Рабочая программа «Судебно-медицинская экспертиза»


НазваниеРабочая программа «Судебно-медицинская экспертиза»
страница1/5
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5






1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)

Дидактические единицы дисциплины по ГОС представлены разделами, темами и понятиями, с помощью которых определяется основное содержание дисциплины (при отсутствии дисциплины в ГОС – разрабатываются УМС специальности).

Рабочая программа «Судебно-медицинская экспертиза» разработана в соответствии с требованиями, предусмотренными Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ. Она составляет необходимую основу для подготовки юристов в области медицинского права.

Судебная медицина – это специальность, в рамках которой разрабатываются вопросы, возникающие в судебно-следственной практике, оказывается помощь правосудию при расследовании преступлений против жизни и здоровья человека.

Изучение судебной медицины юристами всех специальнос­тей трудно переоценить, особенно в делах, связанных с преступ­лениями против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности. Знания судебной медицины позво­лят квалифицированно и целенаправленно проводить осмотр места происшествия и другие следственные действия; изымать, направлять на экспертизу вещественные доказательства и образ­цы биологического происхождения; иметь правильное представ­ление о возможностях судебно-медицинской экспертизы; квали­фицированно взаимодействовать с судебно-медицинским экс­пертом, профессионально информируя его о целях, задачах экс­пертизы, формулировать перед ним вопросы; понимать и пра­вильно оценивать результаты экспертизы.

Обучение судебной медицине юристов всех специально­стей тесно связано с изучением правовых дисциплин, особенно уголовного, уголовно-процессуального права, криминологии, криминалистики и других. Успех любого, особенно заочного обучения, зависит от умения работать самостоятельно с литера­турой и рационального использования встреч с преподавателем на лекции, семинарах, консультациях. Этому предназначены также публикуемые программа и методические разработки.

Знания судебной медицины позволят квалифицированно и целенаправленно проводить следственные действия; изымать и направлять на экспертизу вещественные доказательства и об­разцы; иметь правильное представление о возможностях судеб­но-медицинской экспертизы; назначать судебно-медицинскую экспертизу и квалифицированно взаимодействовать с судебно-медицинским экспертом; формулировать цели, задачи и вопро­сы для решения; наконец правильно оценивать результаты экс­пертизы.

Проведение экспертиз сведущими лицами, не являющими­ся штатными экспертами, предусмотрено УПК РФ: "...B качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необхо­димыми познаниями для дачи заключения". Об этом же говорит­ся и в "Основах законодательства Российской Федерации об ох­ране здоровья граждан": "Судебно-медицинская экспертиза про­изводится в медицинских учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения экспертом Бюро су­дебно-медицинской экспертизы, а при его отсутствии - врачом, привлеченным для производства экспертизы на основании по­становления липа, производящего дознание, следователя, проку­рора или определения суда". Еще одним важным нормативным документом, регламентирующим экспертную деятельность, яв­ляется ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельно­сти в РФ», принятый ГД и одобренный Советом Федерации 16 мая 2001 г.

Все это делает обязательным преподавание судебной ме­дицины в юридических вузах, т. к. любой юрист должен иметь необходимый минимум знаний в об­ласти судебной медицины.

Программа предусматривает лекционную и практическую формы обучения. Лекции желательно строить по проблемному типу. Практические занятия позволяют расширить и углубить знания и умения слушателей, так как их желательно проводить методом конкретного анализа и погружения в ситуацию.
Цель и задачи изучения дисциплины

Основной целью преподавания судебной медицины явля­ется обучение студентов теоретическим и практическим вопро­сам судебной медицины в объеме, необходимом для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей.
Основными задачами изучения дисциплины являются:


  • приобретение, систематизация и закрепление теоретических знаний по судебной медицине;

  • выработка у студентов умения использовать полученные знания в практической деятельности;

  • формирование основ правовых знаний;

  • соединение знаний, полученных в ходе изучения других общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана, в единый комплекс;

  • воспитание студентов в духе законопослушания и уважения государственно-правовых институтов





    1. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать:

  • В результате обучения студент должен знать:

  • определение, предмет, метод правовых основ экспертного контроля качества медицинской помощи;

  • организационные основы судебно-медицинской экспертизы;

  • уголовно-процессуальное законодательство и норматив­ные акты, регламентирующие назначение, проведение, докумен­тацию экспертиз, права и обязанности судебно-медицинских экспертов, положения о действиях специалиста в области судеб­ной медицины при производстве первоначальных следственных действий;

  • правила судебно-медицинского исследования трупов, су­дебно-медицинского определения вреда, причиненного здоро­вью, принципы построения судебно-медицинского диагноза и выводов при насильственной смерти и подозрении на нее;

  • основные научные данные об общей и частной судебно-медицинской танатологии;

  • общие вопросы судебно-медицинской травматологии: экспертизы повреждений тупым, острым, огнестрельным оружи­ем, транспортной и другой механической травмы;

  • от других видов внешнего воздействия: действия край­них температур, электричества, отравлений, механической ас­фиксии: а) иметь представление о лабораторных методах судеб­но-медицинского исследования объектов биологического проис­хождения, экспертизе крови, спермы, волос, экспертизе иденти­фикации личности; б) уголовное законодательство в области от­ветственности за преступления против жизни и здоровья граж­дан; ответственности за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения медицинских работников.





Студент должен уметь:

- участвуя в осмотре трупа на месте его обнаружения, ус­тановить факт и давность наступления смерти, фиксировать эти данные при составлении протокола осмотра трупа (определении позы трупа, описании одежды, установлении пола и ориентиро­вочно (на вид) возраста, трупных изменений, повреждений);

  • описывать повреждения механического происхождения в соответствии с принятыми в судебной медицине схемами;

  • обнаруживать, правильно фиксировать и изымать вещест­венные доказательства биологического происхождения, пра­вильно формулировать вопросы перед экспертом, исследующим вещественные доказательства, знать возможности экспертизы;

  • быть знакомым с изъятием, особенностями упаковки и пересылки вещественных доказательств для лабораторных ис­следований (судебно-химического, медико-криминалисти­ческого, судебно-биологического), заполнить постановление о назначении экспертизы;

  • ознакомиться с методикой судебно-медицинской экспер­тизы трупа, потерпевших, подозреваемых и других лиц.

- находить необходимые нормативно- правовые акты, регламентирующие правовые основы экспертного контроля качества медицинской помощи, а также конкретные нормы, затрагивающие правоотношения в отношении качества оказания медицинской помощи.



Студент должен иметь представление о том, как наиболее грамотно и целесообразно необходимо применить закон в конкретной следственной ситуации.




    1. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем)

Перечень последующих дисциплин, видов работ

1. Основы российского уголовно-розыскного права. ОПД.Ф.12. (1 сем.).

2. Уголовный процесс

3. Уголовно-исполнительное право. ОПД.Ф.12. (5 сем.)

4. Административное право. 1сем.

5. Гражданское право. 4-5 сем.

6. Уголовное право. 4-5 сем.

7. Гражданский процесc

1. Международное медицинское право ОПД.Ф.12. (8 сем.)

2. Право граждан на охрану здоровья. ОПД.Ф.12. (8 сем.)

3. Правовые основы медицинского страхования. ОПД.Ф.12. (9 сем.)

4. Правовое регулирование отдельных видов медицинской деятельности. ОПД.Ф.12. (9 сем.)

5. Юридическая ответственность медицинских работников за причинение вреда здоровью. ОПД.Ф.12. (9 сем.)

6. Правовые основы экспертного контроля качества медицинской помощи





  1. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя


Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)

М

Показательный (изложение материала с приемами показа)

П

Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)

Д

Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)

Э

Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)

ПБ

Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)

И

Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)

ПГ

Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения



  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа «Судебно-медицинская экспертиза» iconПрограмма государственной итоговой аттестации по специальности 31....
Программа государственной итоговой аттестации по специальности 31. 08. 10 «Судебно-медицинская экспертиза»

Рабочая программа «Судебно-медицинская экспертиза» iconОбразовательная программа повышения квалификации по специальности:...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«казанский государственный медицинский...

Рабочая программа «Судебно-медицинская экспертиза» iconЛекция №3 Тема: : Судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа
Процессуальные и организационные формы судебно медицинского исследования трупа. Поводы для его производства, его цели и задачи

Рабочая программа «Судебно-медицинская экспертиза» iconРабочая программа по дисциплине Иностранный язык(немецкий) по специальности...
Рабочая программа составлена на основании гос спо и учебного плана специальности: 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских...

Рабочая программа «Судебно-медицинская экспертиза» iconРабочая программа учебной дисциплины документационное обеспечение...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа «Судебно-медицинская экспертиза» iconРабочая программа профессионального модуля пм. 07
Рабочая программа пм. 07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными является частью программы...

Рабочая программа «Судебно-медицинская экспертиза» iconРабочая программа производственной практики пм. 07 Выполнение работ...
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего...

Рабочая программа «Судебно-медицинская экспертиза» iconСтатья Задача государственной судебно-экспертной деятельности Задачей...
Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной...

Рабочая программа «Судебно-медицинская экспертиза» iconРабочая программа пм 04
Пм 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих (младшая медицинская сестра)

Рабочая программа «Судебно-медицинская экспертиза» iconРабочая программа профессионального модуля
ПМ. 07. Выполнение работ по должности служащего младшая медицинская сестра по уходу за больными

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск