Скачать 94.31 Kb.
|
Приложение 5 Малая группа Урок подготовки к написанию эссе по обществознанию. XI класс. Цели урока:
План урока:
1. Постановка проблемы. Организационный момент. Учитель знакомит своих учеников с афоризмом греческого философа Демокрита «Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим». Перед учениками ставятся следующие задачи:
Для учеников, уже приступивших к изучению темы «Малая группа», бывает очевидным, что афоризм Демокрита связан именно с этим понятием. Таким образом, проблема урока может быть сформулирована (учителем или самими учениками) следующим образом: Насколько значимую роль в жизни человека играют малые группы? Для того, чтобы аргументы школьников носили научный характер, учитель предлагает им познакомиться с тем, что писали о малой группе отечественные и зарубежные философы. Затем преподаватель выводит на экран интерактивной доски таблицу и предлагает перенести ее на страницу тетради (учитель может заранее подготовить шаблон таблицы на отдельном листе и раздать ее школьникам). Заполнение таблицы параллельно с учителем позволит сохранить полученную на уроке информацию и использовать ее в эссе. 2. Ученые о малой группе: понятие и признаки. Г.М. Андреева Учитель знакомит школьников с определением, которое дала малой группе известнейший российский ученый, основатель кафедры социальной психологии МГУ Г.М. Андреева: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Значимость группы для личности прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда и через нее (личность) включена во всю систему общественных отношений». Эта сложная характеристика малой группы становится понятнее после вопроса учителя: в каких коллективах проходит деятельность ученика? Учебная? Трудовая? Культурно-развлекательная? На слайды можно вывести фотографии класса на субботнике, уроке, школьном вечере. Ученики приводят свои примеры. Правильно будет напомнить им об уроках групповой работы. Особенно, если в ходе таких занятий итоговая оценка зависела от работы каждого ученика в группе. Поэтому, если школьники хотели получить хорошую оценку, они требовали от всех одноклассников активного участия в работе. Подобную ситуацию хорошо описывает термин «групповые ожидания»: «Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система "групповых ожиданий". Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов». Крайне важной характеристикой малой группы является «мы-чувство». Вот как пишет о нем Андреева: «К психологическим характеристикам группы должны быть отнесены такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели. При анализе развития групп и их роли в истории человеческого общества, было установлено, что главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого "мы-чувства". В качестве примера можно рассказать о российской компании «Яндекс», используя произведение Д. Соколова-Митрича «Яндекс. Книга». Два школьных друга создали не просто успешный бизнес, а компанию-семью, и именно поэтому преуспели. Понимание того, насколько важно наличие в группе «мы-чувства» формируется в ходе дискуссии по следующим вопросам:
Подводя итог дискуссии, учитель выводит на экран интерактивной доски таблицу и вместе с учениками заполняет ее. Б.Д. Парыгин Борис Дмитриевич Парыгин, основоположник научной социальной психологии, дал свое определение малой группы: «Под малой группой следует понимать немногочисленную общность людей, которые находятся друг с другом в непосредственном (лицом к лицу) психологическом контакте. Являясь средством обособления от других групп, общность служит средством внутригруппового сплочения, внутригрупповой солидарности, спаянности и взаимопонимания. Принято говорить о степени внутренней симпатии, сплоченности и взаимопонимания между общающимися членами группы. Понятию внутренней, духовной общности соответствует чувство «мы» и развитое самосознание групповой принадлежности, связанное с осознанием особенностей, интересов и ценностей данной группы». Таким образом Б. Парыгин считал, что важным признаком малой группы является внутригрупповая солидарность. Чтобы наполнить это понятие конкретным содержанием, следует обратиться к жизненному опыту школьников, занимающихся командными видами спорта. Учитель задает классу следующие вопросы:
Ученики могут привести свои примеры роли групповой солидарности в творческих коллективах, командах КВН, группах, участвующих в волонтерском движении. Понятие групповая солидарность, фамилию философа и наиболее понравившиеся примеры ученики параллельно с учителем заносят в таблицу (табл. 2). Таблица 2 Аргументы для эссе по теме «Малая группа»
Роберт Мертон, Герберт Хаймен (автор термина) Школьникам уже знакомы понятия референтные группы и группы членства. Поэтому преподаватель только уточняет фамилии ученых, использовавших этот термин в своих работах. Так же Мертон выделял такой признак малой группы как кодекс поведения. Ученый писал: «Нет таких групп, в которых отсутствовали бы кодексы, регулирующие поведение». Таблица для написания эссе по теме «Малая группа» Дополнительные вопросы позволяют школьникам подобрать собственные примеры. Необходимую для написания эссе информацию учитель записывает на экране ИД, а школьники в тетради.
3. Компания друзей как малая группа. Подтверждение идей, высказанных российскими и зарубежными учеными, мы находим в мировой литературе. Крайний индивидуалист Шерлок Холмс работает с доктором Ватсоном, составляя таким образом малую группу – диаду. В произведении Э.М. Ремарка «Три товарища» друзья поддерживают друг друга и готовы пожертвовать самым дорогим (машина «Карл»). Учитель просит не просто продолжить этот ряд своими примерами, но ответить на дополнительные вопросы. Это поможет раскрыть проблему, «зашифрованную» в афоризме. Перед тем как выслушать устные ответы, преподаватель выводит на доску Google-презентацию, которую ученики сделали заранее (Приложение 1).
Как правило, ученики приводят разноплановые примеры: театральную постановку «Три товарища», сообщения СМИ о компаниях Google и Apple, и, обязательно, книги и фильмы о Гарри Поттере. Наиболее удачные примеры заносятся в таблицу. 4. Работа с таблицей. Подводя итоги урока, преподаватель просит заполнить самую важную часть таблицы, то есть написать, как они понимают смысл высказывания Демокрита. Далее учитель просит желающих озвучить написанное. Если слова учащихся точно и полно отражают смысл цитаты, это служит логичным завершением урока. В противном случае преподаватель делает вывод сам: Круг друзей – это малая группа: особая социальная общность, которая выступает как единое целое. Человек вознаграждается за принадлежность к ней и его работа (учеба) в группе становится эффективнее. Какую же роль должна играть малая группа (круг друзей, класс, команда) в жизни человека? Ведь за поддержку группа требует от человека следовать своему кодексу поведения, отвечать групповым ожиданиям. Учитель задает домашнее задание: написать дома философское эссе по афоризму Демокрита, используя заполненную таблицу (или повторить ее дома и приготовиться писать эссе в классе). Литература для подготовки к уроку:
Приложение 1. Малая группа Подготовка к написанию эссе Задание для тех, кому эта тема интересна: Внимание! Для выполнения этого задания у вас должен быть собственный аккаунт в Google. Зайдите по ссылке на мой аккаунт в Google. https://docs.google.com/presentation/d/1IcqlUNYq7nuV9367coUSK6auprtFQrYpZ64yOVatTac/edit?usp=sharing Создайте два слайда в общей презентации. На первом разместите в таблице свои примеры к эссе по теме «Малая группа». На втором - иллюстрацию к художественному произведению, фотографию социального события, картинку и тд. Не забудьте подписать слайд. Цитата для эссе: «Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим» (Демокрит). Внимание! Комментируя чужие слайды (а у вас есть такая возможность), не забывайте правила этикета. |
Егэ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и... | Егэ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и... | ||
Краткий анонс: Данный урок немецкого языка урок обучения написанию письма зарубежному партнёру. Урок разработан с применением системно-деятельностного... | Егэ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и... | ||
Практическая работа с документами (Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников по обществознанию;... | Мастер-класс «Урок в пространстве отношений». Учитель химии и биологии Колпакова В. В | ||
Урок по теме “Квадратная матрица” входит в состав содержательной линии “Информационные технологии” | ... | ||
Научатся определять, что такое межнациональные отношения, выявлять причины межнациональных конфликтов и анализировать их, уважительно... | Цели: Продолжить формирования понятия "физико-географическое положение материка". Продолжить формирование умения работы с картами... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |