. – М., 1981.

  5. Основы научной речи / Под ред. В.В. Химика и Л.Б.  Волковой – СПб., М., 2003.


5. Принципы формирования терминосистемы научного текста

Употребление термина в научном тексте. Системность терминологии. Независимость термина от контекста. Краткость термина. Его абсолютная и относительная однозначность. Простота и понятность. Степень внедрения термина. Способы представления терминов в научном дискурсе.

Литература

  1. Вишнякова С.А. Теоретические основы обучения моделированию научного текста. – СПб , изд-во СПбГУ, 1999.

  2. Вишнякова С.А. Смысл и форма научного текста. – СПб.:, 1999.

  3. .Основы научной речи / Под ред. В.В. Химика и Л.Б. Волковой – СПб., М., 2003.


6. Дефиниции

Дефиниция как способ толкования специальных понятий. Прямые и косвенные дефиниции. Явные, контекстуальные и комбинированные дефиниции. Выбор дефиниций в зависимости от специфики научного дискурса.

Литература

  1. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы. – М.,1991.

  2. Основы научной речи / Под ред. В.В. Химика и Л.Б. Волковой – СПб., М., 2003.

  3. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. М., 1984.


7. Грамматика научного текста

Лексические особенности научного дискурса. Морфологические особенности научного текста. Синтаксис научного дискурса. Деагентивность изложения в научном тексте. Именной характер научной речи (номинализация).

Литература

  1. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы. – М.,1991.

  2. Основы научной речи / Под ред. В.В. Химика и Л.Б. Волковой – СПб., М., 2003.

  3. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. М., 1984.

  1   2   3   4

Похожие:

Основы научной коммуникации iconНижегородский государственный лингвистический университет
Лингвистические основы межкультурной коммуникации. Часть II: Сборник материалов международной научной конференции 10-11 декабря 2009...

Основы научной коммуникации iconНижегородский государственный лингвистический университет
Лингвистические основы межкультурной коммуникации. Часть I: Сборник материалов международной научной конференции 10-11 декабря 2009...

Основы научной коммуникации iconБакалавра Научный канд филол наук, ст преп. Фомичева А. В. Рецензент: асс. Никифорова Т. Б
Теоретические основы изучения стереотипов в межкультурной коммуникации

Основы научной коммуникации iconМаркетинговые коммуникации и компания росно
Предлагаемая стратегия маркетинговой коммуникации в области телевизионной рекламы росно

Основы научной коммуникации iconИностранные языки в контексте межкультурной коммуникации
Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: Материалы докладов IV международной он-лайн конференции «Иностранные языки...

Основы научной коммуникации iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Цель изучения дисциплины...
«Деловые коммуникации» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла ( Б. 8). Для освоения дисциплины «Деловые коммуникации»...

Основы научной коммуникации iconЙога. Искусство коммуникации (Издание второе, исправленное)
Автор глубоко и аргументировано обосновывает идею о йоге как доступной практически каждому универсальной технологии коммуникации...

Основы научной коммуникации iconФгос во рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины...

Основы научной коммуникации iconТактики непрямой коммуникации в русском устном межличностном дискурсе
Таким образом, прагматическое предусловие ненарушения принципа вежливости входит в противоречие с основной целью дискуссии — обменом...

Основы научной коммуникации iconУчебное пособие Москва Российский университет дружбы народов 2013...
Б 90 Основы риторики и коммуникации. Нормативный и коммуникативный аспекты современной риторики [Текст] : учебное пособие / М. Б....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск