Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Костинологовская средняя общеобразовательная школа»
Мамонтовского района Алтайского края.
Согласовано: Утверждено:
Зам.директора по УВР директор школы
Тормина И.С __________ Шуллер И.Н-------
. «__» августа20__года приказ №_____
от «____» августа20__года
Рабочая программа по курсу
« Развитие связной речи в начальной школе»
3 класс
Составитель: Штерцер Н.А.
учитель начальных классов.
Срок реализации: 2015-2016г
СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА
Программа включает:
Пояснительная записка
Требования к уровню подготовки учащихся
Содержание курса
Тематический поурочный план,
Форма и средства контроля,
Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся
Перечень учебно - методических средств обучения
Приложения
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2011г и Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. и соответствует обязательному минимуму содержания образования, примерной программы начального общего образования
Программа составлена в соответствии с программой общеобразовательного учреждения. На основе положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУ «Костинологовская СОШ», утверждённого приказом директора № ____ от ______.
По компоненту общеобразовательного учреждения на курс по развитию устной и письменной речи учащихся выделяется по 1 часу в неделю, в год 34 часа. На основании этого и разработана данная программа.
Программа обеспечена учебно-методическим комплексом:
-пособие для учителя «Уроки развития связной речи в начальной школе» -составитель: Г.С.Щеглова, научный редактор:член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Т.Г.Рамзаева. - г. С- Петербург, Специальная литература,1999г.
-учебник « Русский язык» для 3 класса: в 2 ч. / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: «Просвещение», 2012.
-программа учебного курса «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2011г.
В настоящее время одной из важнейших задач в развитии грамотной личности является раскрытие коммуникативной функции языка, т.е. развитие реи каждого школьника, в том числе и связной письменной речи
Речевое развитие младших школьников – одна из основных остро стоящих проблем обучения русскому языку. Наиболее актуальным направлением является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительно-выразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи. . В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Содержательная и целенаправленная работа учителя начальных классов оказывает непосредственное влияние на развитие письменной связной речи обучающихся начальных классов. Обучение родному языку в начальных классах преследует в первую очередь
Цель: развитие устной и письменной речи учащихся.
-воспитание у школьников любви к родному языку и литературе на этом языке,
- формирование личностных качеств – самостоятельности, активности, трудолюбия, настойчивости в достижении целей,
- развитие мышления учащихся, формирование языковых умений и навыков.
Задачи в работе учителя с детьми:
-научить каждого ребенка грамотно выражать свои мысли, использовать «красивые» слова в речи;
-развитие связной речи как развитие умения говорить свободно, правильно и достаточно выразительно;
-использовать разнообразные развивающие, интересные упражнения.
– проводить диагностику качественных и количественных характеристик овладения письменной связной речью;
Задачи для детей:
- научиться свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. условиями успешного развития речи являются:
- потребность общения, или коммуникации.
- речевая среда, образец речи ( речь родителей, родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, речь учителя, язык учебников).
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые.
Формы текущего контроля ЗУНов: беседа, устный опрос, самостоятельная работа.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.
Умения, формируемые у учащихся при обучении связной речи:
Информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.
Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста и др.
Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.
Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания , структуры и речевого оформления.
В качестве основных требований к хорошей речи, выступают выразительность (яркость, убедительность, эмоциональность высказываний), а также богатство языковых средств, их разнообразие.
К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:
-писать изложения и сочинения в 90 – 100 слов по самостоятельно составленному плану.
-различать текст, типы текстов, определять тему и главную мысль, подбирать заголовок,
-выделять части текста и композиционно правильно строить текст, выбирать опорные слова, замечать изобразительно-выразительные средства языка и умело использовать их в речи
– составлять план(коллективно и самостоятельно);
-подробно и сжато пересказывать содержание прочитанного текста по плану;
- проводить изложения (подробные и сжатые) по плану, составленному самостоятельно;
-писать сочинения: по картинке, о случае из своей жизни, об экскурсиях, наблюдениях и т.п. (с элементами описания и рассуждения).
Развить навыки:
Самостоятельного конструирования словосочетаний, предложений, текстов;
– уметь говорить и читать с правильной интонацией.(таблица1)
Развитие речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития
виды упражнений по развитию связной речи:
– развернутые ответы на вопросы;
– записи по наблюдениям;
– устные рассказы учащихся по заданной теме, по картинке, по наблюдениям, по данному началу или концу и т.п.;
– письменные изложения образцовых текстов;
– перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказы и изложения и пр.) как устно, так и письменно;
– письменные сочинения разнообразных типов;
– статьи в газеты, отзывы о прочитанных книгах, спектаклях, кинофильмах, т.е., в сущности, сочинения особых жанров;
– письма;
– деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и т.п.
– в 3 классе подробное и сжатое изложение текста из 70-90 слов по плану, составленному самостоятельно, а также изложение прочитанного с изменением формы;
–От письменного пересказа простых по сюжету рассказов дети постепенно переходят к сжатым изложениям, к изложениям с изменением лица рассказчика или плана, с творческими и грамматическими заданиями.
Требования к текстам:
1) следует брать высокоидейные тексты, картины родной природы, достижения науки, техники, культуры. Темы должны быть ценными как в воспитательном, так и в образовательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение.
2) тексты должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них трудными словами и оборотами речи, образами, требующими сложного и длительного разъяснения. Во всех случаях нужно хорошо понять содержание, идейный смысл, образы и язык передаваемого текста.
3) текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц (если текст сюжетный). Надо учитывать грамматические умения учащихся.
3. СОДЕРЖАНИЕ:
Разделы
| Количество часов
| .Повторение признаков текста. Тема и основная мысль текста
| 2
| Выделение из общей работы с текстом ведущих умений
| 4
| Отработка умений, связанных с построением текста
| 7
| Знакомство со с труктурой повествовательного текста
| 8
| Ознакомление с текстом типа описания
| 7
| Ознакомление с текстом типа рассуждение
| 6
|
|
| 4.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ -34ч.
Этап системы
| № урока
| Дата
| Тема урока
| Основные виды учебной деятельности учащихся
| 1.Повторение признаков текста. Тема и основная мысль текста
| 1
| 5.09
| Подробное изложение текста по вопросам. ( Части текста напечатаны на отдельных полосках бумаги)
| Знания о признаках текста ( теме, основной мысли, последовательности частей, заголовке). Умение устанавливать последовательность частей в тексте.
|
| 2
| 12.09
| Редактирование текста изложения
| Умение находить и исправлять ошибки в тексте. Умение выделять части в тексте
| 2.Выделение из общей работы с текстом ведущих умений
| 3-4
| 19.09
| Подробное изложение текста. (Текст дается без заголовка)
| Умение озаглавить текст. Умение использовать в изложении языковые средства выразительности для передачи авторского отношения
| 5-6
| 26.09
| Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья»
| Умение проводить наблюдения по заданной теме. Умение выразительно описывать свои наблюдения
| 3.Отработка умений, связанных с построением текста
| 7
| 3.10
| Подробное изложение по коллективно составленному плану
| Умение определять главную мысль текста. Умение отражать главную мысль в заголовке. Умение делить текст на части и составлять план
| 8
| 10.10
| Редактирование текста изложения
| Умение отражать главную мысль в заголовке текста. Умение полно раскрывать микротему текста. Умение исправлять ошибки на пропуск существенного
| 9-10
| 17.10
| Сочинение с заданной структурой текста «Поездка в Петербург»
| Умение определять тему частей в тексте. Умение строить части текста. Умение раскрывать главную мысль в своем тексте
| 11
| 24.10
| Редактирование текста сочинения
| Умение раскрывать тему и главную мысль в своем тексте. Умение строить части текста
| 12
| 14.11
| Сочинение по серии картинок «Лиса и вороны»
| Умение определять и раскрывать основную мысль в сочинении. Умение связывать части и предложения в тексте
| 13
| 21.11
| Сочинение по картине «На горке»
| Умение рассматривать картину и передавать ее содержание. Умение составлять план сочинения
| 4.Знакомство со с труктурой повествовательного текста
| 14
| 18.11
| Подробное изложение с творческими дополнениями
| Ознакомление со структурой повествовательного текста. Умение составлять план текста. Умение точно употреблять слова в тексте
| 15
| 5.12
| Подробное изложение по деформированному тексту
| Умение определять последовательность частей в повествовательном тексте. Умение пользоваться средствами языковой выразительности
| 16-17
| 12.12
| Сочинение по серии картинок Н.Радлова «Находчивые лягушата»
| Умение создавать повествовательный текст. Умение использовать в своем тексте средства языковой выразительности, передающие состояние и чувства героев
| 18
| 19.12
| Выборочное изложение (требуется передача одного эпизода)
| Умение выбирать отрывок, соответствующий теме. Умение составлять вводную и заключительную части текста
|
| 19
| 16.12
| Выборочное изложение (требуется отбор материала из разных частей текста)
| Умение отбирать материал, соответствующий теме, из всего рассказа. Умение составлять план текста
| 20
|
| Редактирование текста выборочного изложения
| Умение перестраивать предложения исходного текста. Умение соотносить тему выборочного изложения с содержанием текста
| 21
|
| Краткое изложение
| Умение определять тему и основную мысль текста. Умение сокращать текст
| 5.Ознакомление с текстом типа описания
| 22
|
| Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Снег теперь уже не тот»
| Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения. Умение определять и раскрывать тему в сочинении. Умение использовать антонимы в описании
| 23
|
| Редактирование текста сочинения
| Умение дополнять написанное. Умение подбирать слова для точной передачи наблюдений
| 24
|
| Сочинение с элементами описания по картине «Прилет птиц»
| Умение последовательно и связно описывать содержание картины. Умение раскрывать тему и основную мысль в тексте
| 25
|
| Редактирование текста сочинения по картине
| Умение раскрывать тему и основную мысль в описании картины. Умение связывать предложения и части текста
| 26
|
| Сочинение-описание премета «Моя любимая игрушка»
| Ознакомление с особенностями описательного текста. Умение использовать прилагательные в описательном тексте
| 27-28
|
| Сочинение-описание игрушки в деловом стиле
| Умение различать деловой и художественный стили речи. Умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем речи
| 6.Ознакомление с текстом типа рассуждение
| 29
|
| Изложение текста типа рассуждение
| Ознакомление с рассуждением, его структурой. Умение отличать рассуждение от других типов речи
| 30-31
|
| Сочинение с элементами рассуждения «Мое любимое занятие»
| Умение распознавать типы речи. Умение использовать элементы рассуждения в тексте сочинения
| 32
|
| Сочинение «Письмо другу»
| Знакомство с жанром письма. Умение писать письма
| 33
|
| Итоговое изложение
| Умение подготовиться к изложению. Умение проверить свою работу
| 34
|
| Сочинение на свободную тему
| Умение писать сочинения
|
5.ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.
Преобладающие формы текущего контроля: изложения
Итоговая аттестация проводится в виде итогового изложения и сочинения в конце учебного года.
6.НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
| Объем текста
| Коэффициент раскрытия темы
| Общее количество ошибок
| Высокий
| 115 - 149
| 0,9 – 1
| 0 - 2
| Средний
| 90 - 110
| 0,7 – 0,89
| 3 – 10
| Низкий
| 70 - 85
| 0,3 – 0,69
| 13 - 21
|
7.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
-Г.С.Щеглова, научный редактор:член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Т.Г.Рамзаева. «Уроки развития связной речи в начальной школе», Санкт-Петербург.Специальная литература. 1999г.
-учебник « Русский язык» для 3 класса: в 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: «Просвещение», 2012.
-программа учебного курса «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2011г.
8. ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1 – Методы и приемы развития речи младших школьников
Группа методов
| Приемы
| Формируемые умения:
| Имитативные
| – анализ образцовых текстов,
– синтез собственных языковых конструкций,
– поисковая деятельность,
– обобщение,
– творческие работы,
–все виды пересказа
| – связанные с пониманием, раскрытием темы сочинения;
– подчинить свое сочинение определенному замыслу
– собирать, накапливать материал
– в языковой подготовке текстов
– составлять текст
–совершенствовать написанное.
| коммуникативные
| -создание речевых ситуаций,
-ролевые игры,
-словесное рисование,
-ведение дневников,
-создание сюжетов по воображению,
-творческие попытки в различных литературных жанрах.
| конструирования текста
| – словарная работа
– работа над словосочетанием
– работа над предложением
– логическая работа
– упражнения, опирающиеся на теорию текста
|
| Таблица 2 – Классификация сочинений по критериям
Критерии
| Группы сочинений
| Темы примерные
| Источникам материала
| – о пережитом, виденном, слышанном самими учащимися;
– на книжном материале, по картинам, рассказам учителя;
– материал разных источников;
| По живым наблюдениям:
В лесу (разные времена года); Наша березовая роща в сентябре; Вечер на лесной поляне; Майский букет; Первый снег.
Из опыта детей:
Мы в походе; Рассказ моего дедушки.
По картинам художников:
Ф. Решетников «Опять двойка»; А. Пластов «Первый снег»; И. Левитан «Март» и т.д.
Фантастика, приключения:
Новые приключения в Изумрудном городе и т.д.
Темы-рассуждения:
Кем я буду и почему?
Кто же сильнее и смелее: заяц или орел?
Почему нельзя разорять птичьих гнезд?
| Степени самостоятельности
| – коллективно подготовленные на общую тему;
– индивидуальные
| Жанрам
| – повествование;
– описание;
– рассуждение
| Языковым особенностям (по стилю)
| – художественные (эмоционально-образные);
– научные (деловые)
| По тематическим группам
| – природа нашей Родины;
– труд взрослых и детей;
– о прошлом и настоящем;
– школа, семья, друзья
| На основе личного опыта
|
| Сочинения по картинам
|
| На основе прочитанного
|
| Таблица 3 Количество и характер допущенных ошибок.
№
| Объем
текста
| Коэффи
циент
раскры
тия темы
| Распрастра
ненность
предложе
ний
| Ошибки
| Связь
между
предло
жениями
| Последо
вательность
текста
| Связь
между
словами
| Употре
бление
слов
| Граммати
ческие
| Пункта
ци
онные
| Замена
значе
ния
| Недопись
слов
| 2
| 79
| 0,7
| 6 N
| 1
| 2
| 1
| 1
| 3
| 2
| 1
| -
|
Таблица 4 - Уровни развития письменной связной речи.
| Объем текста
| Коэффициент раскрытия темы
| Общее количество ошибок
| Высокий
| 115 - 149
| 0,9 – 1
| 0 - 2
| Средний
| 90 - 110
| 0,7 – 0,89
| 3 – 10
| Низкий
| 70 - 85
| 0,3 – 0,69
| 13 - 21
|
Таблица 5 - Упражнения по развитию письменной связной речи.
№
| Вид упражнения
| Источник
| Частота применения
| 1
| Работа над каллиграфическим навыком
| Доп.материал
| ежедневно
| 2
| Словарная работа
| Учебник
| Ежедневно
| 3
| Работа с пословицами, загадками и скороговорками
| Учебник + доп. материал
| Ежедневно
| 4
| Составление слов, предложений
| Учебник
| ежедневно
| 5
| Полные ответы
| Учебник
| ежедневно
| 6
| Фонетический диктант
| Доп.материал
| 1 раз/нед
| 7
| Заучивание наизусть
| Учебник
| 1раз/мес
| 8
| Редактирование предложений
| Учебник
| ежедневно
| 9
| Списывание
| Учебник + доп.материал
| ежедневно
| 10
| Озаглавливание текстов
| Учебник + доп.материал
| 2 раза/мес
| 11
| Игры
| Доп.материал
| 2 раза/мес
| 12
| Изложения
| Учебник
| 1 раз/мес
| 13
| Сочинения
| Учебник + доп.материал
| 1 раз/мес
| 14
| Пересказ (уст.)
| Учебник + доп.материал
| 1 раз/нед
| 15
| Словарный диктант
| Доп.материал
| 2 раза/мес
| 16
| Анализ прочитанного
| Доп. Материал
| 1 раз/нед
| |