МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования «Московская высшая школа социальных и экономических наук»
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ НА ОСНОВАНИИ ДАННЫХ»
Москва, 2015 год
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ИНФОРМАЦИЯ О ПРОГРАММЕ 6
О ФАКУЛЬТЕТЕ 6
Результаты деятельности факультета 7
ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 9
ОРГАНИЗАЦИОННО-УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 9
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 10
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 11
ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ И ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ СЛУШАТЕЛЯ 12
ЗАВЕРШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 13
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ 14
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ЭССЕ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ 15
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. О ПЛАГИАТЕ 18
ПРИЛОЖЕНИЕ №3. ШКАЛА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ 20
ПРОЦЕДУРЫ И ПРАВИЛА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 24
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ 24
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ОЦЕНИВАНИЕ 24
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ 28
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ 33
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 37
КУРСЫ ПО ВЫБОРУ 41
НАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОГРАММЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 41
ИЗМЕРЕНИЕ И ЕГО ОБЩЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ 45
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 49
ВНУТРИКЛАССНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ 53
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ 57
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ: ПРАКТИКУМ 60
ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 64
Из всего вышеизложенного, вытекают критерии оценки работы, их «удельный вес» в итоговой оценке. 66
ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СТАТИСТИКУ 68
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ: ИНФРАСТРУКТУРА И ЛОГИСТИКА 72
ИНФОРМАЦИЯ О ПРОГРАММЕ В 2000 году Московская высшая школа социальных и экономических наук выступила с инициативой создания Центра изучения образовательной политики (ныне факультет «Менеджмент в сфере образования»).
О ФАКУЛЬТЕТЕ Факультет готовит высококвалифицированных, владеющих современными методами управленцев, менеджеров, аналитиков и экспертов в области образования, способных решать проблемы локального, регионального и национального уровней. Современное российское образование все больше нуждается в управленцах, менеджерах, различного уровня способных реализовывать образовательную политику страны на своих местах, принимать решения и обеспечивать реализацию национальных проектов на высоком качественном уровне. В соответствии с этой целью, программой факультета решаются следующие задачи:
Приобретение слушателями факультета систематизированных углубленных знаний в сфере образовательной политики с помощью курсов по широкому спектру проблем, связанных с образовательной политикой. Кроме интенсивных курсов лекций для этой цели проводятся мастер-классы ученых, работающих в сфере образования и видных деятелей системы образования.
Приобретение слушателями навыков анализа и экспертизы собственного опыта для формирования образовательной политики в регионе и использования в ходе разработки и реализации проектов. Для решения этих задач в учебную программу включены курсы по методологии социальных исследований и социальному проектированию, участие слушателей в дискуссиях и реализация собственных практико-ориентированных образовательных и исследовательских проектов.
Получение слушателями навыков дальнейшей передачи приобретенных знаний с помощью курсов и тренингов по современным образовательным технологиям и интенсивным обучающим методикам. В дальнейшем каждый из слушателей сможет работать в качестве тьютора у себя в регионе.
Получение слушателями управленческих навыков: это и навыки управления своим временем, навыки публичного выступления, умение вести беседу, отстаивать свою позицию, навыки письменной коммуникации, составления деловых отчетных материалов: SWOT анализов, бизнес-планов, аналитических отчетов, оценочных докладов, планов проведения сравнительных исследований и многого другого. На эту задачу работают и ряд курсов, и возможность участия в конференции факультета, участие в организационно-деловой игре, выездное экспертное мероприятие.
По завершении обучения наши выпускники профессионально подготовлены к работе в качестве управленцев, аналитиков, экспертов, тренеров-консультантов, которые:
Хорошо понимают, как формируется образовательная политика, в чем разница между “Politics” (политическое взаимодействие групп интересов внутри образовательной сферы) и “Policy” (стратегия и определение путей достижения поставленных целей), как образовательная политика соотносится с социальной политикой государства, что в мире понимается под «формированием образовательной политики», что должно приниматься во внимание при разработке образовательной политики (“Policy”), как она вырабатывается, с помощью каких механизмов и рычагов реализуется;
Умеют анализировать факторы, влияющие на формирование образовательной политики, как в теории, так и на практике – в стране в целом и в конкретном регионе;
Обладают навыком изучения и анализа текстов, а также самостоятельной подготовки текстов: официальных документов, аналитических записок и докладов, иных профессиональных текстов;
Умеют критически анализировать собственный опыт, находить ошибки и искать оптимальные решения;
Умеют сформировать экспертную позицию по той или иной проблеме, умеют изложить ее письменно, а устно представить так, чтобы она была понята и принята теми, кто принимает решения;
Не будучи социологом, юристом, экономистом или историком образования, выпускники программы ориентируются в том, как социальные науки (дисциплины, сферы деятельности) преломляются в сфере образования. А отсюда – какую работу можно заказать социологам при формировании образовательной политики (или при создании нового образовательного проекта, в начале любой инновации), какие экономические факторы нужно принять во внимание при планировании образовательного эксперимента в регионе и т.п.;
Умеют самостоятельно реализовывать свои идеи и результаты своих теоретических построений в форме образовательных проектов, владеют навыками SWOT-анализа, знают теорию принятия решений и разрешения проблем, теорию и практику управления изменениями и проектного менеджмента;
Умеют преставление о том, что такое «социальные исследования», включая “action research”, понимают, что это эффективный инструмент, способ планирования практической деятельности;
Хорошо знакомы с методами обучения преподавателей применению IT-технологий в образовательном процессе;
Самостоятельно планируют, разрабатывают и реализуют содержание учебных программ, ориентированных на включение IT-технологий в образовательный процесс, управление системой образования на различных уровнях;
Являются экспертами-аналитиками и/или разработчиками проектов информатизации учреждений социальной сферы (в первую очередь государственных и негосударственных учреждениях системы образования) и т.д.
|