Подготовка к егэ по обществознанию (элективный курс)


Скачать 153.99 Kb.
НазваниеПодготовка к егэ по обществознанию (элективный курс)
ТипЭлективный курс
filling-form.ru > Бланки > Элективный курс
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (элективный курс)

Пояснительная записка: программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе.

Цель курса: совершенствование методики преподавания обществознания при подготовке учащихся к ЕГЭ

Задачи курса:

Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;

Формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников.

Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.

Содержание курса включает

Информацию о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию;

Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления;

Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.

В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ.

Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов.

Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам. Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников. Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.

Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;

Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий уровня А, В, С; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;

Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.

Содержание программы:

1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (2ч).

ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).

2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (20 ч.).

2.1 Содержательные линии "Человек и общество": ключевые понятия и трудные вопросы (4 ч).Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни. Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории. Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий

2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях "Человек. Познание" (3 ч.)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание. Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации) Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.

2.3 "Социальные отношения": обзор основных позиций, сложные вопросы (3 ч).

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России. Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук. Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.

2.4 Содержательная линия "Экономика" (3 ч.).

Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.

2.5 Содержательная линия "Политика"

Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (3 ч.). Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие. Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по данному содержательному блоку. Тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку.

2.6 "Право": основные теоретические положения содержательной линии (4 ч.).

Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура. Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку.

3.Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ (10 ч.).

3.1 Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий А и В (2 ч.).

Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий закрытого типа части 1 (А): на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности. Анализ выполнения заданий части 2 (В) с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.

3.2 Общая характеристика заданий части 3 (С). Особенности заданий С1-С4 (2 ч).

С1-С4 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.

3.3 Специфика заданий С5-С8 (3 ч).

С5 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте. С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений. С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. С8 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.

3. 4 Эссе как творческая работа выпускника (3 ч).

С9 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.

3.5 Итоговая контрольная работа (1ч.)

Учебно-тематический план курса 34 часа



Тема занятия

Кол-во час

Тип занятия

Дата проведения

примечание

План

Факт

1

Введение. ЕГЭ по обществознанию

1

Вводная лекция

2 нед сент







2

Структура и содержание экзаменационной работы

1

практикум

3 нед сент







3

Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ 2011-12

1

(промежуточный контроль)

4 нед сент







4

Содержательные линии «Человек и общество».

1

Лекция

1нед окт







5

Ключевые понятия «Человек и общество»

1

Семинар

2нед окт







6

Тренинг по линии «Человек и общество»

1

Тренинг

3нед окт







7

Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа.

1

Практикум

4нед окт







8

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание»

1

лекция

2нед нояб







9

Особенности заданий на выбор из двух суждений «Познание»

1

практикум

3нед нояб







10

Задания на сравнение близких понятий «Познание»

1

тренинг

4нед нояб







11

Задания на завершение схем «Познание»

1

практикум

1 нед дек







12

«Социальные отношения»: обзор основных позиций

1

лекция

2нед дек







13

Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом.

1

Лабораторная работа

3 нед дек







14

Особенности заданий с выбором одного варианта ответа «Социальные отношения»

1

практикум

4 нед дек







15

Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»

1

лекция

2нед янв







16

Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений «Экономика»

1

семинар

3нед янв







17

Специфика заданий на классификацию «Экономика»

1

практикум

4нед янв







18

Задания на распределение позиций по группам и установление соответствия «Экономика»

1

практикум

1 нед фев







19

Содержательная линия «Политика».

1

лекция

1 нед фев







20

Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов линии «Политика»

1

семинар

2 нед фев







21

Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. Линия «Политика»

1

практикум

3 нед фев







22

«Право»: основные теоретические положения

1

лекция

4 нед фев







23

Эссе как тип экзаменационного задания на ЕГЭ по обществознанию

1

семинар

1нед марта







24

Структура и специфика заданий на анализ документа по линии «Право»

1

практикум

2нед марта







25

Решение контрольно-тренировочных заданий на установление соответствия по линии «Право»

1

практикум

3нед марта







26

Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ

1

лекция

1 нед апр







27

Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения

1

Практикум, промежуточный контроль

2 нед апр







28

Общая характеристика заданий части 3 (С).

1

лекция

3 нед апр







29

Особенности заданий С1-С4 2

1

практикум

4 нед апр







30

Специфика заданий С5-С8

1

семинар

1 нед мая







31

Эссе (С9) как творческая работа выпускника

1

практикум

2 нед мая







32

Структура и специфика заданий на анализ документа

1

семинар

3 нед мая







33

Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию

1

семинар

4нед мая







34

Итоговое занятие

1

Тестирование в формате ЕГЭ

4нед мая







Резерв 2 часа

Литература

  1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2007.

  2. Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2010.

  3. ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2009

  4. ЕГЭ-2007: Обществознание реальные варианты. Федеральный институт педагогических измерений. /Авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

  5. ЕГЭ 2007.Обществознание. Сборник заданий. / Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, Эксмо, 2009.

  6. ЕГЭ-2008. Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2010.

  7. ЕГЭ 2008. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л. Рутковская. М.: Эксмо, 2010.

  8. Единый государственный экзамен 2009. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2009.

  9. ЕГЭ-2009: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2008.

  10. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2008.

  11. Лазебникова А.Ю ЕГЭ-2007: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

  12. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2007, 2008.

  13. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе.- 2009.- № 10.

  14. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. // ОКО. Оценка качества образования. – 2008.- № 6.

  15. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

  16. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

  17. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Человек. Познание». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

  18. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

  19. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Политика». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

  20. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Социальные отношения». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

  21. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Право». /П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

  22. www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавани

Похожие:

Подготовка к егэ по обществознанию (элективный курс) iconЭлективный курс 11 класс Пояснительная записка: программа элективного...
Егэ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и...

Подготовка к егэ по обществознанию (элективный курс) iconЭлективный курс по английскому языку «Подготовка к егэ. Раздел Лексика...
Курс «Подготовка к егэ по английскому. Раздел Use of English (Лексика и грамматика)» предназначен в качестве элективного для учащихся...

Подготовка к егэ по обществознанию (элективный курс) iconПрограмма: Тип программы
Егэ. Егэ по обществознанию относится к экзаменам по выбору и входит в число тех предметов, которые являются наиболее востребованным....

Подготовка к егэ по обществознанию (элективный курс) iconЭлективный курс по русскому языку
«доступа» к экзаменам за курс основного общего образования, а также выполнения заданий 24-25 в 11 классе (егэ). Она не может быть...

Подготовка к егэ по обществознанию (элективный курс) iconОбъявляет набор на 1-й курс обучения
Егэ (единый государственный экзамен): по русскому языку; истории; обществознанию

Подготовка к егэ по обществознанию (элективный курс) iconЭлективный курс выполняет одну из главных функций современного образования...
Элективный курс предназначен для реализации в старших классах средней общеобразовательной школы, носит междисциплинарный характер....

Подготовка к егэ по обществознанию (элективный курс) iconЭлективный курс по обществознанию (правоведение) для 10 класса «Права...
«найти», вставьте в строку поиска скопированное название и кликните в этой же рамке на иконку «найти далее». Программа покажет вам...

Подготовка к егэ по обществознанию (элективный курс) iconПрограмма элективного курса «Подготовка к егэ по обществознанию студентов спо»
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Экономический колледж»

Подготовка к егэ по обществознанию (элективный курс) iconРабочая программа факультатива 10-11классы «Подготовка к егэ по обществознанию»
Программа факультатива предназначена для учащихся 10-11 классов, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в вуз в форме егэ...

Подготовка к егэ по обществознанию (элективный курс) iconПрограмма подготовки к егэ и гиа в мбоу сош №4 на 2013-2014 учебный год
Целью программы является эффективная подготовка выпускников к егэ по обязательным предметам: русскому языку и математике, а так же...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск