«Психологическая профилактика девиантного поведения в ранней юности»


Название«Психологическая профилактика девиантного поведения в ранней юности»
страница1/7
ТипДипломная работа
filling-form.ru > Туризм > Дипломная работа
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»


Психолого-педагогический факультет

(заочное отделение)

Кафедра психологии

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА




Тема: «Психологическая профилактика девиантного поведения в ранней юности»

Студентки 5 курса группы ФЗО 5ПП1


специальность 050706.65

«Педагогика и психология»

Бабаковой Нины Геннадьевны
Научный руководитель:

к.психол.н., доцент кафедры

психологии

Прилепских Оксана Сергеевна
Рецензент:

к.психол.н., доцент кафедры психологии

Волобуева Евгения Валерьевна


Работа допущена к защите Дата защиты «___ » ________ 20__ г.

«___» ______________ 20__ г.
Зав.кафедрой __________ Оценка «____________________»


Ставрополь, 2015

Содержание


Введение……………………………………………………………………...

3

Глава I. Теоретический анализ проблемы психологической профилактики девиантного поведения в ранней юности




1.1. Проблема девиантного поведения в современной психолого-педагогической литературе …………………………………………………


8

1.2. Психологическая характеристика девиантного поведения в ранней юности……………………………………………………………………...

1.3. Основные подходы к психологической профилактике девиантного поведения в раннем юношеском возрасте …………………………………


20
30


Глава II. Экспериментальное исследование психологической профилактики девиантного поведения в раннем юношеском возрасте





2.1. Организация экспериментального исследования психологической профилактики девиантного поведения в ранней юности……………….


42

2.2. Программа психологической профилактики девиантного поведения в раннем юношеском возрасте ………………………………..……………


53

2.3. Сравнительный анализ результатов психологической профилактики девиантного поведения в раннем юношеском возрасте.………………...


63

Заключение…………………………………………………………………..

77

Список литературы………………………………………………………...

Приложения

83





Введение

Актуальность исследования. Сегодня наряду с позитивными изменениями в обществе имеют место серьезные негативные тенденции: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей «группы риска», растет количество несовершеннолетних подростков и молодежи, вовлеченных в преступную деятельность, хранение, доставку, продажу и употребление наркотиков. Вызывает серьезные опасения и то обстоятельство, что часть подростков и молодежи, не только из семей группы риска, попадает в неформальные молодежные объединения асоциальной, национал-экстремистской направленности. Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей различных областей наук вести поиск эффективных способов и средств предупреждения и преодоления девиантного поведения подростков и молодежи.

В научной литературе достаточно активно рассматривались вопросы психологической детерминации девиантного поведения молодежи и специфических особенностей психолого-педагогической работы с ней. В исследованиях последних лет наметилось несколько направлений, которые, несмотря на единую направленность, тем не менее, имеют разные концептуальные воззрения на природу девиантного поведения и возможности ее профилактики. Некоторые из них:

- сущность и механизмы социальной дезадаптации, реадаптации, асоциализации и ресоциализации подростков и молодежи (Г.А. Аванесов, Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Л.П. Буева, А.В. Пищелко, А.Н. Суханов, Ю.И. Юричка и др.);

- сущность и закономерности воспитания подростков и молодежи с девиантным поведением (А.С. Белкин, Н.Н. Верцинская, Л.М. Зюбин, В.А. Крутецкий и др.);

– изучение социальных и психолого-педагогических причин возникновения отклонений в поведении подростков и молодежи (Б.Н. Алмазов, А.Л. Гройсман, Р.А. Дабагян, Э.Г. Костяшкин, Г.П. Медведев и др.);

– предупреждение отклонений в поведении подростков и молодежи (Е.И. Антипова, В.Н. Гуров, И.В. Козубовская, Э.Г. Костяшкин, Ю.И. Юричка и др.);

– перевоспитание подростков и молодежи девиантного поведения в специальных воспитательных учреждениях (В.Г. Деев, М.Г. Детков, В.М. Литвинков, А.В. Пищелко, М.П. Стурова, Г.А. Уманов и др.).

Социальные аспекты девиантного поведения исследовали Д.И. Фельдштейн, С.А. Беличева, А.И. Долгова, Е.В. Змановская, В.В. Игнатова и другие ученые; влиянием социокультурных условий окружающей среды на развитие ребенка и деформацию психики занимались ученые Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, Ю.П. Зинченко; различные предпосылки (факторы) девиантного поведения были предметом исследования А.С. Беличевой, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберга, В.Д. Менделевича и других ученых; причины отклоняющегося поведения исследовали Е.В. Змановская, К.Е. Игошев, Б.Ф. Райский, Д.И. Фельдштейн и др.; анализ социально-психологического портрета дезадаптивного подростка выявляли Б.С. Братусь, В.И. Заика, Н.П. Крейдун, А.Е. Личко, А.С. Ячина; проведение ранней диагностики и профилактики, предупреждение школьной дезадаптации были предметом исследований М.А. Алемаскина, С.А. Беличевой, Г.М. Миньковского, И.А. Невского, Г.М. Потанина; предупреждение отклонений в поведении подростков изучались Е.И. Антиповой, В.Н. Гуровым, И.В. Козубовской, Э.Г. Костяшкиным, Ю.И. Юричка.

Несмотря на то, что в теоретических исследованиях имеется ряд интересных наработок, необходимо признать, что психолого - педагогический аспект профилактики девиантного поведения в раннем юношеском возрасте в условиях современных образовательных учреждений остается явно недостаточно исследованным.

Целью исследования стало выявление условий, обеспечивающих эффективность психологической профилактики девиантного поведения в ранней юности.

Объект исследования – детерминанты девиантного поведения в раннем юношеском возрасте.

Предмет исследования - условия психологической профилактики девиантного поведения в раннем юношеском возрасте.

Гипотеза исследования: психологическая профилактика девиантного поведения в раннем юношеском возрасте примет системный и продуктивный характер при учете следующих условий:

- активное вовлечение в первичную профилактическую работу микросоциального окружения юношей и девушек;

- включение в психопрофилактическую работу информирования о конкретных ситуациях, представляющих опасность для юношей и девушек;

- обучение юношей и девушек социально важным навыкам в форме групповой тренинговой работы;

- последовательность и системный характер, наличие единой целостной программы психопрофилактики;

- позитивно-ориентированная стратегия профилактики, направленная не только на устранение личностных причин девиантного поведения, но и на формирование личности с высоким адаптационным потенциалом.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ сущности девиантного поведения в современной психолого-педагогической литературе.

2. Теоретически обосновать и эмпирически определить особенности девиантного поведения в раннем юношеском возрасте.

3. Подобрать комплекс диагностических методик по выявлению особенностей девиантного поведения в ранней юности.

4. Составить и апробировать программу психологической профилактики девиантного поведения в раннем юношеском возрасте.

5. Экспериментально определить условия, обеспечивающие эффективность психологической профилактики девиантного поведения в ранней юности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы: детерминизма, системности, развития и активности (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, Д.И. Фельдштейн и другие ученые); единство сознания и деятельности, единство внутреннего и внешнего плана деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); деятельностного опосредования психической деятельности, системности, развития (Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, Л.В. Петровский и др.); положения превентивной психологии, девиантологии, аддиктологии (С.А. Беличева, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, В.Т. Кондрашенко, В.Д. Менделевич, Н.В. Дмитриева, Ц.П. Короленко, Д.В. Четверяков); теории социальной детерминированности психических процессов (П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.); теории становления личности в процессе социализации (В.В. Игнатова, В.Н. Кудрявцев, О.Л. Подлиняев, А.А. Реан, Ю.М. Роговской, М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкин, Е.А. Петрова, М.И. Шилова);

Методы исследования: методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы, психолого-педагогический эксперимент, тестирование, опрос, методы количественной и качественной обработки информации.

В процессе исследования использовались следующие методики: диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П»; опросник определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл), тест «Склонности к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич), тест-опросник «Аддиктивная склонность».

.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении научной информации об особенностях девиантного поведения в раннем юношеском возрасте и основных подходах психологической профилактики девиантного поведения в данном возрасте.

Практическая значимость исследования заключается в определении комплекса диагностических средств, направленных на выявление особенностей девиантного поведения у юношей и девушек, а так же в составлении программы психологической профилактики девиантного поведения в раннем юношеском возрасте, которая может применяться психологами средних общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного профессионального образования.

База исследования: МКОУ СОШ №3 с. Кугульта, Грачевского р-на. Выборка составила 28 учащихся 10 класса.

Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы составляет 88 страниц.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической профилактики девиантного поведения в ранней юности
1.1. Проблема девиантного поведения в современной психолого-педагогической литературе

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, педагогов, медиков, работников правоохранительных органов. Динамизм общественных процессов, быстрое возникновение и смена кризисных ситуаций, обострение противоречий и конфликтов – все это детерминирует интерес теоретиков и практиков к вопросам изучения девиантного поведения.

Революционные изменения жизненного уклада общества на протяжении последних веков дали большой процент дефективных и трудновоспитуемых детей. Эти категории объединялись под общим названием «дефективные»: каждый дефективный - трудновоспитуем, а каждый трудновоспитуемый оттого и труден, что имеет тот или иной дефект. Однако трудновоспитуемость не всегда означает дефективность.

Я.И. Гилинский ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение».

Зарубежные ученые (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Н. Смелзер, Т. Шибутани, и др.) определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

«Психологическая профилактика девиантного поведения в ранней юности» iconЗаконными представителями, подготовленная классным руководителем
Внутришкольный учёт ведётся с целью ранней профилактики школьной дезадаптации, девиантного поведения обучающихся

«Психологическая профилактика девиантного поведения в ранней юности» icon«Психологическая профилактика делинквентного поведения подростков»
Психолого-педагогическое образование профиль «Психология и социальная педагогика»

«Психологическая профилактика девиантного поведения в ранней юности» iconПрофилактика суицидального поведения обучающихся
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с

«Психологическая профилактика девиантного поведения в ранней юности» iconПрофилактика суицидального поведения обучающихся
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с

«Психологическая профилактика девиантного поведения в ранней юности» iconУчебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000
Б00 Задания для активных методов обучения по теме «Профилактика девиантного поведения молодежи»: учебное пособие / науч ред к пед...

«Психологическая профилактика девиантного поведения в ранней юности» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
П 11 Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся: методические рекомендации / авт сост. С. А. Кузикова, Е. В. Куренная. –...

«Психологическая профилактика девиантного поведения в ранней юности» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
П 11 Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся: методические рекомендации / авт сост. С. А. Кузикова, Е. В. Куренная. –...

«Психологическая профилактика девиантного поведения в ранней юности» iconВалентин Пикуль Мальчики с бантиками
Эта книга и посвящается юности – нелегкой юности поколения, к которому я имею честь принадлежать

«Психологическая профилактика девиантного поведения в ранней юности» iconМетодические рекомендации для слушателей заочной формы обучения по...
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи в обучении по дисциплине «Уголовный процесс» слушателей заочной формы...

«Психологическая профилактика девиантного поведения в ранней юности» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной...
По направлению подготовки (специальности) 050407. 65 Педагогика и психология девиантного поведения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск