Скачать 0.95 Mb.
|
Комитет здравоохранения Курской областиОБУЗ « Центр медицинской профилактики» комитета здравоохранения Курской области МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Для главных врачей, заместителей главного врача по организационно методической работе, заведующих отделениями (кабинетами) профилактики, инструкторов по гигиеническому обучению и воспитанию населения. Изменен и дополнен в 2016 году 2016г. Методические рекомендации разработаны главным внештатным специалистом по медицинской профилактике комитета здравоохранения Курской области Уваровой Л.Ф., заведующей организационно – методическим отделом ОБУЗ «Центр медицинской профилактики» Бугровой О.А. с целью обобщения имеющейся документации и разъяснения принципов организации санитарно-просветительной работы и школ здоровья в учреждениях здравоохранения. Оглавление 1. Санитарное просвещение. Гигиеническое воспитание. Медицинская профилактика. История вопроса……………………………………...стр. 4 2. Документы, которые необходимо иметь в ЛПУ для организации гигиенического обучения и воспитания………………………………стр.6 3. Нормативно-правовая база профилактической работы учреждений здравоохранения………………………………………………………..стр.8 - Федеральное законодательство …………………………………….стр.10 - Приказы Минздрава РФ и Минздравсоцразвития РФ…………… стр.11 - региональное закононодательство…………………………………стр.11 4. Законодательство в сфере охраны здоровья (таблица)…………..стр.13 5. Виды профилактики………………………………………………..стр.13 6. Методы, средства и формы гигиенического обучения…………..стр.15 7. Инструкция по заполнению учетной формы «Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике»……………………………….стр.17 8. Примерная должностная инструкция инструктора по гигиеническому обучению и воспитанию населения…………………………………стр.19 9. Примерное положение о кабинете (отделении) профилактики…стр.22 10. Инструкция по заполнению таблицы 4809 по школам здоровья………………………………………………………………. стр.25 11. Планирование работы…………………………………………….стр.27 12. Перечень всемирных и международных дней………………… .стр.28 13.Примерный план организации санитарно-просветительной работы в учебных заведениях………………………………………………… стр.29 14. Анкетирование и мониторинги………………………………… стр. 30 - по удовлетворенности населения уровнем и качеством медицинской помощи………………………………………………………………. .стр.30 - по вовлеченности в табакокурение, употребление алкоголя и наркотических средств……………………………………………......стр.33 - анкетирование пациентов учреждений здравоохранения по качеству проводимой диспансеризации…………………………………….....стр.36 - мониторинг факторов риска развития ХНИЗ…………………... .стр.37 - мониторинг наркоситуации в Курской области…………………..стр.41 15. Организация школ здоровья в учреждениях здравоохранения Курской области……………………………………………………. . стр.51 16. Учетная форма «Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике» (приложение 4 к приказу МЗ РФ №455 от 23.09.2003г.)…………………………………………………………..стр. 53 17. Учетная форма 038у (отчет о санитарно-просветительной работе)…………………………………………………………………стр.54 18. Таблица 4809 по школам здоровья………………………………стр.55 19. Схема проведения санитарно- просветительной работы……………………………………..…………………………..стр.56 САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ, ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, МЕДИЦИНСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ( история вопроса) История санитарного просвещения уходит в глубь веков. В первой половине XVIII века великий русский ученый М.В. Ломоносов видел в санитарном просвещении важное средство борьбы с детской смертностью и надежным средством для повышения рождаемости. Во второй половине XVIII - начале XIX века в санитарном просвещении участвуют такие замечательные представители русской медицины, как Данило Самойлович (автор ряда популярных «наставлений» и плакатов для народа по борьбе с чумой), профессора Московского Университета С.Г. Дибелин, М.Я. Мудров, лично сделавшие для распространения среди народа знаний по борьбе с холерой, оспой, бешенством, а также по гигиеническому воспитанию детей. Многие отечественные ученые рассматривали популяризацию медицинских и гигиенических знаний как обязательную часть деятельности врача (Г.А. Захарин, Н.И. Пирогов, Н.Н. Мечников, И.М. Сеченов, Ф.Ф. Эрисмай и другие известные ученые). В 1878 году было создано «Русское общество сохранения народного здравия» в целях повышения общей санитарной грамотности населения. В 1894 году создается «Комиссия по распространению гигиенических знаний в народе при Обществе русских врачей им. Пирогова», просуществовавшая вплоть до 1917 года. В 1893 и 1913 годах проведены две крупные Всероссийские гигиенические выставки. В 1919 году организуется отдел санитарного просвещения при Наркомздраве РСФСР. Наиболее распространенными формами были санитарные митинги, боевые листки, лозунги, агитплакаты, окна РОСТа. В санитарном просвещении принимали участие художники и поэты. Известны строчки В. Маяковского: «.... Убирайте комнату, чтобы она блестела. В чистой комнате - чистое тело». Или: «Граждане люди! Будьте культурны! Не плюйте на пол, а плюйте в урны!». В период восстановления и реконструкции народного хозяйства (1921-1925 годы) новые задачи встали и перед санитарным просвещением. Его содержание значительно расширилось. Основное внимание направляется на охрану материнства и детства, на борьбу с социальными болезнями - туберкулезом и венерическими заболеваниями, на гигиеническое воспитание школьников, оздоровление труда и быта, благоустройство города и деревни. На общегосударственном уровне были определены единые требования к осуществлению профилактических прививок. Начало военных действий в 1941 году поставило перед здравоохранением страны новые задачи. Сыпной и брюшной тиф, дизентерия, холера представляли реальную угрозу для населения оккупированных территорий. Организовывались группы общественных санитарных инспекторов, ведущие ученые медики принимали активное участие по обучению населения противодействию инфекциям. Масштабное воздействие Второй Мировой войны на демографический потенциал России сделало проблему охраны здоровья населения в послевоенные годы первостепенной задачей. В первую очередь санитарная пропаганда была направлена на быстрейшую ликвидацию санитарных последствий войны. Актуально стала противотуберкулезная и противовенерическая пропаганда. Эвакуация, ухудшение бытовых условий крайне негативно сказались на здоровье детей. В 1947 году благодаря ученым-медикам закладываются принципы раннего выявления заболеваний, диспансеризации здорового населения, профилактических мероприятий. В середине 50-х годов впервые были приняты республиканские комплексные планы пропаганды медицинских и гигиенических знаний, восстановлены Дома санитарного просвещения в областных центрах. Приказ Министерства здравоохранения СССР №109 от 16.02.1948 года обязывал всех медицинских работников ежемесячно уделять санпросветработе 4 часа своего служебного времени. Для 70-80 годов характерно активное участие всех медицинских работников в организации просветительной работы. Она велась в детских садах и школах, техникумах, ВУЗах, общежитиях, МСЧ, в комнатах здоровья по месту жительства, в домах культуры, на предприятиях, издавались газеты, организовывались передачи по радио и телевидению. В конце 80 годов в связи с наступившей перестройкой социально-экономических основ жизни общества повлекла за собой закрытие медико-санитарных частей, сокращение обращений населения за профилактической и лечебной помощью, отмену обязательного рабочего времени на проведение санитарно-просветительной работы, сокращение финансирования издательской деятельности и другое. В настоящее время назрела необходимость формирования у населения навыков здорового образа жизни, профилактики заболеваний, повышения уровня социально-гигиенической культуры у населения. Это не требует значительных финансовых затрат, но позволяет стабилизировать негативные тенденции в состоянии здоровья населения. Основными участниками реализации данного направления являются кабинеты (отделения) медицинской профилактики поликлиник для взрослых, кабинеты по воспитанию здорового ребенка в детских поликлиниках, «школы материнства» женских консультаций. Гигиеническое воспитание в деятельности ЛПУ - один из основных институтов медицинской профилактики. Концепция демографической политики, введение нового приоритетного направления бюджетной политики в области здравоохранения «Формирование здорового образа жизни» требуют от нас перейти к полномасштабной профилактике инфекционных и хронических неинфекционных заболеваний и укреплению здоровья населения. 1.Документы, которые необходимо иметь в наличии в ЛПУ для организации гигиенического обучения и воспитания:
В приказе дана форма журнала по санитарно-просветительной работе, учитывающая не только мероприятия по санитарному просвещению (лекции, беседы), но и проведение «школ здоровья», а так же иные мероприятия.
Информационно - методические письма по проведению общегосударственных и международных дней должны быть зарегистрированы в журнале входящей документации у секретаря, отписаны главным врачом для организации мероприятий заместителю главного врача, организовывающему и курирующему проведение санпросветработы в медицинской организации. Мероприятия должны проводиться всеми категориями медицинских работников, включая структурные подразделения расположенные отдельно. На общебольничной конференции до всех медицинских работников доводится тема международного дня для планирования мероприятий.
23. Форма 38 -у «Информация по санитарно-просветительной работе» в виде таблицы на листе формата А4, для ежемесячного сбора данных о проделанной санитарно-просветительной работе с отдельных специалистов и структурных подразделений для заполнения разнообразных ежемесячных и годовых отчетов. Отчеты по санитарно-просветительной работе из структурных подразделений и отдельных кабинетов поликлиники по ф-38у ежемесячно предоставляются инструктору по гигиеническому обучению и воспитанию населения учреждения здравоохранения, после чего инструктор их обобщает и, на основании сводной ведомости ф - 038у, заполняет ежемесячный отчет в Модуле отчетности в Приложении 1 к Приказу КЗ КО № 269 и другие ежемесячные формы отчетности. Сводные отчеты по форме 038-у предоставляются в ОБУЗ «ЦМП» два раза в год, а по форме 30 (таблица 4809 по школам здоровья)1 раз в год по итогам года. |
В целях унификации подходов к заполнению учетной медицинской документации лечебно-профилактических учреждений, использующих в работе... | В целях унификации подходов к заполнению учетной медицинской документации лечебно-профилактических учреждений, использующих в работе... | ||
Перечень документов, представляемых плательщиками страховых взносов для подтверждения применения пониженного тарифа страховых взносов... | Формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (стр. 21-27) | ||
Но-21. Основанием для заполнения формы № но-21 служит форма первичной учетной документации №137-2/у «Журнал ежесменных предрейсовых... | «Журнал регистрации отбора биологических материалов для проведения химико-токсикологических исследований» | ||
Форма рсв-1 (Приложение№1). Порядок заполнения формы рсв-1 будет дополнена после получения разъяснений от пфр | Данная Инструкция определяет порядок заполнения формы первичной учетной медицинской документации №061/у «Врачебно-контрольная карта... | ||
Данная Инструкция определяет порядок заполнения формы учетной медицинской документации №039-4/у «Дневник учета работы врача-стоматолога-ортопеда»... | Инструкция предназначена для регламентации трудовой деятельности Руководителя обособленного подразделения ООО «РоссТур» (далее Руководителя... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |