Структурные подразделения службы
социально-психолого-педагогического сопровождения. Структура службы СППС представлена следующими подразделениями:
психологическое;
социальное;
педагогическое
Практическое взаимодействие специалистов подразделений осуществляется через психолого-медико-педагогический консилиум. Психолого-медико-педагогический консилиум
детского дома- школы. 1. Цели и задачи консилиума. 1.1.Психолого-медико-педагогический консилиум детского дома-школы создается приказом руководителя детском дома-шклы. 1.2.Психолого-медико-педагогический консилиум в детском доме -школе (в дальнейшем ПМП(к)) является структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием и обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе воспитанников детского дома-школы с различными отклонениями в развитии, приводящими к социальной и школьной дезадаптации. 1.3.Порядок деятельности ПМП(к), организация и контроль за его работой определяются приказами директора детского дома-школы, должностными инструкциями специалистов консилиума. 1.4.ПМП(к) детского дома –школы для обеспечения своей деятельности может привлекать специалистов массовых и специальных (коррекционных) школ, дошкольных образовательных учреждений, Домов ребенка и др. учреждений. 1.5.Цель консилиума: создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные социально-психологические и педагогические условия жизнедеятельности для детей с адаптационными трудностями, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. 1.6.Задачи консилиума:
комплексное обследование детей дошкольного и школьного возраста, имеющих отклонения в развитии, трудности в обучении и адаптации, с целью организации приемов реабилитации и обучения в соответствии с индивидуальными возможностями;
выявление потенциальных возможностей ребенка, разработка рекомендаций по организации учебно-воспитательной работы;
проектирование оптимальной для развития воспитанников программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения;
отслеживание динамики в психофизическом развитии детей, оформление документации, отражающей актуальное развитие ребенка, изменение показателей его состояния;
разработка мер профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация здоровьесберегающего пространства в детском доме -школе;
организация взаимодействия между специалистами ССПС, воспитателями детского дома-школы, педагогическим коллективе.
2. Структура и организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума детского дома
2.1. В состав ПМП(к) входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальные педагоги, логопеды, старший воспитатель, врач (педиатр).
Прием детей на консилиум осуществляется как по инициативе специалистов СППС, так и по инициативе воспитателей групп, педагога класса или воспитателя дошкольной группы, в котором обучается (воспитывается) ребенок.
При обследовании ребенка на консилиуме его специалистами должны быть представлены следующие документы:
представления на ребенка (от каждого специалиста СППС, в которых должна быть отражена проблема, возникшая при сопровождении этого ребенка);
педагогическая характеристика на ребенка, заверенная заместителем директора по УВР детского дома - школы;
характеристика на ребенка от воспитателя;
протоколы обследования, листы динамического контроля, если ребенок поступил по заключению психолого-медико-педагогической консультации;
история развития ребенка (МФ № 26).
Обследование ребенка до консилиума проводится каждым специалистом СППС индивидуально.
По результатам обследований специалистов составляются характеристики по определенной форме (см. приложение)
На основании характеристик специалистов коллегиально выявляется актуальная проблема развития ребенка, составляется заключение консилиума и разрабатывается индивидуальная программа социально-психолого-педагогического сопровождения ребенка либо специалистом по ведущему дефекту ребенка либо группой специалистов, если ребенок имеет отклонения по нескольким направлениям развития: речевому, психическому, личностному. Индивидуальная программа социально-психолого-педагогического сопровождения утверждается ПМПк.
С индивидуальной программой СППС знакомятся специалисты службы СППС и воспитатели групп. Председатель и специалисты консилиума несут ответственность за конфиденциальность информации о ребенке.
Степень решенности индивидуальной проблемы ребенка и эффективность программы сопровождения обсуждается на консилиуме каждые 3 месяца. В случае необходимости проектируются новые методы реабилитации и коррекции.
В консилиуме ведется следующая документация:
журнал записи и учета детей, прошедших консультацию;
характеристики специалистов на ребенка и индивидуальная программа СПП сопровождения с динамическими записями;
список специалистов консилиума;
3. Порядок подготовки и проведения консилиума.
Консилиумы подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановые консилиумы проводятся раз в три месяца, в соответствии с графиком обследования. Задачи планового консилиума: определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей, имеющих проблемы в развитии; выработка согласованных решений по определению коррекционно-развивающего маршрута ребенка; динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов, ведущих с данным ребенком коррекционно-развивающую работу, и воспитателей семей. Поводом для внепланового консилиума является выявление или возникновение новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие ребенка, отрицательная динамика его развития и обучения. Задачами внепланового консилиума являются:
решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
изменение ранее проводимой психолого-медико-педагогической программы в случае ее неэффективности.
При проведении консилиума специалисты докладывают свои заключения по ребенку, после чего оформляется протокол консилиума. Каждый специалист, участвующий в коррекционно-развивающей и консультативной работе, в устной форме дает свое заключение о ребенке. Последовательность устанавливает председатель.
Рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно-развивающей работы, утвержденные консилиумом, являются обязательными для всех специалистов, работающих с ребенком.
Протокол консилиума оформляется не позднее, чем через 2 дня после его проведения и подписывается всеми специалистами, участвующими в консилиуме.
Психологическое подразделение. Основные цели и задачи деятельности педагога-психолога детского дома
Цель: создание условий для полноценного психического развития детей, организация коррекционной работы по преодолению последствий неблагополучного социального опыта и обстоятельств жизни воспитанников.
Задачи:
проведение диагностического исследования уровня психофизического развития ребёнка на момент поступления его в детский дом школу;
обеспечение оптимальных условий для психологической адаптации, реабилитации воспитанников;
профилактика и устранение психологических причин нарушений в обучении и воспитании;
содействие ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношения со сверстниками, учителями, воспитателями, кровными родственниками.
Организация работы педагога-психолога детского дома-школы.
Деятельность педагога-психолога детского дома регламентируется: Письмом Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 г., №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения». Рабочая нагрузка педагога - психолога составляет 36 часов в неделю, из них:
на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с воспитанниками; на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и законными представителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18 часов в неделю;
остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчётной документации и др.)
Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в детском доме-школе (при обеспечении администрацией детского дома-школы необходимых условий работы с учётом специфики и требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за его пределами, что должно быть предусмотрено правилами внутреннего распорядка.
Основные направления психологического сопровождения в детском доме -школе:
Профилактика.
Диагностика (индивидуальная и групповая диагностика).
Консультирование (индивидуальное и групповое).
Развивающая работа (индивидуальная и групповая).
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
Психологическое просвещение: формирование психологической культуры и компетентности педагогов.
Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы психолога детского дома-школы, соответствуют требованиям к распределению рабочего времени психолога образовательного учреждения массового типа, но, при необходимости, больше внимания уделяется индивидуальным занятиям, ввиду особенностей эмоционального и личностного развития детей, воспитывающихся вне семьи.
Свою деятельность педагог-психолог осуществляет в соответствии с расписанием, утвержденным администрацией детского дома.
Педагоги-психологи ведут учёт проводимой работы по следующим формам, изложенным в Письме Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001г., № 29/1886-6:
1. Перспективный план работы педагога-психолога.
2. Заключение по результатам проведённого психодиагностического исследования .
3.Журнал учета консультаций психолога.
4. Журнал учёта групповых форм работы.
5.Карта психолого-медико-социальной помощи ребёнку.
6.Программа коррекционно-развивающей работы психолога с группой.
7. Планы коррекционно-развивающих занятий.
8. Аналитический отчёт о работе за год.
Социальное подразделение В социальное подразделение входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальные педагоги детского дома-школы. Цель работы социальной службы детского дома-школы:
Целью работы социальной службы ПДДШ является правовая защита и обеспечение оптимальных условий социальной адаптации воспитанников.
Содержание работы социальной службы:
диагностика условий проживания воспитанника до поступления в детский дом –школу (семейные условия проживания, проживание в Доме ребенка, в социальном приюте и др.), определение специфики социального окружения, влияющего на процесс развития личности, проведение мероприятий по социальной адаптации вновь прибывших воспитанников и детей, помещенных в патронатные семьи, осуществление контроля за процессами адаптации, обучения и проживания воспитанников, проживающих в детском доме-школе, выпускников;
определение социального статуса ребенка в детском доме-школе, проведение регулярной работы с личными делами воспитанников с целью определения путей реализации защиты его интересов, защита прав и интересов воспитанников в правоохранительных органах от имени детского дома-школы, в том числе жилищных и имущественных (по доверенности);
проведение работы по посещению воспитанников, находящихся вне стен детского дома-школы (в образовательных, медицинских учреждениях) для компенсирования уровня депривации;
организация индивидуальной работы с воспитанниками по социальному самоопределению;
организация правового воспитания воспитанников детского дома (воспитательские часы, консультации, досуговые мероприятия);
выявление и диагностика фактов асоциального поведения и обеспечения его своевременной коррекции (см. приложение);
взаимодействие с другими педагогическими службами детского дома-школы(психологической, педагогической) в целях организации комплексного подхода к коррекционно-педагогической деятельности с воспитанниками детского дома-школы, имеющими трудности развития, обучения и поведения; профилактика социальной дезадаптации, в том числе правонарушений, бродяжничества, алкоголизма наркомании воспитанников, безработицы выпускников с привлечением социально-юридических и медико-психологических служб;
выступления на педагогических советах, методических объединениях и других совещаниях по вопросам социальной защиты; проведение консультаций, совещаний с работниками детского дома-школы по вопросам социальной защиты воспитанников и выпускников детского дома.
Рабочая нагрузка социального педагога детского дома-школы– 6 часов в день при 6 дневной рабочей неделе. График работы специалист составляет самостоятельно, исходя из задач и интересов учреждения. Расписание и план работы утверждаются директором детского дома-школы.
Педагогическое подразделение В педагогическое подразделение входят учителя-логопеды и другие педагоги детского дома-школы. Основные цели и задачи деятельности учителя-логопеда детского дома
Цель: организация профилактической и коррекционной работы по преодолению речевых нарушений воспитанников
Задачи:
выявление, квалификация и коррекция речевых нарушений у воспитанников детского дома-школы;
развитие коммуникативной функции речи воспитанников;
в рамках профилактической работы обследование речи всех детей детского дома-школы, обучающихся в 1 – 4 классах;
разъяснение и пропаганда логопедических знаний среди педагогов детского дома-школы, участие в работе ПМПк;
осуществление взаимодействия со специалистами ПМПК, с педагогами образовательных учреждений по вопросам освоения учащимися с нарушениями речи образовательных программ;
оснащение логопедического кабинета пособиями, необходимыми для логопедических занятий, их пополнение и систематизация.
Организация работы учителя-логопеда детского дома.
Деятельность учителя-логопеда детского дома-школы регламентируется следующими нормативными документами: Письмом Министерства образования РФ от 14.12.00. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Рабочая нагрузка учителя-логопеда детского дома-школы – 20 часов в неделю, из них 18 часов отводится непосредственно на проведение учебных занятий, 2 часа в неделю – для консультативной и методической работы.
В течение первых двух недель сентября учитель-логопед детского дома-школы проводит обследование всех воспитанников детского дома-школы дошкольного и младшего школьного возраста с целью выявления речевых нарушений и углубленное логопедическое обследование детей с выявленными недостатками речи для осуществления планирования индивидуальных и групповых логопедических занятий. В период с 15 по 31 мая специалист проводит диагностические мероприятия по отслеживанию динамики показателей речевых умений детей в результате коррекционно-логопедической работы. По мере поступления новых воспитанников в детский дом-школу, учитель-логопед проводит диагностику их речевых умений и определяет для них необходимость логопедического воздействия.
Группы для логопедических занятий комплектуются из детей, имеющих однородные нарушения речи с учетом уровня их общего развития и возраста. Занятие с группами дошкольного возраста и первоклассниками, имеющими общее недоразвитие речи и недоразвитие речи при задержке психического развития или умственной отсталости, проводятся не менее 3-х раз в неделю; с группами для детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи - не менее 2-х раз в неделю. Для школьников с различными видами дисграфии и дислексии групповые и подгрупповые занятия проводятся не менее 3-х раз в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения в подгруппах и индивидуально проводится по усмотрению учителя-логопеда детского дома-школы 1-3 раза в неделю в каждой подгруппе или с каждым ребенком в зависимости от тяжести речевого дефекта.
Устанавливается следующая продолжительность логопедических занятий:
групповых
со старшими дошкольниками – 20 – 25 минут;
с первоклассниками – 35 минут;
с обучающимися во 2-х – 4-х классах – 40 минут;
подгрупповых
со старшими дошкольниками – 10 – 15 минут;
со школьниками – 20 минут;
индивидуальных:
с дошкольниками – 10 – 15 минут;
со школьниками – 15 – 20 минут.
Между групповыми занятиями допускаются перерывы 10 – 15 минут, между подгрупповыми и индивидуальными занятиями – 5 – 10 минут
Логопедические занятия с детьми проводятся в соответствии с режимом дня детского дома-школы и с учетом школьной нагрузки детей.
Для проведения групповых, подгрупповых, индивидуальных занятий учитель-логопед детского дома-школы составляет перспективное планирование на каждую группу (подгруппу) детей и перспективный план индивидуальной работы с каждым ребенком (при речевой карте) (см. приложение).
При планировании консультативной работы учитель-логопед детского дома-школы в качестве приоритетного направления определяет развитие коммуникативной функции речи у воспитанников детского дома-школы. В соответствии с этим направлением учитель-логопед разрабатывает консультации и методические рекомендации для воспитателей и специалистов детского дома-школы. В рамках консультативно-методической работы учитель-логопед детского дома-школы оказывает методическую помощь воспитателям при подготовке домашних заданий (вечерних занятий) с детьми среднего и старшего школьного возраста, имеющих нескорригированные нарушения речи.
В каникулярное время учитель-логопед детского дома участвует в подготовке и проведении праздников и других мероприятий с участием воспитанников детского дома-школы. Помимо этого, он пополняет оборудование логопедического кабинета, ведет активную консультативную работу и повышает свой профессиональный уровень.
Учитель-логопед детского дома-школы ведет профилактическую работу с детьми младшего возраста, направленную на предупреждение нарушений в развитии связной речи: выявлении неговорящих детей, рекомендации воспитателям по проблемам активизации и формирования речевой функции. Учет этой работы ведется учителем-логопедом в журнале консультаций.
|