Одна из проблем и особенностей нашей школы это разнонациональный, полиэтнический состав учащихся. В школе обучаются дети разных национальностей: они


Скачать 443.23 Kb.
НазваниеОдна из проблем и особенностей нашей школы это разнонациональный, полиэтнический состав учащихся. В школе обучаются дети разных национальностей: они
страница1/3
ТипДокументы
  1   2   3
Введение

Одна из проблем и особенностей нашей школы – это разнонациональный, полиэтнический состав учащихся. В школе обучаются дети разных национальностей: они составляют 30% от общего количества учащихся. Это татары, азербайджанцы, ингуши, немцы, хакасы, армяне, таджики.
Различие национально - этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, традиций, накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне важно сближать интересы учащихся различных национальностей.

Стоит отметить, что в отечественной социологии еще явно недостаточно изучена данная проблема, особенно на региональном уровне, и требуются дальнейшие исследования состояния и основных тенденций развития этого важного социального явления.

Что и послужило основанием в выборе темы Проектная деятельность как средство воспитания межэтнического сотрудничества в условиях сельского социума

Объект исследования: процесс воспитания этнической толерантности сельских школьников.

Предмет исследования: проектная деятельность, как средство воспитания этнической толерантности сельских школьников.

Цель исследования: разработать и апробировать в условиях сельской общеобразовательной школы проекта «Миротворец», направленный на воспитание этнической толерантности подростков.

Гипотеза: процесс воспитания этнической толерантности будет эффективным, если будет разработан и реализован проект «Миротворец».

Задачи исследования:

1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам воспитания этнической толерантности;

2. выявить сущность понятий: «толерантность», «этническая толерантность» и установить факторы ее формирования;

3. выявить методы изучения проявлений этнической толерантности и провести мониторинг учащихся и жителей п. Преображенский;

4. разработать и реализовать проект «Миротворец»;

5. проанализировать эффективность влияния проектной деятельности учащихся на формирование этнической толерантности.

Методы исследования:

— теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы;

— эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, опросник, изучение педагогических документов.

Теоретическая новизна: сделан определенный вклад в теорию и практику воспитания этнической толерантности в условиях сельской школы.

Практическая значимость: разработанный в рамках исследования проект «Миротворец» может использоваться в работе классных руководителей сельских школ.

Этапы исследования:

  1. Подготовительный этап (апрель-май 2012 г.) - выбор темы исследования, определение опытно-экспериментальной базы, выбор методов исследования.

  2. Этап реализации (сентябрь 2012г. - март 2013 г.). Разработка методических материалов и их апробация с учащимися опытно-экспериментальной группы.

  3. Подведение итогов: обработка экспериментальных данных, оформление текста исследования (апрель- июнь 2013 г.).


Воспитание этнической толерантности сельского школьника как социально-педагогическая проблема


Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой. Устойчивыми чертами толерантной личности являются: расположенность к другим людям; снисходительность; терпение; чувство юмора; чуткость; доверие; альтруизм; терпимость к различиям (национальным, религиозным и т.п.); умение владеть собой; доброжелательность; гуманизм; умение слушать собеседника; способность к сопереживанию.

Этнокультурное образование в условиях сельского социума призвано решать двуединую задачу: освоение молодым поколением своей национальной культуры и воспитание уважения к ценностям других культур. Необходимо отметить отличие сельского социума от городского. Если в городе имеют место быть диаспоры, где люди относящиеся к иным национальностям могут найти комфортное общение, не чувствовать себя изгоями, то в сельской местности этого нет. Именно в селах необходимо поднимать уровень этнокультурного общения, начинать которые необходимо со школьников, их родителей и тогда приезжие не будут бежать в большие города, чтобы затеряться в толпе от оскорблений на почве межнациональной розни.

Традиционно метод воспитания рассматривают как способ воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
В воспитательную работу школьников я всегда стараюсь вовлечь родителей, бабушек и дедушек, как носителей духовности, семейных ценностей, а в сельской школе – это первые помощники педагогов. С их помощью и происходит «воспитание всем миром». Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Семья во многом может помочь школе. Однако очень часто именно родители сеют зерна национальной вражды, неприязни, даже не замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а о "плохом" русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такие националистические оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к людям другой национальности. События во многих республиках показали, что враждой взрослых заражаются и дети.
В этой связи вместе с классными руководителями мы проводим целенаправленную работу с родителями учащихся, разъясняя им важность воспитания у детей культуры межнационального общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах, поскольку, прежде всего, личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, верам. В основе этого должна лежать идея гуманизма, предполагающая:

- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;

- опору на положительные стороны родителей и детей;

- доверие ребенку и родителям;

- принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

- принятие, учет традиций семьи, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

- обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей;

- содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми.

В школе обучается 278 человек, из них 34 татарина, 32 немца, 4 ингуша, 3 азербайджанца, 5 хакасов, 6 армян, 8 таджиков. Серьезных конфликтов среди учащихся нет, но и особой симпатии ребята друг к другу не испытывают. Часто ощущается среди них стремление к обособлению в групповых занятиях на уроках, на переменах: дети, не относящиеся к русской этнокультуре, держатся вместе, например, ходят в столовую на обед. Нередко в их адрес русскоязычные дети рассказывают обидные анекдоты, где главными героями являются армяне, немцы, татары и т.п. Дети рассказывают их не с целью обидеть, проявив тем самым бестактность, а потому что у них не сформирована культура межэтнического общения, что является причиной затаивания обиды в умах представителей иных национальностей, не относящиеся к русской этнокультуре, ощущая себя чужими.

Несмотря на то, что в школе обучаются дети, которые являются представителями нескольких национальностей, слышится только русская речь, хотя многие из них прекрасно владеют своим родным языком и связано это, прежде всего с тем, что она будет негативно воспринята русскими детьми. Такие слова как «чурка» заполонили разговорную речь учащихся, тем самым, нанося оскорбление нерусским детям.

Очень часто дети ввиду незнания, максимализма «гребут под одну гребенку», так стоит совершить, например, хакасу какую-нибудь оплошность, предположим, он малоусидчив, невнимателен на уроках, так вся нация будет восприниматься недалекой. Либо татарин, случайно опрокинувший кружку с чаем в столовой, вмиг начинает слыть неряхой, и дети не раз ему напомнят об этом.

Конечно, приведенные примеры не носят массовый характер, но зачастую такие ситуации могут ранить еще не сформировавшуюся личность ребенка. И, чтобы иметь более полное представление о взаимоотношениях среди учащихся, относящихся к разным этнокультурам в апреле-мае 2012года было проведено исследование, в основе которого — определение уровня этнической толерантности у школьников старших классов.

В процессе исследования необходимо было выяснить сложившееся отношение респондентов к вынужденным мигрантам, что является наиболее общим индикатором сформированного уровня этнической толерантности. Важнейшим показателем степени этнической толерантности стало отношение респондента к утверждению «Россия — только для русских». Предполагалось три формы отношения (от «полностью согласен» к «совершенно не согласен» при наличии также неопределенной позиции).

Важным показателем уровня этнической толерантности было наличие или отсутствие устоявшихся в общественном мнении негативных стереотипов восприятия вынужденных мигрантов в сознании учащихся. В качестве индикаторов данных стереотипов выступали следующие: наличие или отсутствие личной неприязни к мигрантам, раздражения по поводу их внешнего вида и особенностей поведения, представления об их «низкой культуре», непроизвольного отнесения вынужденных мигрантов к криминалу, немотивированного негативного отношения (без повода).

Всего было опрошено 87 учащихся старших классов.

Результаты проведенного опроса (Приложение 1) старшеклассников позволяют сделать вывод об общем позитивном отношении респондентов к вынужденным мигрантам (рис. 1).



Рис. 1. Уровень толерантности старшеклассников в МБОУ «Преображенская СОШ»

В основном это отношение избирательно положительное (49,3 %). Абсолютно положительно (с сочувствием) к вынужденным мигрантам относится чуть менее трети респондентов (26,2 %), абсолютно отрицательное отношение ко всем вынужденным мигрантам высказало незначительное количество опрошенных (8,2 %), невелико и количество старшеклассников с избирательно отрицательным отношением к мигрантам (16,3 %).

Более половины (52,3 %) учащихся сталкивались в обыденной жизни с негативным отношением к вынужденным мигрантам. В основном это проявлялось на рынке (60,9 %). Немного реже сельские школьники встречаются с неприязнью к мигрантам в личном общении (23,1 %). Проблемы во взаимоотношениях с мигрантами были только у 14,8 % опрошенных. Чуть выше показатели по строчке «негативное отношение к мигрантам, имели проблемы во взаимоотношениях с ними» (24,5 %).

Значительную роль в социальных отношениях играют и этнокультурные различия. Стереотипы поведения, религиозные различия, неуважение мигрантов к обычаям и традициям коренного населения, а также, наоборот, неприятие коренным населением обычаев и традиций вынужденных переселенцев являются сильным раздражающим фактором. Это отметили 23,3 % респондентов.

Существует ряд мотивов негативного отношения к вынужденным мигрантам. На первом месте — убеждение в более частой принадлежности мигрантов к криминалу (39,5 %), чем коренных жителей. Такое мнение респондентов сформировано средствами массовой информации. На втором месте среди мотивов — связь с наркоманией (18,6 %), которая среди мигрантов, якобы, широко распространена. Затем следуют культурно-поведенческие мотивы неприязни мигрантов: «внешний вид, особенности поведения» (15,1 %) и «низкая культура мигрантов» (10,5 %).

Под данными высказываниями следует понимать наличие у мигрантов ценностей и норм культуры, образцов социального поведения и обычаев, которые не идентичны культуре респондента. На следующем месте — «личная неприязнь» (3,5 %), и только она может быть связана с реальным негативным взаимодействием. У 19,8 % респондентов мотивы неприязненного отношения к вынужденным мигрантам не определены, т. е. имеет место немотивированно-неприязненное отношение к ним. Это связано с восприятием собирательного образа вынужденного мигранта, содержащего преимущественно негативно оценочные характеристики.

Большинство респондентов, отрицательно относящихся к людям, вынужденным переселиться в нашу страну, согласны с утверждением: «Россия — только для русских» (51,8 %). Это связано с тем, что у определенной части старшеклассников сформирован субъективный собирательный образ мигранта: он несет в себе угрозу экономическому состоянию коренных жителей, его культура и социальные отношения не соответствуют нормам, принятым в аут-культуре, его появление в местности влечет за собой различные проблемы: преступность и наркоманию.

Проведенное исследование показывает:

1. Отношение старшеклассников к мигрантам характеризуется средним уровнем толерантности.

2. Основными причинами такого отношения являются искаженные представления о мигрантах, сформированные средствами массовой информации.

Следующее исследование было проведено в сентябре 2012 года среди учащихся, являющихся непосредственными участниками проекта «Миротворец», которое проходило в виде предложенного опросника респондентам. Суть его такова. Школьников просят ответить на вопрос, насколько они согласны или несогласны с содержащимися в опроснике утверждениями. Каждое из таких утверждений представляет собой, в явной или скрытой форме, выражение толерантной или интолерантной позиции человека по отношению к людям других культур.
При отборе материалов для опросника я руководствовалась следующими принципами.
1. Формулировки содержащихся в опроснике утверждений должны быть понятными для детей и восприниматься ими однозначно;
2. Содержащиеся в опроснике утверждения должны побуждать подростка демонстрировать свое отношение к различным проявлениям инаковости - внешнему виду, образу жизни, поведению, ценностям, мнениям; к людям, представляющим иные расовые, этнические, конфессиональные, имущественные группы;
3. Утверждения анкеты должны дублировать друг друга, что позволит сделать результаты анкетирования более объективными;
4. Текст опросника составлен таким образом, чтобы избежать возможного конформного поведения подростков, попыток "угадать" ответ, "правильно" отнестись к тому или иному тезису. Для этого необходимо было предоставить школьникам возможность анонимного заполнения анкеты.

Кроме того, важно было так формулировать тезисы опросника, чтобы тот или иной ответ не выглядел в глазах подростка заведомо общественно одобряемым (Приложение 2).
Высокий уровень интолерантности выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Это проявляется в склонности человека характеризовать культурные отличия как отклонения от некоей нормы, как девиантность, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям, в желании "очистигь" от них пространство собственного бытия.

Это проявляется в пожелании даже попытаться взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Это вполне осознанная отрефлексированная позиция. Школьники, занимающие такую экстремистскую позицию, как правило, выделяются своим поведением, определенного рода публичными высказываниями, иногда даже и внешним видом.
Невысокий уровень интолерантности характеризуется тем, что ученик на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей независимо от национальной, религиозной принадлежности, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости человек пытается оправдать ссылками на общественное мнение ("все так считают"), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп ("все они такие"), личный неудачный опыт взаимодействия с ними ("я встречал таких людей и уверен, что..."). Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие наиболее вопиющие проявления интолерантности, как фашизм, геноцид, апартеид, человек при этом может легко навешивать на людей других

Российский сельский социум всегда был хранителем этнокультурных традиций, духовно-нравственных устоев многих поколений. К концу XX в. социально-экономическая и политическая нестабильность в стране привела к социокультурному неблагополучию, бедности и нищете. Стали исчезать промыслы, забываться ремесла, утрачивается значимость этнической связи между поколениями. В условиях глобальной по своим масштабам информационной трансформации сельского социума он продолжает сохранять традиционные черты российской ментальности. Ввиду этого необходимо было изучить уровень этнической толерантности среди населения поселка.

Интересные результаты были получены в ходе проведенного опроса среди населения поселка Преображенский Назаровского района (Приложение 3). Среди респондентов были работники дома культуры, школы, птицефабрики, работники почты, пенсионеры. Количество опрошенных составляет 30 человек.

Жители, относящиеся к высокому уровню толерантности, а их оказалось 34,2 %, умеют разделять ценности другой культуры и активно жить и работать в поликультурном мире. Средний уровень этнокультурной толерантности сельских жителей (45,3 %) отличается недостаточной осведомленностью учащихся об истоках своей этнической культуры и значимости культур других народов, о толерантности как общественной ценности. Низкий уровень (19,5 %) характеризуется несформированностью у жителей поселка представлений о ценностях культуры своего народа, отсутствием толерантности. Так, например, на вопрос «Как Вы относитесь к скинхэдам и другим националистическим организациям?» методист районного Дома культуры ответил: «Положительно. Это их выбор. Им хорошо в своих группах, организациях, почему нужно реагировать на них отрицательно?!» Для людей этого уровня характерно негативное поведение в условиях этнокультурного социума, отсутствие готовности к взаимопониманию и взаимодействию с представителями других культур, неспособность давать оценку своим действиям и поступкам других людей в условиях межкультурного диалога.

Подытоживая, скажем, что в п. Преображенском Назаровского района существует необходимость повышения уровня этнической толерантности и культуры межэтнического общения, как среди школьников, так и их родителей. Так как, весьма значительны показатели уровня этнической толерантности с избирательно отрицательным отношением к людям иной национальности (16,3 %) и абсолютно отрицательным - (8,2 %) среди школьников, а также 19,5 % родителей школьников обладают низким уровнем толерантности.

Проектирование среды этнокультурного воспитания в общеобразовательной школе.

Я буду рассматривать опытно-эксперементальную работу образовательного проекта «Миротворец» (Приложение 4). Так, например, формулируя тему проекта необходимо задаться вопросом: «Чем мы собираемся заниматься?», т.е. в названии проекта желательно отразить вид деятельности его участников. Существует два подхода к формулированию темы: метафорическое название проекта и описательное. Также, к названию проекта требуется его точность, лаконичность, в названии не должны повторяться слова. Исходя из выше сказанного, название проекту было выбрано «Миротворец», которое наиболее полно отображает запланированную деятельность участников проекта – «Творить мир внутри и вокруг себя!».

Однако, проектирование начинается не с выбора темы, а с определения проблемы, точнее, с описания проблемной ситуации и выделения противоречий. Убедительное обоснование актуальности имеет важное значение в творческом процессе проектирования, так как отражает результат поисков ответов на вопросы: почему этим необходимо заниматься? Какую проблему предстоит разрешить? Существует ли объективная необходимость в разрешении существующих противоречий?

Итак, «проблемная ситуация – это состояние в развитии объекта или явления, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития». В соответствии с данным определением, была выделена проблемная ситуация в поселке Преображенский, в котором реализовывался проект «Миротворец». Проблема состоит в том, что школа – эта та поликультурная среда в миниатюре, отражающая большой взрослый мир, в который детям в ближайшее будущее предстоит войти. И от того, с какими жизненными установками они войдут в него, будет зависеть состояние общества.

Более подробно я буду рассматривать проектирование среды этнокультурного воспитания в общеобразовательной школе через призму конкретного воспитательного процесса, в котором проектная деятельность играет ведущую роль.

Проектная деятельность в школе возведена в одно из ведущих направлений, формирующей ключевые компетенции, и данной технологией владеют все педагоги и основная часть учащихся. Метод проектов изучается школьниками в рамках элективных курсов, дополнительного образования, внеклассной деятельности. Конкурсы социальных проектов, общественные слушания лучших работ дают возможность детям демонстрировать свои успехи, коммуницировать в различных социальных структурах, таким образом, всех участников этого процесса сближает совместная творческая деятельность, сглаживает проблемы общения.

В процессе проектирования у учащихся формируются: навыки определения проблемы, постановки целей и задач, выдвижения гипотезы, прогнозирования результата, просчитывать риски, и т.д. Таким образом, алгоритмом проектирования учащиеся пользуются на уровне навыка применения.

Противоречие в педагогике понимается как несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Фиксация противоречия позволяет сформулировать вопрос: что должно быть сделано для разрешения противоречия? Таким образом, было выделено противоречие между необходимостью толерантного совместного проживания нескольких национальностей на территории поселка и частичное или полное отсутствие этнокультурного самосознания детей и их родителей.

Однако в рамках одного исследования рассмотреть объект исследования во всей полноте его аспектов и проявлений невозможно, поэтому объект проекта был определен, как процесс формирования навыков позитивного проживания учащихся в поликультурном мире.

Так, и предмет исследования – определенный «угол зрения», аспект рассмотрения объекта, отвечающий на вопрос «Что именно нас интересует в объекте», на основании этого предметом исследования является «клуб «Миротворец» как педагогическое средство формирования навыков позитивного проживания учащихся в поликультурном мире».

Следующим в структуре проекта его цель. Она определяется в процессе поиска решения сформулированной проблемы и тесно связана со снятием выделенных противоречий. Конкретная формулировка цели возникает из проблемы и является «прообразом» проектного продукта. Таким образом, цель проекта – создание (разработка, оформление, изготовление, конструирование и т. д.) проектного продукта, наличие (или отсутствие) которого легко проверить. На основании вышесказанного целью проекта явилось создание специально организованной образовательной среды посредством клуба «Миротворец» в МБОУ « Преображенская СОШ».

Задачи проекта представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию. То есть задачи служат средством реализации цели, носят инструментальный характер и формулируются в виде конкретных требований, предъявляемых к анализу и решению сформулированной проблемы.

Задачи проекта могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные предполагают поиск ответа на центральный вопрос6 каковы пути м средства достижения поставленной цели? Дополнительные задачи помогают выяснить сопутствующие главной проблеме обстоятельства, факторы, причины. Таким образом задачами проекта явились следующие:

– создание кадрового и материально-технического ресурса для функционирования клуба;

– достижение гражданского согласия среди населения через совместную общественно значимую деятельность;

– воспитание толерантного отношения к представителям разных национальных культур, социального статуса и интеллекта.

Гипотезой является обязательной структурой составляющей для исследовательских и информационных проектов и необязательной для проектов других типов. Обоснованность выдвинутой гипотезы (доказательного предположения) проверяется в ходе реализации проекта. При формулировании гипотезы разработчики проекта строят предположения о том, что будет, если…? При этом предположение не должно представлять собой всем известное и бесспорное суждение, не требующее доказательств, т. е. носить очевидный характер. Так, гипотеза проекта «Миротворец», сформулирована как: «Клуб «Миротворец» создаст среду, способную воспитать толерантное отношение субъектов образования», по сути содержит утверждение, с которым и так никто не будет спорить (понятно, что с появление клуба в нем будет создана определенная среда). Предположение же о том, что «созданная клубом среда будет способна воспитать толерантное отношение субъектов образования» очевидным не является и требует экспериментального подтверждения.

Описание проекта представляет собой краткое изложение проектной идей; этапов, методов и форм деятельности; основных мероприятий; механизма контроля процесса реализации проекта. Идея проекта «Миротворец» заключается в организации клуба, деятельность которого направлена на изучение истории, культуры народов, проживающих на территории поселка. Предполагается поисковая деятельность по возрождению народных промыслов, народного творчества, исследовательская работа по проблеме переселения народов, организации Дней национальных культур, Фестиваля Дружбы народов.

Участники проекта – это непосредственно те, кто принимал участие в разработке, реализации проекта. Итак, в проекте «Миротворец» на подготовительном этапе участниками стали педагоги дополнительного образования, которые осуществляли подбор команды, пиар-акции и обеспечивали административной поддержкой; на этапе реализации участниками проекта стали учащиеся школы и их родителей, педагоги дополнительного образования, администрация сельсовета; на заключительном этапе - работники сельских учреждений культуры и администрация сельсовета и педагоги дополнительного образования и члены клуба, которые реализовали проведение Фестиваля Дружбы народов, издание сборника ученических работ «История моей семьи в истории страны».

Целевую группу образовали люди, для которых задуман проект, от реализации которого они получат пользу или улучшение своей жизни, таким образом, определена следующая целевая аудитория:

  1. Проект направлен на привлечение пожилых людей разных национальностей в активную деятельность. Им есть, что передать детям: свой жизненный опыт, культуру разных народов. Рассчитывается привлечь к реализации около 50 пенсионеров. (7 человек из с. Ильинка, 4 – из д. Чердынь, 39 – из п. Преображенский);

  2. Учащиеся школы, 278 человек 1-11-х классов. Изучая историю и культуру своей семьи и народов, проживающих на территории муниципального образования, учащиеся будут формировать толерантное отношение к окружающим и этнокультурное сознание, получат навыки общения, исследовательской культуры, знания ремесел;

  3. Взрослое население - родители – 70 человек. Совместная деятельность объединяет людей разных поколений, разного социального статуса и разной национальной культуры.

После обсуждения основных задач проекта были продуманы последовательность действий по их решению и составлен календарный план основных мероприятий с указанием исполнителей, сроков и ожидаемых результатов. Календарный план был оформлен в виде таблицы, в которой были отображены перечень мероприятий, дата их реализации, исполнители и полученные результаты. В рамках реализации проекта проведено десять больших мероприятий: Дни татарской, немецкой, ингушской, славянской, армянской культуры, конкурс «Старая фотография. «Горжусь корнями древними своими», конкурс исследовательских работ «Переселенческая политика России», Фестиваль Дружбы народов, презентация книги «Семья – ковчег спасения», праздники – Масленица, Наурыз, мастер-класс «Традиционная кухня», оформлялись галереи известных татар, немцев, ингушей, русских, армян, украинцев и т.д. Так, в программу Дней ингушской культуры исполнители проекта включили следующие блоки: исследовательский (территориальное положение, государственная символика, история вынужденного переселения на примере конкретной семьи Хугоевых), культура (национальная одежда, национальная кухня, праздники, музыкальная культура, опыт семейного воспитания в ингушской семье), спортивные игры. Для ингушских семей, а их в поселке две, это стало значительным событием. На праздник специально приехали родственники из Красноярска, и из Ингушетии. Дети – Хугоевы и Цуроевы – Магомед, Имран, Назим, Маремм были групповодами в каждом блоке. С помощью своих родственников и педагогов они смогли увлечь всех школьников. Была представлена серьезная исследовательская работа «Переселение ингушей на примере семьи Хугоевых» (рук. Овчинникова Н.И.), которая вызвала слезы всех присутствующих, не только наших гостей-ингушей. Даже третьеклассники представили слайдовую презентацию «Государственная символика Ингушетии». Мама детей Хугоевых Марет Доламбековна показала мастер-класс «Национальная одежда», она выступила в роли модельера, а девочки-девятиклассники- в роли моделей. Так как вольная борьба является национальным видом спорта ингушей, то мальчики вместе с тренером, их дядей представили показательные выступления. В нашей школе этот вид спорта также хорошо развит, поэтому прошли еще и товарищеские бои. Что удивительно, в тех боях, где выигрывали мальчики- ингуши, свои призы они отдавали своим соперникам, объясняя, что тот очень достойно боролся. В отличии от родителей-русских, которые болели за своих детей, ингушские родители поддерживали всех, и даже больше – русских детей.

Мы узнали, что у ингушей не принято женщинам петь, танцевать, поэтому мужчины учили танцевать ребят и взрослых. Потом всех пригласили в галерею известных ингушей. Она располагалась в коридорах школы. Стены были увешаны цветными, яркими листочками с портретами, именами известных писателей, спортсменов, актеров. Каждый класс проводил небольшую экскурсию и обзор. В конце мероприятия было организовано чаепитие, с мастер-классом «Ингушский хлеб». Самая старшая женщина в семье пекла необычный пресный хлеб, который тут же подавался к столу. Русская бабушка кормила детей блинами. Всего за столом было почти сто человек. После этого праздника мы наблюдаем, как изменилось отношение к Хугоевым и Цуроевым не только в школе, но и в поселке. Они также стали активно принимать участие во всех мероприятиях и школы, и поселка. И хотя дети-ингуши не отличаются успехами в учебе, но их воспитанность, доброта, отзывчивость, желание помочь, они сегодня в школе чувствуют себя очень комфортно. Из наблюдений классных руководителей, психолога – школьники уже не наделяют детей нерусской национальности обидными прозвищами.

Ожидаемые результаты связаны с целью проекта, но не тождественны. Цель проекта реализуется в виде проектной деятельности, а результаты отражаются в позитивных изменениях, произошедших в людях, образующие целевую группу. В проекте основная идея заключается в организации мероприятий, на которых бы участники учились творить добро, мир, согласие в себе и вокруг себя.

Ожидаемые результаты проекта «Миротворец» заключаются в том, что исполнители (учащиеся и педагоги МБОУ «Преображенская СОШ») и целевая группа (представители национальных культур поселка, население и все учащиеся школы, родители) приобретут знания об истории родного края, сведения о культуре и быте, традициях семейного воспитания народов, проживающих в поселке. Таким образом, в совместной творческой деятельности преодолевались противоречия и негативные проблемы межличностных отношений.

Так, от проведения Дней национальных культур ожидания разработчиков проекта сбылись относительно повышения культуры общения между людьми разных национальностей, принятия друг друга, снижения конфликтности в школьной жизни, участие семей в жизнедеятельности школы и в поселке. Показателями эффективности здесь выступают мониторинг тревожности, диагностика уровня воспитанности.

Итоги опытно-экспериментальной работы.

В результате наблюдения за поведением, эмоциональным состоянием подростков во время ролевых игр, проблемных дискуссий, групповой рефлексии и анализу письменных работ школьников - сочинений, продуктов совместной игровой деятельности детей, анкетирования, я могу представить некоторые выводы, позволяющее увидеть качественные изменения.

В ходе наблюдений за поведением детей установлено повышение культуры межэтнического общения. Ранее в межличностном общении нередко можно было услышать от русских детей анекдоты, унижающие других детей иной национальности. Необходимо признать, что происходило это не со злым умыслом, намерением обидеть, а в силу отсутствия культуры межличностного общения. В связи с тем, что проект был направлен на формирование этнической толерантности, и на развитие культуры межэтнического общения в том числе, которое воспитывает взаимоуважение представителей разных этнических групп, такт и сдержанность в отношениях, способствует мирному сосуществованию различных этносов на одной территории, укрепляет сотрудничество этносов, содействует улучшению качества жизни жителей, что нашло отражение в поведении учеников. Учителя школы отмечают, что теперь сведены до минимума оскорбления, обидные анекдоты в адрес представителей иных национальностей, и как замечают учителя-предметники, на уроках во время занятий в группах, объединение детей происходит быстрее, учащиеся, говорящие с акцентом, теперь не остаются за пределами групп, они активнее работают на уроках, меньше волнуются при прочтении доклада.

Изменения произошли и во внеурочной деятельности. Среди детей малых национальных групп увеличилась активность в занятиях спортивными секциями, в художественно-эстетическом, декоративно-прикладном кружках. В одном из школьных концертов братья Хугоевы (Магомед, Имран, Назим, ингуши) исполнили лезгинку, что было встречено овациями в зрительном зале, а на празднике «За честь школы» татарская семья Субуханкуловых (Эльвира, Артур, Арев) исполнила старинную национальную песню-балладу.

При разработке проекта был запланирован механизм отслеживания эффективности его реализации, путем исследовательских работ на тему «Переселенческая политика России», причем, учащиеся были свободны в выборе содержания и героев работы. Они могли выбрать объектом исследовательских работ свою семью, либо семью иной национальности и проследить историю ее переселения в п. Преображенский. Приоритет был отдан данному виду мониторингу в связи с тем, что детям необходимо было встречаться с людьми разного поколения, другой национальности с целью получения информации, и от того, как будут проходить эти встречи, мы можем говорить о степени толерантности ребенка и степень его социализации.

Активное участие в написании исследовательских работах приняли 7 учеников. На начальном этапе, в выборе темы, стал очевиден интерес учеников к семьям, относящимся к иной национальности, к их истории, культуре. Три человека писали об истории переселения своей семьи и четыре – об истории переселения некоренных жителей поселка.

Так, например, Саша С. в начале своей работы «Переселение семьи Хугоевых» делает исторический экскурс по происхождению рода Хугоевых, ему удалось установить, на основе рассказов членов семьи, проживающих на территории п. Преображенский, что первые упоминания о предках Хугоевых датируются 1873г. Особое внимание в работе уделяется невзгодам, которые были вынуждены пережить члены семьи, основная доля которых выпадает на военное время. Несмотря на то, что нет ни одной семьи, в истории которой не было бы черных пятен, связанных с этим кровавым, голодным временем, но Саша подошел к описанию событий семьи Хугоевых особенно эмоционально, вся работа пронизана сопереживанием невзгодам, обрушившихся на эту семью. Описывает, как взрослые риском для собственной жизни пробирались на поля и собирали колоски, для того, чтобы накормить детей и стариков. Автор работы подчеркивает, какой дружной является семья Хугоевых, такой же она остается и по сей день, что удалось почувствовать Саше, приходя к ним в гости домой за интервью.

В конце работы Саша ставит перед собой вопрос, «почему, несмотря на огромные трудности, постоянно присутствующий страх смерти, чувство голода у людей военного и поствоенного времени, Хугоевы не чувствовали себя «чужими» на русской земле, а сегодня, когда уже забыт тот страх и ужас, они на русской земле не чувствуют себя дома?» Саша пытается найти ответ на свой вопрос. В рассуждениях он приходит к выводу, что связано это с тем, что многие просто не знают хорошо людей иной национальности. И от этого они подвергаются влиянию стереотипов, чужого мнения, не проявляя при этом желания проникнуться в историю, культуру людей иной национальности. «А ведь среди приезжих можно найти более достойных, культурных, интересных людей, чем среди русских». Так Саша приводит пример, что ислам это религия, приводящая к терактам, но это еще один стереотип, сложившийся среди русскоязычного населения. Саша, познакомившись поближе с семьей Хугоевых, а они исповедуют ислам, делает акцент на том, что именно религия помогает им быть терпимыми, несквернословными, что делает их более дружелюбными, поэтому необходимо проявлять уважение к исповеданию ислама. Автор приводит пример, что раньше одноклассники Имрана подсмеивались над тем, как он перед обедом в столовой шептал молитву, держа руки ладонями кверху перед собою. В работе Саша отмечает, что после непосредственного знакомства с семьей Имрана, ее историей и культуры всего ингушского народа он с уважением относится, когда слышит иностранную речь, когда при нем его одноклассник произносит молитву и если видит чью-то насмешку, то обязательно сделает теперь тому замечание. «Я понял, как был некогда несправедлив к людям другой национальности, считая их не такими, как мы… И теперь буду с уважением относиться к людям иной национальности, ведь разница между нами небольшая, только внешняя, объединять нас должно то, что мы одинаково хотим жить в мире и согласии».

Так же, как и Саша С. Света в своей работе «Переселение семьи Субуханкуловых» пишет о первых упоминаниях о предках рода Субуханкуловых. Она описывает историю семьи, подчеркивая ее трагичность. Данной семье пришлось не раз сменить место жительство, что связано было с разными причинами, но однажды пришлось переехать из-за возникших проблем в общении с русскоязычными детьми у старшего сына Рината. Приехав в п. Преображенский в ноябре 2008 года семья опасалась, что и здесь могут стать изгоями, но этого не случилось. Ни один из членов семьи не услышал вслед ни одного обидного слова, и это благодаря тому, что дети и их родители поняли, что нельзя проявлять интолерантность в отношении приезжих, поэтому участь изгоев Субуханкуловых не коснулась.

«Это наглядный пример тому, что как только мы стали терпимее, уважительнее жизнь отдельной семьи стала лучше. И теперь они вряд ли захотят куда-нибудь уехать, т. к. у нас в поселке их очень всех любят».

В русле сопереживания были написаны и остальные работы, после анализа которых, мы можем говорить о том, что у большинства учеников нам удалось вызвать интерес, неподдельное желание приблизиться к иной этнокультуре. Важно отметить, что учащиеся отнеслись к предстоящей работе очень ответственно, запаслись блокнотами, куда записывали примерные вопросы для своих респондентов и их ответы, стараясь делать это очень подробно. Уже в написанных работах авторы их использовали восклицательный знак, когда речь шла о несправедливости в отношении людей, история которых описывалась или когда описывается поступок, заслуживающий уважение. Не реже восклицательного знака в тексте встречается многоточие, тем самым, давая читателю прочувствовать трагичность судеб. Относительно содержания работ, необходимо отметить, что детьми была проведена нелегкая работа в сборе информации и структурировании работы.

Таким образом, полученные показатели оказались в пользу добрососедских отношений, так как подростки готовы осуществлять такого рода взаимодействие уже с представителями не только русской этногруппы, но и с ингушами, татарами, немцами, таджиками. Плодотворные отношения ребята готовы устанавливать с представителями этнических групп, в том числе и с теми, кто ранее входил в зону отчуждённых отношений.
Это говорит о том, что действительно в процессе включения детей в эмоционально значимую ситуацию, переживание и осознание подростком происходящего, во многом помогает осуществить процесс формирования не только личностной, социальной, но и этнической толерантности.
Таким образом, по результатам формирующего эксперимента действительно можно говорить о том, что уровень сформированности этнической и других видов толерантности гораздо выше в том случае, если сам подросток вовлечён в проблематику отношений, прочувствовал и пережил ситуации, прямо или косвенно наталкивающие его на размышления о необходимости толерантного отношения к окружающим людям.

На основании произошедших изменений можно сказать, что данная опытно-экспериментальная работа положила начало для воспитания личности с высоким уровнем культуры межэтнического общения (толерантная личность). Такая личность отличается культурными навыками общения в полиэтническом коллективе; уважительным отношением к этническому достоинству других народов, их культурам, обычаям, традициям и верованиям; отличается непримиримостью к проявлениям этнического эгоизма и тщеславия, этнического нигилизма; уважительно относится к культуре народа, к языку народа, на территории которого проживает.

Заключение.

Целью данной работы явилась разработка и апробация в условиях сельской общеобразовательной школы проекта «Миротворец», направленный на воспитание этнической толерантности подростков.

В данной работе были выделены несколько методов изучения проявления этнической толерантности, такие как наблюдение, опрос, тест, с помощью которых в п. Преображенском был проведен мониторинг учащихся и жителей поселка. Выбор был сделан в пользу данных методов в связи с тем, что при правильном использовании этих методов, можно определить уровень этнической толерантности.

В связи с выявленной проблемой, связанной с низким уровнем межэтнической культуры был разработан детско-взрослый проект «Миротворец», с реализацией которого будет создана среда, способная воспитывать толерантное отношение субъектов образования.

На основании произошедших изменений, описанных выше, можно сказать, что данная опытно-экспериментальная работа положила начало для воспитания личности с высоким уровнем культуры межэтнического общения.

Список литературы

1. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура. М., 2003. 71 с.

2. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М.. Толерантность: взгляд, поиск, решение. М.: Вербум - М, 2003. -168 с.

3. Бондырева С. К. Нравственность. Изд-во ИПСИ, МОДЭК, 2006 г. - С. 87.

4. Бромлей Ю.В. Очерки по теории этноса. - М.,1983) и В.И. Козлова ( Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. 2004. N 2

5. Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.

6. Декларация Принципов Толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995

7. Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: Изд-во МГУ, 2001г

8. Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. М.: ИС РАН, 2002.

9. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М. Аспект-пресс. 1997 (Переиздание. M., 2005).

10. Колпаков Е.М. Этнос и этничность // Этнографическое обозрение. 2005. № 5. С. 14-23.

11. Крысько, В. Г. Этнопсихологический словарь / под ред. В.Г. Крысько. М.: Москов. психолого-социальный ин-т, 1999. С. 246.

12. Мацковский М. С. Воспитание с любовью. Изд-во Центр обществоведческих ценностей, 1995 г. – С. 117.

13. Перцев А. В. Идея толерантности: учебное пособие; Урал. гос. ун-т им. М. Горького. – Екатеринбург, 2007. – С. 24.

14. Пчелинцева И. Толерантность и школьник. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003 г.

15. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1999. Т. 2. С. 307.

16. Соколовский С.В. Методы педагогических исследований. // Научные доклады. М., 2000. № 31.

17. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1.

18. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. - М.: «Ось-89», 2004 г., с 14-15

19. Юровских Н. Г. Толерантность как личностный и культурный феномен. Дисс. канд. филос. наук.– Омск, 2004. – 187с

20. Яковлева Н. Ф. проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск,2008).

  1   2   3

Похожие:

Одна из проблем и особенностей нашей школы это разнонациональный, полиэтнический состав учащихся. В школе обучаются дети разных национальностей: они icon• Законность
Самоуправление в школе – это принцип организации жизнедеятельности школьного коллектива, означающий права и обязанности его членов...

Одна из проблем и особенностей нашей школы это разнонациональный, полиэтнический состав учащихся. В школе обучаются дети разных национальностей: они iconЭлективный курс «Английский язык в сфере туристского менеджмента»...
Ору учащихся, входящие в состав профильного образования на старшей ступени школы. Содержание элективных курсов расширяет знания учащихся,...

Одна из проблем и особенностей нашей школы это разнонациональный, полиэтнический состав учащихся. В школе обучаются дети разных национальностей: они iconМетодические рекомендации по обучению русскому языку и литературе...
Проблема преподавания русского языка в многонациональных классах школы – одна из сложных проблем современности, имеющая не только...

Одна из проблем и особенностей нашей школы это разнонациональный, полиэтнический состав учащихся. В школе обучаются дети разных национальностей: они iconТема и содержание урока
Одинаковы ли они в разных организациях и в разных жизненных циклах компании? А в разных географических широтах?

Одна из проблем и особенностей нашей школы это разнонациональный, полиэтнический состав учащихся. В школе обучаются дети разных национальностей: они iconПортфолио ученика начальной школы
Портфолио это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умение ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности...

Одна из проблем и особенностей нашей школы это разнонациональный, полиэтнический состав учащихся. В школе обучаются дети разных национальностей: они iconПрограмма подготовки «спо» Квалификация (степень) выпускника
Туризм как одна из форм природопользования. Принципиальные формы и организационные особенности ведения туристической деятельности....

Одна из проблем и особенностей нашей школы это разнонациональный, полиэтнический состав учащихся. В школе обучаются дети разных национальностей: они iconРешение хронологических задач
Организация самостоятельной работы учащихся – одна из коренных проблем обучения. Она обеспечивает активное усвоение программного...

Одна из проблем и особенностей нашей школы это разнонациональный, полиэтнический состав учащихся. В школе обучаются дети разных национальностей: они iconМетодические рекомендации по подготовке учащихся к гиа по математике за курс основной школы
Слайд №2 Экзамен по математике это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения в основной школе, поэтому подготовка...

Одна из проблем и особенностей нашей школы это разнонациональный, полиэтнический состав учащихся. В школе обучаются дети разных национальностей: они iconСироты. Насилие в семье. Бездомные дети. Дети- инвалиды. Дети-заключенные...
Маринич В. В. кандидат медицинских наук, доцент ноу впо «Смоленский гуманитарный университет»

Одна из проблем и особенностей нашей школы это разнонациональный, полиэтнический состав учащихся. В школе обучаются дети разных национальностей: они icon1 Культура поведения учащихся в школе
Учащиеся при нахождении в школе обязаны выполнять «Правила культуры поведения для учащихся при нахождении их в школе». (Приложение...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск