ГБОУ ВПО «Дагестанская государственная
медицинская академия» МЗ РФ
УМО по производственной практике
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
И
дневник
производственной практики
"помощник младшего медицинского персонала"
студента (ки) 1 курса ____ группы
педиатрического факультета ДГМА ___________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество) Махачкала – 2015
Составил: Начальник УМО по производственной практике
д.м.н., профессор Магомедов М.Г.
Рецензент: профессор кафедры хирургических болезней стом., пед. и медпроф. факультетов ДГМА, д.м.н. Абдуллаев М.Р.
«Методические рекомендации» и «Дневник» по производственной практике для студентов 1-го курса педиатрического факультета составлены в соответствии с новой учебной программой по уходу за терапевтическими и хирургическими больными в качестве «Помощника младшего медицинского персонала» для студентов высших медицинских учебных заведений.
Автор переработал и конкретизировал требования новой программы обучения, применительно к данному виду производственной практики.
Рекомендовано ЦКМС Даггосмедакадемии для печати и использования в учебном процессе протокол № 5 от 17 февраля 2015 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
1. Памятка студенту, обучающемуся по специальности высшего профессионального
образования «Педиатрия» о прохождении производственной практики «Помощник младшего медицинского персонала» Производственная практика «Помощник младшего медицинского персонала» проводится по окончании весеннего учебного семестра 1 курса в общесоматических, как правило, терапевтических или хирургических, отделениях лечебных учреждений, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по терапии и хирургии.
Продолжительность практики – 4 недели.
Студенты проходят практику в качестве младшего медицинского персонала по 6 часов в день согласно составленному в отделении графику, продолжительность рабочей недели - 36 часов.
Не допускается работа в форме суточных дежурств, а также сокращение продолжительности практики за счет увеличения продолжительности рабочего дня.
Руководство практикой осуществляют преподаватели кафедр академии и руководители практики от лечебного учреждения.
С момента выхода студента в период практики на рабочие места на него распространяются правила охраны труда, техники безопасности и правила внутреннего распорядка, действующие в лечебном учреждении. Данные о прохождении соответствующего инструктажа оформляется в организации в установленном порядке и отражается в дневнике по практике.
Цель практики - ознакомление студентов с работой младшего медицинского персонала, освоение ими навыков и манипуляций по уходу за больными в общесоматических отделениях.
По окончании практики студенты представляют руководителю практики от академии заполненный дневник и отчет, заверенный руководителем практики и руководителем лечебного учреждения.
Практика завершается итоговым контролем в виде аттестации. Аттестация по практике проводится комиссией в составе руководителя практики от академии, профессора, доцента или преподавателя, уполномоченного кафедрой и декана (заместителя декана) факультета на основании отчета студента по контролирующим материалам, утвержденным в установленном порядке, с выставлением «зачёт» или «не зачёт».
2. Общие положения плана прохождения производственной практики
Время прохождения практики: с ____ / ____ / 20___ г. по ____ / ___/ 20___г.
Начало практики в ___ ч. ___ мин, окончание в ___ ч. ___ мин.
Дежурства в клинике
Место прохождения практики:
ЛПУ______________________________________________________________
Отделение ________________________________________________________
Заведующий отделением____________________________________________
(подпись, Ф.И.О.)
Куратор практики (для студентов, проходящих практику на базах ДГМА)
_________________________________________________________________
(подпись, Ф.И.О.)
Инструктаж по технике безопасности при прохождении практики в ЛПУ
Инструктаж по технике безопасности прошел
Подпись студента_____________________
Подпись непосредственного руководителя практики_______________
Общие положения прохождения практики
Студенты 1 курса в конце 1-го семестра проходят учебную практику «Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля». Продолжительность практики - 4 недели (24 календарных дней по 6 часов) ежедневно по расписанию, составленному деканатом факультета.
Производственную практику студенты 1-го курса педиатрического факультета проходят во 2-м семестре в качестве «Помощник младшего медицинского персонала» в течение 3-х недель по текущему расписанию.
В период производственной практики студенты обязаны ознакомиться с организацией и планировкой работы помощника младшего медицинского персонала в стационаре, научиться правильному оформлению учетной медицинской документации, порционника, листа врачебных назначений, процедурного и температурного листов, журналов учета.
Главной задачей производственной практики является освоение элементов практической деятельности (умения) помощника младшего медицинского персонала.
Местом для проведения производственной практики является лечебное
учреждение, где имеются: операционная, перевязочная, процедурный кабинет, палата интенсивной терапии и реанимация, сестринский пост.
В первый день руководитель практики знакомит студентов с программой производственной практики, а также с организацией работы лечебного учреждения и рабочими местами, где предстоит пройти практику. Руководитель отделения распределяет студентов по рабочим местам, закрепив за младшей медицинской сестрой не более 2-4 студентов.
Для практической подготовки и полноты приобретения навыков руководитель практики составляет скользящий график работы студентов в разных отделениях больницы.
Время пребывания студентов на отдельных рабочих местах определяет руководитель индивидуально, в зависимости от объема практической работы по каждому навыку.
Вся проводимая в ходе производственной практики работа студент отражает в дневнике по производственной практике ежедневно, который заполняется в конце рабочего дня и подписывается старшей медицинской сестрой, за которой закреплен студент и руководителем практики. При этом дневник установленной формы должен отражать следующее: а) какая работа выполнена самостоятельно; б) в какой работе студент принял участие (ассистировал); в) выполнение какого навыка наблюдал или присутствовал при выполнении.
По мере освоения студентами практических навыков руководитель практики перемещает студентов с одного рабочего места на другое, в соответствии с графиком работы.
Руководитель практики ежедневно обязан показать студентам наиболее трудно осваиваемые навыки на фантоме или на больном (обязательно с привлечением в ассистенты студентов).
По завершении производственной практики на каждого студента оформляется производственная характеристика с оценкой его деятельности, которая подписывается старшей медсестрой или заведующим отделением, руководителем практики и утверждается печатью лечебного учреждения.
Дневник и отчёт по производственной практике являются основными документами, отражающими объем выполненной студентом работы в период практики. Вместе с производственной характеристикой, подписанной старшей медсестрой или заведующим отделением, дневник и отчёт сдаются зав. учебной частью кафедры перед зачетом.
3. Организация производственной практики
Производственная практика представляет собой вид учебных и практических занятий, ориентированных на профессиональную практичес-кую подготовку студентов.
Во время прохождения практики в отделениях студенты осваивают практические навыки по уходу за больными терапевтического и хирургического профиля, осуществляют наблюдение и уход за больными с терапевтическими, хирургическими заболеваниями и травмами. Проводят санитарную обработку больных, уборку помещений, мебели, белья, посуды медицинского назначения. Выполняют манипуляции непосредственно под контролем медсестры и преподавателя. В период прохождения практики каждый студент ведет дневник, в котором отражается объем выполненной работы и степень освоения практических навыков. Правильность заполнения дневника систематически контролируется руководителем по производственной практике. 4. В результате прохождения практики студент должен: Знать:
- виды санитарной обработки больных, палат, инструментария;
- основные принципы наблюдения и ухода за больными.
- основные принципы медицинской деонтологии и врачебной этики
(практическая деонтология общего ухода за больными). Уметь:
- произвести влажную уборку палат;
- произвести контроль санитарного состояния палат;
- осуществлять кварцевание палат;
- произвести санитарную обработку больного при поступлении в стационар
и в период пребывания в стационаре;
- произвести ежедневный туалет больного: умывание, гигиеническая ванна,
протирание кожи, профилактика пролежней;
- осуществлять подачу судна, мочеприемника, удаление мочевого катетера,
назогастрального зонда;
- осуществлять смену нательного и постельного белья больного;
- осуществлять уход за: волосами (мытьё головы), глазами (промывание,
закапывание), за ушами и носом (чистка, закапывание);
- осуществлять контроль за дренажами, катетерами и повязками;
- осуществлять измерение температуры тела и ее графическую запись;
- произвести постановку горчичника, компресса (согревающего, холодного);
- осуществлять ингаляции и кислородную терапию;
- осуществлять транспортировку больных на носилках, кресле и каталке;
- выполнить перекладывание больного;
- измерять суточный диурез;
- собирать у пациентов биологический материал для лабораторных
исследований;
- проводить раздачу пищи и кормление больных;
- проводить антропометрию, подсчёт частоты дыхания, пульса и
измерение АД;
- приготовить марлевый тампон, шарик, салфетку;
- осуществлять дезинфекцию и предстерилизационную подготовку
медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными. Владеть:
- навыками ухода за больными с учетом их возраста, характера и тяжести
заболевания, в том числе за тяжелобольными и агонирующими больными. 5. Вопросы к итоговому занятию: 1. Обязанности младшей медицинской сестры.
2. Гигиена младшего медицинского персонала в стационаре. Правила ноше-ния медицинской одежды. Правила и техника безопасности работы с
биологическими материалами, меры индивидуальной защиты медицинского
персонала при инвазивных процедурах. Экстренные меры профилактики
ВИЧ-инфекции и гепатита при работе с биологическими жидкостями.
3. Приемно-диагностическое отделение: организация работы отделения, его основные задачи, структурные подразделения, санитарно-гигиенический режим. Транспортировка больных.
4. Профильное отделение: гигиенические принципы профилактики госпи-тальной инфекции; требования, предъявляемые к размещению, планировке и организации работы стационара. Лечебно-охранительный режим отделения.
5. Непосредственная и специальная подготовка больных к исследованиям и
операциям.
6. Уход за операционной раной, дренажами, желудочным зондом и катетером мочевого пузыря. Профилактика тромбозов и тромбоэмболий.
7. Диетотерапия. Питание больных в до- и послеоперационном периоде.
Зондовое питание. Парентеральное питание.
8. Особенности ухода за тяжёлыми больными, уход за больными с трахео-стомической трубкой, со свищами желудочно-кишечного тракта.
9. Организация и проведение ухода за травматологическими больными и
больными с термическими поражениями. Основы десмургии.
10. Отделение реанимации и интенсивной терапии: контингент больных, нуждающихся в реанимации и интенсивной терапии, его основные задачи,
структурные подразделения, санитарно-гигиенический режим. Особенности
ухода за реанимационными больными.
11. Смена нательного и постельного белья.
12. Подача судна и мочеприемника.
13. Простейшие физиотерапевтические процедуры.
14. Способы применения лекарственных средств.
15. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов дыхания и
кровообращения.
16. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов пищеварения и почек. 6. Дневник производственной практики (образец заполнения)
Ежедневные записи в дневнике
Дата
| Содержание работы
| Подпись куратора
|
|
|
|
Содержание работы: (примерное описание работы в течение дня) Присутствовала на утренней конференции (сестринской или врачебной), где докладывалось о поступивших больных, состоянии больных в отделении, подготовке пациентов к инструментальным методам обследования. Проводила влажную уборку палат (3), коридоров (1), мест общего пользования (2), проветривание палат (4). Осуществляла контроль за санитарным состоянием палат, тумбочек и холодильников (5). Проводила дезинфекцию уборочного инвентаря и предметов ухода (6), заключительную уборку процедурного кабинета (1). Создавала удобное положение в постели пациентке Л., 10 лет. (1). Принимала участие в раздаче пищи пациентам (5), кормлении тяжелобольных (4). Осуществляла уход за постоянным мочевым катетером у пациента Д., 8 лет. Участвовала в транспортировке больного С, 9 лет в отделение рентгенодиагностики (1). Принимала участие в подмывании тяжелобольных (3), проведении ухода за полостью рта (2),смене постельного и нательного белья тяжелобольным (3). Забрала результаты анализов из лаборатории (7).
7. Отчёт о прохождении производственной практики в качестве
«Помощник младшего медицинского персонала» № п/п
| Практические умения
| 1-5
раз
| 6-10
раз
| 11 и более
раз
| Всего
| 1 балл
| 2 балла
| балла
|
| Приготовление рабочих растворов для проведения дезинфекции, проведение дезинфекции уборочного инвентаря, предметов ухода
|
|
|
|
|
| Текущая влажная уборка палат
|
|
|
|
|
| Влажная уборка коридоров, мест общего пользования
|
|
|
|
|
| Проветривание палат
|
|
|
|
|
| Контроль за санитарным состоянием палат, тумбочек и холодильников
|
|
|
|
|
| Проведение текущей и заключительной уборки процедурного кабинета
|
|
|
|
|
| Перемещение и размещение пациента в постели
|
|
|
|
|
| Раздача пищи пациентам, кормление больных
|
|
|
|
|
| Подача подкладного судна и мочеприемника, уход за постоянным мочевым катетером
|
|
|
|
|
| Транспортировка больных
|
|
|
|
|
| Доставление медицинской документации, анализов в различные отделения стационара
|
|
|
|
|
| Подмывание больного
|
|
|
|
|
| Смена постельного и нательного белья
|
|
|
|
|
| Сопровождение больных на диагностические и лечебные процедуры
|
|
|
|
|
| Уход за полостью рта, носа, ушами, ногтями больного, умывание, мытьё рук
|
|
|
|
| Всего:
|
|
|
|
| Дополнительные баллы:
Посещение практики: 1 день – 1 балл.
Критерии оценки: «Зачет» («отлично» - 61 - 65 баллов, «хорошо» - 54-60 баллов, «удовлетворительно» - 47-53 балла) или «Не зачёт» 46 и меньше баллов.
Примечание:
Заведующий отделением____________________________ (подпись, Ф.И.О.) Оценка
или
Старшая медсестра _________________________________(подпись, Ф.И.О.) Оценка
Куратор практики (для студентов, проходящих практику на базах ДГМА)
___________________________________________________(подпись, Ф.И.О.)
Оценка
Дата: «___» _____________2015 года
8. Характеристика
на студента (ку) 1 курса ___ группы педиатрического факультета ДГМА
проходившего практику в качестве «Помощник младшего медицинского персонала» 1. Отношение к работе (прилежность, дисциплинированность, старательность, активность) __________________________________________
__________________________________________________________________
2. Выполнение основ деонтологии (чуткость, внимательность к больным и родственникам, авторитет среди сотрудников отделения, сохранение врачебной тайны) __________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Уровень теоретической и практической подготовки до прохождения практики __________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Выполнение внутреннего распорядка больницы, отделения, (дисциплинированность, поощрения, взыскания) ________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Соблюдение правил асептики и антисептики, техники безопасности, выполнение санитарно-эпидемиологического режима ____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Выполнение лечебно-диагностических манипуляций по уходу за больным __________________________________________________________________
_________________________________________________________________
7. Выполнение программы практики в целом и ее оценка
____________________________________________________________________________________________________________________________________ Старшая медсестра отделения ________________________________________
подпись, Ф.И.О
Руководитель практики (преподаватель) _______________________________
подпись, Ф.И.О
Дата Круглая печать ЛПУ
9. Учебная литература для подготовки студентов к занятиям А) основная
1. Запруднов А.М., Григорьев К.И. Общий уход за детьми М.:ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 416с.
2. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапев-тической клинике. М.:ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 464 с.
3. Михеева И.Г., Моисеев А.Б., Вартапетова Е.Е., Верещагина Т.Г. и др. Пособие по учебной практике для самостоятельной работы студентов «Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического профиля», Москва, 2011. – 80 с.
4. Гераськин А.В. Кобзева Т.Н. Учебно-методическое пособие. Органи-зация ухода за больными хирургического профиля, Москва. 2012, 97 с.
5. Уход за хирургическими больными. Руководство к практическим занятиям, Под.ред. проф. Н.А.Кузнецова. Москва, 2011. Б) дополнительная
1. Глухов А.А., Андреев А.А., Болотских В.И., Боев С.Н. Основы ухода за хирургическими больными. Учебное пособие. М.: Медицина, 2008.
2. Гераськин А.В., Кобзева Т.Н. Учебно-методическое пособие для преподавателей. Уход за больными хирургического профиля. Москва, 2012.
3. Гребнев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.М. Основы общего ухода за больными. – М.:, Медицина, 1999.
4. Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными. – М.:, Медицина, 2004.
5. Общий уход в терапевтической клинике / под ред. В.Н. Ослопова. - М.: МЕДпресс-информ, 2002 – 162 с.
6. Справочник медицинской сестры по уходу / под ред. Н.Р. Палеева. – М.:, изд. Новая волна, 2003.
7. Шевченко А.А. Клинический уход за хирургическими больными. Учебное пособие. М.: Медицина, 2008. .
Содержание Методические указания по производственной практике студентов 2-го курса лечебного факультета
1. Памятка………………………………………………………………………….3
2. Общие положения плана прохождения производственной практики ……..4
3. Организация производственной практики……………………………………6
4. В результате прохождения практики студент должен: знать, уметь и
владеть ………………………………………………………………………….6
5. Вопросы к итоговому занятию ………………………………………………..7
6. Образец заполнения дневника ………………………………………………...8
7. Отчёт о прохождении производственной практики в качестве «помощник
младшего медицинского персонала» …………………………………………9
8. Характеристика ……………………………………………………………….11
9. Учебная литература для подготовки студентов к занятиям …………........12
Под авторской редакцией Методические рекомендации и дневник по производственной практике
в качестве «Помощник младшего медицинского персонала» для студентов 1-го курса педиатрического факультета
Сдано в набор 02.06.2015. Подписано в печать 04.06.2015.
Бумага офсетная. П.л. 1,5. Тираж 500 экз. Заказ 14.
Формат 60х84 1/16. Гарнитура Таймс. Размножено ИП «Биссултанова П.Ш..», Махачкала, ул. М.Гаджиева, 34.*
|