Рабочая программа по курсу «Развитие связной речи в начальной школе»


Скачать 159.09 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Развитие связной речи в начальной школе»
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Костинологовская средняя общеобразовательная школа»

Мамонтовского района Алтайского края.


Согласовано: Утверждено:

Зам.директора по УВР директор школы

Тормина И.С __________ Шуллер И.Н-------

. «__» августа20__года приказ №_____

от «____» августа20__года


Рабочая программа по курсу

« Развитие связной речи в начальной школе»

3 класс


Составитель: Штерцер Н.А.

учитель начальных классов.

Срок реализации: 2015-2016г

СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА

Программа включает:

  1. Пояснительная записка

  2. Требования к уровню подготовки учащихся

  3. Содержание курса

  4. Тематический поурочный план,

  5. Форма и средства контроля,

  6. Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся

  7. Перечень учебно - методических средств обучения

  8. Приложения

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2011г и Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. и соответствует обязательному минимуму содержания образования, примерной программы начального общего образования

Программа составлена в соответствии с программой общеобразовательного учреждения. На основе положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУ «Костинологовская СОШ», утверждённого приказом директора № ____ от ______.

По компоненту общеобразовательного учреждения на курс по развитию устной и письменной речи учащихся выделяется по 1 часу в неделю, в год 34 часа. На основании этого и разработана данная программа.

Программа обеспечена учебно-методическим комплексом:

-пособие для учителя «Уроки развития связной речи в начальной школе» -составитель: Г.С.Щеглова, научный редактор:член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Т.Г.Рамзаева. - г. С- Петербург, Специальная литература,1999г.

-учебник « Русский язык» для 3 класса: в 2 ч. / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: «Просвещение», 2012.

-программа учебного курса «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2011г.

В настоящее время одной из важнейших задач в развитии грамотной личности является раскрытие коммуникативной функции языка, т.е. развитие реи каждого школьника, в том числе и связной письменной речи

Речевое развитие младших школьников – одна из основных остро стоящих проблем обучения русскому языку. Наиболее актуальным направлением является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительно-выразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи. . В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Содержательная и целенаправленная работа учителя начальных классов оказывает непосредственное влияние на развитие письменной связной речи обучающихся начальных классов. Обучение родному языку в начальных классах преследует в первую очередь

Цель: развитие устной и письменной речи учащихся.

-воспитание у школьников любви к родному языку и литературе на этом языке,

- формирование личностных качеств – самостоятельности, активности, трудолюбия, настойчивости в достижении целей,

- развитие мышления учащихся, формирование языковых умений и навыков.

Задачи в работе учителя с детьми:

-научить каждого ребенка грамотно выражать свои мысли, использовать «красивые» слова в речи;

-развитие связной речи как развитие умения говорить свободно, правильно и достаточно выразительно;

-использовать разнообразные развивающие, интересные упражнения.

– проводить диагностику качественных и количественных характеристик овладения письменной связной речью;

Задачи для детей:

- научиться свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. условиями успешного развития речи являются:

- потребность общения, или коммуникации.

- речевая среда, образец речи ( речь родителей, родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, речь учителя, язык учебников).

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые.

Формы текущего контроля ЗУНов: беседа, устный опрос, самостоятельная работа.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.

Умения, формируемые у учащихся при обучении связной речи:

  1. Информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.

  2. Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста и др.

  3. Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.

  4. Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания , структуры и речевого оформления.

В качестве основных требований к хорошей речи, выступают выразительность (яркость, убедительность, эмоциональность высказываний), а также богатство языковых средств, их разнообразие.

К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:

-писать изложения и сочинения в 90 – 100 слов по самостоятельно составленному плану.

-различать текст, типы текстов, определять тему и главную мысль, подбирать заголовок,

-выделять части текста и композиционно правильно строить текст, выбирать опорные слова, замечать изобразительно-выразительные средства языка и умело использовать их в речи

– составлять план(коллективно и самостоятельно);

-подробно и сжато пересказывать содержание прочитанного текста по плану;

- проводить изложения (подробные и сжатые) по плану, составленному самостоятельно;

-писать сочинения: по картинке, о случае из своей жизни, об экскурсиях, наблюдениях и т.п. (с элементами описания и рассуждения).

Развить навыки:

Самостоятельного конструирования словосочетаний, предложений, текстов;

– уметь говорить и читать с правильной интонацией.(таблица1)

Развитие речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития

виды упражнений по развитию связной речи:

– развернутые ответы на вопросы;

– записи по наблюдениям;

– устные рассказы учащихся по заданной теме, по картинке, по наблюдениям, по данному началу или концу и т.п.;

– письменные изложения образцовых текстов;

– перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказы и изложения и пр.) как устно, так и письменно;

– письменные сочинения разнообразных типов;

– статьи в газеты, отзывы о прочитанных книгах, спектаклях, кинофильмах, т.е., в сущности, сочинения особых жанров;

– письма;

– деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и т.п.

– в 3 классе подробное и сжатое изложение текста из 70-90 слов по плану, составленному самостоятельно, а также изложение прочитанного с изменением формы;

–От письменного пересказа простых по сюжету рассказов дети постепенно переходят к сжатым изложениям, к изложениям с изменением лица рассказчика или плана, с творческими и грамматическими заданиями.

Требования к текстам:

1) следует брать высокоидейные тексты, картины родной природы, достижения науки, техники, культуры. Темы должны быть ценными как в воспитательном, так и в образовательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение.

2) тексты должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них трудными словами и оборотами речи, образами, требующими сложного и длительного разъяснения. Во всех случаях нужно хорошо понять содержание, идейный смысл, образы и язык передаваемого текста.

3) текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц (если текст сюжетный). Надо учитывать грамматические умения учащихся.

3. СОДЕРЖАНИЕ:

Разделы

Количество часов

.Повторение признаков текста. Тема и основная мысль текста

2

Выделение из общей работы с текстом ведущих умений

4

Отработка умений, связанных с построением текста

7

Знакомство со с труктурой повествовательного текста

8

Ознакомление с текстом типа описания

7

Ознакомление с текстом типа рассуждение

6







4.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ -34ч.


Этап системы

урока

Дата

Тема урока

Основные виды учебной деятельности учащихся

1.Повторение признаков текста. Тема и основная мысль текста

1

5.09

Подробное изложение текста по вопросам. ( Части текста напечатаны на отдельных полосках бумаги)

Знания о признаках текста ( теме, основной мысли, последовательности частей, заголовке). Умение устанавливать последовательность частей в тексте.




2

12.09

Редактирование текста изложения

Умение находить и исправлять ошибки в тексте. Умение выделять части в тексте

2.Выделение из общей работы с текстом ведущих умений

3-4

19.09

Подробное изложение текста. (Текст дается без заголовка)

Умение озаглавить текст. Умение использовать в изложении языковые средства выразительности для передачи авторского отношения

5-6

26.09

Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья»

Умение проводить наблюдения по заданной теме. Умение выразительно описывать свои наблюдения

3.Отработка умений, связанных с построением текста



7

3.10

Подробное изложение по коллективно составленному плану

Умение определять главную мысль текста. Умение отражать главную мысль в заголовке. Умение делить текст на части и составлять план

8

10.10

Редактирование текста изложения

Умение отражать главную мысль в заголовке текста. Умение полно раскрывать микротему текста. Умение исправлять ошибки на пропуск существенного

9-10

17.10

Сочинение с заданной структурой текста «Поездка в Петербург»

Умение определять тему частей в тексте. Умение строить части текста. Умение раскрывать главную мысль в своем тексте

11

24.10

Редактирование текста сочинения

Умение раскрывать тему и главную мысль в своем тексте. Умение строить части текста

12

14.11

Сочинение по серии картинок «Лиса и вороны»

Умение определять и раскрывать основную мысль в сочинении. Умение связывать части и предложения в тексте

13

21.11

Сочинение по картине «На горке»

Умение рассматривать картину и передавать ее содержание. Умение составлять план сочинения

4.Знакомство со с труктурой повествовательного текста

14

18.11

Подробное изложение с творческими дополнениями

Ознакомление со структурой повествовательного текста. Умение составлять план текста. Умение точно употреблять слова в тексте

15

5.12

Подробное изложение по деформированному тексту

Умение определять последовательность частей в повествовательном тексте. Умение пользоваться средствами языковой выразительности

16-17

12.12

Сочинение по серии картинок Н.Радлова «Находчивые лягушата»

Умение создавать повествовательный текст. Умение использовать в своем тексте средства языковой выразительности, передающие состояние и чувства героев

18

19.12

Выборочное изложение (требуется передача одного эпизода)

Умение выбирать отрывок, соответствующий теме. Умение составлять вводную и заключительную части текста




19

16.12

Выборочное изложение (требуется отбор материала из разных частей текста)

Умение отбирать материал, соответствующий теме, из всего рассказа. Умение составлять план текста

20




Редактирование текста выборочного изложения

Умение перестраивать предложения исходного текста. Умение соотносить тему выборочного изложения с содержанием текста

21




Краткое изложение

Умение определять тему и основную мысль текста. Умение сокращать текст

5.Ознакомление с текстом типа описания



22




Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Снег теперь уже не тот»

Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения. Умение определять и раскрывать тему в сочинении. Умение использовать антонимы в описании

23




Редактирование текста сочинения

Умение дополнять написанное. Умение подбирать слова для точной передачи наблюдений

24




Сочинение с элементами описания по картине «Прилет птиц»

Умение последовательно и связно описывать содержание картины. Умение раскрывать тему и основную мысль в тексте

25




Редактирование текста сочинения по картине

Умение раскрывать тему и основную мысль в описании картины. Умение связывать предложения и части текста

26




Сочинение-описание премета «Моя любимая игрушка»

Ознакомление с особенностями описательного текста. Умение использовать прилагательные в описательном тексте

27-28




Сочинение-описание игрушки в деловом стиле

Умение различать деловой и художественный стили речи. Умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем речи

6.Ознакомление с текстом типа рассуждение


29




Изложение текста типа рассуждение

Ознакомление с рассуждением, его структурой. Умение отличать рассуждение от других типов речи

30-31




Сочинение с элементами рассуждения «Мое любимое занятие»

Умение распознавать типы речи. Умение использовать элементы рассуждения в тексте сочинения

32




Сочинение «Письмо другу»

Знакомство с жанром письма. Умение писать письма

33




Итоговое изложение

Умение подготовиться к изложению. Умение проверить свою работу

34




Сочинение на свободную тему

Умение писать сочинения


5.ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.

Преобладающие формы текущего контроля: изложения

Итоговая аттестация проводится в виде итогового изложения и сочинения в конце учебного года.

6.НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ




Объем текста

Коэффициент раскрытия темы

Общее количество ошибок

Высокий

115 - 149

0,9 – 1

0 - 2

Средний

90 - 110

0,7 – 0,89

3 – 10

Низкий

70 - 85

0,3 – 0,69

13 - 21


7.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

-Г.С.Щеглова, научный редактор:член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Т.Г.Рамзаева. «Уроки развития связной речи в начальной школе», Санкт-Петербург.Специальная литература. 1999г.

-учебник « Русский язык» для 3 класса: в 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: «Просвещение», 2012.

-программа учебного курса «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2011г.

8. ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1 – Методы и приемы развития речи младших школьников

Группа методов

Приемы

Формируемые умения:

Имитативные

– анализ образцовых текстов,

– синтез собственных языковых конструкций,

– поисковая деятельность,

– обобщение,

– творческие работы,

–все виды пересказа

– связанные с пониманием, раскрытием темы сочинения;

– подчинить свое сочинение определенному замыслу

– собирать, накапливать материал

– в языковой подготовке текстов

– составлять текст

–совершенствовать написанное.

коммуникативные

-создание речевых ситуаций,

-ролевые игры,

-словесное рисование,

-ведение дневников,

-создание сюжетов по воображению,

-творческие попытки в различных литературных жанрах.

конструирования текста

– словарная работа

– работа над словосочетанием

– работа над предложением

– логическая работа

– упражнения, опирающиеся на теорию текста




Таблица 2 – Классификация сочинений по критериям

Критерии

Группы сочинений

Темы примерные

Источникам материала

– о пережитом, виденном, слышанном самими учащимися;

– на книжном материале, по картинам, рассказам учителя;

– материал разных источников;

По живым наблюдениям:

В лесу (разные времена года); Наша березовая роща в сентябре; Вечер на лесной поляне; Майский букет; Первый снег.

Из опыта детей:

Мы в походе; Рассказ моего дедушки.

По картинам художников:

Ф. Решетников «Опять двойка»; А. Пластов «Первый снег»; И. Левитан «Март» и т.д.

Фантастика, приключения:

Новые приключения в Изумрудном городе и т.д.

Темы-рассуждения:

Кем я буду и почему?

Кто же сильнее и смелее: заяц или орел?

Почему нельзя разорять птичьих гнезд?

Степени самостоятельности

– коллективно подготовленные на общую тему;

– индивидуальные

Жанрам

– повествование;

– описание;

– рассуждение

Языковым особенностям (по стилю)

– художественные (эмоционально-образные);

– научные (деловые)

По тематическим группам

– природа нашей Родины;

– труд взрослых и детей;

– о прошлом и настоящем;

– школа, семья, друзья

На основе личного опыта




Сочинения по картинам




На основе прочитанного




Таблица 3 Количество и характер допущенных ошибок.



Объем

текста

Коэффи

циент

раскры

тия темы

Распрастра

ненность

предложе

ний

Ошибки

Связь

между

предло

жениями

Последо

вательность

текста

Связь

между

словами

Употре

бление

слов

Граммати

ческие

Пункта

ци

онные

Замена

значе

ния

Недопись

слов

2

79

0,7

6 N

1

2

1

1

3

2

1

-


Таблица 4 - Уровни развития письменной связной речи.




Объем текста

Коэффициент раскрытия темы

Общее количество ошибок

Высокий

115 - 149

0,9 – 1

0 - 2

Средний

90 - 110

0,7 – 0,89

3 – 10

Низкий

70 - 85

0,3 – 0,69

13 - 21


Таблица 5 - Упражнения по развитию письменной связной речи.



Вид упражнения

Источник

Частота применения

1

Работа над каллиграфическим навыком

Доп.материал

ежедневно

2

Словарная работа

Учебник

Ежедневно

3

Работа с пословицами, загадками и скороговорками

Учебник + доп. материал

Ежедневно

4

Составление слов, предложений

Учебник

ежедневно

5

Полные ответы

Учебник

ежедневно

6

Фонетический диктант

Доп.материал

1 раз/нед

7

Заучивание наизусть

Учебник

1раз/мес

8

Редактирование предложений

Учебник

ежедневно

9

Списывание

Учебник + доп.материал

ежедневно

10

Озаглавливание текстов

Учебник + доп.материал

2 раза/мес

11

Игры

Доп.материал

2 раза/мес

12

Изложения

Учебник

1 раз/мес

13

Сочинения

Учебник + доп.материал

1 раз/мес

14

Пересказ (уст.)

Учебник + доп.материал

1 раз/нед

15

Словарный диктант

Доп.материал

2 раза/мес

16

Анализ прочитанного

Доп. Материал

1 раз/нед

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Развитие связной речи в начальной школе» iconЛекция 10. Теория и методика обучения связной речи
Предмет развития речи иногда неправомерно расширяют, включая в эту область методики формирование навыков правописания. Развитие речи...

Рабочая программа по курсу «Развитие связной речи в начальной школе» iconПояснительная записка по курсу технология
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе ( 2009 г.); примерной...

Рабочая программа по курсу «Развитие связной речи в начальной школе» iconСеминар «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно

Рабочая программа по курсу «Развитие связной речи в начальной школе» iconРабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группы...
Учреждение детский сад №97 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей калининского...

Рабочая программа по курсу «Развитие связной речи в начальной школе» iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Дисциплина «Русский язык и культура речи» ставит своей целью формирование и развитие коммуникативной компетенции специалиста технического...

Рабочая программа по курсу «Развитие связной речи в начальной школе» iconРабочая программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической,...

Рабочая программа по курсу «Развитие связной речи в начальной школе» icon«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном...

Рабочая программа по курсу «Развитие связной речи в начальной школе» iconПрограмма лояльности: Возможности программы «Связной Клуб»
Программа «Связной-Клуб» бонусная программа, дающая возможность покупателям накапливать плюсы за повседневные покупки, приобретать...

Рабочая программа по курсу «Развитие связной речи в начальной школе» iconРабочая программа коррекционной образовательной деятельности является...
Рабочая программа предназначена для детей 5- 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи...

Рабочая программа по курсу «Развитие связной речи в начальной школе» iconУроков в начальной и средней школе. Цель конкурса
Настоящее положение определяет условия и порядок проведения конкурс олимпийских уроков в начальной и средней школе

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск