Решение хронологических задач


Скачать 116.42 Kb.
НазваниеРешение хронологических задач
ТипРешение
Организация самостоятельной работы на уроках литературы.

учитель Лихачева Е.А.

Организация самостоятельной работы учащихся – одна из коренных проблем обучения. Она обеспечивает активное усвоение программного материала и овладение соответствующими практическими умениями и навыками.

Воспитательную силу самостоятельной работы для формирования творческой личности отмечал Л.Н.Толстой: « Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».

Задача для педагога заключается в том, чтобы учащийся не только усвоил программу, но и приобрел умение сознательно работать с книгой, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выделять существенные признаки того или иного явления, сопоставлять и группировать факты, делать выводы и обобщения, применять их в практике. Вот почему инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения, обеспечивающих не только прочные знания основ наук, но и формирование самообразовательных навыков, является одной из актуальных проблем педагогики. Эта проблема решается путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.

В педагогической литературе существуют различные классификации видов самостоятельной работы – по дидактическому назначению, по источникам знаний,   уровню продуктивной творческой деятельности учащихся. Задания должны быть как на воспроизведение знаний по образцу, так и творческого характера, требующие сложных мыслительных операций – анализа, аргументации, собственных выводов. Формы организации самостоятельной работы на уроках литературы могут быть самыми разнообразными:

  • Соотнести термин с разъяснением содержания.

  • Заполнить пропуски в предложениях.

  • Заполнить таблицу.

  • Решение хронологических задач.

  • Задания, связанные с проблемным подходом, личностной оценкой событий.

  • Организация работы над заголовком.

  • Составление схем, рисунков, таблиц, кроссвордов.

  • Организация работы над заголовком (назвать, придумать заголовок к данному тексту, дать заголовок без текста, предложить истолковать, о чем будет текст).

  • Умение задавать вопросы к тексту (диалог с текстом).

  • Умение выделять главную мысль текста.

  • Выдвижение и проверка гипотез.

  • Восполнение пробелов текста. Замена исходных данных.

  • Конструирование текста по данным предложениям. 

Довольно сложный вид самостоятельной работы на уроке литературы – составление плана по ответу учащегося, составление плана по лекции учителя. Составление кроссвордов по творчеству писателя – один из эффективных видов самостоятельной работы. Такая работа помогает учащимся самостоятельно знакомиться с литературой, творчеством писателя, расширяет кругозор, способствует развитию логического мышления, развивает интерес к предмету и творчеству писателя.

Удобна и другая форма самостоятельной работы по индивидуальным разноуровневым карточкам на зачетном уроке, а также самостоятельная работа по технологическим картам ( Приложение №1), когда необходимо раскрыть содержание того или иного произведения. Например:

  • Карточки для драмы «Гроза» А.Н.Островского.

№ 1. Быт и нравы «темного царства».

№ 2. В чем сила и слабость «самодуров русской жизни»?

№ 3. Почему Добролюбов назвал характер Катерины «русским сильным характером»?

№ 4. Кто виноват в гибели Катерины?

№ 5. Чем протест Катерины отличается от протеста Кулигина?

№ 6. В чем проявилась решительность, сила воли Катерины?

№ 7. Статья Добролюбова «Луч света в «темном царстве», ее основные положения.

  • Карточки для романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова .

1. Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли герой в соблюдении этой жизненной позиции?

2. Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими? Как его характеризуют отношения с Вернером и Грушницким?

3. Почему из всех женщин Печорин выделял Веру?

Найдите объяснение этому в записях от 16 и 23 мая.

Эпизод 1. Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина со слов «Да, такова была моя участь с самого детства...» до слов «Это меня не огорчит нимало».

Эпизод 2. Проанализируйте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в эпизоде раскрывается ум и неординарность характера Мери? Каким мы видим в эпизоде Печорина?

4. Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в себе? Как это его характеризует?

5. Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?

6. Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина? Каково поведение Печорина в сцене дуэли? Какие положительные и отрицательные черты подчеркивает в нем автор? Достоин ли герой сочувствия? Или осуждения?

7. Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей?

  • Карточки для поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

Индивидуальные задания

Манилов живет среди цветущих кустов сирени, стало быть, время действия — май. Коробочка в это время урожай собирает, значит, происходит это в сентябре. У Плюшкина — лето, кругом жара невыносимая (только в доме холодно), а в губернском городе — зима. Чичиков приезжает к Коробочке, когда на дворе вьюга, а свинья на дворе ест арбузные корки. Почему так? Случайно ли это? Проанализируйте смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках.

Индивидуальные задания

1. Найти фрагменты, где Чичиков изображается едущим в бричке. Что общего и особенного в этих отрывках?

2. Найти авторские отступления, связанные с образом дороги. Как меняется их пафос?

Самостоятельная творческая работа (мини-сочинение)

Возможные темы для письменных высказываний:

• Чем интересна повесть «Белые ночи» современным школьникам?

• Какова, по-вашему, главная идея повести?

• Какие страницы повести вызвали у вас наибольший интерес?

В ответах важна не правильность, а самостоятельность мысли ученика.

Самостоятельная работа стимулирует у учащихся произвольное внимание, поскольку при ее выполнении учащиеся сосредоточиваются на сравнении, сопоставлении. Чем занимательнее основной вопрос полученного задания для изучения и разнообразнее возможности его решения, тем более концентрируется внимание, тем более устойчивым и произвольным оно становится. Это позволяет учащимся не только найти правильный ответ на заданный учителем вопрос, но и обобщить проведенный сравнительный анализ, сформулировать заключительные выводы, т.е. довести самостоятельную работу до логического конца.
Самостоятельная работа обучающегося может служить основой перестройки его позиций в учебном процессе. При изучении пьесы А.Н. Островского «Гроза» я предлагаю учащимся вопросы:
Случайна ли гибель Катерины?   Возможен ли был другой путь?
Учащиеся выдвигают гипотезы, доказывают свою позицию. Выдвижение и проверка гипотез позволяют ещё раз обратиться к тексту  пьесы, понять мотивы поступка героини.
Объяснение материала целесообразно сопровождать заданиями для учащихся на систематизацию фактов, выявление причин и следствий тех или иных событий. Один из приемов организации самостоятельной работы учащихся – использование памяток во время лекции преподавателя. Например:

  • Запишите тему и план лекции.

  • Составьте тезисы, запишите выводы.

  • Выделите в записях трудные термины и объясните их значение.

  • Не упустите трудные даты.

  • Конспект лекции дополните сведениями из учебника.

  • Подготовьте ответы на вопросы, поставленные учителем перед лекцией.

Несмотря на важность самостоятельной работы при ее организации нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала. Нужно разумно сочетать в обучении изложение материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. Это требует высокого мастерства, которым должен овладеть каждый учитель.

Приложение №1

А. Т. Твардовский

Прочитайте вступительную статью и стихи и ответьте на вопросы:

  1. В чем заключается основной принцип ("сверхидея") творчества А. Т. Твардовского?

  2. Какова суть «завета»?

У каждого поэта есть программные стихи, в которых выражены его "сверхидея", жизненное кредо и нравственный устав. Для Пушкина это "Пророк", а для Твардовского - "...завет", где сошлась вся суть его поэтического принципа, то, что он не передоверил бы ''даже Льву Толстому'.

Талант Твардовского сформировался и окреп на войне.

Да, в каждой новой песне, в каждом стихотворении поэт так или иначе касался темы памяти павшим. Именно перед ними он нес ответственность за любую фальшь своего творчества, именно им посвятил лучшие свои работы.

Несомненно, что не все стихи Твардовского нравились власть имущим. О войне, как и о многом другом в те времена "диктатуры пролетариата'', не принято было говорить открыто и честно. Но поэт не умеет лгать. Не умеет и не вправе, так как он в долгу у своих соратников, выживших и павших в кровавые годы Отечественной. Поэт — не бог, он «лишь смертный», но ответственность из-за этого не уменьшается. Он обязан рассказать о том, что он действительно знает, возможно "лучше всех на свете'', рассказать так, как он сам хочет, а не как советуют апологи лживой пропаганды. Бой, в который до сих пор идет его главный герой Василий Теркин, продолжается и в мирное время. И суть "завета" неизменна.

* * *
Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете -
Живых и мертвых,- знаю только я.
Сказать то слово никому другому,
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому —
Нельзя. Не скажет, пусть себе он бог.
А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.

1958


** *
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же...


Памяти матери

Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока —
Еще в нашей юности ранней,
Еще у родного порога,

Когда нам платочки, носочки
Уложат их добрые руки,
А мы, опасаясь отсрочки,
К назначенной рвемся разлуке.

Разлука еще безусловней
Для них наступает попозже,
Когда мы о воле сыновней
Спешим известить их по почте.

И карточки им посылая
Каких-то девчонок безвестных,
От щедрой души позволяем
Заочно любить их невесток.

Так-сяк, не в ряд нарытая земля
Меж вековыми пнями да корягами,
И хоть бы где подальше от жилья,
А то — могилки сразу за бараками.

И ей, бывало, виделись во сне
Не столько дом и двор со всеми справами,
А взгорок тот в родимой стороне
С крестами под березами кудрявыми.

Такая то краса и благодать,
Вдали большак, дымит пыльца дорожная,
— Проснусь, проснусь, — рассказывала мать, —
А за стеною — кладбище таежное...

Теперь над ней березы, хоть не те,
Что снились за тайгою чужедальнею.
Досталось прописаться в тесноте
На вечную квартиру коммунальную.

И не в обиде. И не все ль равно.
Какою метой вечность сверху мечена.
А тех берез кудрявых — их давно
На свете нету. Сниться больше нечему.

* * *

Как не спеша садовники орудуют
Над ямой, заготовленной для дерева:
На корни грунт не сваливают грудою,
По горсточке отмеривают.

Как будто птицам корм из рук,
Крошат его для яблони.
И обойдут приствольный круг
Вслед за лопатой граблями...

Но как могильщики — рывком —
Давай, давай без передышки, —
Едва свалился первый ком,
И вот уже не слышно крышки.

Они минутой дорожат,
У них иной, пожарный навык:
Как будто откопать спешат,
А не закапывают навек.

Спешат, — меж двух затяжек срок, —
Песок, гнилушки, битый камень
Кой-как содвинуть в бугорок,
Чтоб завалить его венками...

Но ту сноровку не порочь, —
Оправдан этот спех рабочий:
Ведь ты им сам готов помочь,
Чтоб только все — еще короче.

А там — за невестками — внуки...
И вдруг назовет телеграмма
Для самой последней разлуки
Ту старую бабушку мамой.

* * *

В краю, куда их вывезли гуртом,
Где ни села вблизи, не то что города,
На севере, тайгою запертом,
Всего там было — холода и голода.

Но непременно вспоминала мать,
Чуть речь зайдет про все про то, что минуло,
Как не хотелось там ей помирать, —
Уж очень было кладбище немилое.

Кругом леса без края и конца —
Что видит глаз — глухие, нелюдимые.
А на погосте том — ни деревца,
Ни даже тебе прутика единого.

* * *

Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой...
Из песни

— Ты откуда эту песню,
Мать, на старость запасла?
— Не откуда — все оттуда,
Где у матери росла.

Все из той своей рожимой
Приднепровской стороны,
Из далекой-предалекой
Деревенской старины.

Там считалось, что прощалась
Навек с матерью родной,
Если замуж выходила
Девка на берег другой.

Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой...

Давней молодости слезы,
Не до тех девичьих слез,
Как иные перевозы
В жизни видеть привелось.

Как с земли родного края
Вдаль спровадила пора.
Там текла река другая —
Шире нашего Днепра.

В том краю леса темнее,
Зимы дольше и лютей,
Даже снег визжал больнее
Под полозьями саней.

Но была, пускай не пета,
Песня в памяти жива.
Были эти на край света
Завезенные слова.

Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой...

Отжитое — пережито,
А с кого какой же спрос?
Да уже неподалеку
И последний перевоз.

Перевозчик-водогребщик,
Старичок седой,
Перевези меня на ту сторону
Сторону — домой...

Анализ стихотворения М.И. Цветаевой « Тоска по родине! Давно…»

  1. Прочитайте стихотворение. Какие мысли и чувства оно у вас вызвало?

  2. Какие слова в той или иной вариации повторяются в стихотворении?

  3. Найдите однокоренные слова к слову «родной». Почему в стихотворении встречается целое родовое гнездо?

  4. Какие пунктуационные знаки встречаются чаще всего? Каково их назначение?

  5. Каким изобразительно-выразительным средствам отведена ключевая роль и произведении?

  6. Что говорит лирический герой о своем социальном статусе? Как варьируется это суждение? Для чего используются варианты одной и той же мысли?

  7. Без каких строк стихотворение приобрело бы совсем иной смысл ? Что позволяет утверждать: для М.И. Цветаевой " родина" и "рябина" – семантически близкие понятия?

  8. О чем это стихотворение? У М.И. Цветаевой есть такая строка: "Я любовь узнаю по боли..." Как можно было бы сформулировать идею стихотворения, если опираться на эти слова?



Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно —

Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что — мой,

Как госпиталь или казарма.
Мне все равно, каких среди

Лиц — ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной — непременно –
В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведём без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться — мне едино.
Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично — на каком

Непонимаемой быть встречным!


(Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен...)

Двадцатого столетья — он,

А я — до всякого столетья!
Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне всё — равны, мне всё — равно,

И, может быть, всего равнее —
Роднее бывшее — всего.

Все признаки с меня, все меты,

Все даты — как рукой сняло:

Душа, родившаяся — где-то.
Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей — поперек!

Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все — равно, и все — едино.

Но если по дороге — куст

Встает, особенно — рябина...

Май 1934






Похожие:

Решение хронологических задач iconРешение задач по отраслям права Решение задач по разделу «Право и экономика»
Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса, так как направлена на расширение...

Решение хронологических задач iconРешение химических задач
Содержание: умк по дисциплине в. Од 10 Решение химических задач для студентов направления подготовки 050100 (44. 03. 05) Педагогическое...

Решение хронологических задач iconРешение задач на кодирование графической информации. Растровая графика....
«5»). Приведенные задачи взяты из различных учебников (список прилагается). Подробно рассмотрены решения всех задач, даны методические...

Решение хронологических задач iconУчебное пособие задания на контрольную работу с методическими указаниями...
А4 в компьютерном оформлении. Решение задач и ответы на теоретические вопросы должны быть коротко, но четко обоснованы. При решении...

Решение хронологических задач iconТиповые правила использования сети Интернет в образовательной организации
Использование сети Интернет в образовательной организации направлено на решение административных задач и задач учебно-воспитательного...

Решение хронологических задач iconГбпоу «Лысковский агротехнический техникум» лпз дисциплины
Решение задач по теме: «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Решение хронологических задач iconМетодические указания по подготовке к семинарским /практическим/...
Учебным планом для изучения Особенной части уголовного права предусмотрены как лекционные, так и семинарские /практические занятия/....

Решение хронологических задач iconУрок математики «Решение задач на деление»
«Развитие учебно-информационных умений обучающихся как средство повышения качества образования»

Решение хронологических задач iconПлан-конспект урока математики в 8-м классе скоши по теме
«Решение примеров и задач на все действия с целыми числами и десятичными дробями»

Решение хронологических задач iconРабочая программа дисциплины «физическая культура»
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск