Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал


НазваниеПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
страница1/9
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Правительство Российской Федерации

Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет менеджмента

Программа дисциплины

«Психология»

для направления 38.03.02. Менеджмент

подготовки бакалавра

Авторы: Войлокова Елена Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент
Одобрена на заседании кафедры организационной психологии « 10» сентября 2014 г.

Зав. кафедрой – Герасим Амирович Мкртычян
Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «12» сентября 2014 г.

Председатель Ю.В. Кузнецова
Утверждена УМС НИУ ВШЭ

Нижний - Новгород 22 сентября 2014 г.

Председатель: В.М. Бухаров

Нижний Новгород, 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.03.02 «Менеджмент» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Психология».

Программа разработана в соответствии с ОС НИУ ВШЭ по направлению «Менеджмент», образовательной программой 38.03.02 «Менеджмент», рабочим учебным планом университета по направлению 38.03.02 «Менеджмент», утвержденным в 2014 г.

  1. Пояснительная записка

Курс «Психология» является одним из ключевых в общеобразовательной подготовке студентов-менеджеров первого года обучения. С него начинается введение в психологическое образование, на базе которого в следующие годы осуществляется овладение студентами психологическими знаниями и развитие психологической культуры.

В условиях реформирования высшего образования психология становится для специалистов в сфере управления важной профессионально значимой дисциплиной, предназначенной не только для их общей осведомлённости, но и для знакомства с основными психологическими технологиями и методами в профессиональной деятельности. «Психология» как учебная дисциплина в системе подготовки менеджеров связана со следующими общекультурными и психологическими дисциплинами учебного плана специальности: «Философия», «Социальная психология», «Организационная психология», «Культурология», «Организационное поведение».

Цель преподавания дисциплины «Психология» состоит в том, чтобы, опираясь на потребности и возможности студентов, способствовать развитию психологической культуры будущего менеджера.

Это определило образовательные задачи дисциплины:

- ознакомление с наиболее значительными теоретическими и методологическими основами современной психологии;

- формирование на этой основе навыков выявлять в окружающем мире психологические явления и события и умений объяснять их на языке психологии;

- развитие первичных навыков исследовательской работы и умений самостоятельной работы с психологической литературой;

- становление важных профессионально-значимых умений и навыков: самопознания и самооценки; способов познания других людей; умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.

Курс «Психология» состоит из трёх разделов: «Введение в психологию человека», «Мировые психологические школы» и «Основы психологии человека». Основное назначение первого раздела - ввести студентов в методологию изучения психологии: предметное поле, методы и язык научной психологии. Сложность решения этой задачи заключается в том, что студенты должны овладеть языком новой для них науки. У многих студентов первого года обучения представления об основных понятиях психологии, таких, как «личность», «индивидуальность», «характер», «возраст» и др., ни по полноте, ни по объёму не отражают сущностных характеристик. Поэтому при изучении первого раздела важно развитие специальных логических операций, необходимых для работы с понятиями.

Во втором разделе содержится краткий экскурс в историю психологии. В этом разделе курса представлены «имена наиболее крупных психологов прошлого и настоящего с отдельными моментами их личной и научной биографии» (Ю.Гиппенрейтер), а также на историко-культурном материале показаны возможности владения методами научного познания.

При проектировании содержания этого раздела мы руководствовались тем, что будущий специалист должен иметь культурно-исторический контекст понимания развития западноевропейской гуманитаристики, социальной теории и менеджмента. Знания в области мировой психологической мысли могут выступить базой для изучения всего комплекса общественных и гуманитарных наук. Одновременно изучение классического психоанализа, необихевиоризма и гуманистической психологии может служить дополнением к общеобразовательным курсам по культурологии, социологии и философии (например, «Психоаналитические концепции культуры», «Психоанализ в бизнесе»).

Содержание третьего раздела основано на представлениях о гуманитарном характере психологического знания. Психология человека представлена как синтез психологических знаний о человеке из различных отраслей психологии (Б.Г. Ананьев, В.Н. Панферов). Главная задача раздела состоит в выработке «целостного представления о психике человека как условии множественности психологических теорий» (В.М. Розин). Для решения этой задачи привлекаются представления о психическом мире человека из художественной литературы, живописи, киноискусства, метафорические понятия и аргументация по аналогии.

Разные научные психологические школы имеют различные подходы к психологии человека. Понятие о человеке дано в содержании раздела в соответствии с моделью Б.Г. Ананьева: человек-индивид, человек-личность, человек-субъект понимания, общения и труда, человек-индивидуальность

Концептуальная основа курса и принципы отбора содержания лекций и практических занятий сформированы на основе идей и теоретических взглядов Б.Г. Ананьева, В.А. Аверина, Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, В. А. Якунина.

Концепция курса может быть кратко представлена следующими позициями:

1. Главной теоретической основой лекционных занятий является психология человека, понимаемая как синтез психологических знаний о человеке из различных отраслей психологии.

2. Позиция студента в качестве субъекта познавательной деятельности определяет выбор активных форм организации обучения. Ведущей задачей семинаров и практических занятий становится в этом случае идея социального и профессионального становления личности студента, которую мы рассматриваем как форму психического развития.

3. Обучение рассматривается нами как организованная форма социального воздействия и поэтому может быть описано с позиций теории управления. Обучение складывается из целеполагания, информации, прогнозирования, организации исполнения, коммуникации, контроля и коррекции.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями.


ОК -2

Умеет наблюдать, выявлять, и оценивать психологические события и факты, а также прогнозировать их развитие на основе психологических закономерностей


Лекционный курс.

Разработка и решение задач, дискуссии, написание эссе.


Владение культурой мышления, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.


ОК - 5

Способен подготавливать доклады и презентации по исследуемой тематике, умеет излагать материал для научных публикаций


Лекционный курс, проведение семинаров, тренингов, мозговых штурмов, круглых столов, подготовка эссе.


Владение навыками обучения в различных формах, включая самообразование, стремление к личностному и профессиональному саморазвитию в условиях пожизненного обучения и экономики знаний, умение критически оценивать личные достоинства и недостатки.

ОК - 7

Владеет навыками саморегуляции, способен к оценке, планированию, программированию и коррекции своих достоинств и недостатков.

Лекционный курс, психологическое тестирование, тренинги.

Способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д.

ОК -9

Способен подготавливать доклады и презентации по исследуемой тематике, умеет излагать материал для научных публикаций, активно участвует в работе круглых столов, деловых играх, тренингах.

Проведение семинаров, лекций, тренингов, мозговых штурмов, круглых столов.



Владение средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и

укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической

подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной

деятельности

ОК -10

Владеет знаниями о взаимосвязи психики и соматики, способен оценить последствия различных воздействий на здоровье и самочувствие человека. А также может скорректировать режим труда и отдыха, владеет техниками релаксации и борьбы со стрессовыми ситуациями.

Лекционный курс, тренинги.

Способность налаживать и поддерживать социальные взаимоотношения в мультикультурной среде современного общества.

ОК - 13

Владеет знаниями основ теории этноса, этногенеза и этнической истории, традиционных и современных форм жизнедеятельности этносов, особенностей межэтничексой коммуникации, этнической картины мира, этнического сознания.

Лекционный курс, просмотр и анализ художественных фильмов.

Способность предложить организационно - управленческие решения и оценить условия и последствия принимаемых решений.


ПК - 3

Владеет навыками принятия управленческих решений и методиками анализа их последствий.

Написание контрольной работы и выполнение домашних заданий, решение кейсов.


Способность использовать знания о работе с коллективами людей и отдельными работниками в управленческой деятельности.

ПК - 5

Способен применять знания об индивидуальных различиях людей в работе, а также знания закономерностей группового взаимодействия.

Лекционный курс, тренинги, деловые игры, психологическая диагностика


Владение современными технологиями управления персоналом

ПК - 10

Способен переносить знания психологических закономерностей межличностного и группового взаимодействия на ситуации управления персоналом.

Лекционный курс, разработка и решение задач, тренинг.

Способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций.

ПК - 11

Владеет инструментами анализа и проектирования эффективных коммуникационных потоков на разных уровнях: межличностном, групповом и организационном.

Лекционный курс, психологическое тестирование, решение кейсов по теме.

Владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций.

ПК - 12

Способен применять конструктивные методы при разрешении конфликтных ситуаций, знает закономерности управления конфликтами.

Лекционный курс, работа с кейсами, разрешение конфликтных ситуаций.

Умение учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной

ответственности

ПК - 14

Умеет анализировать и оценивать происходящие события и процессы с точки зрения социальной ответственности и занимает активную жизненную позицию.

Лекционный курс.

Разработка и решение задач, дискуссии, написание эссе, анализ кейсов.





  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла, и относится к блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра.

Изучение курса психологических дисциплин в профессиональной подготовке современного специалиста по управлению предполагает наряду с развитием общей психологической культуры формирование общетеоретических основ изучения современной психологии и создание условий для выбора студентом гуманитарных технологий познавательной, а в будущем и профессиональной деятельности. Курс «Психология» в рамках внутри дисциплинарных связей в структуре образовательной программы взаимодействует с социальными и культурологическими дисциплинами (философией, культурологией, системой управленческих практикумов, спецкурсов и спецсеминаров).

Курс «Психология» - дисциплина теоретическая, что делает особо значимыми её межпредметные связи с социальной психологией и другими дисциплинами психологического содержания. Основные положения дисциплины должны быть использованы при изучении профессионально-предметных дисциплин: «Основы менеджмента», «Управление персоналом», «Психология лидерства», «Организационное поведение».

  1. Тематический план учебной дисциплины

№№

п\п


Наименование

разделов и тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ.занятия




Раздел 1. Введение в психологию человека













1

Психология в системе человекознания

10

4

2

4

2

Генезис психологии.

Психология как наука о душе

12

2

2

8

3

Ч Психология как наука о поведении: естественнонаучный идеал в психологии

10

2

2

6

4

Образ мира как объект психологии.

Психология как наука о внутреннем мире человека

12

4

2

6

5

Психология в современном мире. Психология и требования современной культуры

8

2

2

4

6

Методы научной и практической психологии Измерение в психологии.

16

4

4

8

7

Психология развития человека

10

2

2

6




Раздел 2. Мировые психологические школы













8

Психоаналитическая линия в психологии

12

6

2

4

9

Гуманитарный идеал в современной психологии: коммуникативный и экзистенциальный подходы

10

4

2

4

10

Бихевиоризм, его современные версии.

10

4

2

4




Раздел 3. Основы психологии человека













11

Подходы к изучению человека в отечественной психологии. Учение Б.Г. Ананьева о человеке.

6

2

2

2

12

Психологическая характеристика индивида: темперамент, конституция, психодинамические свойства

10

4

2

4

13

Психологическая характеристика личности: потребности, мотивы, способности, характер, самосознание

10

4

2

4

14

Психология человека как субъекта деятельности и общения

8

2

2

4

15

Психология индивидуальности.

8

2

2

4




Итого

152

48

32

72




  1. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Модуль

Параметры

1

2




Текущий

(неделя)

Контрольная работа

6-7 неделя




Письменная работа (80 минут)

Домашнее

задание




3-4

неделя

Домашнее задание

«Наблюдение и наблюдательность»

(Приложение 3)

Итоговый

Экзамен





*


Итоговый тест (90 минут)




    1. Критерии оценки знаний, навыков

Текущий контроль предполагает оценку работы студентов на семинарских занятиях, оценку контрольной работы, оценку выполнения домашнего задания. Оценка работы на семинарских занятиях осуществляется в зависимости от степени участия студента в обсуждении заданий, практических ситуаций, подготовки докладов.

Итоговый контроль – письменный экзамен (тест). По итогам написания тестового задания для получения оценки "10 баллов" студенту необходимо дать 90 % правильных ответов на вопросы теста. Для получения оценки "8-9 баллов" – не менее 80% правильных ответов. "7 баллов" – 70% правильных ответов. "5-6 баллов" – не менее 50% правильных ответов. Менее 50% правильных ответов – оценка ниже 5-ти баллов.

Работа на семинарских занятиях, выполнение контрольной работы, домашнего задания, написание эссе и экзаменационного теста оцениваются по 10-балльной шкале.

    1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в деловых играх, дискуссиях, правильность решения задач на семинаре, степень участия в тренингах, подготовка докладов. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем (Оауд.). А также преподаватель оценивает выполнение контрольной работы (Ок/р) и домашнего задания (Од/з) ( по 10-ти балльной шкале).

Результирующая оценка за текущий контроль составляет текущую оценку (Отекущ..) и учитывает результаты работы студента следующим образом:

W к/р = 0,6; Wд/з = 0,4

Отекущая = 0,6*Ок/р + 0,4*Од/з

Накопленная оценка вычисляется следующим образом:

Онакопленная = 0,7*Отекущая + 0,3*Оаудит.

W текущая. = 0,7; Wауд. = 0,3

Результирующая оценка итогового контроля складывается из накопленной оценки и оценки итогового экзаменационного теста как округленная средневзвешенная оценка с учетом следующих оценок относительной важности:

Wнакопл.= 0,6; Wэкз. = 0,4;

Оср.(окр.)= Онакопл*Wнакопл(0,6)+Оэкз.* Wэкз.(0,4)

На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль, если суммарная оценка за текущий контроль, работу на занятиях и самостоятельную работу с учетом коэффициентов ниже 1,2 балла, или студент получил неудовлетворительную оценку за текущий контроль.

На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле:

Оср.(окр.)= Онакопл.*Wнакопл.(0,6)+Оэкз.* Wэкз.(0,4)+Одоп. вопрос

  1. Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение в психологию человека

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Федерального государственного образовательного автономного учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
...

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров...

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 40. 03. 01 «Юриспруденция»...

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих курс «Развитие личностных компетенций», учебных ассистентов и студентов направления...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск