Урок подготовки к написанию эссе по обществознанию. XI класс


Скачать 94.31 Kb.
НазваниеУрок подготовки к написанию эссе по обществознанию. XI класс
ТипУрок
Приложение 5

Малая группа

Урок подготовки к написанию эссе по обществознанию. XI класс.

Цели урока:

  • Познакомить учеников с концепциями отечественных и зарубежных философов.

  • Дать старшеклассникам общее представление о важности изучения малой группы.

  • Научить школьников применять знания, полученные на уроках, свой личный социальный опыт для решения философских проблем.

  • Научить формулировать свою позицию и обосновывать ее разноплановыми аргументами.

  • Подготовить старшеклассников к написанию эссе на заданную тему.

План урока:

  1. Постановка проблемы.

  2. Ученые о малой группе: понятие и признаки.

  3. Компания друзей как малая группа.

  4. Работа с таблицей.

1. Постановка проблемы.

Организационный момент.

Учитель знакомит своих учеников с афоризмом греческого философа Демокрита «Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим». Перед учениками ставятся следующие задачи:

  • Раскрыть смысл высказывания.

  • Аргументировать свое мнение, используя знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и жизненный опыт. Учитель напоминает, что классу было дано предварительное задание в форме Google-презентации.

  • Записать свои мысли в форме философского эссе.

Для учеников, уже приступивших к изучению темы «Малая группа», бывает очевидным, что афоризм Демокрита связан именно с этим понятием. Таким образом, проблема урока может быть сформулирована (учителем или самими учениками) следующим образом: Насколько значимую роль в жизни человека играют малые группы?

Для того, чтобы аргументы школьников носили научный характер, учитель предлагает им познакомиться с тем, что писали о малой группе отечественные и зарубежные философы. Затем преподаватель выводит на экран интерактивной доски таблицу и предлагает перенести ее на страницу тетради (учитель может заранее подготовить шаблон таблицы на отдельном листе и раздать ее школьникам). Заполнение таблицы параллельно с учителем позволит сохранить полученную на уроке информацию и использовать ее в эссе.

2. Ученые о малой группе: понятие и признаки.

Г.М. Андреева Учитель знакомит школьников с определением, которое дала малой группе известнейший российский ученый, основатель кафедры социальной психологии МГУ Г.М. Андреева: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Значимость группы для личности прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда и через нее (личность) включена во всю систему общественных отношений».

Эта сложная характеристика малой группы становится понятнее после вопроса учителя: в каких коллективах проходит деятельность ученика? Учебная? Трудовая? Культурно-развлекательная? На слайды можно вывести фотографии класса на субботнике, уроке, школьном вечере. Ученики приводят свои примеры. Правильно будет напомнить им об уроках групповой работы. Особенно, если в ходе таких занятий итоговая оценка зависела от работы каждого ученика в группе. Поэтому, если школьники хотели получить хорошую оценку, они требовали от всех одноклассников активного участия в работе. Подобную ситуацию хорошо описывает термин «групповые ожидания»: «Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система "групповых ожиданий". Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов».

Крайне важной характеристикой малой группы является «мы-чувство». Вот как пишет о нем Андреева: «К психологическим характеристикам группы должны быть отнесены такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели. При анализе развития групп и их роли в истории человеческого общества, было установлено, что главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого "мы-чувства".

В качестве примера можно рассказать о российской компании «Яндекс», используя произведение Д. Соколова-Митрича «Яндекс. Книга». Два школьных друга создали не просто успешный бизнес, а компанию-семью, и именно поэтому преуспели. Понимание того, насколько важно наличие в группе «мы-чувства» формируется в ходе дискуссии по следующим вопросам:

  • Можно ли группу людей без «мы-чувства» назвать малой группой?

  • Можно ли сформировать «мы-чувство» искусственно?

  • Что входит в «мы-чувство»?

  • Зачем психологам изучать «мы-чувство»?

  • Можно ли говорить о существовании «мы-чувства» в вашем классе?

Подводя итог дискуссии, учитель выводит на экран интерактивной доски таблицу и вместе с учениками заполняет ее.

Б.Д. Парыгин Борис Дмитриевич Парыгин, основоположник научной социальной психологии, дал свое определение малой группы: «Под малой группой следует понимать немногочисленную общность людей, которые находятся друг с другом в непосредственном (лицом к лицу) психологическом контакте. Являясь средством обособления от других групп, общность служит средством внутригруппового сплочения, внутригрупповой солидарности, спаянности и взаимопонимания. Принято говорить о степени внутренней симпатии, сплоченности и взаимопонимания между общающимися членами группы. Понятию внутренней, духовной общности соответствует чувство «мы» и развитое самосознание групповой принадлежности, связанное с осознанием особенностей, интересов и ценностей данной группы».

Таким образом Б. Парыгин считал, что важным признаком малой группы является внутригрупповая солидарность. Чтобы наполнить это понятие конкретным содержанием, следует обратиться к жизненному опыту школьников, занимающихся командными видами спорта. Учитель задает классу следующие вопросы:

  • Насколько важной в спортивной команде является групповая солидарность?

  • Может ли ее заменить личное стремление каждого к победе?

Ученики могут привести свои примеры роли групповой солидарности в творческих коллективах, командах КВН, группах, участвующих в волонтерском движении.

Понятие групповая солидарность, фамилию философа и наиболее понравившиеся примеры ученики параллельно с учителем заносят в таблицу (табл. 2).

Таблица 2

Аргументы для эссе по теме «Малая группа»

Цитата

«Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим»

Демокрит

Проблема

Как ты понимаешь смысл высказывания?

Круг друзей – это малая группа: особая социальная общность, которая выступает как единое целое. Человек вознаграждается за принадлежность к ней и его работа (учеба) в группе становится эффективнее. Но за поддержку группа требует от человека следовать своему кодексу поведения, отвечать групповым ожиданиям.

Аргументы

Знания из курса обществознания, научные теории, мнения ученых:

Факты общественной жизни, примеры из истории, СМИ, художественной литературы:

Собственный жизненный опыт и наблюдения, которые могут служить подтверждением выбранной точки зрения:

Г.А. Андреева

Непосредственное личное общение – основа для эмоциональных отношений

Мы-чувство и его структура

Групповые ожидания – особый механизм контроля

Б.Д. Парыгин

Непосредственный психологический контакт в малой группе

Внутригрупповая солидарность, спаянность и сплочение – признаки малой группы

Роберт Мертон – Кодексы, регулирующие поведение в малой группе

Референтная группа и группа взаимодействия (иначе группа членства)

Шерлок Холмс и доктор Ватсон: соседи по квартире или малая группа

«Три товарища» - книга и спектакль театра «Современник»

Книга и фильм о Гарри Поттере

Сообщения СМИ о компаниях Яндекс, Google, Apple и тд.

Успешная работа в группе на уроках истории

Как психологические механизмы малой группы способствовали эффективной работе на уроке

Подростковая компания и ее роль в жизни учеников класса

Примеры позитивных групповых санкций в подростковой компании

Роль малой группы в командных видах спорта, которыми занимаются ученики в классе


Термины

Малая группа

Мы–чувство – главная психологическая характеристика группы

Групповые нормы, ценности и санкции

Групповые ожидания

Социальный контроль

Внутригрупповая солидарность – внутренняя духовная общность

Референтные группы и группы членства

Кодекс поведения

Роберт Мертон, Герберт Хаймен (автор термина) Школьникам уже знакомы понятия референтные группы и группы членства. Поэтому преподаватель только уточняет фамилии ученых, использовавших этот термин в своих работах. Так же Мертон выделял такой признак малой группы как кодекс поведения. Ученый писал: «Нет таких групп, в которых отсутствовали бы кодексы, регулирующие поведение».

Таблица для написания эссе по теме «Малая группа»



Дополнительные вопросы позволяют школьникам подобрать собственные примеры. Необходимую для написания эссе информацию учитель записывает на экране ИД, а школьники в тетради.

  • Как называется группа, которая выступает для личности в качестве эталона?

  • Назови группы, которые для тебя являются референтными?

  • Всегда ли они совпадают с группами членства?

  • Можно ли говорить о потере индивидуальности тогда, когда человек следует нормам референтной группы и подчиняется групповым кодексам?

3. Компания друзей как малая группа.

Подтверждение идей, высказанных российскими и зарубежными учеными, мы находим в мировой литературе. Крайний индивидуалист Шерлок Холмс работает с доктором Ватсоном, составляя таким образом малую группу – диаду. В произведении Э.М. Ремарка «Три товарища» друзья поддерживают друг друга и готовы пожертвовать самым дорогим (машина «Карл»). Учитель просит не просто продолжить этот ряд своими примерами, но ответить на дополнительные вопросы. Это поможет раскрыть проблему, «зашифрованную» в афоризме. Перед тем как выслушать устные ответы, преподаватель выводит на доску Google-презентацию, которую ученики сделали заранее (Приложение 1).

  • Приведите собственный пример компании друзей, используя литературные произведения, материалы средств массовой информации, кинематограф, театральные постанови и тд.

  • Докажите, что описанная вами компания является малой группой.

  • Можно ли в этом примере увидеть групповую солидарность, сплоченность и проявление «мы-чувства»?

Как правило, ученики приводят разноплановые примеры: театральную постановку «Три товарища», сообщения СМИ о компаниях Google и Apple, и, обязательно, книги и фильмы о Гарри Поттере. Наиболее удачные примеры заносятся в таблицу.

4. Работа с таблицей.

Подводя итоги урока, преподаватель просит заполнить самую важную часть таблицы, то есть написать, как они понимают смысл высказывания Демокрита. Далее учитель просит желающих озвучить написанное. Если слова учащихся точно и полно отражают смысл цитаты, это служит логичным завершением урока. В противном случае преподаватель делает вывод сам: Круг друзей – это малая группа: особая социальная общность, которая выступает как единое целое. Человек вознаграждается за принадлежность к ней и его работа (учеба) в группе становится эффективнее. Какую же роль должна играть малая группа (круг друзей, класс, команда) в жизни человека? Ведь за поддержку группа требует от человека следовать своему кодексу поведения, отвечать групповым ожиданиям.

Учитель задает домашнее задание: написать дома философское эссе по афоризму Демокрита, используя заполненную таблицу (или повторить ее дома и приготовиться писать эссе в классе).

Литература для подготовки к уроку:

  • Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1999.

  • Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006.

  • Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. М., 2006.

  • Общая социология. Учебное пособие. /Под ред. А.Г. Эфендиева. М., 2000.

  • Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб, 2003.

  • Соколов-Митрич Д. Яндекс. Книга. М., 2014

  • http://psylib.org.ua/books/andrg01/index.htm

Приложение 1.

Малая группа

Подготовка к написанию эссе

Задание для тех, кому эта тема интересна:

Внимание! Для выполнения этого задания у вас должен быть собственный аккаунт в Google.

Зайдите по ссылке на мой аккаунт в Google.

https://docs.google.com/presentation/d/1IcqlUNYq7nuV9367coUSK6auprtFQrYpZ64yOVatTac/edit?usp=sharing

Создайте два слайда в общей презентации. На первом разместите в таблице свои примеры к эссе по теме «Малая группа». На втором - иллюстрацию к художественному произведению, фотографию социального события, картинку и тд.

Не забудьте подписать слайд.

Цитата для эссе:

«Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим» (Демокрит).

Внимание! Комментируя чужие слайды (а у вас есть такая возможность), не забывайте правила этикета.

Похожие:

Урок подготовки к написанию эссе по обществознанию. XI класс iconЭлективный курс 11 класс Пояснительная записка: программа элективного...
Егэ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и...

Урок подготовки к написанию эссе по обществознанию. XI класс iconПодготовка к егэ по обществознанию (элективный курс)
Егэ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и...

Урок подготовки к написанию эссе по обществознанию. XI класс icon«Почта пришла»
Краткий анонс: Данный урок немецкого языка урок обучения написанию письма зарубежному партнёру. Урок разработан с применением системно-деятельностного...

Урок подготовки к написанию эссе по обществознанию. XI класс iconРабочая программа факультатива по обществознанию для 11 класса Составитель:...
Егэ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и...

Урок подготовки к написанию эссе по обществознанию. XI класс iconТематическое планирование 10 класс
Практическая работа с документами (Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников по обществознанию;...

Урок подготовки к написанию эссе по обществознанию. XI класс iconУрок химии в 8 классе «Скорость химической реакции»
Мастер-класс «Урок в пространстве отношений». Учитель химии и биологии Колпакова В. В

Урок подготовки к написанию эссе по обществознанию. XI класс iconУрок по теме: "Паскаль. Квадратная матрица". 11-й класс
Урок по теме “Квадратная матрица” входит в состав содержательной линии “Информационные технологии”

Урок подготовки к написанию эссе по обществознанию. XI класс iconМетодические указания по написанию и оформлению эссе и выпускных...
...

Урок подготовки к написанию эссе по обществознанию. XI класс iconОткрытый урок по обществознанию в 11 классе
Научатся определять, что такое межнациональные отношения, выявлять причины межнациональных конфликтов и анализировать их, уважительно...

Урок подготовки к написанию эссе по обществознанию. XI класс iconУрок 36/1 7 класс Урок по теме "Географическое положение Антарктиды....
Цели: Продолжить формирования понятия "физико-географическое положение материка". Продолжить формирование умения работы с картами...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск