Структурные подразделения службы социально-психолого-педагогического сопровождения


Скачать 133.49 Kb.
НазваниеСтруктурные подразделения службы социально-психолого-педагогического сопровождения
ТипДокументы
Структурные подразделения службы

социально-психолого-педагогического сопровождения.
Структура службы СППС представлена следующими подразделениями:

  • психологическое;

  • социальное;

  • педагогическое


Практическое взаимодействие специалистов подразделений осуществляется через психолого-медико-педагогический консилиум.
Психолого-медико-педагогический консилиум

детского дома- школы.
1. Цели и задачи консилиума. 
1.1.Психолого-медико-педагогический консилиум детского дома-школы создается приказом руководителя детском дома-шклы.
1.2.Психолого-медико-педагогический консилиум в детском доме -школе (в дальнейшем ПМП(к)) является структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием и обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе воспитанников детского дома-школы с различными отклонениями в развитии, приводящими к социальной и школьной дезадаптации.
1.3.Порядок деятельности ПМП(к), организация и контроль за его работой определяются приказами директора детского дома-школы, должностными инструкциями специалистов консилиума.
1.4.ПМП(к) детского дома –школы для обеспечения своей деятельности может привлекать специалистов массовых и специальных (коррекционных) школ, дошкольных образовательных учреждений, Домов ребенка и др. учреждений.
1.5.Цель консилиума: создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные социально-психологические и педагогические условия жизнедеятельности для детей с адаптационными трудностями, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
1.6.Задачи консилиума:

  • комплексное обследование детей дошкольного и школьного возраста, имеющих отклонения в развитии, трудности в обучении и адаптации, с целью организации приемов реабилитации и обучения в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • выявление потенциальных возможностей ребенка, разработка рекомендаций по организации учебно-воспитательной работы;

  • проектирование оптимальной для развития воспитанников программы индивидуального психолого-педагогического  сопровождения;

  • отслеживание динамики в психофизическом развитии детей, оформление документации, отражающей актуальное развитие ребенка, изменение показателей его состояния;

  • разработка мер профилактики физических,  интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация здоровьесберегающего пространства в детском доме -школе;

  • организация взаимодействия между специалистами ССПС, воспитателями детского дома-школы, педагогическим коллективе.


2. Структура и организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума детского дома

2.1. В состав ПМП(к) входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальные педагоги, логопеды, старший воспитатель, врач (педиатр).

  • Прием детей на консилиум осуществляется как по инициативе специалистов СППС, так и по инициативе воспитателей групп, педагога класса или воспитателя дошкольной группы, в котором обучается (воспитывается) ребенок.

  • При обследовании ребенка на консилиуме его специалистами должны быть представлены следующие документы:

  • представления на ребенка (от каждого специалиста СППС, в которых должна быть отражена проблема, возникшая при сопровождении этого ребенка);

  • педагогическая характеристика на ребенка, заверенная заместителем директора по УВР детского дома - школы;

  • характеристика на ребенка от воспитателя;

  • протоколы обследования, листы динамического контроля, если ребенок поступил по заключению психолого-медико-педагогической консультации;

  • история развития ребенка (МФ № 26).

  • Обследование ребенка до консилиума проводится каждым специалистом СППС индивидуально.

  • По результатам обследований специалистов составляются характеристики по определенной форме (см. приложение)

  • На основании характеристик специалистов коллегиально выявляется актуальная проблема развития ребенка, составляется заключение консилиума и разрабатывается индивидуальная программа социально-психолого-педагогического сопровождения ребенка либо специалистом по ведущему дефекту ребенка либо группой специалистов, если ребенок имеет отклонения по нескольким направлениям развития: речевому, психическому, личностному. Индивидуальная программа социально-психолого-педагогического сопровождения утверждается ПМПк.

  • С индивидуальной программой СППС знакомятся специалисты службы СППС и воспитатели групп. Председатель и специалисты консилиума несут ответственность за конфиденциальность информации о ребенке.

  • Степень решенности индивидуальной проблемы ребенка и эффективность программы сопровождения обсуждается на консилиуме каждые 3 месяца. В случае необходимости проектируются новые методы реабилитации и коррекции.

  • В консилиуме ведется следующая документация:

  • журнал записи и учета детей, прошедших консультацию;

  • характеристики специалистов на ребенка и индивидуальная программа СПП сопровождения с динамическими записями;

  • список специалистов консилиума;


3. Порядок подготовки и проведения консилиума.

  • Консилиумы подразделяются на плановые и внеплановые.

  • Плановые консилиумы проводятся раз в три месяца, в соответствии с графиком обследования. Задачи планового консилиума: определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей, имеющих проблемы в развитии; выработка согласованных решений по определению коррекционно-развивающего маршрута ребенка; динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.

  • Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов, ведущих с данным ребенком коррекционно-развивающую работу, и воспитателей семей. Поводом для внепланового консилиума является выявление или возникновение новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие ребенка, отрицательная динамика его развития и обучения. Задачами внепланового консилиума являются:

    • решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам;

    • изменение ранее проводимой психолого-медико-педагогической программы в случае ее неэффективности.

  • При проведении консилиума специалисты докладывают свои заключения по ребенку, после чего оформляется протокол консилиума. Каждый специалист, участвующий в коррекционно-развивающей и консультативной работе, в устной форме дает свое заключение о ребенке. Последовательность устанавливает председатель.

  • Рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно-развивающей работы, утвержденные консилиумом, являются обязательными для всех специалистов, работающих с ребенком.

  • Протокол консилиума оформляется не позднее, чем через 2 дня после его проведения и подписывается всеми специалистами, участвующими в консилиуме.



Психологическое подразделение.
Основные цели и задачи деятельности педагога-психолога детского дома

Цель: создание условий для полноценного психического развития детей,  организация коррекционной работы по преодолению последствий неблагополучного социального опыта и обстоятельств жизни воспитанников.

Задачи:

  • проведение диагностического исследования уровня психофизического развития ребёнка на момент поступления его в детский дом школу;

  • обеспечение оптимальных условий для психологической адаптации, реабилитации воспитанников;

  • профилактика и устранение психологических причин  нарушений в обучении и воспитании;

  • содействие ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношения со сверстниками, учителями, воспитателями, кровными родственниками.


Организация работы педагога-психолога детского дома-школы.

  • Деятельность педагога-психолога детского дома регламентируется: Письмом Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 г., №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
    Рабочая нагрузка педагога - психолога составляет 36 часов в неделю, из них:

  • на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с воспитанниками; на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и законными представителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18 часов в неделю;

  • остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчётной документации и др.)

Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в детском доме-школе (при обеспечении администрацией детского дома-школы необходимых условий работы с учётом специфики и требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за его пределами, что должно быть предусмотрено правилами внутреннего распорядка.

Основные направления психологического сопровождения в детском доме -школе:

  • Профилактика.

  • Диагностика (индивидуальная и групповая диагностика).

  • Консультирование (индивидуальное и групповое).

  • Развивающая работа (индивидуальная и групповая).

  • Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).

  • Психологическое просвещение: формирование психологической культуры и компетентности педагогов.

Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы психолога детского дома-школы, соответствуют требованиям к распределению рабочего времени психолога образовательного учреждения массового типа, но, при необходимости, больше внимания уделяется индивидуальным занятиям, ввиду особенностей эмоционального и личностного развития детей, воспитывающихся вне семьи.

Свою деятельность педагог-психолог осуществляет в соответствии с расписанием, утвержденным администрацией детского дома.

Педагоги-психологи ведут учёт проводимой работы по следующим формам, изложенным в Письме Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001г., № 29/1886-6:

1. Перспективный план работы педагога-психолога.

2. Заключение по результатам проведённого психодиагностического исследования .

3.Журнал учета консультаций психолога.

4. Журнал учёта групповых форм работы.

5.Карта психолого-медико-социальной помощи ребёнку.

6.Программа коррекционно-развивающей работы психолога с группой.

7. Планы коррекционно-развивающих занятий.

8. Аналитический отчёт о работе за год.

Социальное подразделение
В социальное подразделение входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальные педагоги детского дома-школы.
Цель работы социальной службы детского дома-школы:

  • Целью работы социальной службы ПДДШ является правовая защита и обеспечение оптимальных условий социальной адаптации воспитанников.


Содержание работы социальной службы:

  • диагностика условий проживания воспитанника до поступления в детский дом –школу (семейные условия проживания, проживание в Доме ребенка, в социальном приюте и др.), определение специфики социального окружения, влияющего на процесс развития личности, проведение мероприятий по социальной адаптации вновь прибывших воспитанников и детей, помещенных в патронатные семьи, осуществление контроля за процессами адаптации, обучения и проживания воспитанников, проживающих в детском доме-школе, выпускников;

  • определение социального статуса ребенка в детском доме-школе, проведение регулярной работы с личными делами воспитанников с целью определения путей реализации защиты его интересов, защита прав и интересов воспитанников в правоохранительных органах от имени детского дома-школы, в том числе жилищных и имущественных (по доверенности);

  • проведение работы по посещению воспитанников, находящихся вне стен детского дома-школы (в образовательных, медицинских учреждениях) для компенсирования уровня депривации;

  • организация индивидуальной работы с воспитанниками по социальному самоопределению;

  • организация правового воспитания  воспитанников детского дома (воспитательские часы, консультации, досуговые мероприятия);

  • выявление и диагностика фактов асоциального поведения и обеспечения его своевременной коррекции (см. приложение);

  • взаимодействие с другими педагогическими службами детского дома-школы(психологической, педагогической) в целях организации комплексного подхода к коррекционно-педагогической деятельности с воспитанниками детского дома-школы, имеющими трудности развития, обучения и поведения; профилактика социальной дезадаптации, в том числе правонарушений, бродяжничества,  алкоголизма наркомании воспитанников, безработицы выпускников с привлечением социально-юридических и медико-психологических служб;

  • выступления на педагогических советах, методических объединениях и других совещаниях по вопросам социальной защиты; проведение консультаций, совещаний с работниками детского дома-школы по вопросам социальной защиты воспитанников и выпускников детского дома.

Рабочая нагрузка социального педагога детского дома-школы– 6 часов в день при 6 дневной рабочей неделе. График работы специалист составляет самостоятельно, исходя из задач и интересов учреждения. Расписание и план работы утверждаются директором детского дома-школы.

Педагогическое подразделение
В педагогическое подразделение входят учителя-логопеды и другие педагоги детского дома-школы.
Основные цели и задачи деятельности учителя-логопеда детского дома

Цель: организация профилактической и коррекционной работы по преодолению речевых нарушений воспитанников

Задачи:

  • выявление, квалификация и коррекция речевых нарушений у воспитанников детского дома-школы;

  • развитие коммуникативной функции речи воспитанников;

  • в рамках профилактической работы обследование речи всех детей детского дома-школы, обучающихся в 1 – 4 классах;

  • разъяснение и пропаганда логопедических знаний среди педагогов детского дома-школы, участие в работе ПМПк;

  • осуществление взаимодействия со специалистами ПМПК, с педагогами образовательных учреждений по вопросам освоения учащимися с нарушениями речи образовательных программ;

  • оснащение логопедического кабинета пособиями, необходимыми для логопедических занятий, их пополнение и систематизация.


Организация работы учителя-логопеда детского дома.

  • Деятельность учителя-логопеда детского дома-школы регламентируется следующими нормативными документами: Письмом Министерства образования РФ от 14.12.00. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

  • Рабочая нагрузка учителя-логопеда детского дома-школы – 20 часов в неделю, из них 18 часов отводится непосредственно на проведение учебных занятий, 2 часа в неделю – для консультативной и методической работы.

  • В течение первых двух недель сентября учитель-логопед детского дома-школы проводит обследование всех воспитанников детского дома-школы дошкольного и младшего школьного возраста с целью выявления речевых нарушений и углубленное логопедическое обследование детей с выявленными недостатками речи для осуществления планирования индивидуальных и групповых логопедических занятий. В период с 15 по 31 мая специалист проводит диагностические мероприятия по отслеживанию динамики показателей речевых умений детей в результате коррекционно-логопедической работы. По мере поступления новых воспитанников в детский дом-школу, учитель-логопед проводит диагностику их речевых умений и определяет для них необходимость логопедического воздействия.

  • Группы для логопедических занятий комплектуются из детей, имеющих однородные нарушения речи с учетом уровня их общего развития и возраста. Занятие с группами дошкольного возраста и первоклассниками, имеющими общее недоразвитие речи и недоразвитие речи при задержке психического развития или умственной отсталости, проводятся не менее 3-х раз в неделю; с группами для детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи - не менее 2-х раз в неделю. Для школьников с различными видами дисграфии и дислексии групповые и подгрупповые занятия проводятся не менее 3-х раз в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения в подгруппах и индивидуально проводится по усмотрению учителя-логопеда детского дома-школы 1-3 раза в неделю в каждой подгруппе или с каждым ребенком в зависимости от тяжести речевого дефекта.

  • Устанавливается следующая продолжительность логопедических занятий:

групповых

  • со старшими дошкольниками – 20 – 25 минут;

  • с первоклассниками – 35 минут;

  • с обучающимися во 2-х – 4-х классах – 40 минут;

подгрупповых

  • со старшими дошкольниками – 10 – 15 минут;

  • со школьниками – 20 минут;

индивидуальных:

  • с дошкольниками – 10 – 15 минут;

  • со школьниками – 15 – 20 минут.

  • Между групповыми занятиями допускаются перерывы 10 – 15 минут, между подгрупповыми и индивидуальными занятиями – 5 – 10 минут

  • Логопедические занятия с детьми проводятся в соответствии с режимом дня детского дома-школы и с учетом школьной нагрузки детей.

  • Для проведения групповых, подгрупповых, индивидуальных занятий учитель-логопед детского дома-школы составляет перспективное планирование на каждую группу (подгруппу) детей и перспективный план индивидуальной работы с каждым ребенком (при речевой карте) (см. приложение).

  • При планировании консультативной работы учитель-логопед детского дома-школы в качестве приоритетного направления определяет развитие коммуникативной функции речи у воспитанников детского дома-школы. В соответствии с этим направлением учитель-логопед разрабатывает консультации и методические рекомендации для воспитателей и специалистов детского дома-школы. В рамках консультативно-методической работы учитель-логопед детского дома-школы оказывает методическую помощь воспитателям при подготовке домашних заданий (вечерних занятий) с детьми среднего и старшего школьного возраста, имеющих нескорригированные нарушения речи.

  • В каникулярное время учитель-логопед детского дома участвует в подготовке и проведении праздников и других мероприятий с участием воспитанников детского дома-школы. Помимо этого, он пополняет оборудование логопедического кабинета, ведет активную консультативную работу и повышает свой профессиональный уровень.

  • Учитель-логопед детского дома-школы ведет профилактическую работу с детьми младшего возраста, направленную на предупреждение нарушений в развитии связной речи: выявлении неговорящих детей, рекомендации воспитателям по проблемам активизации и формирования речевой функции. Учет этой работы ведется учителем-логопедом в журнале консультаций.

Похожие:

Структурные подразделения службы социально-психолого-педагогического сопровождения iconКомплексная программа психолого-медико-социально-педагогического...
Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения

Структурные подразделения службы социально-психолого-педагогического сопровождения iconОрганизация деятельности службы психолого-педагогического, медицинского...
Псковской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «призма»

Структурные подразделения службы социально-психолого-педагогического сопровождения iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов...
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в период реализации федеральных государственных образовательных...

Структурные подразделения службы социально-психолого-педагогического сопровождения iconО психолого-медико-педагогическом консилиуме
Положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк), который является одной из форм взаимодействия...

Структурные подразделения службы социально-психолого-педагогического сопровождения icon«Эффективные технологии психолого педагогического сопровождения социально...

Структурные подразделения службы социально-психолого-педагогического сопровождения iconГодовой план работы Муниципального бюджетного образовательного учреждения...
Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи...

Структурные подразделения службы социально-психолого-педагогического сопровождения iconМетодические рекомендации для педагогических работников общеобразовательных...
И. В. Возняк, начальник службы психолого-педагогического сопровождения и здоровьесбережения мку «Научно-методический информационный...

Структурные подразделения службы социально-психолого-педагогического сопровождения iconМосковский государственный психолого-педагогический университет
Сборник тестов предназначены руководителям и специалистам психолого-медико-педагогических комиссий, специалистам суву открытого и...

Структурные подразделения службы социально-психолого-педагогического сопровождения iconИспользование технологий
Психолого-педагогического сопровождения студентов с целью развития профессионально-значимых качеств личности

Структурные подразделения службы социально-психолого-педагогического сопровождения iconПояснительная записка 4 2 Характеристика региона местности 5
Организация психолого – педагогического сопровождения, социальной защиты детей в школе

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск