«Тюменский областной государственный институт развития регионального образования» Методические рекомендации по созданию и работе спортивных клубов на базе общеобразовательных учреждений


Скачать 491.25 Kb.
Название«Тюменский областной государственный институт развития регионального образования» Методические рекомендации по созданию и работе спортивных клубов на базе общеобразовательных учреждений
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Департамент образования и науки Тюменской области

Автономное образовательное учреждение

Тюменской области дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Тюменский областной государственный институт

развития регионального образования»


Методические рекомендации

по созданию и работе спортивных

клубов на базе общеобразовательных учреждений

Тюмень

2013

Печатается по решению редакционно-издательского совета ТОГИРРО

Редакционная коллегия:

Файзуллина Алсу Рафаэловна, доцент кафедры педагогики и андрагогики ТОГИРРО

Рецензенты:

Суртаев П.Б., к.п.н., к.и.н., доцент учреждения ИПО РАО, г. Санкт-Петербург

Методические рекомендации по созданию и работе спортивных

клубов на базе общеобразовательных учреждений.-

- Тюмень: ТОГИРРО, 2013.- 28 с.


В методические рекомендации вошли извлечения нормативных правовых актов федерального уровня, регламентирующих деятельность школьного спортивного клуба, примерные формы документации работников образовательной сферы: приказы, положения по вопросам организации спортивных клубов на базе общеобразовательного учреждения, а также представлены основные направления деятельности клуба.

Рекомендации могут быть использованы руководителями общеобразовательных учреждений, руководителями спортивных клубов, созданных на базе общеобразовательных учреждений.

ВВЕДЕНИЕ
Сегодня система образования видит свою задачу в том, чтобы обучающиеся имели полноценную возможность заниматься физической культурой и спортом не только через урочную, но и внеурочную деятельность.

Впервые в ФГОС предусмотрена организация внеурочной деятельности, в т. ч. физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, и формы для ее реализации (кружки, клубы, секции, студии, мероприятия).

Важное место в развитии внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности Минобрнауки России отводит созданию школьных спортивных клубов, которые призваны осуществлять работу:

  • по пропаганде здорового образа жизни;

  • привлечению школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом, общефизической подготовке;

  • организации занятий по видам спорта на уровне начальной подготовки;

  • проведению физкультурных и спортивных мероприятий;

  • подготовке к участию школьных команд в официальных соревнованиях различного уровня.

Определение содержания урока физической культуры и программ обучения по данному предмету должно происходить при участии школьного спортивного клуба.

В связи с этим в августе 2011 г. в субъекты РФ были разработаны методические рекомендации по созданию и организации школьных спортивных клубов в общеобразовательных учреждениях (письмо от 10.08.2011 Минобрнауки России № МД/1077/19 и Минспорттуризма России № НП0207/4568).

С 1 января 2012 г. вступил в силу п. 3 ст. 28 Федерального закона от 04.12.2007 № 329ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”, предусматривающий возможность создания в учреждениях общего образования школьных спортивных клубов, не являющихся юридическими лицами, в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта.

В соответствии с внесенными изменениями возникла необходимость рассмотреть создание и организацию школьных спортивных клубов на базе общеобразовательных учреждений.



  1. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

ШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ
1.1.Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ

(ред. от 25.12.2012)

"О физической культуре и спорте

в Российской Федерации"

(извлечения)

Статья 19. Спортивные клубы

6. Правовое положение школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов, порядок их деятельности определяются в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.12.2011 № 384-ФЗ)

Статья 28. Физическая культура и спорт в системе образования

1. Образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

2. Организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя:

1) проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ;

2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;

3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;

4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;

5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;

6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;

7) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;

8) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся;

9) содействие развитию и популяризации школьного спорта и студенческого спорта.

(п. 9 введен Федеральным законом от 03.12.2011 № 384-ФЗ)

3. В целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта, студенческого спорта образовательными учреждениями начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования могут создаваться школьные спортивные клубы и студенческие спортивные клубы (в том числе в виде общественных объединений), не являющиеся юридическими лицами. Деятельность таких спортивных клубов осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и предусматривается уставами соответствующих образовательных учреждений.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.12.2011 № 384-ФЗ)
1.2. Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях разъяснения подходов к созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов.

В соответствии с данными методическими рекомендациями общеобразовательное учреждение разрабатывает и утверждает положение о школьном спортивном клубе (далее – клуб).

Деятельность клуба регламентируется локальными актами общеобразовательного учреждения.

Клуб может создаваться как структурное подразделение общеобразовательного учреждения или как общественное объединение с учетом региональных, местных особенностей и интересов обучающихся. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе формы создания клуба.

Целями клуба являются привлечение обучающихся общеобразовательного учреждения к систематическим занятиям физической культурой и спортом; развитие в общеобразовательном учреждении традиционных и наиболее популярных в регионе видов спорта; формирование здорового образа жизни.

Формы организации работы клуба, методы и средства выбираются в соответствии со спецификой основных направлений его деятельности.

Задачами деятельности клуба являются:

  • разработка предложений по развитию физической культуры и спорта в  общеобразовательном учреждении в рамках урочной и внеурочной деятельности;

  • вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, формирование у них мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья;

  • организация физкультурно-спортивной работы общеобразовательного учреждения во внеурочное время.

Клуб в своей деятельности выполняет следующие функции:

- организует и проводит физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе, школьные этапы Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»;

- формирует команды по видам спорта и обеспечивает их участие в соревнованиях разного уровня (межшкольных, муниципальных, территориальных);

- пропагандирует в общеобразовательном учреждении основные идеи физической культуры, спорта, здорового образа жизни, в том числе, деятельность клуба;

- поощряет обучающихся, добившихся высоких показателей в физкультурно-спортивной работе.

Основными формами работы клуба могут быть занятия в секциях, группах и командах, комплектующихся с учетом пола, уровня физической и спортивно-технической подготовки.

Членами клуба могут быть обучающиеся общеобразовательного учреждения, в котором создан клуб, а также обучающиеся других общеобразовательных учреждений. Обучающиеся имеют право в соответствии со своими способностями, возможностями и интересами на выбор секций и групп для занятий.

Занятия в клубе проводятся в соответствии с графиками, расписаниями, планами физкультурно-спортивных мероприятий.

Непосредственное проведение занятий осуществляется учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности и другими специалистами физической культуры и спорта. Оплата труда педагогических работников осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

За всеми занимающимися в клубе устанавливается постоянный врачебный контроль, который осуществляется медицинскими работниками общеобразовательного учреждения.

Управление клубом осуществляется его руководителем, назначаемым руководителем общеобразовательного учреждения.

Формами самоуправления в клубе могут являться совет клуба, попечительский совет, общее собрание и другие формы.

Общеобразовательное учреждение должно создавать необходимые условия для развития физической культуры и спорта, предоставлять клубу спортивные объекты, необходимое спортивное оборудование и инвентарь, обеспечивать финансирование деятельности клуба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дополнительными источниками средств клуба могут быть добровольные пожертвования, взносы и передаваемые материальные ценности от государственных, частных и других организаций, предприятий, а также отдельных физических лиц.

Клуб может иметь собственное название, эмблему, наградную атрибутику, спортивную форму.

Для реализации целей, задач и функций деятельности клуб взаимодействует с образовательными учреждениями, учреждениями физической культуры и спорта, общественными организациями.
1.3. Алгоритм действий образовательного учреждения

по созданию школьного спортивного клуба

1.Ознакомление с материалами по созданию школьного спортивного клуба (далее ШСК).

2. Формирование рабочей группы по созданию ШСК.

Ответственный: руководитель

3. Разработка Положения о ШСК (руководствуясь примерным положением о ШСК).

4. Оформление стенда по созданию «Школьного спортивного клуба».

Ответственный: рабочая группа

5. Назначение руководителя ШСК на основании Положения о ШСК.

6. Издание приказа по учреждению об открытии ШСК.

Ответственный: директор

7.Разработка и принятие Положения о Совете ШСК.

  1. Предварительно выбираются члены Совета ШСК из числа:

- учащихся

- сотрудников

- родителей и заинтересованной общественности.

Председателем Совета ШСК является руководитель ШСК согласно Положению.

  1. Утверждение состава Совета школьного спортивного клуба на общем собрании членов ШСК.

Ответственный: Руководитель ШСК, рабочая группа

  1. Организация работы школьного спортивного клуба, разработка и создание рабочих локальных нормативных документов: годовой план, программа, расписание занятий, протоколы собраний, соревнований и других мероприятий, инструкции по охране труда и технике безопасности и другие необходимые для работы клуба документы.

Ответственный: Руководитель ШСК, Совет ШСК
1.4. Примерное положение

о школьном спортивном клубе образовательного учреждения


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее положение разработано в соответствии с «Законом об образовании», с «Законом о физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Школьный спортивный клуб (ШСК) создается в общеобразовательном учреждении, является первичным звеном физкультурно-спортивной организации и может быть различной физкультурно-спортивной направленности.

Школьный спортивный клуб (ШСК) призван, средствами физической культуры и спорта, всемерно способствовать сохранению здоровья детей и подростков, повышению их работоспособности, готовности к защите Родины, формированию у них высоких нравственных качеств, организации досуга.

Школьный спортивный клуб (ШСК) может быть открыт в общеобразовательном учреждении с учетом интересов детей, высокого уровня организационной деятельности педагогического коллектива и показателей в спортивно-массовой работе на уровне района, округа или города.

Школьный спортивный клуб (ШСК) имеет свою символику, название, эмблему, единую спортивную форму, штамп и бланк установленного образца.

Право создания ШСК принадлежит педагогическому Совету образовательного учреждения, на базе которого создается ШСК. Открытие, реорганизация и ликвидация ШСК, его отделений или секций по видам спорта, осуществляется по решению педагогического Совета образовательного учреждения.

Условием открытия школьного спортивного клуба (ШСК) служат следующие критерии:

- наличие материально-технической спортивной базы (спортивные залы, тренажерные залы, спортивные площадки и д.д.), а также их оснащение спортивным инвентарем и спортивным оборудованием;

- наличие в школе не менее 3-х спортивных секций по видам спорта;

- активное участие в спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях;

- наличие квалификационных кадров.

Для открытия школьного спортивного клуба (ШСК) издается приказ руководителя общеобразовательного учреждения, в котором назначается руководитель (председатель) клуба из числа педагогических работников школы.

В своей практической деятельности школьный спортивный клуб (ШСК) руководствуется настоящим положением.

Школьный спортивный клуб (ШСК) может иметь свой внутренний Устав (положение), который должен быть утвержден руководителем общеобразовательного учреждения.

  1. СТРУКТУРА

    1. Работа ШСК проводится на основе широкой инициативы самодеятельности учащихся.

    2. Высшим органом ученического самоуправления школьного спортивного клуба (ШСК) является Совет спортивного клуба, деятельность которого регламентируется «Положением о Совете спортивного клуба».

Общее собрание клуба выбирает открытым голосование совет клуба сроком на один год. Количественный состав совета клуба определяется общим собранием активистов физической культуры.

    1. Руководство работой осуществляют:

- в классах – физкультурные организаторы (физорги), избираемые сроком на один год;

- в командах – капитаны, избираемые сроком на один год, спортивный сезон или на время проведения спортивного мероприятия;

- в судейских коллегиях – судейские бригады по видам спорта, избираемые сроком на один год или на время проведения спортивного мероприятия.

2.4. Деятельность руководителя (председателя) ШСК регламентируется должностными обязанностями.

2.5. Если в ШСК работают несколько педагогов дополнительного образования (тренеров) одного направления, то распоряжением руководителя (председателя) клуба может быть назначен старший тренер, координирующий работу внутри секции, осуществляющий связь с руководителем (председателем) и Советом клуба.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КЛУБА

Основными направлениями в работе ШСК являются:

- привлечение обучающихся к занятиям физической культурой и спортом;

- открытие спортивных секций;

- воспитание у детей и подростков устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой, спортом, туризмом, к здоровому образу жизни;

- укрепление и сохранение здоровья при помощи регулярных занятий в спортивных кружках и секциях, участие в оздоровительных мероприятиях;

- организация здорового досуга обучающихся;

- организация и проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в школе;

Занятия в спортивных секциях проводятся в соответствии с образовательными программами и учебными планами.

Комплектование групп осуществляется с учетом пола, возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности, спортивной направленности, по желанию детей.

Медицинский контроль за всеми занимающимися в спортивных секциях осуществляется руководителем (председателем) клуба, педагогом дополнительного образования (тренером) во взаимодействии с медицинским персоналом школы.

Организацию и проведение занятий осуществляют учитель физической культуры, педагоги дополнительного образования.

Учебный контроль за организацией и проведением занятий в ШСК осуществляет руководитель (председатель) клуба.

ШСК имеет право присвоения массовых спортивных разрядов по культивируемым видам спорта до второго взрослого разряда включительно.

ШСК в пределах выделенных средств и в соответствии с утвержденным календарным планом спортивных мероприятий может проводить внутришкольные и открытые первенства, матчевые встречи, турниры и другие соревнования, а также спортивно-оздоровительные лагеря.

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Для проведения физкультурно-оздоровительной работы в ШСК используется спортивный инвентарь и оборудование, спортивные залы и спортивные площадки, на базе которых создан клуб, а также другие спортивные сооружения, которые имею разрешение на организацию и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

  1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ШСК

Воспитанники ШСК имеют право:

- бесплатно пользоваться спортивным инвентарем, оборудованием и спортивными сооружениями, а также методическими пособиями;

- получать консультации;

- избирать и быть избранными в Совет ШСК;

- систематически проходить медицинское обследование;

- вносить предложения по совершенствованию работы ШСК.

Воспитанник ШСК обязан:

- соблюдать установленный порядок;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении занятий;

- бережно относиться к имуществу и спортивному инвентарю;

- показывать личный пример здорового образа жизни.

  1. ДОКУМЕНТАЦИЯ КЛУБА, УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

В своей деятельности ШСК руководствуется своим планом работы, календарным планом спортивно-массовых, оздоровительных и туристских мероприятий школы, района и т.д.

ШСК должен иметь:

- положение о ШСК;

- приказ по школе об открытии ШСК;

- положение о Совете спортивного клуба;

- списки физоргов;

- списки воспитанников спортсменов-разрядников;

- информационный стенд о деятельности ШСК (название, эмблема, календарный план мероприятий, экран проведения внутришкольных соревнований, поздравления победителей и призеров соревнований);

- образовательные программы, учебные планы, расписания занятий;

- журналы групп, занимающихся в спортивных секциях;

- годовые отчеты о проделанной работе;

- протоколы соревнований по видам спорта, положения о соревнованиях и других мероприятиях;

- контрольно-переводные нормативы и протоколы тестирования;

- результаты и итоги участия в соревнованиях школы, района округа и т.д.;

- протоколы заседаний Совета ШСК;

- инструкции по охране труда и технике безопасности при проведении учебно-тренировочных занятий и спортивно-массовых мероприятий;

- должностные инструкции.

  1. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

  1. Деятельность ШСК осуществляется за счет бюджетного финансирования.

  2. ШСК имеет право привлекать в соответствии с Законодательством Российской Федерации, Уставом образовательного учреждения дополнительные финансовые средства за счет предоставления дополнительных платных услуг, целевые спонсорские средства, благотворительные пожертвования юридических и физических лиц.



  1   2   3   4

Похожие:

«Тюменский областной государственный институт развития регионального образования» Методические рекомендации по созданию и работе спортивных клубов на базе общеобразовательных учреждений iconМетодические рекомендации по созданию условий реализации основной...
«Тюменский областной государственный институт развития регионального образования»

«Тюменский областной государственный институт развития регионального образования» Методические рекомендации по созданию и работе спортивных клубов на базе общеобразовательных учреждений iconМетодические рекомендации по организации школьных лесничеств тюмень
«тюменский областной государственный институт развития регионального образования»

«Тюменский областной государственный институт развития регионального образования» Методические рекомендации по созданию и работе спортивных клубов на базе общеобразовательных учреждений iconМетодические рекомендации по созданию и организации школьных спортивных...
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Калининградской области

«Тюменский областной государственный институт развития регионального образования» Методические рекомендации по созданию и работе спортивных клубов на базе общеобразовательных учреждений iconМетодические рекомендации по созданию и организации школьных спортивных...
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Калининградской области

«Тюменский областной государственный институт развития регионального образования» Методические рекомендации по созданию и работе спортивных клубов на базе общеобразовательных учреждений iconМетодические рекомендации Гомель 2008 удк 373 ббк 74. 202. 8 С 40...
...

«Тюменский областной государственный институт развития регионального образования» Методические рекомендации по созданию и работе спортивных клубов на базе общеобразовательных учреждений iconМетодические рекомендации по созданию и организации деятельности...
Методические рекомендации предназначены для руководителей школьных музеев, краеведческих кружков, методистов по туристско-краеведческой...

«Тюменский областной государственный институт развития регионального образования» Методические рекомендации по созданию и работе спортивных клубов на базе общеобразовательных учреждений iconМетодические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных...
Министерством образования Российской Федерации подготовлены и согласованы с Федеральной архивной службой России "Методические рекомендации...

«Тюменский областной государственный институт развития регионального образования» Методические рекомендации по созданию и работе спортивных клубов на базе общеобразовательных учреждений iconМетодические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных...
Министерством образования Российской Федерации подготовлены и согласованы с Федеральной архивной службой России "Методические рекомендации...

«Тюменский областной государственный институт развития регионального образования» Методические рекомендации по созданию и работе спортивных клубов на базе общеобразовательных учреждений iconМетодические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных...
Министерством образования Российской Федерации подготовлены и согласованы с Федеральной архивной службой России "Методические рекомендации...

«Тюменский областной государственный институт развития регионального образования» Методические рекомендации по созданию и работе спортивных клубов на базе общеобразовательных учреждений iconМетодические рекомендации по созданию централизованных бухгалтерий...
Ящие методические рекомендации по созданию централизованных бухгалтерий для государственных (муниципальных) учреждений Чувашской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск