Скачать 372.69 Kb.
|
Безбородова, С. В. Историко-педагогические предпосылки развития технологий учебного процесса в образовательном учреждении [Электронный ресурс] / С. В. Безбородова // Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2007-2.html, свободный. (1,5 п.л.) Безбородова Светлана Валентиновна, зам. директора по учебной работе Камского государственного автомеханического техникума Историко-педагогические предпосылки развития технологий учебного процесса в образовательном учреждении Объективные условия, связанные со стремительным позиционированием передовых технологий, современных информационных средств и систем на производстве определяют необходимость внесения существенных изменений в подготовку выпускника образовательного учреждения. Интенсификация учебного процесса позволит повысить результативность и эффективность учебного процесса всей целостной системы образования в определенный стандартом промежуток времени при минимизации затрат. Интенсификация учебного процесса, безусловно, является насущной потребностью современного образования и обусловлена не только необходимостью освоения большого объема информации учащимся за время обучения, но и направлена на поиск новых педагогических приемов, позволяющих повысить познавательную активность обучающихся, мотивацию их обучения, самостоятельность, возможность ускоренного усвоения изучаемых дисциплин, формирования и развития знаний, умений и навыков. Создание технологии интенсификации учебного процесса в образовательном учреждении во многом снизит риск успешности в учебной деятельности учащихся и тем самым позволит избежать социально-экономические потери в дальнейшей деятельности. Технология (от греч «техне» – мастерство и «логос» – слово, наука) или совокупность сведений о различных физических, химических и других способах обработки (или переработки) сырья, полуфабрикатов, изделий (в переносном смысле технологией называют и описание этих способов в виде инструкций, графиков, чертежей, технологических карт и т.д.), также сами процессы такой обработки – технологические процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта. В педагогической литературе существуют более чем трехсот разных определений понятия «дидактическая технология», «технология обучения», «технология педагогического процесса», «образовательная технология», «педагогическая технология» и т.д., непосредственно относящиеся к педагогическому процессу. Термин «педагогическая технология» имеет свою историю формирования и данное понятие в истории педагогики и образования пережило несколько этапов развития. I период (40-е – середина 50-х гг. ХХ в.) связан с появлением термина «технология» в образовании, что, в свою очередь, означал применение аудиовизуальных средств в учебном процессе. II период (середина 50-х – 60-е гг. ХХ в.) – под «технологией образования» стали подразумевать новый вид обучения – программированное обучение. III период (70-е гг. ХХ в.) – появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей. IV период (с начала 80-х гг.) – создание компьютерных и информационных технологий обучения. Если еще раз обратиться к эволюции понятия «педагогическая технология», то можно выделить два течения в педагогике: 1) одно ориентируется на все расширяющиеся возможности технических средств в учебном процессе (его можно назвать «технология в образовании» или «технология в обучении»); 2) другое означает технологию построения самого учебного процесса и имеет название «технология обучения» или «педагогическая технология». Далее поведем разговор о втором направлении. В основе этого направления лежит идея о том, что существуют общие закономерности процесса обучения, с помощью которых можно построить единую, эффективную систему обучения, обеспечивающую функции школы в отношении всех или подавляющего большинства учащихся. Первой попыткой создать такой технологический процесс обучения с гарантированными результатами было программированное обучение, которое возникло в 60-х гг. XX столетия в связи с проникновением идей кибернетики в педагогику. Целью программированного обучения была оптимизация управления процессом учения. Программированное обучение предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учащийся с помощью особым образом подготовленных дидактических средств (программы) может самостоятельно приобретать новые знания и умения. Необходимыми составляющими программированного обучения являются наличие:
Цель управления состоит в изменении наличного состояния управляемого объекта, в доведении его до заранее намеченного уровня. Для этого разрабатывается программа, которая обеспечивает последовательное прохождение каждым учащимся всех этапов усвоения. Без этого обучающий процесс не может гарантировать усвоение учащимся знаний и умений с теми качествами, которые предусмотрены целями обучения. Эффективность управления процессом усвоения обеспечивается наличием следящей обратной связи. Информация о ходе процесса усвоения поступает не только к учителю, но и к ученику. Информация, полученная на основе обратной связи, перерабатывается, и на ее основе вырабатываются корректирующие воздействия. Американский педагог У.Шрамм называет программированное обучение «автоматическим репетитором», «который ведет учащегося путем коротких логически связанных шагов так, что он почти не делает ошибок и дает правильные ответы, которые немедленно подкрепляются путем сообщения результата, в результате чего он движется последовательными приближениями к ответу, который является целью обучения». Эту идею полной управляемости учебного процесса педагогическая технология унаследовала от программированного обучения. Сущность педагогической технологии состоит в том, чтобы, опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать достижение четко поставленных целей. Поэтому механизм постановки целей становится важнейшим исходным условием педагогической технологии. По мнению сторонников технологического подхода к организации учебного процесса, три первых способа формулировки целей обучения не придают целям определенности, которую можно проверить. Так, если цели формулируются через изучаемое содержание, это только указывает на область знаний, о которой будет идти речь на уроке, и не дает никаких конструктивных начал для построения учебного процесса. Если цели формулируются через деятельность учителя, это сосредоточивает учителя на его собственной деятельности, а не на реальных результатах обучения. Если же цели формулируются через внутренние процессы развития учащихся (процессы мышления, понимания, восприятия, представления, анализа, синтеза и т.д.), то как можно сделать вывод о достижении этих целей, ведь внутрь психических процессов проникнуть невозможно. Поскольку внутрь психических процессов проникнуть невозможно, рассуждают сторонники этого подхода, то психическое (в том числе умственное) развитие личности можно отождествить только с реальными действиями, которые обучаемый может продемонстрировать. Следовательно, цели обучения должны формулироваться таким образом, чтобы из них однозначно явствовало, какими умениями и навыками должен обладать ученик; какие умения, навыки и познавательные достижения он может реально продемонстрировать. Педагогическая технология предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в таких действиях учеников, которые можно реально опознать. Такие цели называются диагностичными (диагностируемыми, диагностическими или операциональными). Для того, чтобы оказать помощь учителю в формулировании диагностичных целей обучения (и в конечном итоге облегчить планирование учебного процесса и выработку процедур оценки), американские ученые под руководством Б.С. Блума разработали таксономии учебных целей в познавательной, эмоциональной и психомоторной сферах деятельности учащихся (таксономия целей обучения – это систематизация целей обучения, в основе которой лежит последовательность уровней усвоения учебного материала), которая представлена в таблице № 1. Таблица 1. Таксономия педагогических целей в познавательной сфере
В педагогической технологии много внимания уделяется четкому описанию целей обучения. Связано это с тем, если цель сформулирована диагностично (то есть ее достижение можно надежно опознать), то весь ход обучения может ориентироваться на ее признаки, как на эталон. При этом результат, достигнутый учащимися на каждом этапе обучения, сравнивается с эталонными признаками поставленной цели, то есть все время осуществляется непрерывный контроль степени продвижения учащихся к намеченным целям, который сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения. В соответствии с этим ход технологически организованного учебного процесса может выглядеть как в таблице 2. Таблица 2. Технологический подход к организации учебного процесса
Ориентация на цель, диагностическая проверка текущих результатов, разбивка обучения на отдельные обучающие эпизоды – в итоге создается воспроизводимый обучающий цикл, состоящий из следующих моментов: 1) планирование обучения на основе точного определения его желаемого эталона в виде набора наблюдаемых действий учащихся; 2) предварительная оценка обученности учащихся; 3) обучающая фаза – совокупность учебных процедур, сопровождающаяся коррекцией на основе оперативной обратной связи; 4) оценка результатов. Описанная последовательность этапов (фаз) фактически представляет собой циклический алгоритм деятельности учителя, повторение которого (с соответствующими вариациями целей, конкретных процедур обучения и способов контроля) исчерпывает весь учебный процесс. При этом логика воспроизводимого обучающего цикла предполагает преимущественно репродуктивное обучение: предъявление ученикам образцов действий с учебным материалом и организация их отработки учащимися. Однако, как известно, результат обучения не исчерпывается совокупностью репродуктивно усвоенных знаний, умений и навыков, но предполагает формирование опыта поисковой (творческой) деятельности. Репродуктивную направленность воспроизводимого обучающего цикла восполняет схема английского дидакта А.Д. Ромишовского: 1) сообщение новых знаний; 2) формирование умений на репродуктивном уровне: а) демонстрация деятельности в целом и по элементам; б) отработка умения в упрощенных условиях (по операциям); в) организация самостоятельной практики с непременной обратной связью и положительным эмоциональным подкреплением. Переход к поисковой творческой деятельности: а) организация проблемных ситуаций, решение нестандартных задач, имитационное моделирование реальности; б) анализ учащимися своей деятельности и обсуждение. В отечественной педагогике есть некоторые ответы на нерешенные в рамках технологического подхода вопросы. Так, творческая деятельность учащихся может стать предметом эффективного руководства. В технологически же организованном учебном процессе акцент делается на воспроизводимых моментах обучения. Педагогическая технология – это совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса. В настоящее время педагогическая технология понимается как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению целей, задач, закономерностей, принципов, содержания, методов, форм, средств, достигаемого результата и разработке оптимальных обучающих систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками. В отечественной литературе термин «педагогическая технология» употребляется очень широко. Он может обозначать направление дидактики, затем – технологически разработанную обучающую систему, далее – систему методов и приемов учителя, наконец, методику и отдельные методы воспитания (например, технология организации групповой деятельности). Главная проблема, подлежащая решению с помощью технологии – это управление процессом интенсивного обучения. Традиционные, «нетехнологичные» методики обучения имеют недостаток – значительную «размытость», неопределенность, нечеткую целевую направленность и мало управляемые процедуры учения, субъективную и эпизодическую проверку усвоенного. Любой процесс обучения реализуется в рамках педагогической (дидактической) системы. Отличительными характеристиками педагогической технологии являются:
|
«Об образовании», Постановлением Правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального... | «Об образовании», Постановлением Правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального... | ||
Настоящее положение определяет организацию учебного процесса по очной форме обучения в Государственном профессиональном образовательном... | Собеседование с зам директора по учебной части, зам директора по практическому обучению (зав практикой), председателем соответствующей... | ||
Университет), в соответствии с пунктом 63 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования... | Гиа выпускников, это неотъемлемая часть учебного процесса, его естественное завершение. Она позволяет выявить общий уровень интеллектуального... | ||
Введение. Общие сведения о дошкольном образовательном учреждении, его характеристика | Согласно требований государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и плана учебного процесса техникума... | ||
В конце учебного года классный руководитель сдаёт журнал заместителю директора по учебно-воспитательной работе. После проверки журнала... | Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |