Республике Бурятия Министерство образования и науки Республики Бурятия Бурятский государственный университет


НазваниеРеспублике Бурятия Министерство образования и науки Республики Бурятия Бурятский государственный университет
страница1/7
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Бурятия

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Бурятский государственный университет

Лаборатория инновационных технологий в области защиты детства

Социально-психологические особенности детей, оказавшихся

в трудной жизненной ситуации

Бэлиг

2015 год


Методические рекомендации подготовлены под руководством Уполномоченного по правам ребенка в Республике Бурятия Т.Е. Вежевич, доктора педагогических наук


Авторы:
Очирова Л. И. к. псх., н., доцент каф. общей и социальной психологии БГУ

Тудупова Т. Ц., к. псх. н., доцент каф. общей и социальной психологии БГУ

Дарижапова М.Н., к. псх. н., ст. преп. каф. общей и социальной психологии БГУ

Парфентьева Т.А., зав. клиникой дружественной к молодежи при городской больнице № 4

Каратаева Г.Н. мед. психолог ГБУЗ "Республиканского центра профилактики и борьбы со СПИД"

Базарова Д.Р., к. псх. н., старш. препод. каф. общей и социальной психологии БГУ


Методические рекомендации разработаны для работников государственных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, педагогических работников, психологов, специалистов органов опеки и попечительства, служб сопровождения семьи и детей. Пособие позволит ознакомиться с социально - психологическими характеристиками детей разных категорий, грамотно выстроить взаимодействие и эффективное общение с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им эффективной помощи.

Защита детей - один из значимых приоритетов государства, ответственность и забота всего общества. Работа уполномоченного по правам ребёнка имеет особый, самый высокий статус.
Президент Российской Федерации

В. В. Путин
dsc04651
Семейный кодекс РФ гласит: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства».

Современное семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Институт уполномоченных по правам ребенка призван не только обеспечивать контроль за реализацией прав и законных интересов детей, но и стать координатором, инициатором, разработчиком мер, направленных на защиту детей разных категорий, в первую очередь несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Реализация поставленных задач усложняется, а где-то и сдерживается ситуацией, сложившейся в сфере семейного пространства.

Эксперты отмечают сокращение числа детей в возрасте до 17 лет при общем увеличении рождаемости (сократилось за 10 лет с 31,6 миллиона в 2002 году до 25 миллионов в 2011 году).

Для многодетных и неполных семей характерны максимальные риски бедности. Высокий уровень социального неблагополучия.

Недопустимо широко распространены жестокое обращение с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями. Чаще такая угроза исходит из семьи, от близких родственников несовершеннолетних.

Серьезным фактором, повлиявшим на положение детей в российском обществе является падение роли семьи в воспитании детей. В современных социально-экономических условиях семья в целом продолжает оставаться одним из главных институтов общества и одновременно одной из важнейших ценностей общества. Но сегодня пугает количество разводов. Семьи распадаются, дети становятся средством мести, их делят, лишают общения, воруют или оставляют без должного внимания.

Как основополагающий институт в системе общественных отношений, семья особенно чувствительна к изменениям социально-экономического положения общества, поскольку их результаты напрямую отражаются на уровне жизни и стабильности. В связи с экономической ситуацией в стране, часть семей попали в социально опасное положение.

В условиях кризиса, повлекшего за собой расслоение российского общества, большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую, негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Необходимо отметить, что низкие доходы чаще всего не позволяют детям из малообеспеченных семей развивать и реализовать свои способности, повышать культурный уровень, обогащаться духовно. Театры, музеи, стадионы становятся недоступными для многих детей, самыми популярными становятся средства массовой информации, в первую очередь телевидение, которое, к сожалению, оказывает далеко не лучшее влияние на формирование личности ребенка.

Особую тревогу в российском обществе вызывают неблагополучные семьи, число которых, к сожалению, не уменьшается. Антиобщественное поведение родителей пагубно влияет на физическое и нравственно-психологическое развитие несовершеннолетних, порождает обстановку нравственной безответственности, служит основной причиной их алкоголизации, аморального и противоправного поведения.

Криминальная среда, наркомания, пьянство в семьях лишают ребенка не только духовных ценностей, но и порождает такие формы жестокого обращения с несовершеннолетними, как торговля детьми, вовлечение их в попрошайничество и нищенство, сексуальная и экономическая эксплуатация, лишение жилья, средств к существованию и другие формы пренебрежения их нуждами и интересами. Появилась новая значительная категория детей - изгоев, безнадзорных и беспризорных, социальных сирот.

Появление новых категорий детей (социальные сироты, дети – жертвы насилия, дети – мигранты, дети, склонные к суицидам и т.д.) требует новых подходов к работе с данными категориями несовершеннолетних всех служб, занимающихся проблемами детства.

В течение нескольких лет под руководством Уполномоченного идет работа по созданию межведомственного банка данных детей разных категорий. Требуется системная межведомственная работа по выявлению таких детей, оказанию им и их законным представителям всесторонней специализированной помощи. Общая база позволит перейти от категорийной работы к адресной работе с детьми и семьями.

По поручению П.А. Астахова в Бурятии создана Лаборатория инновационных технологий в области защиты детства, целью которой является разработка инновационных воспитательных технологий, проведения научных исследований по актуальным проблемам детства. Деятельность лаборатории направлена на разработку и отслеживание результатов реализации программ и проектов в области защиты детства, а также других исследований научно-прикладного характера.

В настоящее время Лаборатория выполнила первое техническое задание Уполномоченного – разработаны социально - психологические характеристики на основные категории детей: дети – жертвы насилия, дети – беженцы, дети – инвалиды и т.д. Ценность выполненной работы заключается в разработке рекомендаций специалистам по работе с различными категориями детей. Характеристики будут введены в электронный межведомственный банк данных.

Благодарю авторский коллектив за выполненную научную работу, Министерство образования и науки РБ за поддержку в издании пособия.

С уважением,

Уполномоченный по правам ребенка в
Республике Бурятия, доктор педагогических наук Т. Вежевич


  1. Дети, пострадавшие от насилия.


Насилие – умышленное применение человеком, группой различных форм принуждения в отношении к конкретному лицу, группе с целью достижения каких – либо целей (ущемление конституционных прав и свобод как гражданина, нанесение ущерба или угроза физическому, психическому состоянию).

Насилие – это крайняя форма человеческого поведения. Это такое отношение, обращение одного человека с другим, которое нарушает право другого быть личностью.

Ученые определили, что причиной плохого обращения являются личные качества родителей. В семьях таких родителей обострены социальные проблемы, чаще это неполная семья, родители – алкоголики, наркоманы, религиозные фанатики, несовершеннолетние до 17 лет, беженцы или безработные, с физическими недостатками (глухие, слепые), умственно отсталые или с психическими заболеваниями.

Наиболее часто жертвами насилия, как со стороны взрослых, так и сверстников становятся:

- дети, воспитывающиеся в условиях жестокого обращения в семье, которые враждебно воспринимают мир, готовы быть жертвами насилия со стороны сильных и сами проявлять его в отношении слабых;

- дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности и эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла, а также имеющие отставание в психофизическом развитии, легко внушаемые, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию;

- дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нечеткими внутренними границами личности, делающими их неспособными сопротивляться насилию, боязливые, тревожные;

- дети с нервно-психическими расстройствами (олигофрения, расстройства личности – психопатии, последствия органического поражения головного мозга и пр.);

- малолетние дети в силу своей беспомощности;

- недоношенные или с малым весом при рождении (так как они обычно более раздражительны, больше плачут и доставляют больше проблем родителям).

Насилие, совершенное по отношению к ребенку, является одной из самых тяжелых психологических травм. Дети, ставшие жертвами насилия, по сравнению с детьми, пережившими травмирующее событие ненасильственной природы, демонстрируют более интенсивные посттравматические реакции.

У детей, переживших насилие, развивается полная картина посттравматического стресса, причем он более интенсивен, чем у детей, переживших другой травматический опыт. Центральное место в протекании посттравматического стресса у детей - жертв насилия занимает критерий упорное избегание стимулов, связанных с травмой; и скованность общего реагирования. Такие дети избегают любого напоминания о насилии: мыслей; разговоров, мест или людей, которые могут напомнить, ребенку о произошедшем. В результате, они не всегда могут вспомнить детали случившегося с ними, а иногда эпизоды, связанные с насилием, амнезируются на много лет.

Избегание любых напоминаний о пережитом, у детей - жертв насилия связано с повышенной тревожностью, особенно в ситуациях, связанных с размышлениями о себе, своем будущем и результатах своей деятельности. Дети, пережившие насилие, считают себя испорченными, порочными, оскверненными. Для них характерно ощущение укороченного будущего.

Насилие приводит также к росту у ребенка тревожности в сфере взаимоотношений с другими людьми (социальной тревожности). Это связано с тем, что насилие является антропогенной травмой - травмой, связанной с общением. Ребенок, переживший насилие, с одной стороны, теряет четкие представления о дозволенном и недозволенном в общении между людьми, с другой стороны, опираясь на свой негативный жизненный опыт, он либо ожидает нападения от других людей, либо сам становится на позицию агрессора. Кроме того, виновным в случившемся является человек, и, зачастую, это - родитель или другой близкий ребенку человек. Ребенок, переживший насилие, недоверчив и осторожен по отношению к людям, полагая, что окружающие намерены причинить ему вред. У детей-жертв насилия снижена мотивация на общение со сверстниками. В обществе других детей они часто чувствуют себя «чужими» и одинокими.

Переживание насилия приводит к крушению привычного образа мира у ребенка. Он больше не может чувствовать себя в безопасности в стенах своего собственного дома, он чувствует себя преданным самыми близкими людьми. В восприятии ребенка разрушается граница между добром и злом, допустимым и недопустимым. Ребенок пытается избавиться от воспоминаний о произошедшем, как бы «вычеркнуть» насилие из своей жизни, что сопровождается признаками повышенной возбудимости и нарушениями в значимых сферах деятельности. Все это не позволяет ребенку верить в себя и в свои силы. В результате самооценка ребенка снижается.

Насилие, перенесенное ребенком, влияет на восприятие жертвой своего тела, поскольку в сексуальном и физическом насилии воздействие агрессора на тело жертвы играет важное значение. Поэтому для детей, переживших насилие характерно непринятие, отвержение собственного тела, которое часто кажется им виновным в произошедшем.

Такие дети склонны возлагать на себя вину за то, что случилось с ними. Чувство собственной виновности, порочности мешает ребенку устанавливать доверительные отношения с другими людьми, препятствует его успешности в учебе и других видах деятельности.

Став более реактивным, раздражительным, возбудимым после травмы, ребенок, переживший насилие, не может контролировать свои аффективные вспышки, B результате чего он не может прогнозировать собственное поведение и не уверен в себе.

Дети, пережившие насилие, более склонны к агрессии, которая окольным путем направлена на другое лицо, а также к агрессии, которая ни на кого не направлена - взрывам ярости, проявляющимся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.п., характеризующийся ненаправленностью и неупорядоченностью.

Ребенок часто произвольно старается избавиться от вторгающихся мыслей, снов и других напоминаний о произошедшем насилии. С одной стороны, эта неспособность может восприниматься ребенком как собственная интеллектуальная несостоятельность. С другой - мысли ребенка постоянно заняты воспоминаниями о травматическом опыте, ему становится трудно сосредоточиться, что приводит к снижению школьной успеваемости.

Отражение происходящего с ребенком-жертвой насилия можно найти в рисунках таких детей: их рисунки; могут быть сексуализированными или включают сцены агрессии или насилия; Также чаще других детей, жертвы насилия отказываются от рисования семьи. Такие рисунки должны стать, сигналом для специалистов и говорить о необходимости проведения дополнительной диагностики ребенка по поводу вероятности свершаемого над ним насилия.

Таким образом, насилие, совершенное над ребенком, является одной из самых тяжелых психологических травм, его последствия; затрагивают все сферы личности ребенка. Дети, пережившие насилие, остро нуждаются в своевременной и адекватной психологической помощи.
Методические рекомендации по работе с детьми, пострадавшими от насилия.
Оказание практической помощи детям и родителям должно проводиться в следующих основных направлениях:

- психокоррекционная работа с детьми;

- проведение совместных детско-родительских занятий;

- пролонгированная работа с детьми и родителями;

- проведение обучающих программ для родителей;

- осуществление специальной подготовки медицинских работников, работников правоохранительной сферы, социальных работников, педагогов и психологов по проблеме насилия над детьми;

- разработка адекватных мер воздействия к подросткам с отклоняющимися формами поведения и совершившим противоправные действия.

Цель психологической помощи жертве насилия состоит в уменьшении отрицательного влияния пережитой им травмы на его дальнейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении, облегчение реабилитации в обществе.

Исходя из этих целей, психолог решает следующие тактические задачи:

  • Оценивает уровень психического здоровья жертвы насилия и определяет показания к другим видам помощи;

  • Изучает индивидуально-психологические особенности ребенка с целью более адекватного их использования для решения возникших проблем;

  • Мобилизует скрытые психологические ресурсы ребенка, обеспечивающие самостоятельное решение проблем;

  • Осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социальной дезадаптации;

  • Выявляет основные направления дальнейшего развития личности;

  • Привлекает других членов семьи, родственников, сверстников, доверенных и референтных лиц к оказанию психологической поддержки пострадавшему ребенку.


Психодиагностическая работа. Проводя психодиагностику, психолог выбирает методы исследования в зависимости от конкретной ситуации, особенностей ребенка, вида насилия и т.д. Наиболее информативными являются следующие методики:

  1. Психодиагностический опросник А.Е. Личко для определения типа акцентуаций характера и наличия психопатических проявлений;

  2. Цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния жертвы, ее потребностей, страхов, уровня стресса и других индивидуальных характеристик;

  3. Шкала уровня субъективного контроля Д. Роттера для исследования типа поведения и характера локализации ответственности;

  4. рисуночные тесты «Дом-дерево-человек», «Кинетический рисунок семьи», «Несуществующее животное», методика неоконченных предложений для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и эго-состояний жертвы насилия.


Существуют индикаторы физического насилия над ребенком. Проблема физического насилия по отношению к детям со стороны родителей достаточно редко является непосредственной причиной обращений к каким-либо специалистам. Чаще насилие обнаруживается в процессе работы с другими проблемами: нарушениями поведения, школьной дезадаптации, конфликтами в семье и др. инициаторами обращения в таких случаях обычно выступают, сами дети редко обращаются за помощью. Общими особенностями физического насилия являются следующие особенности родителей:

  • Неспособность родителей справиться с ситуацией;

  • Отсутствие критики к собственным действиям;

  • Повышенная ориентировка на нормативность без попытки понять, что происходит с ребенком.

При выявлении физического насилия по отношению к ребенку помощь ведется в трех направлениях:

  • Медицинская – заживление травм;

  • Психотерапевтическая – и для жертвы, и для насильника;

  • Социальная – разделение насильника и жертвы (хотя бы временно).

При всех случаях выявления физического насилия одной из важнейших задач является диагностика случая и оценка необходимой степени интервенции (психологическое вмешательство в так называемое личностное пространство человека, цель которого – стимулирование определенных положительных изменений). Очень важен при этом возраст детей: чем меньше ребенок, тем больше он нуждается в защите. В качестве медицинских маркеров физического насилия над ребенком выделяют различные виды травм и повреждений (раны, синяки, ушибы, ожоги, сотрясение мозга и т.д.):

  • В разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);

  • Разные по времени возникновения;

  • Непонятного происхождения;

  • Имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

  • Нарушения в органах чувств, задержка развития, малоподвижность.

Яркими поведенческими и психологическими индикаторами физического насилия над ребенком являются следующие особенности в поведении детей:

  • Малоподвижность, пассивность, слабая эмоциональная реакция (может проявляться, начиная с 6 месяцев);

  • Негативная ориентация на группу детей (настороженность и агрессия на любые изменения в группе);

  • Стеснительность, избегание контактов со сверстниками;

  • Поведение «маленького старичка»;

  • Предпочтение игр только с маленькими детьми, а не с ровесниками;

  • Агрессия, тревожность в отношениях с другими людьми;

  • Страх взрослых, страх физического контакта;

  • Боязнь идти домой;

  • Повышенная тревога, когда плачут другие дети;

  • Тики, сосание пальцев, раскачивание и др.

В подростковом возрасте поведенческими и психологическими индикаторами физического насилия над ребенком является весь спектр девиантного поведения.

Индикаторы сексуального насилия над ребенком требуют объединенной работы ряда специалистов. Отрицание и недоверие – это нередкие реакции на заявление о сексуальном насилии даже среди профессионалов, психологов, врачей или юристов. Острое понимание проблемы, большая настороженность и готовность рассматривать сексуальное насилие над детьми, как возможность – таковы первые шаги к распознаванию и оказанию помощи потенциальным жертвам. Сексуальное насилие над ребенком, обычно не приводит к физическому повреждению. Это является одной из причин того, что данный тип злоупотребления часто остается необнаруженным. Медицинские индикаторы сексуального злоупотребления включают:

  • Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; кроме того, отказ от еды (анорексия); переедание (булимия);

  • Анальные симптомы: повреждения прямой кишки; покраснение ануса; варикозные изменения; ослабление сфинктера; запоры;

  • Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы; расширение влагалища; свежие повреждения (раны, ссадины); сопутствующие инфекции.

Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

  • Наличие ушибов, покраснения, разрывов или потертостей и ссадин в генитальной или анальной областях;

  • Наличие гематом и укусов на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

  • Наличие передающейся половым путем болезни;

  • Необъяснимое вагинальное или ректальное кровотечение;

  • Уретральное воспаление, воспаление паховых лимфатических желез и подобные типы воспаления или заразные болезни в пределах генитальной области;

  • Наличие боли при уринации, опухоли или выделений, относящихся к половому члену у мальчиков;

  • Беременность, особенно у младших подростков.

Присутствие любого из вышеупомянутых симптомов не является само по себе указанием на сексуальное насилие. Сексуальное злоупотребление часто ведет к тонким поведенческим изменениям у пострадавшего ребенка, порой малозаметным, в отличие от относительно различимых медицинских показателей. Реакция детей, подвергшихся сексуальному насилию, зависит в большей мере от их возраста, уровня развития, характера злоупотребления, их отношения к обидчику и других факторов. Поведенческие изменения для распознавания сексуального насилия:

  • Наблюдение, сообщения от других людей, регрессивное поведение, особенно у маленьких детей;

  • Побег из дома – наиболее частая и понятная реакция в случаях инцеста;

  • Несоответствующее возрастное поведение: присутствует несоответствующее их возрасту понимание половых актов;

  • Внезапное появление проблем, связанных с сексом: необычная сексуальная активность; сексуальное использование младших детей; чрезмерная мастурбация или мастурбация в общественном месте, несоответствующие возрасту сексуальные игры, промискуитет или чрезмерно соблазняющее поведение со взрослыми противоположного пола; проституция.

  • Злоупотребление алкоголем или наркотиками для подъема настроения;

  • Фобии и страхи: боязнь раздеваться; боязнь темноты; боязнь незнакомых, особенно мужчин; страх особых ситуаций или действий (например, ребенок необъяснимо боится выходить их дома или не хочет оставаться дома вечером с приходящей няней, боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком);

  • Изменения в эмоциональном состоянии и общении: замкнутость, изоляция, уход в себя; депрессия, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности; истерическое поведение, враждебность, агрессия, быстрая потеря самоконтроля; трудности в общении со сверстниками, избегание общения с прежними друзьями; отчуждение от братьев и сестер; терроризирование младших детей и сверстников; жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей); амбивалентные чувства ко взрослым (начиная с младшего школьного возраста);

  • Глубокие и быстрые личностные изменения: неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение; принятие на себя родительской роли в семье; отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей, вплоть до ухода из дома; суицидальные попытки или мысли;

  • Проблемы с обучением: резкое изменение успеваемости.

У ребенка может проявляться самоповреждающее поведение, в основе которого могут быть следующие когнитивные искажения:

  • Потребность в самонаказании, снятии чувства вины: «Я плохой»;

  • Способ удостовериться, что «живой»;

  • Способ привлечения внимания к своей беде.

Существует ряд косвенных признаков, позволяющих предположить, что над ребенком совершено сексуальное насилие. Эти признаки могут проявляться в детских рисунках. Детали рисунка, которые могут быть признаками совершения над ребенком сексуального насилия:

  • Обнаженный человек;

  • Путаница в изображении пола или рисунок ребенка другого пола;

  • Преувеличение отдельных частей тела, например рта, в ситуации, где имел место оральный секс;

  • Пропущенные части тела;

  • Трудности в изображении фигуры человека (ребенок может нарисовать животное вместо человека).


Программа обследования ребенка, подвергшегося сексуальному насилию

Беседуя с ребенком, важно учитывать следующее.

  1. Прежде всего, важно оценить собственное отношение к данной проблеме, к насилию, и к сексуальному насилию в частности. Взрослый, у которого есть собственные проблемы, связанные с сексуальной жизнью, может столкнуться со значительными трудностями в беседе с ребенком, он с трудом вызовет его доверие и в итоге вряд ли сможет ему помочь. Следовательно, необходимо оценить, имеют ли место какие-либо аспекты феномена переноса.

  2. необходимо обратить внимание на речь ребенка. Часто язык, которым жертва насилия описывает происшедшее, шокирует взрослых, выходит за рамки приличий. Если специалист желает достигнуть поставленной цели, он должен принять язык ребенка и в разговоре с ним использовать те же слова и названия, которые использует сам ребенок. НЕЛЬЗЯ давать две противоречивые инструкции одновременно: говори обо всем, что случилось; не говори неприличных слов.

  3. Необходимо собрать информацию о ребенке, его семье, интересах, ситуациях насилия. Во время беседы с ребенком следует использовать только те сведения, которые сообщает сам ребенок, ни в коем случае не оказывая на него давление намеками на то, что специалист «все знает и так».

  4. Утверждения, вопросы, вербальные и невербальные реакции взрослого должны быть лишены всякого оценочного отношения.

  5. Специалист, который намеревается проводить беседу с жертвой сексуального насилия, должен быть готов затратить на это столько времени, сколько потребуется, иногда это может происходить в течение нескольких часов.

  6. Ребенок, как правило, ничего не сообщит о насилии, если беседа с ним будет проходить там, где насилие было совершено. Место, где проводится беседа, должно быть удобным для длительной работы, приятным и комфортным для ребенка.

  7. Речь взрослого, тон его голоса не должен быть интимным, а скорее деловым и легким. Также не следует навязывать ребенку усиленный и непрерывный контакт глазами – это может его напугать. Кроме того, важно чутко откликаться на приемлемую для ребенка дистанцию между взрослым и ребенком.

  8. Необходимо избегать прикосновений и таких форм телесного контакта, как поглаживание руки, трепание по волосам, прижимание к себе, которые дают хороший эффект при установлении контакта в обследованиях по другим поводам. В данном случае это может напугать ребенка.

  9. Во время рассказа ребенка нельзя перебивать, корректировать его высказывания, задавать вопросы, которые предполагают вполне определенные ответы.

  10. Нельзя давать обещаний и говорить ребенку «Все будет хорошо», поскольку воспоминания о насилии и, возможно, судебное разбирательство, вряд ли будут приятны ребенку.

  11. В отдельных случаях необходимо заранее определить, кто будет беседовать с ребенком: мужчина или женщина, это зависит от того, кто был насильником. Если специалист чем-то напоминает насильника, это может значительно осложнить беседу. Цель беседы заключается в том, чтобы ребенок как можно больше сообщил о факте сексуального насилия, стараясь при этом как можно меньше его травмировать. Трудность состоит в том, что дети не хотят об этом говорить. Но если, желая получить как можно больше информации, специалист будет оказывать на него давление, беседа может травмировать ребенка. Поэтому очень важно установление успешного контакта с ребенком.

После выявления случая насилия над ребенком и диагностики проводится психологическое консультирование. Показания к психологическому консультированию являются: самостоятельное обращение ребенка или подростка; их направление родителями, опекунами, педагогами или представителями других организаций; приглашение пострадавшего самим психологом.

Первый вариант является наиболее предпочтительным в связи с наличием осознаваемой проблемы и мотивации. В других случаях требуется дополнительная предварительная работа по снятию тревоги, беспокойства, страха и связанных с ними психологических защит.

Основным методом психологического консультирования является интервью. С помощью специальных вопросов и заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности личности жертвы насилия, психолог продвигается во взаимодействии с клиентом от достижения принятия личности консультанта и ситуации интервью к сбору информации о возможных альтернативных путях и способах решения проблемы.

Во время интервью психолог может использовать методы, содействующие активности, смене чувств и переживаний, демонстрирующие жертве насилия безусловное принятие ее личности, безоценочное отношение. Эти результаты достигаются через различные варианты слушания клиента (Т. Гордон):

  • Пассивное слушание (тишина): мощное невербальное средство, позволяющее ребенку почувствовать внимание к его личности и проблемам;

  • Реакция подтверждения, признания услышанного: осуществляется с помощью вербальных реплик и невербальных приемов (кивание головой, наклон вперед, улыбка, нахмуривание бровей и др.);

  • «Открывание дверей»: специальные вопросы или замечания, позволяющие ребенку быть более открытым, поощряющие его высказывания;

  • Активное слушание: с помощью перефразирования услышанного психолог уточняет свои гипотезы и декодирует информацию клиента;

  • «Отражение чувств»: метод передачи сопереживания и понимания (К.Роджерс), при его использовании психолог становится своеобразным зеркалом чувств ребенка, помогает ему их осознать и вербализировать; тем самым он содействует их эмоциональному отреагированию;

  • Обучение сублимации: выражение чувств в безопасной, социально-приемлемой и потенциально-творческой форме;

  • Интерпретация: основа психологических методов воздействия, в результате которых ребенок или подросток получает новое видение ситуации на основе теории и личного опыта психолога. Человек открывает для себя альтернативное видение реальности, отличающееся от картины, которую он сам себе представлял;

  • Директива: психолог ясно показывает консультируемому, какое действие считает для него желанным, и предполагает, что ребенок выполнит его указания;

  • Самораскрытие: психолог делится личным опытом и переживаниями, показывает, что способен разделить нынешние чувства собеседника. Высказывания психолога построены на «Я-предложениях»;

  • Обратная связь: психолог дает возможность человеку понять, как (каким) его воспринимают со стороны, дает конкретные данные для позитивного или уравновешенного самовосприятия. Метод имеет особое значение для подростков в связи с наличием у них многочисленных проблем и комплексов, усугубляемых комплексом жертвы насилия;

  • Логическая последовательность: психолог объясняет ребенку последствия мышления и поведения: «Ели будешь…, то будет…». Метод дает возможность для рефлексии своих действий и переживаний, способствует развитию рефлексивного поведения и принятия самостоятельных решений;

  • Пересказ: повторение сущности ситуации клиента и его мыслей психологом, которое активизирует обсуждение проблемы и улучшает ее понимание обеими сторонами;

  • Резюме: используется в конце консультативной беседы для суммирования суждений клиента и выводов психолога. Метод способствует прояснению результатов беседы и помогает перенести их в реальную жизнь.

В работе с подростками, пострадавшими от насилия, целесообразно использовать «телефон доверия» как одну из наиболее адекватных форм психологической помощи. Она обеспечивает анонимность, искренность, снимает страх унижения и различных санкций, дает возможность подростку прервать контакт, если он нежелателен.

«Телефон доверия» предоставляет возможность использовать волонтеров-подростков, хорошо знающих подростковую субкультуру и специально подготовленных к этой работе. Роль таких консультантов состоит в помощи подростку в идентификации проблемы, вербализации негативных эмоций, определении источников угрозы, установлении здоровых сохранных сторон личности потерпевшего, выявление круга лиц, которые могли бы его поддержать в критической ситуации.

В психокоррекционной работе с данной категорией детей используется психотерапия.

Психотерапевтическая помощь строится с учетом следующих обстоятельств:

  1. Особенностей личности и психического состояния ребенка или подростка;

  2. Вида перенесенного насилия и способности ребенка осознать его сущность;

  3. Глубины и тяжести переживаний факта насилия;

  4. Психологических последствий:

  • Закрепления личностных форм реагирования на насилие и предрасположенности к виктимизации;

  • Формирования на основе неотреагированного психотравматического опыта устойчивых невротических состояний, депрессий, психосоматических заболеваний, нарушений социальной адаптации, сложностей вступления в брак и т.д.;

  • Отклоняющегося и делинквентного поведения.

Учитывая перечисленные выше обстоятельства, психотерапевтическую помощь можно проводить в следующих направлениях:

Ребенок и подросток – жертвы насилия (индивидуальная и групповая психотерапия);

Семья и близкое окружение жертвы насилия (семейная и групповая психотерапия);

Школьный коллектив и группа сверстников (групповая психотерапия);

Педколлективы, общественные организации, правоохранительные органы (психопрофилактика).

Индивидуальная психотерапия проводится с детьми и подростками, находящимися в кризисном состоянии. Ее основными задачами являются: преодоление отчужденности, нейтрализация аффективного состояния через создание атмосферы принятия, доверия, безопасности, а также путем привлечения ресурсных состояний через использование гипносуггестивных методов. На первом этапе могут применяться рациональная психотерапия, методы эриксоновского гипноза, гештальтерапия.

После установления доверия, воссоздания значительного личностного ресурса возможен переход к второму этапу. Его задача состоит в выявлении основного психологического конфликта и отреагировании травматических переживаний.

Отреагирование через осознание проблемы происходит у подростков с высоким уровнем самосознания и рефлексии. Для детей чаще используется психодраматическое проигрывание травматических ситуаций через арттерапию, телесно-ориентированные техники, игровую терапию.

После отреагирования травматического опыта или позитивной переориентации основной проблемы у клиента высвобождается достаточно сил, которые следует направить на поднятие самооценки, формирование доверия к себе, уверенности в своих силах и конструирование новых способов поведения и решения конфликтов, выработки активности в борьбе со злом.

Острое кризисное состояние может длиться от одного до двух месяцев. В этот период жертвы насилия особо нуждаются в психотерапевтической помощи. В групповых формах поддержка нужна в более поздние периоды.

На третьем этапе применяются терапия творческим самовыражением, сказкотерапия, ролевые игры, трансактный анализ и групповая психотерапия.

Групповая психотерапия детей и подростков показана в случаях, когда контакт установлен и пострадавший способен говорить о волнующих его темах. Это может произойти после индивидуальной психотерапии или «телефона доверия», когда снимается аффективная симптоматика.

Обычно группа формируется из подростков, имеющих аналогичные проблемы. Именно в такой группе они могут обрести понимание и сочувствие, ощутить себя в своей среде, рассказать о своих переживаниях, услышать опыт других, попробовать новые модели поведения, не боясь осуждения. В группе вырабатываются новые способы адаптации, саморегуляции и самоконтроля, появляются новые отношения. Группа оказывает психологическую поддержку и может дать толчок к изменению самооценки, повышению уверенности в себе.

Группа может быть постоянно действующей, открытой или закрытой. По содержанию это может быть:

  • Психодинамическая группа, целью которой является создание атмосферы поддержки и доверия, осознание и отреагирование собственных проблем, делающих подростков жертвами насилия; формирование новых способов поведения в ситуациях насилия; сопротивление злу; повышение самооценки и раскрытие творческого потенциала;

  • Группа ролевого тренинга, направленного на отработку ролевых ситуаций в общении со взрослыми и сверстниками, осознание своей роли (жертвы) с возможностями ее изменения

  • Группа тренинга общения, направленного на формирование конструктивного общения, партнерских способов решения жизненных ситуаций, способов социально-психологической адаптации в различных условиях;

  • Группа телесно-ориентированной терапии, имеющей целью снятие телесных зажимов и отреагирование травматического опыта через тело;

  • Группа терапии творческим самовыражением (рисунок, лепка, танец), направленной на раскрытие внутреннего потенциала и отреагирование травматического опыта через творчество;

  • Группы игровой психотерапии, в которых ребенок может разрешить свои сложные личностные проблемы и преодолеть аффективные состояния.

Семейная психотерапия показана в тех случаях, когда необходимо помочь семье справиться с кризисным состоянием, или при коррекции семейных отношений, если близкое окружение является источником насилия. Целью семейной психотерапии является помощь семье в осознании насильственных способов воздействия на ребенка и попытка формирования иных, более конструктивных способов взаимодействия. Необходимо научить родителей любить детей такими, какие они есть. В любом случае семейная терапия проводится с участием ребенка.

Психопрофилактикой насилия может служить работа психолога с родителями и педагогами по осознанию источников жестокости и жестокого обращения с детьми и подростками. Необходимо разъяснять их опасность и повышать ответственность за любого рода антигуманные и насильственные действия по отношению к растущей личности. Следует знакомить участников образовательного процесса с правами жертв насилия и способами предупреждения виктимного поведения.

Профилактическую задачу решает и специальная работа по коррекции агрессивного поведения детей и подростков, которые, как правило, сами являются жертвами насилия. Будучи жертвами насилия в каких-то сферах микросреды, они становятся насильниками в школе, участвуют в криминогенных группах, совершают насильственные и противоправные действия.

Важное место в профилактике насилия занимает деятельность по предупреждению ситуаций насилия. Следует обучать детей и подростков безопасному поведению, усиливать возможности их самозащиты, снимать комплексы неполноценности как основу виктимного поведения. В работе по психопрофилактике насилия над детьми, большая роль отводится работе с родителями. В рекомендациях по обеспечению безопасности детей, родителям необходимо предложить ряд правил поведения с детьми.

Будьте честны с вашими детьми. Говорите с ними честно, простыми и понятными им словами.

Попробуйте понять чувства ребенка как можно лучше. Поговорите с ним о своих и его чувствах.

Не позволяйте вашему гневу отражаться на отношениях с ребенком. Контролируйте свои чувства, свои реакции.

Родители, подумайте, какие отношения у Вас сейчас с вашим ребенком и какие бы отношения Вы хотели выстроить с ним:

  • Я плохой, ты хороший;

  • Я плохой, ты плохой;

  • Я хороший, ты плохой;

  • Я хороший, ты хороший.

Родители, обратите внимание на следующие моменты, когда Вы общаетесь с ребенком:

  • Как вы сидите или стоите;

  • Каково Ваше положение головы, рук;

  • Каковы Ваши жесты (есть ли в них угроза);

  • Каково Ваше дыхание;

  • Каков Ваш голос, темп речи и тембр;

  • Какова Ваша мимика – выражение лица.

Проанализировав эти данные, Вы сможете понять, что видит, слышит и чувствует ребенок, который вступает с Вами в контакт.

Поддерживать свой контакт с ребенком Вы можете через:

  • Вербальный (словесный) контакт – через подбадривание, похвалу, выражение поддержки, частое упоминание имени ребенка, выражение словами согласия и одобрения.

  • Невербальный (несловесный) контакт – через контакт глаз, выражение лица, позу тела, тон и громкость голоса, использование паузы. Выражение лица должно являть собой доброжелательное внимание. Выражение спокойствия и уверенности на лице родителей оказывает психологическое воздействие, приносит терапевтический эффект. Тон голоса должен быть доброжелательным, соответствовать тому, что говорится. Приглушенный голос в большей мере способствует возникновению у собеседника ощущения доверительности. Наличие пауз в беседе создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего.

В работе по рекомендациям родителям по предотвращению сексуальных посягательств на детей [36]можно использовать следующее:

Внушите ребенку, что вы должны знать, если вдруг кто-то из взрослых будет себя вести по отношению к нему не так, как это принято в семье (сделает что-то смущающее ребенка, будет прикасаться к нему, соблазнять сладостями, подарками, заманивать уйти с ним в уединенное место, предложит сфотографировать его голенького и т.д.). объясните ему, что для него нет ничего плохого в том, что он немедленно все расскажет родителям.

Внимательно относитесь к изменениям в поведении ребенка. Помните, что ребенок, ставший объектом сексуальных посягательств, боится, как правило, говорить об этом, но в его поведении появляется множество сигналов, например потеря аппетита, угнетенность, ночные кошмары, ночное недержание мочи, сосание пальцев, внезапные слезы, необычный интерес к вопросам секса, необычные и несвойственные ранее ребенку формы выражения любви и симпатий и др. Поэтому:

  • Стройте с ребенком как можно более доверительные отношения. Стремитесь к тому, чтобы вы были первым лицом, с которым ребенку захочется поделиться новостями;

  • Объясните ребенку, что общение с незнакомыми взрослыми может быть чревато опасностями, если этого взрослого ребенок узнает не через своих близких взрослых;

  • Объясните ребенку, что быть ребенком совсем не страшно, если не держать тайн от родителей и тех взрослых, кому ребенок может доверять.

По развитию у детей навыков самозащиты можно использовать игры-загадки с набором очков и формами поощрения детей, если они правильно решают поставленные задачи.

  • Что ты сделаешь, если на улице незнакомый человек предложит тебе покататься в очень красивой машине?

  • Что ты сделаешь, если незнакомый человек предложит тебе пойти с ним купить для тебя очень хорошую игрушку или скажет, что хочет показать тебе красивого щенка?

  • Что ты сделаешь, если незнакомый человек предложит тебе (не обязательно на улице, может быть по телефону) пойти на работу к маме (папе), а ни тот, ни другой тебе не звонили и не просили об этом?

Детям в занимательной красочной форме предлагаются листки-памятки с такими предупреждениями:

  • Старайся в школу и из школы не ходить один, лучше с одноклассником;

  • Незнакомец – это тот, кого ты никогда не видел вместе с твоими родителями, родственниками, друзьями семьи;

  • Никогда не соглашайся на «заманчивые» предложения незнакомцев, даже если они назовут тебя по имени. Имя они могут прочитать на ранце, услышать его и т.д.

  • Ходи в школу и из школы одной и той же дорогой, твои родители должны знать твой маршрут;

  • Будь уверен, что ты умеешь пользоваться телефоном и знаешь, как позвонить маме и папе, если срочно понадобиться;

  • Будь уверен, что ты умеешь правильно запирать дверь квартиры изнутри и снаружи. Никогда не открывай дверь незнакомым, если ты дома один;

  • Если случится, что на улице тебе угрожает опасность (кто-то идет за тобой, например) а до дома бежать далеко, беги в первое же людное место: магазин, аптеку, на автобусную остановку и т.д.

  • Если тебя позовет куда-либо незнакомец и скажет, что делает это по поручению мамы и папы, никогда не принимай таких предложений, не позвонив им предварительно и не проверив, так это или нет;

  • Чтобы ни случилось с тобой, сразу же расскажи родителям или другим взрослым, кому ты доверяешь больше всего.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Республике Бурятия Министерство образования и науки Республики Бурятия Бурятский государственный университет iconМинобрнауки Республики Бурятия от 01. 02. 2017 №157
Министерство образования и науки Республики Бурятия (Министерство) обеспечивает проведение государственной итоговой аттестации по...

Республике Бурятия Министерство образования и науки Республики Бурятия Бурятский государственный университет iconРеспублики Бурятия Буряад Республикын h унгуулиин комиссиин тогтоол
В соответствии с пунктом 17 статьи 39 Закона Республики Бурятия «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования...

Республике Бурятия Министерство образования и науки Республики Бурятия Бурятский государственный университет iconРеспублики Бурятия Буряад Республикын h унгуулиин комиссиин тогтоол проект
В соответствии с пунктом 17 статьи 39 Закона Республики Бурятия «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования...

Республике Бурятия Министерство образования и науки Республики Бурятия Бурятский государственный университет iconРеспублики бурятия постановление буряад уласай засагай газар тогтоол
Законом Республики Бурятия от 28. 01. 2000 №343-ii «Об общих принципах управления государственной собственностью Республики Бурятия»,...

Республике Бурятия Министерство образования и науки Республики Бурятия Бурятский государственный университет iconПравительство республики бурятия постановление
В соответствии с Законом Российской Федерации от 14. 05. 1993 №4979-1 «О ветеринарии», Законом Республики Бурятия от 26. 03. 2005...

Республике Бурятия Министерство образования и науки Республики Бурятия Бурятский государственный университет iconПриказа Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия
Об утверждении порядков выдачи и замены универсальных электронных карт в Республике Бурятия

Республике Бурятия Министерство образования и науки Республики Бурятия Бурятский государственный университет iconМинистерство культуры республики бурятия приказ
«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)», пунктом 3 Положения о Министерстве культуры Республики Бурятия,...

Республике Бурятия Министерство образования и науки Республики Бурятия Бурятский государственный университет iconРеспублики бурятия буряад республикын
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона Республики Бурятия «О выборах Главы Республики Бурятия» Избирательная комиссия Республики...

Республике Бурятия Министерство образования и науки Республики Бурятия Бурятский государственный университет iconИнструкция по кадровому делопроизводству в избирательной комиссии...
Республики Бурятия, поступлением на государственную гражданскую службу в Аппарат Избирательной комиссии Республики Бурятия, прохождением...

Республике Бурятия Министерство образования и науки Республики Бурятия Бурятский государственный университет iconОб утверждении порядка изменения условий пользования
В соответствии со статьями 21 и 21. 1 Закона Республики Бурятия от 29. 11. 2005 n 1346-iii "О порядке пользования недрами на участках...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск