1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)
Дидактические единицы дисциплины по ГОС представлены разделами, темами и понятиями, с помощью которых определяется основное содержание дисциплины (при отсутствии дисциплины в ГОС – разрабатываются УМС специальности).
Рабочая программа «Судебно-медицинская экспертиза» разработана в соответствии с требованиями, предусмотренными Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ. Она составляет необходимую основу для подготовки юристов в области медицинского права.
Судебная медицина – это специальность, в рамках которой разрабатываются вопросы, возникающие в судебно-следственной практике, оказывается помощь правосудию при расследовании преступлений против жизни и здоровья человека.
Изучение судебной медицины юристами всех специальностей трудно переоценить, особенно в делах, связанных с преступлениями против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности. Знания судебной медицины позволят квалифицированно и целенаправленно проводить осмотр места происшествия и другие следственные действия; изымать, направлять на экспертизу вещественные доказательства и образцы биологического происхождения; иметь правильное представление о возможностях судебно-медицинской экспертизы; квалифицированно взаимодействовать с судебно-медицинским экспертом, профессионально информируя его о целях, задачах экспертизы, формулировать перед ним вопросы; понимать и правильно оценивать результаты экспертизы.
Обучение судебной медицине юристов всех специальностей тесно связано с изучением правовых дисциплин, особенно уголовного, уголовно-процессуального права, криминологии, криминалистики и других. Успех любого, особенно заочного обучения, зависит от умения работать самостоятельно с литературой и рационального использования встреч с преподавателем на лекции, семинарах, консультациях. Этому предназначены также публикуемые программа и методические разработки.
Знания судебной медицины позволят квалифицированно и целенаправленно проводить следственные действия; изымать и направлять на экспертизу вещественные доказательства и образцы; иметь правильное представление о возможностях судебно-медицинской экспертизы; назначать судебно-медицинскую экспертизу и квалифицированно взаимодействовать с судебно-медицинским экспертом; формулировать цели, задачи и вопросы для решения; наконец правильно оценивать результаты экспертизы.
Проведение экспертиз сведущими лицами, не являющимися штатными экспертами, предусмотрено УПК РФ: "...B качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения". Об этом же говорится и в "Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан": "Судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения экспертом Бюро судебно-медицинской экспертизы, а при его отсутствии - врачом, привлеченным для производства экспертизы на основании постановления липа, производящего дознание, следователя, прокурора или определения суда". Еще одним важным нормативным документом, регламентирующим экспертную деятельность, является ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», принятый ГД и одобренный Советом Федерации 16 мая 2001 г.
Все это делает обязательным преподавание судебной медицины в юридических вузах, т. к. любой юрист должен иметь необходимый минимум знаний в области судебной медицины.
Программа предусматривает лекционную и практическую формы обучения. Лекции желательно строить по проблемному типу. Практические занятия позволяют расширить и углубить знания и умения слушателей, так как их желательно проводить методом конкретного анализа и погружения в ситуацию. Цель и задачи изучения дисциплины
Основной целью преподавания судебной медицины является обучение студентов теоретическим и практическим вопросам судебной медицины в объеме, необходимом для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей. Основными задачами изучения дисциплины являются:
приобретение, систематизация и закрепление теоретических знаний по судебной медицине;
выработка у студентов умения использовать полученные знания в практической деятельности;
формирование основ правовых знаний;
соединение знаний, полученных в ходе изучения других общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана, в единый комплекс;
воспитание студентов в духе законопослушания и уважения государственно-правовых институтов
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать:
В результате обучения студент должен знать:
определение, предмет, метод правовых основ экспертного контроля качества медицинской помощи;
организационные основы судебно-медицинской экспертизы;
уголовно-процессуальное законодательство и нормативные акты, регламентирующие назначение, проведение, документацию экспертиз, права и обязанности судебно-медицинских экспертов, положения о действиях специалиста в области судебной медицины при производстве первоначальных следственных действий;
правила судебно-медицинского исследования трупов, судебно-медицинского определения вреда, причиненного здоровью, принципы построения судебно-медицинского диагноза и выводов при насильственной смерти и подозрении на нее;
основные научные данные об общей и частной судебно-медицинской танатологии;
общие вопросы судебно-медицинской травматологии: экспертизы повреждений тупым, острым, огнестрельным оружием, транспортной и другой механической травмы;
от других видов внешнего воздействия: действия крайних температур, электричества, отравлений, механической асфиксии: а) иметь представление о лабораторных методах судебно-медицинского исследования объектов биологического происхождения, экспертизе крови, спермы, волос, экспертизе идентификации личности; б) уголовное законодательство в области ответственности за преступления против жизни и здоровья граждан; ответственности за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения медицинских работников.
|
Студент должен уметь:
- участвуя в осмотре трупа на месте его обнаружения, установить факт и давность наступления смерти, фиксировать эти данные при составлении протокола осмотра трупа (определении позы трупа, описании одежды, установлении пола и ориентировочно (на вид) возраста, трупных изменений, повреждений);
описывать повреждения механического происхождения в соответствии с принятыми в судебной медицине схемами;
обнаруживать, правильно фиксировать и изымать вещественные доказательства биологического происхождения, правильно формулировать вопросы перед экспертом, исследующим вещественные доказательства, знать возможности экспертизы;
быть знакомым с изъятием, особенностями упаковки и пересылки вещественных доказательств для лабораторных исследований (судебно-химического, медико-криминалистического, судебно-биологического), заполнить постановление о назначении экспертизы;
ознакомиться с методикой судебно-медицинской экспертизы трупа, потерпевших, подозреваемых и других лиц.
- находить необходимые нормативно- правовые акты, регламентирующие правовые основы экспертного контроля качества медицинской помощи, а также конкретные нормы, затрагивающие правоотношения в отношении качества оказания медицинской помощи.
| Студент должен иметь представление о том, как наиболее грамотно и целесообразно необходимо применить закон в конкретной следственной ситуации.
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| 1. Основы российского уголовно-розыскного права. ОПД.Ф.12. (1 сем.).
2. Уголовный процесс
3. Уголовно-исполнительное право. ОПД.Ф.12. (5 сем.)
4. Административное право. 1сем.
5. Гражданское право. 4-5 сем.
6. Уголовное право. 4-5 сем.
7. Гражданский процесc
| 1. Международное медицинское право ОПД.Ф.12. (8 сем.)
2. Право граждан на охрану здоровья. ОПД.Ф.12. (8 сем.)
3. Правовые основы медицинского страхования. ОПД.Ф.12. (9 сем.)
4. Правовое регулирование отдельных видов медицинской деятельности. ОПД.Ф.12. (9 сем.)
5. Юридическая ответственность медицинских работников за причинение вреда здоровью. ОПД.Ф.12. (9 сем.)
6. Правовые основы экспертного контроля качества медицинской помощи
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| |