Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «01»


НазваниеУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «01»
страница1/5
ТипУчебно-методический комплекс
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)




Школа экономики и менеджмента

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


ОСНОВЫ ТУРИЗМА

100200.62 ТУРИЗМ

Форма подготовки (очная)
Школа экономики и менеджмента

Кафедра сервиса и туризма

Курс 1 семестр 2

Лекции - 17

Практические занятия - 17

Трудоемкость - 60 час.

Всего часов аудиторной нагрузки - 34 час.

Самостоятельная работа - 26 час.

Реферативные работы не предусмотрены.

Контрольные работы не предусмотрены

Зачет 2 семестр

Экзамен семестры 2 семестр

Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 100200.62 Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20.01.2006 г . № 739гум/бак.

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «01» сентября 2011г. Протокол № 1

Заведующий кафедрой к.х.н., доцент С.В.Дубовицкий

Составитель - к.г.н., доцент А.А.Глушко


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)




Школа экономики и менеджмента


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ОСНОВЫ ТУРИЗМА

100200.62 ТУРИЗМ

Форма подготовки (очная)
Школа экономики и менеджмента

Кафедра сервиса и туризма

Курс 1 семестр 2

Лекции - 17

Практические занятия - 17

Трудоемкость - 60 час.

Всего часов аудиторной нагрузки - 34 час.

Самостоятельная работа - 26 час.

Реферативные работы не предусмотрены.

Контрольные работы не предусмотрены

Зачет 2 семестр

Экзамен семестры 2 семестр

Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 100200.62 Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20.01.2006 г. №739 гум/бак.

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры Сервиса и туризма «01» сентября 2011

Заведующий кафедрой к.х.н., доцент С.В.Дубовицкий

Составитель - к.г.н., доцент А.А.Глушко

АННОТАЦИЯ

Учебная дисциплина «Основы туризма» предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по ООП «Туризм». Учебная дисциплина носит подготавливающий к более глубокому изучению вопросов организации туристской деятельности характер. Учебная дисциплина способствует подготовке компетентных специалистов в области туризма и гостеприимства, владеющих нормативно-правовой базой в соответствующей профессиональной области обладающих знаниями основных подходов к организации туристского путешествия, имеющих представление о современном состоянии туристской отрасли, тенденциях и проблемах её развития.

Дисциплина имеет тесные межпредметные связи с другими учебными курсами образовательного стандарта (Человек и его потребности, Технология и организация операторских и агентских услуг, Транспортное обеспечение туризма, Выставочная деятельность, Введение в гостеприимство и другие). Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель дисциплины – изучить основы туристской деятельности.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

  • Формируется понятийный аппарат и профессиональная лексика;

  • Осуществляется знакомство с нормативно-правовой базой туристской деятельности;

  • Характеризуются факторы и условия развития туристской индустрии;

  • Рассматривается история развития туристской деятельности, основные закономерности и тенденции развития туризма на современном этапе;

  • Изучаются классификации туризма.

  • Изучается структура туристской индустрии;

  • Определяются основные проблемы в развитии туризма.

Для освоения учебного материала используются различные методы научного исследования (исторический, сравнительный, описательный, статистические). При изучении дисциплины используются разные формы учебной работы: лекция, семинар, практическое занятие, самостоятельная работа; различные формы контроля знаний (контрольная работа по текущему материалу, контрольная работа после изучения модуля, итоговая контрольная работа, тестирование).

Изучение дисциплины предполагает, что по ее завершению студент должен овладеть системой знаний об:

  • основных документах, регулирующих развитие туризма в мире и России;

  • этапах развития туризма в мире и России, их содержании;

  • основных закономерностях и тенденциях развития туризма, основных подходах и проблемах в организации путешествий;

  • структуре современной туристской индустрии, функциях её основных составляющих.

Студент по завершению учебного курса должен владеть профессиональным понятийным аппаратом.

I. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
МОДУЛЬ 1. ТЕРМИНОЛОГИЯ и ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (6 часов)

Сущность и социально-экономическое значение туризма. Значение отдыха в жизни человека. Сущность понятия «рекреация». Осуществление рекреации путём путешествия. Понятие «туризм». Туризм как часть рекреации. Системный подход к определению туризма. Концепция Лейпера; туризм как система, состоящая из 3-х взаимосвязанных элементов (географический компонент, туристы, туристская индустрия). Основные характеристики туризма: выезд за пределы обычной среды, временный характер поездки, мотив и цель поездки.

Категории (типы) туризма. Классификации туризма. Субъекты международного туризма. Понятия «посетитель», «турист», «экскурсант».

Функции туризма: медико-биологическая, образовательная, воспитательная, экологическая, социальная, экономическая. Социально-экономическое значение туризма. Туризм - источник доходов, сфера занятости населения, катализатор социально-экономического развития (мультипликативный эффект), форма международного сотрудничества. Источники знаний в профессиональной сфере: учебники, профессиональные периодические издания, электронные ресурсы.

Туристский рынок. Туристский рынок как система. Структура туристского рынка. Основные элементы туристского рынка: туристское предложение и туристский спрос. Свойства туристского рынка: субституция, комплементарность. Виды туристских рынков (массовые, популярные, индивидуальные).

Туристские потребности. Мотивы туризма. Факторы туристской мотивации: экономические, социальные, политические, демографические, культурно-исторические, этнические, религиозные, природные. Основные виды мотивов в туризме (природные, культурные, экономические, психологические). Туристские цели.

Туристский спрос. Первичные и вторичные потребности человека. Туристский спрос и его сущность. Основные черты туристского спроса: динамизм, многообразие, комплексность, эластичность, сезонность. Тенденции развития туристского спроса. Расширение туристского спроса. Старение путешествующих лиц; туризм «третьего» возраста. Дробление и рост непродолжительных поездок; путешествия «с интервалами». Переход от массового стандартизированного («конвейерного») туризма к дифференцированному (индивидуальному) туризму. Расширение географии туристских поездок. Изучение туристского спроса. Сегментирование туристского спроса. Критерии сегментирования туристского спроса: географический, демографический, социально-экономический, психографический. Туристские приоритеты разных сегментов туристского спроса.

Факторы развития туризма. Рекреационно-географическое положение, понятие, сущность. Природные факторы. Культурно-исторические факторы. Политические факторы. Социально-экономические и демографические факторы. Научно-технический прогресс как фактор развития туризма. Понятие «туристские ресурсы», структура туристских ресурсов. Понятие «рекреационные ресурсы». Структура рекреационных ресурсов. Информационные туристские ресурсы.

История развития туризма. Этапы развития туризма (докоммерческий, коммерческий). Путешествия и условия их осуществления в Древнем мире. Основные мотивы и виды путешествий в Древнем мире. Развитие средств размещения в Древнем мире. Литература путешествий. Первые путеводители и дорожные карты.

Условия развития путешествий в средние века. Основные виды путешествий. Развитие средств размещения.

Условия развития путешествий в эпоху великих географических открытий; основные виды путешествий. Европа – ведущий регион путешествий, причины укрепления позиций. Европейские инновации в развитии путешествий. Развитие продолжительных образовательных поездок (Гранд-Тур). Развитие оздоровительных поездок, формирование системы морских и бальнеологических курортов. Развитие сети специализированных предприятий по оказанию услуг путешественникам. Использование экскурсий. Элитарность туристских поездок.

Условия развития туризма с середины ХIX века. Появление туристских предприятий – организаторов путешествия. Переход к коммерческому этапу развития туризма. Томас Кук и его вклад в развитие туризма (организация массовых поездок, формирование «пэкидж-туров», введение «Circular Notes», использование разных видов транспорта, организация круизов).

Развитие туризма в ХХ веке. Переход от элитарного к массовому туризму. Быстрое развитие туристских поездок в середине ХХ века – «туристский бум». Причины «туристского бума». Политическая стабильность в послевоенной Европе. Экономический рост. Рост доходов населения. Увеличение свободного времени. Появление гарантированных государством оплачиваемых отпусков. Развитие образования и рост культурного уровня населения. Развитие транспорта. Формирование стандартов обслуживания. Ухудшение экологической ситуации в промышленно развитых странах. Урбанизация и формирование «стрессового» образа жизни в городах.

История туризма в России. Путешествия в допетровской России: условия осуществления, мотивы, виды путешествий. Вклад Петра Великого в историю развития отечественного туризма. Формирование районов природного туризма – Кавказ и Крым. Первые туристские предприятия. Формирование отечественной школы экскурсоведения. Общественные организации и их роль в развитии туризма. Крымский и Кавказский горные клубы. Организация Российского общества велосипедистов-туристов (впоследствии Российского общества туристов – РОТ) в 1895 г.

Советский период развития отечественного туризма. Преобразование РОТ и деятельность Общества пролетарского туризма (ОПТ). Централизация развития и управления туризмом. Роль ВЦСПС в развитии социального туризма. Формирование материально-технической базы туризма. Развитие внутреннего туризма. Ограничения в развитии международного туризма.

Постсоветский период развития туризма (начало 1990-х гг.). Условия, тенденции и проблемы развития туристской деятельности в условиях политических и социально-экономических преобразований. Формирование законодательных основ развития туризма; принятие ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (1996 г.).
МОДУЛЬ 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ТУРИЗМЕ (4 часа)
Международный туризм. Международный туризм как социально-экономическое явление. Динамика развития международных туристских поездок. Современное состояние и тенденции развития международного туризма. Региональные особенности международного туризма в Приморском крае. Международное сотрудничество в области туризма. Двустороннее сотрудничество. Многостороннее сотрудничество. Проблемы глобализации в туризме.

Международные организации в туризме. Всемирная туристская организация – специализированное подразделение ООН (UNWTO). История формирования, цели, членство в организации. Устав ВТО. Организационная структура. Международные проекты ВТО. Разработка документов, регулирующих развитие туризма: Хартия туризма, Кодекс туристов.

Организация объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Деятельность ЮНЕСКО по охране природного и культурного наследия человечества. Конвенция об охране всемирного и природного наследия (16.11.1972).

Универсальные международные туристские организации: Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (FUAAV), Международная федерация туроператоров (IFTO). Всемирная ассоциация туристских агентств (WATA).

Специализированные международные туристские организации: Международная гостиничная ассоциация (IHA), Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), Международная ассоциация конгрессного бизнеса (ICCA), Международное бюро по социальному туризму (BITS), международное бюро молодёжного туризма (BITEJ).

Региональные туристские организации: Американское общество туристских агентств (ASTA), Европейская туристская комиссия (ETС), Ассоциация туристских агентств стран Тихоокеанского региона (PATA), Конфедерация туристских организаций стран Латинской Америки (COTAL).

Российский союз туриндустрии (РСТ), цели, задачи организации. Структура РСТ; деятельность Приморского регионального отделения РСТ.
МОДУЛЬ 3. ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ (4 часа)

Понятие и структура туристской индустрии. Понятие «туристская индустрия». Специфика и состав туристской индустрии.

Организация туристских путешествий. Роль туристских фирм в организации туристских поездок. Туроператорская деятельность. Функции туроператора. Условия осуществления туроператорской деятельности в России. Единый федеральный реестр туроператоров. Финансовые гарантии туроператорской деятельности. Квалификационные требования к руководителю туроператорской компании. Классификация туроператоров. Турагентская деятельность. Классификация турагентских компаний: туроператоры массового рынка, специализированные туроператоры; инициативные и рецептивные туроператоры. Агентское соглашение. Функции и технология работы туристских агентств.

Туристский продукт. Виды туристского продукта: туры и туристские услуги. Структура тура. Виды туров. Пэкидж (инклюзив)-туры – основной и массовый туристский продукт туроператорских компаний. Инсентив-туры. Характеристики тура. Этапы проектирования туристского продукта: идея о турпродукте, создание концепции нового турпродукта, позиционирование турпродукта, пробный маркетинг, продвижение и коммерциализация турпродукта. Государственные стандарты в туризме. ГОСТ Р-50681-94 «Проектирование туристских услуг». ГОСТ Р-50664-94 «Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».

Сектор транспортных перевозок. Виды транспортного обеспечения в туризме. Классификация средств транспорта, используемых в туризме.

Сектор размещения. Значение и место средств размещения в туризме. Международная классификация средств размещения. Классификации гостиниц в разных странах. Ведущие гостиничные рынки мира.

Сектор питания. Значение предприятий питания в туризме. Классификация предприятий питания. Взаимосвязь питания и размещения. Американский план питания и размещения (American Plan, AP). Модифицированный американский план (Modified American Plan, MP). Континентальный план (Continental Plan). Европейский план (European Plan, EP). Бермудский план (Bermuda Plan).
  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «01» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «маркетинговые коммуникации»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры маркетинга (протокол №1 от 14 сентября 2009 г.)

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «01» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20. 01. 2006 г. №739гум/бак. Учебно-методический комплекс обсужден...

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «01» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «01» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «01» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «01» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2011 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного...

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «01» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «01» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «01» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «01» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск