Использование опорных таблиц, схем и алгоритмов при формировании языковой компетентности учащихся


Скачать 236.52 Kb.
НазваниеИспользование опорных таблиц, схем и алгоритмов при формировании языковой компетентности учащихся
ТипРеферат
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №33» города Кирова

Использование опорных таблиц, схем и алгоритмов при формировании языковой компетентности учащихся.


Работу выполнила

Осокина Людмила Валерьевна,

учитель русского языка,

литературы, истории и

обществознания.

Киров 2014

Использование опорных таблиц, схем и алгоритмов при формировании языковой компетентности учащихся.

Актуальность данного опыта определяется необходимостью создания условий для формирования языковой компетентности учащихся через рациональные приемы умственной деятельности. Сегодня модель выпускника предполагает владение речевой компетентностью, что является объективной необходимостью, продиктованной потребностями современного общества.

В «Образовательном стандарте среднего (полного) общего образования» изучение русского языка на базовом уровне направлено на развитие языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетентностей. Речевая компетентность включает в себя знания о русском языке как системе, его функциях, устройстве, умения и навыки нормативного использования языковых средств для достижения орфографической, пунктуационной и речевой грамотности. Формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся - одна из основных задач каждого учителя русского языка.

Однако понятие «языковая компетентность» нельзя рассматривать только в аспекте обучения школьников на уроках русского языка. Под языковой (речевой) компетенцией понимается не только умение учащегося практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие, а также способность учащихся понимать и интерпретировать письменный текст любого содержания.

Введение ФГОС предполагает формирование данной компетенции как одной из важнейших и на других уроках. Анализ теоретических исследований и практического опыта показал невысокий уровень сформированности данной компетенции, наиболее значимой для практической деятельности. Ученики затрудняются интерпретировать содержание любого учебного текста, не могут по всем правилам оформить собственное речевое высказывание.

Использование таблиц, схем, алгоритмов, в своей основе имеющих строгую регламентацию действий ученика, сведение процесса усвоения знаний и способов действий к отдельным элементам и предписаниям, указывающим, что и в какой последовательности следует выполнить, чтобы применить правило или выполнить поставленную учебную задачу (например, выделить главную информацию в учебном тексте) может помочь решить данную проблему и упорядочить процесс обучения.

Вопрос использования таблиц, схем, алгоритмов в процессе обучения связывается с общей задачей управления мыслительной деятельностью учащихся. Как показали исследования психологов Д.Н. Богоявленского и Л.Н.Проколиенко, использование схем, таблиц, алгоритмов любого характера, а в особенности обобщающего, не только способствуют целенаправленному управлению мыслительной деятельностью учащихся в процессе усвоения учебного материала, но позволяют обеспечить ученику прочные знания и умения. Ценность технологии состоит в том, что обучающиеся овладевают материалом в процессе активной речемыслительной деятельности. Это в свою очередь интенсифицирует работу таких важнейших для обучения психологических качеств, как внимание, память, мышление, и непосредственно влияет на результат обучения.

В современных условиях объектом проверки и оценивания становятся не только знания, но и умения, навыки учащихся. Однако критерии для оценки уровня овладения предметными, общеучебными умениями прописаны только в общем виде в обязательном минимуме, стандартах. Поэтому так важен поиск системы оценивания индивидуального уровня знаний и учебной деятельности учащихся. Помощь в этом также могут оказать учебные алгоритмы, схемы, обобщающие таблицы, которые помимо своей основной функции как логический схемы определяют и способ деятельности учащихся. Именно это сочетание позволяет определить уровень владения содержанием программного материала, предметными и общеучебными интеллектуальными умениями, определяющими результативность учебной деятельности.

Рассмотрим методику использования обобщающих таблиц, схем, алгоритмов на примере уроков русского языка и истории.

Формированию общеучебных интеллектуальных умений способствуют алгоритмизированные «памятки», которые развивают последовательность, обоснованность суждений и выводов. Наряду с использованием специально разработанных развивающих заданий, они помогают формировать культуру умственного труда, без которой усвоение знаний невозможно.

Алгоритм – это: 1)правила, инструкции, памятки, определяющие последовательность элементарных для данного объекта операций по решению учебной задачи;

2) система работы по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи.

Алгоритм усвоения определенного текста – это своеобразная схема формирования необходимых умений. Применение алгоритмов обеспечивает не только усвоение предметных знаний, но и организует процесс усвоения.

Алгоритмы разнообразны по содержанию и по функциям:

- учебный алгоритм как предмет усвоения,

- учебный алгоритм как средство обучения.

Применение алгоритмов способствует

- развитию основных процессов мыслительной деятельности у школьников (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение),

- усвоение переноса интеллектуальных умений из одной ситуации в другую, способствующего эффективности обучения,

- совершенствованию видов творческих письменных работ (составление плана, конспекта, рецензии) и общеучебных интеллектуальных умений (наблюдение, чтение, классификация, самоконтроль, сравнение),

- овладению обобщенными знаниями о видах учебной деятельности.

Алгоритм фиксирует ход рассуждения, заставляет анализировать каждую выполняемую операцию. Таким образом, действия, направленные на выполнение учебной задачи, становятся вполне осознанными, а значит, и более эффективными. Постоянное использование алгоритмов позволяет построить систему работы по усвоению способов действий. Алгоритмы позволяют лучше осмысливать теоретический материал, применять его на практике, формировать обобщенные умения и навыки. Алгоритмы позволяют включить в процесс обучения школьников с различным типом мышления, но не следует забывать, что они лишают учащихся возможности творческого подхода к решению поставленной задачи.

На уроках русского языка алгоритмизация, предполагающая обобщение традиционных правил, помогает системно представить обучающимся русское правописание. Алгоритмы помогают обучающемуся осознанно овладеть орфографическим навыком грамотного письма, способствуют выработке умения устанавливать структурно-семантическое родство слов, развитию логического мышления.

Так, в процессе письма под диктовку обучающимся нужно найти в слове орфограмму, осознать ее как задачу, которую нужно решить, и в то же время не отвлекаться от техники письма и от содержания того, о чем пишут. При определении орфограммы обучающиеся должен работать по такому алгоритму:

а) найти орфограмму;

б) определить ее тип;

в) определить способ ее решения;

г) определить последовательность решения задачи.

Алгоритм составляется под руководством учителя на начальном этапе изучения нового правила и применения его на практике. Он записывается обучающимися в тетради, с тем чтобы на первых порах обучающийся может им пользоваться при выполнении упражнений. Методисты рекомендуют составлять алгоритмы так, чтобы в них было не более трех мыслительных операций. В 5-6 классах учитель дает обучающимся алгоритмы к определенным правилам, а в 7-9 классах обучающиеся самостоятельно или под руководством учителя составляют такие алгоритмы.

Готовый алгоритм учитель использует для работы в классе при повторении и обобщении материала. Целесообразно, чтобы алгоритмы были составлены на все изученные орфограммы.

Такая методика помогает преодолевать факторы, препятствующие формированию устойчивых навыков, и способствует повышению эффективности преподавания и повышению интереса обучающихся к изучаемому материалу.

Тема « Правописание не различными частями речи» сложна именно тем, что объединяет большое количество правил. Вместе с таблицей обобщающего характера целесообразно использовать алгоритм, который тоже помогает наглядно понять и установить при сопоставлении общее и различное в правописании не с различными частями речи.

НЕ с любыми словами пишется.



Слитно
Если слово не употребляется без не

Существительные : незабудка, ненависть, ненастье

Прилагательные: ненастный, невежественный

Наречия: ненастно, неряшливо

Глаголы : негодовать, ненавидеть

Деепричастия : негодуя, ненавидя

Причастия : негодующий, ненавидящий


Раздельно

1.Если есть (или

подразумевается) противопоставление

с союзом а: не правда, а ложь

2.Не входит в сочетание

Далеко не

Вовсе не

Ничуть не

Нисколько не

Отнюдь не




Определить часть речи.


Г Глагол, деепричастие

раздельно


Существительное прилагательное, наречие на –о,--е, если образовано новое слово (есть синоним без не)
слитно



Причастие


зависимое слово


нет есть

слитно раздельно


Алгоритм правописания приставок позволяет систематизировать несколько правил:

Алгоритм

правописания приставок

1.Буквы З, С на конце приставок

Найди в слове приставку и корень
Корень начинается корень начинается

с глухого согласного со звонкого согласного
пиши в приставе С пиши в приставке З

2.Приставки ПРЕ-, ПРИ-

Подумай над знанием приставки
1.Приближение 1. Можно заменить

2.Присоединение словом очень

3.Близость к чему-то 2.Можно заменить

4.Неполное действие приставкой пере-.

3.Запомни приставки: над-, на-, от-, пред-, в-, С-, о-, об-, за-, до-, пере-, по-, под-, про-.

Ещё одним сложным для запоминания и применения на практике правил является «Правописание Н-НН в отглагольных прилагательных и причастиях».

Алгоритм

Н-НН в отглагольных прилагательных и причастиях

Определите, образовано ли слово

от глагола
полная форма краткая форма
определить, есть ли написать -Н-

зависимые слова
да нет

написать -НН- определить, есть ли

суффикс -ОВА- /-ЕВА-

да нет
написать -НН- определить вид глагола,

от которого образовано слово
несовершенный совершенный


написать –Н- написать –НН-
Использование аналогичных алгоритмов возможно и при изучении синтаксических тем, особенно продуктивно составление алгоритмов на уроках повторения и систематизации знаний, а также при подготовке учащихся к ГИА.


Алгоритм определения типа предложения


  1. Определите количество грамматических основ предложения


одна две и более

простое предложение сложное предложение
2.Определите характер связи частей

сложного предложения
по смыслу, интонационно, по смыслу

союзы и/или союзные слова и интонации
союзное бессоюзное
3.Определите характер отношений между

частями сложного предложения и тип союза
самостоятельность зависимость частей, сочинительная и

частей и сочинитель- подчинительные союзы и подчинительная связь

ные союзы союзные слова (может быть и бессоюзная)

сложносочиненное сложноподчиненное предложение смешанного типа

предложение предложение (с разными типами связи)


Примером использования алгоритма - игры на уроке истории (6 класс) может служить следующее задание:

отвечая на вопросы «да» или «нет», двигайтесь по стрелкам и назовите одну из причин гуситского движения в Чехии.

Двигаясь по стрелкам, учащиеся должны определить причину гуситского движения: «Католическая церковь владела 1\3 земель в Чехии» (алгоритм состоит в правиле игры: «движение по стрелкам: красные – да, черные – нет»).


Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание. Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным. Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом (или историческом) факте видеть закономерность.

Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и даже ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, что очень экономит учебное время. Она отдалённо напоминает алгоритм, но в отличие от него представляет собой предельно упрощённую, лаконичную запись, которую даже пятиклассники, не умеющие писать быстро, перепишут за две-три минуты.

Схема уместна на разных этапах обучения: при изучении нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала. Применение схем, например, целесообразно в 5 классе на уроках русского языка, когда учащимся предлагаются орфографические правила, грамматические понятия, которые не новы для них (раздел «Повторение изученного в начальных классах»), но недостаточно усвоены и требуют очень серьёзной работы ещё длительное время. Примером может служить следующая схема, которая поможет учащимся систематизировать знания о способах определения спряжений глаголов :

Спряжение глаголов

-ешь -ишь

-ет -ит

-ем -им

-ете -ите

Ко II спряжению глаголы на –ИТЬ (кроме брить, стелить)

относятся глаголы гнать, держать, дышать, слышать,

смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть,

вертеть, зависеть, терпеть.
К I спряжению все остальные глаголы.

относятся

На уроках истории схемы могут составляться при работе с текстом учебника или исторического документа. Например, на уроке «Ян Гус и гуситское движение» в 6 классе вниманию учащихся предлагается на доске схема:



Используя текст учебника, учащиеся должны найти предложения со словами, обозначенными в схеме:

«В начале XV века небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать выступления профессора пражского университета Яна Гуса.

Чем привлекали жителей Праги проповеди Яна Гуса?

Ян Гус беспощадно обличал жадное духовенство. Он возмущался торговлей церковными должностями в Риме. Гус резко осудил продажу индульгенций в Чехии. От критики духовенства Гус перешел к требованиям переустройства церкви. Он призывал отнять у церкви, награбленные ею богатства, отобрать земли у епископов и монастырей. Ян Гус был патриотом – горячо любил свою родину и свой народ».

Затем учащиеся, пользуясь схемой и текстом учебника, отвечают на вопросы:

  • Что стало главной причиной гуситского движения в Чехии?

  • Почему папа римский отлучил Яна Гуса от церкви?

  • Почему Яна Гуса называют патриотом?

Эту же схему учащиеся могут использовать при подготовке рассказа о Яне Гусе в качестве домашнего задания.

На урок «Классы в Египте» в 5 классе схему целесообразно составить при выполнении следующего задания: используя исторические документы, сравните занятия простых египтян и вельмож.

«Поучение Хетти, сына Дуауфа, своему сыну Пепи»:

«У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу»… устает он… и спокойно ему, как спокойно кому-нибудь подо львом. Болен он постоянно… И едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти.

Я расскажу тебе о строителе стен. Он постоянно болен, так как предоставлен ветрам… вся одежда его лохмотья… Моется он только один раз… Хлеб - отдает он его домой; избиты, избиты его дети.

Ткач – внутри дома… не дышит он воздухом. Если за день не выработает достаточно ткани, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог видеть свет…

У красильщика пальцы издают зловоние. Словно от дохлой рыбы,… рука его не останавливается.

Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом... Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы».



«Жизнеописание вельможи Уны»:

«…Его величество назначил меня судьей, так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей…

Его величество посылал меня пятикратно водить войско и усмирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью этих отрядов я действовал так, что его величество хвалил меня».

После ознакомления с историческими документами на доске составляется схема:



Затем проводится сравнение занятий знатных и простых египтян, дается характеристика этих занятий и ставится вопрос: почему занятия простого египтянина и вельможи так отличались друг от друга?

Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной материал. Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления.

Очень удачным в педагогической практике учителей считается использование обобщающих таблиц с элементами алгоритма. На уроках русского языка в таких таблицах несколько правил объединяются в одно, материал систематизируется и легче запоминается. Например, орфограмма «Падежные окончания имен существительных» включает в себя два правила: окончания существительных на -ий, -ия, -ие и окончания остальных существительных. Правила в учебнике даются отдельно, и обучающиеся часто забывают об одном из них. Учитель дает обобщающую таблицу данного правила. Также таблицы могут использоваться на уроках русского языка при формировании орфографических навыков.

Так при изучении темы «Н и НН в суффиксах имен прилагательных» в 6 классе после прочтения правила составляется таблица по данной орфограмме.

-Н-

1) В суффиксах

-ан- :песок – песчаный

-ян-: жесть- жестяный

-ин-: соловей- соловьиный
исключения:

стеклянный

оловянный

деревянный


-НН-

1)В суффиксах

- онн - : телевизионный

- енн - : клюквенный
исключения: ветреный, но безветренный.

2) Если основа существительного оканчивается на н:

камень – каменный

туман - туманный

В 7 классе после изучения темы «Правописание НЕ с наречиями на -о, -е» задача состоит в том, чтобы на основе последовательного сравнения нескольких аналогичных правил подвести их под общее основание и составить обобщающую таблицу: «Правописание не с различными частями речи». Данная тема сложна именно тем, что объединяет большое количество правил. Вместе с таблицей обобщающего характера я можно использовать алгоритм, который тоже помогает наглядно понять и установить при сопоставлении общее и различное в правописании не с различными частями речи.

«Правописание не с различными частями речи».

Слитно Раздельно


1.Если слово без не не употребляется:

1.Существительные : неряха, ненависть,

2.Прилагательные: неряшливый, ненавистный.

3.Глаголы : ненавидеть, негодовать, негодовать

4.Причастия : ненавидящий, негодующий

5.Наречия : ненастно, неряшливо.

2.Если у слова есть синонимы без не:

Существительные: неправда- ложь

Прилагательные : неправдивый- лживый

Наречия : неправдиво- лживо

3.С неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов: некого спросить, несколько груш.

4.С полными причастиями без пояснительных слов: нерешенная задача

5. С отрицательными наречиями: негде, некуда, нехотя


1. С существительными, прилагательными, наречиями на - о, - е , если есть противопоставление с союзом а:

не правда, а ложь,

не правдивый, а лживо

2. С глаголами, краткими причастиями, деепричастиями:

не прочитал, не зная,

забор не покрашен, повесть не прочитана.

3. С отрицательными местоимениями с предлогом: не у кого, не с кем

4. С полными причастиями при наличии пояснительных слов: не решённая мною задача

5. Если не входит в сочетание

далеко не

вовсе не вовсе не далеко

ничуть не

нисколько не

отнюдь не


На уроках истории таблицы чаще всего используются для выявления сущности какого-либо исторического события или процесса, для их сравнения.

Например, на уроке по теме «Культура Византии» в 6 классе ученикам задаются следующие вопросы:

  • Где образование было развито лучше: в Византии или в Западной Европе?

  • Почему вы так думаете?

Для ответа на вопрос поэтапно заполняется таблица на основе текста учебника:

Западная Европа

Византия


Кто был грамотным?

В основном священники

Даже ремесленники и крестьяне


Какие школы существовали?

Церковные

Церковные, частные, государственные, высшие


Чему учили в школах?

Чтение, письмо, счет, церковное пение

Чтение, письмо, счет, труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла

На каком языке обучали?

На латинском (не разговорный язык)

На греческом (разговорный)


Другим примером может служить таблица, цель которой систематизировать материал учебника, распределив его по столбцам (урок «Причины и начало гуситского движения» 6 класс).

Заполняется таблица «Хозяйственный подъем в Чехии»:


Сельское хозяйство


Ремесло


Торговля


Культура


Распахано много новых земель

Открыты залежи меди, олова, железа. Одно из первых мест в Европе по добыче серебра.

200 ремесел.

Производство сукна, стеклянной посуды.

В Чехии пересекались торговые пути.

2 раза в год ярмарки.


Строились: Карлов мост, собор Св. Вита, дворцы, храмы.


После заполнения таблицы перед учащимися ставятся вопросы:

  • К чему могли привести изменения в каждой из отраслей хозяйства?

  • В какой отрасли подъем проявился наиболее ярко и почему?

Таблицы могут быть результатом деятельности при работе с картами на уроках истории (урок «Экономика России в XVII веке» 7 класс, карта «Экономика России в XVII веке»):

Специализация городов России

Города

Ремесленное производство

Мануфактуры

Товарное производство в данном районе

Тула


кузнечное


железоделательные и оружейные

производство хлеба

Новгород


кузнечное

полотняное

кожевенное




производство льна и конопли


Мурашкино

поташное




производство хлеба


После заполнение таблицы учащиеся отвечают на вопрос:

Чем могли торговать эти города друг с другом? Почему именно этими товарами?

Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуются сложные дополнительные приспособления). В отличие от плаката таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию. Таблицы облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи между изучаемыми явлениями.

Очень интересной и продуктивной и на уроках русского языка, и на уроках истории является работа с текстами с пропущенными словами. На уроках истории такие тексты могут использоваться при выяснении причин или последствий исторических событий, а на уроках русского языка при изучении крупных теоретических вопросов. Такая работа может проводиться как по учебному тексту (учащиеся отыскивают там и вставляют в текст нужные слова), так и использоваться с целью проверки знаний по теме.

Так, на уроке «Причины и начало гуситского движения» в 6 классе для работы учащимся дается следующий текст:

Причины гуситского движения.

1. Усиление ______ (феодального) гнета:

а) рост феодальных повинностей: _____ (барщины и натурального и денежного оброка),

б) полная власть ____ (панов) над ____ (крестьянами).

2. Немецкие ____ (купцы и мастера) заседали в ____ (Городском совете Праги).

3. Католическая церковь была ____ (крупнейшим землевладельцем):

а) она владела ____ (третью всех земель Чехии),

б) бесчисленные ____ (поборы) с крестьян и горожан.

Пропущенные слова учащиеся ищут в тексте учебника. После выполнения работы по выяснению причин гуситского движения легко перейти к его участникам и ответить на вопросы: Почему оно было общенародным? Каковы цели участников гуситского движения?

На уроке русского языка в 9 классе после изучения темы «Сложноподчинённые предложения» для закрепления теоретического материала учащимся предлагается следующий текст:

Признаки сложноподчинённых предложений



  1. Предложения в составе сложного соединяются __________ и _______ (союзами и союзными словами).

  2. Состоят из главного и __________ предложений (придаточного).

  3. В (главной)__________ части может стоять указательное слово.

  4. Придаточное предложение может стоять перед главным или ____________, а также__________( внутри главного, после главного).

  5. Придаточное предложение отвечает на вопросы, которые ставятся_________ (от главной части).

  6. Придаточное предложение выражает различные смысловые отношения: определительные, ____________(изъяснительные), обстоятельственные (придаточные места, времени, _______, ______, _______, _______) (причины, цели, сравнительные, степени и др.).



Использование алгоритмов, схем и обобщающих таблиц позволяет включить в работу на уроке весь класс, даже самых слабых учащихся. Наглядные методы повышают эффективность обучения, особенно для детей с более выраженным наглядно-образным мышлением, пробуждают интерес к учению, повышают работоспособность обучаемых, учат наиболее экономно и правильно находить ответ при решении учебно-познавательных задач, являются эффективным средством зрительной наглядности, процесс обучения становится личностно-ориентированным.

Опыт показал, что методика работы с обобщающими таблицами, схемами и алгоритмами значительно облегчает усвоение знаний и обобщённых способов деятельности, позволяет формировать у обучающихся правильные и полные обобщения уже на этапе первичного изучения материала. Они помогают обучающимся правильно рассуждать в применении каких-либо правил и ставят их перед выбором, развивают абстрактное мышление.

Таблица и схема служит своеобразным планом для построения рассуждения, которое должно конкретизировать каждый пункт плана, объединить их определенной мыслью, аргументировать тезис. Подготовка подобных сообщений по обобщающим таблицам, схемам облегчает развитие связной речи учащихся (коммуникативная функция), позволяет соединить теоретический и практический аспекты в преподавании, реализовать задачи развивающего обучения.

Использование данных методик позволяет преподнести знания обучающимся, чтобы не снижалась их познавательная активность, чтобы рос их творческий потенциал, развивалась способность переноса знаний из одной образовательной деятельности в другую, из учебной ситуации в жизненную. Благодаря особому отношению к обучению, учащийся способен познать, открыть личностный смысл знаний, воспринять знания и умения как средства самосовершенствования.

Литература

  1. Вы сомневаетесь? Алгоритмы и таблицы по русскому языку/ сост. Е.Ю.Никитина. – Челябинск «Металл», 1996.

  2. Русский язык.9 класс. Подготовка к ГИА-2014 / под ред. Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.

  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996.

  4. Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. Пособие для учителя – М: Дрофа, 2002.

  5. Буслаева М.А. Использование метода наглядности на уроках русского языка. - Издательский дом "Первое сентября" (http://festival.1september.ru)

  6. Лаури Н.М. Алгоритмы по орфографии // РЯШ - 2009. – N4. - С.26-32.

  7. Богданова, Г.А. Опрос на уроках русского языка / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение - 1996. – 144 с.

  8. Иваницкая, Г.М. Обобщающие таблицы по русскому языку// Русский язык в школе. -1990. -№ 1 – 4.

  9. Интернет-ресурсы.

Похожие:

Использование опорных таблиц, схем и алгоритмов при формировании языковой компетентности учащихся iconКонтрольные вопросы 84 глава 2 инструментарий конкурентного анализа...
Использование «Сводных таблиц» ms excel для подготовки аналитических отчетов о состоянии конкурентной среды 87

Использование опорных таблиц, схем и алгоритмов при формировании языковой компетентности учащихся iconЕ. Н. Акимова основы программирования на языке фортран учебное пособие
Применение многопроцессорных вычислительных систем (мвс) ставит две задачи построения параллельных алгоритмов: распараллеливание...

Использование опорных таблиц, схем и алгоритмов при формировании языковой компетентности учащихся iconПлан методической работы моу сош №1 на 2014-2015 учебный год Цель методической работы
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов школы через использование эффективных методов инновационных педагогических...

Использование опорных таблиц, схем и алгоритмов при формировании языковой компетентности учащихся iconОбязательные требования при заполнении таблиц
Для заполнения таблиц необходимо сохранить данный файл, переименовав его по названию кафедры

Использование опорных таблиц, схем и алгоритмов при формировании языковой компетентности учащихся iconПоложение об открытом дистанционном конкурсе
Конкурс проводится моу дод цдт «Искатель» г. Лыткарино для учащихся общеобразовательных учреждений, посвящен празднику Рождества...

Использование опорных таблиц, схем и алгоритмов при формировании языковой компетентности учащихся iconИспользование метода анализа иерархий при формировании инвестиционного портфеля
Центральной задачей при планировании инвестиционной деятельности инвестиционного фонда (банка) является задача оценки прибыльности...

Использование опорных таблиц, схем и алгоритмов при формировании языковой компетентности учащихся iconСовременные тенденции обучения иностранным языкам предусматривают...
Поэтому изучение второго иностранного языка сегодня это насущная необходимость. При изучении второго иностранного языка речь идёт...

Использование опорных таблиц, схем и алгоритмов при формировании языковой компетентности учащихся iconИнструкция по использованию Языковой портфель состоит из трех частей:...
Языковой портфель состоит из трех частей: «Языкового паспорта», «Языковой биографии» и «Досье». «Языковой паспорт» оформляется отдельным...

Использование опорных таблиц, схем и алгоритмов при формировании языковой компетентности учащихся iconМетодические рекомендации и ответы на актуальные вопросы собственникам...
Права собственника на денежные средства в мкд при формировании фонда капремонта на специальном счете

Использование опорных таблиц, схем и алгоритмов при формировании языковой компетентности учащихся iconСхемы. Графическое оформление схем
Основные термины, определения и требования к графическому оформлению схем установлены в гост 701–84

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск