Скачать 0.71 Mb.
|
1. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ Ю.П. Предметом юридической психологии являются различные явле- ния психики, индивидуально-психологические особенности личнос- ти участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприме- нительной деятельности, социально-психологические закономер- ности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей. Содержание юридической психологии как отрас- ли психологической науки, включает в себя помимо разработки общих для нее вопросов (предмет, система, методы и т.д.) проблематику, относящуюся к психологии нормативно-правовой регуляции, психологического обеспечения применения норм права, правотворчества, к правовому сознанию ≪как результату психического отражения правовой действительности, источнику правовой активности людей и внутреннему регулятору их юридически значимого поведения≫. Психологические аспек- ты правосознания, составляющие правовую психологию, по мнению А.Р.Ратинова, выполняют в юридической психологии концептуальную роль и являются стержневыми для нее в целом. Ю.П. призвана изучать не только психические явления у отдельных участников процесса осуществления правосудия, отношения между ними, но она должна исследовать психологические особенности самой деятельности, связанной с осуществлением правосудия в целом, ее отдельных функций. Основные задачи: • разработка психологических основ уголовно-правового, гражданско-правового, административно-трудового, семейного законодательства и процесса его применения, психологических основ нормативно-правовой регуляции в целом различных правоотношений; • психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов различной специализации, наиболее эффективного применения ими норм права, оказание им психокоррекционной помощи в их повседневной работе в условиях значительных нервно-психических перегрузок; • исследование психологических аспектов противоправного (преступного) поведения людей, разработка мер психологического воздействия на таких лиц в целях предупреждения преступности, разоблачения тех, кто причастен к совершенным преступлениям; • изучение психологических особенностей, мотивов совершения наиболее опасных видов преступлений против жизни и здоровья граждан, имущественных преступлений, а также преступлений техногенного характера, повлекших массовую гибель людей, нанесших значительный ущерб окружающей среде, производственной деятельности и т. п.; • совместное с криминологами изучение личности тех, кто совершает преступления; • изучение закономерностей социально-психологических процессов, происходящих в обществе, внутригрупповых, межличностных отношений среди людей негативного характера, групповой и организованной преступности, круговой поруки и т.п., влияния этих явлений на личность, поведение людей; разработка методов психологического характера борьбы с организованной преступностью; • исследование проблем правового сознания в нашем обществе,разработка приемов и методов формирования правового сознания различных социальных слоев и групп населения, общественно полезных социальных установок, мотивов, лежащих в основе законопослушного поведения граждан; • дальнейшее развитие института судебно-психологической (ком- плексной психолого-психиатрической) экспертизы, расширение ее возможностей, разработка новых направлений ее исследований; • совместная с криминологами разработка мер профилактической работы, направленных на сокращение преступности в стране.
Личностные типы — это качественно различающиеся категории, к которым можно относить различных людей в зависимости от ведущих, наиболее устойчивых свойств, положенных в основу той или иной клас- сификации. Личность лица, совершившего преступление, характеризуется совокупностью ряда признаков, являющихся - Основой типологии лиц, совершивших преступления:
По Еникееву типу(ценносно-ориентированные)
Использование научных знаний в этих областях с привлечением достижений психологии имеет более чем двухвековую историю, начало которой относится к концу XVIII в. Свидетельством -этого является одна из первых работ, которую можно с полным основанием внести в библиографию юридической психологии, написанную в 1792 г. немецким естествоиспытателем К. Эккартсгаузеном (1752—1803) ≪О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений≫. В XIX в. основное внимание обращается к проблеме личности преступника, чему в немалой степени способствовали труды известного итальянского психиатра и криминолога, основоположника так называемой антропологической школы, автора теории ≪прирожденного преступника≫ Ч. Ломброзо (1836—1909).Существенный вклад в развитие и самостоятельное оформление криминальной психологии в качестве научной области знания в начале XIX в. внесли другие немецкие ученые: Ю. Фридрих, написавший в 1915 г. работу ≪Значение психологии в борьбе с преступностью≫ Другое направление научных исследований, по существу ставших основой той области научных знаний, которое впоследствии оформилось в виде судебной психологии, было связано с разработкой психологических проблем уголовного процесса, расследования преступлений, проведения следственных и судебных действий. И здесь на первом месте стоят работы известного немецкого криминалиста Г. Гросса: ≪Руководство для судебных следователей как система криминалистики≫ (1892), а также его ≪Криминальная психология≫ (1898) Таким образом, к началу XX в. наметились два основных направления в прикладных психологических исследованиях, проводимых в интересах правоохранительной деятельности: криминальная и судебная психология.Следующее направление, которое привлекало в этот период пристальное внимание ученых и практиков, сосредоточилось на ≪диагностике ложных показаний≫, ≪диагностике причастности≫ к совершенному преступлению (М. Вертхеймер и др.).В конце XIX в. экспериментальные исследования свидетельских показаний способствовали постановке вопроса об использовании психоло- гических знаний непосредственно в ходе предварительного расследования, судебного рассмотрения уголовных дел с привлечением специалистов-психологов, т.е. встал вопрос о введении в уголовный процесс судебно-психологической экспертизы. Так, уже в 1806—1812 гг. в Московском университете читался курс ≪Уголовной психологии≫. К зарождающейся судебной психологии оказали взгляды известного правоведа Л.И. Петражицкого(1867—1931), эмигрировавшего после революции из России. Л.И. Пет- ражицкий, преувеличивая роль подсознательной, эмоциональной сферы психики в поведении людей, попытался разработать ≪психологическую теорию права≫, интерпретировав право с позиции психологии. Это была своего рода попытка слияния психической материи с правовой.В 1925 г. в Москве создается первый в мире Государственный институт по изучению преступности и преступника.Значительно отстают научные исследования пси- хологического характера в области гражданского судопроизводства, семейного, трудового, предпринимательского права и в некоторых других отраслях правоприменительной деятельности. Отсутствует система подготовки кадров судебных психологов, специалистов с высшим психолого-правовым образованием, до сих пор в стране не создан институт судебно-психологической экспертизы, в ряде правоохранительных органов отсутствует профессионально-психологический отбор. 4.Насильственный тип преступника Для лиц, совершивших насильственные преступления, характерной чертой поведения является их агрессивность, которая сопровождается враждебностью, гневом и ненавистью.
Следует заметить, что личность убийцы характеризуется способом совершения убийства, что квалифицируется соответствующей статьей УК РФ, например убийство, совершенное с особой жестокостью, общеопасным способом, с целью скрыть другое тяжкое преступление и т.д. Именно способ совершения убийства свидетельствует о повышенной общественной опасности личности совершившего такое преступление.
Вывод: лица, совершавшие насильственные преступления, достигали своих преступных целей агрессивными способами, примитивно и грубо.
Юридическая психология имеет свою систему, состоящую из следующих разделов: 1) правовая психология, изучающая право как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания; 2) криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности; 3) психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе; 4) психология судебной деятельности, состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений;исправительная 5)психология, задачами которой являются изучение психологических проблем самого наказания, психологии осужденных к лишению свободы для социальной адаптации освобожденных.
Следует -заметить, что причины всех корыстных преступлений надо искать в условиях, которые формируют корыстные установки личности, такие условия связаны с ослаблением социального контроля. Психология данного типа личности преступника формируется на почве безнаказанности. возникающей на фоне бесконтрольности со стороны компетентных правоохранительных органов. В условиях сегодняшней действительности корыстные преступления связываются не только с личной материальной выгодой, но и с хозяйственной необходимостью. У лиц, совершающих корыстные преступления, зачастую формируется особый тип поведения это своего рода зависимость поведения от конкретной ситуации, которая зачастую связана с отсутствием социального контроля
Особая актуальность разработки методологических вопросов ощущается там, где имеются прямые выходы теоретических, экспериментально-психологических исследований юридической психологии в практику (вопросы судебно-психологической экспертизы, психологические аспекты борьбы с различными преступлениями, психологический отбор в правоохранительные органы и т.д.). Именно здесь возникает особая ответственность за публикуемые результаты и выводы о сущности психологического и детерминантах его развития. Содержанием методологии науки являются идейно-теоретические, мировоззренческие позиции,принципы, определяющие подходы к изучаемым явлениям, методы ис- следования, объясняющие различные феномены, а также получаемые результаты в ходе проводимых исследований. Юридическая психология, как и любая другая наука, опирается на следующие научные (психологические) принципы познания: объективности (объективное исследование любых, в том числе психических явлений;) детерминизм,а причинная (каузальная) обусловленность различных проявлений психики; системность и, наконец, принцип изучения психики в ее развитии, в тесном единстве сознания и деятельности; отражения. Научные: законности; равенства; призумпции невиновности,; гуманного отношени. Методы изучения личности не должны противоречить этическим нормам, ущемлять права граждан, гарантированные Конституцией РФ, противоречить требованиям уголовно-процессуального закона, принципу законности.
Профессиональная преступность заключается в том, что совершение преступлений становится образом жизни. С точки зрения психологии преступник-профессионал является рецидивистом, т.е, устойчивым преступником, привычным к общественно опасной форме поведения. Рецидивная преступность является проявлением устойчивых антисоциальных и криминальных черт поведения указанной категории лиц. Поведение рецидивиста вступает в противоречие со здравым смыслом, именно поэтому возникает феномен асоциального неконтролируемого поведения, которое носит весьма устойчивый характер. Для рецидивистов характерной чертой их поведения является равнодушие к возможному наказанию и общественному осуждению. Рецидивная преступность взаимосвязана с различными психическими аномалиями (психопатия, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами). Следует сказать несколько слов о преступных вооруженных объединениях рецидивистов, которые характеризуются повышенной общественной опасностью, т.к. в таких преступных объединениях совершенствуется криминальная квалификация их участников, что позволяет весьма успешно совершать различные преступления. Для поддержания руководителей таких преступных объединений создаются специальные денежные фонды, за отказ от внесения взносов в такие фонды назначаются суровые наказания. Все это говорит об огромной общественной опасности таких преступных объединении. |
I. Предмет, методы и структура юридической психологии. Краткий очерк исторического развития юридической психологии 4 | Не игнорируя ранние философские школы мышления, мы сосредоточились на том, что непосредственно связано со становлением психологии... | ||
Эдуардовича Воронина – доктора юридических наук; специалиста в области уголовного процесса, криминалистики и юридической психологии;... | Предметом регулирования настоящего административного регламента являются отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной... | ||
Предметом регулирования настоящего административного регламента являются отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной... | История современной психологии / Пер с англ. А. В. Говорунов, В. И. Кузин, Л. Л. Царук / Под ред. А. Д. Наследова. – Спб.: Изд-во... | ||
Сидорова Ивана Сергеевича, старшего преподавателя кафедры общей психологии факультета педагогики и психологии | Предметом его размышлений стал он сам, а именно его место во вселенной, тайны его происхождения, его физические и психические свойства,... | ||
Общий практикум по психологии: Метод наблюдения. Метод. Указания. Часть 1 / Под,ред. М. Б. Миxaлевской. М.: Изд-во Моск ун-та. 1985.... | Порядок оказания бесплатной юридической помощи в Управлении Федерального казначейства |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |