Федерального собрания российской федерации аналитическое управление аппарата совета федерации


НазваниеФедерального собрания российской федерации аналитическое управление аппарата совета федерации
страница1/8
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
Серия: Основные проблемы социального развития России - 126

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
25 (437)


Инновационные подходы к повышению качества кадрового потенциала образовательных учреждений

(материалы к «правительственному часу»
303 заседания Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
12 октября 2011 года)



Москва

октябрь

2011
Аналитический вестник «Инновационные подходы к повышению качества кадрового потенциала образовательных учреждений» посвящен широкому кругу проблем высшего профессионального образования и, прежде всего, анализу современных требований к преподавательскому составу, организации подготовки педагогов новой формации, путям повышения статуса работников образования.

В настоящем вестнике освещаются вопросы законодательного обеспечения реформы российского образования, развития системы подготовки кадров в условиях изменений, происходящих в экономике, науке, социальной сфере.

В числе авторов вестника – председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке, руководители важнейших структурных подразделений одного из главных вузов страны - Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (экономического и юридического факультетов МГУ), ректоры наиболее престижных московских вузов (Московского педагогического государственного университета, определяющего направления подготовки учительских кадров в масштабах всей страны, а также Московского государственного университета экономики, статистики и информатики - ведущего вуза страны в области разработки и внедрения систем дистанционного образования (e-learning), члена Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения), ректоры ведущих федеральных вузов, расположенных в регионах России (Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова – одного из ведущих классических университетов страны, осуществляющих подготовку педагогических кадров, Нижегородского государственного педагогического университета и Волжского государственного инженерно-педагогического университета – вузов, объединяющихся в процессе реорганизации), директор лицея – победитель конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Вниманию читателей предлагается широкий спектр позиций, точек зрения по актуальным проблемам и перспективам развития профессионального образования в стране. Представлены различные взгляды на обеспечение доступности и качества профессионального образования, на роль образовательных учреждений в процессе модернизации страны.

Данный вестник может быть полезен членам Совета Федерации, представителям федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, работникам сферы образования.

СОДЕРЖАНИЕ
Солонин Ю.Н., председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке, д.ф.н., профессор

От повышения качества кадрового потенциала образовательных учреждений к повышению качества образования 4
Колесов В.П., декан экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, д.э.н., профессор

Направления модернизации высшей школы 9
Голиченков А.К., декан юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, д.ю.н., профессор

Современное состояние подготовки кадров в России 22
Тихомирова Н.В., ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), д.э.н., профессор, почетный работник образования, член исполнительного комитета EADTU

Кочерга С.А., проректор по кадровому и правовому обеспечению Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), к.ю.н., доцент

Роль и место бизнес-образования в модернизационных процессах современной России 25
Матросов В.Л., ректор Московского педагогического государственного университета, д.ф.м.н., профессор, академик РАН, академик РАО, Заслуженный деятель науки Российской Федерации

Подготовка учителя для обновленной российской школы: поиски, достижения, проблемы 32
Малешин Д.Я., заместитель декана по учебно-методической работе юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, к.ю.н., профессор

Подходы к совершенствованию лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений 44
Рассадин Н.М., ректор Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова, к.п.н.

Подобин А.Е., проректор по социальной и воспитательной работе Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова, к.п.н.

Тимонин А.И., директор института педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова, д.п.н.

Профессиональное воспитание будущих учителей в классическом университете: опыт Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова 52
Шапошников Л.Е., и.о. ректора Нижегородского государственного педагогического университета, д.ф.н., профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации

Федоров А.А., и.о. ректора Волжского государственного инженерно-педагогического университета, д.ф.н., профессор

Интеграционные процессы в Нижегородском государственном педагогическом университете 62
Мехед А.Г., директор Лицея № 1581, учитель математики высшей квалификации, Почетный работник общего образования Российской Федерации, победитель конкурсного отбора лучших учителей России в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»

Пути повышения социального статуса педагога 71
От повышения качества кадрового потенциала образовательных учреждений к повышению
качества образования

Солонин Ю.Н., председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке, д.ф.н., профессор
Образование всегда имело огромное значение для государства, общества, каждого отдельного человека. Но в современном мире его роль многократно возросла вслед за стремительным ускорением темпов приращения научного знания. Это определяет повышенный интерес и значительное внимание, которые проявляют сегодня российские власть и общественность к вопросам развития системы образования. В центре дискуссии находятся доступность и качество образования.

В ХXI веке к выпускникам образовательных учреждений, в том числе общеобразовательных, время предъявляет все новые и новые требования. Современное общее образование должно давать широкий горизонт видения мира, кроме того, школа стоит перед очень ясной социально-культурной проблемой: как проявить активность человека в образовательном процессе, развить его способности.

Таким образом, в настоящее время перед российским образованием встали цели, достижение которых требует осовременивания всей системы, оснащения ее новой техникой и технологиями. Нужна подготовка кадров, имеющих глубокие фундаментальные знания, способных адаптироваться к постоянно обновляющимся требованиям, владеющих новыми методиками и технологиями, ясно осознающих профессиональные задачи, стоящие перед ними.

Необходимо отметить, что реформирование такой важной общественной сферы, как образование, которая касается буквально каждого живущего в стране человека, требует большой осторожности и соблюдения ряда важных принципов.

В сфере образования государственный интерес должен присоединяться к общественному, но не довлеть над ним. В России же зачастую происходит обратное. Государство в один момент через свои инстанции определило – наше образование отстает от мирового, мы готовим специалистов не так, как надо и т.д. и т.п. В этой ситуации общество столкнулось с тем, что ему надо срочно кого-то перегонять и быстро что-то переделывать. И население каждый раз «ловится» на новом неожиданном повороте очередного реформаторского сюжета - возникает много непонятного, а должные объяснения получить удается далеко не всегда. Потому решения иногда принимаются, мягко говоря, спорные. Впрочем, сейчас формируются механизмы, определяющие отношение прежде всего бизнеса, экономики к качеству подготовки, профессиональной компетенции, попросту к тому, к то же нужен, на что обратили внимание Президент и Председатель Правительства. Дело заключается в установлении связи и координации, чтобы запрос определял характер эволюции системы образования.

Необходимо решить вопрос о месте воспитания в образовательном процессе. Раньше мы исходили из того, что образование и просвещение есть целостный комплекс. Обучение и воспитание в школе проходили в рамках единого процесса. Но когда в нем появилась платная составляющая, то мы получили скорбную ситуацию. Можем ли мы рассчитывать на эффективность воспитания при той дифференциации общества, которая сегодня существует? Сегодня один ученик приезжает в школу на лимузине с охраной, другой ходит пешком за несколько километров. При таком разделении мы вынашиваем утопию – воспитать россиянина, который все бы положил на алтарь Отечества, не замечая этого социального неравенства. Это ключевая проблема нашего общества и, соответственно, нашего образования.

Образование следует рассматривать как необходимое условие развития страны, недопустимо ассоциировать его с услугой. У нас же вошло в устойчивый лексикон словосочетание «образовательные услуги». Но если образование встраивается в сферу услуг, то о каком воспитании может идти речь? Получается, ученика с преподавателем связывают только юридические, формальные отношения – отсидел положенное количество часов, сдал экзамен и делай что хочешь. Такой формат нас не устраивает, отчего и возникают острые дискуссии.

Общество ищет новые формы образования, но все проекты адресованы сегодня к неустойчивому социуму. Оттого зачастую и трудно найти общий язык по ключевым вопросам. Нужно понимать, что есть фундамент знаний, на который надо опираться человеку в базовом образовании. Его ядро немыслимо без знания русского языка и математики, основ отечественной и зарубежной литературы, представления о физической картине мира, об основах химии и биологии. Этот синтез знаний должен быть в арсенале у каждого человека.

Главной фигурой в модернизации системы образования является преподаватель. Поэтому профессия учителя, как и врача, должна находиться в атмосфере непререкаемого социального уважения и поддержки. Эпоху оборванных профессоров, докторов наук мы пережили в начале 90-х – до сих пор нравственные последствия того позора дают о себе знать. Если же преподаватель находится под защитой государства, он способен принести требующуюся профессиональную пользу стране.

В связи с этим, важнейшей задачей является законодательное закрепление социального статуса педагога. Общественная потребность решения этой давно назревшей задачи особенно остро проявилась в рамках общественного обсуждения законопроекта «Об образовании в Российской Федерации», разработанного Минобрнауки России.

Необходимо отметить, что законопроект получил широчайший общественный резонанс, так, в период его обсуждения в Интернете,
с 1 декабря 2010 года по 1 февраля 2011 года, на сайт zakonoproekt2010.ru поступило более 10 тысяч комментариев, содержащих замечания и дополнения.

Законопроект рассматривался и в Совете Федерации: дважды проводились парламентские слушания, состоялось его обсуждение на заседании президиума Совета законодателей. Наши предложения и замечания также были направлены разработчикам законопроекта.

Обсуждение законопроекта показало консолидированность общества по вопросу актуальности принятия нового закона «Об образовании». При этом среди норм законопроекта, получивших наибольшее число откликов, в том числе поступивших в Совет Федерации, были нормы, регулирующие вопросы закрепления статуса и мер социальной поддержки педагогических работников.

Сегодня Правительством Российской Федерации поставлена задача повышения заработной платы работников образовательных учреждений в каждом из субъектов Российской Федерации на уровне средней заработной платы по региону. Такая же норма прописана и в доработанном после общественного обсуждения законопроекте «Об образовании в Российской Федерации».

По оценкам Минобрнауки России уже в 2011 году в 4 регионах заработная плата учителей даже превысит среднерегиональные показатели, однако в 38 регионах пока не удается решить эту задачу, несмотря на повышение в них заработной платы учителей на 30%. Количество «отстающих» регионов Министерством планируется существенно сократить уже в первом квартале 2012 года.

Однако представляется важным сделать и следующий шаг - решать перспективную задачу по увеличению средней заработной платы по экономике в целом. Только тогда, доведя до среднего уровня заработок учителей, мы снимем чувство профессиональной и социальной недооценки ведущей группы работников социальной сферы, сделаем эту профессию общественно престижной, привлечем к преподавательской работе молодежь.

Тогда станут достижимы цели, которые заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, определяющей политику государства в сфере образования.

Концепция предусматривает, что в 2012-2014 годы предстоит обеспечить:

достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», следовательно, обеспечения современных условий и качества образования для всех детей;

распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей и молодежи;

создание и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования;

развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов;

создание условий для развития и интеграции результатов государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, повышения эффективности общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

Решению этих задач должно способствовать не только повышение статуса педагога, но и выход на новый уровень качества подготовки кадров для отрасли. В последние годы педагогическое образование подвергалось серьезной критике. Так, в 2006 году на заседании Государственного совета было отмечено, что «педагогические вузы в массе своей продолжают воспроизводить «вчерашнего учителя» для завтрашнего дня. Реформа педагогического образования должна стать опережающей по отношению к реформированию школы». Изменение ситуации идет медленно. Только в 2010 году, в Год учителя, у нас появились новые квалификационные требования к педагогам, порядок их регулярной аттестации и профессиональной переподготовки.

Сегодня предстоит решить поставленную Президентом Российской Федерации задачу создания на базе лучших педагогических вузов крупных базовых центров подготовки учителей, а также широко внедрить практику привлечения к преподавательской деятельности в школах выпускников классических университетов.

К реформе педагогических вузов, к оптимизации их численности необходимо подходить очень бережно, сохранить все лучшее, внедрять действительно передовую практику. Нельзя допустить, чтобы возобновилась ставшая почти стандартной в России ситуация, когда лучшие замыслы разбиваются о худшую практику.

В процессе реструктуризации учреждений высшего педагогического образования важную роль общественного контроля могли бы выполнять попечительские советы, которые следует создать в вузах. На расширение полномочий попечительских советов, обеспечение участия в них представителей работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления направлен законопроект, который уже принят Государственной Думой в первом чтении .

Законопроектом предусмотрено расширение полномочий попечительского совета в отношении содействия совершенствованию материально-технической базы высшего учебного заведения, осуществления контроля за использованием финансовых и материальных средств, полученных высшим учебным заведением, участия в разработке образовательных программ, реализуемых высшим учебным заведением для обеспечения учета в них требований потенциальных работодателей.

Общество должно принимать активное участие в модернизации образования, в том числе педагогического, оно должно понимать и принимать те новации, которые предлагают власть, профессиональное сообщество.

Модернизируя систему образования необходимо всегда ориентироваться на конкретные цели, ради которых эта модернизация затеяна. Цель современной модернизации - образование, которое может открывать перед молодым человеком двери в основные коридоры социальных возможностей. Вопрос этот имеет первостепенное значение для абсолютного большинства российских семей, а значит это вопрос первостепенной государственной важности.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Федерального собрания российской федерации аналитическое управление аппарата совета федерации iconТребования к оформлению документов и материалов, представляемых на соискание премии
Студенты, аспиранты, молодые ученые и специалисты или их коллективы направляют в Аналитическое управление Аппарата Государственной...

Федерального собрания российской федерации аналитическое управление аппарата совета федерации iconЖурнал "Право и безопасность" Номер 2 (35), Июль 2010 Современная...
Федотова М. Ф., Шойко И. С., Информационно-аналитическое управление Аппарата Московской городской Думы

Федерального собрания российской федерации аналитическое управление аппарата совета федерации iconВ. И. Матвиенко I. Открытие триста тридцать первого заседания Совета...
Открытие триста тридцать первого заседания Совета Федерации Федерального Собрания Рос-сийской Федерации. (Звучит Государственный...

Федерального собрания российской федерации аналитическое управление аппарата совета федерации iconВ. И. Матвиенко I. Открытие триста тридцать первого заседания Совета...
Открытие триста тридцать первого заседания Совета Федерации Федерального Собрания Рос-сийской Федерации. (Звучит Государственный...

Федерального собрания российской федерации аналитическое управление аппарата совета федерации iconДума Федерального Собрания п р а вительствороссийскойФедераци и российской федерации
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в статью 346 и главу...

Федерального собрания российской федерации аналитическое управление аппарата совета федерации iconКонституционный строй
О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

Федерального собрания российской федерации аналитическое управление аппарата совета федерации iconФедерального собрания российской федерации
Статья Основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Федерального собрания российской федерации аналитическое управление аппарата совета федерации iconИнформационный бюллетень правового отделения уюи мвд россии мониторинг...
...

Федерального собрания российской федерации аналитическое управление аппарата совета федерации iconИнструкция о составлении, уточнении и использовании списков избирателей...
Настоящая Инструкция разработана в целях реализации конституционных прав граждан Российской Федерации избирать депутатов Государственной...

Федерального собрания российской федерации аналитическое управление аппарата совета федерации iconИнструкция о составлении, уточнении и использовании списков избирателей...
Настоящая Инструкция разработана в целях реализации конституционных прав граждан Российской Федерации избирать депутатов Государственной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск