Пояснительная записка Программа разработана с учетом квалификационной характеристики выпускника и требований к профессиональной подготовленности специалиста:


Скачать 241.76 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа разработана с учетом квалификационной характеристики выпускника и требований к профессиональной подготовленности специалиста:
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»

«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Проректор по УМР

____________________

/Л. П. Филатова/

«___»_________2012 г.


П Р О Г Р А М М А


итогового государственного экзамена

по педагогике, психологии, теории и методике обучения

безопасности жизнедеятельности

Нижний Тагил


2012

Пояснительная записка
Программа разработана с учетом квалификационной характеристики выпускника и требований к профессиональной подготовленности специалиста: пункты 1.3. и 7.1. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Безопасность жизнедеятельности», утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации 31 января 2005 г., № 715 пед/сп (новый).

Государственный экзамен наряду с защитой выпускной квалификационной работы является обязательным видом итоговой государственной аттестации. Он ставит своей целью определение теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач. Выпускник, получивший квалификацию учителя безопасности жизнедеятельности, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, осуществлять планирование и проведение учебных занятий по основам безопасности жизнедеятельности с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом, использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения.

Содержание итоговых аттестационных испытаний, представленное в данной программе, соответствует основной образовательной программе, которую выпускник освоил за время обучения, а также содержанию примерных программ учебных дисциплин общепрофессионального блока (педагогические, психологические, методические дисциплины), рекомендованных Министерством образования РФ.

Программа обсуждена и утверждена:

– на заседании кафедры педагогики 28 сентября 2012 года, протокол № 2;

– на заседании кафедры психологии 20 сентября 2012 года, протокол № 1;

– на заседании Ученого совета факультета спорта и безопасности жизнедеятельности НТГСПА 9 ноября 2012 года, протокол № 3.

Аттестационные материалы разработаны в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1155 и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников НТГСПА, утвержденным Ученым советом НТГСПА от 29.06.2012 года.

Для выпускников, обучающихся по основной образовательной программе подготовки специалиста (на основе ГОС-2), итоговый государственный экзамен по блоку общепрофессиональных дисциплин включает в себя три вида аттестационных испытаний:

– выполнение комплексного практического задания по теории и методике обучения (обоснование и разработка проекта урока);

– устный ответ на вопрос экзаменационного билета по теоретическому материалу (педагогика, психология, теория и методика обучения);

– собеседование по одному из произведений психолого-педагогической классики.

Данная программа отражает содержание предлагаемых аттестационных испытаний для выпускников факультета спорта и безопасности жизнедеятельности НТГСПА, завершающих освоение основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности «Безопасность жизнедеятельности» в 2013 году.
1.

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выполнить дидактическую разработку (проект), отражающую процесс изучения избранной темы (раздела) учебного курса школьной дисциплины.

Темы для разработок:

Темы для проектирования уроков ОБЖ:

  1. Занятия физической культурой и спортом – обязательное условие ЗОЖ (8 класс).

  2. Пожары и взрывы: причины и последствия (8 класс).

  3. Правила поведения при авариях с выбросом АХОВ (8 класс).

  4. Первая медицинская помощь при бытовых отравлениях (8 класс).

  5. Символы воинской чести (10 класс).

  6. Права и ответственность военнослужащих (11 класс).

Темы для проектирования уроков КБЖ:

  1. Рациональное питание – основа здорового образа жизни (5 класс).

  2. Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера на улице, в подъезде, лифте (5 класс).

  3. Ожоги. Первая медицинская помощь при ожогах (5 класс).

  4. Алкоголизм, наркомания, токсикомания и их последствия для здоровья и жизни человека (6 класс).

  5. Режим дня и здоровье подростка (6 класс).

  6. Ориентирование на местности (6 класс).

  7. Первая медицинская помощь при переломах (6 класс).

  8. Наводнения. Правила безопасного поведения при наводнении (7 класс).

  9. Правила поведения в железнодорожном, водном и воздушном транспорте (7 класс).

  10. Брак и семья (9 класс).

  11. Виды огнетушителей, их устройство (9 класс).

  12. Экстренная реанимационная помощь (9 класс).

Темы для разработки внеклассных мероприятий при изучении курсов ОБЖ и КБЖ:

19.Военно-патриотическая игра «Зарница» (5-7 классы).

20.Однодневный поход с классом «День здоровья» (8-9 классы).

21.Военно-спортивный конкурс «А ну-ка, парни» (10 класс).

Примерный порядок (алгоритм) выполнения разработки

1. Характеристика объекта проектирования (темы или раздела):

  • объем, содержание, место в программе, цель изучения;

  • предполагаемый результат изучения (знания, умения, навыки);

  • развивающий и воспитательный потенциал учебного материала.

2. Психологическое обоснование разработки:

– особенности формирования мотивации учебной деятельности школьников при изучении данной темы;

– учет возрастных особенностей, имеющих существенное значение для организации учебной деятельности по выбранной теме.

3. Предлагаемая форма организации обучения (система уроков, отдельный урок, внеклассное занятие).

4. Отбор содержания в соответствии со спецификой образовательного учреждения (класса). Возможности дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.

5. Характеристика необходимых методов и средств обучения.

6. Определение способов контроля и оценки результатов изучения темы (раздела).

2.

ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ, ПСИХОЛОГИИ, ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ
1. Характеристика современной системы образования в Российской Федерации (на основе закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.»).

Законодательство Российской Федерации в области образования: закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальная доктрина образования: разграничение компетенции и ответственности в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Право субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование в области образования.

Характеристика современной системы образования в России. Национальная доктрина образования Российской Федерации: основные цели и задачи образования, ожидаемые результаты реализации доктрины образования.

Типы образовательных организаций. Система управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях.

2. Педагогика в системе наук о человеке. Объект, предмет и функции педагогики. Методология педагогики и методы педагогических исследований.

Педагогика как наука об образовании, человеке и обществе. Структура педагогической науки. Взаимодействие педагогики с другими науками. Объект педагогики: воспитательный процесс. Предмет педагогики: теории, системы и технологии воспитательного процесса. Функции педагогики: аналитическая, прогностическая, проективно-конструктивная.

Объект, предмет и задачи научно-педагогического исследования. Классификация педагогических исследований. Методология педагогики. Сферы реализации методологии педагогики. Методологические принципы научно-педагогического исследования. Методы научно-педагогического исследования: общенаучные и конкретно-научные. Структура и логика научно-педагогического исследования.

3. Факторы развития и формирования личности: общая характеристика.

Общие понятия личности. Определение и содержание понятия «личность» и «индивидуальность». Структура личности: направленность, способности, темперамент, характер.

Понятие «развитие личности». Основные направления развития личности: биологическое и социальное развитие. Внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия как источники развития личности.

Понятие о факторе как движущей силе развития личности. Факторы развития личности: внутренние (наследственность и собственная активность личности), внешние (среда и воспитание).

Биологическая, социальная и биосоциальная концепция развития личности.

Основные закономерности психофизического и духовного развития личности.

4. Роль деятельности в развитии и формировании личности. Характеристика основных видов деятельности школьников Структура деятельности и условия эффективности ее осуществления.

Понятие деятельности. Основные виды деятельности у человека, отличие от деятельности животных. Структура деятельности, характеристика ее составляющих. Умение, навыки, привычки. Понятие ведущего вида деятельности (по А.Н. Леонтьеву), его изменения в зависимости от возраста. Характеристики учебной деятельности и ее компонентов (по Д.Б. Эльконину). Коммуникативная деятельность: ее особенности, значение и функции.

Педагогические требования к организации деятельности школьников: определение четкой цели предстоящей работы, общественно-полезная направленность деятельности, коллективный характер труда, разнообразие видов деятельности, посильность и доступность и т.д.

5. Общение как фактор социализации личности: функции, виды, структура общения. Условия эффективности педагогического общения.

Роль общения в развитии личности. Структура общения. Коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения. Типы взаимодействий в общении. Понятие обратной связи и механизмы ее осуществления. Виды и стили педагогического общения. Коммуникативные барьеры в общении.

6. Воспитание как фактор социализации личности. Цели и задачи воспитания. Цели и задачи воспитания на различных этапах развития человеческого общества.

Сущность воспитания. Понятие цели воспитания. Понятие задача воспитания. Взаимосвязь целей и задач воспитания. Движущие силы, закономерности и принципы воспитательного процесса. Структура и логика процесса воспитания. Роль и место воспитания в развитии человека и социализации личности. Эволюция целей и задач воспитания в истории развития педагогической мысли.

7. Коллектив как фактор социализации личности. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива, основные условия его развития.

Понятие коллектива, историческое развитие представлений о коллективе. Роль коллектива в развитии и социализации личности. Социально-педагогические функции коллектива. Типология коллективов. Становление теории коллектива. Основные этапы и признаки развития коллектива. Основные принципы работы педагога с ученическим коллективом.

8. Семья как субъект и фактор воспитания. Типы семей, семейных отношений, позиции ребенка в семье. Работа педагога с семьей.

Функции семьи (репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, нравственно-психологического обеспечения, коммуникативная, рекреативная) и ее воспитательный потенциал. Задачи семейного воспитания в современных условиях. Основные факторы формирующего влияния семьи. Типология семей. Подходы к процессу семейного воспитания (авторитарный, либеральный, демократический). Основные формы взаимодействия школы и семьи в воспитании детей (родительские собрания, дни открытых дверей, научно-практические конференции, консультации, лектории, педагогические поручения, посещение семьи школьника, привлечение родителей к доступным формам внеклассной воспитательной работы).

  1. Целостный педагогический процесс: основные функции и структура.

Понятие педагогического процесса. Структура и основные функции педагогического процесса. Закономерности и принципы организации и осуществления педагогического процесса. Факторы, обуславливающие эффективность педагогического процесса. Цели, содержание, формы, методы, средства, характер взаимодействия субъектов и условия организации педагогического процесса.

10. Педагогические технологии: общая характеристика.

Существующие подходы к определению понятия «педагогическая технология». Признаки педагогических технологий: системность (гармонизация целей, содержания и дидактического процесса), диагностичность поставленных целей, воспроизводимость и гарантированность результата, наличие системы обратной связи. Классификация современных педагогических технологий, особенности их применения в образовательном процессе. Характеристика одной из педагогических технологий (по выбору студента).

11. Современные теории обучения: общая характеристика.
Основные теории обучения: личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, обучение через организацию активной деятельности учащихся.

Психолого-педагогическая характеристика отдельных теорий обучения: философская и психологическая основа; отношение к учащемуся, способ задания цели обучения; педагогическое управление; эффективность применения в современной школе.

12. Содержание общего образования: принципы отбора и структурирования, перспективы развития. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования.

Основные ступени образования. Преемственность ступеней образования. Основные формы образования (по Закону «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.). Сущность содержания образования: система знаний о природе, обществе, человеке; общеинтеллектуальных и практических умений и навыков; система гуманитарных отношений человека к природе, обществу, предметному миру и самому себе. Принципы отбора содержания образования: интеграция, гуманизация, дифференциация и индивидуализация, демократизация. Основные компоненты содержания образования (информация, знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, готовность к деятельности), и их функции.

ФГОС в образовании. Статья 11 Закона «Об образовании в Российской Федерации». Основные понятия стандарта: социальная компетентность, линия содержания образования, образовательная область, качество образования, уровень образования, федеральные государственные требования, квалификация, образовательная программа, примерная основная образовательная программа, адаптированная образовательная программа

Основные требования к содержанию образовательной программы (статьи 12 и 13 Закона «Об образовании в Российской Федерации»). Базисный учебный план: краткая характеристика его структуры и содержания. Учебная программа. Характеристика ее основных компонентов.

  1. Воспитательные системы: общая характеристика.

Понятие «воспитательной системы». Структура воспитательной системы: цели, субъекты, содержание, способы деятельности, отношения). Воспитательная система как модель традиционного или инновационного построения учебно-воспитательного процесса. Основные подходы создания воспитательных систем: системный, личностно-ориентированный, комплексный, деятельностный. Воспитательные системы и их характеристика: воспитательные системы 20-х годов (А. С. Макаренко, Я. Корчак, школа В. Н. Сороки-Росинского); современные воспитательные системы. Программа развития воспитания 1999-2001 и 2002-2004.

14. Методы воспитания: общая характеристика.

Сущность понятий «метод воспитания», «приём воспитания», «средство воспитания». Выбор методов воспитания. Поиск оптимального пути воспитания. Определение цели, основных принципов, содержания, возрастных особенностей, уровня сформированности коллектива; индивидуальных личностных особенностей школьников; уровня воспитанности; средств воспитания.

Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания личности: рассказ, разъяснение, этическая беседа, дискуссия, диспут, пример, увещевание. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, требование, приучение, поручение, общественное мнение, создание воспитывающих ситуаций. Методы стимулирования деятельности и поведения: поощрение, наказание, соревнование, создание ситуации успеха.

15. Система, функции и способы управления образовательным учреждением.
Понятие «педагогическая система», сущность и назначение внутришкольного управления, структура управления образовательным учреждением, функции управления школой: педагогический анализ, виды педагогического анализа (параметрический, тематический, итоговый), функции целеполагания, планирования и организации в системе управления школой, контрольно-диагностическая функция, виды контроля (текущий и итоговый), педагогический мониторинг. Характеристика административных и общественных органов управления ОУ (директор, зам.директора, педагогическая конференция и совет школы).

16. Профессионально-педагогическая культура учителя: сущность и основные компоненты.

Педагог в мире профессиональной деятельности. Профессионально значимые личностные качества педагога как факторы эффективности педагогической деятельности. Концепции педагогического труда как «управления» (авторитарная) и как «сотрудничества» (гуманистическая) и соответствующие им личностные качества педагога. Самоценность (принятие себя), доброжелательность (принятие других), педагогический оптимизм, эмпатичность, педагогический такт, эмоциональная устойчивость, «педагогическое терпение», рефлексивность, креативность (творческая самореализация), естественность, открытость и др.

Важнейшие функции педагогической деятельности: гносеологическая, конструктивная, проектировочная, коммуникативная, организаторская.

Стили педагогической деятельности. Характеристика индивидуального стиля деятельности учителя.

17. Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения и педагога. Обеспечение прав семьи и ребенка.

Нормативно-правовая база функционирования и управления ОУ, внутришкольные нормативные документы: устав, должностные обязанности, правила трудового распорядка.

Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя.

Конвенция о правах ребенка. Направления социальной работы школы с семьей.

18. Модернизация образования в России: характеристика основных направлений и принципов реализации.

Определение общих целей образования в «Стратегии модернизации содержания общего образования», основные условия их достижения: разгрузка учебного материала, вариативность и личностная направленность системы образования, развивающая направленность и возрастная адекватность образования. Компетентностный подход как одно из оснований обновления образования.

  1. Современные принципы преподавания безопасности жизнедеятельности.

Понятие «принцип обучения». Общедидактические принципы. Современные принципы преподавания безопасности жизнедеятельности: принцип наглядности, проблемности, сочетание теоретической и практической деятельности, сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения.

  1. Межпредметные связи в преподавании безопасности жизнедеятельности.

Использование межпредметных связей в преподавании безопасности жизнедеятельности. Методика проведения интегрированных уроков: общие подходы. Внеклассная работа как форма интеграции учебных дисциплин в преподавании основ безопасности жизнедеятельности.

  1. Воспитание культуры безопасности школьников.

Понятие культуры безопасности жизнедеятельности. Сущность воспитания культуры безопасности школьников. Структура воспитания культуры безопасности в образовательном процессе. Цели, содержание и средства воспитания культуры безопасности школьников. Педагогические средства диагностики и оценки культуры безопасности.
Критерии оценки ответов

Оценки «отлично» заслуживает выпускник, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно отвечать на дополнительные вопросы, а также уверенно владеющий основными терминами и понятиями дисциплин.

Оценки «хорошо» заслуживает выпускник, обнаруживший полное знание учебного материала, показавший систематический характер знаний по дисциплинам.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает выпускник, обнаруживший достаточное знание основного программного материала, но допустивший погрешности в ответе на экзамене.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в ответе на дополнительные вопросы.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
Нормативные документы

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., № 3266-1 (с изменениями и дополнениями). – Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mon.gov.ru/

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., № 273-ФЗ. – Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mon.gov.ru/.

3. Декларация прав ребенка. – Официальный сайт Организации Объединенных наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org.ru/.

4. Конвенция о правах ребенка/ – Официальный сайт Организации Объединенных наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org.ru/.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года. – Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.edu.ru/.

6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751. – Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.edu.ru/.

7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/doc/akt/6591.

8. ФГОС и ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования – Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.standart.edu.ru/.

9. Федеральная программа развития образования в России. ФЗ № 51. 10.04.2000 г. – Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.edu.ru/.
Основная литература по педагогике

1. Анисимов, В. В. Общие основы педагогики: Учебник для вузов /В. В. Анисимов, Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. – М., 2006.

2. Виненко, В. Г. Общие основы педагогики: Учебное пособие / В. Г. Виненко. – М., 2008.

3. Загвязинский, В. И., Емельянова, И. Н. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., 2008.

4. Корнетов, Г. Б. Общая педагогика : Учебное пособие / Г. Б. Корнетов. – М., 2003.

5. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: Учеб. для студентов педвузов /В. В. Краевский. – М., 2003.

6. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2004.

7. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; под ред. Л. П. Крившенко. – М., 2004.

8. Педагогика: теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / [С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов [и др.] ; под ред. С. А. Смирнова. – М., 2006.

9. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для вузов по пед. спец. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002.

10. Смирнов, В. И. Общая педагогика: Учеб. пособие. Изд. 2-е / В. И. Смирнов. – М., 2003.

11. Шамова Т. И. Управление образовательными системами /Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин ; под. ред. Т. И. Шамовой. – М., 2002.

Дополнительная литература по педагогике

1. Акулова, О. В. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына; под общ. редакцией А. П. Тряпицыной. – СПб, 2005.

2. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. – М., 1995.

3. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А. С. Белкин. – М., 2000.

4. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) /В. П. Беспалько. – М, 2002.

5. Горчакова-Сибирская, М. П., Колесникова, И. А. Педагогическое проектирова­ние: Учебное пособие для студентов /М. П. Горчакова-Сибирская, И. А. Колесникова. – М., 2008.

6. Гребенкина, Л. К. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие / Л. К. Гребенкина. – М., 2010.

7. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для вузов / А. Н. Джуринский. – М., 2003.

8. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001.

9. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учеб. пособие для пед. вузов / [А. И. Пискунов, Р. Б. Вендровская, В. М. Кларин и др.] ; под ред. А. И. Пискунова. – М., 2005.

10. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для высш. и средн. пед. учебн. заведений / Г. М. Коджаспирова. – М.: ВЛАДОС, 2005.

11. Коменский Я. А. Великая дидактика // Коменский Я.А. Педагогическое наследие. – М., 1989.

12. Корчак Я. Педагогическое наследие. – М., 1991.

13. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов педвузов / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М.: Академия, 2007.

14. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / Пед. соч. В 8-ми т. Т. 4. – М., 1984.

15. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В 8-ми т. Т. 1. – М., 1983.

16. Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Пед. соч.: В 8-ми т. Т. 3. – М.,1984.

17. Минаева, В. М. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для вузов / В. М. Минаева. – М.: Академический проект, 2004.

18. Смирнов, В. И. Дидактика. Ч. 1. Общетеоретические основы / В. И. Смирнов. – Н.Тагил: НТГСПА, 2012.

19. Смирнов, В. И. Дидактика. Ч. 2. Технологии процесса обучения / В. И. Смирнов. – Н.Тагил: НТГСПА, 2012.

20. Смирнов, В. И. История образования и педагогической мысли. Ч. 1. История зарубежного образования и педагогики / В. И. Смирнов. – Н.Тагил: НТГСПА, 2012.

21. Смирнов, В. И. История образования и педагогической мысли. Ч. 2. История отечественного образования и педагогики / В. И. Смирнов. – Н. Тагил: НТГСПА, 2012.

Периодические издания

Педагогика.

Вопросы психологии.

Учительская газета.

Воспитание школьников.

Народное образование.

Первое сентября.

Педагогический поиск.

Семья и школа.
Литература по психологии

  1. Абрамова, Г. С. Практическая психология: учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. Изд. 6-е. – М.: Академический проект, 2010.

  2. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. – М., 2009.

  3. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер. 2008.

  4. Вачков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие / И.В. Вачков. – М., 2010.

  5. Волкова, А. И. Психология общения / А. И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.,2008.

  7. Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие / Н. С. Ефимова. – М.: Форум, 2006.

  8. Ждан, А. Н. История психологии. От античности до наших дней / А. Н. Ждан. – М., Академический проект, 2007.

  9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2001.

10. Лучинин, А. С. История психологии / А.С. Лучинин. – М.: Академический проект, 2005.

11. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.

12. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб., 2009.

  1. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.,2008.


Литература по безопасности жизнедеятельности

  1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие /Н.П. Абаскалова. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008.

  2. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / В.М. Евлахов. – М.: Дрофа, 2009. – 271с.

  3. Мошкин В. Воспитание культуры безопасности школьников / В. Мошкин // Основы безопасности жизни. - 2005.- № 8.- С. 34-44.

  4. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Л.А.Михайлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.


Интернет-ресурсы:

1. Федеральный портал Российское образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/.

2. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской федерации. Раздел: нормативные документы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok.

3. Российский портал «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eor.edu.ru.

4. Интернет-библиотека «Большая научная библиотека» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sci-lib.com.

5. Научный портал «Библиотека учебной и научной литературы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio.

6. Официальный сайт Научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gnpbu.ru/

7. Научный портал «Педагогика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://paidagogos.com.

8. Научный портал «Педагогическая библиотека» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedlib.ru.

9. Электронный тематический каталог «Педагогическая периодика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://periodika.websib.ru.

10. Инновационная образовательная сеть «Эврика» [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://www.eurekanet.ru.

11. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/

12. Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru
3.

ПЕРЕЧЕНЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРУДОВ

ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ*

1. Волков И. П. Учим творчеству // Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. – М.. 1987 (для выпускников ИХО).

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991 (для выпускников ИХО).

3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997.

4. Коменский Я. А. Великая дидактика // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: учебное пособие для студентов пед. институтов / Сост. А. И. Пискунов. –М.,1981.

5. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. – М., 2005.

6. Макаренко А. С. Педагогическая поэма // А. С. Макаренко. Пед. соч.: в 8 т. М., 1984. Т.3.

  1. Макаренко А. С. Флаги на башнях // А. С. Макаренко. Пед. соч.: в 8 т. – М., 1984.

8. Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Пед. соч.: в 8 т. – М.,1983. Т.1.

  1. Маркова А. К. Психология труда учителя. – М. 1993.

  2. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа // В.А. Сухомлинский. Избр. пед. соч.: в 3 т. – М., 1979. Т.2.

10. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика // В.А.Сухомлинский. Избр. пед. соч.: в 3 т. – М., 1981. Т.3.

11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // В.А.Сухомлинский. Избр. пед. соч.: в 3 т. – М., 1979. Т.1.

12. Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. – М., 1987 (для выпускников ИЕМИ и ФСБЖ).

13. Ильин Е.Н. Искусство общения // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М., 1987 (для выпускников СГИ и ИФМК).
* Из предложенных в перечне трудов А.С. Макаренко, А.К. Марковой и В.А. Сухомлинского можно выбрать для собеседования по одному произведению каждого автора (на усмотрение студента).

Примерные вопросы к собеседованию:

– какое мнение автором высказано по поводу взаимодействия педагога и ученика;

– в чем проявляется гуманизм автора (найдите в тексте работы отрывок, характеризующий гуманистический подход автора);

– какие новые понятия и категории введены автором для характеристики описываемых явлений;

– какие закономерности установлены им в развитии ребенка;

– что является источником педагогического опыта, представленного автором в книге (статье);

– какой стиль выбирает автор для изложения своих идей;

– что ценного внесено данной книгой (статьей) в развитие педагогической или психологической науки;

– что из представленного автором можно перенести в современный практический опыт педагогической деятельности.
Критерии оценки представленного в экзаменационном ответе анализа:

– умение понять изложенные автором идеи;

– умение вычленять главное, не пересказывать, а анализировать представленный материал;

– умение высказывать собственные суждения;

– способность четко и ясно излагать собственные мысли;

– умение отвечать на заданные вопросы по материалу, изложенному автором;

– грамотное владение основными терминами и понятиями педагогики, психологии, методики;

– умение соотнести теорию с практикой;

– умение определить возможности практического применения высказанных автором идей в современном образовательном процессе.

Похожие:

Пояснительная записка Программа разработана с учетом квалификационной характеристики выпускника и требований к профессиональной подготовленности специалиста:  iconПояснительная записка «рабочая тетрадь» создана в соответствии с...
Тесты предназначены для оценки уровня подготовленности специалиста относительно теоретических знаний в профессиональной области

Пояснительная записка Программа разработана с учетом квалификационной характеристики выпускника и требований к профессиональной подготовленности специалиста:  iconПояснительная записка образовательная программа (далее оп) разработана...
Образовательная программа (далее – оп) разработана с учетом требований следующих нормативных документов

Пояснительная записка Программа разработана с учетом квалификационной характеристики выпускника и требований к профессиональной подготовленности специалиста:  iconПояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки...
...

Пояснительная записка Программа разработана с учетом квалификационной характеристики выпускника и требований к профессиональной подготовленности специалиста:  iconПояснительная записка 3-39
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Пояснительная записка Программа разработана с учетом квалификационной характеристики выпускника и требований к профессиональной подготовленности специалиста:  iconТребования
Гу и имеет своей целью: закрепление, систематизацию и расширение теоретических и практических знаний в профессиональной сфере; развитие...

Пояснительная записка Программа разработана с учетом квалификационной характеристики выпускника и требований к профессиональной подготовленности специалиста:  iconТребования
Гу и имеет своей целью: закрепление, систематизацию и расширение теоретических и практических знаний в профессиональной сфере; развитие...

Пояснительная записка Программа разработана с учетом квалификационной характеристики выпускника и требований к профессиональной подготовленности специалиста:  iconНеобходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими...
Освоение и закрепление мануальных навыков и компетенций в сфере профессиональной врачебной деятельности, умение соединять теоретические...

Пояснительная записка Программа разработана с учетом квалификационной характеристики выпускника и требований к профессиональной подготовленности специалиста:  iconПрограмма вступительного экзамена по программе магистратуры направления 38. 04. 01 «Экономика»
Программа подготовки к вступительному экзамену для поступающих по программе магистратуры разработана в соответствии с требованиями...

Пояснительная записка Программа разработана с учетом квалификационной характеристики выпускника и требований к профессиональной подготовленности специалиста:  iconРабочая программа «Судебно-медицинская экспертиза»
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)

Пояснительная записка Программа разработана с учетом квалификационной характеристики выпускника и требований к профессиональной подготовленности специалиста:  iconРабочая программа по дисциплине «Проектный практикум»
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск