Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ставропольский государственный педагогический институт» Психолого-педагогический факультет
(заочное отделение)
Кафедра психологии
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: «Психологическая профилактика девиантного поведения в ранней юности»
Студентки 5 курса группы ФЗО 5ПП1 специальность 050706.65
«Педагогика и психология»
Бабаковой Нины Геннадьевны Научный руководитель:
к.психол.н., доцент кафедры
психологии
Прилепских Оксана Сергеевна Рецензент:
к.психол.н., доцент кафедры психологии
Волобуева Евгения Валерьевна
Работа допущена к защите Дата защиты «___ » ________ 20__ г.
«___» ______________ 20__ г. Зав.кафедрой __________ Оценка «____________________»
Ставрополь, 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………...
| 3
| Глава I. Теоретический анализ проблемы психологической профилактики девиантного поведения в ранней юности
|
| 1.1. Проблема девиантного поведения в современной психолого-педагогической литературе …………………………………………………
|
8
| 1.2. Психологическая характеристика девиантного поведения в ранней юности……………………………………………………………………...
1.3. Основные подходы к психологической профилактике девиантного поведения в раннем юношеском возрасте …………………………………
|
20 30
|
Глава II. Экспериментальное исследование психологической профилактики девиантного поведения в раннем юношеском возрасте
|
| 2.1. Организация экспериментального исследования психологической профилактики девиантного поведения в ранней юности……………….
|
42
| 2.2. Программа психологической профилактики девиантного поведения в раннем юношеском возрасте ………………………………..……………
|
53
| 2.3. Сравнительный анализ результатов психологической профилактики девиантного поведения в раннем юношеском возрасте.………………...
|
63
| Заключение…………………………………………………………………..
| 77
| Список литературы………………………………………………………...
Приложения
| 83
|
Введение
Актуальность исследования. Сегодня наряду с позитивными изменениями в обществе имеют место серьезные негативные тенденции: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей «группы риска», растет количество несовершеннолетних подростков и молодежи, вовлеченных в преступную деятельность, хранение, доставку, продажу и употребление наркотиков. Вызывает серьезные опасения и то обстоятельство, что часть подростков и молодежи, не только из семей группы риска, попадает в неформальные молодежные объединения асоциальной, национал-экстремистской направленности. Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей различных областей наук вести поиск эффективных способов и средств предупреждения и преодоления девиантного поведения подростков и молодежи.
В научной литературе достаточно активно рассматривались вопросы психологической детерминации девиантного поведения молодежи и специфических особенностей психолого-педагогической работы с ней. В исследованиях последних лет наметилось несколько направлений, которые, несмотря на единую направленность, тем не менее, имеют разные концептуальные воззрения на природу девиантного поведения и возможности ее профилактики. Некоторые из них:
- сущность и механизмы социальной дезадаптации, реадаптации, асоциализации и ресоциализации подростков и молодежи (Г.А. Аванесов, Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Л.П. Буева, А.В. Пищелко, А.Н. Суханов, Ю.И. Юричка и др.);
- сущность и закономерности воспитания подростков и молодежи с девиантным поведением (А.С. Белкин, Н.Н. Верцинская, Л.М. Зюбин, В.А. Крутецкий и др.);
– изучение социальных и психолого-педагогических причин возникновения отклонений в поведении подростков и молодежи (Б.Н. Алмазов, А.Л. Гройсман, Р.А. Дабагян, Э.Г. Костяшкин, Г.П. Медведев и др.);
– предупреждение отклонений в поведении подростков и молодежи (Е.И. Антипова, В.Н. Гуров, И.В. Козубовская, Э.Г. Костяшкин, Ю.И. Юричка и др.);
– перевоспитание подростков и молодежи девиантного поведения в специальных воспитательных учреждениях (В.Г. Деев, М.Г. Детков, В.М. Литвинков, А.В. Пищелко, М.П. Стурова, Г.А. Уманов и др.).
Социальные аспекты девиантного поведения исследовали Д.И. Фельдштейн, С.А. Беличева, А.И. Долгова, Е.В. Змановская, В.В. Игнатова и другие ученые; влиянием социокультурных условий окружающей среды на развитие ребенка и деформацию психики занимались ученые Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, Ю.П. Зинченко; различные предпосылки (факторы) девиантного поведения были предметом исследования А.С. Беличевой, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберга, В.Д. Менделевича и других ученых; причины отклоняющегося поведения исследовали Е.В. Змановская, К.Е. Игошев, Б.Ф. Райский, Д.И. Фельдштейн и др.; анализ социально-психологического портрета дезадаптивного подростка выявляли Б.С. Братусь, В.И. Заика, Н.П. Крейдун, А.Е. Личко, А.С. Ячина; проведение ранней диагностики и профилактики, предупреждение школьной дезадаптации были предметом исследований М.А. Алемаскина, С.А. Беличевой, Г.М. Миньковского, И.А. Невского, Г.М. Потанина; предупреждение отклонений в поведении подростков изучались Е.И. Антиповой, В.Н. Гуровым, И.В. Козубовской, Э.Г. Костяшкиным, Ю.И. Юричка.
Несмотря на то, что в теоретических исследованиях имеется ряд интересных наработок, необходимо признать, что психолого - педагогический аспект профилактики девиантного поведения в раннем юношеском возрасте в условиях современных образовательных учреждений остается явно недостаточно исследованным.
Целью исследования стало выявление условий, обеспечивающих эффективность психологической профилактики девиантного поведения в ранней юности.
Объект исследования – детерминанты девиантного поведения в раннем юношеском возрасте.
Предмет исследования - условия психологической профилактики девиантного поведения в раннем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: психологическая профилактика девиантного поведения в раннем юношеском возрасте примет системный и продуктивный характер при учете следующих условий:
- активное вовлечение в первичную профилактическую работу микросоциального окружения юношей и девушек;
- включение в психопрофилактическую работу информирования о конкретных ситуациях, представляющих опасность для юношей и девушек;
- обучение юношей и девушек социально важным навыкам в форме групповой тренинговой работы;
- последовательность и системный характер, наличие единой целостной программы психопрофилактики;
- позитивно-ориентированная стратегия профилактики, направленная не только на устранение личностных причин девиантного поведения, но и на формирование личности с высоким адаптационным потенциалом.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ сущности девиантного поведения в современной психолого-педагогической литературе.
2. Теоретически обосновать и эмпирически определить особенности девиантного поведения в раннем юношеском возрасте.
3. Подобрать комплекс диагностических методик по выявлению особенностей девиантного поведения в ранней юности.
4. Составить и апробировать программу психологической профилактики девиантного поведения в раннем юношеском возрасте.
5. Экспериментально определить условия, обеспечивающие эффективность психологической профилактики девиантного поведения в ранней юности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы: детерминизма, системности, развития и активности (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, Д.И. Фельдштейн и другие ученые); единство сознания и деятельности, единство внутреннего и внешнего плана деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); деятельностного опосредования психической деятельности, системности, развития (Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, Л.В. Петровский и др.); положения превентивной психологии, девиантологии, аддиктологии (С.А. Беличева, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, В.Т. Кондрашенко, В.Д. Менделевич, Н.В. Дмитриева, Ц.П. Короленко, Д.В. Четверяков); теории социальной детерминированности психических процессов (П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.); теории становления личности в процессе социализации (В.В. Игнатова, В.Н. Кудрявцев, О.Л. Подлиняев, А.А. Реан, Ю.М. Роговской, М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкин, Е.А. Петрова, М.И. Шилова);
Методы исследования: методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы, психолого-педагогический эксперимент, тестирование, опрос, методы количественной и качественной обработки информации.
В процессе исследования использовались следующие методики: диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П»; опросник определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл), тест «Склонности к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич), тест-опросник «Аддиктивная склонность».
.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении научной информации об особенностях девиантного поведения в раннем юношеском возрасте и основных подходах психологической профилактики девиантного поведения в данном возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в определении комплекса диагностических средств, направленных на выявление особенностей девиантного поведения у юношей и девушек, а так же в составлении программы психологической профилактики девиантного поведения в раннем юношеском возрасте, которая может применяться психологами средних общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного профессионального образования.
База исследования: МКОУ СОШ №3 с. Кугульта, Грачевского р-на. Выборка составила 28 учащихся 10 класса.
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы составляет 88 страниц.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической профилактики девиантного поведения в ранней юности 1.1. Проблема девиантного поведения в современной психолого-педагогической литературе
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, педагогов, медиков, работников правоохранительных органов. Динамизм общественных процессов, быстрое возникновение и смена кризисных ситуаций, обострение противоречий и конфликтов – все это детерминирует интерес теоретиков и практиков к вопросам изучения девиантного поведения.
Революционные изменения жизненного уклада общества на протяжении последних веков дали большой процент дефективных и трудновоспитуемых детей. Эти категории объединялись под общим названием «дефективные»: каждый дефективный - трудновоспитуем, а каждый трудновоспитуемый оттого и труден, что имеет тот или иной дефект. Однако трудновоспитуемость не всегда означает дефективность.
Я.И. Гилинский ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение».
Зарубежные ученые (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Н. Смелзер, Т. Шибутани, и др.) определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.
|