Скачать 116.42 Kb.
|
Организация самостоятельной работы на уроках литературы. учитель Лихачева Е.А. Организация самостоятельной работы учащихся – одна из коренных проблем обучения. Она обеспечивает активное усвоение программного материала и овладение соответствующими практическими умениями и навыками. Воспитательную силу самостоятельной работы для формирования творческой личности отмечал Л.Н.Толстой: « Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Задача для педагога заключается в том, чтобы учащийся не только усвоил программу, но и приобрел умение сознательно работать с книгой, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выделять существенные признаки того или иного явления, сопоставлять и группировать факты, делать выводы и обобщения, применять их в практике. Вот почему инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения, обеспечивающих не только прочные знания основ наук, но и формирование самообразовательных навыков, является одной из актуальных проблем педагогики. Эта проблема решается путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса. В педагогической литературе существуют различные классификации видов самостоятельной работы – по дидактическому назначению, по источникам знаний, уровню продуктивной творческой деятельности учащихся. Задания должны быть как на воспроизведение знаний по образцу, так и творческого характера, требующие сложных мыслительных операций – анализа, аргументации, собственных выводов. Формы организации самостоятельной работы на уроках литературы могут быть самыми разнообразными:
Довольно сложный вид самостоятельной работы на уроке литературы – составление плана по ответу учащегося, составление плана по лекции учителя. Составление кроссвордов по творчеству писателя – один из эффективных видов самостоятельной работы. Такая работа помогает учащимся самостоятельно знакомиться с литературой, творчеством писателя, расширяет кругозор, способствует развитию логического мышления, развивает интерес к предмету и творчеству писателя. Удобна и другая форма самостоятельной работы по индивидуальным разноуровневым карточкам на зачетном уроке, а также самостоятельная работа по технологическим картам ( Приложение №1), когда необходимо раскрыть содержание того или иного произведения. Например:
№ 1. Быт и нравы «темного царства». № 2. В чем сила и слабость «самодуров русской жизни»? № 3. Почему Добролюбов назвал характер Катерины «русским сильным характером»? № 4. Кто виноват в гибели Катерины? № 5. Чем протест Катерины отличается от протеста Кулигина? № 6. В чем проявилась решительность, сила воли Катерины? № 7. Статья Добролюбова «Луч света в «темном царстве», ее основные положения.
1. Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли герой в соблюдении этой жизненной позиции? 2. Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими? Как его характеризуют отношения с Вернером и Грушницким? 3. Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в записях от 16 и 23 мая. Эпизод 1. Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина со слов «Да, такова была моя участь с самого детства...» до слов «Это меня не огорчит нимало». Эпизод 2. Проанализируйте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в эпизоде раскрывается ум и неординарность характера Мери? Каким мы видим в эпизоде Печорина? 4. Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в себе? Как это его характеризует? 5. Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой? 6. Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина? Каково поведение Печорина в сцене дуэли? Какие положительные и отрицательные черты подчеркивает в нем автор? Достоин ли герой сочувствия? Или осуждения? 7. Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей?
Индивидуальные задания Манилов живет среди цветущих кустов сирени, стало быть, время действия — май. Коробочка в это время урожай собирает, значит, происходит это в сентябре. У Плюшкина — лето, кругом жара невыносимая (только в доме холодно), а в губернском городе — зима. Чичиков приезжает к Коробочке, когда на дворе вьюга, а свинья на дворе ест арбузные корки. Почему так? Случайно ли это? Проанализируйте смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках. Индивидуальные задания 1. Найти фрагменты, где Чичиков изображается едущим в бричке. Что общего и особенного в этих отрывках? 2. Найти авторские отступления, связанные с образом дороги. Как меняется их пафос? Самостоятельная творческая работа (мини-сочинение) Возможные темы для письменных высказываний: • Чем интересна повесть «Белые ночи» современным школьникам? • Какова, по-вашему, главная идея повести? • Какие страницы повести вызвали у вас наибольший интерес? В ответах важна не правильность, а самостоятельность мысли ученика. Самостоятельная работа стимулирует у учащихся произвольное внимание, поскольку при ее выполнении учащиеся сосредоточиваются на сравнении, сопоставлении. Чем занимательнее основной вопрос полученного задания для изучения и разнообразнее возможности его решения, тем более концентрируется внимание, тем более устойчивым и произвольным оно становится. Это позволяет учащимся не только найти правильный ответ на заданный учителем вопрос, но и обобщить проведенный сравнительный анализ, сформулировать заключительные выводы, т.е. довести самостоятельную работу до логического конца. Самостоятельная работа обучающегося может служить основой перестройки его позиций в учебном процессе. При изучении пьесы А.Н. Островского «Гроза» я предлагаю учащимся вопросы: Случайна ли гибель Катерины? Возможен ли был другой путь? Учащиеся выдвигают гипотезы, доказывают свою позицию. Выдвижение и проверка гипотез позволяют ещё раз обратиться к тексту пьесы, понять мотивы поступка героини. Объяснение материала целесообразно сопровождать заданиями для учащихся на систематизацию фактов, выявление причин и следствий тех или иных событий. Один из приемов организации самостоятельной работы учащихся – использование памяток во время лекции преподавателя. Например:
Несмотря на важность самостоятельной работы при ее организации нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала. Нужно разумно сочетать в обучении изложение материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. Это требует высокого мастерства, которым должен овладеть каждый учитель. Приложение №1 А. Т. Твардовский Прочитайте вступительную статью и стихи и ответьте на вопросы:
У каждого поэта есть программные стихи, в которых выражены его "сверхидея", жизненное кредо и нравственный устав. Для Пушкина это "Пророк", а для Твардовского - "...завет", где сошлась вся суть его поэтического принципа, то, что он не передоверил бы ''даже Льву Толстому'. Талант Твардовского сформировался и окреп на войне. Да, в каждой новой песне, в каждом стихотворении поэт так или иначе касался темы памяти павшим. Именно перед ними он нес ответственность за любую фальшь своего творчества, именно им посвятил лучшие свои работы. Несомненно, что не все стихи Твардовского нравились власть имущим. О войне, как и о многом другом в те времена "диктатуры пролетариата'', не принято было говорить открыто и честно. Но поэт не умеет лгать. Не умеет и не вправе, так как он в долгу у своих соратников, выживших и павших в кровавые годы Отечественной. Поэт — не бог, он «лишь смертный», но ответственность из-за этого не уменьшается. Он обязан рассказать о том, что он действительно знает, возможно "лучше всех на свете'', рассказать так, как он сам хочет, а не как советуют апологи лживой пропаганды. Бой, в который до сих пор идет его главный герой Василий Теркин, продолжается и в мирное время. И суть "завета" неизменна.
Анализ стихотворения М.И. Цветаевой « Тоска по родине! Давно…»
|
Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса, так как направлена на расширение... | Содержание: умк по дисциплине в. Од 10 Решение химических задач для студентов направления подготовки 050100 (44. 03. 05) Педагогическое... | ||
«5»). Приведенные задачи взяты из различных учебников (список прилагается). Подробно рассмотрены решения всех задач, даны методические... | А4 в компьютерном оформлении. Решение задач и ответы на теоретические вопросы должны быть коротко, но четко обоснованы. При решении... | ||
Использование сети Интернет в образовательной организации направлено на решение административных задач и задач учебно-воспитательного... | Решение задач по теме: «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность» | ||
Учебным планом для изучения Особенной части уголовного права предусмотрены как лекционные, так и семинарские /практические занятия/.... | «Развитие учебно-информационных умений обучающихся как средство повышения качества образования» | ||
«Решение примеров и задач на все действия с целыми числами и десятичными дробями» | Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |